Конспект родительского собрания «Игра - не забава»

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей

Предварительная работа:

  1. №1 «игровой уголок в семье» (Посещение других семей с целью ознакомления с игровыми уголками, фотографии игровых уголков, рассказ об игровом уголке)

    Конкурс № 2 «Умелые ручки» (Изготовление игры, игрушки совместно с детьми)

    Стихи и загадки об игрушках (Разучивание стихов, загадок с детьми, можно совместно сочинять)

    В группе оформить с детьми приглашения для родителей

    Оформить плакаты «игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

    Выставка книг, журналов на тему «Игровая деятельность»

    Магнитофонная запись с вопросами:
    Вы любите играть?
    В какие игры играете дома?
    У вас есть любимые игрушки? Какие? Как вы играете с ними?
    Играют ли с вами взрослые? Кто?
    Как бережёте игрушки?

Ход собрания.
(Звучит песня «Куда уходит детство» муз. А.Зацепина, сл. Л. Дербенёва)

1. Вступление.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу - время, потехе - час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра»
А. С. Макаренко

Давайте сегодня поговорим об игре.

2. Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?»

a) прослушивание магнитофонной записи

b) вопросы родителям: Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребёнка?

c) Обобщение воспитателем:

Если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.

В младшем возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослым. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Потому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям.

3. Работа с памятками

    Задание: подчеркните те пункты, которые вами уже выполнены

    Обобщение воспитателем «Что такое хорошая игрушка

Прежде всего это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка. Чем разнообразнее игрушки. Тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие.

Прежде, чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, как он с ней будет играть. Если 90% игры приходится на долю ребёнка и только 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка. Прекрасной игрушкой для малыша может стать пустая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблём, и крепостью, и ракетой. Такая игрушка стимулирует и фантазию и воображение. Её можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки - иллюминаторы, разрисовать. Игрушки-самоделки имеют большое воспитательное значение.

4. Рассказы родителей из опыта семейного воспитания

    «Игры семей в семье»

    «Досуг в семье»

5. Игра-задание

Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда - синего.

    Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

    Рассказываю о своих играх в детстве

    Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком

    Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры

    Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду

    Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки

    Часто дарю ребёнку игру, игрушку

Обобщение:
Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.

6. Экскурсия в игротеку

Воспитатель рассказывает о любимых играх и игрушках детей, отвечает на вопросы родителей

7. Решение родительского собрания

    принимать активное участие в играх детей

    принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке

    организовать семейные экскурсии по интересам детей

    принимать активное участие в жизни детского сада

Ольга Пинигина

Родительское собрание в группе раннего возраста «Ладушки»

Воспитатели : Пинигина О. Н. Войтова Т. В.

Тема : «Игра – не забава » .

Цель : 1. Обеспечить понимание родителями необходимости игры в жизни ребенка как неотъемлемой части его развития.

2. Вызвать интерес и желание участвовать в обсуждение проблемы-необходимости детской игры.

3. Расширить представление родителей об игре .

4. Познакомить родителей с игровой деятельностью в группе через проигрывание различных игр.

5. Укрепить сотрудничество родителей и педагогического коллектива.

1. Вступительное слово. Сообщение темы родительского собрания .

2. Сообщение, «Какие бывают игры и игрушки» .

3. «В какие игрушки играет ваш ребенок

4. Пальчиковые игры.

5. Игра – задание .

6. Подведение итогов за год.

7. Подведение итогов родительского собрания (рефлексия) .

Ход собрания:

1. (Звучит песня «Куда уходит детство» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва) .

Добрый день, уважаемые родители ! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание .

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра . В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя , ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра » Эти простые истины нам, взрослым, напоминает известный педагог А. С. Макаренко.

2. Сегодня мы собрались , для того чтобы обсудить важную тему : «Игра и развитие ребенка » .

Для начала поговорим о том, какие бывают игрушки, для чего они нужны и что каждая из них может дать для развития. Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.

Театральные игрушки. Игры – драматизации необходимы и полезны детям на разных этапах их развития.

Это особые игры, дети сами изображают героев литературных произведений, а чаще сказок, песен, стишков. Ребёнок создаёт свой маленький мир и чувствует се6я творцом : сам строит, сам управляет, разговаривает голосами своих героев, он как бы перевоплощается в образ, живёт его жизнью.

Во время таких игр идёт интересное развитие речи, обогащение словарного запаса, развиваются творческие способности ребёнка, его воображение, учится мыслить самостоятельно и логично.

