Когда мы оформляем интерьер помещения, мы влияем на его цветовое решение, а это цветовое решение в свою очередь влияет на нас. Вот почему одно помещение вызывает у нас хорошее, легкое, приподнятое настроение, в другом мы чувствуем – угнетенность, оно подавляет, сдерживает! На самом деле все зависит от цветового решения интерьера. Цвет может оказывать разное психологическое воздействие на человека – то он возбуждает в нас чувство холода, а то теплоты, он может придавать бодрости или наоборот, усталости, легкости или тяжести. Цветовое решение интерьера может визуально, как расширять пространство, так и сужать его, делать меньше, теснее. С помощью цвета можно придавать интерьеру прозрачность и массивность, раскрытость или замкнутость.

Доказано, что грамотно подобранный цвет для помещения цеха, к примеру, повышает производительность труда работающих, а правильно и удачно подобранный цвет может влиять на умственную деятельность человека, а также влияет на самочувствие и здоровье.

Умело, грамотно подобранный цвет, с учетом его свойств, для интерьера поможет добиться в нем гармонии и уюта. Пренебрегая свойствами цвета и его психологией можно впасть в крайность – сделать дом унылым и невыразительным, или наоборот, излишне пестрым для ежедневного восприятия, а, следовательно, утомляющим глаза и мозг.

Классификация цветов

Цвета делятся на группы: теплые и холодные цвета.

К группе теплых оттенков относятся: желтый, красный, желто-оранжевый, красно-оранжевый, а также красно-фиолетовый, и все цвета, производные от них. Если в зеленом цвете больше синего, то он – холодный, если в нем преобладает желтый – его можно назвать теплым. Теплая группа цветов кажется более близкой, поэтому эти цвета называют выступающими, тогда как холодные оттенки визуально воспринимаются дальше, и они называются отступающими.

К холодной группе относятся – фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый, сине-фиолетовые оттенки. Если окна комнаты выходят на южную сторону, использовать в ней лучше холодные цвета, они сделают комнату прохладнее, особенно в жаркие летние дни. Если же комната выходит окнами на север – оформляйте ее в теплых оттенках – в ней будет казаться теплее и уютнее.

Цветовое решение интерьера может быть контрастным или нюансным. При решении интерьера нюансным способом в нем преобладают близкие по тону, мягкие цвета и оттенки. При контрастном – гармонично сочетаются разные цвета и оттенки. К примеру, мебель с насыщенной яркой обивкой будет контрастно смотреться на спокойной поверхности пола. Контрастное цветовое решение лучше применять для просторных помещений – для , детских комнат. В цветовой палитре одной комнаты лучше пусть будет два-три цвета – не больше. В противном случае, многообразие цвета вызывает порой агрессию, раздражение и в большинстве случаев утомляет.

Можно оформить квартиру или комнату контрастно, то есть повторимся: сочетая цвета резко отличающиеся друг от друга. Принцип контрастного оформления – сопоставление двух цветов контрастных друг к другу – это такие классические решения, как зеленый и красный, синий и оранжевый, коричневый и бирюзовый и так далее. Естественно, это вовсе не означает, что отделка стен, дверей, пола и все должны быть только двух выбранных цветов. Цветовая гамма контрастирующих групп может иметь несколько разнообразнейших оттенков – светлее или темнее, теплее – холоднее, но избранные цвета все же должны в интерьере доминировать. К примеру, синий, желтый, красный дают очень сильный, ярко читаемый контраст цвета: стены темно синие, а мебель и текстиль помещения – имеет красно-желтую клеточку, плюс в интерьере детали белого или черного цветов. Белый цвет и черный дают самый сильный, самый читаемый контраст темного и светлого.

Как правило, окрашивать потолок рекомендуется в белый цвет, ведь он создает иллюзию воздуха, простора, в отличие от темных оттенков. Но, если в маленьком помещении, но очень высоком, потолок можно покрасить темными цветами, а стены в светлые, холодные тона, комната при таком решении визуально будет казаться просторнее, но немного ниже, то есть натуральных, нормальных размеров.

Окрашивание потолка в темный цвет оправдано только тогда, когда помещение высокое и узкое, но и в этом случае оттенок нужно подбирать очень и очень осторожно. При недостаточном естественном освещении, особенно в старых домах, используются для оформления теплые светлые оттенки и тона – оранжевый, белый, зеленый, бежевый, серый, голубой. Именно эти цвета отражают в 2 раза больше естественного света, чем другие цвета. В южных городах используют для оформления комнат более темные цвета, и мы уже об этом говорили, ведь они поглощают избыток солнечного света – это голубой, терракотовый, темно-голубой.

Цветовое решение интерьера – психология цвета

Синий цвет, наиболее предпочитаемый в интерьерах цвет, а все благодаря своему спокойному умиротворяющему воздействию. В природе мы наблюдаем сложные постоянно меняющиеся комбинации синего цвета – от нежного голубого до насыщенного черно-фиолетового. Оглянитесь вокруг – воздух, вода, глубина, даль, анодированная поверхность – все это оттенки синего. В помещении простой синий, как правило, выглядит довольно холодно, но если его разложить на сложные тоновые оттенки или соединить с желтым или красным, то воспринимается он совсем по-другому. Сочный насыщенный желтый с ярким синим, дают неожиданную комбинацию солнечного природного окружения, и мрачное сочетание синего и коричневого ассоциируется с небом и землей. Коричневые оттенки, бежевый цвет с синим, уместны для оформления спокойного и стильного помещения – гостиной, рабочего кабинета, детской или спальной комнаты.

Если вы хотите использовать в оформлении своего интерьера голубой цвет, знайте, он придает комнате строгий, немного холодный вид, а еще делает ее просторнее, больше.

Фиолетовый цвет зрительно создает ощущение тяжести помещения, замкнутости, порой вызывает гнетущее, депрессивное настроение. А потому использовать насыщенный без профессиональной поддержки дизайнера нужно очень и очень осторожно.

