Во-первых,комплекс мероприятий, цель которых — максимально выгодное для заказчика приобретение за счет бюджетных средств товаров и услуг, необходимых для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Во-вторых, система государственных закупок представляет собой не только совокупность действий в сфере госзаказа, но и включает в качестве своих элементов участвующих в закупке лиц, в т. ч.:

  • заказчиков;
  • поставщиков;
  • участников торгов/конкурсов и иных форм проведения госзакупок;
  • уполномоченные и контрольные органы;
  • федеральные органы исполнительной власти различных уровней по регулированию контрактной системы в рассматриваемой сфере;
  • специализированные организации;
  • экспертов / экспертные организации.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим данную область правоотношений, является закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ).

Специальным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ) урегулированы правила проведения госзакупок в тех ситуациях, когда в роли заказчика выступает организация, созданная при участии государства, а также в некоторых иных случаях, предусмотренных п. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ.

Немаловажным фактором является и включение в систему госзакупок специальных технических и информационных средств, в т. ч. специализированной информационной системы.

Единая система госзакупок: заказчики и поставщики

В качестве заказчика могут выступать:

  • госорганы (в т. ч. органы госвласти);
  • органы управления государственным внебюджетным фондом;
  • государственные и муниципальные казенные учреждения, выступающие от имени РФ (субъекта РФ) или муниципального образования соответственно;
  • прочие получатели средств госбюджета различных уровней, уполномоченные на размещение заказов на поставку товаров или оказание услуг за счет бюджетного финансирования (пп. 5-6 ст. 3 закона № 44-ФЗ);
  • юрлица, имеющие долю участия государства в уставном капитале не менее 50%;
  • бюджетные учреждения при наличии надлежащим образом утвержденного положения о закупке, размещенного на специализированном информационном ресурсе в сети интернет до начала года;
  • организации, осуществляющие госзакупки за счет грантов от граждан и юрлиц, а также за счет субсидирования федеральным бюджетом;
  • физлица и юрлица, осуществляющие госзакупки за счет средств, получаемых ими от ведения приносящей им доход деятельности, за исключением средств, получаемых в целях оказания и оплаты медпомощи по обязательному медстрахованию (п. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ).

Участвовать в госзакупках в роли потенциальных поставщиков могут юрлица абсолютно любых организационно-правовых форм, независимо от их формы собственности, местонахождения и места происхождения капитала, за исключением оффшорных компаний.

Система государственных закупок представляет собой также поле деятельности для физлиц, в т. ч. имеющих регистрацию в форме индивидуальных предпринимателей (п. 4 ст. 3 закона № 44-ФЗ, п. 1 ст. 1 закона № 223-ФЗ). Они также могут выступать в роли участников госзакупок.

Единая информационная система госзакупок как инструмент обеспечения контрактной системы в сфере закупок

Согласно положениям ст. 4 закона № 44-ФЗ все госзаказы должны быть размещены в Единой информационной системе (далее — ЕИС). ЕИС — это совокупность данных (с их перечнем можно ознакомиться в п. 3 ст. 4 закона № 44-ФЗ), а также технологических и технических средств, направленных на формирование, систематизацию и хранение этих данных и их представление на специальном ресурсе в сети интернет (п. 9 ст. 3 закона № 44-ФЗ).

Данная ЕИС размещается на официальной странице госзакупок в сети интернет, доступ к которой бесплатный (п. 4 Правил функционирования ЕИС в сфере закупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414, далее — правила № 1414).

Таким образом, система государственных закупок представляет собой в т. ч.совокупность действий участников госзаказа с использованием специализированной ЕИС (кроме случаев, когда это не предусмотрено законом).

Субъектам ЕИС доступ к ней будет предоставлен после прохождения процедуры регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации (п. 7 правил № 1414). При этом к субъектам ЕИС отнесены участники госзакупок, а также иные лица, использующие ресурс для реализации своих полномочий и функционала в рамках законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ. Прочим лицам, которые используют базы данных в чисто информационных целях, доступ предоставляется без регистрации в ЕИС (п. 8 правил № 1414).

Формы размещения госзаказов

Выбор способа размещения госзаказа предоставлен заказчику. При этом законом № 44-ФЗ установлен закрытый перечень форм организации госзакупок:

  • конкурс: открытый, с ограниченным участием, открытый 2-этапный, закрытый, закрытый 2-этапный;
  • аукцион: электронный и закрытый;
  • запрос котировок или предложений.

Также ст. 93 закона № 44-ФЗ регламентирует, при каких условиях госзакупка может быть осуществлена у единственного поставщика.

Если в рамках названного выше закона система государственных закупок представляет собой строго регламентированный этим НПА порядок действий, производимых при определенных тем же законом условиях, то условия госзакупок по закону № 223-ФЗ во многом определяются самими заказчиками посредством их утверждения в положении о закупках (например, условия осуществления госзакупки у единственного поставщика).

Итак, можно сделать вывод: система государственных закупок представляет собой инструмент, используемый государством в целях удовлетворения госнужд в товарах и услугах. В роли потенциальных поставщиков могут выступать как юрлица всех организационно-правовых форм, так и физлица (в т. ч. индивидуальные предприниматели).

Заказчики: Федеральное казначейство Министерства финансов РФ
Продукт: ФГИС (индивидуальная разработка)

Дата проекта: 2013/10 - 2016/09

Решение о создании единой информационной системы в сфере госзакупок (ЕИС) было принято в рамках реализации 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу с 1 января 2014 года. Одной из целей создания ЕИС является повышение прозрачности закупок.

