Для обеспечения безопасности государства, защиты внутреннего рынка, развития отечественной экономики, а также поддержки российских товаропроизводителей Закон № 44‑ФЗ дает право Правительству РФ устанавливать запрет на допуск к закупкам либо ограничение допуска к закупкам товаров, работ, услуг, происходящих из иностранного государства. О том, как работают данные механизмы и как их правильно использовать, читайте в статье.

Анна Валентиновна ЕРМАКОВА, советник директора Института госзакупок, кандидат юридических наук

Алексей Александрович ФЁДОРОВ, старший юрист Института госзакупок

Нормы закона

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 44‑ФЗ Правительством РФ устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В свою очередь, согласно части 4 статьи 14 Закона № 44‑ФЗ Минэкономразвития России по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительство РФ установило запрет в соответствии с частью 3 статьи 14.

Механизмы импортозамещения

Процитированные выше нормы закона создают правовую основу для импортозамещения в сфере госзаказа. При этом Закон № 44‑ФЗ предусматривает три возможных механизма поддержки отечественных товаропроизводителей:

  • запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, устанавливаемый Правительством РФ;
  • ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, устанавливаемые Правительством РФ;
  • условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, устанавливаемые Минэкономразвития России только в части товаров, в отношении которых Правительством РФ не установлен запрет допуска .

В Т аблице представлены правовые акты, непосредственно реализующие эти механизмы импортозамещения.

Таблица. Механизмы импортозамещения и правовые акты

Запреты на допуск иностранных товаров

Ограничения допуска иностранных товаров

Условия допуска иностранных товаров

Суть механизма: заявки, в которых предложен иностранный товар, отклоняются, кроме случаев, когда в РФ соответствующие товары не производятся

Суть механизма «третий лишний»: заявки, в которых предложен иностранный товар, отклоняются, если параллельно с заявкой, в которой предложен иностранный товар, подано еще не менее двух заявок с российским товаром

Суть механизма:

заявки с иностранным товаром не отклоняются, но если параллельно с ними подана хотя бы одна заявка с российским товаром, то последняя имеет ценовую преференцию 15%

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства»

Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд»

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 656)

Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 102)

Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 1289)

Приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Приказ № 155)

Важно отметить, что в рамках госзаказа поддержка оказывается не только российским производителям, но и производителям стран - членов Евразийского экономического союза (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Республика Армения, далее - ЕАЭС). Однако это не означает, что они всегда участвуют в закупках наравне с российскими производителями. Например, в рамках Приказа № 155 15-процентная преференция будет предоставлена всем заявкам, в которых будет предложен товар не только из РФ, но и из других стран ЕАЭС. В то же время согласно Постановлению № 102 наряду с российским медицинским оборудованием будет допускаться только оборудование, произведенное в Армении, Белоруссии или Казахстане. А в рамках закупок для нужд обороны и безопасности почти всегда закупается продукция исключительно российского происхождения, в случае закупок продукции машиностроения - происхождения ЕАЭС.

Обязанность заказчиков и поставщиков

Информацию о том, что в той или иной закупке будет применен какой-либо механизм импортозамещения, заказчик указывает в следующих документах:

  • в плане-графике закупок, который в структурированном виде ведется всеми заказчиками в единой информационной системе на сайте zakupki.gov.ru (далее - ЕИС);
  • в извещении, размещенном в ЕИС в поле «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами» (раздел «Общая информация», подраздел «Информация об объекте закупки»);
  • в документации о закупке (внутренняя структура документации определяется заказчиком самостоятельно).

У поставщиков, претендующих на победу в процедуре закупки товаров, попавших под какой-либо механизм импортозамещения, появляется обязанность предоставлять в составе заявок определенные документы и сведения о предлагаемых ими товарах. Это необходимо, чтобы закупочные комиссии заказчиков могли обоснованно предоставить преференции о-течественным товарам. Как правило, такими документами являются либо декларации о стране происхождения товара (подготавливаются участниками самостоятельно), либо сертификаты СТ-1 , либо акты экспертизы (выдаются торгово-промышленными палатами на платной основе). Какой именно документ участник должен вложить в заявку, определяется соответствующим актом правительства или Минэкономразвития России в зависимости от того, какой товар приобретается. В свою очередь, заказчик обязан указать данный документ в документации о закупке в инструкции по подготовке заявок.

