Как государство, так и коммерческие структуры размещают свои заказы через электронные торги. Заказчики давно оценили практичность и высокоэффективность закупок, проводимых в такой форме. Но популярность и необходимость их проведения требует как от покупателя, так и от поставщика специальных знаний.

Что такое электронные торги

Существуют определенные проблемы в понимании термина «электронные торги». Порой его воспринимают как новацию в сфере приобретений, а порой считают, что это все та же традиционная форма покупки на бумажном носителе. Оба этих восприятия являются неверными.

Для того чтобы разобраться, напомним, чем отличаются друг от друга способ и форма закупки. Выделяют электронную (взаимоотношения заказчика и исполнителя устанавливаются за счет интернета по регламентированным нормам: от размещения заказа до результатов торгов) и классическую (на бумажном носителе). За счет способов приобретения устанавливают не порядок взаимоотношений между клиентами и поставщиками, а основание предпочтения подрядчика-победителя и алгоритм действий при осуществлении этого выбора. Все виды приобретений могут быть проведены в интернете: предусмотренные ГК РФ продажи (аукцион, конкурс) и иные (запрос котировок, запрос предложений).

Проводятся торги на специализированном интернет-портале в режиме реального времени. Соблюдение этих условий приводит к открытым и прозрачным действиям с участниками аукционов, соблюдая единообразные требования для всех потенциальных представителей и сводя к минимуму риск нарушения законодательства о защите конкуренции. Поэтому даже если стороны обмениваются документами и сообщениями через e-mail, то данный факт не говорит о том, что речь идет об электронной торговле.

Для того чтобы воспользоваться правом на участие в тендерах, и поставщики, и заказчики должны действовать через торговые площадки (№ 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе», далее по тексту – № 44-ФЗ). Стороны торгов, работая на сайтах, реализуют все процедуры проведения электронной закупки. Коммерческая интернет-платформа позволяет обмениваться необходимыми документами, идентифицировать каждую из сторон, удостоверять все действия виртуальной подписью, отслеживать выполнение обязательств со стороны потребителя в виде заключения контракта с поставщиком-победителем, а со стороны подрядчика – соблюдать факт поставки в указанные клиентом сроки.

Виды представления электронной закупки товаров

Выделим цели, ради которых проводятся те или иные закупки:

  • продажа арестованного имущества;
  • распродажа имущества должников, признанных банкротами;
  • задания коммерческих компаний;
  • размещение заказов для государственных и муниципальных нужд.

Любой вид электронных закупок имеет свою специфику, но мы выделим их общие свойства.

1. Одинаковый состав участников взаимодействия (ст. 2 ФЗ «Об электронной подписи» № 63-ФЗ от 6 апреля 2011 года):

  • прошедшие аккредитацию пользователи той или иной электронной площадки;
  • организатор покупки;
  • оператор той или иной инет-платформы.

2. Проведение на сайте, являющимся способом связи этих трех элементов и призванным своевременно информировать участников.

Так, его пользователями являются любые государственные и муниципальные органы, а также юридические лица и граждане, желающие получить информацию оператора с целью дальнейшего заключения контракта с контрагентом.

Организатором приобретения выступает лицо, которое подписало с оператором ЭП специальный договор по поиску исполнителя, желающего заключить сделку, выставленную в виде лота.

В качестве оператора может выступить любое юридическое лицо или ИП, зарегистрированные в РФ, имеющие законные права на размещенную в сети Интернет информационную систему, которой пользуются участники взаимоотношений при проведении торгов.

Способы электронных торгов

Двухэтапный тендер. К этому виду прибегают, когда заказчик не может точно прописать техзадание на предмет торговли. На первом этапе вносятся технические предложения без указания стоимости исполнения. Заявки, не соответствующие требованиям клиента, отклоняются. На второй ступени участники предоставляют отредактированный технический план и цену, то есть в данной процедуре оцениваются обе рекомендации поставщиков в совокупности по правилам открытых торгов.

Закрытый конкурс. Процесс идентичен открытой торговле, но с одним исключением. Покупатель самостоятельно решает, каких подрядчиков ему позвать для участия в закупке. Ни приглашения, ни результаты закрытых тендеров не подлежат опубликованию. Данный способ по определению поставщика, как правило, потребители используют в случаях, когда:

  • действует режим конфиденциальности;
  • необходимый заказчику товар имеется у незначительного количества поставщиков или только несколько снабженцев владеют нужной квалификацией;
  • затраты и время, необходимые для анализа и оценки огромного числа заявок, несопоставимо с ценой закупаемой продукции.

Селективный конкурс содержит в себе составляющую как закрытых, так и открытых электронных конкурсов. Любой желающий может принять в нем участие. Объявляя о начале приема заявок, одновременно предоставляются требования к участнику. Если он не соответствует критериям покупателя, то он не сможет дальше участвовать в торгах.

