Все налоги и платежи для индивидуальных предпринимателей можно разделить на четыре основные категории:

  1. Фиксированные платежи во внебюджетные фонды «за себя».
  2. Налоги и платежи во внебюджетные фонды с зарплаты работников .
  3. Налоги в зависимости от выбранной системы налогообложения .
  4. Дополнительные налоги и платежи (в зависимости от вида деятельности ).

Бесплатная консультация по налогам

Страховые взносы ИП во внебюджетные фонды «за себя»

Индивидуальный предприниматель должен уплачивать страховые взносы «за себя» (фиксированные платежи) при любой системе налогообложения, даже если он не ведет никакой деятельности и не получает никакой прибыли. Если ИП работает один (без наемных работников), то платить отчисления он должен только «за себя».

В течение 2019 года предпринимателю необходимо произвести 2 платежа:

На пенсионное страхование На медицинское страхование Итого
29 354 руб. 6 884 руб. 36 238 руб.

Также индивидуальным предпринимателям, годовой доход которых за 2019 год будет больше 300 000 рублей, придется дополнительно заплатить 1% от суммы доходов превысивших эти 300 000 рублей до 1 июля следующего года.

Налоги и платежи во внебюджетные фонды с зарплаты работников

Индивидуальный предприниматель может нанимать работников по трудовым и гражданско-правовым договорам (договор подряда, договор на оказание услуг и другие, для разовой работы или работы, не требующей выполнения внутреннего распорядка).

Важно понимать, что нанимая к себе работника, ИП берет на себя дополнительные расходы и обязанности:

  • Исчисляет и удерживает НДФЛ с доходов выплачиваемых своим сотрудникам. Один раз в месяц (на следующий день после выплаты заработной платы) индивидуальный предприниматель обязан перечислять НДФЛ по ставке 13% в пользу налоговой инспекции, выступая в роли налогового агента.
  • Платит страховые взносы во внебюджетные фонды. Отчисления во внебюджетные фонды за работников платятся каждый месяц, исходя из размера тарифов страховых взносов, умноженных на заработные платы сотрудников.

Более подробно про налоги и страховые платежи за работников .

Обратите внимание , с 2017 года все страховые взносы, как фиксированные, так и за работников, уплачиваются по реквизитам ФНС РФ. Связано это с переходом администрирования страховых взносов в введение Федеральной налоговой службы с 2017 года.

Налоги в зависимости от выбранной системы налогообложения

Всего для индивидуальных предпринимателей предусмотрено пять налоговых режимов (один общий и четыре специальных):

  1. Общая система налогообложения – ОСН ;
  2. Упрощенная система налогообложения – УСН ;
  3. Единый налог на вмененный доход – ЕНВД ;
  4. Патентная система налогообложения – ПСН ;
  5. Единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН .

Более подробно ознакомиться с каждым действующим в России налоговым режимом вы можете на этой странице .

Дополнительные налоги и платежи ИП

Осуществление некоторых видов деятельности подразумевают уплату дополнительных налогов. К ним относятся:

  • Налог за производство и реализацию подакцизных товаров.
  • Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
  • Водный налог за использование водных объектов.

ИП, имеющие специальные разрешения и лицензии, помимо дополнительных налогов должны также осуществлять:

  • Регулярные платежи за пользование недрами.
  • Сборы за пользование объектами животного мира.
  • Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Примечание : дополнительные налоги, платежи и сборы необходимо платить независимо от системы налогообложения, на которой находится индивидуальный предприниматель.

Открывая собственное дело, каждый предприниматель, прежде всего, просчитывает налоговую нагрузку. Не секрет, что в России давление налогового бремени на малый бизнес достаточно серьезное, поэтому многие работают полулегально, скрывая свои реальные доходы.

Однако руководство страны понимает, что доля налогов малого бизнеса в бюджете значительна, и объем поступлений может увеличиться, если создать условия для развития этого сегмента.

Именно поэтому, сейчас много усилий прикладывается для оказания , а также для создания условий для выхода его из тени. О том, какой предстоит налог на малый бизнес 2015 и какие предусмотрены льготы, и поговорим далее.

  • Налоговые системы для малого бизнеса;
  • Новшества по налогам для малого бизнеса в 2015 году;
  • Три года без проверок;
  • Налоговые каникулы для ИП.

Системы налогообложения малого предпринимательства

Налоги для малого бизнеса – понятие обширное, включающее в себя целый ряд систем налогообложения. Чаще всего небольшие предприятия и ИП выбирают:

  • ОСНО;
  • патент;
  • ЕНВД.

ОСНО – это общая система налогообложения, на которую каждое юридическое и физическое лицо переводится сразу же после регистрации. Она предусматривает обложение бизнеса целым набором налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, НДФЛ и т.д.). Это наименее привлекательная система для малого бизнеса, поскольку объем налогов здесь наибольший, а также необходимо вести подробный бухгалтерский учет всех операций.

УСН – это один из налоговых спецрежимов, предназначенных именно для малого бизнеса. Налоговые сборы для малого бизнеса на УСН ограничиваются уплатой одного налога в размере:

  • 6% с прибыли;
  • 15% с оборота.

Малый бизнес чаще всего выбирает именно эту систему, поскольку она позволяет вести упрощенный учет, и объемы выплат при этом небольшие.

Патентная система доступна только микробизнесу. Ее еще называют торговым налогом на малый бизнес. Зачастую речь идет об ИП, которые оказывают бытовые услуги населению или торгуют различными товарами на рынках и в небольших магазинах. Сама по себе система предусматривает покупку патента на определенный срок (чаще всего год), уплаченная при этом сумма и является налогом с деятельности.

ЕНВД – это налоговый спецрежим, на который автоматически переводятся малые предприятия, занимающие определенными видами бизнеса. Расчет налога здесь основывается на специальных коэффициентах и физических показателях (торговая площадь, количество ТС и так далее). Налоговые поступления от малого бизнеса здесь ограничиваются одним налогом, а НДС, налог на прибыль и другие, как и в предыдущих случаях, не платятся.

