Активное развитие промышленности за последние десятилетия привело к появлению новых задач у представителей служб контроля над экологической обстановкой в стране. Большинство химических заводов и предприятий ежегодно сбрасывают тонны производственных отходов, отравляющих окружающую среду. Зачастую объемы существенно превышают требования ПДВ в экологии.

Понятие о ПДВ для экологии

Предельно допустимые выбросы – некий уровень для различных типов побочных продуктов производства, соблюдение которого не способно нанести значимого вреда экологии. Неконтролируемый сброс отходов в реки и продуктов горения в воздух способен существенно подорвать баланс экосистем, привести к негативным климатическим последствиям и навредить здоровью человечества.

Все страны с развитой химической промышленностью определяют свои требования ПДВ для всех типов выбросов в соответствии с требованиями экологии.

Показатели ПДВ зависят не только от разновидности отходов, но и от местоположения предприятия, окружающей инфраструктуры и имеющейся экологической обстановки. Поэтому для всех площадок требуется индивидуальная разработка технической документации по контролю над степенью загрязнения природы и экологией.

Каждый регион также определяет свои нормы ПДВ. За создание проектов, имеющих юридическую силу, отвечают территориальные органы исполнительной власти. Во всех случаях документы содержат сведения о допустимых разовых и суточных показателях сброса отходов, уровнях токсичности для экологии.

В стандартном нормативе выбросов ПДВ рассчитаны значения более чем для 600 типов различных элементов. На его основе создаются региональные документы.

Кроме допустимых веществ, в нормативе указан список веществ, категорически запрещенных к выбросу.

В настоящее время в него входят 38 позиций. Необходимо периодически сверяться со стандартными нормами, поскольку время от времени в них вносятся определенные изменения.

Разработка проекта ПДВ

Все владельцы юридически зарегистрированных источников сброса вредных для экологии веществ обязаны предпринимать необходимые действия для создания собственных документов и соблюдать рассчитанные показатели ПДВ.

Итог разработки – утвержденный приказ с приложенными показателями и разрешение на сброс отходов. Без норматива осуществлять выброс загрязняющих веществ запрещено и уголовно наказуемо, при несоблюдении установленных значений предусмотрены административные меры.

При условии отсутствия изменений технологий производства нормативы действуют на протяжении 5 лет или 1 года, в зависимости от экологической обстановки местности. В крупных городах чаще всего необходимо ежегодное обновление документации. Определение норм осуществляется на основе федеральных постановлений и законов правительства РФ.

Необходимые документы

Для создания норматива ПДВ потребуется ряд некоторых документов:

  • справка, содержащая информацию о сфере производства, количестве работников, структуре предприятия;
  • реквизиты производства;
  • свидетельство о государственной регистрации и номер ИНН;
  • договоры на снабжение теплом (при центральном отоплении) или справка о другом способе, на снабжение электричеством и водой;
  • ситуационная карта-схема 1:2000;
  • свидетельство о праве владения землей или договор с арендодателем;
  • информация о приеме водяных сбросов и утилизации отходов;
  • описание установок и схемы производственного процесса;
  • применяемое сырье, химические свойства и нормы расхода;
  • паспорта на устройства для очистки и кондиционирования воздуха;
  • справка об имеющемся транспорте;
  • предыдущий экземпляр приказа и разрешения (если ранее оформлялись).

После выполнения всех работ заказчику выдается ряд документов:

  • заключение о результатах анализа загрязняющих выбросов;
  • протокол экспертизы Центра гигиены;
  • заключение СЭС РосПотребНадзора;
  • протокол с нормами ПДВ;
  • разрешение на сброс.

Измерение и определение ПДВ

Измерение показателей предельно допустимых выбросов для всех отдельных предприятий производится так, чтобы они не приводили к созданию приземных показателей выше стандартных ПДВ для жителей и экологии. А также при расчете учитывается общая совокупность производственных мощностей, количество вредных выбросов и перспективное развитие промышленности в конкретной местности.

В зависимости от сезона, нормы ПДВ дополнительно могут меняться, что особенно актуально для котельных, когда потребление тепла и электричества наиболее велико. ПДВ определяются для всех труб индивидуально и для производства в целом.

Для расчета предельно допустимых выбросов разработаны специальные формулы, учитывающие множество факторов, среди которых:

  • размеры трубы;
  • скорость движения газов;
  • объем выбросов за промежуток времени;
  • показатель высоты горения под трубой;
  • ландшафтный показатель (для равнин = 1);
  • скоростное число падения конкретного вещества;
  • отличие температур сбросов и окружающего воздуха;
  • климатический коэффициент (зависит от типа климата).

С учетом приведенных параметров определяются дополнительные показатели выбросов ПДВ, способные привести к превышению ПДК при неблагоприятных метеоусловиях.

Сроки расчета ПДВ

Весь срок работ от измерения и до утверждения разрешения на сброс отходов занимает от 6 до 9 месяцев. Процесс проходит по определенным правилам.

Изучение источника

На первом этапе производятся замеры и спектральный анализ выбрасываемых газов, после чего выдается заключение о фактическом составе выбросов. Дополнительно получают заключение Центрального УГМС о региональном типе климата, состоянии экологии и накопленных концентрациях вредных веществ в районе предприятия и производственных площадей.

В этот период специалисты рассчитывают все требуемые показатели предельно допустимых выбросов с учетом ранее полученной технической информации. Затем проект передают на согласование и утверждают с владельцем предприятия. Работа занимает период от 20 рабочих дней и зависит от числа источников, количества выбросов, токсичности, экологии и других дополнительных факторов. Некоторые владельцы самостоятельно инвентаризируют выбросы, а затем отдают результаты анализа в дальнейшую работу. Это дешевле, но занимает более длительное время.

Согласование

На третьем этапе проектная документация подлежит рассмотрению в Центре гигиены и экологии сразу после оплаты выставленного счета. Стандартный срок выполнения – 60 рабочих суток. Затем проверка Роспотребнадзора в течение 2 недель – 1 месяца. И в заключение экспертиза Росприроднадзора для подписания приказа, утверждающего проект.