Закупка из единственного источника. Клиент предлагает заключить контракт единственному поставщику, выходит с ним на переговоры и согласовывает требования поставки. Компания, приглашенная в качестве единственного подрядчика, имеет явные преимущества и вправе предлагать наиболее приемлемые для себя условия. Приобретателю приходится обращаться в один конкретный источник, т. к. необходимая ему продукция поставляется только им, а равнозначной замены найти невозможно. Также он имеет право обратиться к конкретному контрагенту, если ранее с ним был заключен контракт и на момент поставки он имеет законную силу.

Запрос предложений . В этом случае заказчик, как правило, определяется с поставщиком услуг. Этот способ используется клиентом при сформированной им цели закупки, но не умением ее осуществить.

Затребование цен (котировок) применяется приобретателем при покупке определенного товара или услуги путем открытых торгов. Этим путем может приобретаться компьютерная техника, канцелярские товары или сдаваться производственные и офисные помещения. Это крайне оперативный тип закупки по результатам заказа.

Конкурентные переговоры. Если конкурсные способы не привели к нужному результату или необходимо срочно купить товары (работы, услуги), то обращаются к этому виду. Он часто используется, когда надо получить консультационные услуги. Заказчик проводит встречи с потенциальными контрагентами и предлагает им принять участие в электронных торгах. Участники обязаны предоставить к согласованной дате свой вариант осуществления сделки. По предоставленной информации клиент определяет наиболее оптимальное предложение и заключает с выбранным кандидатом контракт.

Редукцион (аукцион, переторжка). Определение победителя происходит по предложенной цене, являющейся основным критерием выбора. Редукцион может применяться тогда, когда нужно найти компанию по поставке той или иной продукции.

Переторжкой называют обратный аукцион, т. е. когда заказчик не продает услугу или товар, а, наоборот, покупает их. Участники, отталкиваясь от начальной цены контракта, идут на ее понижение. Победителем станет тот, кто предложит самую низкую стоимость за товар или услугу.

Перечень товаров, подлежащих электронным закупкам

Исчерпывающий список в электронной форме, утвержденный Правительством РФ в постановлении № 616 от 21 июня 2012 года, содержит перечисление следующих услуг, работ и товаров, которые заказчики, работающие по № 223-ФЗ должны закупать только в таком виде:

  • специальная одежда, направленная на поддержку хорошей физической формы (профилактическая, профилактико-нагрузочная, противоперегрузочная);
  • бумажная пряжа;
  • деревянная тара;
  • канатные и веревочные изделия, шнуры;
  • бумага, целлюлоза, картон и др.

То есть, если покупатель нуждается в товарах, работах и услугах, а они содержаться в указанном перечне, то закупку по № 223-ФЗ он обязан провести только в электронной форме.

Как поступить, если приобретение содержит в себе товары из перечня и не из списка? Так как заказчику нужен определенный продукт из каталога, то ему придется выделить его в отдельный лот. Когда перенесение в другую партию не представляется возможным, то ориентируйтесь на предел в 5 % (т. е. ценовое выражение от начальной максимальной цены).

В реестре Правительства РФ № 616 от 21.06.2012 года есть определенные исключения, которыми можно воспользоваться и не проводить торги в электронной форме:

  • продукция или сделка входит в перечень, но информация о ней не может быть размещена на сайте;
  • сумма договора не превышает 100 тысяч рублей;
  • сведения, заключающиеся в документации, проекте контракта, извещении, относятся к государственной тайне;
  • сделка совершается агентом у единственного поставщика и соответствует нормам его Положения о закупках. То есть, если клиент внесет такую норму в свое Положение, то он может и не проводить электронные тендеры, даже если ему необходим товар из Перечня № 616. Приобретатель может воспользоваться правовым «окном», но контролирующими органами это может быть расценено как злоупотребление, так как изначально противоречит цели контрактной системы. Рано или поздно в № 223-ФЗ будут внесены изменения, и данные действия станут невозможными. Рекомендуем как можно скорее приспосабливаться к покупкам через интернет и учиться их проводить;
  • срочная потребность в товаре, работе, услуге в связи с произошедшей аварийной, чрезвычайной ситуацией, неотложным медицинским вмешательством, наступлением обстоятельств непреодолимой силы или в связи с предотвращением опасности их возникновения. Так, если случилась авария, то оформите соответствующий акт, который будет подписан представителями заказчика и виновной стороны, а также лицами, незаинтересованными в исходе дела. Органы контроля будут проверять приобретателя с особой тщательностью, – если подобные случаи повторяются слишком часто, у них есть повод думать о поддельности оформленных актов.

Приобретатель вправе увеличить список товаров для приобретения в электронной форме в своем Положении о закупках. Если он добровольно расширяет перечень № 616, то несет ответственность за его исполнение.

