Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Теоретический анализ понятия и механизмов мотивации личности. Тенденция к возникновению гипермотивации деятельности. Теории особенностей развития мотивации З. Фрейда, К. Левина, А.Н. Леонтьева. Мотивация творческой деятельности К. Роджерса и А. Маслоу.

    контрольная работа , добавлен 26.11.2010

    История понятия "мотив": побуждение, направленность деятельности и смыслообразующая функция. Первопричина поведения, трансформированная в потребность. Произвольная форма мотивации как основа волевой регуляции человека. Роль средств в инициации действий.

    реферат , добавлен 05.03.2012

    Исследование содержания, структуры и значения мотивационно-потребностной сферы человека. Изучение основных видов потребностей. Анализ эволюции различных концепций и психологических теорий мотивации. Закономерности и механизмы развития мотивационной сферы.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2016

    Нейрофизиологические механизмы мотивации человека, организация его поведения и факторы, влияющие на него. Значение в процессе формирования данной психологической категории потребностей. Развитие представлений о мотивации достижения в психологии.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2015

    Теоретический анализ основных психологических подходов к проблеме изучения эмоционального здоровья человека. Характеристика психологических особенностей студенческого возраста. Эмпирическое исследование свойств личности, мотивации и самооценки студентов.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2010

    Изучение мотивации и ее особенностей в связи с профессиональной педагогической деятельностью. Методы исследования мотивационного комплекса личности, социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сферы педагогов. Приемы психокоррекции.

    дипломная работа , добавлен 09.05.2011

    Подходы к определению мотива и мотивации. Изучение мотивации в зарубежной и отечественной психологи. Изучение вопросов мотивации в спорте. Психодиагностика как метод. Анализ исследований, посвященных вопросам мотивации в экстремальных видах спорта.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников

мотив поступок поведение нравственный

Для ребенка естественно то, что в процессе воспитания и обучения он развивается, становится тем, кто он есть. Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка деятельность учителя обречена на безнадежный формализм. Наблюдения за работой многих классных руководителей показали, что нравственное воспитание в школе имеет именно такой, формальный характер: добиваясь от учащихся форм поведения, внешне, результативно отвечающих моральным нормам, определенным правилам поведения, учитель, не зная мотивов, по которым эти правила выполняются детьми, на самом деле ничего не знает о личности учащегося. Анализ состояния вопроса о теории и практике позволил сформулировать гипотезу: повысить эффективность работы по формированию мотивов нравственного поведения можно, если выполнять следующие условия: знать уровень психической зрелости ребенка; знать особенности мотивационной сферы младших школьников; стимулировать нравственное поведение учащихся; использовать разнообразные методы и приемы.

Понятие и сущность основных понятий исследования: мотив, мотивация, нравственное поведение. Поведение личности в ситуациях, которые на первый взгляд кажутся одинаковыми, зачастую является весьма разнообразным. Это разнообразие трудно объяснить, обращаясь только к ситуации. За объективно абсолютно одинаковыми поступками, действиями человека могут стоять совершенно разные причины, то есть побудительные источники этих действий могут быть различными.

Мотив - это внутренняя устойчивая психологическая причина поведения человека.

Одни считают, что мотив - это психическое явление, становящееся побуждением к действию, другие, что - это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Считаем, что задача классного руководителя формировать у младшего школьника именно устойчивые осознаваемые причины поведения. За мотивом всегда стоит та или иная потребность. В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностно значимого для индивида.

Выделяют мотивы внутренние и внешние. Если для личности деятельность значима сама по себе, то говорят о внутренней мотивации. Если же значимы другие потребности, то говорят о внешних мотивах. Любой поведенческий акт всегда заканчивается сравнением задуманного со сделанным. Задуманное - это цель деятельности, а цель является выражением потребности, она показывает, что надо делать. Мотив деятельности раскрывает характер побуждений, он выражает то, ради чего должна совершаться деятельность. Мотив заменяет одно поведение другим, менее приемлемое более приемлемым, и этим путем создает возможность определенной деятельности. Действие, объективно связанное с двумя мотивами так, что служит шагом в направлении к одному из них и одновременно шагом в направлении от другого, и в силу этого обладающее конфликтным смыслом, есть поступок.

