Сегодня, по мнению многих участников рынка, назрела необходимость модернизации госзакупок в России. Взоры разработчиков новой модели взаимодействия государства и бизнеса обращены к опыту национальных контрактных систем в других странах. Особый интерес представляет Федеральная контрактная система США, которая стала в свое время образцом для построения госзакупок в экономике стран ЕС. Элементы американской практики госзакупок были использованы МЭР для разработки проекта создания ФКС в России.

Стратегия устойчивого развития также должна быть доработана путем адаптации целей, показателей и мер в соответствии с новыми результатами или приоритетами. В «Перспективах для Германии» изменение потребительского поведения упоминается как решающий фактор устойчивого развития, но роль государства как потребителя не рассматривается.

Однако в докладе не упоминаются конкретные меры и цели. Во-первых, здесь делается ссылка на образец для подражания и достоверность действий государственных договаривающихся органов. Кроме того, идет прогресс в области реорганизации права добросовестности и осуществления европейского законодательства на национальном уровне, что позволяет интегрировать социальные и экологические критерии в государственные закупки. Совет по устойчивому развитию добавляет: «Мы считаем важным укрепить обязательный характер стратегии устойчивого развития и сделать государственные инвестиции и закупки поддающимися проверке».

Госзакупки традиционно ассоциируются с активным вмешательством государства в экономику, так знакомым нам по советской командной системе. Почему же сегодня Америка, страна свободного рынка, стала лидером госзакупок?

Хотя первый закон США по регулированию федеральных государственных закупок был принят в 1792 г., начало процессу активного формирования госзакупок в США было положено в XX веке.

Подход использования государственных закупок в качестве инструмента содействия устойчивому развитию медленно, но все чаще является частью европейской и национальной стратегии устойчивого развития. Ниже приводится объяснение того, как государственные закупки могут помочь достичь целей устойчивого развития.

Евро для товаров и услуг. И, таким образом, на них приходится около 14, 8% валового внутреннего продукта. Евро из которых учитывались землями и муниципалитетами. Эта значительная доля общего потребления дает государству высокий экономический вес. Государственные контракты являются ключевым экономическим фактором и важной сферой деятельности для компаний. Поставщикам, предлагающим социально приемлемые, экологически выгодные продукты и услуги, можно продвигать через государственные закупки, ориентированные на устойчивость.

В 30-е годы XX века правительство Франклина Делано Рузвельта искало пути выхода из Великой Депрессии, потрясшей основы капиталистической системы. В экономику свободного рынка был встроен механизм косвенного государственного регулирования экономики, создан государственный сектор экономики. Государство взяло на себя функцию производства общественных благ, заботу о пенсиях, пособиях по болезни и безработице. Идеи английского экономиста Джона Кейнса, творчески использовавшего опыт государственного регулирования, накопленный западными странами в годы Первой мировой войны, и опыт Советской России по созданию командной экономики, были реализованы президентом Рузвельтом в политике Нового курса. Результатом деятельности Рузвельта, трижды избираемого на пост президента, стало создание в США смешанной экономической системы, соединившей преимущества свободного рынка и государственного регулирования. Впоследствии эта модель была реализована и в Европе.

Это стимул для компаний создавать и разрабатывать устойчивые продукты. Однако степень контроля зависит также от характера продуктов и услуг, которые должны быть приобретены. Однако государство часто является крупнейшим потребителем в этих категориях продуктов. В других областях государство является самым крупным или почти единственным клиентом, таким как строительство дорог, серверный рынок и транспортные средства общественного транспорта. Здесь государственный сектор может быть особенно эффективным в качестве фактора роста для устойчивых продуктов и услуг.

Во второй половине XX века в США возникла необходимость в строительстве крупных национальных объектов инфраструктуры. Это потребовало значительных государственных финансовых вложений и интенсивного вовлечения в данный процесс производителей и поставщиков продукции, работ и услуг. Произошло дальнейшее развитие госзакупок.

Модель устойчивых государственных закупок направлена ​​на достижение надлежащего баланса между экономическими, экологическими и социальными критериями при предоставлении государственных контрактов. Таким образом, устойчивые государственные закупки могут способствовать повышению эффективности работы государственной администрации.