Условия, которые диктует интернет-площадка

Электронная платформа приобретений – совокупность технических и информационных решений, которые обеспечивают построение взаимоотношений между заказчиком и поставщиком посредством соответствующих каналов связи.

Чтобы стать участником электронных торгов, необходимо быть аккредитованным на той или иной торговой площадке. В случае отсутствия аккредитации потенциальный поставщик или покупатель не сможет участвовать в торгах и на соответствующих сайтах будет только видеть данные о проходящей торговле.

Уполномоченный заказчик может формировать аукционы, участвовать во всех этапах, определять участников, а также осуществлять все виды закупок, не ограничивая себя по номенклатуре. Подтвержденный поставщик, соответствующий требованиям клиента, согласившийся с условиями документации (срок, цена, качество, гарантия, ответственность, условия оплаты и т. п.) и предоставивший наименьшую стоимость выполняемой поставки, становится победителем в электронном аукционе.

Рассмотрим федеральные электронные ресурсы.

Сайт создан 01.07.2009 года и относится к дочерней структуре «Сбербанка России». Здесь проводятся как электронные государственные закупки, так и тендеры корпоративного характера, а также торги по продаже имущества компаний-банкротов. Платформа формата B2C была открыта летом 2013 года. Только за три квартала 2015 года на ней было проведено более 600 процедур на общую денежную сумму более 950 млрд рублей.

2. «Единая электронная торговая площадка» – www.roseltorg.ru .

Основана в 2009 году Правительством Москвы (52 %) и Банком Москвы (18 %). Крупные клиенты государственного сектора располагаются в городах федерального значения РФ (города Москва, Санкт-Петербург) и в республике Башкортостан. Работает с такими крупнейшими ведомствами, как Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям, Минобороны РФ и другие. Имеет большую базу клиентов, работающих в рамках № 223-ФЗ, включая «Росатом», «Ростелеком», Московский и Петербургский метрополитен и другие. Только в начале года было проведено более 200 тысяч торговых процедур на общую денежную сумму более 550 млрд рублей.

Образован 01.10.2010 года. Собственником является НП РТС (некоммерческое партнерство развития финансового рынка). Здесь проводятся примерно 60 % государственных закупок Сибирского федерального округа. Клиентами являются несколько общегосударственных ведомств. Площадка не проводит торгов по № 223-ФЗ, но при этом предлагает воспользоваться услугами своего партнера по бизнесу «OTC-tender». За 2015 год было проведено более 279 тысяч аукционов на общую денежную сумму более 661 млрд рублей.

4. Общероссийская система электронной торговли ГУП «АГЗРТ» – www.zakazrf.ru .

Организована в 2005 году для обслуживания учреждений и компаний Республики Татарстан, но позже увеличила территорию оказания услуг. Клиентами являются различные муниципальные образования, органы исполнительной власти республики, военные учреждения, академия сельхознаук и другие. Только за девять месяцев 2015 года на ней было проведено 33 тысячи торгов на общую денежную сумму более 73 млрд рублей.

Коммерческие ресурсы

Объединил в себе 30 электронных торговых площадок, которые ведут деятельность для разных сфер экономики, таких как машиностроение, энергетика, металлургия, телекоммуникация, нефтехимия, автопромышленность, агропромышленный сектор, гражданская авиация, нанотехнологии, жилищно-коммунальный сектор и другие сферы.

Здесь существует возможность подписать контракт с крупным заказчиком и тем самым значительно расширить рынок сбыта. С 2006 года портал остается единственной системой, через которую проходит реализация имущества компаний, признанных банкротами.

3. Электронная торговая площадка ГПБ – etpgpb.ru .

Является дочерней компанией ОАО Банка ГПБ и была основана для качественного обслуживания первостепенных клиентов в сфере формирования процедур закупок. Клиенты: ГК ОМЗ, ГК ОАО «Газпром», ОАО «Корпорация «ВНИИЭМ», ОАО «Военторг», ОАО «Корпорация «Комета» и еще порядка 50-60 крупных российских потребителей.

4. Торговая платформа «ELECTRO-TORGI.RU» – universal.electro-torgi.ru .

Является универсальной и предлагает свои услуги в сфере организации электронных закупок, связанных с реализацией заложенного имущества, имущества должников по исполнительному производству, а также по сбыту различных товаров и услуг в пределах коммерческих приобретений.

5. Группа электронных площадок ОТС.RU – www.otc.ru .

Была создана для проведения торговой деятельности при тесном сотрудничестве с ООО «РТС-тендер», является проектом ЗАО «Внебиржевые рынки». На OTC.RU можно провести как государственные и муниципальные закупки, так и коммерческие торги. Все площадки основаны на базе биржевых разработок РТС, они надежны и просты в использовании. В ОТС.RU включены: OTC-crypto, OTC-agro, OTC-market, ОТС-tender, SecondShares, ОТС-finance.