Хотите, чтобы ваша комната вызывала состояние покоя? Тогда самый лучший цвет – зеленый. Это цвет природы и листвы, это цвет свежести. Зеленый цвет благотворно влияет не только на психику, он снижает давление, а при умственном перенапряжении он влияет очень благотворно на мозги. Зеленый отлично подходит для оформления домашних интерьеров, но помещение, окрашенное или оклеенное обоями разбавленного зеленого, выглядит скучно, бездушно и нежизнеспособно. В зеленый лучше оформлять помещения, предназначенные для расслабления, отдыха. Чтобы избежать перенасыщенности зеленого цвета лучше не использовать его в квартирах с большими широкими окнами, которые выходят к тому же в сторону зеленых парков, массивов.

Использование в интерьере желтого цвета способствует хорошему влиянию на мозг, зрения, желтый также снимает нервное напряжение, создает радостное настроение, солнечную живую атмосферу. Присутствие всегда увеличивает пространство помещения, делает его боле легким, просторным. В комбинации с белым – он не утомляет глаза, придает комнате воздушность. Даже самая маленькая, заставленная комната при помощи желтого и белого цветов может превратиться в светлую и просторную. Итак, бесспорно, цветовое решение интерьера играет важную роль, и это мы доказали!

Цветовое решение играет немаловажную роль при планировании интерьера и его дизайна. Грамотное цветовое решение интерьера — весомая часть дизайна и успеха проекта. При разумном подборе основных цветовых оттенков, акцентов и цветовых пятен интерьер приобретает ту самую атмосферу уюта, стиля и настроения. При неправильном подборе цветовой гаммы может не состояться любой проект, даже самый интересный и хорошо продуманный.

Часто люди выбирают цвет обоев непосредственно в магазине перед прилавком, бросаются на самое яркое или новое, отличающееся от ранее виденного. Причем не учитывается простая истина — далеко не все цвета хорошо сочетаются друг с другом, использовать некоторые комбинации в одном интерьере просто неразумно. Например, к желтому цвету стен не слишком подойдет розовый текстиль окон или темно-синяя обивка дивана. Часто встречается и такое: зеленый цвет стен, зеленый диван, светло-зеленый потолок, темно-зеленые шторы, ярко- зеленые вазы и часы — все это в одном интерьере. Как вы понимаете, одноцветное решение интерьера (пусть даже состоящее из различных оттенков одного цвета) будет выглядеть столь же глупо, сколь и некрасиво.

Приведем примеры интересных цветовых сочетаний — бордо и желто-салатный; серый, бирюза и белый; оранжевый, оливковый и светло-желтый; оливковый, болотный, белый и серый.

Если интересующий оттенок вам категорически не подходит по каким-либо причинам, но вы очень хотите его использовать, то все же лучше подобрать другой цвет, более сложный. Сочетания сложных цветов гораздо сильнее «насытят» ваш интерьер и добавят изюминку даже в самый простой дизайн.

Для подбора цветов лучше использовать специальную палитру — каталог различных цветов, или веер, как ее иногда называют. С помощью такой палитры очень просто выбрать необходимые вам цвета и проверить, насколько гармонично они сочетаются между собой. Такие предварительные меры необходимы, если вы хотите получить достойную цветовую гамму для вашего интерьера.

Часто встречается и такое: вы приходите к своим знакомым в гости посмотреть на новый ремонт и не можете поверить своим глазам. Ваши друзья расхваливают плоды своих трудов, а у вас в голове крутится один лишь вопрос: «Как могло такое получиться?» Владельцы использовали в одном помещении бордовые обои, синюю мебель и зеленые ковры. Так вот, чтобы подобного не про-изошло, стоит обратиться за помощью к цветовому вееру, и вы избежите подобных недоразумений.

Но перед тем как подбирать цвета, следует вспомнить, что для каждого интерьера, особенно для жилых помещений, существуют свои ограничения в выборе цветов. Это обусловлено тем, что каждый цвет по-разному влияет на психику человека. Особенно об этом не стоит забывать при отделке детской комнаты. Слишком яркое и пестрое оформление детской может сильно нагружать психику ребенка. Не стоит делать комнату малыша очень яркой, как бы этого ни хотелось.

Эмоциональное воздействие цветов можно определить благодаря вашим ассоциациям относительно каждого из них.

Какие цвета необходимо использовать в различным комнатах квартиры?

Ниже представлены основные цвета и обобщенные вызываемые ими ассоциации, которые могут возникать при употреблении большого количества конкретного цвета в интерьере.

Красный (алый) — чаще всего ассоциируется с силой, энергией, властью, боем, борьбой. Уместно использовать частично, только в виде акцентных пятен в помещениях, где требуется постоянная активность, — спортзалах, го-стиных, кабинетах. Этот цвет неуместно использовать в местах отдыха, а особенно в детских. Исключения — в стилях авангард, ар-деко и прочих, более агрессивных стилях, где красный может использоваться как один из основных цветов. Но даже там это редкость.

Желтый — чаще всего ассоциируется с солнцем, радостью, весельем. Это универсальный цвет, его можно использовать в кухне, спальне, гостиной или детской. Но будьте осторожны с ярким, спектральным цветом — ярко-желтый, лимонный может сильно давить на психику, и человек, находящийся в этом помещении, будет быстро уставать.

Вообще использование чистых спектральных цветов может негативно сказаться на самочувствии. Гораздо уместнее для жилого помещения использовать пастельные светло-желтые, бежевые цвета и охру.

Зеленый . Чаще всего под этим названием подразуме-ваются три различных зеленых цвета — салатный (желто- зеленый), травяной зеленый и цвет морской волны.

Салатный цвет — это цвет радости, детства, беспечности и ранней весны. Его можно применять в самых различных помещениях — от туалета до детской комнаты. Но даже в этом случае избегайте чрезмерно ярких и насыщенных оттенков.

