С 01.01.206 года вступил в силу закон о порядке проведения идентификационного кода закупок. В указе представлен порядок формирования закупок по этому коду. Изменения касаются документов, в которых нужно будет указывать идентификационный код.

Части 1 и 2 Федерального закона от 5.04.2013 № обязывают заказчиков оформлять ИКЗ на необходимых для закупки документах.

Документы, на которых нужно указывать ИКЗ:

  • в бумагах, где прописан закупочный план
  • в плане, где составляется закупочный график
  • в документе, извещающем о закупке
  • в договоре, определяющем исполнителя (осуществляемый закрытым способом)
  • в бумагах о составлении закупок
  • в контракте
  • в остальных документах, которые касаются законодательства контрактной системы

Идентификационный код закупок связывает перечисленные документы. При составлении этого кода нужно будет применять код бюджетной классификации назначенный соответственно с бюджетом законодательной базы РФ, также коды общероссийских классификаторов. При формировании понадобится список товаров или услуг для выполнения нужд государства или муниципалитетов.

Последовательность составления ИКЗ утверждено 29.06.2015, а вступило в силу с 1.01.2016.

В этом указе есть противоречивые моменты. Принятый документ под номером 422 устанавливает числовую последовательность для ИКЗ и систему, подразделяющую на классификацию. Но некоторые промежуточные моменты вызывают вопросы.

Особенности разных групп ОКДП

Основные спорные моменты появляются в правилах составления ИКЗ и Законе о контрактной системе. В Законе отсутствует понятие об "укрупненной закупке», которая введена 422 приказом, а в планировании закупок по новому закону это понятие фактически введено. В приказе нет объяснения, при каких обстоятельствах сделки можно укрупнять.

Также есть моменты в этом законе, которые указывают, что в соответствии с графиком планирования на одну закупку, запрещено покупать товары, входящие в разные групповые классификации этих товаров. Также неясно прописано, про какой ОКДП говорится в постановлении.

Можно предположить, что речь идет о классификаторе товаров, утвержденных Росстандартом в 2014 году под №14, он как раз вступает в силу 01.01.2016.

Однако могут продлить и старый закон ОКДП принятый Росстандартом 6.08.1993.

Министерство Финансов в 2013 году приняло постановление последовательности составления идентификационного кода заказчика. Например, если вы делаете закупку школьных пластмассовых товаров, то вместе с ними вы не сможете заказать канцелярские товары, относящиеся к другим группам.

А к другой группе можно отнести стеклянные канцелярские принадлежности, инструменты для скоросшивателей, зажимы или скобы из металла.

Также неясность обстоит и с кодом вида расходов бюджетной классификации. Совершая одну закупку, заказчик не может купить товары или услуги по двум кодам бюджетной классификации, потому что нужно будет составлять два ИКЗ.

Спорные моменты по годовому числу закупок

Номерной закупочный лот в графике складывается из числового значения от 001 до 999. Некоторые подразумевают, что новый приказ №422 указывает, что число закупок не должно превышать 999 за год. Это максимальное значение закупочного номера, который указывается в графике. ИКЗ отводит закупочному номеру в плане три подразделения с 27 до 29.

Есть эксперты этой области считающие, что такое понимание нового закона о закупках неправильно истолковано, 999 не может быть максимальным барьером для составления закупки. Они считают, что 442 закон ограничивает количество товарных позиций за один раз, а не самих закупок за год.

Из этого можно сделать вывод, что указ подразумевает не единичные товарные позиции, а сборные закупочные составляющие, содержащие тысячи товарных позиций.

Опять же это, казалось бы, правильное толкование, исходя из анализа этих указов, не сопоставляется с ИКЗ, который должен входить в закупочный план. Таким образом, получается, что ИКЗ прикрепляют только к одной позиции товара, так как в новом указе он упоминается в единственном числе. Код невозможно изменить после внесения в закупочный график, в нем будет стоять порядковый номер закупки.

Возникает также такой вопрос: почему закупочный номер из графика предусматривает три подразделения с 27 по 29, в значениях от 001 до 999, тогда как номер закупки из графика содержит четыре разряда.