Экономический аспект устойчивости уже учитывается федеральным и государственным бюджетным законодательством. В принципе, принцип доходности должен соблюдаться при создании и осуществлении бюджета, включая деятельность в области государственных закупок. Несмотря на эти требования, часто существует практический потенциал для улучшения экономических показателей государственных контрактов. Очень часто в настоящее время основным критерием решения о присуждении вознаграждения является цена покупки - рассмотрение всех жизненных циклов товаров и продуктов, которые будут закуплены, редко осуществляется.

Госзакупки в экономике США называют Федеральной контрактной системой (ФКС). Объем бюджетных средств, которые управляются в рамках федеральной контрактной системы, составляет более 500 млрд. долл. США. Участниками ФКС выступают более 160 тыс. коммерческих организаций. Почти 12,5% трудоспособного населения США (около 17 млн. чел.) заняты в сфере госзаказов.

Часто, однако, более высокие закупочные цены противоречат более низким издержкам жизненного цикла, Несмотря на частичный неиспользованный потенциал улучшения, соблюдение экономического измерения, таким образом, уже занимает твердую позицию в государственных закупках с соблюдением правовых требований.

В этом контексте степень абсолютной экологической совместимости деятельности учреждения государственного управления, то есть. Однако эта цифра содержит почти исключительно прямые выбросы парниковых газов. Если бы косвенные выбросы парниковых газов, возникающие в результате производства товаров и услуг, обеспечиваемых государством, были бы увеличены, доля выбросов государственного сектора была бы намного выше. Модернизация всех санитарных объектов позволяет экономить около 679 литров воды в год.

Основой развития системы госзакупок является тот факт, что в процессе реализации своих функций государственные органы вынуждены решать проблему материально-технического обеспечения. Госзакупки нужны для выполнения государственных и муниципальных программ, для организации текущей деятельности государственных организаций. Государство является крупнейшим заказчиком продукции национальных отраслей и работ для общественно-государственных нужд. Через систему госзакупок оно обеспечивает производство общественных благ: приобретает продукцию для нужд национальной обороны и безопасности, для проведения фундаментальных научных исследований и оказания услуг в социальной сфере. В определенных сферах деятельности государство является единственным покупателем товаров или услуг. Перечисленные факторы превращают государство в крупнейшего игрока на рынке. Объемы государственных закупок оказывают существенное влияние на уровень цен продукции, закупаемой через систему госзаказа, влияют на размер и структуру доходов поставщиков, исполнителей государственных контрактов, на уровень заработной платы, создают дополнительные рабочие места.

Другие цели устойчивости федерального правительства, которые могут быть включены в экологические закупки государственными органами, включают. С социальной точки зрения, государственные закупки компьютеров также являются проблемой. Критика - это нарушения местного законодательства о занятости, недостаточное вознаграждение ниже средств к существованию, неоплачиваемая сверхурочная работа, недостаток профсоюзной организации и недостаточная охрана труда, особенно в отношении обращения с химическими веществами.

Другие публично закупленные продукты, которые часто производятся в условиях эксплуатации, особенно в детском труде, Природные камни, текстиль и футбол. Но есть также различия в социальном воздействии продуктов и услуг, которые производятся исключительно в высокоразвитых странах. Важными аспектами здесь являются, например, заработная плата в соответствии с применимыми положениями о минимальной заработной плате или тарифах, доля наемного труда и недискриминация. Другие цели Национальной стратегии устойчивого развития, которые могут включать интеграцию социальных критериев в государственные закупки, включают.

Приобретение необходимых ресурсов, товаров, работ и услуг осуществляется через конкурсные торги. Конкурсный механизм, особенно при объемных закупках, позволяет решить несколько задач снизить стоимость продукции для госнужд, обеспечить уровень прозрачности и подконтрольности процесса купли-продажи и в конечном итоге противостоять коррупции.

В принципе, внедрение устойчивых закупок должно устанавливать приоритеты, когда соотношение мощности спроса и потенциала для улучшения является наиболее благоприятным, поэтому первые изменения потребления, которые могут оказать наибольшее влияние, в первую очередь реализуются.

Вопрос об устойчивых государственных закупках все больше привлекает внимание общественности. В противном случае государство, если оно не выполнит эту ответственность, будет способствовать эрозии систем социального обеспечения и экологических принципов. Государство должно играть образцовую роль в экологической и социально ответственной покупке. Хотя проблемы устойчивого развития являются глобальными, местные и национальные уровни действий, по мнению Совета по устойчивому развитию, особенно подходят для установления сигналов для распада и изменений.

