Как осуществить подачу запроса разъяснений аукционной документации? В адрес кого, а также в какие сроки он направляется? Что можно сделать, если от заказчика не поступает ответ на запрос?

Разъяснение аукционной документации

В соответствии с Законом № 44 (статья 65), подачу запроса, связанного с разъяснением положений аукционной документации, вправе сделать любой из аккредитованных участников независимо от того, подана им заявка на этот аукцион либо нет. Подачу запросов на разъяснение прекращают за 3 дня до того, как оканчивается срок подачи запросов для аукциона.

Запрос на разъяснение участником может быть подан только из личного кабинета на ЭТП. Оформление его проводится на площадке в электронном виде, а затем подписывается электронной подписью лица, которое действует от имени участника.
Заказчику необходимо ответить на запрос в двухдневный срок (учитываются только календарные дни). Ответ должен быть опубликован в ЕИС, причем автор запроса не указывается.

Если запрос поступает позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок, то отвечать на такой запрос заказчик не должен (ч. 4 ст. 65 Закона N 44-ФЗ). В случае, когда последний день срока поступления заказчику запроса приходится на выходной, датой окончания данного срока является следующий за ним рабочий день (Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2882).

Практика по жалобам, связанным со сроками ответа на запросы участников: http://primorie.fas.gov.ru/solution/9693 , http://chel.fas.gov.ru/solution/14033

Возможно, Вас также заинтересует:

  • Онлайн калькулятор стоимости банковской гарантии

    Предлагаем воспользоваться нашим сервисом по сравнению стоимости банковских гарантий в разных банках.

  • Жалобы в ФАС

    Поможем оформить жалобы в ФАС. Поддержка и консультирование на всех этапах.

  • Госзакупки: дайджест новостей

    С начала 2016 года в сфере госзакупок произошли серьезные изменения: заказчики приступили к использованию нового справочника ОКПД 2, заработала обновленная ЕИС, ограничена закупка иностранного ПО.

Обжалование аукционной документации

При наличии ошибок в документации или если какие-то её положения покажутся участнику некорректными, а сделанные заказчиком разъяснения его не удовлетворят, у участника есть право на обжалование аукционной документации в суде либо в Федеральной антимонопольной службе, уполномоченной Правительством РФ выступать контрольным органом в области закупок.

Жалоба на аукционную документацию подается и без оформления запроса на разъяснение, поскольку законом разрешено обжалование действий заказчика любым из участников закупки, даже если он не аккредитован на Электронной торговой площадке, а также объединениям юридических лиц и общественным объединениям. Что касается срока обжалования аукционной документации, то он установлен до окончания срока подачи заявок.

Жалобу необходимо рассмотреть по существу в пятидневный срок (учитываются рабочие дни) с того дня, как она поступит. ФАС имеет право на приостановление размещения заказа до того, как решение будет принято. В числе возможных решений может быть отмена аукциона. Но если не отменена либо не приостановлена процедура размещения, а участником все-таки подана заявка на участие в аукционе, значит участник, будучи согласным с аукционной документацией, должен соблюдать процедуру определения поставщика.

До того как окончится срок подачи заявок, заявление на участие может быть отозвано. Если же такой срок миновал, то отказ от участия уже невозможен.

Обжаловать положения аукционной документации можно в суде. Процедура проходит в соответствии с нормами гражданского законодательства, выходя за рамки Закона № 44. Не устраивающее участника Решение ФАС также можно обжаловать в судебном порядке.

О том, как проводить анализ аукционной документации, можно увидеть в вебинаре

Любой заказчик при формировании закупочной документации старается учесть как можно больше нюансов, чтобы исключить ее неоднозначную трактовку потенциальными поставщиками. Участники закупки, ознакомившись с опубликованной закупочной документацией на Официальном сайте, в случае возникновения вопросов к ее отдельным пунктам, могут направить организатору закупки запрос на разъяснение закупочной данных .

Цель подачи таких запросов заключается в пояснении, уточнении, конкретизации для участников закупки непонятных моментов закупочной документации. При этом, суть самой закупки меняться не должна, т.е. предмет закупки остается прежним. Чаще всего запросы на разъяснение закупочной документации направляются участниками до подачи ими заявок, чтобы правильно оценить свои возможности для обеспечения заказчика необходимым товаром (работами, услугами) в нужный срок. Однако бывают случаи, когда участник направляет запрос на разъяснение закупочной документации после подачи своей заявки на участие в закупке (иногда даже на стадии заключения договора может выясниться, что участник не сможет исполнить свои обязательства, так как провел недостаточно полный анализ закупочной документации). В том случае, если полученные разъяснения заказчика будут для претендента неприемлемы для дальнейшего участия в закупке, то он вправе (если это предусмотрено закупочной документацией и положением о закупке и если это позволяют сроки) отозвать ранее поданную заявку.

