В течение последних 30 лет мы оказались перед рядом проблем, связанных с развитием детей и молодежи. В начале 70-х гг. Общегосударственная лига педагогических исследований Японии представила исследовательский доклад, согласно которому почти 80% всех опрошенных преподавателей ответили, что число учеников начальных образовательных школ, которые в силу своих способностей не в состоянии учиться дальше, превысило половину .

Среди указанных в докладе дефектов развития детей и подростков особенно поразил резкий рост количества плохих поступков и случаев насилия в школах.

Приходится констатировать, что в наше время агрессивность, которая формируется в детях и молодых людях, проявляется в форме откровенного насилия.

В человеческих отношениях у детей почти всегда присутствует болезненная реакция на другого человека. Это еще одна особенность нашего времени, которая начинает приобретать патологический характер.

В связи с появлением случаев издевательств возникают и социальные проблемы, например, непосещаемость школы или частый отказ от ее посещения. Если же ребенок перестает посещать школу, то его агрессивность, направленная до этого времени на других, обращается на него самого, а в том случае, когда она не может реализоваться, происходит ее трансформация в какую-либо патологию.

Сегодня мы столкнулись с новой формой огрубления детей и подростков.

Согласно статистике (1999г.) частота появления случаев насилия стала неуклонно нарастать.

По словам некоторых учителей средних общеобразовательных школ, нынешнее насилие в школе, если сравнить с периодом десятилетней давности, в большинстве случаев возникает совершенно внезапно. При этом исходит от тех школьников, от которых его труднее всего было ожидать.

Надо обратить внимание на то, что подростки, совершившие дурные поступки и условные преступления, не отличаются от подростков, не вызывающих проблем, с точки зрения сознания и ценностей. Можно сказать, что у любого ребенка потенциально присутствует возможность в какой-то день внезапно разрушить свою собственную жизнь. Сегодня вне зависимости от того, каков возраст учеников в классе, какой это класс, какой преподаватель работает в аудитории все шире распространяется тенденция распада дисциплины в классе и невозможности вести преподавание. Это явление требует пересмотра концепции школы в целом, а также стиля работы преподавателей.

Преподаватели указывают на следующие явления, характерные для учеников старших классов начальной общеобразовательной школы. На уроках бросается в глаза то, что дети либо шумят, либо постоянно переговариваются шепотом; ребята объединяются в группы, внутри которых часто возникают издевательства, раздоры, антагонизм. Распространяется дурное поведение - насилие, кражи, курение, нюхание наркотиков, непосещение школы. Из-за таких детей школа постепенно ухудшается.А. Сайдзе так описывает непрерывно "грубеющий облик школы”:

1. Дети не выполняют указаний учителя;

2. В отсутствии порядка и организованности дети ведут себя как кому вздумается;

3. Учебный процесс обычно не ведется, постоянно стоит шум;

4. Происходят драки, издевательства.

5. Дети мгновенно возбуждаются, и все наполнено ощущением бессилия.

Причины огрубления . Вначале рассмотрим факт ускорения развития тела ребенка. Если провести сравнения с данными 25-летней давности, то видно, что развитие детей ускорилось на один год, а если посмотреть на 50 лет назад - на два года.

Взросление же души не успевает за физическим развитием тела, возникает разлад между переполняющей тело энергией и общепринятыми нормами поведения. Душевная гармония в целом не наступает, и возникает состояние неустойчивости. Развитие учеников старших классов начальной общеобразовательной школы не попадает на продолжение линии развития учеников третьего и четвертого классов. Это с необходимостью вытекает из особенностей периода полового созревания. Социальное развитие детей отстает и усиливаются инфантильные тенденции.

Таким образом, ученики старших классов начальных общеобразовательных школ вынуждены нести на себе бремя сразу трех проблем - внутренней неустойчивости, связанной с половым созреванием, усиления инфантильности в тех из них, кто находится вне школьной жизни, втягивания в водоворот состязаний в способностях, вызванного необходимостью самостоятельно выбирать дальнейший путь. Именно здесь лежат причины возникновения проблемного поведения у сегодняшних школьников старших классов начальной школы.

Большинство современных детей и подростков, пытаясь избежать собственных внутренних кризисов, с одной стороны, становятся безразличными и нечувствительными к другим людям, а с другой - чудовищно жестокими по отношению к ним.

Изучался факт распространения среди детей боязни взгляда другого человека и страха перед другим человеком, и был сделан вывод, что это - "явление болезненной реакции на другого человека, вызванной повышенной возбудимостью”.

Кроме того, в настоящее время возросло в школах количество гиперактивных детей.

Известно, что эмоциональные нарушения нередко лежат в основе плохой успеваемости и нарушения поведения у детей.

Цветовое оформление школьных помещений (совместно с работой педагогов, родителей и психологов) способствует созданию сосредоточенности и внимания учащихся, корректирует их эмоциональное состояние, влияет на их настроение, формирует у детей эстетический вкус.

Поэтому, продумывая цветовое оформление школы надо учитывать особенности современных школьников, их повышенную возбудимость. В связи с этим не рекомендуется использовать яркие цвета.

Кроме того при цветовом дизайне учебных аудиторий важно учитывать и освещенность класса. Цвет покрашенных поверхностей должен обеспечить высокое отражение света, а также благоприятное распределение яркости и ее контрастов между поверхностями, находящимися в поле зрения детей.

Свет, поступающий через окна или исходящий от искусственных источников света, падая на светлую поверхность стен, потолка и других предметов многократно отражается, и это усиливает освещенность. Темные же поверхности поглащают значительную часть света.

Для учебных помещений и читального зала библиотеки наиболее благоприятны светлые, спокойные тона: светло-зеленый, цвет натурального дерева, светло-желтый, светло-синий.

Рекреационные помещения, вестибюль и актовый зал можно окрасить в более яркие тона. Для помещений, ориентированных на север, целесообразны теплые тона (розовый), а для ориентированных на юг - холодный (голубой, зеленый).

Светлая окраска мебели и ограждающих поверхностей (стены, потолок, двери и др.), соблюдение мер предосторожности от попадания прямых солнечных лучей способствуют равномерному распределению яркости в поле зрения учащихся. Неравномерная яркость ведет к частой переадаптации зрения и, следовательно, к его утомлению.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Научно-исследовательская работа Влияние цвета на физическое и эмоциональное состояние школьников. Выполнил(а): Кузенков Илья Максимович учащий(ая)ся 6 класса МБОУ СОШ 47 г.пензы Руководитель: Заполовская Н.А. учитель информатики, МБОУ СОШ 47 г.пензы Пенза 2016

2 Введение Мы живем в плену цветов. Наши мысли, наши эмоции - все имеет свой цвет. Достаточно вспомнить такие выражения, как «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», мы не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом. Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или на работе, в магазине или на улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем на себе влияние цвета. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков. Человек способен различать около десяти миллионов цветовых оттенков. О том, насколько для нас важны яркие краски мира, говорит хотя бы тот факт, что организму для нормального функционирования необходимо, чтобы около 80 % всей поступающей в мозг информации приходилось на цветовое зрение. В головном мозге даже есть специальный участок, отвечающий за расшифровку только цветовой информации. Цвет влияет на настроение, на самочувствие, он может направить нас на принятие определённого решения. Порой цвет стимулирует возникновение определенных реакций, которые могут сказаться на принятии решений. Цвет воздействует на аппетит, на давление. Обычно мы не замечаем влияние цвета. Но, например, в пасмурный день, когда за окном мы видим только серость, настроение сразу начинает ухудшаться. Положительная энергетика пропадает, а окружающий мир вдруг становится неприятным и враждебным. Таким образом, множество цветов по-разному влияют на человека, вызывая угнетение или возбуждение нервно-психических процессов в организме, действуя на ощущения, восприятие окружающих нас предметов, влияя на поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание. Актуальность: Цвет это один из факторов, формирующих состояние нашей психики, которая следит за работой всех органов человеческого организма. Специалисты давно выдвинули теорию о том, что цвет через эмоциональное

