Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд- это совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд с использованием единой информационной системы в сфере закупок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.

Контрактная система в сфере закупок основывается на следующих принципах :

1. Принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок означают свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе, что обеспечивается путем размещения полной и достоверной информации в единой информационной системе.

2. Принцип обеспечения конкуренции направлен на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок и означает, что любое заинтересованное лицо имеет возможность стать поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок

3. Принцип профессионализма заказчиков предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

4. Принцип стимулирования инноваций является важнейшим принципом, который означает, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

5. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок играет немаловажную роль в реализации контрактной системы в сфере закупок и основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок, а также обеспечивает взаимосогласованное правовое регулирования всей закупочной деятельности, осуществляемой различными отраслями законодательства.

6. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок подразумевает, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

1.1.2 Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе

Основу законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд составляют положения:

1. КонституцииРоссийской Федерации. Особое значению имеют положения ст. 71 Конституции РФ, относящие к ведению России такие вопросы, как установление порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти (п. "г"), установление правовых основ единого рынка (п. "ж"), гражданское законодательство (п. "о"). В соответствии же сч. 1 ст. 76Конституции РФ по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

2. Гражданского кодексаРоссийской Федерации (нормы части первой ГК: глава 11 «Исчисление сроков» статьи 190-194, глава 28 «Заключение договора» статьи 447-449; нормы части второй ГК: статьи 525-534, статья 709, статья 769-775).

3. Бюджетного кодексаРоссийской Федерации(статьи 72-73, 301).

Определение в качестве основ законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок ГК РФ и БК РФ, т.е. основных законодательных актов соответственно гражданского законодательства и бюджетного законодательства, предопределено предметом регулирования данных законодательных отраслей.

4. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее 44-ФЗ).

5. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

6. Нормативные правовые акты Президент Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

7. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти о контрактной системе в сфере закупок. Таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство экономического развития РФ.

9. Нормативные правовые акты Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" о контрактной системе в сфере закупок.

Полномочия ГК "Росатом" по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности регламентированы положениями ст. 8 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", согласно ч. 1которой ГК "Росатом" на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности по вопросам, перечисленным в данной части.

10. Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

11. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о контрактной системе в сфере закупок

12. Нормы международного договора.

Главенствующее, центральное и системообразующее место в структуре законодательства о контрактной системе в сфере закупок отведено Федеральному закону от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" , где определено, что другие федеральные законы, содержащие нормы права, связанные с закупкой товаров, работ, услуг, должны соответствовать его нормам.

Таким образом, 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в целях :

Повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг,

Обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок,

Предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

В качестве элементов сферы применения выделяют:

1) планирование закупок товаров, работ, услуг;

2) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключение гражданско-правового договора;

4) особенности исполнения контрактов;

5) мониторинг закупок товаров, работ, услуг;

6) аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Границы применения 44-ФЗ: Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с:

1) оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с которыми РФ заключила международные договоры;

2) закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите согласно Федеральному закону от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и Федеральному закону от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов";

3) закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Госфонда России;

4) назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом;

5) привлечением адвоката к оказанию гражданам бесплатной юридической помощи.

Государственная контрактная система - это система организаций, которые формируют заказы на товары и услуги для нужд государства. Также в ее обязанности входит выбор исполнителей, подготовка контракта между государственным учреждением и стороной, которая осуществляет .

Так как государство является субъектом контрактах отношений, то ему предоставляется право контролировать выполнение сделки. В некоторых ситуациях государство может выполнять двоякую функцию: с одной стороны, гарантировать исполнение условий контракта, а с другой - обладать правом собственности.

Именно контрактная система дает возможность обеспечивать высокую эффективность работы субъекта, имеющего возможность самостоятельно организовывать свою деятельность. Базой такой системы является собрание нормативной документации, которая регулирует обусловленные отношения между контрактодержателями: государством (представителем исполнительных органов) и частным предприятием в целом или частично, в некоторых отраслях, крупных проектах, видах деятельности.

Важно указать, что договорная и экономическая связь государства, как заказчика с исполнителем работы выполняется именно через контрактную систему. Так, в России государство является крупным потребителем товаров и услуг. Этого требуют постоянно меняющиеся социально-экономические условия.

В процессе закупок современные развитые государства и частные предприятия предпочитают смешанные (их еще называют гибридные) модели работы. В этом случае центральные и местные органы делят между собой обязанности, полномочия и ответственность, касающуюся экономической деятельности. Консалтинговая фирма «Ай Ти Карни» провела по этому поводу опрос, в результатах которого обозначалось, что из 275 международных предприятий более 55% берут за основу модель, где стратегические вопросы решаются на руководящем уровне, а работа осуществляется на местном.