Разъяснения допускаются только на этапе приема заявок участников закупочного процесса, поскольку это необходимо для правильности понимания конкретных нужд заказчика в товарах работах и услугах, в точности их количества и сроках поставки (или оказания услуг), порядка проведения определенной закупки, выбора победителя и др., когда необходимо закупить тот или иной товар (услуги, работы).

Порядок предоставления разъяснений на запрос

Порядок направления и приема запросов на разъяснение закупочной процедуры описывается заказчиком в положении о закупке (он может различаться в зависимости от способа закупки). Организатор закупки должен указать:

  • способ направления запроса разъяснений (в письменной форме или в электронной с указанием электронной почты или адреса электронной площадки);
  • способ отправки разъяснения документации подавшему его участнику (в электронной форме, в письменной, по факсу и др.);
  • срок, в который возможно предоставление таких разъяснений;
  • срок, в течение которого запрос на разъяснение закупочной документации направляется участником (например: «Любой участник закупки вправе направить заказчику запрос разъяснений положений конкурсной документации в письменной форме в срок не позднее, чем за 7 рабочих дней до дня окончания подачи конкурсных заявок. Заказчик в течение 2-х дней со дня поступления запроса на разъяснение положений конкурсной документации направляет по электронной почте или иным способом разъяснения положений конкурсной документации претенденту, направившему запрос, а также размещает копию таких разъяснений (без указания наименования или адреса претендента, от которого был получен запрос на разъяснения на официальном сайте (в ЕИС)»).

Заказчику не следует забывать размещать ответ на запрос разъяснений положений документации на официальном сайте (в ЕИС) не позднее трех дней со дня принятия решения о предоставлении таких разъяснений, так как законодательством РФ, а именно КоАП, предусмотрена ответственность за неразмещение информации, подлежащей публикации на официальном сайте, или нарушение срока публикации таких данных заказчиком. Участник закупки вправе обжаловать такие действия (бездействие) в ФАС России.

Следует также отметить, что вовремя направлять ответы на запросы в интересах заказчика, поскольку участник закупки, неправильно поняв отдельные пункты закупочной документации и не получив необходимые разъяснения до момента окончания срока приема заявок, может поставить не тот товар, который был необходим заказчику, не того размера или фасона, может сэкономить на материалах (если не указано, например, требование ГОСТ) и т.д.

Если закупка проходит в электронной форме

При проведении закупки в электронной форме весь документооборот осуществляется в электронном виде, в том числе и подача запроса разъяснения положений закупочной документации, а также ответ на такой запрос. Участник закупки подает запрос разъяснения закупочной документации в личном кабинете на электронной торговой площадке. Этот запрос не смогут увидеть другие участники закупки. В установленном порядке заказчик размещает на ЭТП ответ на запрос (без указания лица, от которого он был получен). Посредством интеграции электронной площадки с официальным сайтом документ, содержащий разъяснения, публикуется и на ООС. В последующем ответ на запрос находится в открытом доступе для других участниками, у которых, возможно, возникнуть те же вопросы относительно закупочной документации заказчика, что и у участника, который был инициатором такого запроса. Это способствует правильности понимания закупочной документации поставщиками (подрядчиками или исполнителями).

    В подразделе «Ответ» заказчик размещает ответ на конкретный вопрос участника закупочной процедуры, тем самым разъясняя необходимые пункты закупочной документации. Если это нужно, к тексту ответа на запрос прилагается документ, после чего следует нажать на кнопку «отправить».

    Завершающим этапом размещения разъяснения запроса участника является подтверждением действия электронным сертификатом при помощи кнопки «ок».

Следует отметить, что сведения, которые формируются заказчиком с помощью функционала сайта, и сведения, содержащиеся в документах, в формате, с помощью которого можно сохранить его на технических средствах пользователей и предусматривающим возможность после сохранения осуществить поиск и копирование произвольного фрагмента текста, или в файле с графическим видом оригинала документа не должны отличаться, а в случае несовпадения таких сведений приоритет отдается данным, которые составил заказчик с помощью функционала официального сайта. Если у участников закупочной процедуры возникнут вопросы, касающиеся таких расхождений, то заказчик в ответе на запрос должен указать, что сведения, созданные с помощью функционала официального сайта, являются достоверными.

