Новый год принес много изменений в сфере нормативного регулирования госзакупок по Закону 44-ФЗ. Одни поправки можно условно назвать старыми – они давно предусмотрены в законе, но вступили в силу только сейчас, другие – это совершенно новые изменения, причем некоторые из них даже неожиданные. Подробности - в статье.

Управление государственными и муниципальными закупками ( , ак. часов) - дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

1. Отложенные изменения

С 1 января 2017 года вступают в силу следующие положения Закона № 44-ФЗ , введение в силу которых было отсрочено.

ЕИС контролирует достоверность информации о закупках

Единая информационная система путем взаимодействия с иными информационными системами обеспечивает контроль за соответствием:

  • информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, — информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
  • информации, включенной в планы-графики закупок, — информации, содержащейся в планах закупок;
  • информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, — информации, содержащейся в планах-графиках;
  • информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), - информации, содержащейся в документации о закупках;
  • условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, — информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, — условиям контракта.

Основание: п. 2 ч. 1 ст. 4, ч. 3 ст. 114 Закона № 44-ФЗ .

Требования к обязательному общественному обсуждению закупок

Начинают действовать требования Закона № 44-ФЗ к обязательному общественному обсуждению закупок, согласно которым Правительством РФ устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок.

Кабинет министров, в свою очередь, установил это Постановлением от 22.08.2016 № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Оно гласит, что обязательному общественному обсуждению подлежат закупки при начальной цене более 1 млрд. рублей.

До 2017 года этот вопрос регулировал Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2015 № 795 «Об утверждении Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей» (теперь утратил силу).

Запрещается проводить закупки, отсутствующие в плане-графике

Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона № 44-ФЗ. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

До 2017 года государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок и оплачиваются в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств на основании п. 2 ст. 72 БК РФ.

Название закупки должно выбираться по специальному каталогу

Наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Законом № 44-ФЗ, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Каталог должен быть размещен в ЕИС.

В документации о закупке нужно указывать ее идентификационный код

Идентификационный код закупки должен быть указан:

  • в извещении об осуществлении закупки;
  • в реестре контрактов, заключенных заказчиками;
  • в реестре недобросовестных поставщиков;
  • при формировании информации и документов для включения в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний.

Основание: п. 3 ст. 42, п. 12 ч. 2 ст. 103, п. 5 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ , п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.10.2015 № 1148 .

В этом видеосовете эксперт по торгам Грузин С.В., автор вебинара « » , расскажет как с 2017 года формируется идентификационный код закупок.

2. Совершенно новые изменения

С 1 января 2017 года вступают в силу следующие изменения в сфере закупок, внесенные как в сам Закон № 44-ФЗ, так и введенные постановлениями и распоряжениями кабинета министров.

Унитарные предприятия переводятся на Закон № 44-ФЗ

С 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия проводят закупки на основании требованиями Закона № 44-ФЗ, а не 223-ФЗ. Но есть 3 исключения.

Первыми двумя исключениями являются закупки на основании Положения о закупке по Закону № 223-ФЗ, принятым унитарным предприятием и размещенным до начала года в ЕИС:

  • за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юрлицами, в том числе иностранными, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории России в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия (за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного с единственным поставщиком, который определен Президентом РФ или Правительством РФ).

Кроме того, на Закон № 44-ФЗ не переходят ФГУП, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ.

Расширен перечень товаров, работ и услуг, подлежащих нормированию

Правительство внесло изменения в свое постановление от 02.09.2015 № 927, в котором во исполнение ст. 19 Закона № 44-ФЗ («Нормирование в сфере закупок») содержатся требования к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг).

Во-первых, согласно поправкам, требования распространяются также на ФГУПы.

Во-вторых, сам обязательный перечень нормируемых требований изложен в новой редакции, в которой, например, появились требования к услугам такси, аренде и лизингу легковых автомобилей.

Вводится ряд типовых условий для госконтрактов с малым бизнесом

Разработаны типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого бизнеса и социально ориентированных НКО.

В документе 2 раздела:

1) условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя).

В частности, он обязан:

  • привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого бизнеса, социально ориентированных НКО в объеме не менее 5% от цены контракта;
  • в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем представить заказчику: декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к указанным субъектам, а также копию договора, заключенного с субподрядчиком, соисполнителем;
  • оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы, оказанные услуги, отдельные этапы в течение 30 дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, работы, услуги, отдельного этапа.

2) условие о правах поставщика (подрядчика, исполнителя). Оно всего одно, но жесткое: в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиком, соисполнителем обязательств по договору с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заменить субподрядчика, соисполнителя на другого.

Мониторинг в сфере закупок проводится по правительственным правилам

Начинают действовать утвержденные правительством:

  • правила осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
  • требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, формируемого по результатам осуществления такого мониторинга.