Существуют и такие спецрежимы по налогам, как ЕСХН, которым могут воспользоваться только сельхозпроизводители. Кроме того, стоит учитывать, что в каждом субъекте федерации могут быть свои индивидуальные правила налогообложения, ставки налогов и другие нюансы,с учетом нововведений на налоги малый бизнес 2015, принятых руководством страны.

Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Налоги для малого бизнеса в 2015 году: нововведения

В июле президент подписал закон об особых налоговых режимах для малого и среднего бизнеса, который способствует снижению налоговой нагрузки на предпринимателей. Некоторые эксперты даже заговорили о новом налоге на малый бизнес, однако все несколько проще.

В частности, этот нормативный акт позволит региональным властям снижать ставки для тех, кто выбрал упрощенную систему НО. Налог, исчисляемый с прибыли, можно уменьшить с 6% до 1%, а в Крыму с 4% до 1%. Тем ИП, которые зарегистрировались впервые и собираются оказывать бытовые услуги гражданам, региональные власти могут устанавливать нулевую ставку налога при УСН и работе по патенту.

Изменения коснулись патентной системы. Количество видов деятельности, в рамках которых можно работать по патенту, увеличивается с 47 до 63. В частности, теперь патент смогут приобрести предприниматели, занимающиеся изготовлением продукции из молока, аквакультурой и рыболовством, ремонтом компьютерного оборудования, выращиванием овощей, заготовкой трав и семян и так далее.

Некоторые эксперты, правда, считают, что регионы не станут снижать ставки, опасаясь уменьшения налоговых поступлений от малого бизнеса. Потому для реализации данной программы в перспективе будут выделены соответствующие средства, чтобы в погоне за поступлением налогов от малого бизнеса местные чиновники не игнорировали нововведения.

Освобождение от проверок

Еще одной новостью по налогам для малого бизнеса стало освобождение от налоговых проверок. Соответствующий закон приняла Госдума первого июля текущего года. В соответствии с данным нормативным актом, малый бизнес с первого января 2016 года освобождается от различных проверок контрольно-надзорных органов сроком на три года. Освобождение касается тех предприятий и ИП, которые в течение предыдущих трех лет не допускали нарушений законодательства.

В то же время надзорные органы могут проверить малый бизнес в том случае, если ранее его должностные лица или само предприятие (ИП) были привлечены к административной ответственности за грубые нарушения законов, или деятельность была временно остановлена.

Освобождение не касается проверок по части пожарной, экологической и промышленной безопасности. По мнению авторов закона, он позволит снизить надзорное давление на бизнес, которое в значительной мере останавливает рост и развитие малого и среднего бизнеса.

Налоговые каникулы

В декабре минувшего года был принят еще один интересный закон, позволяющий малому бизнесу снизить налоговое бремя. В нем прописан не новый налог на малый бизнес, а специальный режим, который называется налоговыми каникулами. Налоговыми каникулами смогут воспользоваться ИП, которые зарегистрировались впервые. Им будет предоставлено право на нулевую ставку налога в течение двух налоговых периодов с момента регистрации. Программа, по которой бизнесу могут быть предоставлены налоговые каникулы, будет действовать с 2015 по 2020 год.

О каких налогах для малого бизнеса идет речь? Нулевая ставка будет устанавливаться для ИП, которые перешли на патентную систему или УСН. При этом сфера деятельности, в которой будет работать предприниматель, должна быть производственной, социальной или научной. ИП, имеющий право на нулевой налог на малый бизнес, должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя впервые.

Региональные власти имеют право устанавливать ограничения для льготников по количеству наемных работников или объему поступлений. Эксперты считают, что этот закон позволит тем, кто только начинает бизнес, освоиться в нем без лишних потерь, а тем, кто работает без регистрации, легализовать свой бизнес.

Налоги на малый бизнес в России, безусловно, всегда были менее обременительны и сложны в исчислении, однако есть немало спорных моментов, которые пугают потенциальных предпринимателей. Сегодня власти пытаются привлечь в малый бизнес как можно больше граждан, для чего и был принят ряд законов, направленных на снижение налоговой нагрузки.

Любая деятельность человечества, приносящая доход, в современном мире облагается теми или иными взносами в пользу государства. Малое предпринимательство – не исключение. Но во всех странах налогообложение малого бизнеса имеет особенности, целью которых является развитие деятельности малых предприятий в тех или иных сферах путем предоставления условий и налоговых ставок, которые отличаются от общих в стране налоговых норм для бизнеса.

Что такое малый бизнес?

Прежде чем рассматривать налогообложение малого и среднего бизнеса, уточним, какой бизнес считается малым. Это индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства и предприятия, удовлетворяющие следующим условиям:

  1. Предельный размер выручки от реализации товаров (без учета НДС):
    • малые – до 400 млн рублей.
    • средние — до 1000 млн рублей.
  2. Численность работников:
    • малые – до 100 человек.
    • средние — от 101 до 250 человек.
  3. Доля участия учредителей-юридических лиц – не более 25%.

Системы налогообложения в России

В целом режимы налогообложения в России разделяются на общий и несколько специальных. По умолчанию, если вновь открывшееся юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не выбирает режим самостоятельно, уведомив об этом налоговую инспекцию, то к нему применяется общий режим. Общая система налогообложения малого бизнеса не имеет никаких особенностей. Организацией будут выплачиваться все федеральные налоги:

  • на прибыль;
  • НДФЛ;
  • единый социальный налог;
  • акцизы;
  • водный налог, налоги на добычу полезных ископаемых, за пользование природными ресурсами (объекты животного мира и водных биологических ресурсов).

Индивидуальный предприниматель на ОСНО выплачивает следующие федеральные налоги:

  • НДФЛ (13%) за себя и работников (если есть);
  • НДС (размер зависит от вида товара или услуги, 10% или 18%);
  • страховые взносы за работников (26% от суммы зарплаты работников);
  • фиксированные взносы за себя (в 2013 году сумма составляет 35 664,66 рублей). Эти же взносы выплачиваются и при применении специальных режимов.