Критерии выбора сайта для электронных торгов

  1. Сколько из зарегистрированных поставщиков может принимать участие в тендере. На определенных интернет-страницах в торговле могут участвовать только 15 % поставщиков, внесших абонентский взнос, у других это право отсутствует.
  2. Аккредитована ли электронная платформа для организации госзакупок. Аккредитация является гарантом благонадежности. Подтвержденные сайты для проведения государственных закупок: Сбербанк России, «РТС-тендер», площадка Правительства Москвы, ММВБ, Правительства Республики Татарстан.
  3. Число жалоб на работу электронного ресурса. При выборе можно провести анализ жалоб, которые подают участники тендеров в ФАС. На портале http://zakupki.gov.ru имеется возможность внимательно ознакомиться с претензиями участников торгов.

Как принять участие в электронных торгах: пошаговая инструкция

1. Получаем электронную подпись.

Путем электронной цифровой подписи (ЭЦП) участник идентифицирует себя. ЭЦП – это ключ, который выглядит как флеш-карта. Он подтвердит, что именно вы сделали ценовое предложение в аукционе, а при выигрыше – на законных основаниях подписали контракт. ЭЦП в сети Интернет можно сравнить по значимости с паспортом гражданина. С его помощью вы сможете подписать любой документ, проверить подпись пользователя на достоверность, а подписанный акт – на возможность внесения поправок после заключения.

Проверка ЭЦП на подлинность может быть выполнена на основании ключей дешифрования и шифрования. Адресант, применяя необходимое программное обеспечение и ключ, производит некую последовательность знаков, являющуюся частью отправленной информации. Адресат пользуется таким же ПО и ключом дешифрования с целью распознавания полученной информации и проведения определенной проверки. Благополучное завершение ревизии означает, что полученная информация аналогична отправленной и, следовательно, не была изменена после ее подписания. Генерация последовательности знаков в описываемом процессе и есть ЭЦП.

Сертификаты ключей может выдать только специализированный удостоверяющий центр (УЦ). Он регистрирует пользователей, прекращает, ликвидирует, восстанавливает действие сертификата ключа. Центр оказывает техподдержку действия ЭЦП. Лицо, желающее участвовать в электронном документообороте, для получения ЭЦП может обратиться в любой удобный для него авторизованный УЦ.

На сайте ЭЦП в РФ http://iecp.ru/ep/uc-list вы можете изучить полный перечень действующих авторизованных УЦ России.

2. Выбираем интернет платформу и проходим аккредитацию.

Пакет документов для подтверждения участника закупки одинаков для пяти вышеуказанных федеральных площадок. Но регистрация на коммерческих сайтах требует расширенного перечня документов и может отличаться по составу. Чтобы аккредитоваться на торговой площадке, например, Роснефти, участнику придется выложить массу информации, в том числе о конечных бенефициарах.

Итак, чтобы успешно пройти подтверждение на федеральном электронном ресурсе, нужно приготовить скан-версии следующих бумаг:

  • все страницы устава организации, которые прошиваются и нумеруются, включая последний лист с отметкой налогового органа. Устав подписывается уполномоченным лицом, проставляется печать компании. ИП и физические лица предоставляют копии всех страниц паспорта;
  • оригинал выписки из ЕГРЮЛ или заверенная нотариусом копия (для юридических лиц). Те же правила действуют в отношении ИП (выписка из ЕГРИП). Документ должен быть выдан налоговым органом не ранее чем за шесть месяцев до момента обращения с целью аккредитации;
  • решение об одобрении крупных сделок с установлением конкретной предельно максимальной суммы сделки;
  • акт, подтверждающий полномочия руководителя компании (решение или протокол об избрании, приказ о вступлении в должность).

Если все действия на торговой площадке будет проводить не глава компании, то, помимо указанных свидетельств, приложите доверенность, которая подтверждает полномочия доверенного лица.

Заранее подготовьте скан-версии документов в любом из следующих форматов: .doc, .txt, .pdf, .docx, .jpg, .rtf, .zip, .gif, .7z, .png, .rar.

Заявление на аккредитацию оформите по предложенной форме. Необходимо внимательно и без ошибок заполнить строки и прикрепить файл, который содержит в себе все скан-версии необходимых документов, удостоверенных ЭЦП. Хотим отметить, что действующим законодательством не запрещено направлять на торговый сайт заявление участника в свободной форме. Обязательно укажите номер ИНН и актуальный электронный адрес. На почту будет приходить множество информации по закупкам, поэтому внимательно проверьте ее достоверность перед отправкой.