Осуществление Государственной контрактной системы в России

Современный этап проведения реформ в системе муниципальных и государственных закупок заключается в выборе контрактной модели управления. В начале 2014 г. вступил в силу закон «О контрактной системе в области закупок товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Под этой системой понимается объединение всех участников процедуры, в том числе: федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления; заказчики, участники закупок; специализированные организации, операторы электронных площадок; органы единой информационной системы в сфере закупок; потенциальные исполнители (подрядчики, поставщики).

Придерживаясь указанной в вышеописанном законе процедуры: заказчики осуществляют закупку, с целью обеспечения нужд федераций, потребностей субъектов России и муниципальных учреждений. Таким образом, выполняется достижение цели и реализации мероприятий, которые предусмотрены государственными программами субъектов конкретной страны.

Можно сделать вывод, что государственная контрактная система – это новый этап в осуществлении закупок. Он основывается на следующие принципы: прозрачности, открытости, обеспечения конкуренции, стимулирования инвестиций, высокой квалификации заказчиков, единства системы в области закупок, ответственности за эффективное обеспечение государственных нужд. Концепция развития конкретного конкретной работы – это расширение инструментов закупки основанных на усилении факторов предквалификации, размещение предложений способом запроса, ответственность за результат.

В соответствии с законом, указчик обязан составить план закупок на следующие год и три года. При возникновении замечаний он должен корректировать отдельные пункты договора. Также обязан обосновать цену закупки, предмет, способ выполнения процедуры и требования, которые будут предъявляться участникам.

Сформирован институт общественного контроля , который должен в обязательном порядке обсуждать формат и начальную цену закупки.

Политика США и Европейского Союза

Основа партнерских отношений между США и бизнесом лежит в правильном

функционировании конкретной системы, которая обладает соответствующими механизмами и развитыми институтами. Эксперты утверждают, что благодаря рассмотрению государственных схем и контрактов как одного целого, правительство экономит 65 млрд долларов в год только на военной промышленности.

В конкретной стране заказ на инновационные товары в рамках контрактной системы уже давно используется в качестве принципа реализации научно-технической, социально-экономической и промышленной политики.

Основным направлением государственной системы США является ее упор на разработку технологий и приобретение товаров для военной промышленности.

Касательно Евросоюза, то здесь именно государственный сектор проявляет существенную часть интереса на инновационную продукцию. Правительство союза является основным заказчиком и покупателем новинок в области здравоохранения, обороны, строительства, предотвращений проблем связанных с климатическими изменениями, энергетике, транспорте.

Вывод

В последние 5 лет государственный закупок стабильно растет. В 2012 г. было заключено более 2 млн. контрактов стоимость которых превысила 6 трлн руб. Это приблизительно 50% расходной суммы бюджета страны. Для того чтобы достичь уровня в области контрактных отношений Российской Федерации понадобится многое изменить в законодательной базе, но как показывает статистика страна двигается в правильном направлении касательно конкретного вопроса.

Муниципальные и государственные закупки представляют собой мощный фактор, который влияет на уровень развития экономики лю­бой страны, вне зависимости от степени участия в рыночных отноше­ниях государства. При этом государство выступает таким потребителем, который помимо закупки товаров, работ, услуг независимо устанавливает порядок осуществления закупок. В России в настоящее время действуют рыночные принципы закупок, в отличие от предшествующих ранее планово-административных. В рамках планово-административной экономики государство брало на себя обязанность приобрести весь объем продукции, производимый предприятиями, вне зависимости от уровня спроса на нее. Условия рыночной экономики предполагали полную свободу в закупке получателям бюджетных средств. Несостоятельность обоих подходов способствовало принятию государством решения о необходимости создания особого юридического механизма закупок. Таким механизмом стала контрактная система.

Возрастание роли участия публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях вызывает все больший интерес со стороны многих юристов, экономистов и представителей других наук к аспектам правового регулирования отношений, связанных с обеспечением государственных потребностей товарах, работах, услугах. В дореволюционный период исследованию проблем удовлетворения потребностей государства в рамках контрактных правоотношений уделял внимание ученый-цивилист Д.И. Мейер. К данной проблеме обращались и современные ученые-цивилисты, такие как В.А. Анисимов, М.И. Брагинский, Е.Г. Комиссарова, Л.И. Шевченко, А.В. Яровой и др., в области административного права – Д.Н. Бахрах, А.С. Ротенберг и др.

В 2005году принятие Федерального закона №94-ФЗ от 21 июля 2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг» имело, по словам Андреевой Л.В., «революционный характер», т.к. ранее по существу не проводился конкурентный отбор претендентов на заключение муниципальных и государственных контрактов.