Разработка методик снижения отходов

На этом этапе рассматриваются способы оптимизации производственных процессов, при использовании которых вредное влияние на экологию при неблагоприятных метеоусловиях можно снизить. Затем проект передают на согласование в Департамент Природопользования. Срок рассмотрения – от 1 месяца.

Выдача разрешения

На последнем этапе готовая документация передается в Департамент Росприроднадзора для подписания и выдачи разрешения на сброс отходов.

Стоимость заказа – от 80000 рублей за 1 производственную площадку. Цена во многом зависит от площади, количества труб и других источников сброса вредных веществ. Однако полученное разрешение избавит заказчика от возможных неприятностей с законом и уголовных санкций.


Норматив ПДВ (он же предельно допустимый выброс) – показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе. Определяется как максимальные объем или масса химических и прочих веществ и микроорганизмов, которые допустимы для выброса в атмосферу стационарными источниками, чтобы не нарушать экологические и гигиенические нормативы качества воздуха. Если значение норматива ПДВ соблюдается, значит, соблюдаются требования в области охраны атмосферного воздуха. В общем смысле понятие норматива означает ряд действий, которые требуется обязательно выполнить, чтобы они привели к ожидаемому результату.

Напомним, что стационарным источником выбросов является источник выброса, который можно передвинуть с места с помощью транспортного средства или его местоположение определено в государственной системе координат (в настоящее время Местная система координат, с 2017 года ЕГСК – Единая государственная система координат).

Существует вполне исчерпывающее определение экологического норматива качества атмосферного воздуха. Экологический норматив – это установленная величина пользования природными ресурсами или воздействия машин и оборудования на некую территорию, при которой функция и структура этой территории находится в рамках естественных изменений.

Нормативы, в том числе экологические, устанавливаются на уровне Правительства страны.

Нормирование качества окружающей природной среды

Нормативы, относящиеся к качеству окружающей природной среды, делятся на три области:
  • санитарно-гигиенические (выражаются в таких значениях, как ПДК химических веществ, ПДВ физических воздействий, ОБУВ, нормы санитарно-защитных зон…)
  • экологические (выражаются в нормативах выбросов и сбросов, нормативах шума и вибрации, нормативах биологических загрязнений…),
  • вспомогательные (выражаются в нормативах терминологии, организационных нормативах, правовых нормативах). Как видите, нормативы ПДВ относятся к экологическим нормативам.

Рис. Схема нормативов качества окружающей среды

Проект нормативов предельно допустимых выбросов – платформа для разработки нормативов

Установление нормативов является правовым предупредительным административным методом регулирования экологической безопасности в стране. Цель использования метода в создании экологической безопасности для граждан своей страны и других живых организмов.

Масса вредных веществ измеряется в граммах, концентрация вредных веществ – в миллиграммах на кубометр, концентрация на выходе из источника - в граммах на кубометр.

Помимо предупредительного метода регулирования экобезопасности в нашей стране практикуются еще два: информационный и принудительный. Административный метод регулирования делится еще на две ветви: правовые методы и контрольные методы.

Как мы видим, установление нормативов ПДВ относится к сфере разработки правовых норм, стандартов и разрешений. Нормативы рассчитываются и предлагаются к установлению инженером-экологом и входят в проект нормативов предельно допустимых выбросов.

Для чего требуется соблюдать экобезопасность

Несоблюдение экологической безопасности приводит к чрезмерному загрязнению окружающей среды. Загрязнение окружающей среды грозит:
  • разрушением озонового слоя;
  • изменением климата;
  • ухудшением качества продукции;
  • снижением урожайности;
  • гибелью флоры и фауны;
  • ускорением разрешения объектов;
  • истощением и утратой природных ресурсов;
  • разрушением и видоизменением ландшафтов и пейзажей.

Все перечисленные последствия приводят к ухудшению здоровья и социально-экономического благополучия населения. К самым распространенным загрязняющим атмосферный воздух веществам относятся:

  • Оксиды азота (источники возникновения: транспорт, производство энергии, промышленность);
  • Диоксид серы (угольные электростанции, промышленность);
  • Диоксид углерода (углекислый газ) (промышленность);
  • Железа оксид;
  • Меди оксид;
  • Бензин.

Целью установления нормативов является предотвращение негативного воздействия на окружающую среду юридическими и физическими лицами. За превышение нормативов они несут административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.

Нормативы выбросов устанавливаются как для стационарных источников, так и для передвижных на основании допустимой нагрузки на окружающую среду, технологических нормативов и нормативов качества окружающей среды (ПДК, шума и т.д). Технологические нормативы, в свою очередь, устанавливаются на основании использования наилучших доступных технологий. Когда природопользователь не способен соблюсти в ходе своей деятельности нормативы выбросов, для него на государственном уровне устанавливаются разрешенные лимиты на выбросы (временно согласованные выбросы). Лимиты могут установить только лишь в том случае, если у организации-природопользователя есть разработанный и утвержденный госорганами план снижения выбросов, который обязательно должен быть внедрен. Лимиты на выбросы действуют только в период внедрения плана снижения выбросов.

Лимиты и планы снижения выбросов и разрешения на выбросы в нашей стране выдаются Росприроднадзором, наделенным государственной исполнительной властью.

После внедрения плана природопользователь с помощью замеров воздуха и шума должен доказать Росприроднадзору факт снижения объема выбросов. При недостижении показателей план пересматривается, и продолжают вводиться мероприятия по снижению выбросов. Процесс продолжается, пока выбросы не достигнут нормативов.

Полномочия в области охраны атмосферного воздуха Росприроднадзора

Область полномочий Росприроднадзора (Федеральной службы в сфере природопользования) достаточно широка – более 30 функций. Выделим основные и наиболее важные:
  • принятие законов и других нормативных правовых актов, их корректировка и дополнение;
  • участие в организации, финансирование и проведение мониторинга атмосферного воздуха;
  • учреждение порядка разработки нормативов;
  • ввод порядка выдачи разрешений на выбросы;
  • утверждение нормативов ПДВ;
  • введение целевых показателей объема и массы выбросов на территории страны и сроков их снижения.