Помимо федеральных существуют налоги региональные:

  • транспортный;
  • на имущество;
  • на игорный бизнес.

Наконец, есть еще местные налоги на землю и имущество физических лиц. С полным перечнем налогов можно ознакомиться в статьях 13, 14 и 15 Налогового кодекса. Более того, на ОСНО организация обязана вести налоговый и бухгалтерский учет в полной мере в соответствии с законодательством. Разумеется, для малого предприятия налоговое бремя ОСНО может оказаться непосильным. Поэтому предусмотрена система налогообложения малого бизнеса, включающая специальные режимы, которые освобождают малый бизнес от некоторых видов налогов. Рассмотрим вкратце каждый из режимов.

УСН

Упрощенная система налогообложения. Разрешается к применению только организациям с доходами не более 20 млн рублей в год, численностью работников не более 100, а также стоимостью имущества не более 100 млн. Данный режим заменяет НДС, а также налоги на имущество и прибыль единым налогом. Однако здесь есть исключения, перечень которых можно найти в Налоговом кодексе (статьи 174, 224, 284, 346 и некоторые другие). Облагаться налогом могут общие доходы (6%) или разница доходов и расходов (15%). При переходе на УСН допустимо выбрать только один вариант.

ЕНВД

Единый налог на вмененный доход. Ранее режим был обязательным при определенных видах деятельности (они указаны в п.2 статьи 346.26 НК), которые велись в тех регионах, где был введен ЕНВД, но с 2013 года стал добровольным. При его применении организации выплачивают:

  • ЕНВД (налогом облагается не фактическая прибыль, а потенциальный, то есть вмененный доход);
  • НДФЛ (из заработной платы работников);
  • взносы в ФСС (с выплат работникам).

ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог. Соответственно, применим только к сельскохозяйственным производителям, да и то не ко всем. Предприятие должно заниматься именно производством, переработка продуктов не попадает под данный режим. Кроме того, для подачи заявления с целью перехода на этот режим, доля дохода, полученного от продажи товаров самостоятельного производства за последний год, должна быть более 70%. Режим предусматривает уплату следующих налогов:

  • ЕСХН;
  • НДФЛ, пенсионные взносы и взносы в ФСС с заработной платы работников.

Патентная система

Применима только для ИП. Суть состоит в том, что предприниматель приобретает так называемый патент на определенную деятельность (допустимо всего 69 видов деятельности, перечень которых указан в п. 2 статьи 346.25.1 НК) и на конкретный промежуток времени (не более одного календарного года). Получив патент, ИП платит 6% от потенциального дохода. Потенциально возможный доход устанавливается налоговыми органами субъектов РФ. В рамках данного режима ИП освобожден от налога на имущество, НДФЛ и НДС. Более того, сумма патента может уменьшаться на сумму страховых взносов, однако не более чем на 50%. Для работы на патентной системе необходима строгая финансовая дисциплина. Счета-фактуры, чеки и прочая документация должны быть в наличии и учитываться. Понятно, что не для всех ИП это возможно. Чтобы понять, насколько режим выгоден, стоит самостоятельно подсчитать свои потенциальные доходы и налоги и сравнить с теми, которые установлены государством.

Неприятные нюансы специальных режимов

Несмотря на все выгоды, которые предоставлены специальными режимами, есть и неприятные особенности налогообложения малого бизнеса. Например, освобождение от НДС создает препоны в сотрудничестве с крупными предприятиями, которые могут отказаться от работы с представителями малого бизнеса ввиду возникновения сложностей с отчетностью. Или, касаемо ЕСХН, если по итогам года выясняется, что нарушены условия применения ЕСХН, придется пересчитать налоги в соответствии с ОСНО, да еще и заплатить пеню за несвоевременную уплату. Кроме того, несмотря на то, что процесс учета и отчетности при специальных режимах упрощен, тем не менее, для каждого режима есть свои обязательные требования, которые непременно нужно изучить и соблюдать во избежание штрафных санкций и других проблем

Камни преткновения в совершенствовании российского налогообложения малого бизнеса

В наше время именно малый и средний бизнес является основой экономики. Поэтому государство должно поощрять данную деятельность. Со стороны складывается впечатление, что так и есть. Принимаются новые законы, упрощающие процесс налогообложения, создаются льготы, однако на практике проблемы налогообложения малого бизнеса остаются нерешенными. Масса перспективных идей зарубается на корню, когда будущий предприниматель начинает считать, сколько придется отдать государству, причем еще до того, как появится стабильный доход. Налогообложение малого бизнеса в России вообще развивается крайне неравномерно и непоследовательно. К примеру, для бизнеса в инновационных, научных и технических сферах предусмотрены существенные льготы. Но такой вид деятельности очень сложно начать, а потому на общую картину налогообложения он никак не влияет. В остальном же мы имеем следующее:

  • Непостоянство политики в налоговой сфере. Постоянные изменения, обновления и усложнения, причина введения которых непонятна.
  • Размеры взносов и налогов, оплачивать которые многим новичкам просто не из чего. Например, налог с прибыли за каждого нанятого сотрудника.
  • Оставляет желать лучшего организация работы налоговых учреждений и ведомств.
  • Сложность ведения отчетности на фоне постоянно меняющегося законодательства. Начинающий предприниматель сталкивается с тем, что его знаний не хватает, а ошибки в составлении отчетности грозят штрафами. Приходится обращаться к специалистам. В итоге бывает так, что доходов еще нет, а затраты на ведение учета уже стали постоянной статьей расходов.
  • Наконец, в 2013 году в два раза увеличился размер взносов в ПФР, которые, как известно, должны вносить все зарегистрированные предприниматели, независимо от того, ведут они деятельность или нет.

Иначе говоря, если в других странах налоговая нагрузка на новичков в бизнесе снижена, то наше государство сегодня создало такие условия, в которых начинать свое дело, не имея больших накоплений, крайне рискованно и затратно. Но, как говорится, кто ищет, тот найдет пути для развития. Напоследок отметим, что данная статья является обзорной. При выборе того или иного режима следует тщательно изучить все условия, налоговые ставки и размеры взносов. Они могут варьироваться в зависимости от количества работников, размера их заработной платы, вида деятельности предприятия и многих других факторов.