Государство стимулирует развитие инноваций, требуя от национальных компаний соответствия их продукции заранее установленным техническим параметрам, внедрения инноваций. Правительство в этом случае разделяет с производителями риски и выгоды технологических проектов, участвует в перспективных разработках с начальной их стадии и вплоть до производственного испытания опытных образцов продукции. Стоимость приобретенных государством инновационных разработок в таких сферах, как здравоохранение, образование, энергетика и экология, транспортные услуги составляет ежегодно 50 млрд. долл. Эти показатели эквивалентны 5-15% общего объема госзакупок в США.

Однако, глядя на события в частном секторе, можно видеть, что компании-производители уже соблюдают социальные и экологические минимальные стандарты при покупке продуктов и услуг. По сравнению с другими европейскими странами Германия также находится в разгар климатических климатических закупок. Здесь государству грозит падение от его новаторской роли в сторону опоздавшего. Государственные закупки являются основным примером потенциального частного потребления, особенно в тех случаях, когда использование устойчивых продуктов и услуг непосредственно видимо для общественности.

Роль Федеральной контрактной системы в экономике США настолько велика, что государственный контракт на товары, услуги и выполнение НИОКР, согласно законодательству, принимается американскими коммерческими банками в качестве залогового документа, исполнение гарантий по которому обеспечивает Федеральная резервная система США.

Еще одна важная возможность для образцового вклада в продвижение моделей устойчивого потребления заключается в приобретении устойчивых инноваций. Успешно реализованные проекты имеют ссылочные характеристики для потенциальных частных клиентов и, таким образом, уменьшают риск плохих инвестиций. Публичные закупки, ориентированные на устойчивость, способствуют целенаправленному продвижению устойчивых инноваций, особенно инновационных экологических технологий. Европейская комиссия описывает природоохранные государственные закупки как «эффективный инструмент для стимулирования компаний к инновациям и разработке новых продуктов с улучшенными экологическими показателями».

Государство в США способствует развитию конкуренции на внутреннем рынке, помогает малому и среднему бизнесу, предоставляя ему определенные льготы. Правительство закупает по фиксированным «ценам поддержки» сельскохозяйственную продукцию, произведенную американскими фермерами, гарантируя минимальный уровень дохода для расширенного воспроизводства. Приобретенная продукция затем реализуется государственными органами по рыночным ценам. Фермерские хозяйства как исполнители по госзакупкам, в рамках авансовых платежей получают дополнительную прибыль в виде разницы между ценой реализации и закупочной в случае превышения первой из них.

Федеральное правительство объяснило в своей национальной стратегии устойчивого развития «Перспективы для Германии», что оно будет способствовать ориентировать инновационную динамику немецкой экономики в смысле устойчивого развития. Евро напрямую связана с так называемыми «зелеными» будущими рынками. Государственный спрос на инновации может помочь маркетологам устойчивых продуктов и услуг выйти на рынок и создать возможности для использования эффекта масштаба и обучения. Существуют дополнительные экономические возможности для позитивного экологического воздействия продвижения «зеленых» технологий.

Широко развитой является практика кооперирования производственно-экономических и технологических возможностей различных фирм и компаний на основе государственных контрактов, особенно для реализации военных заказов, а также для осуществления научно-технических, социально-экономических и экологических программ. Ежегодно около 100 федеральных ведомств США и, прежде всего, ее научно-технический комплекс размещают многомиллиардные заказы через госзакупки для обеспечения государственных потребностей.

Помимо возможных улучшений в эффективности пользователей новых технологий, Например, благодаря более низкому потреблению материалов и удалению отходов существуют большие возможности для создания и расширения будущих рынков. Зеленые инновации являются стимулом для экономического роста и занятости - как для Европы в целом, так и для Германии в частности. Европа, безусловно, является ведущим экспортером «зеленых» технологий. Германия обладает особенно сильной силой в экологических технологиях и, согласно анализу Института Фраунгофера, имеет очень хорошие условия для дальнейшего экономического успеха в этой области.

