Уроки физической культуры;

    Организационная работа;

    Агитация и пропаганда ЗОЖ;

    Внеурочная работа в школе;

Просмотр содержимого документа
«Формирование потребности в двигательной активности детей школьного возраста»

Формирование потребности в двигательной активности детей школьного возраста

Большинство современных детей по различным причинам ограничены в своей естественной двигательной активности.

    заинтересовать, научить и приспособить ребенка к потребности активно двигаться;

    развить физические качества и повысить функциональные возможности организма;

    профилактика простудных заболеваний;

    устранить нарушения осанки, зрения, дефектов плоскостопия;

    формировать красоту и культуру движений;

    формировать устойчивую психику ребенка;

    организовывать и проводить активный отдых;

    повышать устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов среды.

Первый принцип потребности в двигательной активности школьника- работа. Работать должен весь организм - все его функции. Ни одна из них не должна быть забыта.

Работа мышц - это клапан, который уменьшает эмоциональное напряжение.

Сверстник обидел мальчишку, и тот бросается за ним, чтобы поколотить обидчика. Пусть он его не догнал, но сама погоня (движение) сняла напряжение, и через несколько минут дети снова играют вместе, позабыв о конфликте.

С детства ребенка приучают сдерживать себя, сохранять спокойствие, выдержку. При сдерживании потребности ребенка в движении усиливается перенапряжение. Неразряженная эмоция может привести к заболеванию. Чтобы естественным образом разрядить сильное волнение, ребенок может пробежаться по улице, взбежать по лестнице в школе, по коридору, попрыгать на одной, двух ногах, через скакалку.

Во время движения работа мышц увеличивает расход энергии, препятствуя отложению калорий в жировых депо. При интенсивных мышечных нагрузках и длительном движении сгорают преимущественно жиры. Поэтому физическая нагрузка (работа) активизирует сердечно - сосудистую систему.

Сколько же надо двигаться школьнику, чтобы обеспечить себе здоровье, работоспособность? А двигаться нужно постоянно. Необходимая потребность в двигательной активности дошкольников 20- 27 часов в неделю, у школьников - 14 - 21 час в неделю.

Как достичь необходимого уровня двигательной активности? Наиболее действенный путь - внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь каждого из нас с самого раннего детства.

Овладение физкультурными навыками - не только признак общей культуры школьника (человека), но и настоятельная необходимость нашего времени, "Потребность в двигательной активности - 24 часа в сутки".

На пике инновационных идей особенно актуальна подвижность сельского школьника. Мобильный телефон, компьютер, неправильное питание (полуфабрикаты и добавки) -все это отрицательно сказывается на здоровье ребенка.

Двигательная активность школьника реализуется через различные методы:

Езда на велосипеде, лыжные прогулки, катание с горки на санках, плавание в реке, пруду, закаливание воздухом, водой, солнцем, бегом по проселочной дороге, лесу, парку, естественной ходьбой, туристическими походами с рюкзаком и палаткой, игрой в хоккей, бадминтон, футбол.

Большая проблема современных детей состоит в ограничении двигательных действий.

И сейчас самая важная цель и задача любого образовательного учреждения - сохранение и развитие здоровья всех участников - взрослых и детей.

Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения.

В нашей школе разработана система мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья. Одна из них - физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. В её состав входит:

Уроки физической культуры;

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

Организационная работа;

Физкультурно-оздоровительные мероприятия по месту жительства учащихся;

Подготовка физкультурно-спортивного актива;

Агитация и пропаганда ЗОЖ;

Внеурочная работа в школе;

Физические упражнения и игры в ГПД;

Спортивная работа в классах и секциях;

Спортивные тренировки и соревнования;

Работа с педагогическим коллективом и родителями учащихся.