Травяной зеленый чаще всего ассоциируется со спокойствием, умиротворенностью, величием. Больше подойдет помещениям, предназначенным для уединенного отдыха или сосредоточенной работы, — библиотеке, кабинету.

Цвет морской волны — сине-зеленый — ассоциируется с морем, прохладой, оказывает небольшое угнетающее действие. Данный цвет подойдет для мест отдыха, но не используйте его для рабочих помещений, так как все оттенки синего (даже в таком сложном цвете) вызывают чувство сонливости и расслабленности.

Синий, голубой — эти цвета чаще всего ассоциируются со спокойствием, небом, водой, легкостью и воздухом (два последних пункта больше относятся к голубому цвету). Эти цвета уместно использовать в помещениях для отдыха — спальнях, детских, библиотеках, гостиных. Нежелательно присутствие синих тонов в рабочих помещениях, например кабинете. Синий цвет может нагонять сонливость.

Коричневый, бежевый цвета чаще всего ассоциируются с землей, песком, спокойствием, сосредоточенностью, расслабленностью. Это универсальные цвета, их можно использовать в любых жилых помещениях. Но следует помнить одно — оформляя интерьер в коричневую гамму, вы можете столкнуться с помещением «без эмоций». Интерьеры, исполненные в этих тонах, часто очень скучны.

Фиолетовый цвет чаще всего вызывает чувство угнетения и депрессии. Данный цвет не рекомендуется использовать ни в каких помещениях. Возможны варианты использования лишь как акцентного цвета или цветово-го пятна в текстиле или декоре.

Сиреневые оттенки также могут вызывать легкие не-гативные эмоции, но не такие сильные, как в случае с фи-олетовым цветом. Сиреневые оттенки допускаются лишь в помещениях отдыха.

Розовые тона чаще всего ассоциируются с кокетством, непосредственностью и имеют некоторый агрессивный оттенок, но его можно ограниченно использовать в помещениях для отдыха, например в гостиной. Для детских комнат уместнее будет использование светлых розовых тонов, но не ярких, кричащих, а, наоборот, слегка приглушенных.

Черный и белый цвета чаще всего ассоциируются со светом и тенью, с добром и злом, радостью и печалью. Данные цвета рекомендуется использовать как цветовые пятна и в небольших количествах. Не стоит без особой необходимости и четких требований конкретного стиля использовать их в виде основных цветов интерьера.

Для каждого человека ассоциации с тем или иным цве-том индивидуальны, и вы можете выбирать цвета для будущих интерьеров самостоятельно, руководствуясь лишь вашим собственным вкусом.

Особенно внимательно следует отнестись к выбору цветовой гаммы для детских комнат: дети очень воспри-имчивы и могут быть сильно возбуждены в помещении, выдержанном в красных тонах, или же более пассивны в комнате синего цвета.

Как в детской комнате, так и в других помещениях не-обходимо придерживаться золотой середины, конечно же, если яркая или монохромная черно-белая гамма не заложена в основу выбранного вами стиля интерьера.

Выбираем цветовую гамму с учетом расположения помещения относительно сторон света

Следует помнить, что расположение помещения относительно сторон света тоже играет немаловажную роль. Это обусловлено количеством солнечного света, попадающего в помещение на протяжении дня, — инсоляцией. Инсоляция очень важна для физического и морального здоровья человека. Постоянно пребывая в мрачном, не освещенном солнцем помещении, человек может испытывать легкий дискомфорт, сонливость и угнетение. Если ваши окна выходят на запад и солнце вы видите только по вечерам, необходимо принять во внимание некоторые сведения, которые приведены ниже. Возможны следующие основные варианты расположения окон.

Если ваши окна выходят на север, будет желательным использование всех теплых цветов и их оттенков — желтого, оранжевого, бежевого, терракотового. Это обусловлено тем, что на протяжении дня в помещение попадает лишь малое количество солнечного света, особенно зимой. Если использовать на северной стороне голубой цвет или бирюзу, можно ощущать постоянную прохладу и уны-ние. А вот использование теплой цветовой гаммы подсознательно согреет и добавит солнечного света в помещение.

Если ваши окна выходят на восток , то подойдут и теплые, и холодные насыщенные цвета и оттенки. Избегайте пастельных цветов. Они слишком бледны, а поскольку на восточной стороне солнце светит только до полудня, то к вечеру помещение может казаться просто грязно- серого цвета.

Если ваши окна выходят на юг, то подойдут цвета холодной цветовой гаммы: бирюзовый, синий, зеленый, молочный, шоколадный. Нежелательно использовать большое количество плоскостей (предметы, ковры, обои, панно) насыщенных ярких цветов. Будет более уместным доминирование пастельной гаммы — мягких, прозрачных, нежных цветов. Не стоит использовать теплую цветовую гамму. Солнце и так светит в окна практически полный световой день, а изобилие солнечных цветов только увеличит ощущение жары, света и духоты. Это может усугубить эмоциональное состояние жильцов, особенно в летние месяцы.

Для западной стороны подойдет «теплая» гамма цветов — желтый, салатный, оранжевый, бежевый, терракотовый. Неуместно будет использование розовых и фио-летовых оттенков — помещения будут казаться серыми и невзрачными. Для западной, как и для северной, стороны следует очень осторожно подбирать цвета, потому как возможность получить серый и безликий интерьер более высока, чем у восточной и южной стороны.

Все вышеперечисленное не считается жестким правилом, это скорее совет — как можно при избытке или недостатке солнечного света помочь интерьеру заиграть, стать более интересным и живым. А вы вправе выбрать именно те цвета или цветовую гамму, которые посчитаете более уместными в вашем интерьере.

Повышение жизненного уровня, требований к своему жилью создают совершенно новую ситуацию – миллионы людей более не могут быть удовлетворены отделкой интерьеров, сводящейся к оклейке первыми встреченными бумажными обоями и белой окраске потолков. Это вызывает огромный массовый интерес к проблемам и решениям дизайна интерьера, появление новых журналов и сайтов по этой теме. Одна из ключевых составляющих проекта интерьерного дизайна – разработка его цветового решения.