3 состояние влияет на общее состояние человека, в том числе на мышление и внимание. Сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире. На сегодняшний день охрана здоровья школьников является одной из актуальных проблем, а их физическое и эмоциональное состояние, желание идти в школу с хорошим настроением, и возвращаться домой с таким же, залогом успешного обучения. Влияние цвета на организм человека Цвет и его свойства. Классификация цветов Цвет качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Говоря простым языком цвет это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей. Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические. Ахроматические цвета - это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют. Еще цвета делятся на тёплые и холодные. Принято считать, что красный, оранжевый и жёлтый цвета тёплые, а зелёный, голубой, синий и фиолетовый холодные (Приложение 2). Но среди оттенков каждого цвета можно выделить как холодные, так и тёплые. Основными характеристиками цвета являются: светлота, цветовой тон (цвет), насыщенность (интенсивность) и чистота цвета. Основные цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. Имея в

4 руках краски только этих цветов плюс белый и черный, легко создать все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей). Один и тот же цвет для представителей разных культур может означать противоположные вещи. Нет ни одного цвета, который бы одинаково трактовался двумя людьми. Но, несмотря на всю уникальность восприятия цвета, универсальность многих его толкований не подлежит сомнению. Влияние цвета на физическое состояние человека При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему (Приложение 3). Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу. Группа синего, фиолетового, зеленого напротив для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь. Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют «кричащими». Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов. личности. Влияние цвета на человека

5 Цвет/Действие Возбуждающее Угнетающее Успокаивающее Красный + Оранжевый + Жёлтый + Зелёный + Голубой + Синий + Фиолетовый + Влияние цвета на эмоциональное состояние человека Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. Один из родоначальников экспериментальной психологии В. Вундт в «Основах физиологической психологии» (1880) описывает органическую взаимосвязь ощущений и чувств. Существенным фактом является достаточно жесткая степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, как взрослый, так и ребенок, начиная с 3-4-х лет, когда он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку. Сотрудницей проф. Кравкова Л.А. Шварц () было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности (порогов цветоразличения) в зависимости от эмоционального состояния человека. Положительные эмоции, например, радость, оказались связанными с повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастала, а к желтому и красному снижалась

6 Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, и прежде всего, мышление. Эмпирические наблюдения показывают, что в различных цветовых средах, человеку «думается» по-разному: цветовое воздействие может, либо препятствовать, либо способствовать решению задачи. Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973) не рекомендуют производить окраску темными, «холодными» тонами тех помещений, в которых люди занимаются умственным трудом школьных классов, студенческих аудиторий, научных отделов, лабораторий и т.п. Подобные цвета вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот, цвета «активной стороны» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность. В представлениях испытуемых успешное решение задачи ассоциируется с яркими, светлыми оттенками. В исследованиях Н.А. Густякова (1986; 1988) изучалась динамика цветовых предпочтений испытуемых в процессе решения задачи. Было выявлено, что смена типа цветового выбора в процессе решения несет информацию о возможном успехе, либо неуспехе. Испытуемые, которые после первоначального выбора ярких и светлых цветов теста Люшера, начинали предпочитать темные, тусклые оттенки, не находили решения задачи и отказывались от дальнейших усилий по ее решению. Связь цвета и мышления, интеллекта носит сложный, неоднозначный характер. Причем, эта связь, безусловно, опосредуется эмоциональной сферой III. Практическая часть. 3.1 Результаты исследования Данная работа посвящена изучению влияния цвета на физическое и эмоциональное состояние учащихся. В связи с этим было проведено исследование, которое состояло из двух этапов:

7 1) Диагностический этап Задачи: 1. Выяснить, каким цветам школьники отдают наибольшее предпочтение. 2. Определить, какие цвета, с какими эмоциями ассоциируются. 3. Выяснить влияние цвета на аппетит учащихся. 4. Определить влияние цвета на самочувствие учащихся. 5. Выяснить предпочтения учащихся по оформлению интерьера школы. 2) Аналитический этап цель данного этапа проанализировать полученный результат, сформировать рекомендации по оформлению интерьера школы. В исследовании приняли участие учащиеся 2, 3, 8-х классов в количестве 55 человек. В результате тестирования было определено, что наибольшее предпочтение учащиеся отдают: красному, чёрному, зелёному и жёлтому цветам; наименьшее: фиолетовому и коричневому (Таблица 2). Цветовые предпочтения учащихся Таблица 2 Цвет Красный 12 Чёрный 10 Зелёный 7 Жёлтый 7 Голубой 5 Синий 3 Розовый 3 Белый 3 Фиолетовый 3 Коричневый 2 Кол-во выбравших

8 Следуя задаче, нарисовать нечто «красивое», «приятное», «хорошее», учащиеся 2, 3, 8-х классов чаще всего используют светлые, яркие краски желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. Цветовое решение «приятного» у детей всех классов сходно: цвета в большинстве случаев теплые. Дети, знакомясь с рисунками своих сверстников из других классов, безошибочно по колориту рисунка определяли, где изображено «доброе», а где «плохое» (Таблица 3. Приложение 4). Выражение эмоций цветом Таблица 3 Красивое, приятное, доброе Тёплые цвета Жёлтый Оранжевый Красный Скучное, страшное, плохое Холодные цвета Синий Чёрный Фиолетовый Так же, благодаря тестированию, было выявлено: какой цвет, с какой эмоцией ассоциируется (Таблица 4, 5). ЦветИнте рес Цветоэмоциональное значение у детей школьного возраста Радо сть Эмоции Удив.* Грусть Гнев Отвр.* Стыд Страх Утом.* Таблица 4

9 Белый Характеристики кажущегося воздействия цветов. Таблица 5 лёгкий Жёлтый лёгкий тёплый сухой Оранжевый тёплый сухой кричащий Красный тяжёлый тёплый сухой кричащий Фиолетовый тяжёлый Синий тяжёлый холодный влажный спокойный Зелёный прохладный влажный спокойный Голубой лёгкий влажный спокойный Коричневый тяжёлый влажный Чёрный тяжёлый сухой В результате эксперимента было определено влияние цветов на аппетит учащихся. Наибольший аппетит вызывают: жёлтый, красный, розовый цвет (Диаграмма 1. Приложение 5). Влияние цвета на вкусовые предпочтения учащихся (опрошено 54 чел.) Так же благодаря эксперименту было выявлено влияние цветов на самочувствие учеников (Таблица 6.).