Чтобы спортивно-оздоровительные мероприятия применять в действии, нужно использовать следующие подходы: здоровьесберегающий подход, направленный на то, чтобы предотвратить действие на организм школьника заведомо неблагоприятных влияний. Здесь большое значение приобретает профессионализм педагога в обучении своего предмета и гигиенические факторы воздействия внешней среды. Второй подход - здоровьеукрепляющий, который направлен на стимулирующее физическое и психическое развитие школьника. В данном случае предлагается систематическое воздействие на организм школьника, регулярные специально организованные нагрузки, которые обеспечивают целенаправленное и контролируемые адаптационные процессы в морфологических и функциональных системах, способствующие физическому и психическому развитию человека. В нашей школе мы стараемся использовать эти технологии в комплексе:

    Прежде всего, наши школьники проходят медицинское обследование два раза в год: весной и осенью. Сейчас у нас открыт в школе медицинский кабинет, где периодически дети получают ту или иную информацию, могут обратиться за помощью к специалисту- медику.

    Педагог-предметник на своем уроке обязательно проводит физкультминутки. Причем в начальной школе это проходит в игровой форме.

    На больших переменах используем двигательные переменки - это элементы танцев под различную музыку, а также " брейкданц" для ребят.

    В группе продленного дня используются спортивные часы.

    Спортивные секции и внутришкольные спортивные соревнования проходят по графику.

    В течение учебного года раз в месяц проводим спортивные праздники: "веселые старты", "дни здоровья", состязания в ловкости, силе; эстафеты и игры.

Некоторые мероприятия стали традицией школы: "Смотр строя и песни", где дети идут строевым шагом с песней. "Зарница" и "Зарничка". Весной и осенью проводим туристические соревнования: "Рюкзак и палатка" с выходом на природу.

Особое значение мы уделяем выступлению на родительских собраниях по теме "Необходимость ежедневной двигательной активности школьника".

На своих уроках по физической культуре в вводной части я провожу упражнения на формирование правильной осанки, правильного дыхания, устранение дефектов плоскостопия.

На уроке также использую различные виды психоразгрузки. Ввожу элементы самомассажа. С некоторыми учащимися - это в индивидуальном порядке -использую комплексы ЛФК в зависимости от заболевания. Работаю отделениями по карточной системе в зависимости от групп здоровья. Во время урока учитываю возраст, пол, психологическое состояние ребенка. Уроки первой и четвертой четверти провожу на свежем воздухе, занимаясь легкой атлетикой.

Движение - основа здоровья. Люди давно знают о пользе движений. "Если хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай".

Регулярная двигательная активность школьника улучшает здоровье: усиливает работу сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, повышает обмен веществ, укрепляет костно-мышечную систему.

Регулярные занятия физическими упражнениями помогают в учебе, укрепляют здоровье и повышают закаленность организма, улучшается физическое развитие, увеличивается объем грудной клетки, становится более глубоким вдох и выдох, возрастает содержание гемоглобина в крови, повышается физическая и умственная работоспособность школьника.

Двигательная активность школьника воспитывает спортивный характер, волевые качества: преодоление трудностей, стойкости, выдержки, упорство в достижении спортивных успехов, стремление к победе, преодоление жизненных ситуаций. Появляется целеустремленность довести начатое дело до конца.

Потребность в движении есть красота всего тела. Совершенная форма телосложения в сочетании с манерой держать свое тело, грациозностью движений -являются внешними проявлениями красоты.

Занятия физическими упражнениями понимают как "грацию красоты в движении". Грацию понимают как особое свойство движений человека - их легкость, изящество, ловкость, пластичность.

Чтобы добиться красоты и грациозности в движениях, хорошей осанки и походки, нужно использовать систему двигательных мероприятий, куда входит и поддержание оптимального веса тела, и исправление недостатков своей фигуры. Здесь нужны гимнастика и хореография, упражнения на осанку, танцы.

Развивая двигательную активность, школьники приобретают возможность использовать свои знания, умения и способности в различных жизненных ситуациях, могут находить самостоятельно необходимые сведения, решать свои проблемы, выносить суждения, обосновывать их, отстаивать свою точку зрения.

Развивая и формируя двигательную активность, школьники быстрее адаптируются в условиях производства, учебы, службы в армии.