Всё это отражается на дальнейшем его развитии, а дальше на учебной деятельности.

До года в основном берется одна игрушка, любимая малыша, в руках мамы поёт, танцует, рассказывает стихи.

После года, когда ребенок понимает речь, можно ставить спектакль с двумя игрушками.

После двух лет можно устраивать маленькие спектакли вместе с ребенком.

Очень популярны пальчиковые куклы. Малыши с удовольствием играют с куклами , проговаривают текст, петь с игрушкой на одном пальце, а затем на нескольких. Театр пальчиковых кукол очень полезен для развития мелкой моторики, что благотворно сказывается в подготовке кисти к письму.

Самые большие возможности для игры – драматизации дают перчаточные куклы или куклы Би-ба-бо, куклы, у которых нет ног, но есть рука. Голова одевается на указательный палец, средний и большой в руки.

При всех играх драматизации расширяются знания детей об окружающем мире. Ребенок учится передавать своё эмоциональное состояние в движениях, мимике, жестах. Учится понимать особенности поведения животных, учится звукоподражанию, у детей развивается речь, чувство коллективизма, налаживаются взаимоотношения между сверстниками и взрослыми.

Всё это влияет на жизненный потенциал ребенка.

Очень важно включение в процесс организации и знакомства детей с играми – драматизации родителей . Ведь из-за нехватки внимания у детей появляются нарушения в развитии не только речи, но и остальных функциональных систем.

Вы являетесь участниками воспитательно-образовательного процесса. Участвуйте в подготовке и проведении праздников, развлечений, игр.

Дидактические игрушки. Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения рук тесно связаны м речью. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция рук и речи развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть . Ребенку говорят : «Играй Он берет игрушки и со скучным лицом усаживает космонавта верхом на зебру, а куклу Мальвину - на носорога, потом заводит мотоциклиста, и долго смотрит, как тот кружится по полу. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть . Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.

А теперь мы предлагаем вам поиграть в игрушки ,

в которые играют ваши дети !

Для игры с родителями были приготовлены столы с играми и игрушками :

Для драматизации была приготовлена ширма :


Началось всё с пальчиковых игр :

«Зайка, ушки на макушке, Скачет, скачет по опушке…»


«Мы капусту, рубим, рубим,

Мы морковку трём, трём…»


«Это глазки вот, вот…»


«Кисоньки-мурысоньки, где вы были?.»


Играем сказку «Теремок»






К следующей игре мы едем на поезде!

Настольные игры :




Игры с платочками и карандашом :


Подвижная игра «Кошка и воробьи»


Вручение Благодарственных писем за активное участие в жизни группы!

Всем большое спасибо!

Решение общих вопросов.

Подготовка к собранию.

Воспитатель предлагает родителям оборудовать дома игровой уголок. Проводится конкурс на лучший игровой уголок. Оцениваются внешний вид игрушек, соответствие возрасту ребенка, порядок в игровом уголке, участие родителей в изготовлении игровых пособий, игрушек ребенка; выдумка, фантазия в оформлении уголка.

Хорошо, если малыш будет ходить в гости к своим сверстникам, осмотрят их игрушки. Воспитатель всячески старается познакомить, подружить детей группы и их родителей.

Можно объявить конкурс и на лучшую мягкую игрушку. Воспитатель советует родителям, какие игрушки можно сшить из поролона, меха, ткани. Звери и сказочные герои могут быть разных размеров.

Объявление о конкурсе вывешивается заранее:

“Товарищи взрослые!

Если вы хотите, чтобы детям было интересно в детском саду, чтобы у вашего ребенка была своя любимая игрушка, пожалуйста, примите участие в конкурсе мягкой игрушки. Выставка игрушек состоится 23 февраля”.

Для победителей конкурса желательно изготовить призы. Какие? Этот вопрос обсуждается на родительском комитете.

В определенные дни можно пригласить родителей в группу для участия в играх детей. Во время посещения группы родители изготовляют с малышами атрибуты для игры в семью, магазин: баранки из поролона, сахар из пенопласта; организуют подвижные игры, учат детей пускать мыльные пузыри и т.д.

Примерно за две недели до собрания родителям предлагается ответить на вопросы анкеты:

  1. Какие условия созданы для игр ребенка в Вашей семье?
  2. Где и как хранятся игрушки, как Вы приучаете ребенка беречь их?
  3. Какие игрушки у Вашего ребенка любимые?
  4. Как часто и по кому поводу покупаете игрушки?
  5. Часто ли ребенок ломает игрушки и как Вы поступаете в таких случаях?
  6. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? В какие игры Вы играете?
  7. Разрешаете ли Вы друзьям ребенка приходить к нему?
  8. Что интересного Вы увидели в игровом уголке семьи, которую посетили?

