С 1 января вводится профстандарт педагога 2017, утверждённый Правительством РФ. Это ключевой документ, в котором содержится перечень личностных и профессиональных компетенций специалиста.

Принятый документ станет основой проведения аттестации педагогов и присвоения квалификационных категорий. Его нормами будут руководствоваться, принимая на работу и формируя оплату труда. Конкретизируя знания и умения, которыми должен владеть педагогический работник, профстандарт в подробностях отображает его трудовые действия и разделяет их по модулям.

Это явление особенно сильное среди национальных меньшинств, где в начале 1990-х годов существовала очень прочная связь между национальностью и религией: ислам среди татар, буддизм среди калмуков, иудаизм среди евреев и т.д. русские последовали за этим движением в конце десятилетия. Не посещая церковь, многие тем не менее называют себя православными, и даже некоторые из атеистов заявляют, что предпочитают православное христианство другим религиям. На долю Российской Федерации приходится 79, 8% россиян.

Если мы добавим белорусов и украинцев, которые считают себя очень близкими к россиянам, мы получаем 82, 4% населения. Наряду с другими национальными группами, среди которых большинство православного христианства, доля «этнокультурных православных» составляет почти 85%. Эта цифра превышена «этнокультурными христианами». «Этнокультурные мусульмане» составляют менее 10% населения, а все остальные группы составляют менее 5%.

Профстандарт педагога: структура

Для создания всех профессиональных стандартов существует единая база - макет, включающий следующие пункты:

  1. Общая характеристика профессии. Название, деятельность работников, классификация по ОКВЭД и ОКЗ.
  2. Функциональная карта. Функции деятельности.
  3. Характеристика трудовых функций. Подробное описание знаний, умений и видов действий, которые осуществляют специалисты.
  4. Информация об организациях-разработчиках.

Структуру профстандарта педагога определяют две обобщенные составляющие:

Это этноконфессиональное распределение позволяет рассматривать Российскую Федерацию как страну с относительно стабильным мононациональным и моноконфессиональным русским и православным, несмотря на приток мигрантов с юга и отсутствие демографического обновления русского народа. Это социологическое введение было необходимо для лучшего понимания сущности и тенденций процессов в системе образования по сравнению с религиозным образованием. Именно на этом социально-культурном «фоне» развиваются новые формы религиозного обучения в светских школах.

  • базовая («три кита» педагогической деятельности - обучение, воспитание, развитие);
  • дополнительная (разработка проектов и реализация образовательных программ с учетом особенностей работы педагога).

Кроме того, профстандарт имеет два добавочных блока - «Математика» и «Русский язык». Отсюда следует, что, к примеру, квалификация учителя русского языка определяется пятью трудовыми функциями:

Новые формы религиозного образования в светских школах

Во-первых, в преподавании контента было мало различий. В истории религий они были описаны с научной и культурной точки зрения, развивая различные концепции их происхождения и эволюции. Но все это было сделано без систематического анализа религиозных традиций как таковых, в их отношениях с религиозными организациями, где эти традиции сохраняются и передаются. Председатели в истории религий заменили старые стулья атеизма, вызвав кризис теоретических подходов к преподаванию в школе и университете в этой дисциплине, кризис, который еще не разрешен.

  1. Обучение.
  2. Воспитание.
  3. Развитие.
  4. Реализация образовательных программ.
  5. Блок «Русский язык».

Согласно Постановлению правительства № 584, переход на новые стандарты продолжится до 1 января 2020 года. Новый профстандарт не является жестко закрепленным, «монолитным» документом - он допускает возможность дополнения требований в зависимости от региональных особенностей и внутренних стандартов учреждений образования.

Русская Православная Церковь долгое время пыталась сделать религию в высших учебных заведениях возможной снова на строго религиозной основе. Он разделен на две части: общую часть для преподавания разных религий и религиозную часть, характерную для каждой религии, и разработанную соответствующей исповедью. Это привело к восстановлению сотрудничества между государством и религиозными организациями в сфере профессионального образования в области преподавания богословия. Национальная программа определяет теологию как набор наук, изучающих историю догмы, институциональные формы религиозной жизни, культурное наследие, традиционное религиозное право, археологические находки, связанные с религиозной историей, историей различные доктрины и организации, а также их прошлые и настоящие отношения.


Пока же образовательные организации должны разработать поэтапный план перехода на профстандарт. Чтобы избежать ошибок при подготовке необходимой документации, примите участие в цикле вебинаров «Организация и документальное сопровождение применения профстандартов в колледже» .

Аналогичным образом, сектор «прикладное искусство и народное искусство» включает специализацию «религиозная вышивка». В настоящее время изучается введение специализации «живопись икон» в «живопись». В следующем году эта цифра увеличилась до пятнадцати.

Развитие религиозных методов преподавания на вторичном уровне вызывает интерес и дискуссию, поскольку этот вопрос касается больших слоев общества. Чтобы углубить это учение, школы разработали факультативные курсы по «истории религий», «религиям мира» и «основным религиям». Эти варианты предлагаются в небольшом числе школ, в основном тех, которые специализируются в области социальных наук и гуманитарных наук. У них есть особенность преподавания не одного, а нескольких религий, древних или современных.