10 Влияние цвета на самочувствие учеников Таблица 6 Цвет Красный Оранжевый Жёлтый Зелёный Голубой Синий Фиолетовый Влияние на человека У красного цвета самая большая длина волны. Влияние на мозг такого излучения максимально. При виде любых красных оттенков наш организм приходит в повышенный тонус. Красный активизирует все функции организма. На короткое время увеличивает мышечное напряжение, повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Злоупотреблять им не следует может вызвать раздражение, истощение. Оранжевый оказывает тонизирующий эффект, действует в том же направлении, что и красный, но не так резко. Различные мягкие оттенки оранжевого благоприятно влияют на работоспособность. Благотворно влияет на нервную систему, оказывает наиболее физиологичное тонизирующее действие, стимулирует зрение и нервную деятельность, при этом не действует истощающе, не утомляет. Благоприятен для умственной работы. Зеленый цвет благотворнее всего влияет на самочувствие и здоровье людей. Зеленый цвет относится к физиологичным, оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, действует противоположно красному. Снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит. Поэтому, если от вас не требуется мозгового штурма, но требуется длительная и методичная (может быть даже монотонная и однообразная) работа голубой цвет вам поможет. Успокаивающее действие синего цвета переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, рассеивает внимание, снижает работоспособность. Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

11 Результаты тестирования «Предпочтения в интерьере школы» 1. Отвечая на следующий вопрос, в какой цвет вы покрасили бы стены в своем кабинете, учащиеся выбирают цвета: зеленый 40%, желтый 27%, оранжевый 23%, другие цвета 10%. 2. Давая ответ на второй вопрос, школьники хотели бы, чтобы парты были окрашены: под дерево - 51%, в белый цвет - 22%, в зеленый - 20%, в другие цвета - 7%. Выбранные цвета наиболее благоприятны для зрения и не утомляют глаза. 3. Классная доска, по мнению учащихся, должна быть: зеленой - 65%, белой - 17%, синей - 10%, коричневой - 8%. Сравнивая эти показатели со стандартом и рекомендациями психологов, мы пришли к выводу, что классные доски должны быть зелеными или темносиними, а вот называя белый цвет доски, ребята имели ввиду интерактивные доски. В нашей школе соответствуют стандарту классные доски во всех кабинетах. 4. Окраска коридоров. Ребятами были перечислены цвета: голубой - 36%, бежевый - 20%, зеленый 24%. оранжевый - 15%, другие цвета 5%,

12 5. Анализируя ответы на вопрос, как должен выглядеть спортзал, мы пришли к выводу, что большинство ребят хотели бы, чтобы спортивный зал был укомплектован спортивным инвентарем. Только 12% опрошенных указали, что спортивный зал, должен быть окрашен в более яркие цвета: желтый, оранжевый, т.е. спортивный зал не удовлетворяет физическим потребностям школьников, на фоне которых эмоциональные потребности не проявляются у большинства. 6. Нужны ли в кабинетах цветы? 98% учащихся ответили на этот вопрос положительно. Объяснив, что цветы очищают воздух, выделяют фитонциды и тем самым убивают болезнетворных бактерий, украшают и создают уют в кабинете. 7. Как вы относитесь к таблицам, висящим на стенах? 92% учащихся ответили, что таблицы нужны, т.к. ребята считают, что они помогают в учебном процессе, некоторые дети хотели бы увеличить их количество в классах. Однако государственный стандарт не предполагает загруженность кабинета таблицами. 3.2 Выводы по главе Проанализировав данные анкеты и результаты эксперимента, можно сделать следующие выводы: 1) учащиеся интуитивно выбирают цвета, отражающие их эмоциональную потребность, о чем говорят ответы на вопросы анкеты; 2) большинство ответов на анкету совпадают с рекомендациями психологов по цветовому дизайну школьных помещений. Мы считаем, что, планируя дизайн школы и оформляя кабинеты, администрация и учителя должны учитывать влияние цвета на эмоциональное и физическое состояние школьников.

13 IV.Заключение. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Мной установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Так же установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает, улучшает общение людей между собой и повышает работоспособность. Цвета существенно влияет на состояние человека: вызывают какую-либо реакцию; подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; имеют физиологические последствия, как положительные так и отрицательные наиболее приемлемые тона для дизайна школы - желтый, оранжевый, зеленый, голубой Правильно подобранные цвета в интерьере учебных помещений способствуют активной работе учащихся в течение дня. Данные исследования, полученные в результате выполнения работы, подтверждают гипотезу - цветовой дизайн кабинетов может оказывать влияние на эмоциональное и физическое состояние школьников. На основе анализа литературы и полученных данных нами разработаны: «Рекомендации по оформлению интерьера учебного помещения школы» (Приложение 6) Изучив литературу по данной проблеме, можно сделать следующие выводы: 1. Цвет оказывает влияние на организм человека, разные цвета могут воздействовать на наше эмоциональное и физическое состояние по-разному. Есть цвета активные, возбуждающие наше эмоциональное состояние или успокаивающие, есть цвета отвергаемые нами. 2. Принятие или отвержение цвета зависит от возраста ребенка, недостаток одного из цветов мы пытаемся компенсировать в одежде.

14 Приложение. Влияние цвета на самочувствие учеников Цвет Красный Оранжевый Жёлтый Зелёный Голубой Синий Фиолетовый Влияние на человека У красного цвета самая большая длина волны. Влияние на мозг такого излучения максимально. При виде любых красных оттенков наш организм приходит в повышенный тонус. Красный активизирует все функции организма. На короткое время увеличивает мышечное напряжение, повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Злоупотреблять им не следует может вызвать раздражение, истощение. Оранжевый оказывает тонизирующий эффект, действует в том же направлении, что и красный, но не так резко. Различные мягкие оттенки оранжевого благоприятно влияют на работоспособность. Благотворно влияет на нервную систему, оказывает наиболее физиологичное тонизирующее действие, стимулирует зрение и нервную деятельность, при этом не действует истощающе, не утомляет. Благоприятен для умственной работы. Зеленый цвет благотворнее всего влияет на самочувствие и здоровье людей. Зеленый цвет относится к физиологичным, оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, действует противоположно красному. Снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит. Поэтому, если от вас не требуется мозгового штурма, но требуется длительная и методичная (может быть даже монотонная и однообразная) работа голубой цвет вам поможет. Успокаивающее действие синего цвета переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, рассеивает внимание, снижает работоспособность. Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.


Регулируйте пульс с помощью цвета. В комнате, где преобладают красные тона, у человека (даже если у него завязаны глаза) увеличивается пульс; если преобладают желтые тона, пульс приходит в норму, а если

NovaInfo.Ru - 57, 2016 г. Искусствоведение 1 ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ЧЕЛОВЕКОМ Волкова Юлия Андреевна Все материальные объекты в окружающем нас мире имею свои характеристики, одной из которых является

Презентация «Основы цветоведения» Работа выполнена учителем технологии МБОУ Гимназия 5 Чимдан Натальей Владимировной. Два мира есть у человека: Один который нас творил, Другой который мы от века Творим

Секция 5. Web-технологии и компьютерный дизайн 287 УДК 004.92 А.С.Склярова, В.В. Харитонова Донецкий национальный технический университет, г. Донецк Кафедра компьютерных систем мониторинга ОФОРМЛЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ

Сочетание цветов в одежде сегодня мы узнаем, как подобрать одежду по цвету, комбинировать предметы гардероба и правильно сочетать цвета в одежде для создания гармоничных ансамблей. Сочетание цветов У каждой

Цветовой круг. Таблица Люшера. Задолго до открытия спектральных цветов, многие учёные и просто художники стали экспериментировать с цветом, с целью выработки основных правил по их сочетанию. В итоге это

Секция 5. Web-технологии и компьютерный дизайн 289 УДК 004.92 В.В. Вангельева, В.В. Харитонова Донецкий национальный технический университет, г. Донецк кафедра компьютерных систем мониторинга ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Значение цвета в полиграфии Подарочная презентация по информатике студентки группы ЛР-21 филологического факультета Анастасии Михаэлевны Манец Цвета как объекта реального мира не существует. Цвет на самом