В правилах сказано, что мониторинг обеспечивается Минэкономразвития РФ, осуществляется с использованием ЕИС и проводится на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации:

  • об осуществлении закупок, в т.ч., о реализации планов закупок и планов-графиков, содержащейся в ЕИС;
  • поступающей в Минэкономразвития РФ от федеральных органов исполнительной власти;
  • содержащейся в письмах и обращениях, поступающих в Минэкономразвития РФ от федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, органов госвласти субъектов РФ и местного самоуправления, граждан, организаций, в том числе общественных объединений, объединений юрлиц, включая результаты общественного контроля;
  • о вступивших в законную силу судебных решениях и судебных актах, касающихся осуществления закупок;
  • содержащейся в иных открытых источниках.

Подробнее о целях мониторинга в закупках смотрите в видеосовете нашего эксперта Грузина С.В., автора вебинара « ».

Граждане направляются на лечение за рубеж заключением прямого контракта с иностранной клиникой

Закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за пределами территории РФ в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ.

Названные правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.11.2013 № 1011 «Об утверждении Правил заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».

Введена значимость критериев оценки заявок по строительству особо опасных и сложных объектов

Правила оценки заявок (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085), а именно, позиция 3 (Отдельные виды товаров, работ, услуг) дополнена субпозицией следующего содержания: выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения:

  • минимальная значимость стоимостных критериев - 80%;
  • максимальная значимость нестоимостных критериев — 20%.

Основание: Постановление Правительства РФ от 14.11.2016 № 1184 (действует с 25.11.2016).

Появилась шестая электронная площадка

Российский аукционный дом (www.auction-house.ru) стал шестой электронной площадкой, на которой возможно проведение аукционов в электронной форме по Закону № 44-ФЗ.

Что изменилось с началом 2017 года для заказчиков по 44-ФЗ? Узнайте о формировании идентификационного кода закупки, о профстандарте для контрактного управляющего, новом виде контроля в сфере закупок, о закупках вне плана-графика и многом другом.

Изменения в закупках с 2017 года

Мы подготовили для вас подборку самых актуальных поправок, которые ожидаются к введению в 2017 году и которые изменят работу заказчиков по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ. Узнайте, что изменится в вашей работе уже очень скоро. Статья постоянно обновляется.

Требования 2017 года к планам закупок и планам-графикам

Постановление Правительства № 73 от 25.01.2017 внесло поправки в правила подготовки планов и планов-графиков закупок для федеральных, региональных и муниципальных нужд и требования к ним. Поправки вступили в силу 31 января 2017 года.

Поправки затронули следующие нормативно-правовые акты:

  • постановление от 21.11.2013 № 1043;
  • постановление от 05.06.2015 № 552
  • постановление от 05.06.2015 № 553;
  • постановление от 05.06.2015 № 554.

Изменения коснулись утверждения планов ГУП и МУП, а также сроков их уточнения и изменения. Список объектов, которые предоставляют планы закупок, пополнился. При формировании плана-графика следует теперь включать строку о банковском или казначейском сопровождении контракта.

Изменения в графе «планируемые платежи». Закупки, составляющие гостайну, теперь включают в приложение к плану-графику закупок, для которого устанавливают гриф секретности. Подробнее о том, что именно изменило Правительство - узнаете из нашего обзора »

Укажите все суммы в целых рублях. На титульной странице укажите форму собственности. Часть "особых" закупок, которые раньше расписывали, теперь указывайте одной строкой. Финобеспечение указывайте по КБК в разрезе раздела, подраздела, целевой статьи и вида расхода или по каждому соглашению о субсидиях.
Подробно обо всех изменениях, которые нужно учесть в новых планах и как их внести в ЕИС,

Нельзя проводить закупки, не включенные в план-график

С 1 января 2017 года вступил в силу прямой запрет Закона № 44-ФЗ на закупки, которые заказчик не включил в планы-графики. Если ранее закупки вне плана-графика запрещал только Бюджетного кодекса, и наказание на заказчика контролеры могли наложить только за несоблюдение бюджетного законодательства, то теперь это будет уже нарушением закона о контрактной системе.

  1. идентификационный код закупки;
  2. наименование и описание объекта закупки, этапы оплаты (если исполнение контракта предусмотрен поэтапно);
  3. дополнительные требования к участникам закупки (при наличии);
  4. способ определения поставщика и обоснование выбора этого способа;
  5. дату начала закупки;
  6. информацию о размере обеспечения заявки и контракта;
  7. сведения о применении критерия стоимости жизненного цикла;

Используйте фразу «или эквивалент» только с товарным знаком. Например, заказчик планировал отремонтировать помещение и в техзадание вписал: «грунтовка "Тифенгрунд" или эквивалент». Если поставите фразу рядом с продукцией или технологией, у которых нет товарного знака, ФАС посчитает, что вы нарушили закон. Каких еще ошибок избегать, когда составляете техзадание, читайте в рекомендации:

С 1 января 2017 года заказчики обязаны указывать в извещении о закупке, реестре контрактов и реестре недобросовестных поставщиков идентификационный код закупки. Кроме того, у заказчика появится обязанность прописывать наименование объекта закупки по каталогу товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

О том, что такое идентификационный код закупки и где его указывать,

И каковы различия между идентификационным кодом и кодом ОКПД, Закона № 44-ФЗ

Вступил в силу мониторинг закупок

Мониторинг - система наблюдения в сфере закупок. Основные методы наблюдения - сбор, обобщение, систематизация и оценка информации о закупках, в том числе о планах закупок и планах-графиках. Мониторинг закупок проводит Минэкономразвития. В письме от 30.11.2015 № ОГ-Д28-15114 ведомство пояснило, что мониторинг - не механизм контроля в сфере закупок и не финансовый контроль, а система оценки обоснованности закупок.