Назначение системы

ЕИС пришла на смену официальному порталу госзакупок zakupki.gov.ru , на базе которого она и создавалась. Существенное отличие ЕИС от портала госзакупок заключается в размещении в ней всей информации о закупке, начиная с планов закупки и план-графиков и заканчивая детальным описанием этапов выполнения заключенного госконтракта.

Помимо информации непосредственно о закупках, система также должна содержать реестр контрактов, список недобросовестных поставщиков, библиотеку типовых контрактов, реестры жалоб и банковских гарантий.

Кроме того, в ЕИС должны добавляться результаты аудита в сфере закупок и информация о ценах на рынке товаров, работ и услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Одна из возможностей системы - организация с ее помощью общественного обсуждения закупок.

Ход проекта

2017

Система госзакупок оказалась «Ростеху» не по зубам. На помощь снова позвали «Ланит»

«Ланит» осуществлял разработку и запуск системы. В начале 2015 года Федеральное казначейство

Техподдержкой ЕИС в 2016 году занималась «Онланта». Конкурс на эксплуатацию системы в первом полугодии 2017 года также выиграла она.

Ранее к функционированию ЕИС возникали серьезные претензии, касающиеся сбоев и некорректной работы системы. В начале 2017 года ситуация оказалась особенно критической: из-за сбоев в системе зависли торги на миллиарды рублей (подробнее об этом - в блоках ниже). На этом фоне мэр Москвы Сергей Собянин предлагал разрешить городам федерального значения - Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю, - а также субъектам РФ с объемом госзакупок более 100 млрд рублей в год использовать в этой сфере собственные интернет-порталы.

Ранее, когда первый вице-премьер Игорь Шувалов убеждал президента Владимира Путина в целесообразности передачи системы закупок «Ростеху», он отмечал, что для перевода всех закупок в электронный вид нужна «существенная доработка функционала» ЕИС, а «РТ-проектные технологии» обладает техническими ресурсами и высококвалифицированными специалистами» .

В «Ростехе» заявили TAdviser, что субподрядные организации «Онланта» и «Ланит-Технологии» работают с системой с 2009 года в части проектирования и создания, а с 2011 года также ответственны за ее эксплуатацию и развитие. Благодаря длительной работе над проектом «Онланта» и «Ланит-Технологии» обладают профессиональной экспертизой в части, например, нормативно-правого обеспечения, многолетним опытом автоматизации закупочной деятельности, создания и эксплуатации высоконагруженных государственных информационных систем.


Задача «РТ-проектные технологии» чуть шире: помимо обслуживания, это еще и модернизация существующей системы, добавили в госкорпорации. В компании пояснили TAdviser, что для этого специалисты «РТ-проектные технологии» возьмут на себя создание и развитие единого каталога товаров работ и услуг как основного инструмента структурирования сведений о закупках. У пользователей новой системы будет возможность сравнивать цены, выполнять данную процедуру оперативно без ввода и анализа огромного количества данных, а также автоматически получать на всех этапах предупреждение о возможных отклонениях в цене или качестве.

Это важно для анализа фактических закупочных цен и характеристик закупаемой продукции, нормирования, прогнозирования спроса, определения начальных максимальных цен, мониторинга закупок по завышенным ценам. Все участники закупок, включая контролирующие органы, смогут в режиме реального времени автоматически анализировать массивы информации и получать рекомендации по ценам. У контролирующих органов появится дополнительный превентивный инструмент контроля в области госзакупок, объясняют в «Ростехе».


В «Ростехе» отмечают, что госкорпорация в лице «РТ-проектные технологии» не ставит перед собой цель получить прибыль от разработки ЕИС. На данный момент только 6% от общего контракта пойдет на погашение операционных издержек работы компании. Это длительный проект и ключевую прибыль от него планируется получить в долгосрочной перспективе по итогам продажи дополнительных услуг (например, получение справок) в рамках работы каталога после его запуска.

Ответственным за госзакупки стал Минфин

Подписанным постановлением Минфин России определён федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на исполнение функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также ведению реестра инвестиционных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, - говорится в тексте документа.

Правительство назначило «Ростех» единственным исполнителем работ по развитию и эксплуатации системы госзакупок

Решение правительства принято в соответствии с поручением президента Владимира Путина и направлено на совершенствование ЕИС с целью реального снижения цен и обеспечения справедливой конкуренции в сфере закупок, говорится в сообщении «Ростеха».

В основу проекта развития ЕИС заложен ряд ключевых элементов: создание справочников (классификаторов), каталогов продукции, баз данных средневзвешенных цен, аналитической системы. Реализация проекта должна обеспечить сквозной процесс от системного планирования закупок до заключения контрактов, отмечают в «Ростехе».

На этапе планирования закупок будет проводиться автоматическое формирование справочников классификаторов и каталогов на все товарные группы, формирование прозрачного конкурентного ценообразования и оценки результатов проведения работ и оказания услуг. На всех этапах работы ЕИС будет обеспечена функция автоматического предупреждения о возможных отклонениях в ценовых и в качественных показателях.

Преимуществом данного подхода по отношению к существующему в «Ростехе» называют возможность автоматического анализа больших массивов информации в режиме реального времени с формированием предварительных рекомендаций по ценам всем участникам закупок, включая контрольно-надзорные органы.