В отличие от зарубежных стран в России отсутствует единая классификация хозяйствующих субъектов для целей налогообложения и налогового контроля, статистического наблюдения и международного анализа. Российское законодательство не содержит деления фирм на микропредприятия, малые и средние; в определении субъектов малого предпринимательства по Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" отсутствует качественная характеристика деятельности предприятий, отражающая их масштабы. Налоговый кодекс РФ вообще не содержит упоминания о субъектах малого предпринимательства. Главы 26.2 и 26.3 НК РФ, как будто вводящие специальные налоговые режимы для малого бизнеса, определяют иной круг лиц, не соответствующих понятию субъекта малого предпринимательства по Федеральному закону от. 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ И наконец, статистическое наблюдение в РФ организовано лишь за субъектами малого предпринимательства, максимальная численность персонала которых - 100 человек, а значит, при сопоставлении с малым бизнесом ЕС или США в России фактически упускается из вида значительная группа средних предприятий с численностью работников от 100 до 250 (500) человек Дьячкина Л.А. Анализ практики налогообложения малого бизнеса в России и за рубежом "Все для бухгалтера", 2007, N 4.

В литературе и средствах массовой информации часто обсуждаются тяжелое налоговое бремя для субъектов малого предпринимательства России и их незначительный налоговый вклад в консолидированный бюджет РФ. Приводятся оценки Журналы "Двойная запись", "Законодательство и экономика", на сайтах: www.nta-nn.ru, www.rcsme.ru и др. что налоговые платежи малого предпринимательства составляют 10 - 15% консолидированного бюджета РФ, и эти данные сравниваются с более чем 50%-ным налоговым вкладом субъектов малого бизнеса в бюджеты стран ЕС. Но если в ЕС в группу анализируемых субъектов малого бизнеса, за которыми организуется статистическое наблюдение, входят предприятия с численностью до 250 человек, то в РФ невозможно достоверно определить налоговый вклад даже малых (по Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ) предприятий.

Налоговые органы ведут мониторинг и регулярно формируют сведения об участниках двух упомянутых специальных налоговых режимов. Их налоговый вклад в консолидированный бюджет РФ действительно невелик, и за весь период существования спецрежимов в целом не превысил 1,3% или 0,3% от ВВП. Однако в точности оценить налоговый вклад субъектов малого предпринимательства, применяющих общий режим или уплачивающих налог с предпринимательского дохода физических лиц, не представляется возможным. Из-за отсутствия понятия малого предпринимательства в налоговом законодательстве учет налоговых доходов данной категории налогоплательщиков и основных показателей их деятельности в нашей стране не ведется, тем более что заявить о своем статусе - это ничего не дающее право, а не обязанность предпринимателей.

Фактически малому предпринимательству России доступны: классическая системы налогообложения (налог на прибыль и прочие налоги), упрощенная система налогообложения в виде ЕНВД и налог на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Состояние налогообложения малого бизнеса в целом можно охарактеризовать следующим образом.

Во-первых, с принятием части второй НК РФ окончательно закрепилась наметившаяся тенденция по отмене каких-либо льгот и переводу налоговых правоотношений исключительно в сферу действия НК РФ. Во-вторых, была утрачена взаимосвязь понятий малого предпринимательства для целей государственной поддержки и налогообложения. До принятия гл. 25, 26.2 и 26.3 НК РФ Законы РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" учитывали положения Федерального закона 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", использовался единый понятийный аппарат. В-третьих, действующие редакции специальных налоговых режимов и гл. 25 НК РФ содержат множество неясных и противоречивых положений, которые провоцируют налогоплательщиков на сокрытие доходов, разработку (в том числе в СМИ) и использование теневых схем.

Вместе с тем налогообложение предпринимательства с принятием гл. 26.2 и 26.3 стало более льготным и лояльным. Каждый участник упрощенной системы налогообложения стал платить в среднем в 3 раза меньше налогов, а плательщики налога на вмененный доход - в 1,7 раза меньше.

Рассмотрим более подробно действующие системы налогообложения малых предприятий в РФ.

Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) в качестве механизмов реализации фискальной функции выделены, помимо общего, специальные налоговые режимы.

Общий режим налогообложения предполагает уплату налогоплательщиками федеральных, региональных и местных налогов. Федеральные налоги действуют на территории всех регионов России, а региональные -- только в тех, где законодательный орган принял специальный закон об их введении, устанавливающий ставки, формы отчетности и сроки уплаты налогов. Местные налоги вводятся в действие актами местных органов власти.

Установление специальных налоговых режимов в отношении субъектов малого и среднего бизнеса продиктовано необходимостью учета при налогообложении направления и объема их деятельности.

Специальные налоговые режимы получили распространение и в ряде стран ближнего зарубежья, таких как Азербайджан, Армения, Беларусь, Таджикистан, Казахстан, Украина и др.

Использование специальных режимов заменяет уплату нескольких основных налогов, таких как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество организаций и единого социального налога (ЕСН), уплатой единого налога, размер которого рассчитывается в упрощенном порядке, при этом остальные налоги уплачиваются в общем порядке. Возможность применения специальных режимов зависит от сферы деятельности налогоплательщика, величины дохода (ст. 346.2, 346.12 НК РФ) и организационно-правовой формы бизнеса.

Делая окончательный выбор в отношении той или иной организационно-правовой формы бизнеса, необходимо отчетливо представлять как их недостатки, так и преимущества и возможность их использования.

Так, учредитель общества с ограниченной ответственностью (ООО) не отвечает своим личным имуществом по долгам фирмы и не несет ответственность за нарушения, которые были допущены в работе (ст. 87-94 гл. 4 ГК РФ).