Цветовое решение интерьера оказывается необходимым всегда, вне зависимости – проводится ли минимальный декоративный ремонт или масштабная реконструкция, оформляется ли новое здание, или хозяйка вешает новую штору. Любой элемент интерьера имеет свой цвет и вносит вклад в производимое им впечатление.

Оптимизация цветового решения интерьера – самый общедоступный путь повышения эстетичности интерьера. Для него не нужно проводить перепланировок, заново размещать оборудование, укладывать отделочный камень и дорогую керамическую плитку. Эстетичность интерьера может достигаться всего лишь грамотным применением краски нужного тона и эквивалентных по своей стоимости отделочных материалов.

И, наконец, цвет интерьера оказывает самое ощутимое психологическое и физиологическое действие на человека, на условия жизни людей, облегчая или усложняя их. В зависимости от той или иной окружающей цветовой гаммы, человек может длительно сохранять активный позитивный настрой, либо быстро прийти к нервному расстройству. Кроме того, он может по-разному воспринимать окружающие звуки и температуру. Цветность весьма ощутимо и многогранно воздействуют на людей, их физическое и психическое состояние. Бесцветность и цветовая монотонность вызывают ощущение безразличия и вялости. В светлом, цветном и ярком окружении особенно нуждаются дети. Другой крайностью была бы цветовая перегрузка интерьера – хаотичное, беспорядочное, утомительное и неорганизованное многоцветие.

Неисчерпаемость возможностей цвета, с таким успехом используемая во всех видах искусств, порой наталкивает на мысль, что в архитектуре цвет используется еще недостаточно, несмотря на то, что применение цвета в архитектуре имеет давние традиции. История знает множество ярких примеров прямой и наглядной связи цвета с архитектурными решениями, глубокого понимания его художественной роли, удивительной гармонии цветовых сочетаний при создании архитектурных образов. Одним примеров высокопрофессионального, но в тоже время – общедоступного и привычного интерьера являются станции метро. Их создатели сумели превратить узкое, подземное сооружение в светлое, иллюзорно открытое и просторное помещение, где посетители чувствуют себя очень комфортно.

Цвет в композиции интерьера

Интерьер, замкнутое пространство – специфическая светоцветовая среда, не похожая па пленер. В интерьере мы имеем дело с искусственной, специально созданной средой со своими особыми законами гармонизации. А цветной фон природы всегда гармоничен, здесь возможна чистота тонов, немыслимая в интерьере. Интерьер отличается от экстерьера многообразной предметной средой, обилием отделочных природных и искусственных материалов. «Дисциплинировать» такое многоцветие не всегда просто, это требует усилий и специальных знаний. Цвет в интерьере рассматривается на близком расстоянии, иногда вплотную. В интерьере необходима эмоциональная насыщенность среды – там источники эстетических переживаний нужно программировать и создавать.

Интерьер не просто окрашивают или оформляют, а задумывают в цвете. Цвет через материал-цветоноситель органически связан с архитектурно-пространственной формой и непосредственно участвует в ее создании.

Цветовые средства композиции

Цвет, в том числе и в интерьере, обладает множеством характеристик, которые по общим признакам можно объединить в две группы. К первой группе относятся основные свойства цвета, вторая включает свойства, обусловливающие его психофизиологическое воздействие.

Цветовой тон – первичная характеристика цветового ощущения, порождаемого определенной длиной волны света. Именно его называют – красный, оранжевый, желтый, зеленый цвет. Создавая нужное впечатление, тона преобразуют, меняя яркость, чистоту, фактуру, насыщенность краски, добавляя иные пигменты и тона.

Яркость . В шкале яркостей лежат чистые серые тона, в интервале – от черного, до белого. Белый цвет почти обязательно присутствует в интерьере, как цвет потолка, переплетов, откосов. Осветление интерьера повышает освещенность, выявляет тонкие оттенки. Черный цвет применяется относительно редко – для расстановки акцентов. Серые цвета очень популярны как спокойный, нейтральный фон стен.

Чистота и насыщенность цвета – близость цвета к чистому спектральному, без примесей белого или черного. В красках – процентное содержание чистого хроматического пигмента.

Фактура поверхности . В интерьере нельзя говорить о цвете вообще, безотносительно его материалу. Совершенно по-разному воспринимаются черный полированный камень и черное сукно, красный бархат и красная бумага. Их резко отличает фактура – мера гладкости и отражающих свойств материала. Изменение фактуры полностью меняет вид материала – полировка камня, пропитка паркета мастикой. Различают три вида фактур.

  • Матовая поверхность – мелкопористая, шероховатая, равномерно рассеивающая свет. Это фактура кирпича, штукатурки, древесно-стружечных плит, клеевой окраски, сукна и т.д.
  • Глянцевая, бликующая поверхность. Это фактура эмали, лака, линолеума, пластмассы, кафеля. Ей присущ и своеобразный шелковый блеск.
  • Блестящая поверхность – отражающая окружающие предметы. Это фактура стекла, зеркала, полированного камня и металла.

Присутствие в интерьере больших блестящих поверхностей придает ему живость, нарядность, разнообразие, иллюзорно расширяет пространство, но в то же время зрительно деформирует его. Необходимый минимум цветовых впечатлений в спокойном интерьере офиса может реализоваться введением цветовых элементов, живописных полотен.

Свойства цветов

Цвет иллюзорен при его зрительном восприятии, безгранично изменчив в зависимости от окружающей обстановки, от освещения, соседства других цветов, местоположения, фактуры, величины окрашенной площади, расстояния до наблюдателя, времени воздействия на него. Изменяясь сам, цвет меняет и восприятие среды – зрительно сокращает или удлиняет помещение, подчеркивает или скрадывает объемность форм, выделяет или скрадывает, вызывает ощущение теплоты, сухости, холода или влаги.