Госструктуры США закупают 80% артиллерийской техники, 1/4 часть строительных работ и ремонтно-эксплуатационных услуг, авиатехники и запасных частей; 20% транспортного, офтальмологического и фотографического оборудования, научно-технической аппаратуры, систем управления и информационных услуг.

Федеральная контрактная система США стала законодательно оформляться с 1948 года. С 1984 года она функционирует на основе «Федеральных правил планирования, размещения и исполнения государственного заказа» – свода законодательных и подзаконных актов, определяющих требования в отношении порядка и процедур, которым должны следовать все федеральные органы при осуществлении закупок и размещении заказов. Правила содержат более 1000 страниц и имеют 53 раздела, каждый из которых посвящен отдельному аспекту госзакупок. Правила детально регулируют единый цикл планирования, размещения и исполнения государственного заказа. Минобороны США руководствуется специальным документом «Правила закупок для нужд обороны – Дополнение». Библиотека контрактов, которая используется в рамках ФКС США, насчитывает более 100 детально регламентированных видов государственных контрактов.

Объем глобального рынка для «зеленых» технологий в настоящее время составляет ок. 500 млрд. Доля Германии составляет около 220 млрд. Уже сейчас в Германии уже создано около 1, 8 млн. Рабочих мест в секторе «зеленых технологий». Однако конкурентоспособность Германии зависит от рамочных условий, которые способствуют позитивному развитию будущих рынков. Развитие рынка сильно зависит от политических мер, которые, с одной стороны, должны обеспечивать долгосрочную, надежную структуру и в то же время стимулировать новые инновации.

Устойчивые государственные закупки могут способствовать постоянному спросу на устойчивые инновации в качестве важного инструмента для создания этих благоприятных условий, тем самым способствуя будущему бизнесу и исследовательскому местоположению в Германии. В связи с интеграцией социальных и экологических критериев, которые обозначаются как «распределительные», основными аргументами в обсуждении критериев невыполнения государственных закупок являются следующие. Интеграция критериев устойчивости исключает отдельных поставщиков и ведет к повышению цен и снижению качества.

В США используются разные экономические модели государственного контракта:

– контракты твердой цены;

– контракты возмещения затрат;

– результативные контракты (предусматривают, что цена государственного контракта фиксирована, однако подрядчик имеет возможность возместить некоторые затраты дополнительно к фиксированной цене)

Р. финансировал налоги и сборы. Поэтому в принципе принцип доходности должен соблюдаться при публичных закупках. Закон о запрете конкуренции предназначен для обеспечения справедливой конкуренции на публичных торгах с целью реализации принципа использования экономических ресурсов. В качестве одного из наиболее часто встречающихся аргументов в пользу «невыделения» критериев в государственных закупках утверждается, что они значительно сокращают количество участников с высокими ставками и, следовательно, конкуренцию, которые отвечают социальным и экологическим критериям, они должны были бы учитывать расчет цены.

– контракты комплексного поощрения (используется формула цены, учитывающая, как минимум, четыре параметра – затраты, норму прибыли, объемные и качественные характеристики поставляемого товара, сроки предоставления результата).

Федеральная контрактная система США включает в себя механизмы управления всем жизненным циклом заказа: планирование – размещение – исполнение.

Процесс составления и подачи прогнозных планов в рамках системы предварительного планирования обеспечивается специальными информационными ресурсами. Функционирует федеральный портал FAAPS (Прогнозная система предварительных планов закупок) – http://fido.gov/doc/aap/default.asp.

Ядром ФКС США является Офис государственного заказа США, координирующий деятельность Федеральной контрактной системы. Офис государственного заказа США осуществляет функции по проведению политики в области планирования, размещения и исполнения государственного заказа.

Основным исполнительным элементом ФКС США являются контрактные офицеры – это уполномоченные представители государства, имеющие специальный сертификат, которые дают право размещать заказ или подписывать контракт. Основные функции контрактных офицеров включают:

– планирование и обоснование контракта;

– мониторинг исполнения и обеспечение исполнения положений государственного контракта;

– утверждение этапных результатов проекта и согласование выплат подрядчикам;

– изменение государственного контракта;

– закрытие государственного контракта.