Некоторые специалисты этой области говорят о том, что план закупок будет делаться на три года потому, что он и включает в себя больше закупок, чем положено по графику.

Указываем объект закупки в каталоге

422 приказ упоминает перечень работ, услуг и товаров. Он нужен для обозначения кода объекта закупки.

Разряды в свою очередь имеют свою классификацию:

  • 30-31 разряд-класс
  • 32 разряд-подкласс
  • 33 разряд-группа.

На сегодняшний момент пока остается непонятным, что за каталог подразумевается и будет ли код закупки четырехзначным, или что-то изменится.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что если документ не утвержден, то подразумевается его самостоятельное составление, беря за основу данные ОКПД. Разряды сходятся с данными этого подразделения.

Следует отметить, что все же и это до конца непонятно. Четыре первых цифры из ОКПД соответствуют лишь одной подгруппе товаров. Определение, к какому конкретному виду относится продукция, говорят следующие 5 цифр кода, сюда входят и подкатегории товаров. Если учитывать только первые четыре цифры, то код предстает в упрощенном варианте.

Это можно увидеть на примере. Подгруппа "Компоненты электронные и электровакуумные приборы" состоит из следующих подразделений:

  • 32.10.41.111 «Кинескопы цветного изображения»;
  • 32.10.62.510 «Схемы интегральные гибридные»;
  • 32.10.51.312 «Транзисторы биполярные силовые».

Если ориентироваться только на первые цифры кода, то при закупке для транзисторов или кинескопов код получится один. Для заказчика так будет конечно гораздо проще. В то же время поставщики не смогут найти этому коду нужные закупочные позиции. Можно предположить, что для составления перечень товара, работы и услуг заказчикам понадобится помощь в составлении. Очевидно и то, что составление будет опираться на структуру построения видов продукции, однако маркировочная нумерация для него будет своя отдельная.

На заметку

Разные закупки имеют свои нюансы составления.

Общие правила не действуют если:

  • производятся закупки в малых количествах
  • производятся закупки лекарств через запросы предложений
  • закупка услуг для экскурсоводов и преподавателей
  • если закупка связана с отправлением сотрудника в командировку, проведением таких мероприятий, как фестивали и другие мероприятия подобного типа

Когда составляется идентификационные коды закупок 30-33 подразделений, то в них нужно указывать нули.

ИКЗ связывает закупочный график и план, сообщая об исполнении закупки, приглашает принять участие в выборе подрядчика, как уже упоминалось выше.

В общем, это дает автоматизацию через этот код. Учитывается и то, что после внесения в ИКД данных о номере записи в графике закупки, этот код не должен подлежать изменениям до завершения хранения документов в архиве согласно закону.

Идентифицировать закупку или лот в крупной закупке можно по специальному номеру. Данный вопрос урегулирован статьей 23 закона о госзакупках. Указанная норма начала действовать с начала 2016 года. Нормативными актами урегулированы следующие вопросы по идентификационному коду закупки: цель формирования; в каких документах необходимо указывать; каким образом сформировать код.

В каких документах указывается идентификационный код закупки?

Сформировать код закупки необходимо в следующих документах:

  • план закупок;
  • план-график закупок;
  • извещение об осуществлении закупки;
  • приглашение, которое направляется участникам для определения поставщика;
  • документация о закупке;
  • контракт;
  • другие документы, которые указаны в 44-ФЗ.

Закон указывает на то, что специальный код в закупках служит элементом для взаимосвязи документов, в которых он указывается.

Каким образом сформировать идентификационный код закупки?

Вопрос формирования специального кода в госзакупках регулируется, в том числе и Приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 года № 422. В данном документе указано, что ИКЗ - это цифровой, машиночитаемый код.

При проведении госзакупок идентификационный код необходимо формировать для каждой закупки или лота, если в закупке много лотов. Исключение составляют следующие случаи:

  • закупка лекарственных препаратов в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 ФЗ-44;
  • закупки у ЕП на сумму не более 100 тысяч рублей или 400 тысяч рублей (согласно п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44);
  • закупка услуг, связанных со служебными командировками в соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44;
  • закупка услуг преподавателя, экскурсовода согласно п. 33 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44.