Решение об аккредитации или отказе в ней оператор площадки обязан направить участнику не позднее пяти рабочих дней с момента поступления обращения. Он может отказать в двух случаях: заявитель не предоставил необходимые свидетельства или предоставил, но они не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Решение направляется на e-mail, указанный в заявлении. При отказе в аккредитации оператор обязан указать причину (несоответствие документов законодательству, отсутствие конкретных актов). Как только участник устранит возникшие нарушения, он может повторно обратиться за подтверждением.

Уведомляя об итогах аккредитации, оператор должен приложить реквизиты лицевого счета, по которому участник электронных торгов будет проводить операции по обеспечению заявок.

После получения полномочий администратор заносит сведения по поставщику в реестр. Действие аккредитации продолжается в течение трех лет с момента получения участником извещения от оператора. Аккредитованная сторона вправе принимать участие во всех проводимых там аукционах. Поставщик берет на себя обязанность предоставлять достоверные данные о себе, то есть должен постоянно контролировать изменения, происходящие в документах и направлять их оператору площадки.

Поставщик не может участвовать в закупках с момента уведомления о том, что до окончания аккредитации осталось три месяца. Участник должен заранее позаботиться о прохождении подтверждения. Рекомендованный срок для переаккредитации – шесть месяцев до окончания срока прежней.

3. Пополняем лицевой счет.

Как только аккредитация подтвердилась, для участника открывается лицевой счет. Поставщик переводит на свой счет денежные средства с целью обеспечения заявки на участие в аукционе. Заказчик самостоятельно определяет точную сумму. Как правило, она равна 0,5-5 % от начальной цены контракта. На время проведения торгов денежная сумма блокируется. Позднее вложенные в обеспечение деньги возвращаются, но для этого необходимо подать специальное заявление, подписанное ЭЦП.

4. Передаем заявку на участие в электронной закупке.

Только после выполнения предыдущих трех шагов организация получает право предъявить требование на участие в тендерах. Компания должна заняться его подготовкой за несколько дней до подачи на торговую площадку. Рассмотрим особенности передачи обращений:

  • это происходит только в электронном виде;
  • если начальная максимальная цена (НМЦ) закупки не превышает 3 млн рублей, то срок предъявления заявки с момента опубликования составляет не менее семи дней, при превышении 3 млн рублей НМЦ – не менее 15 дней;
  • предприятие подает обращение, состоящее из двух частей, единовременно;
  • параллельно фирма предоставляет обеспечение, при этом тендерный кредит является наиболее приемлемым способом;
  • даже если компания победила, предложив наиболее выгодную цену, это не означает, что именно с ней будет заключен контракт, так как рассмотренная вторая часть может быть отклонена.

Чтобы сформировать обе части заявления, сделайте скан-версии документов и прикрепите их на сайт в специализированных формах, которые вы сможете увидеть, как только выберите конкретные электронные закупки и активируете кнопку о принятии участия.

Все другие документы будут добавлены автоматически к заявке из личного кабинета, поэтому важно контролировать актуальность предоставляемых сведений о компании.

Загруженный пакет свидетельств удостоверяется цифровой подписью и направляется на рассмотрение путем активации соответствующей кнопки. На каждой платформе есть свои особенности в подписании требования. Так, на Сбербанк-АСТ сначала заверяется каждая прикрепляемая бумага, а затем – заявка, на остальных площадках – только обращение.

5. Ожидаем решения о вашем участии.

При рассмотрении первых частей заявок заказчик либо допускает участников до аукциона, либо отклоняет. Вплоть до рассмотрения вторых частей имена контрагентов скрыты.

6. Принимаем участие в закупках.

Когда компания допущена к участию в аукционе, назначается дата его проведения. В определенные день и час участники подают ценовые предложения. На совершение аукционного шага дается 10 минут, а размер его составляет 0,5-5 % от НМЦ.

По окончании торгов рассматриваются вторые части заявок, публикуется протокол их рассмотрения и, как следствие, акт с подведением итогов, а также указанием поставщика-победителя.

7. В случае победы загружаем банковскую гарантию.

Предприятие загружает на торговую площадку банковскую гарантию (БГ), которая является поручительством добросовестного исполнения всех обязанностей, обусловленных контрактом. БГ дается банками на денежную сумму равную 30 % от НМЦ, при этом финансово-кредитные организации получают вознаграждение в размере 2-4 % от денежной суммы обеспечения.

8. Подписываем контракт.

Победитель заключает соглашение, направляемое заказчиком, с помощью ЭЦП. Затем его подтверждает покупатель, и с этого момента оно считается действующим. Просим обратить внимание, что все документы подписываются только в электронном виде.

Признаки того, что проведение торгов было мошеннической схемой

1. Короткие сроки. На каждую поставку товара, выполнение работ или услуг требуется достаточное количество времени. Если в проекте контракта определено время, за которое нереально его исполнить, то, как правило, речь идет о фальсификации. Например, вы заинтересовались поставкой офисной техники, срок доставки которой четыре рабочих дня, но в действительности такую покупку можно произвести в течение месяца. Соответственно, вы попали на коррупционную схему. Такие условия свидетельствуют о том, что товар уже был доставлен, но для исполнения электронных торгов по № 44-ФЗ заказчик прикрыл себя фальсифицированными сделками.

