Полномочия по контролю в сфере государственного оборонного заказа с 1 января 2015 года переданы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Контроль осуществляется в нынешнем виде не так давно, но уже появились полезные наработки. Если говорить о ФЗ-44, то ФАС контролирует с момента публикации извещения на официальном сайте до момента заключения контракта. То есть это самый активный период, когда участник закупки может подать жалобу. После того, как контракт заключен, такой контроль невозможен, так как нет полномочий выдать предписания. Можно привлечь к административной ответственности, можно обратиться с иском в суд о расторжении контракта. Но это все будет после, так как контракт же заключен и уже исполняется - расторгнуть его достаточно сложно.

Что касается сферы государственного оборонного заказа, то контроль затрагивает весь цикл: планирование, определение поставщика и исполнение контракта. Контроль осуществляется в ходе внеплановых проверок по закону 44-ФЗ, по 135-ФЗ и по 275-ФЗ.

Контроль делится на несколько направлений:

● Со стороны процедуры (44-ФЗ).

● В сфере закупок, то есть связанный со спецификой государственного оборонного заказа.

1.Такая деятельность регламентируется не только Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Большую роль играет 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”, который касается не только обязанностей поставщиков и заказчиков, но и особенностей контроля: прописал четкий порядок.

2. Существует Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1255 «О правилах разработки гособоронзаказа и его основных показателей», которое рассказывает о том, как осуществляются закупки.

3. Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 № 407 «О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по гособоронзаказу» регулирует цену, которая должна присваиваться закупке.

4. Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства». Это основное постановление, которое запрещает ввоз определенных видов товаров.

Участник закупки должен указать в заявке сведения о стране происхождения товара. В законе 44-ФЗ было указано “Место происхождения товара”, что вызывало массу расхождений с Гражданским кодексом. Место происхождения товара - это конкретный адрес, который позволяет определить место производства. Не всем было понятно, что имелась ввиду страна, но с новыми нормами стало более понятно - имеется ввиду государство. Проблема заключается и в другом: некоторые партии товаров могут быть произведены в разных странах. Часто бывает так, что на момент подачи заявки поставщик не имеет товар на складе и не знает, в какой стране будет произведена та или иная партия. В связи с этим он указывает все возможные страны. Но закон требует указания только одной страны.

При этом есть и исключения. Если участник знает, что он должен поставить, к примеру, 10 единиц товара, 8 из которых будут произведены в Российской Федерации, а 2 - за ее пределами. Как такое допускается? Постановление указывает, что если материалы в России ответствуют, то поставка может быть иностранная.

Законом 275-ФЗ установлено еще одно ограничение, которое касается того, что в закупках могут участвовать только юридические лица. “Головной исполнитель по государственному оборонному заказу - это исполнитель, с которым заключен контракт”. Соответственно, индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом. Любое физическое лицо, которое захочет поучаствовать, будет ждать определенный результат: заявка будет отклонена. Участие индивидуальных предпринимателей и физических лиц ни при каких обстоятельствах законом не допускается. Некоторые заказчики направляли запросы в ФАС о том, что есть поставщики, соответствующие требованиям, но не имеющие статуса юридического лица. Но закон здесь жестко фиксирует требования.

Дополнительные ограничения на допуск к торгам. Преференции к отечественным производителям. Если товар закупается в рамках оборонного заказа, то параллельно используется преференция. Допускается товар только отечественного производства, но существуют и преференции к иностранным производителям. Планируется изменение в Постановление №1224, чтобы приравнять ряд стран к отечественным производителям и убрать диспропорцию. Но заказчика это смущать не должно, так как если в законе есть ограничения, то они должны быть установлены в обязательном порядке.

Способы закупок

Закупки в рамках государственного оборонного заказа характеризуются еще одним нюансом. Закупки могут быть могут быть как конкурентными, так и у единственного поставщика.

Конкурентные способы делятся на:

а) аукцион

б) конкурс

в) запрос котировок

г) запрос предложений

Чаще всего проводится аукцион в электронной форме. Это более 50% закупок. Но также много контрактов заключается с единственным поставщиком . Все эти способы открытые. Но конкурс может быть с ограниченным участием и двухэтапным. Нужно знать, что есть большая доля закупок, которая на официальном сайте не размещается.

К закрытым способам определения поставщика мы относим закрытый аукцион (проводится традиционным способом), закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, а также закрытый двухэтапный конкурс. Закрытые типы отличаются от открытых не процедурой, а тем, что документы не размещаются в открытом доступе. Закрытых запросов котировок и предложений нет.

Чтобы провести закупку открытым способом , нужно провести ряд действий . Во-первых, необходимо согласовать с контролирующим органом (ФАС) возможность проведения данной закупки. Контроль может быть как со стороны контролирующего органа, так и со стороны общественности (если способ открытый). Необходимо соответствовать требованиям закона в любом случае. Ошибки и несоответствия в заявках не прощаются. Такие заявки подлежат отклонению.

Каждая закупка рассматривается индивидуально. Учитываются все составляющие. Есть вещи, по которым нет четкого понимания. Существует ФАС (контроль) и Министерство экономического развития РФ (регулирование). Они могут дать совместные разъяснения по процессу закупки.

Контрольные мероприятия призваны проверить процедуру проведения закупки. Заказчик всегда опасается отмены, предписаний от органов. Поставщики часто жалуются на порядок проведения процедур, но крайне редко - на планирование закупки. Жалобы не всегда являются обоснованными - примерно 45% признаются адекватными.

Порядок обжалования

1) При осуществлении закупки (ч. 3-6 ст. 105) :
Допускается в любое время (в т.ч. в период аккредитации участника), но не позднее 10 дней со дня размещения на ЭТП (в ЕИС) протокола рассмотрения, протокола ЭА, итогового протокола, протокола рассмотрения конкурсных заявок, протокола оценки и сопоставления конкурсных заявок.

Если жалоба на действия при рассмотрении вторых частей заявок или заключении государственного или муниципального контракта, то обжалование возможно до заключения контракта.

2) При аккредитации (ч. 5 ст. 105) : Обжалование действий (бездействия) ОЭТП, связанных с аккредитацией УРЗ на ЭТП допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

В рамках оборонного заказа участвовать могут только юридические лица. Жаловаться на документацию на этапе подачи заявок могут и физические лица, но поставщиками они никогда не станут. Заказчик всегда дает пояснения по существу доводов, если жалоба имела место быть.

После окончания подачи заявок жаловаться могут лишь участники, заявка которых принята - это вполне логично. Жаловаться можно не позднее 10 дней после размещения протокола на официальном сайте.

  • Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для ю/л), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для ф/л), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации).
  • Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для ю/л), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для ф/л) лица, подавшего жалобу , почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии).
  • Указание на закупку , за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке.
  • Указание на обжалуемые действия (бездействие), доводы жалобы.