ПДВ устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов и по организации в целом. Нормативы выбросов и способы их определения пересматриваются и модернизируются по мере развития науки и техники. В случае, когда выбросы загрязняющих веществ соответствуют нормативам ПДВ, необходимо контролировать их непосредственно на источниках. Проект нормативов ПДВ включает в себя разработанный раздел плана-графика контроля, где указываются все нормируемые источники выбросов предприятия, периодичность и способы их замеров. Существует два метода замеров источников выбросов – инструментальный (с привлечением лаборатории) и расчетный (с использованием программного обеспечения).

Проект нормативов ПДВ и нормативы только проверяют надзорные органы, сам же расчет и предложения по установлению нормативов готовит инженер-эколог в рамках проекта.

Правила установления нормативов допустимых выбросов и методы определения нормативов описаны в “ГОСТ 17.2.3.02-2014. Межгосударственный стандарт. Правила установления допустимых выбросов промышленными предприятиями”. Документ создан для унифицированного подхода и оформления проекта выбросов на промышленных предприятиях.

Установление нормативов выбросов

В ГОСТе говорится о том, что нормирование выбросов предусматривает учет гигиенических и экологических нормативов качества воздуха.

Не все загрязняющие вещества есть смысл нормировать, потому как их вклад в общий объем загрязнения ничтожно мал. И даже для определения тех загрязняющих веществ, которые обязательны к нормированию в российском экологическом законодательстве, есть описанная методика. Она описана в Приказе №579 от 31.12.2010 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию...".

Согласно этому Приказу, помимо представленного перечня ЗВ, подлежащих нормированию, ему подлежат вещества, соответствующие двум критериям:

  1. Показатель опасности выбросов больше или равен 0,1.
  2. Приземные концентрации выбросов превышают 5% от экологического норматива качества атмосферного воздуха.
В общем смысле принцип установления нормативов ПДВ на конкретном предприятии несложен.
  1. Проводится инвентаризация для определения источников выбросов и ингредиентов загрязняющих веществ от них.
  2. Вычисляется объем выбросов загрязняющих веществ расчетным способом (используя специализированную программу) или с привлечением лаборатории.
  3. Рассчитываются максимальные концентрации каждого загрязняющего вещества от каждого источника выбросов организации (расчеты рассеивания).
  4. Сравниваются рассчитанные значения концентраций с установленными Правительством гигиеническими нормативами качества атмосферного воздуха (ОБУВ, ПДК).
  5. Делается вывод о превышении/непревышении максимальных концентраций загрязняющих веществ предприятия от значений нормативов ПДВ и ОБУВ.
  6. Убедившись, что фактические гигиенические нормативы в организации соблюдены, инженер-эколог предлагает их в качестве нормативов выбросов для организации.


Рис. Обязательное приложение к нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ

    Существует два метода определения нормативов ПДВ:
  • Метод расчета рассеивания выбросов (наиболее популярный).
  • Метод сводных расчетов (на базе инвентаризации выбросов и квот концентраций, выданными территориальными органами).
По методу расчета рассеивания выбросов нормативы определяются с учетом нормальной производственной деятельности предприятия с учетом перспективы его развития.

Устанавливаемые нормативы выражаются в двух величинах: максимальном разовом значении выбросов и валовом (годовом) значении выбросов.

Максимальное разовое значение – наибольшая допустимая масса выброса загрязняющего вещества в секунду. Для определения этого значения источник загрязнения замеряется в течение 20 минут. Показатель выражается в граммах на секунду. Для определения максимального разового значения по всему предприятию выбросы замеряются одновременно ото всех источников в течение 20 минут.

Валовое (годовое) значение подразумевает наибольшую допустимую суммарную годовую массу выброса от одного источника с учетом соблюдения всех технологических ограничений на источники выделения (агрегаты, устройства и т.д.). Выражается в тоннах в год.

Для всего предприятия суммируется валовое значение выбросов ото всех источников, которые есть у него на балансе.

Предельно допустимые выбросы для каждого конкретного стационарного источника устанавливают территориальные органы Росприроднадзора. Например, в Москве – Центральный аппарат Росприродназора. В Санкт-Петербургу – по Росприроднадзор Северо-Западному федеральному округу. Потому как следует учитывать фоновое загрязнение воздуха, источники выбросов и технические нормативы в каждом конкретном округе отдельно. Организации, подлежащие региональному контролю, проходят еще одну стадию согласования - в Комитете по природопользованию.

Максимальное и валовое значения выбросов от каждого источника выбросов определяются в программе “Эколог”. В зависимости от вида источника выбросов используются ее вариации, такие как "АТП-Эколог" (расчет выбросов от автотранспорта), "Котельные", "Аккумуляторные работы", "Сварка" и многие другие. Программы разработаны на основании ряда действующих методических документов:

  1. Методика проведения инвентаризации выбросов для автотранспортных предприятий (расчетным методом).
  2. Методика проведения инвентаризации выбросов для авторемонтных предприятий (расчетным методом).
  3. Методика проведения инвентаризации выбросов для дорожной техники (расчетным методом).
  4. Дополнения к вышеперечисленным методикам.
  5. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов.
  6. ОНД-86 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе предельных выбросов для предприятий.
Метод расчета рассеивания выбросов в наши дни осуществляются экологом с использованием специализированной программы “УПЗРА-Эколог” (разработана НПО “Интеграл”). Программа создана на базе документа “ОНД-86: Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ... в выбросах предприятий”.

Метод сводных расчетов выбросов используется крайне редко, обычно к нему обращаются администрации городов с целью оценки загрязнения атмосферы ряда предприятий и городского транспорта.

В общих чертах метод сводных расчетов выбросов происходит следующим образом: 1) выполняется инвентаризация выбросов; 2) для каждого из них проектируются тома проектов ПДВ; 3) вычисляются параметры выбросов транспортных средств; 4) выполняются общие (сводные) расчеты наибольших приземных концентраций вредных веществ на территории города от определенных предприятий; осуществляется анализ результатов; 5) оценивается степень значимости влияния определенных ранее вредных веществ на загрязнение городского воздуха; выделение значимых вредных ЗВ; 5) определяются предельно допустимые поля загрязняющих веществ от работы предприятий; 6) предприятия в ходе обсуждения распределяют между собой квоты загрязняющих веществ; 7) разрабатываются мероприятия и рекомендации по снижению уровня загрязнения атмосферы города; 8) экологические надзорные органы согласовывают нормативы рассчитанных выбросов, документально подтверждая этот факт.