По сравнению с акционерными обществами различного типа, индивидуальный предприниматель (ИП) имеет ряд преимуществ Андреев И. М. «Налогообложение субъектов малого предпринимательства» / / «На логовый вестник». 2005. № 1 0:

Простая и быстрая регистрация предприятия;

Любой размер уставного капитала;

Возможность регистрации ИП по месту жительства предпринимателя: отсутствие необходимости в банковском расчетном счете;

Простая схема налогообложения индивидуальных предпринимателей и легкое ведение бухгалтерии без необходимости наличия бухгалтера (ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ в ред. ФЗ от 23.12.2003 № 185-ФЗ).

В связи с этим лица, которые планируют начать предпринимательскую деятельность, выбирая организационно-правовую форму своего бизнеса, в большинстве случаях останавливаются на ООО или ИП.

В зависимости от различных показателей выбирается один из четырех специальных режимов или применяются несколько одновременно.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей -- специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей (организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукцию или выращивающих рыбу, осуществляющих ее первичную или последующую переработку) Артельных И. В. «ЕСХН: декларация изменилась» / / «Российский налоговый курьер». 2007. № 13-14.

Система предусматривает на добровольных началах замену единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН) уплату налога на прибыль, НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации), налога на имущество и ЕСН.

Упрощенная система налогообложения (УСНО) -- одна из наиболее популярных систем, поскольку налогоплательщик имеет возможность выбора объекта налогообложения, кроме того, он может вести бухгалтерский учет в минимальном объеме, что, безусловно, является существенным преимуществом. . Андреев И. М. «Налогообложение субъектов малого предпринимательства» / / «На логовый вестник». 2005. № 1 0.

Объектом налогообложения могут быть доходы (облагаются по ставке 6%) или доходы, уменьшенные на величину расходов (облагаются по ставке 15%). Выбор объекта налогообложения зависит от доли расходов в общем объеме выручки и их состава, так как не все расходы уменьшают доходы в целях налогообложения.

При переходе на УСНО налогоплательщик, в зависимости от организационно-правовой формы, освобождается от уплаты следующих налогов:

ООО -- налога на прибыль, НДС (учитывая требование гл. 21 НК РФ, обязывающей уплачивать НДС со стоимости товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций, ЕСН;

ИП -- налога на доходы физических лиц (НДФЛ) от предпринимательской деятельности, НДС (требование гл. 21 НК РФ), налог на имущество (только в отношении имущества, использованного в деятельности индивидуального предпринимателя) и ЕСН.

Существуют жесткие ограничения, установленные Налоговым Кодексом РФ по применению УСНО Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 04.12.2007, с изм. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2008). .

Не имеют права применять данную систему:

Банки, страховщики, негосудар ственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и нотариусы, занимающиеся частной практикой;

Юридические лица и ИП, занимающиеся игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, добычей полезных ископаемых (кроме не числящихся на государственном балансе и установленных в подп. 1 п. 2 ст. 336 НК РФ), являющиеся участниками соглашений о разделе имущества;

Переведенные на единый налог на вмененный доход (ЕНДВ) в соответствии с гл. 26.3 НК РФ;

Переведенные на ЕСХН.

Кроме того, на УСНО, согласно подп. 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, не имеют право переходить организации:

Имеющие филиалы и (или) представительства на территории Российской Федерации (ст. 55 ГК РФ);

В которых доля участия сторонних организаций превышает 25%;

Списочная численность работников которых за налоговый период превысила 100 человек;

В которых стоимость основных средств (ОС) Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (ред. от 27.11.2006) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6 / 01» (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2001 № 2689). и нематериальных активов (НА) Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 № 91н (ред. от 27.11 . 2006) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14 / 2000», определенных в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете», превышает 100,00 млн руб.

К неудобству данной системы можно отнести легкость утраты права по ее применению.

Для этого достаточно выйти за лимит годового дохода в 20,00 млн руб. или иметь остаточную стоимость ОС и НА более чем в 100,00 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Как следствие, возможная обязанность доплаты налога на прибыль, уплата штрафных санкций, восстановление данных бухгалтерского учета за весь период применения упрощенного режима налогообложения, возможная дополнительная сдача налоговой и бухгалтерской отчетности. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (ред. от 27.11.2006) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6 / 01» (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2001 № 2689). Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 № 91н (ред. от 27.11 . 2006) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14 / 2000»

Вполне оправдано было бы увеличение суммы этого лимита, для того чтобы более широкий круг предпринимателей смог воспользоваться данной системой, а налогоплательщики, уже использующие ее, не испытывали неудобств, связанных с переходом на общий режим налогообложения при незначительном превышении лимита.

Кроме того, налогоплательщики УСНО должны отслеживать все изменения в налоговом законодательстве, так как введение нового налога или изменение названия налога означает автоматическое включение их в качестве его плательщиков. Решение дублировать учет хозяйственных операций по правилам бухгалтерского учета или возможное появление обязанности перехода на уплату ЕНВД по одному или некоторым видам деятельности может повлечь за собой увеличение затрат на ведение учета.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. от 06.12.2007) (ред., действующая с 01.02.2008). -- специальный налоговый режим, который применяется в обязательном порядке в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, если предприниматели и организации занимаются следующими видами деятельности:

Оказание бытовых и ветеринарных услуг; услуг по ремонту, техническому обслуживанию, мойке автотранспортных средств и платных автостоянок;

Услуг общественного питания и розничной торговли;

Распространения или размещения наружной рекламы.

Существует возможность «выбора» ЕНВД для видов деятельности, для которых установлены следующие ограничения: Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. от 06.12.2007) (ред., действующая с 01.02.2008).

Розничная торговля (площадь торгового зала не более 150 кв. м);

Оказание услуг общественного питания (площадь зала обслуживания не более 150 кв. м);

Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов (не более 20 транспортных средств).

Соответственно превысив эти ограничения или, наоборот, уменьшив показатели до уровня ограничений, можно применять либо ЕНВД, либо общую или упрощенную систему налогообложения.

Размер налога фиксирован и не зависит от величины полученного дохода.

Данная система является не всегда экономически выгодной предпринимателю по причине частого несовпадения фактически полученного дохода с фактической суммы уплаченного ЕНВД.