Внеплановая проверка. Причины
Часть 15 статьи 99 Закона о контрактной системе

  • Если заявитель отзывает жалобу, то есть повод для внеплановой проверки. Контролирующий орган имеет право провести такую проверку.
  • Если «жалоба» подана с нарушением срока и требований.
  • Если произошло неисполнение предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  • Если получено обращение («жалоба») поданная заказчиком (уполномоченным органом, оператором электронной площадки).
  • Поступило обращения (информации), содержащего информацию о признаках нарушения закона о контрактной системе.

Есть момент: существует еще контроль согласования контракта с единственным поставщиком. Заказы специфические и поставщиков не так много. Заказчик рассматривает мало заявок - 2 или 3. Документация не всегда имеет надлежащий вид.

Другое направление контроля - ведение реестра недобросовестных поставщиков.

В сфере государственного оборонного заказа существует и контроль заключения контракта с единственным поставщиком () и применением закрытых способов определения поставщиков (проведение закрытого конкурса или закрытого аукциона).

Если сведения, которые содержит название закупки или ее параметры, являются секретными (государственная тайна), то целесообразно проводить закрытую закупку без публикации названия, цены, документации и предмета закупки.

О закупках, сведения которых составляют государственную тайну

Это открытый способ закупки. Это значит, что информация и документация должны быть размещены в полном объеме на официальном сайте. Участники закупки должны иметь возможность с ней ознакомиться и подать заявку. Эти закупки иногда путаются с теми, которые должны проводиться закрытым способом и часто следует отказ. Центральный аппарат ФАС занимается согласованием и только туда необходимо направлять запросы. Если получен отказ, то есть возможность отправить документы повторно для согласования, исправления неточностей закупки.

По какому закону следует осуществлять закупку? Есть заказчики, которые работают по 223-ФЗ. Они являются головными исполнителями, но будут привлекать и других исполнителей. Эти заказчики являются юридическим лицом, но не является муниципальным (унитарным) предприятием/учреждением. Тогда на них распространяется 44-ФЗ. Этот заказчик осуществляет закупку и ее нужно проверить. Контролирующим органом является ФАС и если закупка берется по порядку 44-ФЗ, то контроль осуществляется в отношении заказчика. Здесь нестыковка: по 44-ФЗ заказчиком является государственная или мунициапальная компания/учреждение. Такая процедура берется из 44-ФЗ, но ФАС проверить ее не может. Кто-то скажет, что это хорошо, а кто-то нет. Тем не менее с точки зрения закона это сейчас так.

159-ФЗ . Проверок по этому закону еще нет. Но о том, как осуществлять учет и проверку сведений, должны быть разъяснения от ФАС или Минэкономразвития.

Сфера государственного оборонного заказа: закупка у единственного поставщика

Когда товар, который производится единственным поставщиком, внесен в реестр единственных поставщиков вооружений и военной техники. Если поставщик находится в этом реестре, то именно с ним заключается контракт и торги проводить не надо. Постановление Правительства №826 говорит о том, как нужно вести этот реестр.

Порядок следующий : если предприятие производит товар и по этому товару нет функционирующего рынка, то у них есть право отправить заявку на включение организации в реестр. Он закрытый, получить доступ к нему нельзя. Включение может произойти и по инициативе государственного заказчика.

Вся информация тщательно проверяется, вопрос рассматривается ФАС. Может быть принято решение и о не включении. Документы возвращаются, отказ может быть получен, когда документов не хватает или они не соответствуют требованиям. У поставщика должна быть лицензия. Лицензирующим органом является Минпромторг. Рособоронзаказ раньше лицензировал и орган быть один и тот же. Сейчас полномочия разделены: информации о выданных лицензиях нет. Возможно, будут внесены изменения в порядок реестра и будет установлено требование о предоставлении лицензии.

Отказ . Если сведения недостоверные или единица товара уже есть в наличии в этом реестре, а также если есть конкурент.

Получение информации из реестра . Поставщик исключен из реестра или находится в нем: как проверить? Доступ к этому реестру находится только у узкого круга государственных органов.

Размещение информации

По 44-ФЗ наружения можно распределить на группы.

● По процедуре. Сбои, планирование, недоработки на электронной площадке. Эти ошибки надо устранять. Но также могут быть и установлены излишние требования к поставщику и документам. Нарушение порядка заключения контракта. Сведения, размещенные на официальном сайте должны быть прозрачными. Заключенные контракты должен показывать сведения о заключенных контрактах.

Должны размещаться сведения об отдельных этапах исполнения контракта.
Лишней информации и информации о государственной тайне быть не должно.

Были разъяснения, которые трактовали отдельный этап. Оплата тоже считается этапом. Но у каждого контракта есть свои нюансы и здесь нужно смотреть индивидуально.

Как поступать, если контракт был заключен до вступления в силу закона 159-ФЗ?

Все контракты, которые были заключены на старых условиях, продолжают исполняться по-старому. Закон обратной силы не имеет. Но все контракты, которые были заключены после вступления в силу этого закона, должны осуществляться в соответствии с законом.

Нарушения . Условия допуска товаров из иностранных государств (национальный режим) мы уже осветили. Но есть и другие проблемы с поставками товаров. Например, когда товар стоит у заказчика на снабжении. Заказчик имеет право указать конкретный товарный знак со словами или эквивалентом в параметрах соответствия. Если продукция, закупаемая заказчиком, стоит на снабжении, то 275-ФЗ допускает, чтобы сведения указывались через товарный знак без сопровождения словами или эквивалентом. Но параметры соответствия должны присутствовать. Иногда товарный знак указывается в виде набора символов. В этом случае возможна жалоба. В документации лучше и проще написать, что товар находится на снабжении . Этим снимается вопрос.

Заказчик может и не обладать техническими условиями. Но требования к товару изменению не подлежат и должны размещаться на сайте. Бывают жалобы, что заказчик по оборонному заказу закупает продукцию, которая используется в гражданских целях. Но такие жалобы чаще признаются необоснованными, так как товары могут закупаться только по необходимости, пополнять материальный резерв.

Обстоятельства непреодолимой силы . Закон 44-ФЗ. Бывает, что контракт расторгнуть в одностороннем порядке или решением суда. Впоследствии этого срыв контракта не является обстоятельством и контракт нельзя заключить с одним поставщиком.

Более того, если такой контракт заключается, то должно быть обоснование того, какие именно обстоятельства привели к проблеме. Это может быть исследование аварии и других происшествий. Все это направляется в ФАС. Законом установлен срок, в течение которого должна быть направлена информация о нарушении.

Не должна изменяться и цена контракта . Заключение дополнительного соглашения является путем повышения цены контракта.

Заключение контрактов по указу Президента или по распоряжению Правительства . Здесь имеет место быть единственный исполнитель контракта. Есть ряд товаров, по которым цена с течением времени корректируется. Это приводит к тому, что при публикации распоряжения или постановления начальная (максимальная) цена контракта указана одна, а позже она меняется на более высокую. При заключении контракта должна быть цена, которая использовалась при утверждении закупки. ФАС таких нарушений не выявляла, но другие органы (Счетная палата, к примеру) могут выявить несоответствия и направить их в ФАС.