Подробная методика использования метода сводных расчетов выбросов изложена в "Методическом пособии по выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий..." (1999 г.).

Несложно понять, что весь цикл определения сводных расчетов выбросов для города требует высокой профессиональной подготовки исполнителей и займет несколько лет.

К способам уменьшения загрязнения атмосферы до положенных нормативов относятся:

  • озеленение территории объекта;
  • строительство подземных парковок;
  • смена состава топлива автотранспорта;
  • перевод транспорта на электропитание;
  • установление фильтров и вытяжек на оборудовании;
  • перепланировка территории предприятия;
  • увеличение скорости выбросов из организованных источников;
  • другие.
Ноябрь 2016

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office@сайт или по номеру 8-800-500-81-25.

Под загрязнением атмосферного воздуха подразумевают увеличение концентраций физических, химических, биологических компонентов сверх уровня, который выводит природные системы из состояния равновесия. Наиболее высокие концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе, которые превышают предельно допустимые концентрации в 2-5 раз и именно на этих территориях аккумулируется их основная масса на почве и поверхности водоемов.

Существует два главных источника загрязнения атмосферы: природное и антропогенное.

Природные источники – это вулканы, пылевые бури, лесные пожары, процессы разложения растений и животных. Наиболее значительными из выше указанных загрязнителей являются лесные пожары, особенно в наше время, когда из-за высокой температуры они приобретают угрожающие масштабы, особенно летом.

К основным антропогенным источникам загрязнения относят предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, разные машиностроительные предприятия, предприятия тяжелой промышленности.

Наиболее значительные из них:

1. Тепловые электростанции загрязняют атмосферу выбросами, которые содержат сернистый ангидрид, двуокись серы, оксиды азота, сажу, пыль и золу, которые содержат соли тяжелых металлов.

2. Комбинаты черной металлургии, которые включают в себя доменное, сталеплавильное, прокатное производство, агломерационные фабрики, коксохимические заводы и др..

3. цветная металлургия, которая загрязняет атмосферу соединениями цветных и тяжелых металлов, парами ртути, сернистым ангидридом, окисями азота, углевода и др.

4. Машиностроение и металлообработка. Выбросы этих предприятий содержат аэрозоли соединений цветных и тяжелых металлов, в том числе паров ртути.

Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность является источником таких загрязнителей атмосферы как сероводород, сернистый ангидрид, окись углерода, аммиак, углеводород и бензапирен.

5. Предприятия органической химии. Выбросы большого количества органических веществ которые имеют сложный химический состав, соляной кислоты, соединений тяжелых металлов, содержат сажу и пыль.



6. Предприятия неорганической химии. Выбросы в атмосферу от этих предприятий содержат окиси серы и азота, соединения фосфора, свободный хлор, сероводород.

7.Автотранспорт. Географические закономерности распространения загрязнителей, которые от него поступают очень сложные и определяются не только конфигурацией сети автомагистралей и интенсивностью автотранспорта, но и большим количеством перекрестков где транспорт стоит определенное время с включенными двигателями. Количество транспорта во всем мире составляет 630 млн единиц.

Загрязнение окружающей среды автотранспортом – одно из наиболее небезопасных для здоровья человека, потому что выхлопные газы поступают в атмосферу, где затруднено их рассеивание. В составе отработанных газов автомобилей находится большое количество оксида азота, неспаленые углероды, альдегиды и сажа, а также монооксид углерода.

Промышленные выбросы оказывают негативное влияние на здоровье людей, разрушают материалы и оборудование, снижают продуктивность лесного и сельского хозяйства.

К сожалению, созданные эффективные технологии производства не применяются на большинстве предприятий из-за их дороговизны, а иногда, из-за пренебрежения экологической проблемой.

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ характеризуются по четырем признакам: по агрегатному состоянию, химическому составу, размеру частиц и массовому расходу выброшенного вещества. Загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферу в виде пыли, дыма, тумана, пара и газообразных веществ. Наиболее распространенными загрязняющими веществами, поступающими в атмосферный воздух от техногенных источников, являются: оксид углерода, диоксид серы, оксиды азота, углеводороды, пыль, оксид углерода - самая распространенная и наиболее значительная примесь атмосферы, называемая в быту угарным газом. Содержание СО в естественных условиях от 0,01 до 0,2 мг. м 3 , но в крупных городах содержание его колеблется в пределах1-210 мгм3. наиболее высокая концентрация наблюдается на улицах и площадях городов с интенсивным движением, особенно у перекрестков. Его удельный вес составляет более 50% от общего объема выбросов.

Диоксид серы - бесцветный газ с острым запахом. До 70% его выбросов образуются в результате сжигания выбросов, мазута - около 15%.

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ

Для количественной оценки содержания примеси в атмосфере используется понятие концентрации – количества вещества, содержащегося в единице объема воздуха, приведенного к нормальным условиям.

Количество атмосферного воздуха – это совокупность его свойств, определяющих степень воздействия физических, химических, биологических факторов на людей, растительный и животный мир, а также на материалы, конструкции и окружающую среду в целом. Качество атмосферного воздуха считается удовлетворительным, если содержание примесей в нем не превышает предельно допустимой концентрации (ПДК) – максимальной концентрации примесей в атмосфере, отнесенные к определенному времени осреднения, которые при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него и на окружающую среду в целом прямого или косвенного воздействия, включая отдаленные последствия. Под прямым воздействием понимается нанесение организму человека временного раздражающего воздействия, вызывающее ощущение запаха, кашель, головную боль. При накоплении в организме вредных веществ выше указанной дозы могут возникать патологические изменения отдельных органов или организма в целом. Под косвенным воздействием понимаются такие изменения в окружающей среде, которые, не оказывая вредного влияния на живые организмы, ухудшают обычные условия обитания: поражаются зеленые насаждения, увеличивается число туманных дней.