Позднее выявились недостатки указанного нормативно-правового акта, и довольно остро встал вопрос о необходимости реформирования сферы закупок, а многочисленные дополнения и изменения не могли кардинально улучшить ситуацию, связанную прежде всего с неэффективным расходованием бюджетных средств и наличием коррупции. В итоге было принято решение о необходимости нового закона, основанного на концепции создания контрактной системы.

Задача создания контрактной системы была поставлена в различных нормативных документах. В частности, в бюджетном послании президента РФ Федеральному собранию на 2012-2014 годы отмечалось, что процедуры размещения заказов многократно пересматривались за последние годы, однако «практически не развивались институты планирования заказа и исполнения государственных контрактов» . Ответственность лишь за соблюдение формальных правил выбора поставщика, по сути, подменяло во многих случаях ответственность заказчика за конечный результат закупки.

При разработке концепции контрактной системе был использован опыт зарубежных стран, в частности США, закупочная деятельность представляет собой государственную хозяйственную деятельность. Федеральная контрактная система США является значимой частью государственного регулирования социального и экономического развития страны .

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон. №44-ФЗ от 5 апреля 2013 г «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением некоторых положений, вступление в силу которых предусмотрено в более поздние сроки.

Тасалов Ф.А в своей монографии «Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование» подтверждает, что создание национальной контрактной системы в Российской Федерации представляется задачей стратегического значения, ввиду значительного влияния государства на рыночную экономику. Кроме того, ученый подчеркивает, что в рамках государственных закупок ежегодно расходуется до 50% всех средств российского федерального бюджета .

Контрактная система создается на основе взаимодействия предпринимательского сообщества и государства, действия рыночных механизмов. Результатом такого взаимодействия является заключение государственных и муниципальных контрактов.

Глава 5 Гражданского кодекса РФ является правовой основой взаимоотношений и содержит существенные положения о гражданской правосубъектности муниципальных образований и государства. Важно, что государство впервые отражает принципы контрактной системы и устанавливает правила своего участия в закупках товаров, работ и услуг. К таким принципам относятся: прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, единство контрактной системы в сфере закупок, открытость, обеспечение конкуренции, стимулирование инноваций, профессионализм заказчиков, эффективности осуществления закупок, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд .

Сформулированные в законе принципы, которые раскрываются в ст.7-12 закона, соответствуют принципам типового закона Комиссии ООН по праву международной торговли о публичных закупках.

Законом о контрактной системе практически полностью изменена терминология о закупках. И стоит отметить, что определение контрактной системы, предусмотренное непосредственно законом о контрактной системе, довольно громоздко. В целом контрактная система представляет собой совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими действий, которые направленных на обеспечение муниципальных и государственных нужд.

Целесообразно в определении контрактной системы было бы обозначить последовательность этапов государственных закупок, отмечая степень их взаимосвязанности . Принцип единства контрактной системы в сфере закупок – один из основных принципов контрактной системы. Согласно закона о контрактной системе указанный принцип подразумевает, что контрактная система стоится на предусмотренных законом единых подходах и принципах, которые позволяют обеспечивать государственные/муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок товаров, работ, услуг, их аудита, мониторинга и контроля. Данный принцип предусматривает эффективную и последовательную регламентацию всех этапов осуществления государственных/муниципальных закупок. Поскольку в законе о контрактной системе планирование ограничивается составлением заказчиками планов-графиков и данный принцип представляется не выдержанным до конца. В закон не включены государственные программы, в том числе целевые – федеральные, региональные, муниципальные, ведомственные программы и другие документы планирования, выступающие основанием составления планов закупок . Возможно, это является причиной исключения из определения контрактной системы, содержащейся в , указание на взаимосвязь этапов контрактной системы. Кроме того, в настоящей формулировке отсутствует этап прогнозирования государственных и муниципальных нужд.

Матевосян С.С. в своем труде «О некоторых особенностях правового статуса субъектов контрактной системы закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд» приходит к еще более лаконичному определению контрактная система: «совокупность участников контрактной системы и осуществляемые ими действия» .

В качестве участников закон о контрактной системе закупок называет:

  • федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок;
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок;
  • органы государственной власти субъектов Российской Федерации,
  • органы местного самоуправления;
  • Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
  • Заказчики и участники закупок;
  • уполномоченные органы и уполномоченные учреждения;
  • специализированные организации;
  • операторы электронных площадок.

Якушина Е. В. подчеркивает, что контрактная система представляет собой совокупность мер экономического, правового и организационного характера. Указанные меры призваны обеспечить муниципальные и государственные нужды в товарах, работах, услугах благодаря осуществлению взаимосвязанных этапов .