2. Техническое задание с особыми обстоятельствами. Иногда аукцион специально формируется так, чтобы его условия мог исполнить только определенный поставщик. Приведем в качестве примера известную закупку медицинского оборудования в Москве, произошедшую пять лет назад. У компьютерных томографов существует планка высотой около 1,5 метров. Большинство производителей выпускают томографы с высотой планки 1,5-1,52 метров, и только единственная компания производит это оборудование с высотой планки в 1,54 метров. То есть заказчик при формировании аукционной документации сделал «заточку» на конкретного производителя путем указания точной высоты планки, длина которой совершенно не влияет на качественные характеристики оборудования. Находя подобные условия аукциона, следует подробно ознакомиться с документацией, проанализировать ее и, если вам это интересно, жаловаться в ФАС на ограничение конкуренции.

3. Лимит на субподряд. В аукционной документации заказчик вправе разрешить или ограничить подрядчика (исполнителя) на субподряд (соисполнительство). Это законное право клиента зачастую является оправданной мерой в закупке однотипной продукции (например, канцелярских товаров), так как есть компании, которые регулярно принимают участие в электронном аукционе, в котором деятельность по покупке предмета изначально планировалась как посредническая. То есть фирма, выступая посредником, отдает заказ третьим лицам и имеет от такой сделки 20-30 % от суммы контракта. При таких сомнительных операциях страдает качество поставленного товара. Не стоит ограничивать исполнителя в субподряде, если продукты, объединенные в один лот, не являются однотипными. К примеру, предметом контракта является поставка канцелярских товаров и сейфов. В данном случае исполнитель должен будет прибегнуть к сотрудничеству с поставщиком сейфов. Когда субподряд запрещен, как правило, это «заточка» под конкретного поставщика.

4. Скрытые закупки. Покупатели прибегают к следующей хитрости: специально делают ошибку в предмете электронных торгов, чтобы поставщики не смогли его найти. Так, из названия «Проведение мероприятий в связи с обеспечением государственного учреждения» не разобраться, что заказчик сформировал в одном аукционе несколько лотов, а именно: поставка программного обеспечения, его модернизация и обучение. Такие заявки формируются под конкретных исполнителей, что является нарушением антимонопольного законодательства.

Организация торгов в электронной форме

Для начала потребитель определяет, что он будет закупать этим путем. Интернет-закупки по № 44-ФЗ строго регламентированы, а по № 223-ФЗ покупателю дается право установить свои правила, не противоречащие законодательству. Потребитель самостоятельно разрабатывает Положение о закупках своего учреждения и руководствуется прописанными в нем нормами. Ориентиром на разъяснение электронных торгов по № 223-ФЗ может стать ФАС.

Разберем два варианта действий заказчика.

1. Принимаем заявки по e - mail .

Например, в Положении о закупках клиент прописал, что для их учреждения электронными торгами является взаимообмен электронными письмами. Покупатель должен взять на себя обязательство бесперебойной работы почты, чтобы обеспечить принципы справедливости и равенства при процедуре подачи заявок. Приобретатель не сможет поручиться за бесперебойную деятельность провайдера, работа которого может быть прервана в связи с техническими неполадками.

Недобросовестный участник может подать заявление, заранее зная, что не соответствует условиям закупочной документации. Потребитель при этом несет риск невыполнения обязательств по контракту.

Даже если этап приема заявок прошел гладко, как заказчик сможет гарантировать участникам одновременное открытие заказов? Скорее всего, они будут вскрыты им заранее, тем самым оказывая предпочтения определенным поставщикам.

Самый большой риск коррупционных действий подстерегает клиента на этапе приема и вскрытия заявок, тем самым он нарушает ч. 1 ст. 17 ФЗ о защите конкуренции.

Также покупатель столкнется с трудностями проведения аукциона и подачи ценовых предложений. Это практически нереально выполнить, используя в качестве торговой площадки почтовый сервис.

Вывод: огромные риски несет организатор торгов посредством использования почтового ящика. Данный метод не облегчит работу, а только создаст массу проблем в соблюдении антимонопольного законодательства.

2. Организуем электронную форму закупки через оператора интернет-сайта.

В случае фиксации в Положении правил проведения тендеров через торговые инет-платформы, ответственность за оператора полностью лежит на заказчике. В № 223-ФЗ отсутствует понятие «оператор электронной площадки», соответственно, сайт не является субъектом интернет-закупок и не может быть носителем ответственности по № 223-ФЗ.