Отсутствие возможности учета затрат при исчислении ЕНВД и, как следствие, снижение возможности к расширению бизнеса, влечет за собой желание налогоплательщика избежать уплаты ЕНВД путем перепрофилирования своей деятельности и переноса ее в регионы, где ЕНВД не уплачивается.

Стоит отметить, что, наряду с недостатками, налог обладает и неоспоримым преимуществом -- снижением себестоимости продукции (работ, услуг) за счет отсутствия таких налогов, как НДС и ЕСН, что особенно актуально для малых предприятий.

Также хотелось бы обратить внимание на то, что п. 4 ст. 346.12 НК РФ дает право организациям и индивидуальным предпринимателям применять УСНО и систему налогообложения в виде ЕНВД одновременно.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции -- довольно специализированный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции (полезных ископаемых, добытых из недр на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации), заключенных между государством и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

Но, как показывает статистика, самой популярной системой у представителей малого бизнеса является упрощенная система налогообложения в виде патента для индивидуальных предпринимателей.

Система налогообложения на основе патента -- модернизированный вид УСНО.

Суть этого способа уплаты налогов состоит в уплате фиксированной суммы за патент на вид деятельности, которым предприниматель занимается, не привлекая к своей деятельности наемных работников.

Покупка патента осуществляется на квартал, полугодие, 9 месяцев или год и оплачивается двумя частями: одну треть стоимости -- не позднее 25 дней после начала работы по новой системе, оставшуюся часть -- не позднее 25 дней по окончании периода, на который был выдан патент.

Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке, предусмотренной п. 1 ст. 346.20 НК РФ Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 04.12.2007, с изм. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2008). , процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение ИП упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Преимущество данного подхода, несмотря на необходимость соблюдения ограничения по размеру годовой выручки, в том, что список видов деятельности с возможностью приобретения патента настолько обширен, что охватывает практически весь спектр интересов малого предпринимательства. При этом условия работы с покупкой патента намного проще условий УСНО.

Так как возможность добровольного выбора организацией или ИП предусмотрена только для систем ЕСХН, УСНО и ее модернизированного варианта в виде патента для ИП, то и оптимизация может быть связана прежде всего с этими режимами.

Например, в Налоговом кодексе РФ до сих пор не установлено, что делать налогоплательщику, если он утратил право на применение УСНО по основаниям, не указанным в п. 4 ст. 346.13, который гласит: «Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 20 млн руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 (пункт, в котором перечислены лица, которые не в праве применять УСНО) и 4 (пункт об одновременном применении УСНО и ЕНВД) статьи 346.12 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям». Грудцына Л. Ю., Климовский Р. В. Налогообложение малого бизнеса по упрощенной системе налогообложения: юридический справочник. М.: «Эксмо», 2006.

Например, в связи с началом осуществления видов деятельности, указанных в п. 3 ст. 346.12 НК РФ, при которых субъект не вправе применять УСНО, в случае превышения численности и т. п.

Целесообразным представляется в этом случае дополнение ст. 346.13 НК РФ п. 8, например, следующего содержания: «В случае если налогоплательщик утратил право на применение УСНО, по основаниям, не указанным в п. 4 ст. 346.13, он обязан перейти на обычную систему налогообложения с даты утраты такового права. Об утрате права на применение УСНО налогоплательщик представляет в налоговый орган уведомление в срок до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла утрата права на применение УСНО».

Особое внимание следует обратить на тот факт, что в случае использования специальных налоговых режимов налогоплательщик уже не является плательщиком НДС. Следовательно, его контрагенты (покупатели или заказчики), применяющие общий режим налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, не могут возместить НДС, поэтому сделка становится для них малопривлекательной.

Необходимо отметить, что реальные налогоплательщики не остаются равнодушными к современному состоянию системы налогообложения малого бизнеса, и вызывает уважение настойчивость, с которой они пытаются найти решения некоторых проблемных моментов в налоговом законодательстве. Поправки к Налоговому кодексу РФ, предложенные рядом групп налогоплательщиков, отличает высокая юридическая грамотность и глубокое понимание проблем на практическом уровне. При этом поправки касаются как создания благоприятного режима налогообложения малого бизнеса, так и шагов, позволяющих минимизировать урон бюджетной системы страны. Хочется надеяться, что акции такого рода не останутся без внимания со стороны законодателей и конструктивные и оправданные предложения попадут на страницы Налогового кодекса.

Необходимость оптимизации системы налогообложения малого бизнеса признается и законодателями. Совершенно очевидно, что без дальнейших реформ в этой области не обойтись, так как удобство, грамотность и простота уплаты налога является ключевым моментом не только в выполнении государством в полном объеме своей фискальной функции, но и в повышении мотивации к развитию у малого бизнеса, без которого невозможно повышение конкурентоспособности страны в целом. Существующая в настоящее время система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход нуждается в серьезном реформировании. Действующий порядок определения налогооблагаемой базы не находит единого одобрения со стороны налогоплательщиков.

Положение можно исправить, создав максимально комфортные условия для развития малого бизнеса, который является основным источником налоговых поступлений в местные бюджеты.

Следует отметить справедливость мнения о том, что введение особого порядка налогообложения малых предприятий противоречит принципу нейтральности налоговой системы. Однако в данном случае льготы малым предприятиям должны лишь компенсировать им вызываемые как экономическими, так и институциональными причинами объективно меньшие возможности самофинансирования, получения кредитов и финансирования через финансовые рынки. Исходя из этих соображений, представляется, что использование налоговых льгот для поощрения развития малого предпринимательства возможно, однако должно осуществляться крайне продуманно с тем, чтобы при их использовании минимизировать возможности уклонения от налогов.

Задача приспособления налоговой системы для малого бизнеса состоит не в том, чтобы заменить большинство из действующих налогов одним налогом, а в том, чтобы разработать упрощенные режимы уплаты налогов (включая и вмененный налог) и критерии, согласно которым предприятие попадает под действие этих режимов. При этом предприятия должны иметь возможность выбора между традиционной, упрощенной и вмененной системами.