Многочисленные исследования психологов показали, что одни и те же цвета и их сочетания вызывают у людей близкие, объективно действующие эмоциональные реакции. Восприятие цвета определяется его непосредственным физиологическим воздействием, возбуждающим или угнетающим характером, вызываемыми ассоциациями и общепринятой символикой.

Главная характеристика цветов – их активность. Активные цвета действуют возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности, часто улучшают самочувствие. Это в первую очередь – красные и оранжевые цвета. Пассивные цвета, синие и фиолетовые, оказывают противоположное воздействие. Описание психологического действия цветов, их символики приведено в отдельной статье. При этом нужно учитывать, что воздействие цвета отчасти субъективно и зависит от окружения (черный цвет стен ассоциируется с трауром, черный цвет автомашины – с благородством). Кратко основные психологические свойства цветов сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Характе-
ристика цветов по ассоциации / Цвета
теплые холод-
ные
легкие тяже-лые отсту-
пающие
высту-
пающие
возбуж-
дающие
угнета-
ющие
успокаи-
вающие
Спектральные:
красный + + + +
оранжевый + + +
желтый + + + +
желто-зеленый + + +
зеленый + + +
зелено-голубой + + + +
голубой + + + +
синий + + +
фиолетовый + + + +
пурпурный + + + +
Ахроматические
белый +
светло-серый +
темно-серый + +
черный + +

Среди ахроматических выступают как более броские белый и черный. Отступают серые. Иллюзорное расположение цветных поверхностей, связанное с их пространственными свойствами, может быть изменено заменой фактур. Всегда, когда в композиции используются пространственные свойства цветов, необходимо учитывать взаимозависимость всех характеристик – броскости, фактурности, весомости, взаимного местоположения в пространстве.

Цветовые закономерности композиции

Придать стройность и порядок хаосу цветов и предметов, соответственно задаче управлять ими можно, лишь опираясь на цветовые закономерности композиции. При этом отбор используемых средств сугубо индивидуален.

В интерьере цвета воспринимаются не сами по себе, а как свойства реальных предметов. Однако существуют и природные закономерности абстрактных цветосочетаний. Реализуя проект, их нужно рассматривать, в первую очередь, переходя от цвета и цветосочетании, цвета и света, цвета и объёмных форм, к цвету и материалу, цвету и функции. В целом цветовая композиция занимает свое место, как часть архитектурной композиции с ее закономерностями – отношениями и пропорциями, ритмом, контрастом, нюансом, масштабностью, соразмерностью и соподчиненностью.

Структурные закономерности сочетаний цвета

Главное условие гармонии – упорядоченный, целостный характер сочетания цветов, определяемый их структурными закономерностями.

Как правило, в интерьере главное соотношение цветов – цвета ограждающих поверхностей, иные – дополнительные и соподчиненные. Возможны простые и сложные соотношения, где мера сложности зависит от количества сочетаемых цветов, их характеристик, управляющих ими закономерностей. Важна также форма сопоставления цветных поверхностей:

  1. Непосредственное касание локальных цветов на четко различимой границе
  2. Сопряжение с размытой границей как радуга, многоцветность неба и моря, градации цвета, обусловленные рассеянным освещением.
  3. Соприкасание с разделяющим контуром, как в цветных витражах.
  4. Сопоставление фигуры и фона с четкой или размытой границей (самый распространенный случай). В интерьере такие сопоставления наиболее важны практически.
  5. Загораживание друг друга цветными плоскостями, не имеющими общей границы (анфилада помещений, видимая сквозь дверные проемы).
  6. Сопоставление цветов, не имеющих общей границы, но воспринимаемых одновременно.
  7. Сопоставление цветов, воспринимаемых последовательно, не попадающих одновременно в поле зрения.
  8. Особые случаи – смешение цветовых точек, полос, переплетение сеток.

Поиск системы гармоничных соотношений цвета опирается на свойства композиции и закономерности цветосочетаний – контраст цветов; гармонию рядов; условия объединения и расчленения цветов; цветовую гамму и тональность; особенности восприятия цветосочетаний.

В достижении целостного и гармоничного соотношения цветов по их основным свойствам большую роль играют общие закономерности архитектурной композиции : тождество, подобие, метр, ритм, симметрия, асимметрическое равновесие, контраст, нюанс. Они управляют соотношениями цветовых тонов, светлоты, чистоты, насыщенности, фактурности, пространственными, весовыми и температурными свойствами, а также взаимным местоположением цветных элементов.

Участок сетчатки быстро привыкает к интенсивному цвету, так что цвет этот как бы сереет. Поэтому интерьеры оформляют в средне и малонасыщенных цветах; при использовании для основных поверхностей насыщенных цветов их сочетают с дополнительными цветами, восстанавливающими чувствительность сетчатки. Самым утомительным является фиолетовый цвет, за ним – синий и красный, самый благоприятный – зеленый. Явление привыкания зрения к интенсивному цвету создает эффект последовательного контраста (в отличие от одновременного при непосредственном взаимодействии цветов). Контрасты – очень эффективный инструмент, позволяющий обогащать композицию, используя цвет в разном соседстве. Последовательным контрастом можно повысить активность малонасыщенных цветов в помещениях, воспринимаемых последовательно. Для этого достаточно соседствующие интерьеры решить в дополнительных или близких к ним цветовых тонах. Решая два или несколько соседствующих помещений в одинаковых или близких цветовых тонях, можно понизить активность насыщенных цветов.

Равноступенный ряд по цветовому тону, яркости, чистоте и насыщенности – это простейшая закономерность, основанная изменении одной из характеристик цвета. Ряд из цветовых тонов, плавно переходящих друг в друга, расположенных строго последовательно в порядке спектра и замкнутый в виде круга – называют цветовым кругом. Он признается всеми исследователями как первооснова и даже символ цветовой гармонии, служит для построения многих цветовых сочетаний, помогает изучению цветовых явлений, определению величины контрастов, нюансных и контрастных гармоний, делению цветов по «температурному» и «весовому» признаку.