Двигательная активность помогает избавиться от дурных и вредных привычек (курение, сквернословия и т. д., делает школьника более уравновешенным в повседневной жизни, позволяет лучше контролировать свои чувства.

На чтение 7 мин. Просмотров 5.4k.

Физическое развитие ребенка — важная функция ДОУ. Сегодня речь в программе ДОУ уже не о физкультуре, как таковой, о физическом развитии в целом, что предполагает развитие двигательной активности, физических качеств дошкольников, знание своего тела, его функций, назначения его основных частей, возможностей организма, развиваться в рамках индивидуальных возможностей, собственного потенциала.

Важным педагогическим условием, которое обуславливает активность детей и оптимизирует двигательный режим в дошкольном учреждении и дома, является развитие их интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Развитие интереса к движениям

Подбор интересных и доступных физических упражнений, использование имитационных и игровых заданий способствует развитию интереса у ребенка к движениям, которые он изучает. Дошкольники с удовольствием прыгают как «зайчики»; выполняют ходьбу четким шагом, как «физкультурники на параде»; идут по бревну, как «туристы по мостику через ручеек».

Ребенку свойственна потребность в движениях. В раннем возрасте она происходит в связи с предметной деятельностью, позже реализуется в разнообразных играх, выполнении физических упражнений и посильному труду.

Учитывая утомляемость малышей от однообразных движений, и то, что они еще не умеют целесообразно регулировать свою деятельность, необходимо наблюдать за изменением движений в чередовании с кратковременным отдыхом.

Развитие у детей дошкольного возраста интереса к движениям способствуют имитационные и игровые задания, сюжетные физкультурные занятия, беседы о физкультуре и спорте, экскурсии на стадион, просмотр тематических диафильмов и кинофильмов о большом спорте и известных спортсменах, спортивные праздники и олимпиады в учебных заведениях и тому подобное.

Музыкальное сопровождение движений у детей

Учитывая то, что эмоции являются стержнем развития ребенка, родителям необходимо заботиться о постоянный позитивный настрой воспитанников на занятиях по физической культуре, во время использования различных форм и методов обучения детей движений дома.

Решать эту задачу позволяет музыкальное сопровождение движений детей, приобщение элементов танцевальных упражнений, а также упражнений из восточных оздоровительных систем; использование мимических и пантомимичных движений, организация и проведение нестандартных физкультурных занятий и тому подобное.

Замечательный эффект дает использование в дошкольном учебном заведении и дома сюжетных комплексов во время утренней гимнастики, проведение физкультурных занятий в виде пешеходных переходов до парка, леса, реки с использованием природного материала.

Двигательная активность детей время прогулок

Детям дошкольного возраста нравится фигурное шествие. С него можно начинать физкультурные занятия на прогулке, пешие походы. Маршировка прекрасно организовывает и объединяет детей, развивает чувство ритма, формирует интерес к движениям, активизирует не только двигательную сферу, но и физиологическую систему.

Маршировка привлекает детей необычностью движений и навыков во время ходьбы, оригинальностью поворотов, строений и перестраиваний, особенно, когда его проводят под музыку.

Одним из путей формирования у детей интереса к физическим упражнениям и физкультурных навыкам являются прогулки, экскурсии на стадион, наблюдения за тренировками спортсменов, посещение спортивных площадок школы и плавательного бассейна. Интересные беседы с детьми о том, что они видели, встречи в детском саду со спортсменами и тренерами обогатят воспитанников знаниями о важности и роль физкультуры и спорта в развитии человека, укреплении его здоровья.

Диафильмы и кинофильмы о большом спорте и знаменитых спортсменах, о закаленных людях, живущих на севере, посещение спортивных соревнований на стадионе, проведение физкультурных праздников в учреждениях образования, участие детей в массовых мероприятиях на стадионе, рассматривание картин на спортивную тематику способствуют повышению интереса к физкультурным мероприятиям, развитию соответствующих навыков.