Нравственный смысл поступка оценивается, прежде всего, по его мотиву, а не по внешней форме. Люди могут поступать нравственно, чтобы добиться одобрения окружающих, и мотив такого поведения носит эгоистический характер.

Мотивация как движущая сила человеческого поведения занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая основные ее структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы. Она теснейшим образом связана с эмоциями. Мотивация поведения принципиально невозможна вне пределов эмоций, мотивационно-ценностной сферы. Мотивация - характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Для правильной организации своей работы классному руководителю необходимо знать, как формируется мотивация личности. Существует два механизма. Первый заключается в том, что стихийно сложившиеся или специально организованные воспитателем условия учебной и трудовой деятельности и взаимоотношений избирательно актуализирует отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической актуализации постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования. Это механизм формирования “снизу вверх”. Механизм же “сверху вниз” заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой форме побуждений, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Полностью формированием мотивационной системы личности должно включать в себя оба механизма.

Под воспитанием понимается специально организуемое педагогическое воздействие на учащихся в целях формирования у них положительных черт и качеств. Однако такое понимание процесса воспитания не дает представления о характере этого воздействия в системе нравственного воспитания: необходимо выяснить, в чем проявляется нравственность человека вообще.

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Считается, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Нравственные привычки укрепляются в деятельности, и в школе нужна специальная работа по воспитанию определенных привычек поведения. Нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая единственно возможный, верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Гармония мыслей и дел - гарантия нравственного поведения в любой ситуации, при возникновении новых и неожиданных проблем.

Психолого-педагогические основы процесса формирования мотивов нравственного поведения младших школьников. В младшем школьном возрасте особенности поведения ребенка во многом определяются его новой социальной ситуацией: он - начинающий школьник. Он впервые получает права и обязанности школьника, становится членом классного коллектива. Стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным для детей становится учеба. Кроме того, там они должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу, учителем. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Нравственный релятивизм, проявляющийся у детей приблизительно с 11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое.

Реалист мыслит категориями авторитета и полагает, что законы нравственности установлены властью и незыблемы, что они абсолютны и не имеют исключений, что их нельзя менять. В период нравственного реализма дети судят о действиях людей по их следствиям, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или намеренно, из плохих или хороших побуждений. Однако при явных отрицательных следствиях проступков они способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям. В младшем школьном возрасте произвольность поведения распространяется на область чувств. Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания другого.

Сочувствие - устойчивое свойство, оно побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в его основе лежит нравственная потребность в благополучии других людей, на основе формируется представление о ценности другого. По мере психического развития эмпатия сама становится источником нравственного развития. В младшем школьном возрасте наряду развивающимся чувством «Я» у ребенка складывается представление о «Я» других людей, отличном от собственного. В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности, представленные в переживаниях. Через эмпатию при перевоспитании ребенка возможно формирование непроизвольной нравственной мотивации. Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Самосознание самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.

Поступки детей зачастую носят подражательный характер или вызываются импульсивными возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе воспитания. В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки. По мере того как жизненный опыт детей обогащается знанием этических норм и представлений, приобретаются навыки социально значимых действий, вырастают возможности альтернативных решений. Постепенно развивается способность совершенствовать свое поведение на основе полученных знаний о морали. Именно по тому, как приспособляется ребенок к общественным нормам жизни, мы судим о его психическом здоровье, о том, живет ли он в согласии с самим собой. Психическая зрелость детей к началу школьного обучения не может быть высокой, но она - важный показатель определенного психического развития ребенка, готовности сдерживать свои желания, обращаться на деловой основе, соблюдать дистанцию в беседе с окружающими людьми, подчиняться правилам общения в зависимости от обстановки и ситуации, делая выбор на основе своих нравственных представлений. Характеристика методов формирования мотивов нравственного поведения младших школьников. Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубокого осознанного, обоснованного поведения, учитель ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе учитель исходит из общественных требований времени. А потому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания.

Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком.

При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и замыслом учителя, воспитателя. Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

Формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. Методы формирования таких мотивов есть методы нравственного воспитания. Традиционные методы нравственного воспитания ориентированны на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушается проверенные личным опытом правила общественной жизни. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Этапы воспитательного процесса:

1) Знание воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов.

2) Формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ библейских причт, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример. Несмотря на кажущуюся простоту все методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации.

В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей, служить способом использования положительного примера в воспитании.

Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Разъяснение применяется: 1) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; 2) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. Этическая беседа - метод симпатического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников. Этической беседа называется потому, ее что предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Пример - воспитательный метод исключительной силы. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Жизнь дает не только положительные, но отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные вывод не только желательно, но и необходимо.

В реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психолого-педагогические основы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности. Состояние исследования нравственного воспитания младших школьников. Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 17.12.2004

    Особенности полового воспитания в современной школе. Формы воспитательной работы в деятельности классного руководителя. Психологические особенности младших школьников. Сравнительный анализ диагностики уровня сформированности полоролевого поведения.

    дипломная работа , добавлен 11.03.2015

    Особенности духовно-нравственного развития младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Экспериментальное изучение эффективности разработанной программы "Надежда" по духовно-нравственному развитию личности младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 11.01.2016

    Теоретический анализ литературы по проблеме развития морально-нравственного поведения дошкольников. Категории формирования морального поведения. Особенности формирования и проявления морально-нравственного самосознания детей в ситуации морального выбора.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2010

    Понятие, теории, виды агрессивности. Проблема агрессивного поведения младших школьников. Особенности формирования детской агрессивности. Семья как фактор поведения. Исследование особенностей агрессивного поведения у младших школьников из неполных семей.

    дипломная работа , добавлен 10.04.2017

    Проблема агрессивного поведения ребенка в возрастной и педагогической психологии. Возрастные новообразования и факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте. Диагностика агрессивного поведения младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 24.08.2010

    Характеристика нравственного кризиса в РФ. Анализ роли школ и учреждений дополнительного образования в формировании нравственности. Сущность и истоки становления нравственного поведения. Значение нравственно-эстетического воспитания в развитии личности.

    реферат , добавлен 28.09.2010

    Психолого-педагогические основы игровой деятельности; социальная природа детской игры, закономерности овладения ею нормально развивающимися детьми. Особенности ролевого поведения младших школьников с нарушением слуха; структурные сюжетные компоненты.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2012

    Агрессия как форма деструктивного поведения. Факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте. Педагогические условия коррекции агрессии у младших школьников. Рекомендации по взаимодействию с агрессивным ребенком.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2016

    Проблема нравственного развития в детской психологии, анализ социально-психологической литературы по проблеме. Игра как средство нравственного развития детей. Психолого-педагогические рекомендации по развитию нравственности детей дошкольного возраста.

Src="https://present5.com/presentation/3/55153038_142980868.pdf-img/55153038_142980868.pdf-1.jpg" alt="> Механизмы формирования мотивов ">

Src="https://present5.com/presentation/3/55153038_142980868.pdf-img/55153038_142980868.pdf-2.jpg" alt=">Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Б."> Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Б. Ф. Ломов отмечает, что в психологических исследованиях деятельности мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. (Ломов Б. Ф. , 1991; аннотация).

Src="https://present5.com/presentation/3/55153038_142980868.pdf-img/55153038_142980868.pdf-3.jpg" alt=">Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали появляться в психологической науке начиная"> Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали появляться в психологической науке начиная с 20 х гг. XX в. Первой была теория мотивации К. Левина (1926). Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса. В зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотиваций. В связи с таким положением В. К. Вилюнас высказал сомнение о целесообразности обсуждения вопроса, что такое "мотив".

Src="https://present5.com/presentation/3/55153038_142980868.pdf-img/55153038_142980868.pdf-4.jpg" alt=">В качестве мотива назывались самые различные психологические феномены: намерения, представления, идеи, чувства,"> В качестве мотива назывались самые различные психологические феномены: намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л. И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П. А. Рудик); морально политические установки и помыслы (Г. А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К. К. Платонов); предметы внешнего мира (А. Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В. С. Мерлин); соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа).

Src="https://present5.com/presentation/3/55153038_142980868.pdf-img/55153038_142980868.pdf-5.jpg" alt="> Основные трактовки мотива Мотив как цель (предмет). Распространенность этой точки зрения"> Основные трактовки мотива Мотив как цель (предмет). Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы "зачем" и "для чего" осуществляется действие, т. е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека. Именно предмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям - смысл. Мотив как потребность. Эта точка зрения на мотив дает ответ на вопрос, "почему" осуществляется активность человека, поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека к преобразованию среды с целью удовлетворения нужд. Таким образом, объясняется источник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы, "зачем" и "для чего" человек проявляет эту активность.