Инет-страницы не гарантируют беспрерывную работу, а при возможных нарушениях и жалобах участников ответственность несет покупатель. В случае признания претензии обоснованной, ему будет выдано предписание. При отказе от его выполнения штраф в сумме до 500 тысяч рублей накладывается на потребителя.

Рекомендуем приобретателям с особой осторожностью подходить к выбору оператора. Обязательно отметьте зону ответственности друг друга. В Положении лучше зафиксировать, что правила проведения конкретного способа закупки, определенного в Положении учреждения, и правила проведения на электронной площадке могут иметь различия, учитывая функционал оператора платформы.

То есть, если оператор не дает вам полную гарантию соблюдения Положения о закупках вашего предприятия, то действия, совершенные вне его рамок, будут признаны необоснованными и несоответствующими нормам вашего документа и, соответственно, будут квалифицированы в виде правонарушения по ч. 1 ст. 2 ФЗ. Такие правонарушения приводят к выдаче предписаний, которые заставят внести изменения и дополнения во внутреннюю документацию, а также повторно провести торги.

Как сделать электронную торговлю наиболее выгодной

  1. Планирование и бюджетирование. Сотрудники вашей компании должны провести мониторинг электронных площадок на предмет определения цен закупок товаров, которые нужны вам. Например, на «РТС-тендер» эти данные являются открытыми.
  2. Поиск потенциальных поставщиков. Вы можете проводить отборы на интернет-платформах. Так, «Газпром» ежегодно, используя информацию сайта, составляет перечень детских лагерей, а в конце весны выходит на страницу с электронными торгами в виде аукциона и успешно определяет выгодного поставщика услуги. Для проведения квалификационного выбора на торговой площадке размещается приглашение для исполнителей.
  3. Уточнение требований закупки. Просматривайте аукционную документацию аналогичных мероприятий. Такие сведения помогут вам быстро сформировать требования к поставщикам.
  4. Переговоры, согласование условий. Электронные торги в форме запроса предложений считаются самыми распространенными в настоящее время. То есть вы предлагаете потенциальным поставщикам по конкретному предмету закупки делать оферту, а далее акцептуете наиболее выгодное предложение контрагента. Если вам не интересны инициативы подрядчиков, то вы вправе не заключать договор. В среднем, по данным «РТС-тендер», в запросе условий участвуют пять-шесть контрагентов.
  5. Выбор поставщика. Если необходимо выбрать снабженца, проведите аукцион. Товар вы сможете приобрести на 10-15 % дешевле от запланированной суммы контракта.
  6. Проверка поставщика. Проверяйте надежность потенциального поставщика. Вы можете скачать пакет его документов и ознакомиться с его учредительными свидетельствами, бухгалтерской отчетностью, а также узнать, участвовал ли он в аналогичных закупках.

01.01.2013 г. исполнился год с того момента, как Федеральный закон от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ № 223) вступил в силу. Предприятия, деятельность которых подпадает под нормы ФЗ № 223, осуществляют закупки по новым правилам.

Основой деятельности каждого отдельного заказчика, работающего по нормам ФЗ № 223, стало положение о закупках. Положение о закупках - это тот самый свод «правил», который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Этот документ и стал своего рода ловушкой для заказчиков.

Законом были предусмотрены такие способы закупок, как конкурс и аукцион, которые обязательно должны быть указаны в положении, но главное, что заказчику было дано право размещать заказы иными способами закупок, установив в положении порядок их проведения. Проще говоря, заказчику дали право самому придумывать способы и правила закупок.

Может показаться, что ничего не может быть лучше, чем придумать правила и играть по ним. Но важно понимать, что правила нужно составить так, чтобы не загнать ими себя в угол. Это прежде всего относится к закупкам в электронной форме . Придумать можно закупку любой сложности, но вот найти сайт, на котором возможно ее провести, может оказаться нелегко. Сайт, на котором будут проходить закупки в электронной форме, должен иметь техническую возможность провести закупку в соответствии с правилами, установленными заказчиком. Поэтому требования к закупке в электронной форме необходимо прописывать в положении, исходя из технических возможностей сайта, выбранного для их проведения.

Выбор сайтов, которые предлагают провести закупки по нормам ФЗ № 223, достаточно широк. Каждый из них борется за своих пользователей, стараясь сделать условия работы максимально привлекательными. Поэтому необходимо внимательно подходить к выбору сайта для проведения закупок в электронной форме:

  • изучите регламент или типовые положения, размещенные на сайте;

  • обратитесь в службу технической поддержки сайта за консультацией, не бойтесь задавать все интересующие Вас вопросы о том, какие возможны варианты проведения закупок в электронном виде;

  • узнайте о стоимости участия в закупках как для заказчиков, так и для участников закупок (чаще всего услуги таких сайтов будут платными);
  • уточните, какое программное обеспечение необходимо для работы на сайте (например специальная электронная цифровая подпись);
  • выясните, имеется ли у выбранного сайта для проведения закупок в электронной форме интеграция с Официальным сайтом (http://zakupki.gov.ru/) (далее остановимся на этом подробнее);
  • проанализируйте количество зарегистрированных потенциальных участников закупок на выбранном ресурсе, которые могут стать поставщиками (исполнителями, подрядчиками) по договору;
  • обратите внимание на дополнительные сервисы, которые делают работу сотрудников простой и удобной.