При смешении двух дополнительных тонов (т.е. расположенных противоположно в круге и при смешении создающих серый цвет) образовываются дна ряда: однотональный по чистоте и насыщенности с переходом от цветового тона к серому; двухтональный переходом от одного дополнительного цветового тона до другого, через серый промежуточный. Ряд между двумя не дополнительными тонами будет, соответственно, трехтональным. Ряд, образованный цветовыми тонами разной яркости, лежит перпендикулярно цветовому кругу.

Объединение цветов – первый шаг к поиску гармонии. Цвета могут объединяться, обладая общими признаками: размещением, близостью характеристик, подобием тонов, чистоты, насыщенности, фактуры, ассоциаций и воздействия. При сочетании одни будут восприниматься как фигура, другие – как фон. Иногда цвета объединяются по одному свойству и одновременно расчленяются по другому.

Эстетика цвета требует, прежде всего, выразительности цветовых контрастов, их значимости в композиции. Контраст может создаваться:

  • по яркости тона – между светлым и темным;
  • по цветовому тону – между цветом и его дополнительным;
  • по насыщенности – насыщенный хроматический и ахроматический цвет;
  • по чистоте – от чистого цветового тона к темно-серому;
  • по фактурности – между матовым и блестящим; по ассоциациям:
  • пространственным – выступающие / отступающие цвета;
  • температурным – теплые / холодные цвета;
  • весовым – легкие / тяжелые цвета; по активности воздействия – активные / пассивные, возбуждающие / угнетающие.

Контрасты по цветовому тону не исключают контрастов по другим характеристикам, причем общая степень контрастности соотношения цветов определяется суммарным значением всех видов контрастов. В зависимости от различия характеристик возможны большой, средний и малый контрасты. Величина цветового контраста исчисляется расстоянием между тонами по цветовому кругу, так большой контраст соответствует углам 110 до 180 градусов круга.

Цветовая гамма и тональность

Цветовая гамма – это совокупность цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи. В любом интерьере, прежде всего, важна цветовая гамма основных поверхностей. В целом цветовая тональность композиции – это суммарный цветовой облик, общий цветовой характер, некое суммарное ощущение от цветовой множественности. Тональное объединение цветов создает целостность сочетания, исключает хаотичность и пестроту. На фоне общей тональности, не нарушая ее, могут существовать вспышки очень ярких цветов.

Общая тональность гаммы достигается:
– составлением гаммы оттенков одного цветового тона разной яркости и насыщенности;
– близостью по цветовому тону всех цветов гаммы;
– решающим преобладанием в цветовой гамме одного цветового тона, доминирующего по площади, количеству цвета, насыщенности и чистоте;
– количественным преобладанием в цветовой гамме группы близких цветовых тонов – красных, оранжевых и желтых, голубых и зеленых, голубых и синих и т.д.;
– оптическим смешением различных цветовых тонов, в том числе и полярных;
– созданием гармоничной системы цветовых рядов на основе одного, двух и более основных цветов.

Психологическое воздействия сочетаний цвета

Ранее упоминалось психологическое восприятие отдельных цветов. Однако фактически человек всегда воспринимает сложную цветовую среду, не отдельные цвета, а их сочетания. Воздействие контрастов на человека может быть столь значительно, что иногда его приходится нормировать. Большие контрасты вызывают ощущение большой цветовой энергии, четкости и определенности. Они взаимно усиливают характеристики сочетаемых цветов. При их избытке возникает ощущение пестроты, крикливости или резкости сочетаний.

Малые контрасты образуют спокойные, малоактивные, целостные сочетания, вызывающие чувство единства. Близость характеристик сочетаемых цветов действует объединяюще. Малый контраст по светлоте делает менее заметными членения поверхности и границы плоскостей, усложняет восприятие объемности формы.

Сочетание двух не дополнительных цветов при среднем и малом контрасте по цветовому тону имеет свои особенности. Например, сочетание светло-зеленого и синего вызывает чувство пассивности и холода; желтого и красного – радости; красного с золотым – торжественности, значимости; красного и синего – динамичности; красного и фиолетового – беспокойства; красного и желто-зеленого – активности; желтого и желтовато-зеленого – свежести; желтого и сине-зеленого – успокоенности.

Очень активно воспринимаются сочетания цветных тонов с ахроматическим (черно-серо-белым) тоном. Сочетание красного и черного воспринимается как угнетающее, мрачное, угрожающее; красного и серого – строго; красного и белого – дисгармонично; желтого и черного – броско; желтого и белого – вяло, мягко, неброско; синего и черного – мертвенно; синего и белого – прохладно, чисто; синего и серого – строго.

Чистый или насыщенный цвет выигрывает от соседства с тусклым, малонасыщенным или ахроматическим. Теплый цвет рядом с холодным кажется еще теплей. Холодный цвет в сопоставлении с более холодным теплеет, а с менее холодным становится еще холодней. Тяжелый рядом с легким тяжелеет, требует уравновешивания, а, располагаясь над легким, вызывает впечатление тяжести и неустойчивости, под легким кажется устойчивым.

Цвет и свет

Свет и цвет нераздельны, сам интерьер – пространство, ограниченное освещенными цветными поверхностями и их свойства – цветовой тон, светлота, насыщенность, чистота, фактурность, психологическое воздействие цвета и интерьера в целом полностью зависят от освещения. Свет определяет восприятие цвета и цветосочетаний, но и цвет влияет на освещенность. Эстетические упущения в организации освещения могут зрительно деформировать или полностью разрушить архитектурную форму, исказить цветовое решение.

Основной естественный источник белого света – прямые солнечные лучи и атмосфера (диффузное освещение). Главная особенность белого света – непостоянство спектра и яркости.