Src="https://present5.com/presentation/3/55153038_142980868.pdf-img/55153038_142980868.pdf-6.jpg" alt=">Мотив как намерение. Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: "> Мотив как намерение. Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: "чего он хочет достичь? ", "что и как хочет сделать? " и тем самым понять основания поведения. Намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанное с осознанием средств достижения цели. Мотив как устойчивое свойство личности. Подобный взгляд на мотив особенно характерен для западных психологов, которые полагают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека в той же мере, что внешние стимулы. Р. Мейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации.

Src="https://present5.com/presentation/3/55153038_142980868.pdf-img/55153038_142980868.pdf-7.jpg" alt=">Мотив как побуждение. Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве"> Мотив как побуждение. Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой либо значимости. Поэтому большинство психологов считают, что мотив это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка внутреннее осознанное побуждение.

Src="https://present5.com/presentation/3/55153038_142980868.pdf-img/55153038_142980868.pdf-8.jpg" alt="> Сущность учебных мотивов Побудителем учебной деятельности является система "> Сущность учебных мотивов Побудителем учебной деятельности является система мотивов, включающая в себя: познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно смысловые особенности.

Src="https://present5.com/presentation/3/55153038_142980868.pdf-img/55153038_142980868.pdf-9.jpg" alt=">Принято выделять три вида источников мотивации: внутренние; внешние; "> Принято выделять три вида источников мотивации: внутренние; внешние; личные. На примере учебной мотивации: Внутренние источники познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям). Внешние источники определяются условиями жизнедеятельности обучаемого, к которой относятся требования, ожидания и возможности. Личные источники интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы и другие, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности.

Src="https://present5.com/presentation/3/55153038_142980868.pdf-img/55153038_142980868.pdf-10.jpg" alt="> В отличие от биологической мотивации, за которой стоят нужды индивида и вида, собственно"> В отличие от биологической мотивации, за которой стоят нужды индивида и вида, собственно человеческая мотивация в конечном счете отвечает нуждам общества (Веденов, 1956; Раппопорт, 1976; Рейнвальд, 1974). В онтогенезе она развивается не спонтанно, а в результате специально направленных формирующих воздействий, составляю щих основное содержание воспитания человека (Иван чук, 1986; Симонов, 1987; Чхартишвили, 1974). Другой важный фактор, определяющий специфику мотивации человека, - это ее опосредствованность интеллектом, речью, сознанием (Ковалев, 1981; Хекхау зен, 1986; Buck, 1985), осуществление при помощи волевых процессов (Иванников, 1985; Селиванов, 1974, Узнадзе, 1966). С этим связана устойчивость, ситуативность, функциональная автономность от состояний организма человеческой мотивации (Петровский, 1975; Файзуллаев, 1987; Allport, 1937), направленность на отдаленные жизненные цели (Барамидзе, 1974; Обуховский, 1974; Nuttiri, 1964).

Src="https://present5.com/presentation/3/55153038_142980868.pdf-img/55153038_142980868.pdf-11.jpg" alt=">Тот факт, что мотивация человека формируется прижизненно в зависимости от социальных условий"> Тот факт, что мотивация человека формируется прижизненно в зависимости от социальных условий и в результате воспитательных воздействий, направляющих ее на общественно значимое содержание. Таким образом, мотивация имеет свой особый источник и движущие силы развития.

Src="https://present5.com/presentation/3/55153038_142980868.pdf-img/55153038_142980868.pdf-12.jpg" alt=">В отличие от содержания, механизмы различных уровней мотивации резко противопоставляться не могут. Актуализация"> В отличие от содержания, механизмы различных уровней мотивации резко противопоставляться не могут. Актуализация потребностей в виде установок, наиболее общие эмоциональные механизмы генетического и ситуативного развития мотивации и т. п. , с одной стороны, не являются продуктом антропогенеза, с другой используются в ее формировании и обнаружении у человека.