На момент принятия правительственного решения «Ростех» в рамках рабочих групп с Казначейством приступил к разработке системного проекта на развитие функциональности ЕИС. Работа с ЕИС будет осуществляться силами отечественных разработчиков на основе российского ПО с открытым исходным кодом, заявили в «Ростехе».

Из-за сбоев в системе госзакупок зависли торги на миллиарды рублей

В январе 2017 года с вступлением в силу изменений в 44-ФЗ о контрактной системе заказчики по всей России , попадающие под действие этого закона, столкнулись с проблемами размещения информации о закупках в федеральной ЕИС закупок. Из-за сбоев в системе возникли, например, проблемы с размещением в ЕИС планов-графиков закупок, а без их публикации тендеры проводить нельзя. За нарушение правил размещения данных в ЕИС заказчикам грозят штрафы.


Сергей Собянин просит независимости от ЕИС госзакупок для регионов

Собянин в своем письме отмечает, что в работе ЕИС наблюдаются регулярные технические сбои. Это, по его мнению, мешает публикации сведений о госзакупках и контрактах, тем самым ведет к их срыву. В связи с этим мэр предложил дать субъектам РФ возможность использовать независимые региональные информационные системы для данных целей.

В Комитете по госзаказу Санкт-Петербурга говорят, что их специалисты в ручном режиме исправляют ошибки, выданные ЕИС госзакупок и поддерживают инициативу Сергея Собянина. В комитете также предложили приоритетно размещать информацию в региональных системах с последующим обязательным размещением в ЕИС. Региональные системы представляют логический механизм учета, планирования и исполнения закупочных операций, что нельзя сказать о ЕИС. Правильнее было бы использовать ее для сбора и аналитики данных регионов, полагают в Санкт-Петербурге.

Представитель Шувалова подтвердил изданию, что первый вице-премьер уже поручил Минэкономразвития , Минфину и Казначейству внести в правительство акт о назначении «РТ-проектные технологии» единственным исполнителем.


Владимир Путин поддержал предложение Игоря Шувалова передать систему госзакупок «Ростеху»

Изначально в Белом доме рассчитывали с помощью ЕИС перевести все госзакупки в электронный вид осенью 2016 года, но затем переход на электронные процедуры сдвинули на 1 января 2018 года из-за неготовности каталога товаров, работ и услуг и самой системы. Шувалов отмечал, что для перевода всех закупок в электронный вид нужна существенная доработка функционала ЕИС, а «РТ-проектные технологии» «обладает техническими ресурсами и высококвалифицированными специалистами».

Источник «Коммерсанта», близкий к «Ростеху», говорит, что «РТ-проектные технологии» будут оператором, привлекающим другие компании - внутри «Ростеха» или вне его. В компании заявили изданию, что сейчас «критически важная система» реализована на платформе Oracle , что несет риск «утечки информации, дистанционного отключения систем или санкционного давления». В компании считают, что новую ЕИС нужно создать «на основе российских софтов с открытым исходным кодом и силами отечественных разработчиков», используя для ее создания « , роботизированное ведение классификаторов и справочников-каталогов, методы искусственного интеллекта и многофакторного предикативного анализа предмета закупок на всех стадиях».

«Универсальным прототипом» новой системы должна стать ИАС закупок лекарств - президент поручил «Ростеху» и нескольким ведомствам создать ее в августе 2016 года.

Перезапуск ЕИС в 2017-2019 годах будет стоить 350 млн руб. в год - за счет госпрограммы по управлению государственными финансами. Источники «Коммерсанта» в Белом доме пояснили, что передачу ЕИС будет контролировать казначейство.

2016

Правительство готовится отдать «Ростеху» систему закупок

1 декабря 2016 года стало известно о планах правительства отдать «Ростеху» госконтракт на систему закупок. Корпорация может стать единственным поставщиком без конкурса.

В ноябре 2016 года первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минфину , Минэкономразвития , ФАС и Федеральному казначейству подготовить доклад президенту о назначении «РТ-проектные технологии» («дочка» «Ростеха») единственным разработчиком Единой информационной системы закупок, пишут «Ведомости» со ссылкой на текст этого поручения.

Авторам доклада, который Шувалов должен был получить еще в середине ноября, необходимо было указать стоимость госконтракта на создание, ведение и обслуживание системы. Создание новой системы с нуля и перенос накопленной информации потребует около 1 млрд рублей, считает глава Cognitive Technologies Андрей Черногоров .

За разработку единой информационной системы, запущенной в 2016 году, отвечает «Ланит» , за техподдержку - его «дочка» «Онланта» . В начале года Минэкономразвития говорило о необходимости заменить иностранное оборудование и программы, на которых строится система госзакупок, на российское, поскольку зарубежные решения могут повлиять на ее работоспособность.

В начале мае 2016 года стало известно о планах Минэкономразвития по передаче системы госзакупок в частные руки. Для этого на ней могут сделать площадку для торгов и ввести платные услуги, пишут «Ведомости» .

В апреле 2016 года Минэкономразвития отправило в правительство письмо, в котором предложило развивать единую информационную систему (ЕИС), собирающую данные обо всех закупках государства и госкомпаний, как объект концессии. Представитель министерства подтвердил изданию, что этот вопрос прорабатывается.