238 Часть III. Категории дизайна. Цвет Часть III КАТЕГОРИИ ДИЗАЙНА. ЦВЕТ Глава 1. Цветовое моделирование Мир это цвет. Все, что мы видим: буйство весенних красок и мудрый покой снегов, зелень травы и бескрайнюю

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа г.волгодонска Номинация: Юный исследователь Тема: Влияние цвета на психоэмоциональное состояние школьников.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 8» г. Коркино Консультация для родителей на тему: «ЦВЕТНЫЕ ФАНТАЗИИ... ИЛИ КАК ВЛИЯЮТ ЦВЕТА НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ» Подготовила: Воспитатель

МКДОУ 443 «Дельфинчик» СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ НА УЛИЦЕ Проект по здоровьесбережению по направленю цветотерапии. Творческая группа: в составе инстуктора физ.воспитания; 3гр.; 4гр.; 9гр. Содержание 1.Краткая аннотация

Колористика. Часть 1 Физическая природа цвета Зрительное восприятие цветов Трехкомпонентная теория Цветовые системы Количественная колориметрия Закономерности цветовых отношений Основные характеристики

Лекция 6. Психические познавательные ощущения и восприятия процессы: 6.2 Понятие об ощущениях Согласно А.В. Петровскому, ощущения это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих

МБУ 138 «Дубравушка» Консультация для родителей Семейная арт терапия Чудеса чародеи цвета Педагог: Алёхина Светлана Владимировна Тольятти, 2012 «Мы не можем высказать, чем волнует и трогает нас каждый

Краски для стен различаются цветом и составом (масляные, водно-дисперсные или др.). Прежде чем заняться покраской стен необходимо определиться с цветом краски. В данной статье рассмотрены некоторые принципы

Ежкова Н.С., Демидова О.Б. Влияние цвета на развитие дошкольников // Академия педагогических идей «Новация». 2018. 01 (январь). АРТ 16-эл. 0,1 п. л. URL: http://akademnova.ru/page/875548 УДК 373.2 РУБРИКА:

Аналитическая справка по результатам исследования адаптации учащихся 5-го класса МБОУ ООШ 26 Дата: сентябрь- октябрь 2017 г. Количество: 18 человек Цель: определение уровня адаптации учащихся 5-го класса.

Проект «Визуальное восприятие школьных кабинетов» Автор: Лейман Татьяна Геннадиевна МОУ «ПССОШ» Поспелихинского района Алтайского края Участники проекта: учащиеся 10 класса Цель проекта Выявить влияние

ЦВЕТОТЕРАПИЯ Подготовила: воспитатель МКДОУ «д/с 5» Резник Т.В. Цветотерапия - особая наука о грамотном использовании различных оттенков для человеческого здоровья. Грамотное применение цветотерапии для

Н.Е.Семенякина Проведение апробационных мероприятий по внедрению новых образовательных практик в регулярный образовательный процесс На основании накопленного опыта работы с программным комплексом "Компьютерная

Харьковский Национальный университет имени В.Н. Каразина Группа ЛР-21 Лапшина Ольга Юрьевна Итак начнем: ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА Обычно мы интуитивно ищем тот цвет, в котором нуждаемся. Если утром чувствуем усталость,

Научно-исследовательский проект по психологии «Гармония в цвете гармония в душе» Выполнила: ученица 3 «В» класса Батурина Арина Руководитель: педагог-психолог Маликова И.В. - Цель: выяснить, как цвет связан

ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ. ЦЕЛЬ: Исследовать психофизиологию цветового зрения. Задачи: 1)Дать определение цветовому зрению. 2)Изучить механизм,лежащий в основе цветового восприятия. 3)Исследовать воздействия цвета

Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области XIX муниципальная научно-практическая конференция школьников НОУ «Поиск» Научное направление «Это интересно» Влияние комнатных

Значение цвета в жизни человека Мы живем в удивительном и красочном мире! Нас окружает калейдоскоп оттенков и цветов игривая мозаика света и тени проявляется в каждом образе и явлении. Каждый день мы окунаемся

1 1.7. Анализаторы человека 1.7.1. Устройство анализатора. Зрительный анализатор Изменение условий окружающей среды и состояние внутренней среды человека воспринимается нервной системой, которая регулирует

УДК: 159.9.072.43-373.31 Жулина Г.Н. к.психол.наук, доцент Южный федеральный университет Кулешова Н.В. магистрант, Южный федеральный университет ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

1. Общие сведения. Презентацией называется набор слайдов, содержащий информацию на определенную тему и сопровождаемый необходимыми комментариями в устной или печатной форме. Презентации могут включать

МАДОУ «Детский сад 30» г. Тобольск Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста Педагог Лагунова Елена Сергеевна ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «Здоровьесберегающие образовательные

1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Перечень компетенций способностью выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ВЛИЯНИЕ ЖАНРОВ МУЗЫКИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПОРТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ Адайбекова А.М., Фошина Г. Д. Астраханский Государственный Университет Астрахань, Россия (414056,

В любом интерьере важно выбрать правильные цветовые сочетания. Ведь грамотное использование цветов - залог гармоничного стильного и целостного интерьера. Делимся идеями которые помогут вам подобрать идеальную

МКДОУ 443 «Дельфинчик» Физкультура в цвете Проект по здоровьесбережению в направлении цветотерапии. Творческая группа в составе: инструктора по физ. воспитанию, 9гр.,3гр.,4гр. Содержание 1.Краткая аннотация

Цвет. Цветовой круг и правила цветосочетаний Цвет. Цветовой круг и правила цветосочетаний Что мы знаем о цвете? Цвет. Цветовой круг и правила цветосочетаний Первое, на что обращают внимание люди это цвет.

RU POLSKA НОВИНКИ 2018 Кухонные столешницы D1040 MX D1030 VL D1031 MX D1032 SK D1033 VL D1034 VL D1035 WG, OW D1036 WG, OW D1037 KM D1038 SK НОВИНКИ D1042 WG D3821 OW D1044 SK D3822 OW D3823 OW D3807 OW

Отчет об исследовании процесса адаптации первоклассников в МКОУ СОШ 12 с. Малая жалга в 2016-2017 учебном году. Количество: 1 класс 6 человек. Цель: Определение уровня адаптации учащихся 1-ых классов.

Министерство культуры и духовного развития РС(Я) Управление культуры и духовного развития МР «Сунтарский улус (район)» МБУ ДО «Сунтарская детская школа искусств» ДИЗАЙН ОБЪЕДИНЕННОГО КЛАССА ЛАБОРАТОРИИ

Городская научно-исследовательская конференция школьников «Шаг в будущее» Исследование цветовых предпочтений школьников и учителей

Шестилетний ребенок, придя в школу, сразу встречается с требованием: «На уроке должно быть тихо». «На уроке нельзя шуметь», «Ребята, что-то у нас шумно на уроке!» или «Потише, пожалуйста!» эти или подобные

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» Паспорт Сенсорной комнаты. Выполнила: педагог-психолог Т.А. Тканова С целью реализации основной общеобразовательной

Сценарий занятия-тренинга по коррекции агрессивного поведения детей В данную группу попали дети, у которых в результате анкетирования была отмечена повышенная агрессивность в поведении. Цель тренинга:

23 8 УДК 004.92 К.А. Юткина, В.В. Харитонова Донецкий национальный технический университет, г. Донецк Кафедра компьютерных систем мониторинга ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИЗАЙНА ИНТЕРФЕЙСА ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ

Организация рефлексии на уроках математики МОУ «Красногорская СОШ 2» Учитель математики Казанина Юлия Юрьевна 2011-2012 учебный год РЕФЛЕКСИЯ от латинского reflexio обращение назад; размышление о своем