Src="https://present5.com/presentation/3/55153038_142980868.pdf-img/55153038_142980868.pdf-13.jpg" alt=">Феноменологические особенности, которые отличают механизмы собственно человеческой мотивации (опосредствованность интеллектом, волей, "> Феноменологические особенности, которые отличают механизмы собственно человеческой мотивации (опосредствованность интеллектом, волей, направленность на отдаленные жизненные цели и т. п.), не отрицают действия биологических механизмов. Наоборот, согласно общему принципу формирования высших психических функций на основе натуральных (Выготский, 1983 а), предполагают их как то, что в историческом развитии подвергается совершенствованию и преобразованию, т. е. как необходимое условие своего возникновения.

Src="https://present5.com/presentation/3/55153038_142980868.pdf-img/55153038_142980868.pdf-14.jpg" alt="> Сложное содержание, которое получает мотивационное значение в социально развитой психике, не может"> Сложное содержание, которое получает мотивационное значение в социально развитой психике, не может быть уложено только в примитивные биологические формы, что создает необходимость возникновения специфических человеческих механизмов мотивации. Однако, это не исключает использования таких примитивных форм в развитии к действии сложных механизмов.

Src="https://present5.com/presentation/3/55153038_142980868.pdf-img/55153038_142980868.pdf-15.jpg" alt="> Достижения современной психологии свидетельствуют о том, что основным стимулом человеческой деятельности"> Достижения современной психологии свидетельствуют о том, что основным стимулом человеческой деятельности является мотив, поскольку именно в нем отражается все то, ради чего совершается любое деяние, в чем личностный смысл для любого человека. То есть выбор цели обосновывается определенным доводом в его пользу мотивом. При этом следует различать понятия "мотив" и "мотивация". Мотивация это общее побуждение активности в определенном направлении.

Src="https://present5.com/presentation/3/55153038_142980868.pdf-img/55153038_142980868.pdf-16.jpg" alt=">Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с"> Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, "утверждает" данный вид деятельности. Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим поисковой деятельности. Таким образом, мотивация индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного человека.

Мотив - побудительная причина поведения и действий человека: - возникающая под воздействием его потребностей и интересов; - представляющая собой образ желаемого человеком блага.Мотив - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. В качестве основных функций мотивов выделяют следующие:

· побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность;

· направляющую функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность всегда стремится к достижению конкретных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;

· регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности.

Наряду с указанными выделяют стимулирующую, управляющую, организующую (Е. П. Ильин), структурирующую (О. К. Тихомиров), смыслообразующую (А. Н. Лентьев), контролирующую (А. В. Запорожец) и защитную (К. Обуховский) функции мотива.

Классификация мотивов

Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов. Классификаций мотивов ровно столько, сколько существует оснований для их классификации.

Одним из таких оснований может быть содержание потребностей. С этой точки зрения выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации.

Выделение личных и общественных мотивов, эгоистических и общественно-значимых, идейных и нравственных значимо связано с установками личности.

Различают мотивы по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности и по времени проявления: постоянные (действующие на протяжении длительного отрезка жизни), ситуативные (обусловленные содержанием и длительностью ситуации) и кратковременные (в течение ограниченного интервала времени).

Формирование сознательно-волевого уровня мотивации состоит, во-первых, в образовании иерархической регуляции; во-вторых, в противопоставлении высшего уровня этой регуляции стихийно формирующимся, импульсивным влечениям, потребностям, интересам, которые начинают выступать уже не как внутренние по отношению к личности человека, а скорее как внешние, хотя и принадлежащие ей.

Формирование мотивации имеет два механизма , в рамках которых воздействие может осуществляться следующими путями:

Первый путь – воздействие на эмоционально-познавательную сферу. Основная цель состоит в том, чтобы путем сообщения определенных знаний, формирования убеждений, возбуждения интереса и положительных эмоций подвести человека к переосмыслению своих потребностей, изменению внутриличностной атмосферы, системы ценностей и отношений к действительности.

Второй путь состоит в воздействии на деятельную сферу. Суть его сводится к тому, чтобы через специально организованные условия деятельности хотя бы избирательно удовлетворить те или иные потребности. А затем через целесообразно оправданное изменение характера деятельности попытаться, укрепив старые, сформировать новые, необходимые потребности.

Полноценное формирование мотивационной системы личности должно включать в себя оба механизма.

Общая характеристика эмоций. Функции эмоций.

С позиций научной психологии эмоция - это процесс отражения человеком в форме непосредственного пристрастного переживания отношений к предметам и явлениям действительности.