Минэкономразвития предлагает отдать систему госзакупок в частные руки

ЕИС аккумулирует данные обо всех госзакупках и закупках госкомпаний в открытом доступе. Начиная с 2017 года в системе также появится каталог товаров, в который за плату по регулируемому тарифу Минэкономразвития предлагает включать товары поставщиков. Таким образом, процедура станет более конкурентной и выгодной для частных инвесторов, отмечают в министерстве.

Кроме того, как говорят в Минэкономразвития, ЕИС могла бы функционировать как торговая площадка, а концессионеры смогли зарабатывать на обеспечении заявки, которое вносят поставщики. По словам чиновника министерства, при полном переходе госзакупок и закупок госкомпаний в электронный формат ожидаемый годовой доход всех электронных площадок, где будут проходить торги, составит 32–48 млрд рублей.

Еще одно прибыльное направление ­- создание платежной системы концессионера для онлайн-расчетов между заказчиками и поставщиками, говорится в презентации Минэкономразвития.

Минэкономразвития задумалось над импортозамещением в ЕИС

В середине февраля 2016 года газета «Ведомости» опубликовала материал, в котором сообщила о предложении Минэкономразвития заменить иностранное ПО на российское в Единой информационной системе госзакупок (ЕИС). Участники рынка считают, что такое импортозамещение возможно, но оно будет непростым.

ЕИС во многом зависит от зарубежного оборудования и софта, что может негативно повлиять на функционирование системы, например, из-за введения международных санкций, пишет издание со ссылкой на письмо Минэкономразвития Федеральному казначейству . Последнее согласно с необходимостью заменить импортные программы на российские и намерено искать подходящие решения, сообщил заместитель руководителя казначейства Сергей Гуральников .


Минэкономразвития опасается, что иностранное ПО и оборудование могут повредить Единой информационной системы госзакупок

Вместе с тем он признал, что альтернатив западным продуктам, которые бы не уступали им по производительности, пока нет. Их надо искать, тестировать и убедиться, что не пострадает то, что уже работает, и, возможно, в 2016 году будет принято решение, на какое ПО переходить, сообщил Гуральников.

Систему нужно будет перестраивать почти с нуля, предупреждает президент IT-интегратора IBS Сергей Мацоцкий . Придется переходить на новые базы данных, это может привести к сбоям в работе, замечает предправления ГК «АйТи» Тагир Яппаров .

Как сообщил газете представитель Минэкономразвития, стоимость проекта импортозамещения технологий в ЕИС должна быть определена казначейством. Георгий Генс полагает, что переход обойдется значительно дороже поддержки иностранных решений, поскольку система госзакупок является сложной и очень нагруженной, и она должна работать непрерывно.

Единую систему закупок запустили с множественными недоработками

В январе 2016 года организация Общероссийский народный фронт (ОНФ) провела мониторинг работы ЕИС в сфере закупок, которая по указанию Дмитрия Медведева должна была заработать в полную силу с начала года, и сообщила об обнаруженных множественных недоработках системы.


С 1 по 6 января портал госзакупок был закрыт на регламентные работы. 6 января пользователи впервые смогли увидеть новую систему. С 9 на 10 января вновь ЕИС была отключена для проведения регламентных работ. В воскресенье 10 числа система заработала с незначительными изменениями дизайна на ряде страниц.

В числе проблем, с которыми сталкиваются пользователи при работе с системой, - не работает система поиска и фильтрации, в реестре контрактов на обновленном сайте отсутствует поиск по исполнителю (подрядчику), что затрудняет мониторинг контрактов, заключенных с конкретным поставщиком. Многие разделы не функционируют, в некоторых присутствуют только тестовые записи, не выводятся данные, в ряде разделов сервер выдает ошибку.


Разработку и запуск системы осуществлял «Ланит» . В начале 2015 года Федеральное казначейство заключило с компанией госконтракт объемом 525 млн руб. на выполнение работ по созданию, развитию и обеспечению функционирования прикладного ПО системы. Позднее, в сентябре, с компанией был заключен еще один контракт на выполнение работ по развитию системы объемом 143 млн руб.

В Федеральном казначействе и в «Ланите» не прокомментировали проблемы в работе ЕИС на момент публикации материала. В Минэкономразвития заявили TAdviser, что все представленные замечания прорабатываются с техническими специалистами, и необходимые меры будут приняты в кратчайшие сроки.


Приемка работ осуществлялась межведомственной комиссией с участием Минэкономразвития, ФАС , Минкомсвязи , Минфина и Федерального Казначейства. В период приемки система функционировала без сбоев, добавили в Минэкономразвития.

2015

Медведев утвердил срок запуска единой системы в сфере закупок

В январе 2015 года председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок. В соответствии с документом, Федеральное казначейство должно обеспечить ввод системы в эксплуатацию не позднее 1 января 2016 года, а в срок до 1 мая 2015 года - утвердить состав межведомственной комиссии по созданию системы в сфере закупок и положение о этой комиссии.

Документом также определяется, что перечень подсистем (компонентов, модулей) ЕИС в сфере закупок определяется в технической документации на основании функциональных требований к этой системе, которые устанавливаются Минэкономразвития .

Ранее в Минэкономразвития заявляли TAdviser, что, по мнению ведомства «из системного понимания закона», система должна была быть введена в эксплуатацию с таким расчетом, чтобы с ее использованием можно было планировать закупки на 2016 год. То есть, окончательный ввод системы в эксплуатацию предполагался на 4-й квартал 2015 года.