О чем могут быть запросы разъяснения закупочной документации

Разъяснения закупочной документации могут касаться как самого необходимого товара, работ или услуг, так и порядка проведения оценки заявок, и оформлению заявки на участие в закупочном процессе и др. Задача, которая стоит перед заказчиком во время дачи ответа на разъяснение - как можно точнее и конкретнее ответить на интересующий вопрос участника, кто подал запрос, поскольку во многом от этого будет зависеть результат закупки, и соответственно, обеспечение заказчика необходимым товаром (работами или услугами) в нужные сроки с соблюдением всех норм действующего законодательства.

Примеры запросов на разъяснение закупочной документации

1.Тема запроса: форма заявки на участие в запросе предложений

«В пункте 5 закупочной документации запроса предложений на поставку ГСМ для нужд (наименование организации-заказчика) указан срок подачи заявок, место подачи, однако заказчик указал бумажную форму подачи заявок. Возможна ли подача заявок в электронной форме (на электронный адрес вашей организации)?»

Ответ на запрос разъяснений : «В соответствии с п. 5. закупочной документации, заявки представляются в (наименование организации-заказчика) по адресу (указывается адрес) с 29 сентября 2014 года. Дата и время окончания срока подачи заявок: 17.00 часов 07 октября 2014 г. Обеденный перерыв с 12.00 до 13.00. В запечатанном конверте . То есть, подача заявок в данной закупочной процедуре в электронной форме (по электронной почте) не предусмотрена для обеспечения их конфиденциальности».

2. Тема запроса: кто осуществляет выбор поставщика по договору лизинга

«Изучив закупочную документацию, просим сообщить по открытому конкурсу в электронной форме (№ извещения…) на оказание лизинговых услуг по поставке оборудования, какое Лизингодателю необходимо сделать предложение:

1. Только на услуги лизинга, а продавца техники вы выбираете отдельно

2. Услуги лизинга и поставка техники, самой лизинговой компанией?»

Ответ на запрос разъяснений : «Наша организация (наименование) является заказчиком, осуществляющий закупку любых товаров, работ, в том числе лизинговых договоров, в порядке, установленном ФЗ от 18.07.2011 г. №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Договор лизинга - это договор, по которому лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем (ст. 2 ФЗ от 29.10.1998 № 164 «О финансовой аренде (лизинге)». Таким образом, договором лизинга может быть предусмотрена возможность выбора продавца предмета лизинга либо лизингодателем, либо лизингополучателем. Наша организация проводит закупочную процедуру по выбору лизингодателя, который осуществит выбор продавца и предмета лизинга по письменному согласованию с лизингополучателем. Тем самым, нет необходимости проводить еще одну дополнительную закупку по выбору поставщика, не тратя на это дополнительного времени. Также при выборе поставщика есть вероятность, что при проведении дополнительной закупочной процедуры по выбору лизингодателя такового не найдется. У (наименование заказчика) отсутствуют необходимые денежные средства, чтобы за свой счет приобретать имущество у поставщика».

3. Тема запроса: Подготовка заявки на участие в конкурсе на оказание транспортных услуг

«В соответствии с п. 2 конкурсной документации заказчиком установлен необходимый перечень документов, который необходимо подать в составе заявке, однако отсутствуют требования по их оформлению при подаче. Нужно ли делать опись соответствующих документов и проставлять их нумерацию? Насколько это принципиально и важно при рассмотрении заявок на этапе работы комиссии?»

Ответ на запрос разъяснений : «Участник закупки должен подать все необходимые документы в составе заявки, установленные п.2 конкурсной документацией. Требование по оформлению таких документов, а именно прошивка, опись, нумерация и др. не предусмотрено заказчиком»

4. Тема запроса: Требование к участникам закупки - деловая репутация

«Закупочной документацией запроса предложений, а именно в п.9, предусмотрено предоставления в составе заявки необходимых документов (имеется соответствующий перечень). Также указано требование подтвердить положительную репутацию участника закупки. Какие именно документы необходимо предоставить, чтобы удовлетворить данное положение?»

Ответ на запрос разъяснений: «Среди установленных требований к поставщикам заказчиком было установлено требование подтверждения положительной репутации для оценки его деятельности. Документами, которые могут свидетельствовать о надежности поставщика и качестве его товара, могут быть грамоты, благодарственные письма, ранее заключенные договоры, положительные отзывы других заказчиков и др. Заверенные копии таких документов участникам закупки необходимо представить в составе заявки»

Алгоритм размещения ответа на запрос разъяснения закупочной документации

Заказчик, получив запрос на разъяснение положений закупочной документации в установленные положением о закупке сроки, должен предоставить ответ на запрос участнику закупки и своевременно (в соответствии с ФЗ 223 и положением о закупке) разместить документ с разъяснениями на официальном сайте (в ЕИС).