В помощь руководителю! Скачайте Методические материалы по учету требований профессионального стандарта при приеме на работу (определение соответствия занимаемой должности, заключение трудового договора) в условиях применения профессионального стандарта педагога

В то же время социальные трансформации, вызванные выше, создали спрос на изучение определенной религиозной традиции, не пройдя через ее философскую интерпретацию. В настоящее время нет учебных пособий, охватывающих все потребности в этих курсах. Некоторые учебники и дидактические коллекции начинают появляться, и сами учителя выбирают те, которые, по их мнению, хороши для их школы. Эти уроки аналогичны тем, которые представлены в светских школах во многих европейских странах. Подобно научным и философским курсам по религии, они не являются частью национальной и обязательной учебной программы среднего образования, но предлагаются в рамках факультативных курсов, определенных на уровне региона и школы, или в качестве дополнительных классов в конце дня, в дополнение к основным курсам.

Профстандарт для педагогов в 2017 году: новые задачи

Новый документ вводит пять дифференцированных уровней квалификации педагога. Они определяют требования к знаниям, умениям, навыкам и опыту, которые необходимы для выполнения трудовой функции. Стандарт подразумевает и перечень профессиональных компетенций. Например, для полноценной работы учителю нужно иметь восемнадцать основных навыков и умений. Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, поддержке социально уязвимых и талантливых учеников.

Редко, что эти часы обучения превышают один-два часа в неделю и предлагаются на всех уровнях. В некоторых регионах некоторые профессора являются слугами Церкви или нерелигиозными с определенной педагогической и религиозной подготовкой. Существуют соглашения между местными семинарами и государственными учебными заведениями. Семинары организуют курсы для учителей средних школ. Некоторые члены духовенства проходят обучение в университете.

Эти процессы можно интерпретировать как развитие «снизу» сотрудничества между государством и религиозными структурами для организации преподавания религий в светской школе в соответствии с законодательством, как это делается Германии и других странах с аналогичной практикой в ​​этой области. В настоящее время важно, чтобы эта форма образования получила поддержку и признание со стороны государства и была интегрирована в национальную и муниципальную систему образования. В первом письме было дано четкое представление о содержании преподавания для дисциплины «православная культура», рекомендации по программе и указана максимальный объем знаний в истории и культуре православного христианства, которые можно преподавать в средней школе, В разработке этого письма приняли участие представители региональных образовательных центров и представителей Церкви.

Можно сказать, что современному педагогу отводится роль социального терапевта, который способен вовремя распознать педагогические и даже психологические проблемы ребенка. В сотрудничестве с узкими специалистами педагог должен выявлять и решать широкий круг проблем, возникших у обучающегося.

«Подводные камни» введения профстандарта «Педагог»


Во втором письме были освещены некоторые из текущих вопросов, поднятых этим учением, в частности необходимость уважения факультативного характера этих курсов. Министерство также заявило, что оно готово сотрудничать с другими конфессиями в этом направлении.

Последние видели в преподавании ортодоксии второстепенной угрозы их реформам, которые игнорируют ценности традиционной русской культуры и подразумевают «мутацию менталитетов» русского народа. Зиуганов поддержал министерство, как и большинство людей науки и культуры, а также несколько организаций других традиционных деноминаций. Режиссер Михалков в телевизионном обсуждении этого вопроса сказал, что преподавание православной культуры в светских школах было «вакциной против вульгарности», ссылаясь на очень низкий культурный уровень средств массовой информации которые сегодня формируют мировоззрение детей и подростков.

Сегодня в России более миллиона учителей. Одни из них готовы следовать новым правилам, а другие - нет. Главная проблема - отсутствие условий:

  1. Недостаточность материальной базы. Если школа намерена обучать особых детей, в здании должны быть предусмотрены лифты, пандусы, оборудованные туалеты и т.д.
  2. Дефицит узких специалистов. Чтобы педагог мог заниматься со всеми учениками, необходимы не только его знания, навыки и желание. В штат должны входить психологи, тьюторы, сурдопереводчики, дефектологи и медицинские работники.
  3. Нехватка методических материалов по работе с учащимися разных категорий.
  4. Слабая база подготовки и переподготовки учителей.
  5. Отсутствие процедуры аттестации, которая позволит объективно оценить усложнившуюся работу педагога и обеспечить его профессиональный рост.
  6. Перегруженность педагогов. Говоря о необходимости персонального подхода к каждому ученику, придется учесть, что практически все учителя сегодня работают на полторы-две ставки. Для выполнения требований стандарта нагрузка должна составлять не более двадцати часов в неделю.
  7. Недостаточная осведомленность представителей местных министерств и департаментов образования о том, что сегодня требуется от педагогов. Знания педагогики и психологии у руководителей минимальны.
  8. Возможность ухудшения отношений в педагогических коллективах. Появление системы должностей (ассистент и помощник учителя, учитель, старший и главный учитель, наставник и эксперт), по мнению многих специалистов, может негативно отразиться на системе образования и привести к оттоку кадров.