Формирование физических навыков на природе

Занятия на лоне природы для растущего организма, приобретают особую ценность, поскольку способствуют не только воспитанию интереса к движениям, но и повышают работоспособность, снижают уровень детской заболеваемости.

Широкое использование природных факторов: рельефа местности (подъемы, спуски, перепрыгивание через рытвины и т. п) учит детей преодолевать естественные препятствия, способствует формированию прочных двигательных навыков, развивает физические качества, воспитывает нравственно-волевые черты характера.

Периодическое проведение указанных мероприятий делает физкультуру не только полезной, но и приятной, веселой, раскрепощенной, музыкальной. Положительные эмоции, запахи природного материала вызывают у детей огромную радость, обостряют ощущения, будят мысль, активизируют двигательные действия, способствуют развитию физических навыков. Занятия в природе максимально влияют на интересы детей и является эффективной частью двигательного режима.

Формы и методы развития двигательных навыков у детей

Развитие у детей интереса к выполнению движений свидетельствует, что использование разнообразных форм работы, методов и приемов, средств, разнообразных движений и навыков, применение оптимальных способов их выполнения, мотивация двигательной деятельности дошкольников, повышают их заинтересованность физкультурными занятиями, утренней гимнастикой, подвижными играми и играми и упражнениями спортивного характера.

В ходе выполнения движений активизируется желание делать их быстро, качественно, ловко, как настоящие спортсмены. При совершенствовании основных движений и нвыков в играх значительный эффект дает метод соревнования. Применение этого метода вызывает у малышей большой позитивный отклик: радость, удовольствие, смех, крик.

Эмоциональный подъем, по мнению Л. Гримака, «включает мышцы и пробуждает мозг».

Обеспечение двигательной деятельности детей в течение дня, определение объема двигательного режима свидетельствуют о том, что вся проделанная работа по развитию интереса у детей к систематическим занятиям физическими упражнениями в конечном итоге обеспечивает достаточную двигательную активность дошкольников, которая является залогом нормального роста ребенка.

Роль подвижных игр в развитии двигательных навыков

Существенное значение для создания полноценного двигательного режима имеют подвижные игры, организуются воспитателем, и разнообразные самостоятельные игры, а также упражнения и игры спортивного характера, которые выполняются детьми во время прогулок.

Повышение двигательной активности во время игр способствует и общения детей. Игры, в которых они принимают участие подгруппой, более длительные и подвижные, чем индивидуальные игры.

В основном это игры средней подвижности, которые были ранее разучены с детьми. В это время можно также предложить отдельным детям тренировки с мячом, попрыгать со скакалкой (старшие дети). Следует поощрять тех детей, которые проявляют самостоятельность, по собственной инициативе повторить упражнения, которые им нравятся.

Со старшими детьми следует чаще проводить игры спортивного характера и эстафеты.

Необходимо целесообразно распределять двигательную активность детей в течение пребывания их в дошкольном учреждении. Особого внимания требует вторая половина дня, когда часто проводятся малоподвижные и спокойные виды деятельности у дошкольников. Следует наблюдать за состоянием самочувствия детей, осуществляя индивидуальное руководство их деятельностью.

Индивидуальные занятия по развитию двигательных навыков

Индивидуальная работа должна также направляться на активизацию малоподвижных детей, улучшение физической и двигательной подготовленности более слабых дошкольников.

Воспитатель одним из них предоставляет помощь в выполнении упражнений, а другим напоминает, как их делать, подбадривает и оценивает двигательные действия. Некоторым детям предлагает отдохнуть, предупреждая их усталость и слишком большой перегрев от двигательной деятельности.

Особого подхода требуют дети, двигательная активность которых ограничивается после перенесенных болезней. Следует посоветоваться с врачом, какие упражнения им можно выполнять и в каких играх принимать активное участие. Постепенно этим детям предлагают более интенсивные движения и динамические игры. Надо следить, чтобы дети чаще упражнялись в тех способах выполнения движений, которыми они владеют хуже.