Закупки, необходимые для обеспечения деятельности всех 100 федеральных ведомств США, централизованно осуществляет специализированная закупочная организация – Администрация общих услуг. Она полностью обеспечивает все федеральные ведомства и организации недвижимостью, движимым имуществом и услугами, включая управление и использование движимого и недвижимого имущества, хранит на своих складах материалы и оборудование, необходимые для обеспечения работы госаппарата. Администрация общих услуг управляет всем парком принадлежащих правительству США автомобилей, заключает контракты на снабжение федеральных зданий электроэнергией, водой. Центральными звеньями Администрации являются Федеральная служба закупок и Служба публичных зданий.

Министерства и ведомства ежегодно подают в Администрацию общих услуг заявки на планируемые ими к приобретению товары и услуги, а затем закупают необходимое на складах, принадлежащих Администрации общих услуг, по оптовым ценам с небольшой надбавкой, обеспечивающей содержание этой системы. В целом за счет того, что Администрация общих услуг покупает продукцию крупными партиями через торги, общие затраты существенно сокращаются по сравнению с теми, которое понесло бы каждое ведомство, закупая товары и услуги самостоятельно и в небольших количествах.

В США ограничено количество ведомств, которые имеют право заключать контракты от имени государства. Полномочия ведомств на осуществление госзакупок устанавливаются законом, а круг ведомств, которые могут закупать товары и услуги для собственных нужд непосредственно на рынке, ограничен. В настоящее время на федеральном уровне правом осуществлять закупки на рынке обладают Администрация общих услуг, Минобороны США, НАСА, Агентство по НИОКР в энергетике (ядерная программа США). Крупнейшим закупщиком в Америке является оборонное ведомство.

Государство при проведении закупок отдает преимущество малому бизнесу, предприятиям, которые возглавляются женщинами, а также покупает более 90% продукции, производимой в исправительной системе.

Основные принципы, на основе которых строится управление системой государственных закупок в США:

– достижение справедливости (обеспечение условий для равноправного участия подрядчиков в конкуренции за государственные заказы);

– борьба с коррупцией при государственных закупках;

– экономия и эффективность (обеспечение требуемого качества с минимальными затратами).

В 1994 году законодательство США по госзакупкам было подвергнуто ревизии из-за излишней жесткости организационных процедур госзакупок (к 1994 г. насчитывалось 889 контролирующих законов и правил) с предоставлением федеральным уполномоченным по госзакупкам большей самостоятельности при выборе форм, методов и способов проведения госзакупок. Законом была упрощена контрактная процедура для малых закупок, стимулировалось развитие электронной коммерции - электронных технологий для обеспечения деловых действий (электронная почта, Интернет, электронные доски объявлений, платежные карты, электронный перевод денежных средств, электронный обмен данными).

Законодательством США была регламентирована деятельность органов, ответственных за формирование и использование информационных ресурсов по госзакупкам – сбор, обработку и распространение данных по закупкам, обеспечение и управление функционированием информационной базы системы данных закупок для федеральных нужд и Федерального регистра контрактов.

Каждое федеральное ведомство обязано формировать и поддерживать ведение компьютерной базы данных, содержащей несекретные сведения обо всех контрактах единичной стоимостью свыше 25 тыс. долл. за 5 последних финансовых лет. Ведомства должны направлять информацию в Центральную информационную систему федеральных закупок. Для представления данных по контрактам федеральные ведомства используются стандартные формы документов и унифицированные форматы данных.

Центральная информационная система федеральных закупок служит источником консолидированной информации о федеральных закупках (система располагает данными о федеральных закупках с 1979 года по настоящее время).

Стандартный отчет, подготавливаемый Центральной информационной системой на основе данных системы, издается ежеквартально. Также предоставляются на платной основе отчеты, специально подготовленные по индивидуальным информационным запросам любых потребителей: федеральных агентств, деловых кругов и общественности.

В соответствии с требованиями законодательства, обеспечение публичного открытого доступа к этим ресурсам осуществляется через их публикацию в Интернете на едином правительственном портале – http://www.firstgov.gov/. Электронная версия Федерального Регистра контрактов размещена в сети Интернет по адресу– http://www.access.gpo.gov/.

Федеральная контрактная система США прошла через этап максимальной регламентации и ужесточения процедур. Сегодня она находится на новом этапе развития, происходит упрощение законодательства, чиновникам предоставляют больше возможностей принимать субъективные решения, одновременно ужесточая их ответственность.