Разумеется, добровольность применения упрощенного налогообложения не подразумевает возможности многократно менять применяемую систему за короткий период времени. Следует определить срок, в течение которого следует оставаться в той системе, которая была выбрана. Поскольку обратный переход к полному учету может осуществляться не только по желанию плательщика, но и в результате превышения критерия признания предприятия малым, нецелесообразно одновременно ограничивать возможность перехода на полный учет по выбору плательщика. Мы считаем, что имеет смысл предусмотреть ограничение на повторное применение упрощенной системы в течение определенного срока. А именно, если налогоплательщик применял упрощенную систему и перешел к полному учету, то повторно принять упрощенную форму налогообложения он имеет право только по прошествии 3-х лет после возвращения к общепринятому учету. И, наконец, нельзя менять систему учета в течение налогового периода.

Кроме того, добровольность применения порядка, предусмотренного для малого предпринимательства, не исключает использования вмененного минимального налогообложения тех видов деятельности и в тех случаях, когда есть достаточные основания предполагать высокую рентабельность рассматриваемой деятельности и одновременно существенные возможности сокрытия выручки от учета или необоснованного завышения затрат. Для установления минимальных налогов в этом случае следует произвести эмпирические исследования и на их основании определить приемлемые базы вменения и ставки минимального налога, дифференцированные по видам деятельности.

Под эффективностью функционирования системы ЕНВД для отдельных видов деятельности следует принять достижение максимума (или возможное стремление к нему) следующих параметров:

1. Снижение издержек ведения бухгалтерского и налогового учета и составления отчетности

2. Соответствие доходов вмененного и фактического (руководствуясь принципом нейтральности налоговой системы) в целях стремления к экономической эффективности.

Для оценки этих параметров предлагается использование соответствующей субъективной статистики. Источником статистических данных могут быть результаты опросов предприятий - налогоплательщиков ЕНВД.

В качестве объективного критерия эффективности функционирования системы ЕНВД предлагается рассмотрение следующих показателей (и их динамики):

1. Количество предприятий, осуществляющих виды деятельности, облагаемые единым налогом;

2. Натуральные и стоимостные оценки произведенной в результате осуществления облагаемых единым налогом видов деятельности продукции;

3. Два предыдущих показателя на душу 100 тысяч жителей (на душу населения);

4. Объем налоговых поступлений от взимания ЕНВД.

5. Доля налоговых поступлений от ЕНВД в муниципальных бюджетах.

Об эффективности функционирования системы ЕНВД следует судить по всей совокупности перечисленных показателей.

В целях создания прозрачной, однозначно воспринимаемой, единой и эффективной системы налогообложения в виде ЕНВД, в соответствии с рекомендациями МНС РФ, необходимо:

Уточнить порядок определения корректирующего коэффициента К2 в связи с различным подходом к установлению его значений законами субъектов РФ;

Уточнить перечень видов деятельности, подлежащих обложению ЕНВД;

Определить исчерпывающий, однозначно воспринимаемый и экономически обоснованный список особенностей ведения предпринимательской деятельности, учитываемых при определении коэффициента К2, подлежащих обязательному учету, по каждому виду предпринимательской деятельности;

Применять методику разбиения коэффициента К2 на составляющие (сомножители). При этом каждая составляющая должна соответствовать одной из особенностей ведения предпринимательской деятельности и принимать значения от 0,01 до 1;

Введение единого порядка детализации видов экономической деятельности, а также особенностей ведения такой деятельности.

В настоящее время идет активная подготовка к изменению законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства. При этом, имеется в виду разделение малого предпринимательства по категориям в зависимости от экономических показателей деятельности, - на крупное, среднее и микро предприятие малого бизнеса. Законодательство о государственной поддержке малого предпринимательства охватывает весь контингент малых предприятий и касается примерно 1 млн. предприятий, на которых работает около 8 млн. человек.

Действия Правительства Российской Федерации в сфере поддержки развития малого предпринимательства будут направлены на решение следующих основных задач:

Формирование стабильных нормативно - правовых условий функционирования малого предпринимательства;

Создание условий для инвестирования и кредитования малого предпринимательства на основе внедрения прогрессивных финансовых технологий;

Упорядочение механизмов налогообложения и процедур учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства;

Защита малого бизнеса от антиконкурентных действий локальных монополий, включая муниципальные организации, на региональных рынках;

Повышение эффективности использования бюджетных ресурсов поддержки малого предпринимательства в качестве гарантийных схем для банковского кредитования;

Формирование рынка информационных, консультационных, научно - технологических и обучающих услуг для малых предприятий, в том числе оказываемых специализированными объектами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства с использованием современных технологий.

На уровне предприятия в целях совершенствования системы налогообложения в виде ЕНВД необходима грамотная организация бухгалтерского и налогового учета, непрерывной мониторинг законодательства, оценка налоговых последствий сделок не только с точки зрения налогового, но и смежных отраслей законодательства. Эти меры позволят без каких-либо значительных затрат оптимизировать налоговые платежи и избежать при этом пеней и штрафных санкций.

ИП и организации, отнесенные к субъектам малого бизнеса, имеют право на различные льготы в части ведения учета и уплаты налогов. В статье разберем особенности налогообложения малого предприятия в 2018 году: должен ли субъект малого бизнеса платить НДС, НДФЛ, налог на прибыль и в каких случаях.

Что такое малое предприятие: критерии 2018 года

Субъектом малого и среднего бизнеса может быть признаны как организации в форме юридического лица, так и индивидуальные предприниматели при условии соблюдения:

  • лимита доходов;
  • ограничений по численности сотрудников (штатных и наемных);
  • предельного показателя допустимой доли других организаций в уставном капитале фирмы.

Требования для причисления субъекта хозяйствования к категории малых предприятий установлены действующими законодательными актами. В 2018 году законодатели установили следующие критерии для малых предприятий:

№ п/п

Критерии для малого предприятия

Описание

1 Уровень дохода

Сумма дохода, полученная организацией по итогам отчетного года, не должна превышать 800.000.000 руб. Данная сумма рассчитывается на основании выбранной системы налогообложения и подтверждается показателями, отраженными в налоговой декларации

Численность сотрудников Среднесписочная численность сотрудников организации, рассчитанная по итогам отчетного года, не должна составлять более 100 человек
3 Доля других организации в уставном капитале предприятия

Ограничение относительно доли участия других организаций в уставном капитале фирмы установлены в следующем размере:

  • до 25% – при участии федеральных и муниципальных формирований, религиозных и общественных организаций;
  • до 49% – при участии юрлиц.