  • Заказчик через «Личный кабинет» на официальном сайте находит закупку, в отношении закупочной документации которой был подан запрос разъяснений. С помощью функционала сайта (синий треугольник справа от наименования закупки) заказчик выбирает пункт «Сведения закупки».






  • Теперь заказчик заполняет сведения о поступившем запросе от участника закупочной процедуры. Заказчик указывает тему разъяснения, сведения о предмете запроса, дату поступления запроса о разъяснении, дату принятия решения о предоставлении разъяснений (поля, отмеченные красной звездочкой, обязательны для заполнения). После этого заказчик с помощью кнопки «обзор» загружает нужный файл с документом, содержащим разъяснение запроса. Нажав кнопку «прикрепить», заказчик может перейти к опубликованию необходимого файла с помощью ЭЦП.


Информацию о наличии разъяснений, внесенных заказчиком в конкретной закупочной процедуре можно просмотреть на официальном сайте. Такие сведения будут видны и заказчику, и другим пользователям - пометка о них отображается слева от наименования закупки (там же отображаются изменения закупочной документации, если таковые имелись, и опубликованные протоколы).

Для ознакомления с опубликованными разъяснениями участникам закупки следует найти соответствующую закупку на официальном сайте (в ЕИС), выбрать раздел «документы закупки» и ознакомиться с имеющимися разъяснениями, которые конкретизируют отдельные непонятные моменты закупочной документации, которые интересовали определенного участника (данные о нем не указываются на сайте закупок заказчиком, т.е. другие поставщики (подрядчики, исполнители) не смогут узнать от кого был подан запрос разъяснения закупочной документации.

Таким образом, правильное понимание закупочной документации и порядка проведения закупки позволяет участникам своевременно и надлежащим образом подать заявку на участие в закупке, учитывая порядок проведения конкретной закупки, а заказчику - приобрести необходимый товар, работы и услуги. Разъяснения закупочной документации способствуют конкретизации закупочного процесса, обеспечивают взаимопонимание между организатором закупок и потенциальными претендентами на заключение договора.

Запрос на разъяснение положений аукционной документации (ст. 65 закона 44-ФЗ) может подать любой аккредитованный участник, независимо от того, подал он уже заявку на этот аукцион или нет. Подача запросов на разъяснение прекращается за три дня до окончания срока подачи для аукциона.

Заказчик должен ответить в течение двух календарных дней. Ответ публикуется в ЕИС без указания автора запроса.

Дистанционный онлайн-курс « »

Обжалование аукционной документации

Если в документации сделана ошибка или какие-либо ее положения участник посчитает некорректными, а разъяснения заказчика не удовлетворяют участника, то он, участник, имеет право обжаловать положения аукционной документации в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 закона 44-ФЗ, в Федеральной антимонопольной службе, которая уполномочена правительством быть контрольным органом в сфере закупок. Жалобу на аукционную документацию можно подать и не оформляя запрос на разъяснение. Ведь, закон позволяет обжаловать действия заказчика любым участникам закупки, даже не аккредитованным на ЭТП, а также общественным объединениям, объединениям юридических лиц. Срок обжалования аукционной документации — до окончания установленного срока подачи заявок.

Жалоба должна быть рассмотрена по существу в течение пяти рабочих дней со дня поступления. ФАС вправе приостановить размещение заказа до принятия решения. В числе решений может быть и отмена аукциона. Однако если процедура размещения не приостановлена или не отменена, а участник все-таки подал заявку на аукцион, значит участник, согласившись с аукционной документацией, обязан следовать процедуре определения поставщика. В срок до окончания подачи заявок заявку на участие можно отозвать. А если такой срок уже миновал, то отказаться от участия уже невозможно.

Обжалование положений аукционной документации в суде происходит в соответствии с гражданским законодательством и выходит за рамки закона 44-ФЗ. Также в судебном порядке можно обжаловать и решение ФАС, которое не устраивает участника.

Для участия в электронном аукционе необходимо внимательно отнестись ко всей аукционной документации. Формируя такую документацию, любой организатор торгов стремится учесть свои потребности по максимуму. Кроме того, в тендерной документации часто можно наткнуться на «подводные камни», то есть обязательства, которые неопытными участниками государственных закупок могут быть и не замечены.