ТЗ на создание ЕИС по госконтракту, который Минэкономразвития заключило с научно-исследовательским центром ВШЭ, было разработано в 2013 году, а в течение 2014 года оно прошло дополнительно 2 этапа доработки, рассказали TAdviser в ведомстве.

Доработки были связаны с изменениями в закон 44ФЗ, которые были приняты в декабре 2013 года и в июне 2014 года, а также в связи с принятыми подзаконными актами, которые конкретизируют вопросы планирования, нормирования, обоснования закупок. В июле 2014 года появилась итоговая редакция ТЗ. Параллельно с доработкой ТЗ осуществлялась проработка финансово-экономического обоснования стоимости этого проекта, а по состоянию на ноябрь 2014 года казначейство вело работу по подготовке документации на заключение контракта на создание ЕИС.

Единая информационная система устранит «аномально» устойчивые связи в закупочном процессе

Возможность отслеживать «аномально» устойчивые связи между поставщиком и заказчиком, а также отклонения цен позволит Единая информационная система закупок, которая заменит официальный сайт www.zakupki.gov.ru . Об этом сообщил глава департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития РФ Максим Чемерисов в декабре 2015 года.

Ведомство предлагает все конкурентные процедуры перевести в электронный вид. «Это станет прорывным шагом», - уверен М. Чемерисов, отмечая, что в таком случае все процессы торгов станут максимально публичными.

В числе дополнительный функций Единой информационной системы появится единый каталог товаров и услуг, который позволит обеспечить создание системы единого ценообразования в сфере закупок.

Также должно быть осуществлено ограничение сроков взаиморасчета по контрактам, считает М. Чемерисов. «Задержки расчетов с поставщиками является серьезным препятствием эффективного ведения бизнеса. Этот барьер мы должны устранить», - сказал М. Чемерисов.

Раскрытие информации о субподрядчиках позволит устранить злоупотребления со стороны как заказчиков, так и поставщиков. Кроме того, должны быть установлены дополнительные требования к приемке выполненных услуг и поставленных товаров.

«Кроме того, необходимо усилить контроль за порядком закупок в чрезвычайных ситуациях – в этом секторе есть риск злоупотреблений в плане превышения органами власти своих полномочий», - отметил М. Чемерисов.

2014

Передача проекта от МЭР к Казначейству

В конце сентября 2014 года в соответствии с постановлением правительства полномочия по созданию и развитию ЕИС были переданы от Минэкономразвития Федеральному казначейству . К Казначейству перешла также обязанность установления порядка регистрации в ЕИС и использования системы.

«Закрепленная постановлением схема распределения полномочий между Минэкономразвития и Казначейством позволяет максимально эффективно использовать имеющуюся у нас экспертизу по созданию государственных информационных систем федерального уровня, а также ту информационно-технологическую инфраструктуру, которой наше ведомство располагает», - сказал по этому поводу 12 ноября 2014 года Сергей Гуральников, заместитель руководителя Казначейства.

В Минэкономразвития относительно передачи функций по созданию ЕИС от их ведомства к Казначейству заявили TAdviser, что это обусловлено, во-первых, тем, что принято решение создавать ЕИС на базе уже существующего официального сайта zakupki.gov.ru, который находится в ведении Федерального казначейства, а, во-вторых, с тем, что сейчас Федеральное казначейство совместно с Минфином разрабатывают государственную информационную систему «Электронный бюджет», которая должна быть интегрирована в единые информационные системы. Поэтому целесообразно, чтобы эти два государственных информационных ресурса находились под управлением одного ведомства, заключили в Минэкономразвития.

Федеральное Казначейство о системе

По мнению Сергея Гуральникова, использование программно-аппаратного комплекса официального сайта РФ при создании ЕИС позволит уменьшить сроки и сократить стоимость реализации проекта.

«Такой подход, как мне видится, обеспечит реализацию основного приоритета создания и поэтапный запуск функционала новой системы без излишних потрясений как для заказчиков, так и поставщиков», - сказал Гуральников.

По его мнению, это также обеспечит максимальную преемственность того функционала, который уже был создан ранее, и возможность использования новых технологических инструментов для его совершенствования.

Гуральников также пояснил, что в настоящее время бюджетный закупочный процесс на технологическом уровне является разрозненным. Заказчики вынуждены работать в нескольких информационных системах, перенося данные из одной в другую, а также дублируя их. Отсутствие единых справочников, классификаторов в бюджетных и закупочных системах, по заверению чиновника, требует дополнительных трудозатрат на обеспечение непротиворечивости этих данных в различных системах.

Говоря о масштабах системы, Гуральников сообщил, что ЕИС будет представлять собой информационную площадку для работы порядка 1,5 млн участников - организаций-заказчиков и поставщиков.

«Мы планируем, что порядка 5 млн извещений будет публиковаться в ЕИС в течение года, - заявляет чиновник. - В связи с этим предстоит дополнительная работа совместно с Минкомсвязи по резервированию данных ЕИС при использовании инфраструктуры электронного правительства".

В Казначействе уверены, что нововведения, реализованные в ЕИС, позволят получить единый цикл электронных закупок, сократив временные и финансовые издержки всех участников электронного взаимодействия: «Это, несомненно, повысит прозрачность и доступность информации о госзакупках, расширит возможности по аналитике и поиску, приведет к снижению стоимости госконтрактов, позволит расширить контингент участников».