Основным критерием установления нормативов ПДК для оценки качества атмосферного воздуха является воздействие содержащихся в воздухе загрязняющих примесей на организм человека.

Для оценки качества атмосферного воздуха установлены две категории ПДК: максимально разовая (ПДКм.р) и среднесуточная (ПДКс.с).

ПДКм.р – основная характеристики опасности вредного вещества. Установлена для предупреждения рефлекторных реакций у человека при кратковременном воздействии атмосферных примесей. По этому нормативу оцениваются вещества, обладающие запахом или воздействующие на отдельные органы чувств.

ПДКс.с – установлен для предупреждения общетоксического, канцерогенного, мутагенного и другого влияния вещества на организм человека. Оцениваемые по этому нормативу вещества обладают способностью временно или постоянно накапливаться в организме человека.

К началу 1999 года по нормативам ПДК оценивалось около 1000 веществ, однако к этому количеству ежегодно прибавляются десятки новых, малоизученных веществ, большинство из которых вредны для человека, животных и растений.

Перечень веществ, содержание которых нормируется, следовательно, постоянно пополняются. Установлены временные нормативы ПДК загрязняющих веществ в воздухе для древесной растительности (ПДКл).

Если вещества оказывают вредное влияние на окружающую среду в меньших концентрациях, чем на человека, то при нормировании исходя из порога действия этого вещества на окружающую среду. Воздействие веществ, для которых не установлены ПДК, оценивается по ориентировочному безопасному уровню воздействия загрязняющего атмосферу вещества (ОБУВ) – временный гигиенический норматив для загрязняющего атмосферу вещества.

Нормативы ПДК для атмосферного воздуха являются единичными для территории отдельно взятой страны. установленные в других странах ПДК могут отличаться. Например, в США установлена ПДК для SO2- 0,75 мгм3, а в Украине – 0,5 мгм3, установленные нормы в каждой стране регулируются международными организациями по охране здоровья, окружающей среды и различными международными организациями. Для зон санитарной охраны, курортов и зон отдыха ПДК установлены на 20% меньше, чем для жилых регионов.

Нарушение установленных норм преследуется законом, предусматривающим определенное наказание. Такие законы существуют в каждой стране, поскольку установлено, что постоянное превышение допустимой концентрации хотя бы одного из нормируемых веществ приводит к повышению заболеваемости в 1,7 раз, а в некоторых возрастных группах – до трех раз. Загрязнение атмосферы оказывает также непосредственное влияние на сооружения и декоративные украшения, памятники, и.т.д. В соответствии с нормативно-технической документацией нормирование качества окружающей среды совершается с целью установления предельно допустимых норм влияния на окружающую среду, которое гарантирует экологическую безопасность и сохранение генетического фонда, обеспечивает рациональное использование и восстановление природных ресурсов при условии стойкого развития хозяйственной деятельности.

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ВЫБРОСЫ

Для каждого проектируемого и действующего объекта, являющегося стационарным источником загрязнения воздушного бассейна, устанавливают нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух. ПДВ устанавливают из условия, что выбросы вредных веществ от данного источника в совокупности с другими источниками не создают приземную концентрацию, превышающую ПДК за пределами санитарно-защитной зоны: С+Сф(

С – концентрация вещества в приземном слое от расчетного источника при сохранении нормативов ПДВ;

Сф – фоновая концентрация этого же вещества.

Если на данном предприятии или группе предприятий, рассположенных в данном регионе, значение ПДВ по объективным причинам не могут быть немедленно достигнуты, устанавливают временно согласованный выброс (ВСВ). Норматив ВСВ устанавливают на период разработки и организации воздухо-охранных мероприятий, обеспечивающих достижение нормативов ПДВ. Срок действия ПДВ устанавливается на 5 лет. При появлении новых производств, реконструкции действующих, изменении технологического процесса или вида используемого сырья и других случаях, нормативы ПДВ пересматриваются.

Для каждого города на основании нормативов ПДВ предприятий и фонового состава атмосферного воздуха разрабатывают общегородские нормативы ПДВ, в соответствии с которыми индивидуальные ПДВ предприятий могут быть пересмотрены в сторону уменьшения.

ПДВ устанавливается для каждого стационарного источника из расчета, что совокупный выброс от всех источников загрязнения атмосферного воздуха с учетом перспективы развития не приведет к превышению нормативов ПДК в приземном слое. ПДВ устанавливается для условий полной нагрузки технологического и газоочистного оборудования и их нормальной работы. ПДВ не должен превышаться в любой 20 минутный период времени. Для мелких источников целесообразно установление ПДВ от их совокупности с предварительный объединением их в площадной или точечный источник. ПДВ определяется для каждого вещества отдельно, в том числе и в случае суммации вредного воздействия нескольких веществ.

По результатам расчета нормативов ПДВ для каждого стационарного источника выбросов устанавливается предельный выброс предприятий в целом. ПДВ устанавливают с учетом фоновых концентраций энергетически достоверной максимальной концентрации. Она является характеристикой загрязнения атмосферы и определяется как значенеие концентрации, которая превышается не более чем в 6% случаев от общего количества наблюдений. Фоновая концентрация характеризует суммарную концентрацию, создаваемую всеми источниками, расположенными на данной территории.

Установлению ПДВ для источника предшествует определение его зоны влияния.

Для предприятий и источников, зоны влияния которых целиком расположены в пределах города, где суммарная концентрация от всех источников меньше ПДК.

Значение выбросов, используемых при расчетах, принимаются в качестве ПДВ.

Для получения информации про состояние воздушного бассейна создана сеть пунктов и станций контроля. Регулярно проводится инвентаризация выбросов – учет основных источников загрязнения атмосферы, количества и состава выбросов.

КОНТРОЛЬ НАД ЗАГРЯЗНЕНИЕМ АТМОСФЕРЫ

В каждой стране существует система контроля над количеством выбрасываемых веществ в атмосферу. Это делают, чтобы количество выбросов не превысило установленных ограничений.