Несколько иной подход у Шмелевой М.В., которая рассматривает контрактную систему через призму контрактных правоотношений, складывающихся при государственных и муниципальных закупках. Такие правоотношения, по ее мнению, являются целостной правовой системой, состоящей из совокупности взаимообусловленных и неразрывно связанных между собой элементов . Развитие контрактных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок происходит на следующих последовательных этапах:

  • планирование закупок;
  • разработка документации о закупках (в т.ч выбор способа закупки) и проекта государственного контракта;
  • проведение закупки;
  • заключение государственного контракта;
  • исполнение контракта;
  • сдача отчетности по контрактной деятельности.

Сущность контрактной системы состоит в объединении различных субъектов сфере закупок, они должны осуществлять возложенные на них законом, иными нормативными правовыми актами действия и функции, которые направленны на достижение поставленных целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. В основе взаимодействия участников контрактной системы положены механизмы партнерства государственного и частного сектора, поскольку среди участников контрактной системы есть не только органы государственной власти, но и физические и юридические лица.

В составе контрактных правоотношений в сфере государственных и муниципальных закупок Шмелевой М.В. было выделено две концептуальные формы контрактных отношений, реализуемые в Российской Федерации:

  • Обязательственные (или договорные) правоотношения. Заключение государственного контракта является юридическим фактом, который создает договорные правоотношения между участником закупок и заказчиком.
  • Организационно-правовые отношения, которые складываются при проведении закупок (размещении заказов). Такой вид общественных отношений отвечает сущности контрактных правоотношений. Правовая сущность контрактной системы коротко может быть описана как особые взаимоотношения между физическими и юридическими лицами, имеющими правовой статус участника или заказчика и возникающие по поводу организации, проведения и участия в процедурах по закупкам.

С правовой точки зрения, сложность создания контрактной системы состоит в необходимости слаженного регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных закупок нормами ряда отраслей законодательства – административного, финансового, гражданского, бюджетного и др.

Понимание сущности и значения контрактной системы имеет большое значение в настоящее время, поскольку новая система в сфере государственных и муниципальных закупок непосредственно влияет на экономику страны .

В первую очередь стоит отметить, что контрактная система имеет значимый антикоррупционный потенциал. В случае, когда поставщик добивается несправедливых условий, например, завышенной цены, неизбежно возникает коррупция.

Кроме того, контрактная система направлена на развитие отечественного бизнеса. Основываясь на данных Министерства экономического развития Российской через рынок государственных закупок распределяется более 22 % ВВП . Рынок же государственных закупок, таким образом, выступает существенно значимым инструментом экономической политики страны.

Также стоит отметить, контрактная система обеспечивает непосредственное выполнение обязательств перед населением со стороны государства. Указанные обязательства содержаться в госпрограммах, для выполнения которых неминуемо связано с осуществлением закупок необходимых товаров, работ, услуг.

Таким образом, суммируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  • контрактная система представляет собой совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими действий, которые направленных на обеспечение муниципальных и государственных нужд;
  • сущность контрактной системы состоит в объединении различных субъектов сфере закупок для достижения единых целей;
  • значения контрактной системы заключается в непосредственном влиянии на экономику, за счет антикоррупционной направленности, влияния на национальный бизнес и выполнения государственных обязательств.
Библиографический список
  1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014)”О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
  2. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.
  3. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 “О бюджетной политике в 2012 – 2014 годах”.
  4. Галанов В.А., Гришина О.А., Шибаев С.Р. Зарубежный опыт закупочной деятельности государства. М., ИНФРА-М, 2010. – 236 стр.
  5. Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование. Монография/ Ф.А. Тасалов. – М.: Издательство «Проспект», 2014. – 215 с.
  6. Андреева Л.В. «Формирование контрактной системы в России в условиях экономической интеграции» //Юрист, 2013, N 14
  7. Улюкаев А.В «Знаю, что говорю» // Российская газета от 29.11 2013. №270 (6246) с.6.
  8. Андреева Л.В. Информационно-аналитический еженедельник «Аукционный Вестник» www. , статья Андреевой Л.В. «Чем вызвана реформа в сфере государственных и муниципальных закупок, и как понимать создаваемую контрактную систему?».
  9. Матевосян С.С Научно-практический журнал «Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление» , статья Матевосян С.С «О некоторых особенностях правового статуса субъектов контрактной системы закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд».
  10. Шмелева М.В. Федеральный портал «Российское образование» , статья Шмелевой М.В. «Гражданско-правовое регулирование контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации»
  11. Якушина Е. В. Журнал «Вопросы Интернет Образования» , статья Якушиной Е. В. «Федеральная контрактная система и государственные закупки в сфере образования».
  12. Официальный Интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации