В преддверии лета хотелось бы дать родителям несколько рекомендаций о том, как можно проводить время с детьми с пользой для их развития. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание.
В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Главное помнить, что основная деятельность ребенка - игра, именно в ходе игры ребенок может узнавать что-то новое или закреплять уже полученные знания. Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».
Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Имена», «Наоборот» (на слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий – тяжелый), «Что вокруг нас похоже на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник?» Такие игры увлекают детей и несут много положительных эмоций, что крайне необходимо для успешного развития ребенка. Дети с удовольствием принимают участие в игре.
Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:
Какими словами, красками можно описать время года;
Назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
Расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
Что он может делать (назови как можно больше глаголов): цветок что делает? - растет, цветет, распускается, вянет и т.д.
Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка - дочка - точка - кочка…
«Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)
Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».
Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.
Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.
Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить: «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
Развитие моторики
* Собирать, перебирать ягоды;
* Полоть грядки;
* Выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп);
* Играть с глиной, мокрым песком;
* Искать «клад», зарытый в крупе;
* Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);
* Бросать и ловить летающие тарелочки;
* Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
* Перебирать крупы;
* Играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);
* Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
* Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
* Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
* Плести из бисера;
* Лепить из пластилина, пластика, теста.
Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого и несет развивающий характер. Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Попробуйте нарисовать, раскрасить, заштриховать героев сказки, рассказа.
Родители должны помнить:
1. Не принуждайте ребенка заниматься, заинтересуйте его. Интерес ребенка-залог успеха.
2. Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее.
3. Не ругайте ребенка за ошибки. Критика способна разрушить интерес ребенка. Помогайте ребенку исправлять ошибки, делайте все весело, вместе, без принуждений и порицания.
4. Поощряйте речевую активность ребенка, стимулировать к речи.
5. Не показывайте, что ожидали от него большего, если он что-то не смог. Главное запастись терпением и не превращать веселые игры в скучные занятия с множеством требований. Если Ваш ребенок заинтересован и делает попытки, то Вы на правильном пути.
6. Помните, что у Вас замечательный ребенок и вместе Вы способны на многое!
Материал подготовила: Рыбакова А.В. – учитель-дефектолог
275 Kb |
Оздоровительный план на летний период
учителя -дефектолога
на 2015 – 2016 учебный год
I . Организационная работа
1. составить годовой и перспективный план работы на 2016 - 2017 учебный год.
2. подобрать консультативный материал для родителей и педагогов на 2016 - 2017 учебный год.
3. подобрать соответствующую литературу в соответствии ФГОС
4. продумать индивидуальный образовательный маршрут по работе с детьми - инвалидами на 2016 - 2017 учебный год
5. подобрать дидактическое пособие по развитию познавательных способностей детей
6. систематизировать материал для оформления портфолио.
II . Работа с детьми.
Цели:
- развитие познавательных способностей детей через игровую и оздоровительную деятельность;
- обогащение словаря детей;
- развитие мелкой и общей моторики
Познавательное развитие
Мероприятие
Примечания
Июль
Развивающие игры по ФЭМП:
«Подбери фигуру», «Назови и сосчитай», «Расскажи про свой узор», «Вчера, сегодня, завтра»
Игры по сенсорному развитию:
«Найди заплатку», «Сравни и узнай», «Найди пару»,
«Волшебный мешочек»
«Наряды матушки – земли», «Жизнь в семенах»,
«Отгадай по описанию», «Четвертый лишний»
«Тонет – не тонет», «Подводная лодка из яйца»,
«
Как из солёной воды добыть питьевую воду
»
«Подводная лодка из винограда»
Август
Развивающие игры по ФЭМП:
«Хватит ли?», «Части суток», «Встань на место», «Где фигура?»
Игры по сенсорному развитию:
«Назови цвет», «Сравни предметы», «Теплый – холодный», «Твердый – мягкий»
Игры по ознакомлению с миром природы:
«Речные рыбы», «Кто у кого?», «Назови одним словом», «Летает – не летает»
Познавательно – исследовательская деятельность
«Бывает ли воздуху холодно» , «Свойства насеянного песка» , «Сколько весит воздух» , «Можно ли склеить бумагу водой»
Речевое развитие
Мероприятие
Примечания
Июль
Игры на развитие речи:
«Подбери признак», «Назови ласково», «Узнай по описанию», «Чей? Чья? Чье?»
«Солнечные зайчики», «Солнце», «Солнце землю согревает», «Солнце спит и небо спит».
Пальчиковые игры:
« Твои пальчики», «Вот как пальчики шагают», «Ежик колкий», «Лягушки»
Заучите:
«С добрым утром» С. Есенин,
«Одуванчик» Е. Серова,
«Солнце» К. Кубилинскас
Прочитайте:
«Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Лиса и кувшин», «Косточка» Л. Толстой.
Август
Игры на развитие речи:
«Какой? Какая? Какое?», «Где начало рассказа?», «Закончи предложение», «близкие слова».
Координация речи с движением:
«Спал цветок и вдруг проснулся», «Стали дети ровно в круг», «Стая птиц», «Стоп, машина»
Пальчиковые игры:
«Дождик», «Апельсин», «Замок», «Прижми палец»
Приобщение к художественной литературе
Заучите:
«Лето» А. Екимов, «Радуга» П. Образцов, «Ромашка» Е. Серова, «Осинка» И. Токмакова.
Прочитайте:
«Заяц хвастун», «Огурцы» Н. Носов, «Лев и собачка» Л. Толстой, «Сивка – Бурка».
III . Работа с педагогами
Цели:
Взаимодействие с педагогами ДОУ по познавательному развитию детей
МесяцМероприятие
Ответственные
Июль
Консультация
«Развитие творческого мышления дошкольников»
Учитель - дефектолог
Август
Консультация
«Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Учитель - дефектолог
IV . Работа с родителями
Цели:
Вовлечь родителей в коррекционный процесс по развитию детей
МесяцМероприятие
Ответственные
Июль
Учитель - дефектолог
Консультация
«Развивающие игры и правила их проведения»
Август
Консультация
«Как воспитать у ребенка внимание, сосредоточенность, преодолеть рассеянность»
Учитель - дефектолог
Лето для детей - это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливание. В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенный в течении учебного года знаний и навыков.
Самый продуктивный метод пройденного материала - включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр.
Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение!
Вот несколько советов и подбор игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения» :
1. Игры с мячом : «Съедобное-не съедобное» , «Живое не живое» , «Я знаю 5 названий (имён) », «Наоборот» (на слова с противоположным значением : высокий – низкий, легкий – тяжелый). Помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.
2. Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или дачные хлопоты, и в тоже время хорошо развивать словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести : «Какими словами или красками можно описать время года» . Назови : слово – предмет, слово – действие, слова – ассоциации, слово – цвет, только веселые слова. Расскажи о предмете : какой он? Яблоко какое? (зеленое, большое, твердое, сочное) . Цветок что делает? (растет, цветет, распускается, вянет) и тд.
3. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого как утро, середины (длинного как день) и конца (короткого как вечер) .
4. Развивайте мелкую моторику :
Собирать, перебирать ягоды
Полоть грядки
Выкладывать рисунки из камней, шишек, круп
Играть с глиной, мокрым песком
Играть с мячами и мячиками (кидать, ловить, кидать в цель)
Бросать и ловить летающие тарелочки
Собирать мозаики, конструкторы, паззлы
Перебирать крупы
Играть с пальчиками в народные игры (например, сорока - белобока)
Рисовать и раскрашивать
Складывать бумагу (оригами)
Вышивать
Завинчивать гайки
Плести из бисера
Лепить из пластилина, теста и тд.
Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать , создает условия для дальнейшего грамотного письма. Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось. Попросите описать понравившегося героя. Это хорошо развивает мышление и воображение. Спрашивайте, что обозначает то или иное слово.
Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели.
С этой не простой задачей мы с вами справимся только лишь благодаря совместным усилиям, упорстве и оптимизме.
Родители должны помнить :
Принуждать ребенка заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его
Занятие должно проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить лишь, усвоив первое
Не фиксировать внимание на ошибках, а тактично исправлять их
Постоянно контролировать речь ребенка, учить правильно произносить звуки в словах и фразах
Не требовать от ребенка говорить или называть то, что ему в данный момент не доступно.
И помните, разговаривайте чаще со своими детьми, отвечайте на их вопросы и объясняйте то, что им интересно!
Учитель-дефектолог : Краснояружска
Кристина Германовна
Публикации по теме:
Анкета для родителей о работе учителя-дефектолога Анкета «Удовлетворенность родителей работой учителя-дефектолога ДОУ» Уважаемые родители ответьте, пожалуйста, на вопросы по пятибалльной.
Годовой план учителя-дефектолога Годовой план работы учителя-дефектолога Содержание работы Цель Категория Сроки проведения Контроль 1 Организационная работа Подготовка кабинета.
Индивидуальная работа учителя-дефектолога с дошкольниками. Лексическая тема «Зимующие птицы»Развитие восприятия Игра «Угадай птицу» Рассмотри картинки и назови птиц. Игра «Помоги мальчику определить.
Индивидуальная работа учителя-дефектолога с дошкольниками Лексическая тема «Домашние животные и их детеныши» Развитие восприятия Игра «Угадай, у кого кто?» Посмотри и скажи, у кого кто? Соедини.
Индивидуально-дифференцированный подход на занятии учителя-дефектолога 1 Происходящие в России изменения затрагивают и систему образования, которая тоже должна изменяться, чтобы удовлетворять новым требованиям,.
План работы учителя-дефектолога
средней общеобразовательной школы №41
Г. А. Василькиной на 2017 -2018 учебный год
Цель: оказание дефектологической помощи детям с ОВЗ, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий.