Доля участия организаций, которые сами являются субъектами малого предпринимательства, лимитом не ограничена.

Также действующими законодательными актами установлены требования для отнесения организаций и ИП к категории микро- и средних предприятий:

Учет малых предприятий

С 2016 года государство веден учет малых предприятий в ЕРСМиСП (единый реестр субъектом малого и среднего предпринимательства).

Информация о субъектах малого и среднего бизнеса в Едином реестре отражается органом фискальной службы на основании имеющихся отчетных документах:

  • налоговых деклараций;
  • отчетах о среднесписочном количестве сотрудников;
  • данных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Для включения организации в ЕРСМиСП специально обращаться в ФНС не нужно. Территориальный орган фискальной службы самостоятельно обрабатывает имеющиеся отчетные документы и, при соответствии показателей необходимым требованиям, включает организацию или ИП в ЕРСМиСП.

Информация об организациях и ИП, включенных в ЕРСМиСП, размещена на официальном сайте ФНС и является общедоступной для всех интернет-пользователей (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/regbusiness/).

Особенности налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса зависит от налогового режима, выбранного и использующегося организацией. Также от системы налогообложения зависит, признается ли малое предприятие плательщиком НДС, НДФЛ и налога на прибыль.

Налоги для малого предприятия на УСН

Субъект малого бизнеса может использовать упрощенную систему налогообложения в случае, если его деятельность удовлетворяет следующим требованиям:

  • уровень годового дохода не превышает 150.000.000 руб.;
  • среднесписочное количество сотрудников составляет не более 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств в собственности фирмы не превышает 000.000 руб.

Если субъектом малого предпринимательства выступает организация, то для получения права на применение «упрощенки» фирме необходимо не иметь филиалов и представительств, а также соблюдать условия участия других организаций в собственном уставном капитале (до 25%).

Подразумевается, что организация, включенная в ЕРСМиСП в качестве малого предприятия, уже удовлетворяет необходимым требованиям УСН в части уровня дохода и количества сотрудников. Но для получения права на использование «упрощенки» организация должна соответствовать всем прочим требованиями налогового режима (отсутствие филиалов, лимит остаточной стоимости ОС).

Расчет налога для малых предприятий на УСН зависит от выбранной налоговой схемы:

  1. Организации и ИП на УСН «Доходы 6%» рассчитывают налог как произведение налоговой базы (доход без учета расходов) и ставки 6%.
  2. Субъекты малого предпринимательства на УСН «Доходы минус расходы 15%» определяют налоговую базу как разность полученных доходов и понесенных расходов.

Малое предприятие на УСН не является плательщиком НДС и налога на прибыль. При этом организации, выступающие субъектами малого бизнеса и имеющие в штате работников, признаются плательщиками НДФЛ в качестве налоговых агентов. ИП с работниками обязан выплачивать НДФЛ не только за сотрудников, но и за себя.

Субъект малого бизнеса на патенте

Плательщиками налога на патентной системе налогообложения (ПСН) могут выступать только индивидуальные предприниматели со среднесписочным количеством наемных работников до 15 человек, при условии, что ИП ведет деятельность согласно закрытому перечню гл. 26.5 НК РФ.

Патент выдается с любой даты сроком от 1-го до 12-ти месяцев. Оплата налога на ПСН оплачивается авансом на полный срок действия патента.

ИП на патенте не являются плательщиками НДС, НДФЛ, налога на прибыль. При этом предприниматели на патенте обязаны исчислять и выплачивать НДФЛ за наемных работников в установленном порядке.

ЕНВД для малых предприятий

Юрлица и ИП, отнесенные к категории субъектов малого и среднего бизнеса, могут выступать плательщиками ЕНВД при условии, что деятельность субъекта хозяйствования соответствует закрытому перечню, приведенному в п.2 ст.346.26 НК РФ.

Малые предприятия и ИП могут применять ЕНВД, если:

  • среднесписочная численность сотрудников организации не превышает 100 человек;
  • доля участия других организаций в уставном капитале фирмы составляет не более 25%;
  • фирма не осуществляет деятельность в рамках договора простого товарищества или доверительного управления;
  • ЕНВД введен в действие на территории субъекта РФ, в котором ведет деятельность предприятие.

Плательщиками ЕНВД не могут быть малые предприятия, сдающие в аренду автозаправочные станции.

Малые предприятия, выступающие плательщиками ЕНВД, освобождаются от уплаты:

  • НДС;
  • налога на прибыль;
  • налога на имущество.

Предприниматели на ЕНВД также освобождаются от уплаты НДФЛ за себя. При наличии наемных работников (как у ИП, так и в организации) субъект малого бизнеса, исполняя обязанности налогового агента, обязан уплачивать НДФЛ в общем порядке.

Субъект малого бизнеса на ОСНО

В случае если малое предприятие не соответствует требованиям, установленным для перехода на УСН, ЕНВД или ПСН, то в таком случае субъект хозяйствования признается плательщиком налога на общих основаниях (ОСНО) и приобретает обязательства по уплате НДС, НДФЛ (для ИП), налога на прибыль (для юрлиц).

Упрощенный учет для малых предприятий

Вне зависимости от выбранной системы налогообложения, субъект малого предпринимательства может:

  • не устанавливать и соблюдать лимита кассы;
  • начислять амортизацию на основные средства не ежемесячно, а 1 раз в год;
  • не составлять локальные акты в части регулирования правил внутреннего трудового распорядка, графика сменности, условий премирования сотрудников, т.п.

Отметим, что освобождение от обязательств по оформлению локальных нормативных актов освобождены только микропредприятия при условии, что график сменности и прочие условий труда утверждены в трудовых договорах с сотрудниками.