С помощью родителей готовятся памятки для каждой семьи.

Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта);

Двигательные: каталки, коляски, спортивные игрушки;

Строительные наборы;

Дидактические (разнообразные башенки, пирамидки, настольно-печатные игры, мозаика);

Игрушки-забавы.

Дети изготавливают аппликации “Матрешка с конфетами”. В них вкладывают приглашения на собрание, например:

“Уважаемые Сергей Петрович и Анна Ивановна!

Как сделать жизнь детей нашей группы интересней с помощью игр, какие игрушки покупать, как в игре прививать малышу необходимые качества – разговор об этом пойдет на родительском собрании “Игра – не забава”, на которое ждем вас 18 ноября в 18 часов”.

Готовясь к собранию, педагог записывает на магнитофонную ленту ответы детей на вопросы: вы любите играть? В какие игры вы играете дома? У вас есть любимые игрушки? Какие? Расскажите, как вы играете с ними. Играют ли с вами в игры взрослые? Кто? (Бабушка, дедушка, мама, папа). Если нет, то как вы думаете почему? Как поступают в вашей семье, если игрушка сломалась, порвалась?

С помощью членов родительского комитета оформляется фотостенд. На фотографиях – лучшие детские домашние уголки, дети в игре, выставка мягких игрушек.

Члены родительского комитета заранее готовят благодарности родителям, например, аппликация – Чебурашка держит в лапках красочно оформленные тексты:

“Уважаемые Анна Ивановна и Сергей Александрович!

Благодарим Вас за большую работу по воспитанию у дочери Лены аккуратности, бережного отношения к игрушкам”.

“Уважаемые Наталья Семеновна и Анатолий Валентинович!

Благодарим Вас за активное участие в играх детей нашей группы, за выдумку, творчество, мастерство, интерес”.

Хорошо, если воспитатель вместе с членами родительского комитета посетят семьи, игровые уголки которых признаны лучшими.

За полчаса до собрания родителям предлагают принять участие в выборе лучшей игрушки. Мамы и папы знакомятся с фотографиями, затем занимают места за столами.

Ход собрания.

Выступает воспитатель, рассказывает о значении игры в жизни ребенка.

Все слушают ответы на вопросы № 1, 2 анкеты в магнитофонной записи.

Родители обсуждают вопрос об участии в детских играх.

Включается запись ответов детей на вопрос № 3. Педагог рассказывает о том, какие игрушки покупать малышам, как научить убирать игрушки на место, беречь их.

Родителям – победителям конкурса на лучший игровой уголок, на лучшую мягкую игрушку вручаются призы, благодарности.

Вниманию родителей предлагается ситуация. Пятилетняя Таня, когда играет, разбрасывает игрушки по всей квартире (комнате). Однажды мама потребовала от Тани собрать все до единой игрушки (а их было 50) и сложить в ящик. Таня отказывалась делать это, мама настаивала на своем. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча начала собирать игрушки, но мать запретила ей делать это. Вмешался папа. Он, приласкав Таню, сказал ей: “Ладно, Танечка, на этот раз тебя простим. Я покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, в следующий раз будешь сама уже собирать”. Отец оставил в ящике 5 игрушек, а остальные положил в недоступное для Тани место. Мама упрекнула отца в том, что он запрятал от ребенка игрушки, и в том, что он вмешался: “Таня сама должна была собрать игрушки”. На следующий день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно убрала их в ящик. Папа дал ей еще 5 игрушек. Таня обрадовалась и продолжала охотно играть.

Кто поступил правильно, кто допустил ошибки и какие?

Родители предлагают свои варианты выхода из данной ситуации.

Педагог советует родителям, как поступить в том или ином случае. Например: ребенок, проснувшись утром, не нашел игрушек. Мама и папа их тоже не видели. Они не стали читать нотаций, а вместе с сыном искали их. Вечером мама вытащила из почтового ящика письмо, в котором игрушки писали, что они ушли. Родители помогли малышу написать ответ игрушкам, уговорить их вернуться.

Иногда можно прибегнуть к маленьким хитростям: “Ну-ка, - говорит мама, - кто быстрее наведет у себя порядок, ты или я? Ты уберешь свои игрушки, а я вымою посуду и уберу со стола”.