С.Л.Рубинштейн, рассматривая эмоцию как феномен, выделяет три основных ее признака:

1. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту (в отличие от восприятия, в котором отражается содержание самого объекта);

2. Эмоции, обычно, отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие - неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п.

3. В эмоциональных состояниях так же, как отметил В.Вундт, обнаруживаются противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Биологическое и психологическое значение эмоций

эмоции выполняют сигнальную функцию , показывая, что из происходящего значимо, что – нет, что представляет ценность, а от чего лучше отказаться.

С сигнальной функцией эмоций тесно связана функция регулятивная. Эмоции не только ориентируют нас по отношению к различным событиям и объектам, но и побуждают к определенным действиям – сближению или уклонению, поиску или отвержению.

Эмоции играют большую роль в энергетической мобилизации организма . Когда человек эмоционально возбужден, его состояние сопровождается определенными физиологическими реакциями: изменяется давление крови, содержание в ней сахара, частота пульса и дыхания, напряженность мышц.

Эмоции выполняют стабилизирующую функцию . П.К.Анохин считал, что эмоциональные проявления закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка жизненно значимых факторов.

Эмоции обеспечивают человеку возможность приспособиться к существованию в информационно неопределенной среде. В условиях полной определенности цель может быть достигнута и без помощи эмоций. У человека не будет ни радости, ни торжества, если в заранее определенное время, совершив несколько определенных действий, он окажется у цели, достижение которой заведомо не вызывало сомнений. Эмоции способствуют поиску новой информации и тем самым повышают вероятность достижения цели.

Неоспорима роль эмоций в установлении контактов между людьми. Выразительные движения, сопутствующие эмоциональным явлениям, позволяют нам ориентироваться в том, что переживает в данный момент человек – радость, скорбь или зависть. Благодаря этому, мы можем предложить свою помощь или уклониться от нежелательного контакта (начальник «рвет и мечет») или показать другим, что «меня сейчас лучше не трогать»

22. Виды эмоционального реагирования.

Учитывая параметр длительности , можно говорить об эмоциональных переживаниях мимолетных, неустойчивых, длительных, продолжающихся несколько минут, часов и даже дней и хронических, что имеет место в патологии.

При дифференцировании эмоциональных состояний по параметру интенсивности и глубины, чаще всего, используется линейный подход: на одном конце ряда находятся эмоции низкой интенсивности (настроение), на другом – эмоции высокой интенсивности (аффекты).

С.Л.Рубинштейн в многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня:

· Первый – это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности . Он связан с физическими чувствованиями удовольствия – неудовольствия, которые обусловлены органическими потребностями человека. Примером этого могут служить наши ощущения, имеющие своеобразную эмоциональную окраску или тон (приятный или неприятный запах и т.п.), или ощущения более общего характера, отражающие самочувствие человека и не связанные в его сознании с конкретным предметом (беспредметная тоска, тревога или радость);

· Второй , более высокий уровень эмоциональных проявлений, по С.Л.Рубинштейну, составляют предметные чувства – эмоции . Человек осознает причину эмоционального переживания. На смену беспредметной тревоги приходит конкретный страх (например, грозы, тяжелого заболевания, одиночества и др.). Сами чувства, в таком случае, дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся, интеллектуальные, эстетические и моральные. Этому уровню принадлежат такие чувства, как любовь или ненависть к определенному человеку, восхищение одним предметом и отвращение к другому, негодование по поводу какого-то события, удивление в связи с поступившей информацией и т.п.;

· Третий уровень связан с более обобщенными чувствами, аналогичными по уровню обобщенности абстрактному мышлению . Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.п. Они могут иногда выступать как частные состояния, связанные с конкретным событием, однако, чаще они выражают общие устойчивые мировоззренческие установки личности. С.Л.Рубинштейн называет их мировоззренческими чувствами.

Выделяя уровни эмоционального реагирования, С.Л.Рубинштейн предпринял попытку наметить эволюционный путь развития эмоциональной сферы человека.

Существуют и другие классификации эмоций. В соответствии с предложением И.Канта , эмоции принято делить на стенические (от греческого «стенос» – сила), т.е. тонизирующие, возбуждающие, обеспечивающие энергичное действие, и астенические – подавляющие активность человека, тормозящие, расслабляющие. К стеническим относятся такие эмоции, как радость, злость, гнев, к астеническим – тоска, тревога, благодушие. В отечественной психологии традиционно принято выделять: эмоциональный тон ощущений, эмоции (включая аффекты) и настроения.