Какие практически полезные элементы зарубежного опыта могли бы быть использованы в современной российской практике госзакупок?

1. Федеральная контрактная система США стала важным механизмом обеспечения государственных потребностей. Строгая регламентация процедур, межведомственное взаимодействие и подконтрольность позволяют противостоять коррупции.

2. Широко применяются методики планирования обеспечения государственных нужд.

3. Конкурсные торги осуществляются по единой методологии, используется библиотека типовых контрактов и банк данных стандартных спецификаций (полезных свойств) закупаемой продукции.

4. Процесс госзакупок находится в подчинении самостоятельных центров, ответственных за прогнозирование и планирование обеспечения государственных (муниципальных) нужд, процесс размещения заказа, за надлежащую организацию конкурсов и заключение контрактов, исполнение контрактов.

5. Действуют различные механизмы контроля исполнения контрактов, процедуры приемки и оценки результатов, анализа эффективности обеспечения государственных (публичных) нужд и системы управления публичными поставками продукции.

6. Специализированные информационные ресурсы управления контрактными системами решают задачу достижения публичной открытости и гласности всех контрактных процессов и их результатов.

7. Федеральная контрактная система США прошла через этап максимальной регламентации и ужесточения процедур, система постоянно изменяется: сейчас происходит упрощение законодательства по её регулированию, снимаются излишние ограничения.

В современном понимании «государственные закупки (сокращенно «госзакупки») – это приобретение на бюджетные средства товаров, услуг и работ для удовлетворения государственных нужд» . 4

Государственные закупки товаров и услуг могут включать в себя приобретение медикаментов, страхование автомобилей, ремонт помещений, строительство госучреждений и т.п. Собственно, государственные закупки охватывают практически все сферы рынка, и государство на этом рынке выступает покупателем. Однако для того, чтобы государственные закупки товаров и услуг не были связаны с коррупцией, произволом властей, во всем мире принято осуществлять закупки для государственных нужд по определенной системе госзакупок, которая регламентируется законодательством. Набор четких правил проведения государственных закупок (госзакупок) позволяет сделать прозрачным расходование средств налогоплательщиков на удовлетворение государственных нужд.

Государственные закупки продукции, работ и услуг, по своей сути являются одним из важнейших инструментов регулирования рыночной экономики. В первую очередь это связано с тем, что доля госзакупок в конечном спросе весьма велика (в развитых капиталистических странах - 20-30% ВВП, а в продукции ВПК - свыше 50%). Закупки для государственных нужд осуществляются преимущественно в рамках целевых программ, для выполнения которых образуются специальные государственные компании, размещающие заказы среди государственных и частных корпораций и координирующие их работу.

В соответствии с действующим Гражданским Кодексом РФ (далее – ГК РФ), под понятием торги следует понимать способ заключения договора, при котором одна сторона будущего договора выбирает другую по заранее объявленный условиям, предполагающим привлечение к определенному сроку на принципах состязания предложений от нескольких участников. При этом строго соблюдаются два принципа: условия торгов одинаковы для всех; если объявляется победитель, то сделка с ним совершается обязательно. Далее в работе рассматриваются лишь торги на закупку, проходящие в форме конкурса, когда победителем признается "лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия" (ст. 447 ГК РФ) 5 . Результатом таких торгов является госконтракт - договор поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, заключаемый между госзаказчиком и победителем конкурса в соответствии с законодательством РФ.

Государственные закупки осуществляются по определенным правилам и стандартам. Реализация госзакупок формируется на общих принципах:

Равноправие и справедливость по отношению ко всем поставщикам - осуществляется путем предоставления равных возможностей участия в госзакупках всем поставщикам независимо от видов деятельности, организационно-правовой формы и формы собственности, национальной принадлежности и происхождения товаров, работ, услуг.То есть в процедурах госзакупок могут наравне участвовать как государственные унитарные предприятия, так и общества с ограниченной ответственностью, принадлежащие российским гражданам, и открытые акционерные общества с 90 % иностранным капиталом. Не могут устанавливаться ограничения типа "поставлять товары для государственных нужд могут только производители этих товаров", поскольку это ограничивает право посреднических (дистрибьюторских) фирм получить государственный контракт;

Экономичный расход бюджета - осуществляется путем выбора правильного способа закупки на основе анализа затрат на осуществление закупки, разумной экономии средств при осуществлении закупки и последующем контроле за исполнением контракта. То есть нецелесообразно применять дорогостоящие конкурсы для закупки 100 пачек бумаги - для этого есть упрощенные способы закупки. Неразумно печатать объявление о проведении конкурса в Financial Times или Коммерсантъ-Daily, поскольку это будет слишком дорого - для этого есть специальные издания, например газета "Конкурсные торги". Также нецелесообразно публиковать объявление о проведении конкурса в газете "Вечерний Усть-Урюпинск", даже если это бесплатно: эта газета мало распространена и информация вряд ли дойдет до тех поставщиков, кому она предназначалась.

Откровенность и прозрачность - заключается в публикации объявлений о проведении конкурсов и об их результатах в широко распространенных печатных средствах массовой информации, а также применением специальных процедур закупки. Например, в России объявления о проведении открытых конкурсов, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, должны быть опубликованы в газете "Конкурсные торги", которая носит статус официального издания;

Отчётность - осуществляется путем ведения письменной отчетности по всем этапам осуществления процедуры закупки и по всем принимаемым решениям, и предоставлением этой информации заинтересованным лицам (проверяющим органам, общественным организациям, представителям средств массовой информации) в пределах их компетенции;

Ответственность - подразумевает, что органы государственной власти и отдельные чиновники, принимающие решения, несут гражданскую, административную и уголовную ответственность наравне с другими субъектами права. То есть в случае неисполнения обязательств по оплате поставленных товаров в соответствии с государственным контрактом на орган государственной власти, заключивший такой контракт, можно подать в суд, об жаловать действия чиновников в вышестоящие инстанции и т.п.

Для того, чтобы участвовать в конкурсах на госзакупки, поставщикам обязаны предоставить равные условия и возможности. Однако, такие параметры, как род занятия, организационная правовая форма, происхождение продукции, не входят в этот перечень. Это все и создает равноправное и одинаковое отношение к поставщикам продукции. Данное партнерство образовано в целях дальнейшего развития единого и цивилизованного рынка товаров и услуг. Всем поставщикам, которые подают заявки на участие в конкурсе через официальный сайт государственных закупок или другими легитимными путями, предоставляются равные права, равное количество информации о тендере на государственные закупки, равные возможности участия в конкурсе на госзакупки (вне зависимости от национальной принадлежности и формы собственности).

Госзаказчик, имеющий право на осуществление государственных закупок, обязан опубликовать информацию о проведении торгов на специальном веб-портале государственных закупок. Также в СМИ публикуется извещение о проведении мероприятий по закупкам для государственных нужд. Любой поставщик может принять участие в конкурсе на государственные закупки.

Проведение госзакупок происходит по схеме, принятой в законодательстве. В основе проведения государственных закупок лежит система тендеров. Это основной способ госзакупок. Информация о предстоящих, текущих и завершенных конкурсах на проведение государственных закупок в обязательном порядке размещается на официальном сайте государственных закупок. Официальные сайты государственных закупок – это лучший инструмент привлечения к конкурсам поставщиков, а также способ открытого донесения информации об управлении государственными закупками. Главным способом коммуникации между заказчиком и поставщиками является сайт госзакупок. Именно через сайт госзакупок поставщики получают условные зашифрованные наименования, чтобы в ходе торгов, предлагая те или иные условия госзакупкок на официальном сайте, сохранять анонимность.

У каждого региона РФ есть свой портал государственных закупок, с помощью которого осуществляется управление государственными закупками. На региональных сайтах госзакупок (веб порталах государственных закупок) вся информация носит открытый характер. Сайты госзакупок обычно устроены практически единообразно, что облегчает поставщикам поиск тендера, в котором можно было бы принять участие. На сайте государственных закупок всегда можно найти актуальную информацию, касающуюся поправок к существующему законодательству. Кроме того, на сайтах государственных закупок размещаются и регулярно обновляются реестры недобросовестных поставщиков и реестры государственных контрактов на закупки для государственных нужд.