Таким образом, двигательная деятельность имеет исключительное значение для формирования у ребенка привычки и потребности в систематическом выполнении физических упражнений и влияет на всестороннее его развитие.

Наряду с закреплением и совершенствованием различных двигательных действий у детей формируется чувство коллективизма, воспитывается общительность, доброжелательность к своим товарищам, уверенность в своих силах.

Актуальность проблемы потребностей и мотивов двигательной
активности:
1. Потребности и мотивы выступают не только в роли факторов
определяющих деятельность, но и в роли резервных возможностей
(усиливая или ослабляя деятельность);
2. Широкое толкование понятия мотив (мотивы – интересы, влечения…);
3. Психодиагностика и коррекция в спорте, требуют изучения и
осмысления мотивов деятельности.
Учитывая важность и неоднозначность понимания человеческой
активности, мы рассмотрим следующие вопросы:
.Потребности: природа и место в психической организации человека;
.Мотивы: природа и место в структуре личности;
.Отношение мотива к деятельности в целом и отношение мотива к
двигательному действию- в частности.

Потребности: природа и место в
психической организации человека
Потребность - исходная форма активности
индивида, состояние нужды в чем-либо, что
необходимо для его нормального
функционирования.
Понятие «потребность» многозначно.
Можно выделить три аспекта использования
проблемы потребностей:
-общекультурный,
- биологический (натуралистический)
-психологический.

В первом случае потребность рассматривается как фактор
развития любой общественной организации.
Этот термин используется в экономике, социологии,
истории и других общественно- гуманитарных науках, в которых
рассматривается прежде всего проблема потребностей
общества, проблема общественного потребления.
В рамках биологических наук потребности являются
генетически обусловленной причиной активности всех живых
организмов.
Потребности – определенные и неопределенные;
Вторая важнейшая черта потребностей заключается в том,
что всякая потребность приобретает конкретное
содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким
способом она удовлетворяется.

Третья особенность потребностей состоит в
том, что потребностные состояния заявляют о
себе субъективными сигналами, т.е. сами
приобретают сигнальное значение. При этом
напряжение, возникающее в действующей
системе организма, обладает разной степенью
интенсивности.
Четвертая черта состоит в том, что
потребности обладают способностью возникать
вновь;
Пятая черта потребностей заключается в
том, что их развитие происходит путем
изменения круга предметов.

Мотивы: природа и место в структуре личности

МОТИВЫ: ПРИРОДА И МЕСТО В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

1.Физиологические: низшие, управляемые органами
тела, потребности в дыхании, пищевая, сексуальная.
2.Потребность в надежности: стремление к
материальной надежности, потребность в
самозащите.
3.Социальные: социальные связи, общение,
привязанность, забота о другом и внимание к себе,
совместная деятельность.
4.Потребности в уважении: самоуважение, уважение
со стороны других, признание, достижение успеха и
высокой оценки, служебный рост.
5.Потребность в развитии личности, в осуществлении
самого себя, в самореализации, самоактуализации, в
осмыслении своего назначения в мире.

принципы мотивации человека А.Маслоу
мотивы имеют иерархическую структуру;
чем выше уровень мотива, тем менее
жизненно необходимыми являются
соответствующие потребности, тем дольше
можно задерживать их реализацию;
пока не удовлетворены низшие потребности,
высшие остаются сравнительно
неинтересными.
с повышением потребностей повышается
готовность к большой активности.