1365 Штукина В.А., Селянинова А., студ. 105 гр. Научный руководитель Матвейчик С.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА Цвет, как совокупность оттенков, представляет собой устойчивую семантическую

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ КАК ПРЕДИКТОРЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Шмаргун В.Н. д.пс.н., доцент Исследование заключалось в теоретическом обобщении и экспериментальном решении научной проблемы возрастных

Было, следовательно, двигательная активность студентов не повлияла на концентрацию их внимания. Таблица 1 Результаты корректурной пробы (тест Бурдона) Группы I замер II замер Контрольная 3,5 1,4 Экспериментальная

УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ М. М. Подберёзская Эффективность процесса адаптации в значительной мере определяет успешность в обучении, сохранение психического и физического

Результаты удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности МБОУ «СШ 76» Включение в систему мониторинга такого показателя, как удовлетворённость родителей различными сторонами образовательного

Умение распознавать эмоции и анализировать собственные состояния обеспечивает возможность нормального функционирования в социальной среде, позволяет управлять своими эмоциональными реакциями, улучшает

Фаустова Светлана Ивановна, педагог-психолог. Научный руководитель: к.псих.н.,доцент,зав.лабораторией психологопедагогического сопровождения ФГОС Климова Ирина Викторовна. МБОУ СОШ с.гнилуша Задонского

68 Вісник ХДАДМ РОЛЬ ЦВЕТА В ФОРМИРОВАНИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Мироненко В.П., д-р арх-ры, проф., Бодня C.В., аспирант Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры

УДК 658.512.2 ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОМПЛЕКТА ПОСОБИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК» Иванова Е.В., Жунусова А.Ж., Казбекова А. (СКГУ им.м.козыбаева) В

Секция 5. Web-технологии и компьютерный дизайн 223 УДК 004.514:747.017.4 А.Г. Серяк, А.В Звягинцева Донецкий национальный технический университет, г. Донецк кафедра компьютерных систем мониторинга ПОДБОРКА

Фен-шуй это учение, прежде всего, о гармонии и равновесии. Следуя мудрым наставлениям античных старцев, вы можете изменить свою жизнь в лучшую сторону. Для этого порой достаточно сделать маникюр по фен-шуй.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ Самедова Зарина Динамутдиновна, магистрант 1 года обучения ФГБОУ ВПО «ДГПУ». Тревожность - это склонность человека к переживанию тревоги. В психологической

ТРЕНИНГ ПО ЦВЕТУ Открытый урок Теория цвета На этом уроке мы познакомимся с теорией цвета и основными понятиями и характеристиками цвета, которыми вы сможете пользоваться в повседневной жизни при составлении

2. ПОСТРОЕНИЕ ИНВАРИАНТНОЙ МОДЕЛИ ЭМОЦИИ В данном разделе предпринимается попытка построения инвариантной модели эмоции, модели, которая явится обобщенным фактом, выражающим сущность бытования эмоциональной

Итоговая контрольная работа по изобразительному искусству для 2 класса Ф.И. учащегося ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Рассмотри художественные материалы. Определи, в какой художественной 1 деятельности их можно использовать.

Конспект урока «Этюд овощей и фруктов на контрастном фоне» Живопись, 2 класс Преподаватель: Куприченкова Н. В. Конспект урока: «Этюд овощей и фруктов на контрастном фоне» Живопись (2 класс) Преподаватель:

Пояснительная записка Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, во-первых, насколько хорошо

NovaInfo.Ru - 55, 2016 г. Педагогические науки 1 ЦВЕТОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Чиркова Елена Владимировна В современном понимании традиционными объектами маркетинга

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ Бушина Ю.В. Екатеринбург, РГППУ, гр. СР-103 Руководитель: к.б.н., доцент Махнева С.Г. Здоровье это еще не все, но без здоровья все ничто. Сократ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ДИСЦИПЛИНЫ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА» Е.М.Давыдова, О.А.Куликова Томский политехнический университет «Только вследствие незнания того,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида 196» Педагог-психолог Лысых Е. А. 2015 год Сенсорное развитие ребёнка это развитие его восприятия

Интерес к цвету возник еще в глубокой древности. Индусы считали человека цветоносным, а индейские йоги утверждали, что организм человека соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов.

Исследователями и учеными доказано, что эмоциональное состояние человека влияет на восприятие цвета, однако, цветом можно корректировать настроение. Цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека, но и определенным образом формирует его эмоции, а, значит, и настроение.

Окружающий мир полон всевозможных красок. Одни радуют глаз, заставляют энергично действовать, другие раздражают, вызывают чувство усталости и беспокойства, третьи успокаивают. Считается, что положительно влияют на человека цвета солнца и другие цвета светлых оттенков. Нежелательными являются темные цвета. Восприятие цвета сильно зависит от освещения. Японские ученые подсчитали, что для нормальной жизни человека в городе улицы должны быть раскрашены не менее чем в 20 цветов и оттенков. Каждая улица - как маленькая радуга. Особое значение цвету как резерву лечения предавал русский ученый и врач В. М. Бехтерев, он мечтал о постройке больницы, где бы цвет служил лекарством от нервных болезней.

Но большинство из нас все-таки остается в глубоком неведении относительно того, какую пользу может принести сознательное использование цвета. А ведь цветом нужно пользоваться очень бережно и умело. Так как он воздействует на нас через органы чувств и психологические центры. Цвет влияет на физиологию человека, может возбуждать, отчего сердце будет биться чаще, может способствовать выделению пищеварительных соков, улучшать настроение. Все это необходимо знать и умело использовать для оформления пространства, в котором мы живем, чтобы оно было более гармоничным, более комфортным.

Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Швейцарский психолог Макс Люшер установил, что определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции. Например, желто-красные тона создают чувство взволнованности, возбуждения, активности. Синие, серые цветовые тона, напротив, действуют успокаивающе, черный - угнетает, зеленый - успокаивает, желтый - создает хорошее настроение.

В современной психосемантике цвета подробно описано влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека.

Согласно данным исследований Э. Т. Дорофеевой, - красный побуждает людей к быстрым решениям.Красный цвет также наполняет энергией и храбростью, дает ощущение силы, благодаря которой можно выполнить намеченное. Ассоциируется с восторженным настроением, а также с силой, энергией.

Оранжевый ассоциируется с радостью, теплом. Красно-оранжевый ассоциируется с переживанием гнева и радости, соотносится с активностью и экстраверсией. Символизирует возбудимость, жизненную динамику.

Зеленый ассоциируется с эмоциональным состоянием спокойствия и уравновешенности. Зеленый создает условия для размышления и окончательного завершения задачи. В зеленом идеи (возникшие в красном) разовьются, и действия будут проделаны. Предпочтение зеленого в интерьере сопровождается общей нормализацией психического состояния.

Синий также вызывает ощущение расслабления, уменьшение тревоги и враждебности. Снижает активность, темп и настроение.

Фиолетовый повышает самооценку, активность, работоспособность и настроение.

Розовый цвет пассивен, он успокаивает и смягчает эмоции.

Предпочтение коричневого цвета в интерьере сопровождается ослаблением сознательного контроля, планирования и последовательности в поведении, снижением самооценки.

Предпочтение черного сопровождается нарастанием общей тяжести психического состояния, внутреннего напряжения, дисгармонии. А также усилением отгороженности, неконтактности, замкнутости.