Доклад о Контрактой системе Сергея Гуральникова на CNews FORUM 2014


Замечания Счетной палаты к реализации проекта

В ноябре 2014 года по итогам проверки эффективности использования средств в рамках формирования контрактной системы за 9 месяцев Счетная палата сообщила, что результаты ранее выполненной ВШЭ работы не использовались, а срок запуска единой информационной системы в сфере закупок теперь и вовсе не определен.

«Учитывая, что для формирования программно-аппаратного комплекса ЕИС и ее опытной эксплуатации необходим определенный срок, а конкурс на разработку системы до настоящего времени не объявлен, декларируемая задача по повышению прозрачности закупок за счет внедрения ЕИС в 2014–2015 годах выполнена не будет», - отмечают в Счетной палате.

2013: ВШЭ создает концепцию за 6,9 млн руб

Работы над созданием системы начались еще в 2013 году. Тогда в сентябре правительство наделило Минэкономразвития функциями по выработке требований по созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС, а также установлению порядка регистрации и порядка пользования ею.


Единая информационная система в сфере закупок должна прийти на смену порталу zakupki.gov.ru

В 2013 году Минэкономразвития заключило контракт с «Высшей школой экономики» (ВШЭ) на разработку концепции и технического задания на создание ЕИС. Стоимость этих работ составила 6,9 млн руб. при максимальной (начальной) цене контракта в 37 млн руб. Помимо ВШЭ на выполнение этих работ претендовали также NVision Group , «Ланит» , Inline Technologies и другие, однако ВШЭ предложила наиболее низкую цену.

Осенью 2013 года в Минэкономразвития заявляли, что ЕИС будет создана к 2015 году, а позднее, в декабре, заявили, что поэтапное введение системы начнется только с 2016 года. Тогда же чиновники сообщали, что в марте-апреле 2014 года Минэкономразвития объявит тендер и заключит контракт на создание ЕИС.

Уважаемые заказчики и читатели!

По независящим от нас причинам, следующий номер еженедельника выйдет не ранее конца августа.

О возобновлении работы издания заранее всех проинформируем.

Приносим свои извинения за причиненные неудобства.

Информационная система госзакупок

Одним из ключевых факторов эффективности закупок является
информационная открытость всех стадий закупочной деятельности. Особенно важен
этот фактор для сферы госзакупок. В новом Законе «О контрактной системе»
информационному обеспечению закупок уделено особое внимание. Обзор возможностей
этого аспекта Закона для «Аукционного Вестника» провёл юрист электронной
торговой системы B 2 lang=EN-US>B-Center Дмитрий Казанцев.

Необходимость информационной открытости

В основу концепции Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» положен принцип эффективности закупок:
все его требования нужны лишь для того, чтобы государственные потребности
удовлетворялись, а государственные и муниципальные услуги оказывались гражданам
в надлежащем объёме.

Реализовать эту идею можно лишь в том случае, если за
бюджетный счёт будет приобретаться только то, что действительно необходимо, а
приобретённая продукция будет лучшего качества и по лучшей (причём не
обязательно минимальной) цене. Без информационной открытости госзакупок
добиться этого невозможно. Именно благодаря доступной информации о госзаказах могут
быть оперативно выявлены нецелевые закупки ещё до их объявления, могут быть
проанализированы заявленные начальные цены и иные условия будущего
госконтракта, можно отследить соблюдение закона при выборе поставщика, а также
получить данные о надлежащем исполнении государственного или муниципального
контракта.

Доступные данные о закупочной деятельности госзаказчиков
позволяют и контролирующим органам, и экспертному сообществу проводить анализ и
делать выводы в отношении как отдельных закупок, так и в отношении закупочной
деятельности в целом. В современных условиях лучшим инструментом по
оперативному получению информации является интернет, а значит открытость
сведений эффективнее всего обеспечивается путем их размещения в глобальной
сети.

Информационное обеспечение контрактной системы в сфере
госзакупок выстраивается как раз на базе изложенных выше фактов. Средством
обеспечения доступности данных о закупке должна стать единая информационная
система. В п. 9 ст. 3 Закона «О контрактной системе» она определяется как
совокупность информации о закупках, информационных технологий и технических
средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а
также её предоставление с использованием официального сайта. Официальным сайтом
должен остаться уже известный и неоднократно модернизированный портал lang=EN-US>www.zakupki .gov .ru .

Функции единой информационной системы госзакупок

В соответствии с новой концепцией единой информационной
системы, официальный сайт должен стать не просто «доской объявлений», на которой
публикуются очередные закупки, а сложным многофункциональным порталом,
позволяющим получать доступ к широкому спектру данных, обмениваться информацией
о закупке и даже подавать заявки в форме электронного документа, заверенного
ЭЦП. Регулированию единой информационной системы посвящена ст. 4 Закона «О
контрактной системе». В соответствии с этой статьёй информационная система
призвана обеспечить:

▲ формирование, обработку, хранение данных и предоставление их участникам контрактной системы;

▲ контроль за соблюдением закона при
планировании и проведении закупок;

▲ использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов;

▲ подачу заявок на участие в определении поставщика в форме электронного документа.