Особые условия допуска импортных товаров в рамках Приказа № 155

Чаще всего заказчики сталкиваются с необходимостью учета требований Приказа № 155, поскольку под его действие попали такие распространенные предметы закупки, как продукты питания, лекарства, мебель и прочее. Этот приказ применяется при проведении конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в случае если среди поданных заявок есть не только предложения о поставке «отечественного» товара (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), но и заявки с предложениями о поставке товара из других стран.

Заявка, в которой предложены одновременно и товары отечественного происхождения, и товары иностранного происхождения, считается «отечественной», если сто имость товаров отечественного происхождения состав ляет более половины стоимости всех предложенных в заявке товаров

При проведении аукциона Приказ № 155 применяется так: торги проходят в обычном порядке, но если победителем признан участник, предложивший в заявке товар иностранного происхождения, то контракт заключается по цене на 15% ниже его ценового предложения. Например, победил участник, предложивший в ходе аукциона цену 1 миллион рублей, но если в его заявке предложен товар иностранного происхождения, то контракт будет заключен по цене 850 тысяч рублей.

В конкурсе, запросе котировок и запросе предложений Приказ № 155 действует следующим образом. При оценке заявок по критерию «цена контракта» к цене, предложенной в заявках с товарами «отечественного происхождения», применяется понижающий 15-процентный коэффициент. Например, на участие в запросе котировок поданы две заявки. В заявке участника X предложены иностранные товары по цене 430 тысяч рублей, в заявке участника Y - российские товары по цене 500 тысяч рублей, при оценке заявки Y к ценовому предложению будет применен понижающий коэффициент 15%, соответственно, заявка Y будет признана победившей, так как с учетом понижающего коэффициента ценовое предложение Y (500 000 – 15% = 425 000 рублей) лучше ценового предложения X (430 тысяч рублей). Но контракт будет заключен с участником Y по предложенной в заявке цене - 500 тысяч рублей.

Соотношение долей стоимости, приходящихся на конкретные товарные позиции, рекомендуется указать в первой части заявки на участие в электронном аукционе (котировочной заявке, окончательном предложении в запросе предложений). Дополнительно функционал отдельных электронных площадок позволяет участнику закупки при подаче заявки на участие в аукционе поставить отметку о том, что к поставке предлагается одновременно и отечественный, и иностранный товар, при этом доля отечественного товара составляет более 50%.

В случае если участник закупки не продекларировал соотношение долей товаров отечественного и иностранного происхождения, то указанную долю товаров заказчик исчисляет самостоятельно по цене за единицу товара, полученной при обосновании начальной цены контракта. В соответствии с пунктом 13 Приказа № 155 страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Однако сам Приказ № 155 не содержит механизмов проверки заказчиком (комиссией заказчика) соблюдения критериев достаточной переработки при производстве предлагаемого к поставке товара.

Форма указания (декларирования) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений страны происхождения поставляемого товара определяется самим участником.

Запрет на иномарки
и не только (Постановление № 656)

Запрет на поставку импортных машин распространяется на все способы закупок - на конкурентные и неконкурентные закупки, в том числе закупки у единственного поставщика. Постановление № 656 выделяет три группы товаров:

  • Первая группа - бульдозеры на гусеничных тракторах, троллейбусы, автокраны и прочая схожая техника. Данные машины можно купить, только если место их происхождения - Россия, Белоруссия, Армения или Казахстан. При этом каждый участник, претендующий на победу, обязан предоставить сертификат СТ-1 на предлагаемую им технику.
  • Вторая группа - легковые автомобили, автомобили скорой медицинской помощи и другие автомашины; их можно купить, если они соответствуют особенным требованиям и условиям, указанным непосредственно в Постановлении № 656. Эти условия связаны в основном с тем, что автомобили хотя и могут являться «иномарками», но собраны они в ЕАЭС, и это подтверждено актом экспертизы Торгово-промышленной палаты.
  • Третья группа - автобусы, автосамосвалы с дизельным двигателем, автосамосвалы с бензиновым двигателем и другой транспорт. Их можно приобрести, если они соответствуют требованиям Постановления № 656 и это подтверждено актом экспертизы Торгово-промышленной палаты.

Интересно, что по отдельным позициям продукции машиностроения, перечисленным в Постановлении № 656, содержится добавление слова «новые», например это сделано для легковых автомобилей. Это означает, что запрет на приобретение легковых иномарок распространяется только на случаи приобретения новых автомобилей. Получается, что запрета на приобретение автомобилей иностранного производства с пробегом нет. На взгляд авторов, Постановление № 656 распространяется также на случаи аренды и лизинга автомобилей, хотя на практике при аренде автомобилей заказчики, как правило, его не применяют.