Контроль охватит все стадии закупок. Под контроль попадет информация из:

  • извещений, документации и планов-графиков;
  • протоколов и документации;
  • проектов контрактов и протоколов;
  • О методике осуществления контроля, предусмотренного ч.5 статьи 99 44-ФЗ, а также проверке сведений о госконтракте в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1084

Сфера госзакупок в значительной степени подвержена изменениям, изменения в 44 фз и в системе госзакупок происходит на регулярной основе. Для того, чтобы поставщику (или заказчику) было удобнее и эффективнее отслеживать последние изменения в 44 фз вся информация, которая связана с корректировкой закона 44 фз будет проанализирована и отражена в данной статье. Разберем подробно статьи 44 фз с изменениями.

1. 44 фз изменения с 2017 года

В редакции от 28.12.2016 года внесены очень объемные изменения в 44 фз. В общей сложности насчитывается 31 правка или дополнение в статьи 44 фз. Рассмотрим, подробнее какие именно статьи 44 фз с изменениями и какие нововведения приготовили для нас законодатели.

1.1. Новые требования к декларации соответствия.

В первую очередь поставщиком следует обратить внимание на новую редакцию пункта 7 части 1 статьи 31, а также дополнение части 1 статьи 31 пунктом 7.1. Эти изменения прежде всего коснуться декларации соответствия, которую поставщик должен прикладывать в составе своей заявки. Обновите Вашу соответствия с учетом новых требований.

1.2. ГУП и МУП переходят на 44-ФЗ

Изменения в 44 фз коснулись и унитарных предприятий. С 1 января 2017 унитарные предприятия практически полностью переходят под 44-ФЗ. Унитарные предприятия смогут применять нормы 223-ФЗ только при смогут проводить закупки только при проведении закупок за счет безвозмездных грантов или в случае, если исполнять контракт будет унитарное предприятие.

1.3. Заказчики должны пройти перерегистрацию в ЕИС

Данный пункт прежде всего касается заказчиков, поэтому на нем подробно останавливаться не будем.

1.4. Обязательное общественное обсуждение закупок

С 2017 года стало обязательным проведение общественного обсуждения закупок, в случае если начальная максимальная цена контракта () более одного миллиарда рублей. Обсуждение не проводиться только в случае проведения закрытой процедуры отбора, если закупка гособоронзаказа, процедура (конкурс, аукцион, запрос предложений) не состоялись ранее, проводится закупка через запрос котировок для оказания гумпомощи или ликвидации ЧС.

1.5. Обязательное соответствие контрактного управляющего профстандарту

Изменения в 44 фз в 2017 году преимущественно касаются заказчиков и еще одно такое изменение это соответствие контрактного управляющего требованиям профстандарта. Если ранее, контрактному управляющему достаточно было иметь образование, полученное еще в рамках повышения квалификации по 94-ФЗ, то теперь контрактный управляющий обязательно должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

1.6. Обязательное использование заказчиками идентификационного кода.

Что такое идентификационный код мы с Вами рассматривали в одной . В соответствии с изменениями в 44 фз, которые действуют с 2017 года заказчики обязаны применять данный идентификационный код в извещениях о закупках, а также в и .

1.7. Заказчики не смогут проводить закупки, не включенные в план-гафик.

Еще одно нововведение, в соответствии с которым, если заказчик не разместил в плане графике закупку, то он не имеет права ее проводить. Поставщикам следует обратить внимание на это изменение в 44 фз, так как своевременный мониторинг планов графиков закупок поставщика может дать определенное преимущество при подготовке к определенной закупке о который поставщик будет знать заранее.

1.8. Вводится система мониторинга закупок

Мониторинг закупок это метод наблюдения, а не контроля который будет осуществлять Минэкономразвитие. С помощью данного метода Минэкономразвитие будет оценивать обосновать закупок.

1.9. Закупка услуг на лечение за границей будет осуществляться через закупку у ЕП.

Изменения в 44 фз коснулись и процедуры закупки на оказание услуг по лечению гражданина РФ за границей. Теперь в соответствии с 44 фз и изменений с 2017 года закупка на оказание подобных услуг может осуществляется только у .

2. Статьи 44 фз с изменениями

В начале статьи мы с Вами подробно рассмотрели все основные изменения закона 44 фз. В общей сложности дополнений и измениний в 44 фз с 2017 около 31. Для наглядности информация представлена в виде карты ниже.