Итак, наша эмоциональная реакция на цвет невероятно сильна. Нет «плохих» или «хороших» цветов, речь идет лишь о выборе видов цветовой коммуникации в тот или иной момент нашего внутреннего состояния.

Исследовательская работа по психологии
« Влияние цвета на эмоциональное состояние школьников»

Содержание:
Введение………………………………………………………… …………………………..
Глава 1. Теоретическое исследование влияния цвета на эмоциональное состояние школьников

      Влияние цвета на организм человека…………………………………………………
      Выводы по главе………………………………………………………………… …….
Глава 2. Результаты исследования
2.1. Описание диагностического этапа…………………… ………………………………
2.2. Результаты исследования……………………………………………… ………………
2.3. Выводы по главе………………………………………………………………… ………..
Заключение…………………………………………………… ………………………………
Список литературы………………………………… ……………………………………….
Приложение ………………………………………………… ………………………………..

Введение
Актуальность проблемы: в ближайшее десятилетие наши дети будут определять уровень благосостояния страны, ее экономический, научный потенциал, - поэтому охрана здоровья школьников является одной из актуальных проблем, а их эмоциональное состояние, желание идти в школу с хорошим настроением, и возвращаться домой с таким же, залог эмоциональной стабильности. Человек давно заметил особое действие каждого цвета на его состояние и систематизировал виды цвета по их психофизическому воздействию, выделив наиболее благоприятные для человеческого цвета, а так же отвергаемые, способствующие изменять его состояние. Мы попытались найти такой школьный дизайн, такие формы, пропорции, цвет – которые вызывали бы определенный эмоциональный отклик у учащихся.
Цель: исследовать влияние цвета на эмоциональное состояние школьника.

Предмет: влияние цвета на эмоциональное состояние школьника.
Объект: эмоциональное состояние школьника.
Задачи:

1) Изучение теоретических источников по проблеме влияние цвета на организм человека
2) Разработать методический аппарат для исследования эмоционального состояния школьников.
3)Анализ данных полученных в ходе исследования
Методы исследования:
1) теоретический анализ литературы

2) анкетирование
Практическая ценность: полученные данные могут быть использованы администрацией школы, как рекомендации по оформлению дизайна учебного заведения.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЦВЕТА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Влияние цвета на организм человека
Современное общество отличается повышенным уровнем визуального восприятия, где зрительные образы становятся ведущей частью привычного бытия, способом познания мира, Подрастающее поколение можно назвать поколением « Бегущей картинки», причем на экране телевизора или компьютера эта картинка ярко раскрашена .
Человек живет в окружающем мире не замкнуто. Не только сам человек, но и каждая его клеточка постоянно связана с окружающей средой. Наши органы чувств не только анализируют окружающую нас среду, но и являются приемниками информации, которая, как правило, имеет определенное влияние на наш организм. Цвет обладает живительной и целительной силой. Он устраняет дисбаланс в работе органов, удлиняет жизнь.
Согласно медицинской астрологии, каждому из нас в момент рождения под влиянием совокупности космических факторов определен недостаток отдельных цветов (табл. 1), который в течение жизни необходимо восполнять доступными путями: через пищу, запахи, одежду, минералы, облучение цветом, соляризованную воду .
Немногие сомневаются, что каждый цвет уже несет в себе какую-либо информацию, а человеческий организм реагирует на цвет так, например:

    Красный - увеличивает мускульное напряжение, учащает ритм дыхания, способствует повышению кровяного давления.
    Оранжевый - вызывает легкое возбуждение, ускоряет кровообращение,
    способствует пищеварению.

    Желтый - стимулирует умственную деятельность.
    Зеленый - нежный, умиротворяющий, спокойный.
    Голубой - снижает кровяное давление, успокаивает,
    Синий - располагает к серьезности, строгости в поведении.
    Фиолетовый - возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма простудным заболеваниям.
Таблица 1
Недостаток цвета в организме людей в соответствии с их знаком зодиака
Знак зодиака (дата рождения)
      Недостающий цвет
Овен (21.03.-20.04) Красный, оранжевый, желтый.
Телец (21.04.-21.05) Белый, желтый, зеленый, фиолетовый.
Близнецы (22.05-21.06) Желтый, оранжевый, сиреневый.
Рак (22.06.-22.07) Зеленый, фиолетовый.
Лев (23.07.-23.08) Красный, оранжевый, желтый, черный.
Дева (24.08.-23.09) Белый, оранжевый, золотой, зеленый.
Весы (24.09.-23.10) Малиновый, оранжевый, золотой, зеленый, голубой, синий.
Скорпион (24.10.-22.11) Красный и темно-огненный.
Стрелец (23.11.-21.12) Красный, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Козерог (22.12-20.01) Синий, пепельно- серый, черный.
Водолей (21.01.-18.02) Синий, зеленый, фиолетовый.
Рыбы (19.02.-20.03) Морской волны, голубой, синий, фиолетовый.

Наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета - зеленый, желтый, голубой, желто-зеленый и зелено-голубой. Они дают отдых глазам, действуют успокаивающе, так как это цвета растений, солнца, неба и воды. Воздействие цвета на психику может существенно меняться в зависимости от сочетания цветов, и это с успехом используется в живописи. К примеру, красный мазок на синем фоне выражает тревогу, заметный черный штрих на белом подчеркивает траур, скорбь. И наоборот, белая фигура посреди черного способна пробудить надежду, желание радости. Часто люди, подчиняясь неосознанным устремлениям, интуитивно подбирают для себя
цветовую гамму в костюме, домашнем интерьере, выражая в этом черты своего характера.
Окраска помещения также влияет на восприятие, помещение с темными потолками кажется ниже, длинная комната или коридор кажутся короче при ярко окрашенной дальней стене, белые полосы на полу указывают путь движения и зрительно удлиняют помещение в своем направлении. Цвет влияет на восприятие расстояния, объема, массы, освещенности, температуры, движения и на психическое состояние:
    красный, оранжевый, желтый человеческий глаз воспринимает как теплые тона;
    синий и фиолетовый - как холодные;
    у зеленого цвета есть холодные и теплые оттенки.
Если мы вернемся в прошлое на несколько десятилетий назад и вспомним в какие цвета окрашивались школьные помещения, то становится очевидным, что в ходу были в основном коричневые и серые оттенки - они казались наиболее практичными, на серых и коричневых стенах не так заметны надписи, рисунки и следы от не особо чистых детских ладоней. Что же несу эти цвета в эмоциональном и психологическом плане? Коричневый - указывает на ощущение физического дискомфорта, серый - желание оставаться свободным от каких - либо обязательств, желание укрыться от внешних влияний и стимулов. Серый цвет - это не аккупированная территория, пограничный район между противоборствующими сторонами, «ничейная» земля, по каждую сторону которого свои методы, подходы, взгляды, свой мир.
Цветопсихологические исследования детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста.
В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный цвет, причем девочки, главным образом розовый.
В возрасте 9-11 лет интерес к красному цвету постепенно заменяется интересом в начале к оранжевому, затем к желтому, желто - зеленому, а затем к зеленому.
После 12 лет любимый цвет - синий.
В своей книге «Человек – цвет - пространство. Прикладная цветопсихология» Г.Фрименг, А. Ксавер предлагают следующие цвета для дизайна классных кабинетов.
Желтый цвет - светлый, как солнечный день - вызывает веселое радостное настроение.
    Фиолетовый и синий - цвета неуверенность, сумрачность.
Голубой цвет мы воспринимаем как легкий, небесный цвет. Стены окрашенные в темно - синий цвет, вызывают у нас грустное настроение.
Светлая зелень кажется легкой, воздушной и наоборот, болотно-зеленый цвет мягким и тяжелым. Зеленый цвет успокаивает нас, клонит ко сну, вызывает желание помечтать.
Коричневый цвет воспринимается более жестким, землистым по сравнению с чистым оранжевым.
Активные цвета - желтый и красный - всегда имеют перевес над пассивными - синим и зеленым, поэтому они желательны в небольших дозах. Желтый и красный запечатлеваются в памяти гораздо глубже. Часто возбужденный ребенок после того, как ему показывают в окружающей среде предмет красного цвета, успокаивается. Когда мы привносим красный цвет в оформление классов для младших школьников, будь то красная панель или красная стена, то можем быть уверены, что этот цвет будет действовать на детей успокаивающе. Необходимо по возможности избегать окрашивания классной доски в черный цвет, лучше предпочесть темно-зеленый или темно- синий цвет. Не следует на стене, где висит классная доска, создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащихся .
                    Таблица 2
          Цвет и возраст
Возраст Предпочитаемые цвета Цвет вызывающий отрицательное отношение Преобладающее психологическое состояние.
4-10 Красный пурпурный, розовый, бирюзовый Черный, темно- коричневый, серый Пребывание в мире сказок.
11-12 Зеленый, желтый, красный Оливковый, пастельно-зеленый, лиловый Преобладание чувственного восприятия мира
13-16 Ультрамарин, зеленый, оранжевый Фиолетовый, лиловый Рациональный подход к восприятию мира, развитие самосознания
17-19 Красно-оранжевый Пурпурный, розовый Инстинктивно- целенаправленное восприятие мира