Организаторы конкурсов обязаны на сайте государственных закупок, где был размещен конкурс, объявить его итоги и опубликовать списки участников тендера на государственные закупки, а также официально назвать победителя. На федеральном сайте госзакупок информация всегда должна оставаться актуальной. Для достижения максимальной прозрачности управления государственными закупками на сайте государственных закупок публикуются суммы заключенных контрактов, ведется учет сэкономленных бюджетных средств. На порталах государственных закупок, как правило, существуют формы вопросов и ответов, благодаря которым поставщики могут получить разъяснения по интересующим их вопросам, касающимся закупок для государственных нужд.

Когда определен победитель тендера на официальные государственные закупки, обе стороны должны максимально четко отследить составление контракта на госзакупки. Здесь существует множество юридических нюансов, которые в дальнейшем будут иметь огромное значение. Опытные юристы Smart-Tender помогут заключить контракт, в котором будут отражены интересы сторон. Все государственные контракты попадают в реестр госконтрактов, размещенный на сайте госзакупок.

Приобретения муниципалитетов так и именуются - муниципальные закупки. Это название зафиксировано в российском законодательстве. Однако, как муниципальные, так и госзакупки связывает общая цель - ублажение нужд общества.

Поскольку во время подготовки указанных актов интернет в России не получил еще достаточного распространения, нормативно-правовое обеспечение госзакупок оказалось жестко ориентированным на "бумажный" документооборот. Этот очевидный недостаток был в какой-то мере компенсирован выходом Постановления Правительства Российской Федерации № 98 от 12 февраля 2003 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти". Постановлением № 98 от 12 февраля 2003 г. в перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в интернете, были включены, в частности, сведения об открытых конкурсах государственных закупок, проводимых федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями, в том числе:

Условия их проведения,

Порядок участия в них физических и юридических лиц,

Составы конкурсных комиссий,

Протоколы заседаний конкурсных комиссий.

К сожалению, большинство госзаказчиков либо не знало об указанном Постановлении, либо считало возможным игнорировать его требования. Нередко приходилось слышать вопросы типа "А не нарушаем ли мы российское законодательство, обращаясь к услугам интернета при проведении конкурсов госзакупок?" 6 . Хотя нарушением являлся именно отказ от интернет-публикации информации о конкурсе. Любопытно, что существенно более результативное решение приняла в феврале 2005 г. Украина, внесшая те же самые положения об обязательности интернет-публикации непосредственно в законодательные акты, регламентирующие госзакупки. Важнейшим событием в сфере нормативно-правового регулирования отечественных электронных госзакупок стало появление Федерального закона Российской Федерации № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Первоначально внесенный в Госдуму проект закона носил выраженный антиэлектронный характер и делал весьма заметный шаг назад даже по отношению к действовавшему в то время Постановлению № 98 от 12 февраля 2003 г. Однако затем, при подготовке ко второму чтению, в текст были внесены многочисленные поправки, в результате чего наиболее одиозные антиэлектронные положения законопроекта ушли в прошлое. К сожалению, последние стадии прохождения законопроекта были несколько скомканы, в результате чего многие электронные процедуры оказались непроработанными. Тем не менее, летом 2005 г. закон подписал Президент, а 1 января 2006 г. закон вступил в силу.

Роль Федерального закона Российской Федерации № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в формировании правового базиса российских электронных госзакупок весьма неоднозначна. С одной стороны, закон достаточно определенно высказывается в пользу включения в аппарат государственных закупок электронных процедур. Введены понятия официальных сайтов, жестко закреплена обязательность публикации в интернете извещений о конкурсах, конкурсной документации, протоколов работы конкурсной комиссии, сообщений об отмене конкурсов и т.п.

В настоящее время при работе с госзакупками в электронной форме руководствуются действующими на данный момент нормативными документами, которые позволяют правильно оформлять документы перед подачей, а так же обоснованно не допускать недобросовестных поставщиков к участию в госзакупках 7 .

Трудности формирования законодательного базиса электронных госзакупок носят, по-видимому, объективный характер. Россия пока находится лишь в начале этого пути, но похоже, что нам не удастся уложиться в сжатые сроки. Государственные закупки - жизненно важный весомый компонент национальной экономики, их объем в 2009 г. составил более четырёх триллионов рублей. Реализация электронных торгов по закупке продукции для государственных нужд чрезвычайно актуальна для сегодняшней России. Преимущества, которые несут с собой электронные торги, достаточно очевидны.