Проходящие через окна прямые солнечные лучи создают в интерьере определенный психологический тонус, приподнятое, радостное настроение, разнообразят цветовую среду помещения, вызывают живописную игру оттенков, света и тени, яркие блики и цветные рефлексы. Вносят веселый беспорядок в цветовую гармонию и искажают в силу сильных световых контрастов восприятие соотношения цветов, образовывают резкие светотени, чрезмерно подчеркивающие объемность предметов. Этот постоянно меняющийся, трудно управляемый мир зависит от движения солнца в течение светового дня по часам и минутам, времени года, географической широты, климатических особенностей погоды и множества причин. Рассеянный дневной свет имеет мягкий, спокойный характер, не утомляет зрение, не создает густых теней, выявляя подлинную форму пространства.

Главное преимущество искусственного белого света (от ламп накаливания и газоразрядных ламп) – стабильность его спектра и яркости, делающая устойчивым восприятие цветового решения интерьера. Недостаток ламп накаливания – преобладание в их спектре желтых лучей.

Обычно при свете ламп накаливания теплые цвета (красные, оранжевые, желтые) – светлеют; тепло-зеленые не изменяются; холодные (зеленые, голубые, синие и фиолетовые) – темнеют; темно-синие становятся трудноотличимы от черных, светло-желтые – от белых. Неразличимы также сочетания светло-желтого с белым, холодного зеленого с голубым. Сочетание желтого с голубым может выглядеть как сочетание желтого с зеленым.

Однако и само естественное освещение в разных условиях различно по спектральному составу и, следовательно, обладает различным оттенком белого цвета – у прямого солнечного света теплый оттенок, а у света, отраженного от северной полусферы неба, – холодный. Свет заходящего солнца – желто-оранжевый, а при определенном состоянии атмосферы огненно-красный. Это необходимо учитывать, подбирая цветовую гамму интерьера.

Мера освещенности – важнейший фактор восприятия интерьера. Впечатление парадности, праздничности, торжественной приподнятости создает освещенность в 150–200 лк. Освещенность в 20–30 лк при любом цветовом решении – угнетающая (как бы ни были прекрасны залы пещер, в темноте там неуютно).

На восприятие цвета очень сильно влияет положение локального светильника, создающего тени и массу градаций освещенности.

Первичный отражатель прямых солнечных лучей или рассеянного света – пол. Поэтому его цветовой тон, светлота, насыщенность и фактура активно воспринимаются, хорошо различимы, играют большую роль в общей освещенности помещения. Темный пол гасит избыток света, светлый – делает свет раздражающим или повышает освещенность при недостаточном ее уровне.

Цветной свет открывает возможности создания интересных цветовых эффектов, совершенно недоступных цвету материалов, пигментов и красящих составов. Назовем некоторые такие эффекты: яркая светоцветовая картина интерьера, воспринимаемая в вечернее время через прозрачный витраж извне, световые подцветки архитектурных форм, струй фонтанов, светоцветовое сопровождение при исполнении музыки, цветные блики и т.д.

Очень важная особенность света-цветоносителя – возможность вариантности при сохранении стабильности, динамической смены, в частности, по специально разработанному режиссерскому плану.

Связь цвета и формы

Выбор цвета для каждой формы, как уже говорилось, многосторонне обусловлен, но кроме этого, цвет может активно содействовать выявлению характерных особенностей формы, либо по необходимости цветом маскировать, изменять, иллюзорно исправлять форму. В частности, цветовое и световое решение интерьера может:

  • особенности и своеобразие пространственной структуры интерьера и его величину;
  • плоскостной или выпукло-вогнутый характер очертания стен, пола и покрытия;
  • степень объемности колонн, простенков, проемов, ниш, мебели и оборудования;
  • линейную форму карнизов, тяг, поручней, обрамлений проемов;
  • членение пространства, ограждающих поверхностей и объемных форм;
  • пластику и выразительность линий сопряжения стен с полом и потолком;
  • соучастие цвета каждой из плоских, линейных и объемных форм в выявлении особенностей пространства.

Цвет и линия

Интерьер полон длинномерных линейных элементов: это плинтусы, поручни, наличники, стыки облицовок, бордюры, переплеты и т.п., некоторые, как филенки и рамки создаются одним только цветом. Многие из них обладают большой эстетической ценностью как самостоятельный элемент и как специфическое средство выражения различных свойств других форм. Таковы – элементы светильников (люстр, бра, торшеров), рисунок барьерных и лестничных поручней, усиленный чистым, насыщенным, сильно контрастным к окружению цветом, с неожиданными сочетаниями прямых и изогнутых, горизонтальных и наклонных линий, образующих энергичные изгибы и пересечения, – воплощение пространственной пластики, выраженной языком линий и обогащенной языком цвета. В этом смысле чрезвычайно характерны винтовые лестницы с их объемно-пространственным ритмическим характером, зубчатой или уступчатой линией торцов марша, веерообразным разворотом ступеней и спиралью поручней. Этот рисунок динамичен, и постоянно изменяется по мере движения человека.

В силу малой площади линейных элементов их цвет может быть очень активным, акцентным, большой насыщенности, контрастным по световому и цветовому тону. В композиционном отношении линейная форма, усиленная цветом во взаимодействии с тусклым фоном, может активно выявлять структуру пространства, фиксировать внимание на структурных элементах, формирующих интерьер, для направления зрительного движения членить поверхности подчеркивать ритм и масштаб. Выбор ее цвета определяется самим характером линейной формы, тем, что она выражает, ее значением в композиции.

Узкие, но ярко окрашенные выступы дверных коробок, обрамляющие полотна многочисленных дверей в коридорах, создают эффект цветовой новизны и подчеркивают ритм их размещения.

Весьма впечатляющи тонкие оконные переплеты из анодированного черного и золотистого металла в сочетании с большими нерасчлененными плоскостями полированного стекла.