Интеграция сайта, выбранного для размещения закупок в электронной форме по ФЗ № 223, с Официальным сайтом для размещения информации о размещении заказов (http://zakupki.gov.ru/) будет являться плюсом и может облегчить работу. Функция интеграции обеспечивает автоматизированный обмен информацией о закупках с Официальным сайтом. О схеме интеграции с Официальным сайтом также следует уточнять в технической поддержке сайта, чтобы не допустить ошибок в процессе размещения информации о закупках.

Все это поможет сложить общее представление о том, как могут проходить закупки в электронной форме в рамках ФЗ № 223 и выбрать оптимальный способ, подходящий именно Вам. Ведь от этого будет зависеть результативность проводимых закупок.

Проанализировав отдельные положения, наверное, самого обсуждаемого в последнее время ФЗ № 223, подытожим вышесказанное:

1. ФЗ № 223 дает определенную свободу для маневра. Этими возможностями надо пользоваться и организовывать закупочную деятельность предприятия таким образом, чтобы она была удобна и самому заказчику, и поставщикам продукции.

2. К разработке положения необходимо подходить очень внимательно, особенно в части закупок в электронной форме.

3. Не стоит перегружать положение непонятными и ненужными правилами и процедурами - это затруднит работу и запутает поставщиков.

4. Не нужно придумывать закупки в электроннй форме, которые невозможно провести ни на одном из существующих на данный момент сайтов. Сначала выберите сайт для проведения закупок в электронной форме, а потом, исходя из его технических возможностей, отразите правила их проведения в своем положении о закупках.

Таким образом, надеемся, что, руководствуясь этими простыми правилами и рекомендациями, Вам удастся эффективнее осуществлять закупочную деятельность для своей организации в соответствии с законодательством.

Кузьмина Елена Валерьевна,
менеджер НПО «ЭФА»

19.02.2013 г.

У вас остались вопросы о закупках, проводимых в электронной форме в соответствии с ФЗ № 223 или о том, как выбрать сайт для проведения таких закупок? Вы можете по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя .

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Строительная организация находится на общей системе налогообложения. Организация уплачивает в саморегулируемую организацию (далее - СРО) членские взносы, а также обязательные взносы в компенсационный фонд возмещения ущерба. Задолженностей по оплатам организация не имеет. Из СРО пришло письмо с требованием оплаты дополнительного взноса в компенсационный фонд возмещения вреда в размере 1 985 447 руб. Как следует из письма СРО на имя руководителя организации,...

Организация по решению налогового органа получила отсрочку по уплате налогов в связи с сезонным характером деятельности. Можно ли принять к налоговому учету проценты по отсрочке уплаты налогов (НДС, налог на прибыль), предоставленной решением налогового органа (подпадают ли начисленные проценты по действие пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ, либо они все же относятся к налоговым санкциям)?

Единственным учредителем ООО является иностранная компания. На каком языке оформлять решения по ООО? Нужен ли апостиль на решениях? Будут ли законны решения, напечатанные на русском языке, заверенные печатью и подписью руководителя иностранной компании? Достаточно ли представить для государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество (на основании договора купли-продажи) решение единственного участника общества о согласии на совершение...

В организации работнику установлен 8-часовой рабочий день. Планируется ввести еще одну штатную единицу и установить для данных работников режим работы по графику 2/2. Необходимо уведомить за 2 месяца об изменении режима рабочего времени. Работник согласен на изменение режима рабочего времени, который предусмотрен его трудовым договором. Можно ли принять на работу второго работника, не дожидаясь, когда пройдут 2 месяца?

Муниципальному автономному учреждению на праве оперативного управления принадлежат нежилые помещения в нежилом здании. В данном здании есть помещения, принадлежащие на праве собственности другим собственникам (ООО, ИП, физическому лицу), а также под зданием расположена подземная парковка. В настоящее время возникла необходимость отремонтировать крышу здания, в котором расположены вышеуказанные помещения. Учреждение осуществляет закупочную деятельность...

В 2009 году был заключен договор с контрагентом на поставку продуктов питания, произведен аванс, но продукты не были поставлены. В 2011 году по решению суда на лицевой счет организации поступают средства в счет погашения дебиторской задолженности этим контрагентом. Дебиторская задолженность по состоянию на 01.01.2011 числилась на счете 4 206 34 000 (переведена с КФО "1" при преобразовании учреждения на бюджетное нового типа с 01.01.2011). С 2011 года...