Организатор торгов стремится создать таким образом максимально удобные условия для того, чтобы контролировать исполнение обязательств будущего контракта. Кроме того, условия контракта призваны дать возможность отсеять неподходящих участников на любом этапе размещения заказа.

Если вы подаёте запрос на разъяснение имеющейся тендерной документации, то можете прояснить таким образом и в некоторых случаях даже изменить закупочные условия, которые в ней представлены. Однако многие участники торгов, особенно новички, зачастую начинают изучать документацию, когда уже пришла пора подписывать контракт.

Последствия такого подхода к изучению тендерной документации могут быть разными:

    Заказчик может отклонить заявку на участие по первым частям.

    Заказчик может отклонить заявку на участие по вторым частям.

    Исполнитель не сможет заключить контракт и, следовательно, потеряет деньги, вложенные в заявку на участие. Кроме того, компания может оказаться в реестре недобросовестных поставщиков.

    Если исполнитель уже заключил контракт, то он не сможет выполнить обязательства. Денежные средства он также потеряет, и компания может оказаться в реестре недобросовестных поставщиков.

Между тем, всех этих проблем можно будет избежать, если предварительно подробно изучить документацию. Если вы обнаружите, что требования организатора торгов, которые изложены в тендерных документах, не соответствуют действующему законодательству, или есть другие «подводные камни», то нужно подготовить запрос на разъяснение документации и направить его организаторам торгов.

Запрос на разъяснение положений документации открытого аукциона в электронном виде

Прежде чем в электронной форме проводить открытый аукцион, заказчик должен не менее чем за 20 дней до окончания срока приёма заявок разместить извещение о планируемом аукционе на официальном сайте. Если цена за лот составляет 3 млн рублей или менее, то заказчик имеет право размещать такое объявление за 7 дней или ранее до того, как завершится приём заявок.

После публикации извещения любой аккредитованный участник, у которого есть электронно-цифровая подпись, имеет право подать запрос о разъяснении документации. Сделать это можно из личного кабинета на электронной торговой площадке, и это могут делать как подавшие, так и не подавшие заявку участники. Получив запрос, оператор в течение часа должен перенаправить его заказчику, при этом не разглашая имя подавшего запрос участника. В течение двух дней после получения запроса заказчик должен представить разъяснение электронной аукционной документации на официальном сайте госзакупок. Если заказчик не соблюдает эти сроки, то аукцион может быть признан недействительным, поскольку эти нарушения находятся под контролем ФАС.

Принимать запросы на разъяснение заказчик может не позже чем за 5 дней до окончания срока приёма заявок, если лот стоит более 3 млн рублей, и не позже чем за три дня, если цена не превышает 3 млн рублей.

По одному аукциону можно подавать не более трёх запросов. В запросе должны содержаться ссылки на соответствующие законодательные акты, номера пунктов и подпунктов, которые необходимо разъяснять, а также суть проблемы, описанная лаконично и чётко.

Если же заказчик проигнорирует ваш запрос, то вы имеете право подать жалобу в Управление ФАС. Решение по существу такой жалобы должно быть принято в течение пяти рабочих дней после поступления. ФАС имеет право приостановить размещение заказа, пока такое решение не будет принято. Итогом рассмотрения жалобы может стать также и отмена проведения аукциона. Однако если размещение заказа не было приостановлено или отменено, а вы уже подали заявку на него и согласились с электронной документацией, то обязаны ей следовать.

Запрос на разъяснение конкурсной документации

Закон о контрактной системе части 7 статьи 50 предусматривает для участников открытого конкурса право подавать запросы на разъяснение положений документации. Представить такое разъяснение можно как в письменной, так и в электронной форме. Оно должно быть направлено участнику в течение двух дней после того, как запрос будет подан. При этом подавать его следует не позже чем за пять дней до того, как окончится срок приёма заявок.

После этого заказчик должен составить разъяснение конкурсной документации и разместить его в единой информационной системе. Следует указать предмет запроса, но не указывать, от чьего лица он был подан. Это следует сделать в течение одного рабочего дня с того момента, как разъяснение будет направлено участнику. Само же разъяснение положений документации не должно менять её сути.

Грамотно осуществив все перечисленные действия, можно создать для организатора торгов необходимость внести в конкурсную (аукционную) документацию соответствующие изменения, чтобы устранить выявленные несоответствия.

Заблаговременно выявив «подводные» камни, вы сможете принять взвешенное решение по поводу того, участвовать в данном аукционе или отказаться от него. Таким образом, решающее значение зачастую имеет грамотный анализ документации, позволяя не только получить государственный контракт, но и успешно его реализовать.