На фоне внедрения профстандарта «Педагог» все, кого он коснется, разделись на два лагеря - тех, кто уверен, что трудности преодолимы, и тех, кто называет документ очередной головной болью. Но так как от выполнения норм стандарта будет зависеть заработная плата педагога, и тем, и другим придется взяться за дело.

Хакамада открыто критиковали министерство. Первые спровоцировали протесты ортодоксальных союзов и обычных граждан, сравнив ортодоксальную культуру с «средневековым мракобесием». Хакамада, она сказала, что светская школа должна предлагать общее образование всех религий. Это заявление было не очень профессиональным.

По-видимому, она не знала, что этот вид образования уже существует, и он предлагается тем, кто хочет следовать ему. Хакамада был одним из лидеров, не вошел в парламент во время. Критики утверждали, что Министерство образования хотело навязать учение православной культуры в области среднего образования. На самом деле возникла необходимость навести порядок в спонтанной практике, уже разработанной в регионах, что было в интересах как государства, так и Церкви. Но создание точной, открытой и демократической системы, которая включает как государственные, так и деноминационные структуры на федеральном и региональном уровнях, непросто.

А пока школьной администрации необходимо разработать план поэтапного перехода на применение профстандартов и при этом учесть все изменения, которые произошли в течение 2016 года. В том числе и тот факт, что новый министр образования и науки Ольга Васильева озвучила ещё ряд нововведений в профессиональный стандарт учителя, а также перенос даты введения данного документа по просьбе педагогической общественности до 1 января 2018 года.

Государственные служащие по-прежнему очень часто атеисты, и сами религиозные структуры не готовы к этому из-за отсутствия опыта и подходящих специалистов. Однако существуют различия в размере. Обучение не должно сопровождаться совершением религиозных обрядов и церемоний. Студент может отказаться принимать эти курсы, и учреждение обязано предоставить ему все другие дополнительные базовые уроки. Ношение показных признаков религиозной принадлежности запрещено и участие в религиозных мероприятиях возможно только на основе добровольной службы и вне школьных часов.

Вашему вниманию: четыре дня научно-практической конференции на тему «Создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду и школе». Ознакомиться с программой конференции можно тут:

Посторонняя работа неизменно кажется легче, чем происходит на самом деле. Так и труд учителя, по представлениям большинства людей, сводится к проверке тетрадей и заполнению классного журнала. Мало кто догадывается, что помимо проведения занятий, преподаватели завалены бумажной рутиной. Составление отчетов, планов, выполнение указаний сверху, наподобие «сделай то, не знаю что и обязательно отчитайся». Нелегко.

В школах, где предлагается этот тип курса, эти условия обычно соблюдаются, и серьезных конфликтов не наблюдается. В частных религиозных школах религиозное обучение предоставляется в соответствии с выбором учреждения; они определены в конвенции учреждения и в образовательной программе соответствующей религии. Родители или ученики, которые выбрали эту программу при полном знании фактов, не могут отказаться от участия в религиозных курсах, включенных в учебную программу.

Обучение и образование в школе могут включать элементы религиозной практики, если они не препятствуют успешному завершению общей национальной учебной программы: это может быть уважение стандартов одежды, продуктов питания или отношений, характерных для каждой религии; организация рабочего времени и отдыха в соответствии с религиозным календарем; регулярное посещение религиозных служб и т.д. В прошлом религиозные знания передавались на атеистической основе, что затрудняло их ознакомление с традиционными русскими ценностями.

А чтобы не столь сетовали на бумажные трудности, Министерство образования вводит профессиональный стандарт педагога с 2017 года.

Что это такое (мнение власть имущих)

Текущий ритм жизни требует постоянных нововведений. Сегодняшние ученики ровно не такие, какие были буквально лет 10 назад. К ним требуется сугубый подход педагога.

Сейчас мы наблюдаем процесс, который восстанавливает историческое и культурное превосходство в этой области. Некоторые ученые и учителя выступают против этого, потому что они продолжают рассматривать религию как ткань аберраций, в то время как они придерживаются философских концепций человека и общества для науки. Педагогическому сообществу трудно понять, что религия, как и все нерелигиозные концепции мира, остается на грани науки и точного знания.

Он не согласен с идеей, что ученики должны знать о религиозных видениях мира, которые сыграли важную роль в национальной и мировой истории, чтобы ассимилировать социальный опыт предыдущих поколений и приобрести коммуникативные практики современного многокультурного общества и свободно определять их отношение к религии. Они считают, что Хэллоуин бесчеловечен и может иметь негативные последствия для психологического здоровья и образования детей.

Профсандарт 2017 года включает в себя список документов, который содержит требования к личностным и квалификационным навыкам преподавателя. По мнению Министерства образования, этот перечень позволит увеличить интерес педагогического состава к своей работе. И, благодаря этому, современные дети начнут больше любить занятия и уроки.