Мониторинг атмосферного воздуха – слежение за его состоянием и предупреждение о критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей, животных и растений. Для обеспечения контроля в развитых странах созданы автоматические системы контроля загрязнения воздуха (АСКЗВ).

Задачи, решаемые АСКЗВ: автоматическое наблюдение и регистрация концентраций с целью определения фактического состояния воздушного бассейна; принятия экстренных мер по борьбе с загрязнением; прогноз уровня загрязнения; разработка рекомендаций для улучшения состояния окружающей среды. АСКЗВ рассчитаны на измерение концентраций одного или нескольких элементов: SO2,CO,NOx,O3,H2S,NH, взвешенных веществ, а также определение влажности, температуры, скорости и направления ветра. АСКЗВ функционируют на уровне предприятий,города, региона, на национальном и международном уровнях.

Проект ПДВ – это научно обоснованная оценка воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду какого-либо региона и разработка эффективных мер по защите атмосферы и снижению концентрации приземных вредных веществ до нормативных величин.
Проект ПДВ разрабатывается для каждого предприятия индивидуально, с учетом мощностей и производственных потребностей данного субъекта деятельности.

Начинается проект ПДВ с определения источников загрязнения. Источники загрязнения делятся на:
- стационарные и передвижные
- организованные и не организованные.
К стационарным организованным источникам относят окна, вент системы, трубы и така далее.
Территории временного хранения пылящихся материалов открытым способом, автостоянки, проведение сварочных и металлорезательных работ на улице относятся к неорганизованным источникам загрязнения.
А вот автотранспорт и погрузчики относятся к передвижным источникам выбросов.

Проект ПДВ (предельно допустимых выбросов) опирается на следующие понятия:

ГОСТ 17.2.3.02-78 определяющий ПДВ, как количество выбросов загрязнений за единицу времени
- рабочий норматив задающий максимальную массу выброса за единицу времени при наступлении неблагоприятных климатических условий.
- норматив ПДВ для стационарного источника загрязнения с учетом экологических норм

Составляя проект ПДВ специалист-разработчик учитывает множество различных факторов:
Естественный фон местности
Точки максимальной концентрации загрязняющий веществ
Месторасположение санитарных зон

Стоимость работ по составлению проекта ПДВ так же определяется для каждого предприятия индивидуально и зависти от:
Количества источников загрязнения
Количеству загрязняющих веществ
Сложности градостроительной конструкции и рельефа местности.

ПДВ является одной из составляющих ПНООЛР .

После согласования проект ПДВ является основным документом для получения разрешения на производство выбросов хозяйственной деятельности предприятия в окружающую атмосферу.

Зачем и кому нужен проект ПДВ, что будет при его отсутствии, все это рассказано в соответствующем разделе, Проект ПДВ - что это? Здесь же сосредоточимся на его разработке.

Разработать Проект нормативов ПДВ для ИЗА (источников загрязнения атмосферного воздуха) самому своими силами с ноля – долго и трудно, но все же возможно . От вас потребуется внимательность, терпение, наличие расчетных методик, MS Excel или аналог и УПРЗА (унифицированной программы расчета загрязнения атмосферы). Кроме того, необходимо читать и пользоваться нормативной и методической литературой, так как: объемы справочных данных огромны и нельзя написать инструкцию, которая полностью подойдет каждому конкретному предприятию.

Создавая инструкцию , мы подразумевали, что пользоваться ей будут, в основном, экологи предприятий, поэтому мы пропускаем вопросы по получению исходных данных (характеристик оборудования, высот труб, кол-во топлива и пр.), все это можно запросить, либо найти в документах.

Шаг 1. Инвентаризация источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА)

Для начала нужно определиться с перечнем источников выброса ЗВ (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух. Определиться с типом источников: организованные, неорганизованные и т.д. Важно помнить , что почти любой технологический процесс ведет к выделению вредных веществ в атмосферу! Перечень источников в Проекте должен быть исчерпывающим. Чтобы ничего не пропустить, можно пройтись по всей территории предприятия. В разделе Проект ПДВ - что это? приведен список возможных источников загрязнения атмосферного воздуха, если у вас они есть, то включите их в свои расчеты.

Для организованных источников также нужно будет узнать высоту ИЗА, диаметр выходного отверстия, скорость выхода, температура газо-воздушной смеси (ГВС) и производительность вытяжной системы (м3/сек).

Всем организованным источникам выбросов присваивают номера от 1 до 5999, а всем неорганизованным источникам - с 6001. Принятая нумерация не может быть изменена при проведении следующей инвентаризации.

При появлении нового источника ему присваивают номер, ранее не использовавшийся в отчетности. При ликвидации (консервации) источника его номер в дальнейшем не используют. При этом нужно учитывать, что Проект нормативов ПДВ для ИЗА разрабатывается на 7 лет (за некоторыми исключениями), поэтому в него следует включить даже те источники, которые в этом году у вас не функционируют, а в следующем, например, будут.

Для строительных площадок также требуется разработка проекта ПДВ , но разрешение на выброс загрязняющих веществ выдается на период действия разрешения на строительство.

Если у вас запланировано введение нового производства или появится техника на балансе уже после согласования Проекта, то лучше всего их сразу учесть при разработке , иначе может потребовать перерасчет и новое согласование.

Инвентаризацию источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА) может проводить само предприятие своими силами, либо привлекать сторонние организации-разработчики.

Шаг 2. Работа с источниками загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА)

После проведения инвентаризации ИЗА, полученная информация о количестве технологического оборудования, времени его работы в течении года и смены, количестве затраченных материалов за год и за смену, количестве сожженного топлива, используемого на тепловых источниках выброса и т.д, позволит провести расчеты выброса загрязняющих веществ по расчетным методикам.

Ежегодно ОАО «НИИ «Атмосфера» выпускается «Перечень методик, используемых для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух». Там представлен отраслевой список расчетных методик и программных продуктов на их основе, расчеты по которым принимаются надзорными органами.

В основном, расчетные методики можно скачать бесплатно на просторах интернета, использовать специальные программы для расчетов удобно, но это платное удовольствие.