В соответствии с данной таблицей можно рекомендовать следующее.
Передняя стена во многих случаях может быть окрашена в цвет, более интенсивный по сравнению с задней и боковыми стенами. Для первоклассников можно рекомендовать интенсивные чистые красные тона. Красный цвет в комнате для второклассников можно постепенно заменять оранжево - красными или оранжевым, для 10-ти и 11- летних детей - желто-зеленым, затем зеленым.
Оригинальный дизайн школы с учетом психологических особенностей предлагается Н. Герасименко в журнале семейный доктор.
и т.д.................

    Актуальность 2

    Введение 3

    Что такое цвет? 3

    Характеристика цветов 4

    Использование характеристик цветов в повседневной речи 6

    Любимый цвет моих одноклассников 7

    Цвет настроения 8

    Заключение 9

    Литература 10

    Приложения 11

Актуальность

Человек видит мир в цветах, цвет присутствует везде, поэтому он влияет на человека также, как и все остальное. У каждого человека есть свой любимый цвет. Но, несмотря на это, мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет.

Иногда я прихожу со школы усталый и начинаю рисовать или раскрашивать. У меня поднимается настроение и появляется улыбка. Позже я узнал, что такой прием называется цветотерапия. Чтобы лучше в этом разобраться, я решил взять этот вопрос темой своего исследования.

Цель нашего исследования: изучить роль и влияние цвета на настроение.

Задачи исследования:

    изучить книги, справочники, энциклопедии, журналы, в которых рассказывается о влиянии цвета на человека;

    применить свои теоретические знания на практике, проведя соответствующие наблюдения;

    выяснить какие цвета вызывают ощущение радости, а какие грусти;

    выявить, как с помощью цвета можно поднимать настроение в нашем классе;

    сделать выводы, подвести итоги исследования.

Методы исследования: наблюдение, изучение литературы, анализ различных источников, анкетирование.

Объект исследования: цветовая гамма.

Гипотеза: цвет влияет на настроение людей.

Введение

Интересно, чем руководствуются люди при выборе любимого цвета? Что заставляет человека из всего многообразия цветов и оттенков выбрать один излюбленный?

Магия цвета может воздействовать на характер человека, исцелить от болезней. Если цвет подходит к внутреннему состоянию человека, то магия цвета приводит в состояние уравновешенности, уверенности в себе. В таком состоянии человек способен в полной мере реализовать свои способности, открыть в себе новые, до сих пор неведомые таланты, добиться желаемых результатов. Вот так магия цвета делает его счастливым. Определение любимого цвета у каждого происходит индивидуально. Надо заметить, что выбор цвета обуславливается еще и географическим положением. Люди, проживающие на юге склонны выбирать яркие цвета, а жители севера предпочитают спокойные тона. Но в любом случае надо знать, как влияет магия цвета, в зависимости от цветовой палитры. Каждый цвет может оказывать как позитивное, так и негативное влияние. Поэтому стоит досконально изучить, как влияет магия цвета на становление личности, чтобы направлять ее на формирование позитивных черт.

Что такое цвет?

Если заглянуть в словарь С.И.Ожегова, то это - один из видов красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков. Попытаемся разобраться в психологии цвета.

Цвет – это единственное, что можно воспринимать только через зрение.

Первой научной систематизацией и выразительному их названию мы обязаны Леонардо да Винчи (1452-1519). Он выделил шесть простых основных цветов: белый, жёлтый, зеленый, синий, красный и черный.

Характеристика цветов

Красный.

Красный цвет наиболее активный. Это насыщенный, тяжелый, горячий, яркий цвет. Он символизирует любовь, власть, огонь, войну. Светлые оттенки красного действуют возбуждающе, темные придают солидность.

У китайцев красный цвет - символ удачи, счастья, благородства. Стимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности. В больших количествах может провоцировать ярость, гнев.

Физиология: стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, улучшает кровообращение, повышает количество красных телец в крови.

Психология: наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, помогает проще справиться с неприятностями. Формирует лидера.

Оранжевый.

Оранжевый цвет малонасыщенный, теплый, легкий. Действует возбуждающе. Оранжевый цвет стимулирует эмоциональную сферу, создает ощущение благополучия и веселья. Он символизирует наслаждение, праздник, благородство.

Высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать. Отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты.

Физиология: находится между красным и желтым цветами спектра, поэтому обладает свойствами этих двух цветов. Наделяет энергией как красный и способствует мыслительному процессу, как желтый цвет.

Психология: очищает от неприятных ощущений, помогает принять негативные события в жизни (например, разрыв отношений или потеря близкого человека), помогает простить другого человека, отпустить неразрешимую ситуацию. Если вы находитесь в тупике и боитесь перемен, которые откроют новые горизонты в жизни, обратитесь к оранжевому цвету.

Желтый.

Желтый цвет теплый, легкий, яркий, струящийся, радостный. Он вызывает приятные ощущения и символизирует движение, радость и веселье. Желтый цвет способствует активизации умственной деятельности. Желтый - долго сохраняется в памяти. Радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений.

Желтый цвет помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма.

Физиология: хорошо лечит пищеварительную систему, обеспечивает ее работу. В основном воздействует на течение желчи, которая играет роль в поглощении и переваривании жиров. Улучшает память.

Психология: приводит чувства в движение, освобождает от негатива, который подрывает уверенность в своих силах. Помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли. Для детей: повышает познавательный интерес. Можно использовать для детских комнат, но в ограниченном количестве, иначе дети не смогут спокойно заснуть.

Зеленый.

Зеленый цвет насыщенный, спокойный, свежий, нежный, живой. Действует успокаивающе. Он символизирует мир, покой, любовь, спасение.

Зеленый цвет любят в Мексике, Австралии, Ирландии и Египте. В Китае зеленый цвет символизирует роскошную жизнь и молодость; в Индии - мир и надежду.

Жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу.

Физиология: помогает при негативных состояниях: неуравновешенность, злоба, грубость, скованность в эмоциях и чувствах.