Стресс и его виды.

В настоящее время вместо понятия «эмоциональное напряжение» часто употребляется термин «стресс ». Оказалось, что на неблагоприятные воздействия разного рода – холод, усталость, унижение, боль и многое другое – организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и общим, однотипным комплексным процессом вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент.

В законченном виде учение о стрессе, как общем адаптационном синдроме при действии различных повреждающих агентов, было сформулировано Г.Селье . Первоначально Г.Селье и его сотрудники уделяли внимание лишь биологическим и физиологическим аспектам стресса. Поэтому стало традиционным понимание стресса как физиологической реакции организма на действие отрицательных факторов, представляющих для него угрозу. Стресс выражается общим адаптационным синдромом, проявляющимся независимо от качества патогенного фактора (химического, термического, физического), и имеет определенные стадии:

· реакция тревоги , во время которой сопротивление организма сначала понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы («фаза противошока»);

· стадия устойчивости , когда за счет напряжения функционирующих систем достигается приспособление организма к новым условиям;

· стадия истощения , в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций.

В настоящее время не возникает сомнений в том, что любой стресс является и физиологическим, и психическим (эмоциональным). С помощью стресса организм как бы мобилизует себя на самозащиту, на приспособление к новой ситуации.

При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их влиянием изменяется режим работы многих органов и систем организма. Организм подготовлен к борьбе, к преодолению опасности, тем или иным путем организм готов справиться с ней – в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде физиологических и психологических свойств – в сдвиге соматических (телесных) показателей в сторону интенсификации, улучшении внимания (его объема и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, положительной эмоциональной окраске работы.

Определенный уровень эмоционального возбуждения обеспечивает повышение эффективности деятельности. В то же время, эмоциональное перенапряжение может привести к снижению трудоспособности человека. Йеркс и Додсон установили, что зависимость продуктивности деятельности от уровня связанной с ней активации может быть описана инвертированной U – образной кривой. Из этого следует, что по мере увеличения эмоционального напряжения продуктивность вначале растет быстро, а затем ее рост замедляется и, начиная с некоторого критического уровня, эмоциональное возбуждение уже ведет к падению уровня продуктивности – вначале медленному, затем резкому.

Нередко в стрессовой ситуации человек вынужден вести себя сдержанно, полностью контролирует свое поведение, принимает точные и ответственные решения, однако, при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям.

В настоящее время хорошо известно, что в результате психической травмы у человека может возникнуть патология внутренних органов, вплоть до онкологических заболеваний. Различные люди реагирует на одинаковые нагрузки по-разному. У некоторых при стрессе эффективность деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), у других – сразу же падает («стресс кролика»)

Механизмы формирования мотивов

Советская психологическая наука в качестве общего механизма возникновения мотивов рассматривала реализацию потребностей «в ходе поисковой активности», то есть деятельности. Центральная закономерность этого процесса - развитие мотивов через изменение и расширение круга деятельности. Таким образом, источником развития мотивов является постоянно развивающийся процесс общественного производства материальных и духовных благ.

Потребность -- это исходная форма активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета. Это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется потребностью.

Потребности человека могут быть разделены на биологические, или органические (потребность в пище, воде, кислороде и др.), и социальные. К социальным потребностям следует отнести в первую очередь потребность в контактах с себе подобными и потребность во внешних впечатлениях, или познавательную потребность. Эти потребности начинают проявляться у человека в самом раннем возрасте и сохраняются на протяжении всей его жизни.

Как связаны потребности с деятельностью? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выделить два этапа в процессе развития каждой потребности. Первый этап -- это период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность. Второй этап -- после этой встречи.

Как правило, на первом этапе потребность для субъекта оказывается скрыта, «не расшифрована». Человек может испытывать чувство какого-то напряжения, но при этом не отдавать себе отчета в том, чем это состояние вызвано. Со стороны поведения состояние человека в этот период выражено в беспокойстве или постоянном поиске чего-либо. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап «жизни» потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.