Тонкая цветовая или черная линия может использоваться для членения цвета. Черный контур хорошо подчеркивает очертание цветовых пятен, повышает их яркость и чистоту, отделяет один цвет от другого при их соприкасании и одновременно облегчает их гармонизацию; препятствует взаимному контрастному окрашиванию; в роли контурной сетки придает композиции плоскостной характер; допускает любые сочетания цветов подобно витражу.

Выбирая цвет в соответствии с особенностями геометрического вида формы, в каждом конкретном случае нужно учитывать свойства материала, функцию и общее композиционное решение, отдавая предпочтение главному в данном случае фактору.

Так, поручень лестницы должен выглядеть теплым и гладким. Если он выполнен из дерева, его нельзя окрашивать в слишком насыщенные или несвойственные дереву цвета, скажем, в зеленый или синий.

Цвет в интерьере часто играет и серьезную функциональную роль. Например, ступени и особенно их кромки необходимо окрашивать в хорошо различимые цвета, чтобы пользующиеся лестницей люди не спотыкались. Цвет плинтусов и цоколей должен быть обязательно увязан с цветом пола и т п.


По материалам книги ЦВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ Степанов Н.Н.

Неважно кто вы, где живете и к какой культуре принадлежите, окружающая вас среда влияет на ваше душевное состояние. И цвет, это первое на что мы реагируем в окружающей нас обстановке. Цвет постоянно присутствует в нашей жизни. Цвет является усилителем чувств, настроений и ощущений. Влиянию цвета невозможно противиться, он определяет наши эмоции и реакции на чисто подсознательном уровне.

Входя в любой дом, мы сразу можем почувствовать его атмосферу еще до знакомства с хозяевами. Именно универсальный язык цвета передает нам настроение интерьера. Цвет или его отсутствие определяет ту атмосферу, которая царит в дизайне интерьера любой квартиры. Цвет, это первое, что бросается в глаза в комнате и запоминается нам на долгое время.

Наш собственный дом, это место, где цвет на нас оказывает самое сильное влияние, осознаем мы это или нет. Правильно подобранное цветовое решение и сочетания цветов в интерьере нашей квартиры могут стимулировать или расслаблять наши чувства, пробуждать счастливые воспоминания и формировать теплые отношения членов семьи друг к другу.

В этом разделе собраны статьи о цвете, подборе цветов, цветовых сочетаниях и выборе цветовых решений для дизайна квартиры. Ознакомившись с ними, вы сможете выбрать подходящее именно для вас цветовое решение вашего интерьера.

Цвет – один из ключевых моментов в оформлении дизайна любого помещения. Поэтому, собираясь заняться ремонтом у себя дома, уделите должное внимание цветовому оформлению каждой комнаты.

Цветовое решение интерьера вашего дома должно быть гармоничным и в то же время креативным, подчеркивая домашний уют и скрадывая возможные недостатки проектировки. Итак, давайте рассмотрим особенности выбора цвета для каждой комнаты.

Цветовое решение интерьера спальни

Спальня предназначена для отдыха, поэтому желательно, чтобы стены, потолок и предметы мебели были выдержаны в спокойных, мягких тонах. Агрессивным черному и красному цветам здесь не место. В выборе основного цвета большую роль играет освещенность комнаты (и это касается не только спальни). Если комната относительно темная, а ее окна выходят на север, запад или северо-запад – есть смысл внести в отделку теплые тона. Благодаря этому ваша спальня станет визуально более светлой и уютной. Если же она ориентирована на юг или восток, можно оформить интерьер в холодных тонах. Так вы добьетесь визуального расширения комнаты. Также этот ход будет удачным, если спальня длинная и узкая (это типично для многих квартир в домах старой постройки).

Цветовое решение интерьера кухни

Для начала стоит определиться, какова роль этого помещения в вашей жизни. Вы можете заходить на кухню дважды в день, чтобы сварить себе кофе, или проводить там целые дни, готовя вкусные домашние обеды. Важны и отличия в планировке кухонного пространства – либо это просторная студия, совмещенная со столовой или гостиной, либо стандартная «хрущевская» кухня. В зависимости от этих факторов меняется и выбор цветового оформления помещения.

Как правило, маленькую кухню зрительно увеличивают, используя холодные цвета. Используйте светлые пастельные тона – они как бы отдаляют предметы. Большую по площади кухню можно оформить в фольклорном стиле, что станет оригинальным решением в интерьере и придаст необыкновенный уют. Цвета одной цветовой гаммы (например, коричневый, бежевый и песочный) можно использовать для создания впечатления комфорта и тепла настоящего домашнего очага в кухне.

Цветовое решение интерьера гостиной

Гостиная – «сердце» каждого дома. Здесь мы принимаем друзей, здесь проводим большую часть времени, наслаждаясь отдыхом и общением в кругу семьи. Поэтому к выбору цветового решения для интерьера гостиной нужно подойти скрупулезно.

В просторной гостиной смело используйте контрастные тона, причем их соотношение не должно быть обязательно 1:1, скорее наоборот. Цветов может быть 2-3 и даже больше, но тогда без помощи профессионала уже не обойтись.

Темные цвета стоит использовать, только если интерьер вашей гостиной заведомо будет выдержан в стиле минимализм или хай-тек.

Если же вы остановили свой выбор на светлом оформлении гостиной, выберите несколько ярких элементов, на которых лучше сделать акцент. Это могут быть как предмет мебели (скажем, ярко-красный диван), так и просто ценная вещь (крупная антикварная ваза, дорогая картина). Окна украсьте шторами сочных оттенков – интересное цветовое решение поможет подчеркнуть источник естественного света в интерьере.

Цветовое решение интерьера прихожей

Прихожая – обычно комната без окон, поэтому выбор цвета здесь особенно важен. Учитывайте освещенность помещения и ее равномерность. Вы можете создать прихожую в строгом классическом стиле – коричневом, бежевом, белом. Либо оформите коридор в ярких красных, синих, желтых, свежих голубых, бирюзовых или нейтральных тонах (все пастельные оттенки).