Задачи:
· Проведение первичного дефектологического обследования ребенка, выявление имеющихся нарушений;
· Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;
· Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций;
· Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Основные направления работы:
1. Диагностическое:
Выявление своеобразия психического развития ребенка, его психолого- педагогических особенностей;
2. Коррекционное - осуществление индивидуально-ориентированных программ для детей;
3. Консультативно-просветительское:
Оказание помощи педагогам, воспитателям, родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс;
4. Организационно-методическое: участие в подготовке и проведении ПМПК, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации учителя-дефектолога;
Обеспечение необходимой информацией учителей по темам, входящим в компетенцию учителя-дефектолога.
Работа с учащимися по направлениям:
№ п/п | Направление работы | Класс | Цель проведения мероприятия | Сроки проведения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диагностическое направление 1.Изучение уровня умственного развития | Подбор диагностик для определения уровня интеллектуального развития детей с нарушением интеллекта. Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета. Определение соответствия выбранной программы, а также приемов и методов работы, используемых в процессе обучения, реальным возможностям ребенка. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Определение особенностей познавательной и учебной деятельности | 4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР | Определение причин трудностей в обучении; определение индивидуальных путей развития ребенка, коррекции и компенсации нарушений; планирование коррекционных мероприятий. Индивидуальные занятия с детьми. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Динамическое наблюдение за развитием учащихся | 4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР | Отслеживание динамики развития учащихся, корректировка коррекционных программ, приемов и методов работы специалиста. | ноябрь; февраль; май |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Наблюдение за учащимися в процессе учебной деятельности | 4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР | Определение характерных особенностей учебной деятельности и поведения учащихся | В течение года |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Изучение усвоения программных знаний, умений и навыков (по основным предметам) | 4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР | Итоговая диагностика психического развития детей. Заполнение документации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составление индивидуальных карт динамического развития учащегося по результатам анализа полученных данных, планирование коррекционных мероприятий | 4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР | Осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения | Ноябрь; май |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коррекционное направление 1.Сенсорное и сенсомоторное развитие | С учащимися, зачисленными на занятие | Построение коррекционных программ в соответствии со структурой нарушения в развитии учащихся. Коррекция имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности детей с задержкой психического развития | В течение года |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Умственное развитие | В течение года |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Нормализация деятельности школьника | В течение года |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи | В течение года |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Формирование приемов умственной деятельности и способов учебной работы | В течение года |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультативно-просветительское направление 1.Индивидуальные консультации для педагогов | В течение года |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Выступления на родительских собраниях | Пропагандировать знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, о приемах и методах семейного воспитания детей с нарушениями в развитии. Способствовать осознанию родителями особенностей ребенка и его проблем. | По планам работы классных руководителей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Индивидуальные консультации для родителей | Рассмотрение частных случаев семейного воспитания, определение адекватных особенностям конкретного ребенка условий воспитания и развития. Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс. | В течение года |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационно-методическое направление 1.Участие в заседаниях школьного ПМПк | Анализ наблюдений и результатов диагностики, отслеживание динамики развития учащихся. Определение соответствия форм обучения уровню развития ребенка. | В течение года |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Оформление документации |
Пояснительная записка Содержание работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе определяется целью деятельности учителя-дефектолога — обеспечить своевременную специализированную помощь обучающимся с ОВЗ в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы. Учитель-дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся с особыми потребностями, что способствует дальнейшему обеспечению уровня подготовки соответствующим требованиям государственного образовательного стандарта. Основные задачи:
Основные направления деятельности:
предусматривает деятельность, которая способствует дальнейшей плодотворной практической работе учителя-дефектолога в течении всего учебного года. Диагностическое направление предполагает проведение фронтальной и углубленной диагностики познавательной сферы обучающихся с ОВЗ. По результатам обследования, обучающиеся, которые имеют различного рода отклонения и испытывающие трудности в обучении, зачисляются в группы коррекционно-развивающих занятий и на индивидуальные занятия к учителю-дефектологу. предусматривает проведение занятий по коррекции и развитию познавательной сферы обучающихся:
В просветительно-профилактическом направлении подразумевается оказание консультативной помощи педагогам, родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости, в предоставлении рекомендаций по преодолению различного рода трудностей в воспитании и обучении детей. Аналитическое направление , которое определяет междисциплинарное взаимодействие специалистов и позволяет корригировать программы занятий учителя-дефектолога в соответствии с достижениями обучающихся.
Основными показателями достижений результатов моей работы можно считать, развитие положительной динамики в сфере формирования и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как личности, а именно:
Таким образом, в своей работе я должна активно включаться во все сферы образовательного процесса. Организовывать свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Совместно с психологом, логопедом, учителем, медсестрой разрабатывать и реализовывать комплексные программы коррекции и развития для детей с ограниченными возможностями здоровья, участвовать в заседаниях школьного консилиума, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами и родителями. План работы составила: _____________ учитель-дефектолог И.Л.Князева Закрыть
Найти на сайте
Например: виды гипсокартона
|