У тех, кто только начинает делать первый проект на данном этапе может возникнуть много вопросов по расчетам выбросов и самим методикам. Если что-то не понятно или не можете что-то найти, пишите на эл. почту или Вконтекте, нам - Контакты , мы постараемся вам помочь.

Шаг 3. Расчет рассеивания ЗВ. Вариант исходных данных

На основе полученных характеристик выброса ЗВ необходимо провести расчет рассеивания вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе с учетом фоновых и климатических параметров. Вручную осуществить эту работу становится невероятно трудно, а неподготовленному человеку просто невозможно.

Единственный утвержденный в законном порядке методический документ для проведения таких расчетов создан еще в советские времена - это ОНД-86 «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий».

ОНД-86 - методика очень объемная и сложная, и она не содержит четкого алгоритма расчета рассеивания, а лишь дает рекомендации для его проведения. Именно поэтому создаются так называемые УПРЗА - унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы. На сегодняшний день, экологами-разработчиками используется целый ряд действующих УПРЗА, основанных на положениях ОНД-86 и рекомендованных (в обязательном порядке!) ГГО им. А.И. Воейкова и Минприроды России .

C чего начать работу в УПРЗА? Для начала следует убедиться, что в наличии есть все необходимые сведения. Помимо данных о предприятии, нужно заказать справочные данные в Росгидромете о климатических характеристиках района (сведения о преобладающих скоростях и направлениях ветров, средних температурах в летний и зимний периоды, информация о коэффициенте температурной стратификации атмосферы).

Данные о климате, можно найти самостоятельно в справочниках, однако не все надзорные органы согласны с этим.

Создание варианта исходных данных. Полученные в ходе инвентаризации источников выбросов данные о предприятии-природопользователе и об источниках необходимо внести в программу. Эти данные включают в себя наименование, район, город и место расположения предприятия. После ввода информации о предприятии переходим к добавлению источников выброса: вводим название источника и выбираем его тип (организованный, неорганизованный и т.д.), задаем высоту, температуру и диаметр выходного отверстия источника, если источник организованный, вводим параметры газовоздушной смеси, если неорганизованный – ширину источника.

Убедитесь, что все выбрасываемые предприятием вещества присутствуют в справочнике веществ и групп суммации программного пакета. Если в выбросах есть новые вещества, воспользуйтесь Перечнем и кодами загрязняющих веществ и внесите их в программу.

Введите информацию о радиусе нормативной СЗЗ (это необходимо в случае, если построение СЗЗ будет вестись не от границ промышленной площадки, а от источников выбросов). При введении веществ и их концентраций обратите внимание на занесение всех характеристик газоочистных установок , если они есть.

Карта-схема. При занесении координат источников вам потребуется карта-схема промышленной площадки с источниками в целочисленном масштабе, лучше всего уже оцифрованная и привязанная к нужной системе координат. Вы можете использовать для этого карты, созданные в AutoCAD, либо отчертить карту на основе растровой подложки непосредственно во встроенном графическом модуле. Вообще способов связки картографического материала с базой данных множество (но нужно учитывать, какие именно форматы поддерживает ваша программа), можно использовать наиболее удобный для вас.

Шаг 4. Расчет рассеивания ЗВ. Вариант расчета

Следующая операция - создание варианта. В новом варианте появляется несколько вкладок. Рассмотрим их подробнее.

Первая вкладка - Источники, вещества, фон . Проверив наличие всех внесенных нами ранее веществ в источниках выбросов, вводим информацию о постах наблюдения фоновых концентраций.

Когда нужно учитывать фон? В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. СПб, 2012, если приземная концентрация ЗВ в атмосферном воздухе, формируемая выбросами этого вещества данным хозяйствующим субъектом, не превышает 0,1 ПДК на границе ближайшей жилой застройки в зоне влияния выбросов данного субъекта, то учет фонового загрязнения атмосферы для данного вещества не выполняется.

В тоже время в некоторых регионах (в том числе в г. Пермь) при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы руководствуются п. 4.2.2. СанПиН 2.1.6.1032-01, в соответствии с которым учет фоновых концентраций требуется для тех веществ, приземная концентрация которых в атмосферном воздухе, превышает 0,1 ПДК на границе производственной площадки .

Внимательно отнеситесь к выданной справке по фону. Возможно, полученные концентрации фонового загрязнения уже включают выбросы вашего предприятия - тогда они будут учтены в расчете в двойном размере. Необходимо исключить вклад вашего предприятия в фоновое загрязнение перед внесением информации о посте наблюдения.

Вторая вкладка - Константы и метеопараметры . В метеопараметрах можно создать свой набор, но лучше всего воспользоваться предустановленным уточненным набором. Е1 и Е2 - константы, в соответствии с которыми источники делятся на определяющие и неопределяющие. По умолчанию их значения задаются равными 0,01, и менять эти значения не имеет смысла. А вот константа Е3, отвечающая за целесообразность расчета для каждого из веществ, довольно спорная величина.

  1. По умолчанию она задается в размере 0,01 согласно рекомендациям ГГО им. А.И. Воейкова
  2. Однако разработчики Методического пособия считают, что лучше использовать коэффициент 0,1 .
  3. В то же время Росприроднадзор в своем Информационном письме по вопросу применения ряда разделов Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, СПб., 2012 г. рекомендует принимать Е3 в размере 0,05 .

Третья вкладка - Точки, площадки, вкладчики , сначала необходимо определиться с количеством и координатами расчетных точек. Обязательно создаются точки на границах жилой зоны и СЗЗ, а также на территориях зон с повышенными экологическими требованиями.

На территориях зон с повышенными экологическими требованиями верхняя граница максимальных приземных концентраций не должна превышать 0,8 ПДК (согласно СанПиН 2.1.6.575-96 Гигиенические требования к охране атмосферного воздуха населенных мест).

Расчетные точки правильнее всего задавать вручную, тщательно отбирая необходимые точки на карте-схеме. При задании параметров расчетной площадки рекомендуется выбрать не автоматическое, а полное описание площадки. Для этого придется потрудиться, зато карты рассеивания будут отличные.

Расчетную площадку выбирайте так, чтоб было видно все расчетные точки. Для «горячих» источников площадка берется в размере 40 высот труб во все стороны от источника. Шаг сетки инспекторы рекомендуют задавать не больше размера ориентировочной СЗЗ.