В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту. Вслед за опредмечнванием потребности и появлением мотива поведение человека резко меняется. Если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получает свое направление, потому что мотив -- это то, ради чего совершается действие. Как правило, ради чего-то человек совершает много отдельных действий. И вот эта совокупность действий, вызванных одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее -- особенной деятельностью, или особенным видом деятельности. Таким образом, благодаря мотиву мы вышли на высший уровень структуры деятельности в теории А. И. Леонтьева -- на уровень особенной деятельности.

Следует отметить, что деятельность совершается, как правило, не ради одного мотива. Любая особенная деятельность может быть вызвана целым комплексом мотивов. Полимотивированность человеческих действий -- типичное явление. Например, ученик в школе может стремиться к успехам в учебе не только ради желания получать знания, но и ради материального вознаграждения со стороны родителей за хорошие оценки или ради поступления в высшее учебное заведение. Все же, несмотря на Полимотивированность человеческой деятельности, один из мотивов всегда является ведущим, а другие -- второстепенными. Эти второстепенные мотивы представляют собой мотивы-стимулы, которые не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

При анализе деятельности единственный путь -- это движение от потребности к мотиву, затем к цели и деятельности. В реальной жизни постоянно происходит обратный процесс, -- в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности.

Но в процессе деятельности круг потребностей, а следовательно и мотивов, значительно расширяется. Необходимо подчеркнуть, что механизмы образования мотивов в современной психологической науке полностью не изучены.

В психологической теории деятельности более подробно изучен один такой механизм -- это механизм сдвига мотива на цель (механизм превращения цели в мотив). Суть его состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Это происходит только в том случае, если достижение цели сопровождается позитивными эмоциями.

Деятельность органов государственной власти по формированию имиджа органов государственной власти на примере Государственной Думы Федерального Собрания России

Итак, после того, как организация захватила определенную нишу на рынке и утвердилась в ней, необходимо действовать дальше. Теперь она может позволить себе увеличить расходы на паблисити и на имидж...

Злоупотребление должностными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности - наиболее распространенные и столь же редко выявляемые преступления. О том, что они относятся к категории коррупционных...

Мотив преступления в уголовном праве

Взгляд на мотив преступления и его роль в общественно опасном поведении во многом зависит от того, какое содержание вкладывается в это понятие. Трудность определения мотива в праве вызывается, прежде всего, тем, что в общей психологии -- науке...

Мотивы и цели преступления

Для правильной уголовно-правовой оценки большое значение имеет классификация мотивов и целей. Некоторыми учеными мотивы и цели классифицируются по их характеру (например, ревность, месть)...

Мотивы и цели совершения преступления

Для правильной уголовно-правовой оценки большое значение имеет классификация мотивов и целей, Этому вопросу уделено определенное внимание в теоретической литературе...

Огнестрельное оружие

Механические воспламеняющие устройства (согласно ГОСТу у стрелкового оружия они называются ударными механизмами)...

Особенности мотивации труда муниципальных служащих

мотивация служащий стимулирование...

Особенности субъективной стороны преступления

Мотивы могут классифицироваться в зависимости от их моральной и правовой оценки на: - низменные (расовая ненависть, сокрытие другого преступления, вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность)...

Понятие государственного интереса и его специфика

государственный интерес правление политический Государственные интересы формируются в соответствии с геополитическими параметрами и ресурсными возможностями государства в точках пересечения множества переплетающихся, взаимосвязанных...

Психологические и физиологические аспекты наркотической зависимости и учет личности наркомана при расследовании преступлений

Все представления о механизмах формирования зависимости можно разделить на две группы: биологические и психологические. Первые делают попытку объяснить это заболевание исходя из положения, что наркомания связана с изменением метаболизма...

Убийство при отягчающих обстоятельствах, характеризующих мотив и цели

Термин «мотив» обозначает побудительную причину действий человека. Такое понимание мотива обосновано психологией и устоялось ней Петровский А В, Ярошевский Л. Г. История и теория психологии. Ростов н/Д, 2009.- С.157....

Уголовно-правовое значение мотива преступления

Мотивы имеют большое значение при квалификации преступлений. На протяжении существования науки уголовного права было предпринято немало попыток разделить мотивы на виды...

Формирование положительного имиджа органов государственной власти

Все чаще мы сталкиваемся с противоречием, когда образ чиновника, создаваемый в массовом сознании средствами массовой информации, в частности печатными органами...