Рассмотрим структуру ИКЗ в виде таблицы:

Разряд Что указывать Исключения
1-2 Две последние цифры года, когда извещение размещалось в ЕИС или направлялось приглашение, либо от даты заключения контракта
3-22 Специальный номер заказчика, который должен был быть присвоен каждому заказчику казначейством до 01.01.2015 года по приказу Минфина РФ от 18.12.2013 года №127н
23-26 Номер закупки по плану закупок (указывается значение от 0001 до 9999 в порядке возрастания в пределах года)
27-29 Номер закупки по плану-графику закупок (указывается значение от 001 до 999)

На этапе формирования закупочного плана в данных разрядах указываются нули.

Нормы закона о контрактной системе, касающиеся планирования снабжения, большей частью вступают в действие в 2016 г., но и сегодня влияют на размещение закупок. Например, часть норм про идентификационный код закупки начнет действовать с января 2017 г., а де-факто и в этом году торг на бирже не может быть запущен без присвоения закупке номера.

В том разделе 44-го Федерального закона от 05.04.2013 о , который посвящен планированию снабженческой деятельности государственных и муниципальных структур, размещена норма-требование о том, что идентификационный номер закупки – это обязательный параметр размещения бюджетного контракта.

Этот параметр должен быть определен, начиная с планирования, и просматриваться на всех этапах реализации плана, заканчивая отчетом об исполнении зафиксированной договоренности. Подробнее о федеральном законе о конкурсах и тендерах можно узнать .

Порядок формирования номера

Согласно требованиям закона, порядок формирования идентификационного кода закупки выглядит следующим образом:

  1. Заказчик, составляя план закупки на будущий год, формирует числовое значение для идентификации каждой операции.
  2. В числовое значение включается закодированная информация о бюджетном статусе самого заказчика, код расходов, согласно общероссийскому бюджетному классификатору, код продукции и порядковый номер закупки по плану. В результате таких действий заказчика формируется многозначное число.
  3. Включенное государственным или муниципальным заказчиком в план цифровое значение закупки является «сквозным». С его отображением во всех документах производятся операции, связанные с оформлением и реализацией каждого конкретного хозяйственного мероприятия по освоению бюджетных средств.

Как видно из приведенного перечня, законодатель полностью определился с порядком действия сторон во время аутентификации закупочных мероприятий. Но, несмотря на такой подход, в этой процедуре и сегодня есть «белые пятна», которые фактически тормозят планомерную работу заказчиков.

Правовая неурегулированность

Статья закона, в которой идет речь об обязательной идентификации планируемых сделок, содержит два основных требования к осуществлению этой процедуры:

  1. Формирование кода должно осуществляться в едином правовом поле всеми участниками госзакупок, для чего уполномоченные федеральные органы обязаны разработать и ввести в действие соответствующее положение. Такое положение снимет все вопросы заказчиков о том, где взять идентификационный код закупки.
  2. Разработка и введение уполномоченным органом в действие каталога товаров, работ и услуг. Как видно из требований по аутентификации сделок, кодировка товаров входит в общее числовое значение номера. Присвоение этого кода по общероссийским классификаторам – не очень удобное решение, поскольку эти коды многозначны и дробятся разделительными знаками.

Введение перечисленных регуляторных актов в действие планируется до момента вступления в силу норм закона с обязательными требованиями для заказчиков.

Если же на момент вступления норм 44-ФЗ правительственные подзаконные акты так и не будут введены в действие, заказчики не будут привлекаться к ответственности за несоблюдение указанных статей об идентификации операций.

Как опознаются сделки сегодня

Сегодня заказчики, чтобы идентифицировать информацию о сделке, пользуются различными разрозненными источниками.

На вопрос о том, где найти или где узнать идентификационный код заказчика, можно получить несколько разных вариантов ответа, поскольку единой системы пока не существует.