Перейдя к вкладке «Вкладчики» и выбрав необходимые параметры, не забудьте щелкнуть по строке вкладчика, чтобы сделать задание на вклады.

Четвертая вкладка - Расчет . Выбирайте расчет на летний сезон как самый опасный с точки зрения рассеивания, если только ваше предприятие не относится к категории теплоэнергетических. Итак, подготовительные работы завершены и, нажав заветную кнопку «Произвести расчет», мы можем увидеть карты рассеивания. Откройте графическое представление результатов и с помощью кнопки «Печать» сохраните полученные карты. Нажав кнопку «Печать таблиц» во вкладке «Результаты», вы получите готовый расчет рассеивания в табличной форме.

Мы надеемся, что приземные концентрации веществ вашего предприятия не нарушили установленных норм!

Шаг 5. Пояснительная записка

После всех расчетов из программ выгружаете результаты и формируете пояснительную записку, в нее обязательно должны быть включены следующие разделы:

Аннотация. В аннотации к проекту нормативов ПДВ отражены основные результаты проведенной работы с указанием:

  1. Общего числа загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием в атмосферу;
  2. Количества видов веществ, обладающих эффектом суммации вредного действия, для которых разработаны нормативы выбросов;
  3. Числа источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в целом по предприятию;
  4. Сравнительного анализа, при наличии предыдущего тома ПДВ;
  5. Величина валового выброса предприятия.

Введение. Во введении приводится перечень основных документов, на основании которых разработан том ПДВ.

Общие сведения о предприятии. В этом разделе приводят:

  1. Почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов - жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей и т.д.
  2. Карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
  3. Ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха, постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.

Характеристика предприятия как источника атмосферы. В состав раздела входят:

  1. Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья, расход основного и резервного топлива) с точки зрения загрязнения атмосферы. При этом учитывается наличие в выбросах всех загрязняющих веществ, образующихся в технологическом процессе, а также все химические превращения выбрасываемых веществ.
  2. Краткая характеристика существующих установок очистки газа , укрупненный анализ их технического состояния и эффективности работы.
  3. Перспективы развития или технического перевооружения предприятия.
  4. Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, в виде таблицы.
  5. Характеристика аварийных выбросов (при наличии) в виде таблицы. Также приводится краткая характеристика условий, при которых возможны аварийные и залповые выбросы.
  6. Параметры выбросов загрязняющих веществ для расчета ПДВ от организованных и неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ . Состав раздела включает:

  1. Наименование использованной программы расчета загрязнения атмосферы.
  2. Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ.
  3. Результаты расчетов уровня загрязнения атмосферы на существующее положение и с учетом перспективы развития, выполненные в соответствии с ОНД-86; максимальные приземные концентрации в жилой зоне и на границе санитарно-защитной зоны; перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы, в виде таблицы.
  4. Предложения по нормативам ПДВ по каждому источнику и ингредиенту занесенные в таблицу. Если в воздухе населенного пункта концентрации загрязняющих веществ превышают ПДК, разрабатывается план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
  5. Указание размеров санитарно-защитной зоны согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ). Состав этого раздела должен содержать:

  1. План мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
  2. Общую характеристику выбросов вредных веществ в период НМУ.

Контроль над соблюдением нормативов на предприятии. Предприятия, для которых установлены ПДВ (ВСВ), должны организовать систему контроля над соблюдением ПДВ (ВСВ). Контроль над соблюдением нормативов ПДВ на предприятии подразделяется на следующие виды:

  1. Контроль непосредственно на источниках выбросов.
  2. Контроль загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны или в селитебной зоне населенного пункта.

При контроле над соблюдением нормативов ПДВ на непосредственно источниках загрязнения входит перечень веществ, подлежащих контролю. Приводится перечень методик, которые используются или будут использоваться при контроле за соблюдением установленных нормативов выбросов. План-график контроля над соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов оформляют в виде таблицы.

Контроль над соблюдением нормативов ПДВ по фактическому загрязнению атмосферного воздуха на специально выбранных контрольных точках проводится только для крупных предприятий с большим количеством источников неорганизованных выбросов. Контрольные значения приземных концентраций загрязняющих веществ оформляют в виде таблицы.

Шаг 6. Сдаем Проект на согласование

Формируете, распечатываете Проект нормативов ПДВ для ИЗА и сохраняете копию на электронный носитель.

В бумажном виде подготавливаем:

  1. Пояснительная записка (из Шага 5);
  2. Инвентаризация ИЗА;
  3. Обоснованием полноты и достоверности исходных данных, принятых для расчета ПДВ;
  4. Результаты расчетов рассеивания вместе с полями рассеивания загрязняющих веществ, с нанесенными на них изолиниями расчетных концентраций;
  5. Протоколы инструментальных измерений на источниках (при наличии);
  6. Письмо о фоновых концентрациях от Росгидромета;
  7. Паспорта на топливо, паспорта на котлы котельных и пр.

В зависимости от того относится ли предприятие к объектам федерального экологического контроля или регионального, меняется государственный орган, выдающий разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Но в любом случае объект проходит санитарно-эпидемиологическую экспертизу, рассматривается в Роспотребнадзоре и получает утвержденные нормативы в органах Росприроднадзора.

Если предприятие относится к объектам федерального экологического надзора, то нужно отдельно согласовать мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ ) в регионального органе экологического надзора.

Проект нормативов ПДВ для ИЗА и утвержденные нормативы выброса загрязняющих веществ в атмосферу действуют 7 лет .

По всем вопросам, в том числе, если вам требуется помощь или Вы хотите заказать разработку проекта нормативов ПДВ или проведение расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере пишите в наш адрес, наши Контакты .

От деятельности каждой организации вне зависимости от величины образуются отходы производства и потребления. По закону для каждого отхода должны быть разработаны и согласованы паспорта отходов , также предприятие должно разрабатывать ПНООЛР , либо ежегодно сдавать отчетность СМСП (отчетность по отходам для малого и среднего предпринимательства).