«Самоактуализирующиейся личности» присуще следующие особенности: - полное принятие реальности и комфортное отношение к ней; -принятие дру

«САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ» ПРИСУЩЕ
СЛЕДУЮЩИЕ
ОСОБЕННОСТИ:
- ПОЛНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕАЛЬНОСТИ И КОМФОРТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ;
-ПРИНЯТИЕ ДРУГИХ И СЕБЯ;
- УВЛЕЧЕННОСТЬ ДЕЛОМ, ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗАДАЧУ;
- АВТОНОМНОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ,
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ;
- СПОСОБНОСТЬ К ПОНИМАНИЮ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ВНИМАНИЕ
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ К ЛЮДЯМ;
- ПОСТОЯННАЯ НОВИЗНА, ОТКРЫТОСТЬ ОПЫТУ; РАЗЛИЧЕНИЕ ЦЕЛИ И СРЕДСТВ, ЗЛА
И ДОБРА;
- СПОНТАННОСТЬ, ЕСТЕСТВЕННОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ, ЮМОР;
- САМОРАЗВИТИЕ, ПРОЯВЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ, ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ;
- ГОТОВНОСТЬ К РЕШЕНИЮ НОВЫХ ПРОБЛЕМ, К ИХ ОСОЗНАНИЮ, К ПОВЫШЕНИЮ
КОНГРУЭНТНОСТИ.

10. Мотивационная сфера личности

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
-это совокупность мотивов, которые
формируются и развиваются в течение всей
жизни.
МС - характеризуется разнообразием форм
проявления – процессов и состояний, к которым
относят установки, интересы, желания,
стремления и т.д.
Параметры мотивационной сферы:
- Развитость (разнообразие мотивов);
- Гибкость (выбор способов реализации);
- Иерархичность (строение уровней).

11. Развитие мотивов

РАЗВИТИЕ МОТИВОВ
Источник развития – это безграничный
процесс общественного производства
материальных и духовных предметов
ценностей, т.е. переработка природного
материала и создание предметов, обладающих
определенным значением для жизни общества
в целом и для отдельного индивида.

12. механизмы формирования мотивации

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ
1
Удовлетворение
актуальной
потребности «Y»
Ситуация «Y»
2
удовлетвор-я
потребность «Y»
+ Эмоция
+ Эмоция
Объект «Х»
(ситуация «Х»,
условия «Х»)
3
Объект «Х»
(ситуация «Х»,
условия «Х»)
4
Стремление к объекту «Х»
(ситуации «Х», условиям «Х»)
+ Эмоция
механизм
развития
мотивации –
переключение
эмоций
с объекта
(ситуации) «Y» на
объект
(ситуацию)«Х»

13. Потребности, связанные с развитием личности в определённых возрастных периодах:

ПОТРЕБНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ
В ОПРЕДЕЛЁННЫХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДАХ:
3 – 6 лет дошкольники – ориентация на родителей, «для
родителей», общение с родителями, идентификация с
родителем своего пола;
7 – 9 лет младшие школьники – приобретение инструментальных
навыков («успешно научиться какой-либо деятельности»);
10 – 12 лет – младшие подростки – общение со сверстниками,
соответствие нормам подростковой группы;
13 – 15 лет – старшие подростки – выбор собственных ценностей,
принятие решений о том, кем и каким я хочу быть,
самораскрытие;
16 – 18 лет юношеский возраст – осознание себя в масштабе
общества. («Какую роль я могу играть в обществе?»).

14. Дошкольный возраст: типичные схемы формирования мотивации

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: ТИПИЧНЫЕ СХЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ
1
2
Присоединение к
родителям
Радость
родителя
+ Эмоция
1
+ Эмоция
2
тренировка
Присоединение к
родителям
Раздражение
родителя
недостаточной
успешностью
ребёнка
+ Эмоция
- Эмоция
тренировка
3
тренировка
+ Эмоция
3
4
Стремление тренироваться
4
тренировка
- Эмоция
Стремление избежать
тренировки.

15.

Старший подростковый возраст: типичные схемы мотивации
1
2
Самостоятельное
принятие решения
Возможность
выбирать
+ Эмоция
+ Эмоция
2
тренировка
3
4
тренировка
1
Присоединение к
родителям
+ Эмоция
Навязываемые
ценности,
формальный
подход
- Эмоция
тренировка
+ Эмоция
Стремление тренироваться
3
4
тренировка
- Эмоция
Стремление избежать
тренировки.