Пример идентификационного кода закупки по 44-ФЗ, которым сегодня помечаются сделки, проводимые через официальный информационный ресурс, представляет собой девятнадцатизначное целое число. Причем речь не идет о «сквозной» идентификации, а только о номере извещения о проведении торгов.

Официальный ресурс не содержит возможностей отслеживания всего закупочного процесса по номеру извещения, и поэтому такой номер сложно рассматривать как полноценный идентификатор хозяйственной операции между государственной или муниципальной структурой и исполнителем по договору.

В каких тендерах лучше участвовать на старте: Видео

29 июня 2015 года Министром экономического развития РФ подписан Приказ №422 «Обутверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки».

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 21.07.2015 за № 38100 и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru 23.07.2015г. за №0001201507230032.

Приказ вступает в силу с 1 января 2016 года.

С 1 января 2016 года заказчики будут обязаны указывать идентификационный код закупки в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а с 1 января 2017 года - в реестре контрактов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Порядком формирования идентификационного кода закупки (далее – Порядок) определены правила формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура.

Устанавливается 36-значная структура идентификационного кода, представляющего собой цифровой машиночитаемый код.

Идентификационный код формируется заказчиком для каждой закупки отдельно, за исключением нижеуказанных случаев, когда определяется общий код для всех закупок по каждому из перечисленных объектов закупок, предусмотренных:

1. пунктом 7 части 22 статьи 83 Закона о контрактной системе - осуществление закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.

2. пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе - осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей.

3. пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе - осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей, отдельными категориями заказчиков (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад и др.)

4. пунктом 26 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе - заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий.

5. пунктом 33 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе - заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами.

В отношении каждого из указанных объектов закупок, относящихся к исключениям, заказчик формирует единый идентификационный код без определения кода объекта закупки по каталогу товаров, работ, услуг (в разрядах 30-33 указывается значение «0»).

В отношении всех остальных объектов закупок идентификационный код присваивается каждой закупке в отдельности.

Структура идентификационного кода будет следующей:

  • 1-2 разряды – год размещения извещения;
  • 3-22 разряды – идентификационный код заказчика (ИКУ), присвоенный заказчику Федеральным казначейством в целях ведения реестра банковских гарантий, реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, оставляющие государственную тайну;
  • 23-26 – порядковый номер закупки по плану закупок;
  • 27-29 – порядковый номер закупки по плану-графику;
  • 30-33 – код объекта закупки по каталогу товаров, работ, услуг;
  • 34-36 – код вида расходов по бюджетной классификации РФ.
Поскольку Порядком предусмотрено внесение в идентификационный код кода объекта закупки по каталогу товаров, работ и услуг, который в настоящее время не утвержден, при формировании кода с 1 января 2016 года следует также руководствоваться ч.12 ст. 112 Закона о контрактной системе, предусматривающей, что до 1 января 2017г. идентификационный код закупки формируется на основе кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов (без кода по каталогу).

Идентификационный код закупки должен обеспечивать взаимосвязь плана закупок, плана-графика, извещения об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, а также контракта. Данные изменения обеспечат удобный поиск всех документов закупки от плана-графика до заключения контракта, в случае обеспечения автоматизированной взаимосвязи через данных идентификационный код.

Порядком также установлено, что после указания в идентификационном коде закупки информации о порядковом номере записи в плане-графике, такой код должен оставаться неизменным вплоть до завершения периода хранения информации и документов о такой закупке, установленного законодательством РФ об архивном деле.

0

Закон о контрактной системе в ст. 23 обязывает заказчика в плане закупок, а также в плане-графике, извещении и других документах, связанных с процедурой закупки, указывать ее идентификационный код.

Идентификационный код закупки

Данный код заказчику необходимо указывать, в числе прочего, в контракте и закупочной документации. Как сформулировано в Законе о контрактной системе, код используется на практике для взаимосвязи закупочных документов.