Первая из названных функций сводится к функции базы данных.
Планируется, что после модернизации официального сайта, принятия
соответствующих подзаконных актов и начала полноценной работы информационной
системы в ней можно будет найти не только объявление о конкретной закупке, но и
планы закупок каждого заказчика, их отчёты, библиотеку типовых контрактов,
подзаконные акты в сфере госзакупок и иную информацию.

Вторая функция заключается в том, что названная выше
информация позволят контролировать закупочную деятельность. Для оперативного и
полноценного анализа этих сведений они должны быть доступны пользователям
информационной системы, а сама система должна иметь удобный механизм поиска
информации. Доступность этой информации позволит не только выявлять закупи,
проведённые с нарушением, но и, при надлежащей работе контролирующих органов,
заблаговременно пресекать нецелевое расходование бюджетных средств.

Третья функция призвана реализовать возможности электронного
документооборота в рамках отношений по размещению госзаказа. Усиленная
электронная подпись в соответствии с действующим законодательством является
аналогом подписи и печати на бумажном носители, а значит с помощью портала
единой информационной системы все участники госзаказа смогут обмениваться надлежащим
образом заверенными электронными документам. Электронный документооборот
существенно упрощает юридически значимую коммуникацию, а значит при надлежащей
реализации этой функции госзакупки должны стать доступнее для потенциальных
поставщиков. А это, можно надеяться, в свою очередь должно стать фактором
развития реальной конкуренции за право заключить госконтракт.

Частным, но ключевым проявлением возможностей электронного
документооборота является возможность подать заявку в электронной форме на
участие в закупке. Эту возможность также планируется реализовать с помощью
портала единой информационной системы для того, чтобы облегчить доступ
потенциальным поставщикам к госзакупкам и стимулировать конкуренцию при их
проведении. Здесь же важно отметить принципиальную позицию законодателя,
отделившего такое понятие, как «закупка в электронной форме», от всех остальных
закупок, пусть даже проводимых с использованием электронных технологий. Так, в
соответствии со ст. 24 Закона «О контрактной системе» в электронной форме может
проводиться лишь открытый аукцион, реализуемый на электронных торговых
площадках. Все остальные способы размещения заказа не отнесены к электронным,
хотя информация о каждом из них публикуется в единой информационной системе, и
на каждый из них с помощью той же системы может быть подана электронная заявка.

Информация о государственных закупках

В соответствие с ч. 3 ст. 4 Закона «О контрактной системе» в
единой информационной системе будут опубликованы следующие данные:

▲ планы закупок;

▲ планы-графики;

▲ информация о реализации планов закупок и планов-графиков;

▲ информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска иностранных товаров;

▲ информация о закупках и об исполнении контрактов;

▲ реестр контрактов, заключённых заказчиками;

▲ реестр недобросовестных поставщиков;

▲ библиотека типовых контрактов;

▲ реестр банковских гарантий;

▲ реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;

▲ перечень международных финансовых организаций, с которыми у России есть договорные отношения;

▲ результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;

▲ отчёты заказчиков;

▲ каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

▲ подзаконные нормативные правовые акты в сфере госзакупок;

▲ информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных и муниципальных нужд;

▲ информация предусмотренная Законом №223-ФЗ и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, с помощью единой информационной системы можно
будет найти следующие разновидности информации:

▲ анонсы закупок (планы, планы-графики, объявления).

▲ отчётную информацию (реестр заключенных контрактов, отчёты о закупках, результат мониторинга закупок).

▲ документы, регулирующие закупочную деятельность (подзаконные нормативные акты, положения о закупках субъектов Закона №223-ФЗ).

▲ справочная информация (реестры, библиотеки, каталоги и т. п.)

Совокупность этой информации, находящейся в открытом доступе
на одном портале, должна облегчить работу добросовестных заказчиков и
поставщиков и затруднить работу недобросовестных. Впрочем, публикация
закупочной информации служит лишь одним из комплекса средств по профилактике и
пресечению правонарушений в сфере госзакупок, а не панацеей от них.

Регионы и муниципалитеты могут иметь свои сайты, посвященные
закупочной деятельности. Однако при этом, все подобные сайты должны в
обязательном порядке быть интегрированы с единой информационной системой (ч. 7
ст. 4 Закона «О контрактной системе»). Если концепция этой системы будет
реализована, то все субъекты отношений в сфере госзакупок получат базу данных,
содержащую максимально возможный спектр информации как о регулировании
закупочных отношений, так и о каждой конкретной закупке. Доступность этой
информации должна способствовать профилактике правонарушений в сфере
госзакупок, а также своевременному пресечению уже совершённых правонарушений.
Однако чтобы соответствовать новым требованиям ст. 4 Закона «О контрактной
системе» официальный сайт потребует существенной модернизации.