159-ФЗ. 275-ФЗ.

Режим использования отдельного счета . Действия/бездействия банка: обжалование и направление жалобы в Центральный банк. Если какая-то сторона не согласна, нужно поступать именно так.

Оплата труда осуществляется по статье 84 п.4: запрещена оплата труда физических лиц, но если она проводится, то одновременно со всеми социальными выплатами, которые предусмотрены законодательством. Заказчик сам определяет схему расчетов с физическими лицами, закон требований не содержит, но, несомненно, нужно вести учет на отдельных счетах в уполномоченном банке.

Командировочные расходы . Оплата физическим лицам является возмещением расходов и в оплату труда не входит. Физическим лицам не совсем можно платить, но отдельная оговорка допускает (ст. 83 ч.1 пп.”з”) командировочные выплаты не более 3 млн. рублей в месяц. Их можно отнести к той оговорке, но закон здесь трактует все неоднозначно - четких указаний и комментариев нет.

Закупка идет либо закрытым способом, то сведения поступают в закрытый реестр контрактов. Мы никогда ни на каком сайте не увидим не документации, ни сведений о такой закупке. Открытые закупки размещаются на официальном сайте. На электронных площадках можно интегрировать информацию с официальным сайтом. С точки зрения закона сведения должны размещаться на официальном сайте. За публикацию сведений в реестре есть уже административное наказание.

Государственная тайна . Существуют закупки, сведения которых составляют государственную тайну, при этом есть закупки, которые совсем не публикуются, а есть и такие, которые публикуются на официальном сайте только в виде извещения (без документации). Всем поставщикам в этих случаях требуется лицензия на работу со сведениями, являющимися государственной тайной. Полностью открытые закупки такой лицензии не требуется. Нужно лишь участие юридического лица. Нужно смотреть документацию - в ней указаны все требования. Для заказчика важно, чтобы информация в разных документах не противоречила себе. Если заказчик бездействует и не устанавливает требования к лицензии, если по закону это необходимо, то поставщик имеет право это обжаловать. Если действия не обжаловали, то у заказчика возникнет у заказчика при исполнении контракта - ему нужно будет организовывать поставку, приемку, возможно, на режимные объекты - нужен будет допуск. Поставщик может написать запрос о разъяснении, если изменения не вносятся, то направить жалобу в ФАС.

По лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Если такая лицензия переоформляется, то срок ее действия продлевается на 60 дней в плюс к основному ее сроку. При условии, что документы на ее переоформление уже поданы.

Исполнение контракта . Закупка материалов. Этот вопрос заключения договора с банком и открытия счета новый и он не был затронут ФАС. Можно обратиться с запросом в виде письма и получить ответ. По любому вопросу по 44-ФЗ, 223-ФЗ можно отправить такое письмо и получить ответ. Существует общественная приемная на Садово-Кудринской. Специалист проведет прием и постарается ответить.

    Свободный поиск поставщика. до 100 т.р. в квартал на одноименную группу товаров и услуг.

    Катеровки. 100-500 т.р в квартал. Выбор подходящего предложения из всех поступивших.

    Открытый конкурс. Зависит от вида услуг. От 500 т.р. Публикуется техзадание. Поставщики услуг предоставляют информацию о себе, конкурсную документацию. Критерий – не всегда цена, а общее качество услуг.

    Аукцион. Зависит от вида услуг. Электронные торги на понижение цен

Государственный заказ (сокращенно «госзаказ ») – это размещение заказов для государственных нужд на поставку товаров, работ или услуг. Госзаказ делается государственными, муниципальными и бюджетными организациями, имеющими статус Госзаказчика. Для обеспечения «открытости» торгов существует официальный сайт госзаказа. Заказчиков, размещающих государственный заказ на закупку продукции для федеральных нужд, утверждает Правительство РФ.

Размещение госзаказа: открытость равна эффективности

Размещение государственного заказа осуществляется на условиях тендера (конкурса, аукциона). Информация о тендерах зачастую публикуется в открытом доступе. Существуют официальные сайты государственных заказов (сайты госзаказов), где собрана целая база государственных заказов, затрагивающих абсолютно разные сферы деятельности компаний-участников тендера. На сайтах размещения государственных заказов (сайтах госзаказов) могут быть представлены как госзаказ на строительство каких-либо объектов (школ, больниц, муниципалитетов и т.п.), так и государственный образовательный заказ (например, на подготовку специалистов необходимой квалификации учебными заведениями). Сайт размещения государственных заказов (сайт госзаказа) – это, своего рода, центр государственного заказа. Открытое размещение государственного заказа признано наиболее эффективной технологией выбора подрядчиков для выполнения тех или иных задач, которые встают перед органами государственной и муниципальной власти.

Что представляет собой официальный сайт размещения государственных заказов (официальный сайт на госзаказ)?

На официальном сайте размещения государственных заказов РФ собрана полная информация обо всех проводимых тендерах на госзаказы (государственный заказ). На сайте госзаказа в электронном виде представлен реестр государственных заказов (полный перечень всех аукционов на государственный заказ). В большом реестре государственных заказов зарегистрированы все проводимые аукционы на государственный заказ: от поставок компьютерного обеспечения до строительства новых зданий, от поставок канцелярских товаров до организации ремонта помещений государственных и муниципальных служб. На официальном сайте государственных заказов публикуется присвоенный тендеру номер, наименование открытого аукциона. Также на официальном сайте для размещения государственных заказов всегда можно найти адреса и контакты. На официальном сайте госзаказа всегда указывается способ размещения государственного заказа. Это может быть:

    Открытый конкурс.

    Открытый аукцион.

    Запрос котировок.

    Биржевые торги.

    Закупка у единственного поставщика.

    Закрытый конкурс.

    Закрытый аукцион.

Таким образом, размещение заказов для государственных нужд может осуществляться как путем проведения торгов на госзаказ или же без проведения торгов. Термин «тендер», уже ранее звучавший и активно используемый всеми сторонами государственного заказа, в российском законодательстве отсутствует. Чаще всего используются такие понятия как «аукцион на госзаказ» и «торги на государственный заказ». Именно на официальном сайте государственных заказов компании, желающие участвовать в открытом конкурсе на госзаказ и в итоге получить этот госзаказ, черпают всю необходимую информацию и оставляют свои заявки. Исполнителем государственного заказа может быть любое юридическое лицо или частный предприниматель. Главным условием при выборе исполнителя госзаказа является компетентность компании-подрядчика, юридическая чистота его деятельности. Перед принятием тендерного решения все потенциальные исполнители госзаказа проверяются по спискам недобросовестных поставщиков. Конечно же, стоимость услуг или товаров также играет важную роль. Следует отметить, что требования при размещении госзаказа одинаковы ко всем участникам торгов на госзаказ. При размещении государственного заказа госзаказчик не может требовать от одних компаний-участников больше информации и юридических справок, чем от других. Конкурс на госзаказ подразумевает открытую и независимую оценку компаний-подрядчиков по квалификации, соответствию всем требованиям заказчика. По закону, в комиссии, которая проводит аукцион на получение госзаказа, принимать решение должно не менее пяти человек. Решение Заказчика об отстранении участника от участия в конкурсе или аукционе может быть обжаловано в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Формирование государственного заказа – это ответственная процедура, которая должна проводиться с учетом всех юридических тонкостей. Это важно для того, чтобы у Заказчика были определенные гарантии того, что товары, работы или услуги он получит в оговоренном объеме и в обозначенные сроки, а у Исполнителя была бы уверенность, что Заказчик не изменит своего решения и оплатит все полученные товары, работы или услуги. Поскольку в системе госзаказа множество «подводных камней», большинство государственных, муниципальных и бюджетных организаций обращаются в так называемые агентства госзаказа. Действительно, зачастую «государственный заказчик» и «организатор конкурса на госзаказ» – это различные субъекты. В Федеральном законе РФ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ указывается, что госзаказчик может обратиться в организацию, специализирующуюся на размещении госзаказов, чтобы аукцион на получение госзаказа был проведен в соответствии со всеми юридическими нормами. Все дело в том, что госзаказ - это весьма специфическая сфера деятельности. Здесь есть свои юридические тонкости и нюансы. И, поскольку существуют специальные фирмы - агентства госзаказа (агентства государственного заказа), которые профессионально занимаются реализацией госзаказов, проще и удобнее обратиться именно к ним. Агентство госзаказа возьмет на себя:

    официальное размещение госзаказа;

    ведение всей юридической документации по госзаказу (одна из самых важных функций агентства госзаказа);

    контроль за появлением всей необходимой информации о торгах на госзаказ на сайте госзаказа;

    консультирование бухгалтеров;

    различные исследования в ходе аукциона на госзаказ;

    экспертиза конкурсной документации;

    консультации в области размещения госзаказа.

Работа с агентством государственного заказа дает Заказчику уверенность в том, что в ходе торгов на госзаказ будет выбран именно тот кандидат, который заслуживает внимания и выполнит все обязательства точно в срок и в оговоренных объемах. С рядом сложностей при размещении заказов для государственных нужд сталкиваются региональные государственные и муниципальные организации . В частности, в регионах нет юристов, которые бы специализировались именно на государственных заказах и досконально знали бы систему госзаказа. Это происходит потому, что система госзаказа – довольно сложна именно юридически. Если с помощью различных исследований и экспертиз можно выявить компетенции потенциального подрядчика (он же – победитель аукциона на госзаказ), качество его товаров и услуг, то грамотно составить все юридические документы крайне сложно без специальных знаний и опыта работы именно в сфере государственных заказов. А ведь речь идет о том, чтобы государственный или муниципальный бюджет не был потрачен напрасно. Законодательство в России, касающееся размещения заказов для государственных нужд (94-ФЗ и последующие дополняющие его законодательные акты), не является совершенным и постоянно подвергается критике со стороны уважаемых в России юристов. А когда в самом законе существуют неточности, то права той и другой сторон при размещении госзаказа оказываются незащищенными. И как раз помощь агентства госзаказа, специалисты которого проводят консультации в области размещения госзаказа, здесь просто незаменима. Для региональных государственных и муниципальных организаций эта услуга теперь тоже доступна, поскольку в России с помощью уникального продукта от агентства государственного заказа Smart-Tender все юридические услуги по реализации государственного заказа теперь можно получить в электронном виде из любой точки страны. Таким образом, Smart-Tender – единственное агентство государственного заказа, осуществляющее консультации в области размещения госзаказа в электронном виде и работающее со всеми регионами России.

Статистика

В госзакупках участвует 300 тыс. госзаказчиков и 80 тыс. поставщиков. Объем российского рынка госзакупок оценивается в 6 трлн. рублей, а с учетом закупок госкомпаний и госмонополий – в 13 триллионов рублей. Объем госзаказа в год равен 13% российского ВВП. Закупки государственного сектора - это около 1/5 всего внутреннего спроса.

Будущее госзакупок в России – создание Федеральной контрактной системы

Решение о создании Федеральной контрактной системы принято на государственном уровне. Президентом РФ в Послании о бюджетной политике на 2010 – 2012 годы была поставлена задача создания федеральной контрактной системы (ФКС).

Выступая 15 февраля 2012 г. на открытии форума-выставки «Госзаказ-2012», министр Э.С. Набиуллина подчеркнула: « Мы переходим к «федеральной контрактной системе». Мы начинаем не просто контролировать проведение торгов, а управлять всем циклом государственных закупок. Более того, мы создаем единую систему государственного заказа и закупок компаний с государственным участием». Реформа госзаказа предполагает обновление законодательства, создание эффективных инструментов мониторинга цен для государственного заказа, новых профессиональных стандартов для закупочных служб, системы содержательного контроля и аудита результатов контрактов, развитие информационной системы и электронных торгов. Федеральные органы власти, регионы, бизнес совместными усилиями будут реализовывать поставленные задачи.

В настоящее время Минэкономразвития подготовлен проект закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг».

Федеральная контрактная система (ФКС) – это мероприятия правового, организационного и экономического характера, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд посредством комплексной реализации взаимосвязанных этапов прогнозирования, планирования и осуществления закупок (включая исполнение контрактов), а также проведения мониторинга, надзора, контроля и аудита.

Основная цель ФКС состоит в том, чтобы максимально обеспечить федеральные государственные нужды с помощью ограниченных бюджетных средств. Для эффективного функционирования Федеральной контрактной системы предполагается создать единую организационную структуру и информационную систему, которая обеспечит формирование, обработку, хранение и предоставление данных по всем этапам обеспечения государственных и муниципальных нужд и осуществления закупок. Независимый общественный мониторинг и оценку хода осуществления закупок обеспечит общественный контроль. Будут расширены права общественных объединений. Граждане и организации будут иметь возможность предупреждать, выявлять нарушения и информировать заказчиков и надзорные органы о выявленных недостатках, негативных фактах и нарушениях. Предполагается, что общественные организации смогут подавать иски в защиту неопределенного круга лиц.

Зарубежный опыт

Опыт стран (США, Великобритания, Франция и других), где действуют национальные контрактные системы, показывает, что основу контрактной системы в этих странах составляет единая система управления жизненным циклом обеспечения государственных нужд.

Деятельность ФКС США регулируется Федеральными правилами планирования, размещения и исполнения государственного заказа. Управлением федеральной контрактной системой занимается офис государственного заказа США. Процесс госзакупок находится под контролем контрактных офицеров. В США объем бюджетных средств, которые управляются в рамках федеральной контрактной системы, составляет более 500 млрд. долларов. Участниками ФКС выступает более 160 тыс. коммерческих организаций.

В Великобритании госзакупками руководит управление по делам государства, подведомственное Казначейству. Оно оценивает необходимость проведения тех или иных госзакупок для каждого ведомства, отбирает проекты, сопровождает процесс размещения госзаказа и управления контрактами.

Прошлое и настоящее системы госзакупок в России. Роль федерального закона № 94-ФЗ в формировании института госзакупок

В 2005-2006 годах произошло серьезное изменение законодательства о госзакупках. Оно было вызвано объективными причинами. В 2000-е годы выросли доходы госбюджета, что привело к увеличению объема госзаказов, размещаемых федеральными и региональными органами власти РФ.

В отличие от хронических неплатежей 90-х годов, государство гарантированно оплачивало госзаказы, и они стали привлекательными для российских компаний. Вместе с тем, стала нарастать коррупция, косвенным свидетельством которой стало увеличение доли госконтрактов, размещенных у единственного источника. Многие фирмы называли «откаты» частым явлением.

В 2005 году был принят федеральный закон № 94-ФЗ «О госзакупках», который должен был решить проблемы, накопившиеся в сфере госзакупок. Благодаря принятию этого закона был сформирован институт госзакупок. До 2005 года декларативные нормативные акты не ограничивали произвол госзаказчиков, практически не работали санкции за неисполнение законодательства в сфере госзаказа. Благодаря реализации 94‐ФЗ, в России возникло государственное регулирование госзакупок в виде норм и санкций за их нарушение. Закон №94-ФЗ позволил добиться существенного повышения информационной открытости государственного заказа: был создан единый официальный сайт закупок, данные обо всех заказах федерального, регионального и муниципального уровней сегодня доступны для любого пользователя Интернета в режиме реального времени. Это облегчило доступ к торгам поставщиков по всей стране, создало предпосылки для формирования единого рынка госзаказа, позволило реализоваться многим инициативам по общественному контролю за расходами государства.

Основные направления реформы госзакупок в соответствии с федеральным законом № 94-ФЗ:

Создание условий для конкуренции

Федеральный закон № 94-ФЗ заложил основы конкуренции и равного доступа к рынку государственного и муниципального заказа для всех хозяйствующих субъектов, что особенно важно – для малых и средних предприятий. Доступность торгов для новых участников рынка госзакупок обеспечивалась запретом на установление квалификационных требований и ограничением характеристик потенциального поставщика, связанных с наличием у него квалификации и деловой репутации, на стадии оценки и отбора заявок. Вхождению малых и средних предприятий на рынок госзакупок способствовали низкие стоимостные пороги, установленные 94‐ФЗ. Конкурсные закупки для госзаказчиков стали обязательными, начиная с 60 тысяч рублей в 2006‐ 2007 годах, и начиная со 100 тысяч рублей – в настоящее время).

Обеспечение максимальной прозрачности закупок

Информация о закупках стала размещаться на едином официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru/. Для того, чтобы обеспечить прозрачность госзакупок, использовалась процедура отбора заявок - победителей по критерию минимальной цены. Это, по мысли разработчиков закона, должно было ограничить возможности манипулирования результатами торгов со стороны госзаказчиков. Закон определил все этапы стадии размещения госзаказа, критерии выбора поставщика, перечень требований, которые могли выдвигать заказчики. Была запущена система электронных торгов.

Преодоление коррупции

Для преодоления коррупции в сфере госзакупок была разработана максимальная унификация всех закупочных процедур с резким ограничением возможностей госзаказчика повлиять на отбор поставщиков. Использовались простые процедуры закупок, которые легче поддавались контролю. В Кодексе об административных правонарушениях были закреплены санкции за несоблюдение требований 94‐ФЗ. Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы получили право отменять результаты проведенных торгов по результатам обжалования, привлекать к штрафным санкциям должностных лиц, ответственных за проведение закупок в организациях ‐ госзаказчиках. В дальнейшем 94‐ФЗ стал трактоваться как часть антимонопольного законодательства, и в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» (135‐ФЗ), санкции за нарушение 94‐ФЗ были расширены вплоть до уголовной ответственности. Основанием для возбуждения дел и наложения санкций были обращения поставщиков, чьи интересы нарушены при проведении торгов. При рассмотрении споров контролирующие органы стали ориентироваться на принципы презумпции добросовестности поставщика и недобросовестности заказчика.

Финансовый кризис 2008-2009 г.г. повлек сокращение ВВП России и привел к росту дефицита бюджетной системы. На повестку дня встал вопрос необходимости повышения экономической эффективности госзакупок, так как реформа системы государственных закупок, реализуемая с 2006 г. в России, не смогла кардинально улучшить ситуацию по оптимизации механизма госзакупок. Правоприменительная практика 94-ФЗ продолжает вызывать много критики.

Проблемы, с которыми сталкиваются госзаказчики и поставщики

Данные мониторинга последствий изменения в законодательстве о закупках для участников рынка позволяют определить проблемы, с которыми сталкиваются как госзаказчики, так и поставщики.

Госзаказчики сетуют на следующие риски и проблемные моменты:

– сложность процедур 94‐ФЗ;

– нехватка специалистов;

– невозможность гарантировать надлежащее качество закупки за счет только детализации технического задания;

– невозможность пресечь недобросовестное поведение поставщиков (сознательное занижение цен посредническими фирмами с целью «перебить» контракт у реальных поставщиков и потом получить у них или у заказчика отступные за свой отказ от подписания контракта);

– невозможностью обеспечить взаимодействие с одним и тем же поставщиком, положительно зарекомендовавшим себя в предшествующих поставках;

– высокие риски поставки товара ненадлежащего качества.

Поставщики отмечают:

–усложнение процедур участия в госзакупках;

–высокие издержки участия в конкурсах по госзакупкам;

–повышение требований со стороны госзаказчиков;

–расширение возможностей демпинга со стороны недобросовестных поставщиков.

Исследования, проведенные ГУ‐ВШЭ, показали, что базовые положения 94‐ФЗ ориентированы на тип рынка, близкого к модели совершенной конкуренции между фирмами, которые производят однородные товары и обладают полной информацией об этих товарах друг у друга. Этот тип рынка не является единственным. Отсутствие разграничения процедур закупок для разных типов товаров, работ и услуг приводит к рискам неисполнения или некачественного исполнения госконтрактов. При закупке «сложных» товаров (услуг, работ) риски можно было бы снизить, учитывая квалификацию и репутацию поставщиков, их предшествующее поведение на рынке и результаты деятельности фирм, но эта процедура отсутствует в 94‐ФЗ. В зарубежной науке и практике эта проблема решается через применение специальных процедур к разным типам закупаемых товаров и услуг (двухэтапные торги, конкурентные переговоры, оптимизация соотношений качественных и ценовых критериев). При подготовке федерального закона 94‐ФЗ не были предприняты усилия по освоению зарубежного опыта. В соответствии с 94‐ФЗ, в России разрешено использовать лишь менее половины способов закупок, которые в настоящее время применяются в международной практике, преимущественно простые и поддающиеся контролю. Под запретом оказалась значительная часть общепринятых путей повышения эффективности госзакупок, что создавало серьезные проблемы для добросовестных госзаказчиков, заинтересованных в том, чтобы поставляемые им товары и услуги соответствовали стандартам качества.

94‐ФЗ обязывает применять закупочные процедуры для мелких закупок (начиная со 100 тысяч рублей – в настоящее время). Тогда как в международной практике использование конкурсных процедур характерно для закупок, стоимость которых превышает 50 тысяч долларов. На практике это означает высокие издержки организаций ‐ заказчиков и незаинтересованность в участии в торгах поставщиков из-за высоких издержек на подготовку конкурсной документации и низкого конечного финансового результата.

Эксперты отмечают следующие системные проблемы законодательства о закупках и практики госзакупок:

– риски недобросовестного поведения и некомпетентности поставщиков, следствием чего являются риски неисполнения заказа;

– трансформация коррупционных рисков в другие формы: сговор заказчика и поставщика через излишнюю детализацию технического задания под конкретных поставщиков;

– рост несостоявшихся торгов, по которым остается один участник, с которым и заключается контракт по цене, близкой к стартовой; сговор потенциальных поставщиков, которые регистрируются и допускаются на аукционы, но не принимают непосредственного участия в аукционе и контракт заключается по цене, близкой к начальной;

– срыв процедур размещения заказов «серыми» участниками путем демпинга в заявках или необоснованных жалоб на действия заказчиков; неформальное урегулирование споров в связи с неисполнением, несвоевременным или недобросовестным исполнением обязательств.

Реакцией на проблемы применения системы регулирования закупок стало многократное изменение 94‐ФЗ. По объему закон увеличился более чем в 3 раза. Многие его нормы допускают множественность толкований подразделениями ФАС и арбитражными судами.

В Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах было дано поручение: исключать случаи заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями, использовать госзакупки в качестве инструмента управления структурными преобразованиями в российской экономике, стимулирования технологической модернизации и повышения конкурентоспособности эффективных производителей.

Выступая 24 января 2012 г. в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на совещании «О работе над проектом федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», министр Э.С. Набиуллина подчеркнула, что в целях борьбы с коррупцией 94-ФЗ крайне ограничил полномочия заказчиков. Не работает механизм ответственности за исполнение контракта и качество результата. Снижение цены, и соответственно экономия бюджетных средств, стали главным критерием эффективности, но экономия оказалась мнимой. Начальные цены контрактов очень часто были завышены, иногда в несколько раз.

Статистика 2011 года показывает, что:

– не состоялись 64 % всех аукционов, 57% конкурсов;

– 59% закупочного бюджета составили закупки у единственного поставщика, то есть без проведения торгов.

Корень проблем в том, что нынешнее законодательство отвечает только на вопрос, как закупать, как отбирать поставщиков, но не отвечает на вопросы, зачем совершается конкретная закупка и какой результат должен быть получен.

Министр Э.С. Набиуллина подчеркнула: «На практике мы имеем, с одной стороны, абсолютно не оправданные покупки чиновниками предметов роскоши, а с другой стороны - дешевое питание в детских садах, некачественные медикаменты и оборудование в больницах, отвратительное качество дорог через несколько месяцев после проведенного ремонта».

Минэкономразвития России исходит из того, что решить проблемы госзаказа иначе, как принципиально изменив сами подходы к регулированию, невозможно. Должно быть введено эффективное регулирование от предтендерной стадии (обоснования и планирования закупок, установление начальной цены и существенных условий контракта) до управления контрактными рисками, мониторинга исполнения и аудита контрактов.

Ольга Владленовна Анчишкина, директор Департамента развития федеральной контрактной системы Минэкономразвития России, также считает, что проблемы госзаказа в настоящее время – в детальной регламентации лишь одной из стадий – стадии размещения госзаказа. Такая ситуация оборачивается негативными последствиями: увеличением сроков исполнения государственных контрактов, превышением сметной стоимости объектов. У госзаказчика имеются высокие риски ненадлежащего исполнения подрядчиком условий контрактов. А главное – госзаказ слабо формирует стимулы к инновационной политике. Ощущается острый дефицит инструментов госрегулирования на остальных этапах – единого по своей сути – технологического цикла обеспечения госнужд.

Цели, принципы и функции Федеральной контрактной системы

Целями ФКС являются:

− создание единого цикла удовлетворения федеральных государственных нужд;

− эффективное использование бюджетных ресурсов;

− надежное управление технологическими и экономическими рисками;

− существенное снижение коррупции в государственном секторе.

Принципы федеральной контрактной системы

Федеральная контрактная система основывается на таких принципах, как:

− открытость (прозрачность) федеральной контрактной системы;

− конкуренция в федеральной контрактной системе;

− профессионализм заказчика;

− единство федеральной контрактной системы;

− ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств.

Функции федеральной контрактной системы:

− учет, нормирование, каталогизация государственных нужд;

− ведение классификаторов государственных нужд;

− формирование прогноза и плана госзаказа;

− обеспечение взаимосвязи контрактной и бюджетной систем;

− развитие инструментов исполнения и достижения конечных целей контрактов;

− учет и управление рисками;

− ведение библиотеки типовых контрактов;

− развитие систем мониторинга, аудита и контроля качества исполнения контрактов;

− развитие классификаторов товаров, работ, услуг;

− учет и ведение реестров контрактов, реестров предметов и исполнителей контрактов;

− развитие государственно-частного партнерства;

− распространение лучшего опыта.

Новации федеральной контрактной системы:

Федеральная контрактная система состоит из трех взаимоувязанных этапов:

1) прогнозирование и планирование,

2) осуществление закупок,

3) контроль и аудит исполненных контрактов.

Краеугольный камень федеральной контрактной системы – нацеленность на результат.

Каждая закупка должна быть строго обоснована исходя из задач, поставленных государственной политикой, и привязана к четким целевым показателям госпрограмм.

Первый этап – планирование. Вводится трехлетний горизонт планирования: обоснование потребности в конкретной закупке, определение начальной цены контракта, конкретизация всех существенных условий в годовых планах-графиках закупок. Планирование будет публичным. Российские производители будут заранее знать о том, каким будет государственный спрос, где будет потенциальная зона сбыта продукции.

Второй этап − осуществление закупок(отбор поставщиков, управление исполнением контракта).

Расширен перечень способов закупок таким образом, чтобы для каждой закупочной ситуации - от поставок детского питания и медикаментов до строительства сложнейших инфраструктурных объектов, могла быть определена оптимальная процедура. Перечень товаров, работ и услуг огромен - более 10 тыс. позиций. Поэтому закупать их планируется в зависимости от их специфики, а также специфики рынков, на которых они производятся.

Федеральная контрактная система предоставит заказчикам при осуществлении закупок право использовать следующий перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

1) открытый конкурс;

2) конкурс с ограниченным участием;

3) двухэтапный конкурс;

4) электронный аукцион;

7) закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

8) единственный источник.

Заказчик при выборе способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) будет обязан исходить из необходимости обеспечить конкуренцию среди участников процедур закупок и не совершать действия, влекущие необоснованное сокращение числа участников процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Для типовой продукции будет упрощена процедура электронного аукциона, для заказов высокосложной продукции введен конкурс с предварительным квалификационным отбором, для науки и культуры - двухэтапный конкурс, когда на первом этапе обсуждаются только творческие подходы участников.

Если же это зона особой ответственности государства по исполнению своих социальных обязательств, например поставки детского питания, организация детского отдыха, или речь идет о специальных работах, например на ядерном реакторе, то проводится конкурс с ограниченным участием. Тогда вводятся дополнительные квалификационные требования из шести пунктов.

На стадии исполнения контрактов у заказчика появится возможность в случае неисполнения обязательств поставщиком в одностороннем порядке расторгнуть контракт. Раньше это было возможно только по решению суда. Судебная процедура была слишком длинной для цикла госзаказа и, по сути, не работала.

Для снижения рисков, связанных с объективной невозможностью исполнить первоначальные условия договора, введена возможность изменения условий контракта.

Третий этап - контроль и аудит. Заказчик обязан публично обосновывать каждое свое решение. И, соответственно, контроль в ФКС - это не только контроль за формальным выполнением требований, но и качественный анализ действий заказчика.

Аудит замыкает закупочный цикл в федеральной контрактной системе. На этапе аудита устанавливается соответствие результата исполнения контракта первоначально заявленной государственной нужде.

В ФКС будут развиваться принципы информационной открытости 94-го закона. Будет увеличен объем информации для публикации в Интернете и сохранен принцип общедоступности любой информации о госзаказе и возможность использования этой информация для обжалования действий заказчика любым лицом. Сейчас на официальном сайте закупок публикуется только информация о совершаемых в настоящий момент или уже завершенных закупках. Функционал этого ресурса будет пересмотрен таким образом, чтобы публиковалась полная история совершения каждого заказа: от момента включения закупки в план до завершения аудита контракта, включая полное обоснование всех действий заказчика: выбор процедуры торгов, результаты процедур, расторжение или изменение контракта.

Важным направлением развития Федеральной контрактной системы является создание эффективных барьеров для доступа в систему госзакупок недобросовестных и некомпетентных агентов – как на стороне поставщиков, так и на стороне заказчиков – через соответствующие механизмы отбора, стимулов и санкций. Для оценки заявок (предложений) участников процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчику предоставляется право в документации об осуществлении закупок устанавливать требования к квалификации поставщика (подрядчика, исполнителя), включая наличие необходимой профессиональной и технической квалификации, трудовых и финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, опыта работы. Критерии добросовестного поведения и компетентности будут определяться в контексте оценки конечных результатов деятельности:

− соблюдения и качественного исполнения поставщиками их обязательств по поставкам товаров, работ и услуг;

− эффективного выполнения госзаказчиками своих основных функций, для обеспечения которых осуществляются госзакупки.

Федеральная контрактная система сохранит преференции субъектам малого предпринимательства, учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов. Существенные льготы малому бизнесу будут состоять в том, что контракты до 1 млн руб. будут заключаться без обеспечения заявки.

На повестке дня – задача профессионализации процесса госзакупок, применение госзаказчиками новых, современных технологий закупочной практики, которые позволят адаптировать процедуры государственных закупок к особенностям разных видов рынков и к специфике различных видов государственных нужд. К моменту запуска ФКС будут разработаны методики определения начальной цены контрактов, типовые контракты и конкурсные документации.

Формирование ФКС должно обеспечить условия для нового качества госзакупок, осуществляемых с целью эффективного удовлетворения государственных нужд. Переходные положения позволят участникам госзакупок адаптироваться к новым правилам.


Способы и особенности размещения информации о госзаказах: требования 44-ФЗ

Для любого поставщика госзакупки - один из лучших способов реализации своих товаров или услуг. Именно поэтому ежегодно растет не только число конкурсов и аукционов, но и количество желающих в них участвовать. Но прежде чем выбрать тендер, необходимо узнать о способах и особенностях размещения госзаказов.

Способы определения поставщиков в рамках госзаказа

По законодательству заказчик вправе провести выбор поставщика разными способами. Это прописано в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - 44-ФЗ). Закон выделяет следующие способы отбора исполнителя:

  • открытый конкурс;
  • закрытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием (закрытый и открытый);
  • двухэтапный конкурс (закрытый и открытый);
  • электронный аукцион;
  • закрытый аукцион.

Рассмотрим каждый способ более подробно.

Открытый конкурс

Является самым распространенным видом. Чаще всего с помощью конкурса открытого типа заказчики ищут поставщиков для выполнения, например, технически сложных работ. Для победы в тендере необходимо предложить наиболее интересные условия исполнения контракта, а не самую выгодную цену.

Информация о проведении таких закупок размещается в единой информационной системе. Принять участие в открытом конкурсе может любой исполнитель, соответствующий требованиям, прописанным в конкурсной документации. Процедура определения победителя проходит публично, предложения участников оценивает конкурсная комиссия. Информация о результатах тендера является общедоступной.

Закрытый конкурс

Процедура проведения закрытого конкурса схожа с процедурой проведения открытого. Отличие составляет способ выбора участников. К участию в закрытом конкурсе допускаются только те поставщики, которые получили приглашение от заказчика. Информация о проведении тендера и его результатах не является публичной. В целом закрытый конкурс проводится при:

  • закупках для государственных нужд, когда сведения об этом составляют государственную тайну;
  • закупках, являющихся государственной тайной (сведения об этом должны быть предусмотрены в конкурсной документации);
  • госзаказе услуг по уборке помещений;
  • госзаказе услуг водителей для судей и судебных приставов;
  • госзаказе услуг по страхованию, охране и транспортировке ценностей государственного фонда, драгоценных металлов, музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов.

Конкурс с ограниченным участием (закрытый и открытый)

Законодательством (пункт 2 статьи 56 44-ФЗ) предусмотрено только два случая проведения конкурса с ограниченным участием:

  • когда нужно выполнить работы, обеспечить поставку технически или технологически сложных товаров, услуг. То есть когда госзаказ могут выполнить только поставщики, которые обладают соответствующим уровнем квалификации;
  • когда требуется выполнить работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), реставрации музейных предметов и музейных коллекций, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов.

Конкурс с ограниченным участием проводится в один этап с предквалификационным отбором. При проведение предквалификационного отбора к поставщикам, помимо общих, могут предъявляться дополнительные требования. Победителем тендера становится исполнитель, прошедший отбор и предложивший наиболее выгодные условия исполнения контракта.

Открытый и закрытый конкурсы с ограниченным участием различаются методом выбора поставщика. При открытом тендере информация о его проведении публикуется в единой информационной системе и доступна неограниченному кругу лиц. В закрытом конкурсе участвуют только те исполнители, которые получили приглашения от заказчика. В целом процедура проведения конкурса аналогична открытому способу.