Запрет на приобретение импортного программного обеспечения (Постановление № 1236)

Механизм работы этого постановления на первый взгляд очень прост - по буквальному прочтению постановления заказчикам не разрешается приобретать какое-либо программное обеспечение, кроме того, которое включено в реестр отечественного программного обеспечения. Данный реестр размещен в открытом доступе и ведется Минкомсвязи России. Приобрести импортное программное обеспечение возможно только в случае, если заказчик докажет, что в этом реестре нет программного обеспечения, которое имеет необходимые этому заказчику технические и функциональные характеристики. То есть сначала заказчику надо доказать, что такие характеристики принципиально важны для него, а затем - что в реестре нет позиций с необходимыми характеристиками. Заказчик, готовый выполнить эти действия, должен подготовить обоснование закупки импортного программного обеспечения и разместить его в ЕИС. На момент подготовки настоящей статьи Правительством РФ порядок такого обоснования и порядок размещения его в ЕИС еще не утверждены, поэтому представляется разумным включить такое обоснование непосредственно в текст документации о закупке.

Постановление № 102 начинает работать, только если есть хотя бы две отечественные заявки с сертифика тами СТ-1. В остальных случаях иностранные заявки и российские заявки без сертификатов СТ-1 рассма триваются на общих основаниях

Важно подчеркнуть, что запрет распространяется на любые варианты приобретения программного обес-печения, независимо от вида договора (лицензионный договор, договор о передаче прав пользования, договор купли-продажи, продление прав пользования уже используемого программного обеспечения и так далее).

Ограничение допуска иностранных медизделий (Постановление № 102)

Постановление № 102 не устанавливает запрета на закупку медицинских изделий иностранного происхождения. Оно лишь предусматривает обязанность комиссии отклонить заявки, содержащие предложения о поставке иностранных медизделий (по определенному перечню), при условии, что на участие в торгах подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

Для подтверждения страны происхождения товара к заявке на участие в закупке должен быть приложен сертификат СТ-1, выданный Торгово-промышленной палатой. Заявки, содержащие предложение о поставке иностранных медицинских изделий, отклоняются только при одновременном соблюдении следующих условий:

помимо заявки с иностранным медицинским изделием подано не менее двух заявок с предложением оте-чественных медицинских изделий;

вышеуказанные заявки с предложением отечественных медицинских изделий полностью соответствуют требованиям документации о закупке;

в заявках с предложением оте-чественных медицинских изделий указаны разные медицинские изделия разных производителей (то есть если помимо заявки с иностранными медицинскими изделиями подано несколько заявок, в которых предложено одно и то же отечественное медицинское изделие, то заявка с иностранными медицинскими изделиями допускается к участию в закупке);

к заявкам с предложением оте-чественных медицинских изделий приложены сертификаты формы СТ-1.

Если не соблюдено хотя бы одно из вышеперечисленных условий, заявка, содержащая предложение о поставке иностранного медицинского изделия, подлежит допуску на равных условиях с заявками, в которых предложены отечественные медицинские изделия.

Ограничение допуска иностранных лекарственных препаратов (Постановление № 1289)

Импортозамещение в сфере закупок лекарственных препаратов касается только препаратов, вошедших в перечень ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов). Постановление № 1289 «включается», только если заказчик осуществляет закупку так называемым монолотом, то есть лотом, в состав которого входит только одно лекарство с одним международным непатентованным наименованием (МНН).

Порядок применения Постановления № 1289 и Постановления № 102 схож. Интересно, что, исходя из обоих постановлений, в случаях когда в заявках участников предложены товары из разных государств (часть товара из ЕАЭС, а часть товара импортная), вся заявка признается импортной и отклоняется, если окажется «третьей лишней» - то есть если параллельно с ней будут поданы еще две заявки с товарами из ЕАЭС, к которым будут приложены сертификаты СТ-1.

Таким образом, сейчас можно констатировать, что механизмы импортозамещения в практике госзакупок уже функционируют, они создают дополнительную нагрузку как на заказчиков, так и на поставщиков в вопросах оформления документов, сопровождающих закупки. При этом влияние импортозамещающих мероприятий на экономику России только предстоит оценить.

Форма определена соглашением правительств государств - участников стран СНГ от 20 ноября 2009 года «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств».

В целях поддержки российского производства законодателем определены особые условия допуска групп товаров иностранного производства, а также установлены запреты на приобретение некоторых товаров иностранного производства в целом.

Вместе с тем, нормативные акты, определяющие условия закупки упомянутых товаров написаны достаточно сложно и вызывают ряд затруднений при применении, как у Заказчиков, так и у участников закупок.