16. Стадии развития самостоятельности при обучении (овладении навыком, деятельностью)

СТАДИИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ
(ОВЛАДЕНИИ НАВЫКОМ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ)
1.
2.
3.
4.
5.
ребёнок и взрослый вместе реально и
включенно эмоционально;
взрослый вместе с ребёнком эмоционально;
взрослый подключается эмоционально и
рационально на этапе контроля
результатов выполнения упражнения;
участие взрослого ограничивается
контролем итога тренировки;
совместное (тренер и спортсмен)
планирование тренировки и тренировочного
цикла.
Последовательное уменьшение степени участия
взрослого, обеспечивает развитие личности
ребёнка.

В исторически очень короткий срок человек был поставлен в условия, существенно отличающиеся от той экологической ситуации, в которой он находился очень длительное время. По расчетам академика А.И.Берга, за последние 100 лет доля физического труда человека снизилась с 96% до всего лишь 5-6% от объема работы, выполняемой на земле.

Наряду со снижением общего объема двигательной активности человека, главного регулятора гомеостазиса, существенно возросло интеллектуальное и эмоциональное напряжение его деятельности.

Необходимо вместе с тем отметить, что большинство рассуждений о последствиях научно-технической революции для человека и его благосостояния касаются прежде всего борьбы за сохранение окружающей среды и гораздо меньше предложений по охране внутренней среды человека, повышению его внутренних го- меостатических возможностей, поиску адекватных внутренних компенсаций неблагоприятных внешних условий. Согласно информационной теории эмоций эмоции определяются какой-либо актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели (П.В.Симонов, 1987, 1997).

Этого же концептуального положения придерживается биологическая теория эмоций П.К.Анохина, построенная на основе представления о целостности физиологической архитектуры такого приспособительного акта, как эмоция. При этом подчеркивалось: «Основным признаком положительного эмоционального состояния является его закрепляющее действие, как бы санкционирующее полезный приспособительный эффект. Такое закрепляющее действие может иметь место лишь в том случае, когда потребность удовлетворена с абсолютно полезным эффектом. Эмоция как бы подтверждает правильность и полноту совершенного акта, его соответствие исходной потребности.

Тем не менее до настоящего времени в науке еще нет единой общепризнанной концепции эмоций, не определены роль и место их в общей структуре личности. Бесспорным остается лишь то, что они неразрывно связаны с потребностями человека и всегда сопровождают их.

Важным для внутреннего состояния человека является психосоциальное равновесие (эмоциональный гомеостаз), существующее между личностью и социальным окружением, которое поддерживается сформировавшимися под влиянием внешних воздействий функциональными системами (П.К.Анохин, 1978). Их уровень устойчивости зависит от многих причин, и в том числе от опыта человека и его генотипа, от качества «акцептора действия» и «обратной афферентации», от текущего состояния гомеостаза и других факторов, не исключая оптимальную двигательную активность.

Поскольку именно реализация потребностей, в том числе и в сфере физической культуры, во многом определяют эмоциональные проявления, важными представляются проблемы их формирования.

Что побуждает человека заниматься активной двигательной деятельностью, какие факторы обусловливают такую ориентацию, каким образом на них можно влиять, - вот круг основных проблемных точек, которые представляют несомненный научный интерес.

Принципиально важным и современным представляется акцент на широкий подход к физической культуре. Подобная методологическая позиция на сегодня

а) - высокое стояние на пальцах сомкнутых ступней, руки — вверху, без зрительного контроля (в секундах) ;

б) - 5 кружений головой против хода часовой стрелки в ритме 2 движения в 1 секунду

убедительнее в сравнении со взглядами, ограничивающими роль и рамки физической культуры только с уровнем выполнения контрольных нормативов по ведущим физическим качествам. Теоретически и практически доказано, что указанное ограничение не позволяет поддерживать здоровье целостного организма. Таким образом, в физическую культуру личности должны входить и индивидуальные знания, интересы, ценностные ориентации, мотивы, потребности в двигательной активности.

В структуре любой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными, волевыми ее сторонами и образуют содержательную сторону направленности личности, выражают внутреннюю основу отношения индивида к деятельности.