Двухэтапный конкурс (закрытый и открытый)

Двухэтапные конкурсы проводятся, когда необходимо:

  • заключить контракт на проведение научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, а также энергосервисный контракт;
  • провести обсуждение предмета закупки с поставщиками для уточнения характеристик госзаказа;
  • в целях создания произведения литературы или искусства.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе поступают заявки без указания стоимости, также уточняются характеристики предмета закупки и критерии оценки. На втором этапе заказчик рассматривает заявки с ценой. Победителем становится поставщик, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Закрытый двухэтапный конкурс проводится, когда применяются закрытые виды госзакупок. Информацию и приглашение о тендере получает ограниченный круг лиц. При открытом двухэтапном конкурсе извещение публикуется в единой информационной системе, принять участие может любой желающий.

Электронный аукцион

В последнее время все большей популярностью пользуется электронный аукцион. Он организовывается в случаях, когда заказчик точно знает, какой объем товара или услуг и какого качества ему нужен. Аукцион в электронной форме проводится открытым способом. Информация о нем публикуется в единой информационной системе для неограниченного круга лиц. К участию допускаются исполнители, у которых есть электронная подпись (ЭЦП) и аккредитация на одной из государственных электронных площадок (ЭТП). Сегодня площадок, где размещаются госзаказы, пять:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ»;
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
  • ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»;
  • ЗАО «ММВБ-Информационные технологии»;
  • ООО «РТС-тендер».

Заявки исполнителей доступны для просмотра всем участникам, поэтому в процессе торгов каждый может корректировать свое предложение. Победителем становится тот поставщик, который предлагает наибольшее количество товаров по самой выгодной цене.

Закрытый аукцион

Критерий выбора победителя - самая выгодная цена. Участвовать в закупках могут те исполнители, которые получили приглашение от заказчика. Закрытый аукцион проводится в случаях, когда закупки необходимы для:

  • федеральных нужд, составляющих государственную тайну;
  • страхования и транспортировки драгоценных камней и металлов, принадлежащих государству, а также предметов музейных коллекций, имеющих историческое и культурное значение;
  • выполнения услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов.

Этапы размещения информации о проведении процедуры определения поставщика

Основными этапами подготовки и размещения информации о проведении конкурса являются:

  • подготовка конкурсной документации;
  • публикация извещения;
  • размещение в открытом доступе конкурсной документации.

Подготовка конкурсной документации . Конкурсная документация содержит условия проведения торгов и должна соответствовать требованиям к оформлению. Она является одним из ключевых моментов, которым руководствуется заказчик при выборе победителя. Документация включает в себя:

  • описание объекта закупки;
  • порядок предоставления заявок и их обеспечения;
  • критерии оценки предложений;
  • проект контракта.

После того как пакет будет готов, он размещается в единой информационной системе и на ЭТП (в случае проведения электронных торгов).

Публикация извещения . При условии проведения открытого конкурса заказчик публикует извещение о проведении тендера в единой информационной системе. Сведения об электронном аукционе также публикуются в ЕИС за 7 дней до даты окончания приема заявок, если цена контракта не превышает 3 млн рублей, или за 15 дней, если превышает указанную сумму. Также информацию о таком аукционе можно размещать в СМИ.

Размещение в открытом доступе конкурсной документации . Конкурсная документация публикуется одновременно с извещением о проведении открытого конкурса в единой информационной системе не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с предложениями участников. Доступ к этим сведениям бесплатный. По запросу документация может предоставляться всем заинтересованным лицам после публикации извещения. Любые изменения условий контракта размещаются в ЕИС.

Конкурсная документация об электронном аукционе также публикуется в ЕИС одновременно с извещением.

Особенности размещения госзаказов способом открытого конкурса или аукциона

При размещении госзаказов способом открытого конкурса или аукциона конкурсная документация и извещение являются общедоступными. Извещение о тендере должно содержать следующие сведения:

  • название, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика;
  • краткое изложение условий контракта;
  • способ определения исполнителя;
  • срок, место и порядок подачи заявок;
  • размер обеспечения заявок и контракта.

Одновременно с извещением публикуется конкурсная документация, где потенциальные участники могут ознакомиться с описанием объекта закупки. Это описание регулируется законодательством и соответствует следующим правилам:

  • в описании указываются функциональные, технические и качественные характеристики объекта;
  • описание должно быть объективным;
  • описание должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию;
  • описание может включать в себя планы, чертежи, эскизы, фотографии и прочие изображения;
  • при необходимости устанавливаются требования к гарантийному сроку объекта закупки.

Помимо описания объекта закупки конкурсная документация содержит также следующие сведения:

  • название и описание объекта закупки;
  • обоснование начальной цены контракта;
  • информацию о валюте;
  • требования к содержанию предложения участников;
  • информацию о возможности изменения условий контракта заказчиком;
  • порядок и срок отзыва или возврата заявок на участие;
  • порядок предоставления разъяснений конкурсной документации участникам;
  • критерии оценки предложений;
  • размер обеспечения заявки, контракта;
  • информацию о контрактной службе;
  • информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.

Размещение извещения и конкурсной документации в рамках конкурса с ограниченным участием

Размещение конкурсной документации и извещения о проведении конкурса с ограниченным участием не отличается от процедуры информирования об открытом конкурсе. Все сведения публикуются в единой информационной системе и бесплатно доступны для любых поставщиков.

Однако конкурсная документация и извещение о таком виде тендера требуют внимательного ознакомления, поскольку к участникам, помимо единых требований, могут предъявляться дополнительные:

  • опыт работы, связанный с предметом госзаказа, и деловая репутация;
  • финансовые возможности для исполнения госзакупок;
  • необходимое для исполнения контракта количество специалистов;
  • наличие оборудования и других материальных ресурсов для исполнения госзаказа.

Нюансы объявления двухэтапного конкурса в системе госзаказов

Документация и извещение о госзакупках размещаются в единой информационной системе и являются общедоступными. По итогам первого этапа уточненная конкурсная документация также публикуется ЕИС.

Размещение госзаказов в рамках электронного аукциона

Извещение о проведении электронного аукциона может быть опубликовано в СМИ, помимо размещения в ЕИС. Содержание документа соответствует информации об открытом конкурсе, но дополнено несколькими пунктами. В нем указываются:

  • адрес электронной площадки;
  • дата окончания срока рассмотрения заявок;
  • дата проведения аукциона;
  • размер обеспечения заявок;
  • требования к участникам и перечень документов, которые нужно предоставить;
  • условия, запреты и ограничения допуска товаров из иностранных государств.

Конкурсная документация размещается в ЕИС одновременно с извещением. Информация, которая в ней прописана, соответствует требованиям к содержанию документации при открытых конкурсах.


Итак, способы размещения госзаказов напрямую зависят от целей и задач заказчика, а также требований к участникам и объекту закупки. Участник должен не только удовлетворять предъявленным к нему условиям, но и на основе тендерной документации составить конкурентоспособное предложение.