Психология: когда вам недостает зеленого цвета, вы лишаетесь гармонии. Не рекомендуется в случае, если вам надо быстро принимать решения, так как зеленый расслабляет.

Голубой.

Голубой цвет слабонасыщенный, легкий, воздушный, прохладный, спокойный, слегка пассивный. Он символизирует чистоту, разум, постоянство и нежность. Если же голубого цвета слишком много, это может вызвать лень, апатию.

Голубой цвет считается цветом креативности, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. Бирюзовый оттенок способствует общению.

Физиология: помогает при бессоннице - поможет заснуть, так как действует расслабляюще. Имеет вяжущее и противовоспалительное действие.

Психология: помогает при негативных психических состояниях: застенчивость, страх говорить, плохие отношения.

Синий.

Синий цвет очень насыщенный и очень холодный. Он тяжелый, строгий, таинственный, чистый. Первое чувство, которое он вызывает, - это чувство настороженности. Синий цвет символизирует вселенную, космос.

Успокаивающий цвет. Он способствует физическому и умственному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.

Физиология: лечит глухоту, катаракту, кровотечения, бессонницу. Является анестетиком. Помогает при ангинах, ревматизмах. Воздействует на эндокринную систему.

Психология: развивает психические способности. Очищает мышление, освобождает от тревог и страхов, позволяет услышать внутренний голос и принять правильное решение (интуиция).

Фиолетовый

Фиолетовый цвет насыщенный, холодный, тяжелый, спокойный, таинственный. Он символизирует мудрость, зрелость, высший разум. Фиолетовый цвет легко подавляется другими цветами, но сам по себе фиолетовый цвет глубокий и выразительный. Он придает одежде торжественный и роскошный вид. В большом количестве фиолетовый цвет вызывает меланхолию.

Этот цвет с артистизмом, великими идеями, интуицией. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности.

Величественный цвет, всегда присутствовавший в одежде королей и духовенства. Это цвет вдохновения, который свойственен целителям и творческим личностям. Он поможет научиться принимать все происходящее с вами со спокойным сердцем, успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения. Фиолетовый цвет объединяет тело и мышление, материальные потребности с потребностями души.

Физиология: лечит физиологические заболевания: сотрясение мозга, эпилепсия, невралгия, рассеянный склероз.

Психология: помогает при негативных психических состояниях: невроз, потеря веры, отчаяние, потеря самоуважения.

Использование характеристик цветов в повседневной речи

В своей повседневной речи, мы часто используем выражения, которые используются уже многое годы и, произнося их, мы уже не задумываемся, почему именно этот цвет употреблен в данном выражении.

Например «Смотреть сквозь розовые очки», человек «голубых кровей», наступили «черные дни», «красный день календаря», «белая ворона». Все эти выражения издавна вошли в нашу речь, и употребляя их мы не задумываемся, что розовый цвет свидетельствует о радостном восприятии всего окружающего, а голубой о спокойствии, разуме и надежности.

Любимый цвет моих одноклассников

Я решил выявить какой любимый цвет у моих одноклассников. Для этого в течение недели наблюдал и отмечал, одежду каких цветов предпочитают носить мои товарищи. Результаты оформил в таблицу (Приложение 1)

Из таблицы видно: В течение недели оранжевый цвет одежды встречается 12 раз, розовый – 11; желтый, синий, коричневый – 10; голубой – 9 раз; зеленый – 8; красный и синий- 7 .

Для более точной информации провел рисуночный тест. Для этого мы нарисовали любимую одежду и раскрасили в те цвета, которые больше всего любим (Приложение 2)

Предпочитаемый цвет одежды девочек.

Предпочитаемый цвет одежды мальчиков.

Оказалось, мальчики предпочитают носить вещи синего, зеленого, коричневого, черного, реже красного и оранжевого цвета. Девочки - розового, голубого, оранжевого, желтого, сиреневого и красного цвета.

Я решил, что это и есть любимый цвет девочек и мальчиков, но учитель пояснила, что цвет одежды чаще мы выбираем в зависимости от настроения.

Цвет настроения

Для того чтобы выявить какому настроению какой цвет соответствует я провёл интервью.

Интервью.

Цель: Выявить какому настроению, какой цвет соответствует. (Приложение 3)

1. Каким цветом вы раскрасите грусть?

2. Каким цветом вы раскрасите радость, счастье?

Грусть - это отрицательная эмоция. Радость, счастье – положительные, они дарят хорошее настроение. Так на основании исследования сделала вывод: хорошее настроение раскрашиваем в красный, желтый, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый цвет, а плохое - в синий, коричневый, серый и черный. Из всех радостных цветов предпочтение отдано красному, розовому, желтому и оранжевому цвету, а самые «грустные» цвета – это серый и черный. Хочется отметить, не смотря на то, что красный цвет выделен как цвет радости, у одной девочки он отмечен цветом грусти.

Заключение

Главный труд школьника – это учеба. Чтобы учеба была радостнее и интересней в кабинете должны присутствовать все радостные цвета. Авторы учебников, наверное, знают эти особенности, потому, что для оформления учебников используются именно такие цвета. Оптимист на всё смотрит сквозь розовые очки, а при печали весь мир видится в черном свете.

Проведя исследования, я пришла к выводу, что оказывается с помощью цвета можно поднять настроение и снять усталость - это и есть цветотерапия. В классе у нас есть зеленый уголок, любуясь, цветами мы помогаем отдохнуть нашим глазам. Игровая зона оформлена яркими цветами, что помогает снять эмоциональное напряжение. Мягкие игрушки розовых, желтых цветов дарят радостное настроение и снимают мышечное напряжение. Главное - не навредить, так как если долго воспринимать один цвет он может действовать наоборот. Красный цвет дарит радость, но при длительном его восприятии вызывает агрессию.

В результате моих исследований я подтвердила свою гипотезу: цвет влияет на настроение людей.

Литература

    Б. А. Шашлов “Цвет и цветовоспроизведение” М. “Книга” 1986 г.

    В.В.Драгунский «Цветовой личностный тест». – М.: Изд. «Харвест», 200 Люшер 0. (Серия «Библиотека практической психологии»).

    Г.Клар Тест Люшера. «Психология цвета». – М.: Изд. «Питер», 1998.

    Г.Фрилинг, К.Ауэр «Человек – цвет – пространство». – М.: Изд. «Питер», 1995.

    Дженис Линдси “Все о цвете” Книжный клуб 36.6. 2012

    Ж. Агостон “Теория цвета и её применение в дизайне” М. “Мир” 1982 г.

    Л.Н.Миронова Цветоведение. Минск, 1984.

    М.Люшер «Оценка личности посредством выбора цвета». – М.: Изд. «ЭКСМО-Пресс», 1998.

    М.Люшер «Цвет вашего характера», Сара Д. «Тайны почерка». – М.: Изд. «Вече: Персей», 1996.

    Р.М.Фрумкина Цвет, смысл, сходство. М., 1984.

Интернет ресурсы

    http://www.iluhin.com/notes/color/index.html

    http://www.art-granatis.ru/information/color/index.html

    http://www.gdekakpochemu.ru/chto-takoe-cvet/

Приложение 1

Таблица «Цвет одежды моих одноклассников»

Цвет

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Фиолетовый

Оранжевый

Сиреневый

Коричневый

Приложение 2

Приложение 3

Цвет грустного настроения

п/п

Цвет

Количество

учащихся

Коричневый

Цвет радости и счастья

п/п

Цвет

Количество

учащихся

Оранжевый

Сиреневый