В свою очередь на становление ценностных ориентаций личности в области физической культуры влияют знания, потребности, установки, эмоции, стимулирование.

Мотивы деятельности возникают и формируются на основе потребностей, являясь формой их осознания или субъективного отражения.

Под потребностями чаще всего понимают такое состояние личности, которое выражается в ее готовности к свободной реализации сущностных сил в каком-либо виде деятельности. Движущей силой в реализации потребностей выступает внутренняя убежденность и сознательная воля - то, что лежит в основе ценностного мотивационного отношения личности к тому или иному явлению.

Направленное формирование потребности в физкультурно- спортивной деятельности и дальнейшее ее удовлетворение - две стороны взаимосвязанного процесса, который изучен далеко не достаточно.

Формирование потребностей в физкультурно-спортивной деятельности необходимо рассматривать как процесс, с одной стороны, сознательных и непрерывных педагогических воздействий, с другой - влияния окружения. В результате обеспечивается положительный сдвиг в ценностных ориентаци- ях, мотивационных установках, что способствует повышению физкультурно-спортивной активности.

Показателями сформированности потребности следует считать такой уровень их самосознания, который активно направляет практическую деятельность на достижение необходимого результата.

Таким образом, в основе физкультурно-спортивной активности лежит система потребностей, оформленная в сознании через ценностные ориентации, мотивы и интересы. Развертывание физкультурно-спортивной деятельности опосредуется ее личным для человека смыслом и зависит от уровня его самосознания.?
Следует выделить методологическое правило о том, что все эмоционально-методологические программы в ходе физических упражнений должны быть доступны для реализации, в связи с чем содержание мотивационного материала требует соответству
ющей согласованности с педагогической точки зрения.

О мотивации эмоциональной окраски физических упражнений и об эмоциональной эффективности физических нагрузок следует говорить как о едином методологическом процессе.

Названное единство эмоционально-методологических категорий углубляется и расшифровывается в возрастной дифференциации применяемых средств и методов.

В общих чертах возрастная дифференциация мотивацион- ности оздоровительных эмоциональных влияний имеет ряд гра- дуационных особенностей. Эмоционально-оздоровительная направленность двигательной активности в дошкольный период может рассматриваться как «зародышевая», реализуемая через правильно организованный процесс физического совершенствования. Школьный период выделяется в качестве решающей системы эмоционально-оздоровительной направленности двигательной активности детей на этапе многолетнего обучения в школе. Недостаточность искомой мотивационности в рамках эмоционально-двигательной проблемы приводит к дефициту моторики детей школьного периода с яркой выраженностью гипокинезии и гиподинамии. Вместе с тем период школьного обучения представляет собой благоприятный этап формирования нужных качеств моторного совершенствования благодаря возможному расширенному развитию мотивационности эмоционально-оздоровительной направленности физических упражнений, переносимой в повседневный быт. Вузовский период благоприятен для развития самостоятельных программ целостного физического совершенствования будущих молодых специалистов.

Возрастной период зрелости человека отличается большим диапазоном различий в мотивации теории и практики физического совершенствования. Возникает проблема необходимости повышения знаний зрелого человека о двигательном адаптационном алгоритме.

Период преклонных лет представляет собой весьма сложную социальную категорию населения, которой должны быть созданы необходимые условия для мотивации и реализации адекватной возрастной системы физической культуры. Успешность физической подготовки лиц преклонного возраста во многом зависит от возможностей семейной физической культуры. Высокий цивилизацион- ный уровень семейной физической культуры открывает значительные перспективы для возрастной дифференциации средств физического совершенствования.

Касаясь методологии эмоционального стимулирования оздоровительного эффекта физических упражнений, нужно сказать, что это требует большого педагогического мастерства, а также творческого развития методологического подхода с учетом ситуационной специфики.

Методологическая дифференциация по проблеме может составить обширный раздел знаний по эмоциональной стимуляции здоровья человека в системе физического совершенствования.