Законодательно определены перечни категорий товаров, на поставку которых установлены ограничения.

Товары в сфере медицины

Одним из наиболее часто применяемых документов, ограничивающих поставку иностранных товаров, является Постановление №102, которое содержит перечень медицинских изделий с указанием кодов ОКПД и ОКПД2, при закупке которых Заказчиком должно быть установлено ограничение допуска.

Аналогичные условия установлены Правительством при закупке ряда лекарственных препаратов иностранного производства, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших.

Прежде всего, стоит отметить, что закупать товары, входящие в перечень и не входящие в него одним лотом прямо запрещено законодательством.

Суть самого ограничения заключается в следующем. Если на участие в закупке подано хотя бы две заявки, в которых содержится предложение о поставке товаров,не иностранного производства. Кроме того производители товаров, предлагаемых в заявках не должны быть аналогичными друг другу.

Если это условие соблюдено, то все заявки, содержащие предложение о поставке иностранных товаров отклоняются, и организации не принимают участия в торгах.

При этом, страна производства товаров должна быть не просто указана в заявке, но и подтверждена сертификатами о происхождении. Заметим, что данный документ не является обязательным в составе заявки, и прикладывается участником, только если он сам желает обезопасить себя от рисков, связанных с отклонением заявки.

Разумеется, что в случае подписания контракта с участником, который победил в закупке, в том числе благодаря применению постановления, товар, поставляемый по контракту, не может быть заменен на товар иностранного производства.

Радиоэлектронная продукция

Закупка этого вида продукции, точнее, ограничения и условия допуска регламентированы Постановлением Правительства РФ № 968. В основной своей части принцип действия ограничения аналогичен постановлению, касающемуся медицинских изделий.

Основная разница состоит в перечне документов, подтверждающих страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Помимо сертификата СТ-1 подтверждающими документами будут являться инвестиционные контракты, уведомления и подтверждения Министерства промышленности и торговли РФ.

Пищевые продукты

Условия допуска товаров пищевой промышленности, перечень товаров, на которые распространяются ограничения, определены Постановлением Правительства РФ № 832.

Сохраняя тот же подход к условиям допуска, что и в предыдущих рассмотренных случаях, постановление несколько упрощает способ подтверждения страны происхождения товаров. В данном случае участнику необходимо только продекларировать, то есть попросту указать страну происхождения товара в составе заявки. Разумеется, что при поставке товаров эти сведения должны соответствовать заявленным.

Товары легкой промышленности и машиностроения

Согласно Постановлению №791 закупка товаров легкой промышленности, определенных перечнем для государственных и муниципальных нужд запрещена вовсе. Исключение составляют те случаи, когда закупаемые товары не производятся в России или на территории стран Евразийского союза.

При этом подтверждением отсутствия такого производства является соответствующий документ Министерства промышленности и торговли, который в обязательном порядке должен быть получен Заказчиком при осуществлении закупки.

Относительно товаров сферы машиностроения, условия и ограничения допуска установлены Постановлением № 656. При этом, Правительством аналогичным образом запрещаются к закупке товары иностранного производства, входящие в перечень.

При этом, текст нормативного акта содержит некоторые исключения по данному ограничению и документы, подтверждающие соответствие товара условиям допуска. В основном условием допуска является наличие специальных инвестиционных контрактов.

Запрет на допуск иностранных товаров, работ и услуг в закупки для обороны и безопасности страны установили в новом документе. В чем его отличия от утратившего силу постановления Правительства № 1224 – читайте в обзоре.

С 3 января 2017 года постановление Правительства РФ от 31.12.2016 № 1576 признало недействующим запрет постановления от 24.12.2013 № 1224 и документы, которые вносили в него поправки. Но уже 16 января 2017 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 14.01.2017 № 9 .

Как подтверждать, что аналогичных иностранным товаров нет в РФ

Если производство товаров из перечня на территории стран ЕАЭС отсутствует - это исключение из правил постановления от 14.01.2017 № 9. Подтверждать такое отсутствие необходимо будет заключением Минпромторга России. Выдавать его ведомство будет в соответствии с порядком, проект которого пока находится на общественном обсуждении (ID проекта на regulation.gov.ru - 01/02/01-17/00061145 ).

Согласно проекту, заключение будет выдаваться заказчику в течение 30 дней с момента подачи заявления, действовать оно будет 1 год .


Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

С 30 сентября 2016 г. ограничена возможность приобрести или поставить по Закону N 44-ФЗ иностранную радиоэлектронную продукцию, например компьютеры и оргтехнику. Перечень товаров и правила их закупки приводятся в Постановлении Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 .

Какой иностранной радиоэлектронной продукции касаются ограничения допуска?

В перечень иностранной радиоэлектроники, допуск которой к закупкам ограничен, среди прочего включены:

Товары из подкласса 26.2 ОКПД 2 "Компьютеры и периферийное оборудование": настольные и портативные компьютеры, принтеры, сканеры, внешние жесткие диски, источники бесперебойного питания и т.д. - кроме товаров по коду 26.20.40.140;

Товары из подкласса 26.3 "Оборудование коммуникационное": сотовые телефоны, факсы, модемы и т.д. - за исключением устройств охранной и пожарной сигнализации, их частей и принадлежностей (подгруппы 26.30.5, 26.30.6);

Все товары из подкласса 26.4 "Техника бытовая электронная";

Все виды электрических ламп освещения (подгруппа 27.40.1);

Фары, указатели поворота и иные электроприборы освещения, световой сигнализации для транспортных средств (категория 29.31.23.110).

Обращаем внимание, что до 1 сентября 2018 года ограничения распространяются на радиоэлектронику, происходящую из любого иностранного государства, включая государства - члены ЕАЭС. К ним относятся Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия.

В каких случаях ограничения допуска радиоэлектроники не действуют?

Допуск не ограничивается:

Если проводится закупка у единственного поставщика. Она не предусматривает подачу заявок и окончательных предложений, а именно при их рассмотрении возможно ограничить допуск;

Закупка обеспечивает деятельность заказчика на территории иностранного государства;

Извещение о закупке размещено или приглашение принять участие в определении поставщика направлено до 30 сентября.

Что нужно учесть при подготовке к закупке радиоэлектроники?

Нельзя закупать вместе с товарами из перечня радиоэлектронику, которой в нем нет.

При проведении электронного аукциона информацию об ограничениях допуска иностранной продукции следует указать в извещении и документации, а при запросе котировок - в извещении.

Какие документы подтверждают, что предложенная радиоэлектроника произведена в РФ?

Участник должен представить в составе заявки или окончательного предложения копию одного из документов:

Сертификата СТ-1, по которому страна происхождения предлагаемой продукции - РФ;

Выданного Минпромторгом подтверждения производства товаров в РФ;

Уведомлений о присвоении, подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения.

Перечень оборудования с таким статусом доступен на сайте Минпромторга;

Специального инвестиционного контракта, по которому изготовлена продукция. Со дня его заключения должно пройти не более пяти лет, а с даты начала производства - не более трех.

Когда заявка с предложением иностранной электроники отклоняется из-за ограничений допуска?

Нельзя отклонить заявку из-за ограничений допуска только на том основании, что в ней указана иностранная радиоэлектроника. Нужно, чтобы было подано еще не менее двух заявок, отвечающих следующим условиям:

В заявках перечислены российские товары, их производство в РФ подтверждено документально;

Участники не предлагают поставить продукцию одного и того же вида, изготовленную одним производителем.

Например, один участник согласен поставить иностранные ноутбуки и видеокамеры, а двое других - российские. При этом в обеих заявках предложены отечественные ноутбуки одного и того же производителя. В таком случае ограничения допуска иностранной электроники не действуют;

Заявки соответствуют требованиям извещения и (или) документации о закупке.

Если хотя бы одно из условий не соблюдено, отклонить заявку из-за ограничений допуска нельзя.

Что делать, если предложена российская электроника, а документа о ее происхождении нет?

Когда документы о происхождении товара отсутствуют, отклонять заявку не следует. Нужно рассматривать предложенную радиоэлектронную продукцию как иностранную и ограничивать ее допуск при необходимости. Эти выводы можно сделать из разъяснений, которые касались ограничений допуска медизделий и лекарств. Отметим, что в постановлении, регулирующем допуск иностранной радиоэлектроники, ответа на такой вопрос нет.

Как поступить, когда заявка с предложением иностранной радиоэлектроники не отклонена?

При оценке заявки следует руководствоваться условиями допуска иностранных товаров, предусмотренными приказом Минэкономразвития.

По этим условиям участники, которые предложили радиоэлектронику, происходящую из государств - членов ЕАЭС, имеют право на 15-процентную преференцию в отношении цены контракта. Порядок ее предоставления зависит от того, какой способ закупки выбран: запрос котировок, запрос предложений или аукцион.

В некоторых случаях условия допуска не действуют.