Для действительного обеспечения этой документальной связи, госзаказчику следует указывать код закупки также в документации приемки, предусмотренной Законом № 44-ФЗ, так как она связана со всеми перечисленными в законодательстве закупочными документами.

Отличие этого кода от, например, ОКПД2, заключается в его более всеобъемлющем характере. Так, код ОКПД2 включается в его разрядность как составная часть.

Регистрация на портале :
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Как составить извещение о закупке: идентификационный код

Где заказчик может взять идентификационный код, и в каком именно виде следует вставлять его в документы? Данный 36-разрядный код формируют, используя КБК. Также при этом определении используются коды общероссийских классификаторов и каталога товаров, работ, услуг, который в скором будущем возникнет в ЕИС.

На текущий момент законодательство относительно вступило в силу только частично (ч. 1, ч. 2 ст. 23 Закона № 44-ФЗ). Требование же к госзаказчику указывать данный код в извещении о закупке вступает в силу с 1 января 2017 года.

Формирование идентификационного кода закупки

Код должен быть цифровым и машиночитаемым, структурно он выглядит как 36-значная последовательность цифр. Из чего же этот код закупки состоит?

Рассмотрим, что представляют собой 1–2 разряды идентификационного кода закупки. Они выглядят интуитивно знакомо, и действительно соответствуют последним двум цифрам года, когда заказчиком было размещено извещение о закупке . Если в случае данного типа процедуры определения поставщика законом о контрактной системе не предусмотрено размещение в ЕИС извещения, то тогда проставляются последние две цифры года, когда заказчик заключает контракт с единственным поставщиком.

О том, как формировать и вести новый план-график на 2017 год, а также скачать образец формы плана-графика на 2017 год, .

Далее 3–22 разряды в составе кода - это идентификационный код самого заказчика, который планирует закупки. Этот код полностью соответствует уже имеющемуся у заказчика персональному коду, который формируется в порядке приказа Минфина России от 18.12.2013 № 127н. Если планированием закупок занимается уполномоченный орган, тогда код заказчика он формирует на основании своих данных.

23–26 разряды классификаторы - это уже информация, которая сообщает номер самой закупки. Если говорить точнее, то это ее номер из плана закупок, составленного заказчиком. 27–29 разряды, соответственно, представляют собой также номер закупки, но уже из другого плана, плана-графика. Разряды с 30 по 33 в коде закупки сообщает нам информацию об объекте закупки по каталогу ТРУ (на основе ОКПД2), детализация производится до уровня группы. Делается это так:

  • разряды с 30 по 31 соответствуют классу;
  • 32 - подклассу;
  • 33 разряд - группе;
  • разряды кода с 34 по 36 сообщают сведения о видах расходов по бюджетной классификации РФ.

Используйте фразу «или эквивалент» только с товарным знаком. Например, заказчик планировал отремонтировать помещение и в техзадание вписал: «грунтовка "Тифенгрунд" или эквивалент». Если поставите фразу рядом с продукцией или технологией, у которых нет товарного знака, ФАС посчитает, что вы нарушили закон. Каких еще ошибок избегать, когда составляете техзадание, читайте в рекомендации:

Исключения при составлении кода

Важно подчеркнуть, что описанные выше правила, по которым формируется разрядность кода закупок действительны не для всех случаев. Так, исключениями являются :

  • закупка, в которой объектом являются лекарственные препараты, проводимая через запрос предложений;
  • закупки, отвечающие определению закупок малого объема (в соответствии с п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
  • закупки, объект которых связан с направлением сотрудника в командировку.
  • объекты закупок, которые связаны с проведением фестивалей или концертов (см. п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках)
  • закупки, связанные с услугами преподавателей и экскурсоводов.

Во всех перечисленных выше случаях, предусмотренных законодательством о контрактной системе, когда заказчик формирует идентификационные коды, он должен указывать нули в разрядах 30-33.

Идентификационный код закупки: изменения с 2017 года

Хотя положения Закона № 44-ФЗ об идентификационном коде закупки не заработали еще в полной мере, Минэкономразвития России уже подготовило определенные изменения в порядок его формирования, указанные в .