С 1 января 2016 г. в России начала работать Единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок. С помощью этого информационно-технического ресурса осуществляются закупки для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд госкорпораций и госкомпаний. Закупки регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Что такое ЕИС и официальный сайт ЕИС, какая информация содержится в системе, что обеспечивает ЕИС - на эти вопросы мы попробуем дать ответ в настоящей статье.
Для начала обратимся к Федеральному закону № 44-ФЗ, а точнее к определению ЕИС, приведенному в п.9 ст. 3 этого закона. «Единая информационная система в сфере закупок — это совокупность информации содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в сети «Интернет» (далее — официальный сайт).
До 2016 года вся информация о госзакупках содержалась на официальном сайте госзакупок. При создании ЕИС разработчики приняли решение создавать Единую информационную систему на базе действующего сайта госзакупок. Такой подход позволил создать ЕИС в короткие сроки с меньшими финансовыми затратами. В результате этого в настоящее время ЕИС находится в сети Интернет по адресу, ранее принадлежащему официальному сайту госзакупок - www.zakupki.gov.ru.
Статья 4 Федерального закона № 44-ФЗ разрешает субъектам РФ и муниципальным образованиям создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с ЕИС. Но при наличии разночтений в размещенной информации о закупках приоритет всегда имеет информация, размещенная в Единой информационной системе. Такой подход существенно упрощает жизнь участникам государственных и корпоративных закупок, позволяя им использовать для поиска информации о закупках, проводимых в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, только ЕИС. Тратить время, просматривая многочисленные информационные ресурсы субъектов федерации, муниципальных образований или госкорпораций уже не имеет смысла.
Для чего создавалась ЕИС? Правила функционирования Единой информационной системы в сфере закупок утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 г. Как следует из Правил, ЕИС во взаимодействии с иными информационными системами обеспечивает:
а) формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированных) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в п. 1 ст. 1 Федерального закона N 44-ФЗ;
б) использование для подписания электронных документов электронной подписи, вид которой предусмотрен Федеральными законами N N 44-ФЗ и 223-ФЗ;
в) возможность проверки электронной подписи на протяжении всего срока хранения информации и документов, содержащихся в ЕИС;
г) размещение информации и документов, предусмотренных Федеральными законами N N 44-ФЗ и 223-ФЗ;
д) обмен электронными документами, установленными законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между ее участниками в рамках отношений, указанных в п. 1 ст. 1 Федерального закона N 44-ФЗ;
е) формирование и ведение каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
ж) возможность осуществления мониторинга закупок в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ;
з) возможность осуществления мониторинга и оценки соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов таких планов, изменений, внесенных в них, проектов изменений, вносимых в такие планы, а также отдельных видов юридических лиц требованиям законодательства РФ об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ;
и) возможность анализа и оценки информации о закупках для проведения аудита закупок в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ;
к) возможность получения информации и документов, содержащихся в ЕИС, необходимых в целях контроля, предусмотренного ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ.
С 1 января 2017 г. при помощи ЕИС дополнительно будет осуществляться контроль за соответствием:
- информации об объеме финансового обеспечения, включенного в планы закупок, - сведениям об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
- информации, включенной в планы-графики закупок, - информации, содержащейся в планах закупок;
- информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках, - информации, содержащейся в планах-графиках закупок;
- информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), - информации, содержащейся в документации о закупках;
- условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, - информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, - условиям контракта.
Ответственным государственным органом за разработку концепции и определение функциональных требований к ЕИС является Министерство экономического развития России, а ответственным ведомством за разработку и эксплуатацию системы является Федеральное казначейство.
А теперь представим себя на месте участника госзакупок, который впервые столкнулся с Единой информационной системой, обратившись к Интернет-ресурсу www.zakupki.gov.ru. Какую информацию можно там обнаружить. Да самую разнообразную, необходимую как заказчикам, так и участникам госзакупок:
1. Информацию о закупках и об исполнении контрактов
2. Реестр контрактов, заключенных заказчиками
3. Реестр банковских гарантий
4. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
5. Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний
6. Библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов
7. Отчеты заказчиков, предусмотренные 44-ФЗ
8. Результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок
9. Каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
10. Информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима
11. Информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками запросах цен товаров, работ, услуг
12. Нормативные правовые акты
13. Планы закупок (с 1 января 2017 года)
14. Планы-графики (с 1 января 2017 года)
15. Информацию о реализации планов закупок и планов-графиков (с 1 января 2017 года)

Главным и принципиальным отличием Единой информационной системы от ранее существовавшего сайта госзакупок является максимальная автоматизация процесса закупок от размещения извещения до подведения итогов и исполнения контракта. Все внесенные в систему данные обрабатываются автоматически, а на основе этих данных формируется требуемая отчетность. Вся система документооборота находится в открытом доступе.


Единая информационная система тесно связана, как с другими региональными информационными системами, так и с электронными торговыми площадками, что в совокупности создает единое информационное пространство.
Несомненным плюсом является и тот факт, что все планы закупок, а также планы-графики будут размещаться в ЕИС (начиная с 1 января 2017 года) только в машиночитаемом виде. Ранее, на старом сайте госзакупок эти документы размещались в сканированном виде, что не позволяло поставщикам, да и другим заинтересованным лицам полноценно искать информацию. Это нововведение значительно расширит возможность поиска информации о закупках с использованием простых поисковых запросов, например, в поисковых системах Яндекс или Google. И это при том, что в ЕИС имеется собственная поисковая система, позволяющая вести как простой, так и расширенный поиск по многим параметрам.
Полный набор возможностей станет доступен пользователям с 1 января 2017 года.
Если Ваша компания собирается принять участие в госзакупках, эксперты Кредитно-Страхового агентства советуют Вам потратить немного времени для ознакомления с возможностями ЕИС. Простой и понятный интерфейс системы не вызывает затруднений даже у начинающих пользователей.
Но если у Вас нет на это времени, помните - Вы всегда можете поручить сопровождение закупочных процедур профессионалам.

Кредитно-Страховое агентство - Ваш надежный помощник в сфере Госзакупок!