Зачитываются ответы родителей на вопрос № 5 анкеты. Воспитатель подводит итог, рассказывает, как приучать детей ухаживать за игрушками: стирать кукольное белье, мыть посуду. Если малыш нечаянно сломал игрушку – не надо торопиться выбрасывать ее, со старой игрушкой у ребенка связаны приятные воспоминания. Отремонтированная взрослым игрушка будет ребенку дороже новой.

Под музыку веселой песни выходят дети со своими любимыми игрушками. Девочки в костюмах матрешек, мальчики – в шапочках петрушек (если участвуют в танцах).

Пританцовывая. Входит Матрешка. На ней платок, сарафан, в юбку которого вшит обруч, к юбке прикреплены атласные ленты (их столько, сколько детей в группе).

Матрешка. Здравствуйте, взрослые и дети! Вы знаете, кто я? Сколько я вижу игрушек у вас! (Указывает на выставку игрушек). Какие они интересные, красивые. Они вам нравятся? Кто их сделал? Давайте поиграем в игру. Я буду показывать игрушку, а вы будете называть ее ласково. (Матрешка берет с выставки игрушки, сделанные руками родителей, и показывает детям).

Дети. Мишенька (и т.д.).

Матрешка. Помните, игрушки очень любят детей, которые ласково их называют.

Из-за ширмы появляются игрушки (дети в костюмах куклы, зайчика, медведя).

Матрешка. Интересно, зачем к нам пришли эти игрушки?

Игрушки читают стихотворение Б.Заходера “Песня игрушек”.

Дети любят игрушки, -
Так все говорят.
Ну а разве игрушки
Не любят ребят?
Души в них не чают!
Жаль, что это не все замечают.
Мы молчим, мы не плачем,
Когда нас бросают, -
Мы ведь знаем, что слезы от бед
не спасают.
Не заметишь обиды
По нашему виду.
Мы ребятам прощаем любую обиду.
От того-то, наверно,
Не все замечают,
Как игрушки страдают,
Тоскуют, скучают.
От того-то не знают
(И знать не хотят),
Как мы верно и преданно
Любим играть.

Игрушки (хором). Дети, берегите нас.

Кукла. Не берите меня за волосы.

Зайчик. Не пачкайте мою белую шубку.

Медведь. Не бросайте меня на пол.

Матрешка. Дети, а вы хотите плясать? (Дети отвечают).

Матрешка. Сейчас выйдут только те, про кого я загадаю загадку.

Красные щечки,
Пестрые платочки,
Хлопают в ладошки
Веселые (Матрешки).

Входят девочки-матрешки исполняют танец.

Матрешка. А эту загадку вы сможете отгадать?

С колпаком не расстается,
Вечно шутит и смеется,
Бьет ладошками вот так,
Кто же этот весельчак? (Петрушка).

Мальчики исполняют танец. Все участвуют в игре “Карусели”.

Матрешка. Вы хотите прокатиться на карусели? Садитесь, т.е. беритесь за ленточки по команде: раз, два, три – ленточку возьми.

Матрешка приглашает родителей принять участие в игре вместе с детьми.

Матрешка.

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз-два, раз-два.
Вот и кончилась игра!

Дети садятся на свои места. Появляется Колобок.

Матрешка. Здравствуй, Колобок.

Колобок. Здравствуйте (с грустью).

Матрешка. А почему ты такой грустный?

Колобок. Как же мне не грустить?

Вот играют котята – вдвоем!
Вот резвятся щенята – вдвоем!
Скачут, скачут ягнята – вдвоем!
И гуляют цыплята – вдвоем!
Потому что в одиночку скучно-скучно…

Матрешка. Как же нам помочь Колобку?

Колобок. Мне бабушка дала теста, чтобы вы испекли румяных колобочков, я буду с ними дружить.

Матрешка просит ребят подойти к Колобку и взять тесто в маленьких полиэтиленовых мешочках. Состав теста: мука, вода, соль.

Звучит музыка. Дети лепят колобков, а родители помогают: вырезают из лоскутков рот, нос, глаза. Колобок благодарит всех за труд. Матрешка отдает ему вылепленных колобков. Он прощается и веселый уходит.

Желательно, чтобы после этого собрания Колобок стал частым гостем на занятиях, а также посещал заболевших детей и приносил им подарки от ребят группы.

Сценарий родительского собрания

«Игра – не забава»

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей

Предварительная работа:

Конкурс №1 «игровой уголок в семье» (Посещение других семей с целью ознакомления с игровыми уголками, фотографии игровых уголков, рассказ об игровом уголке)

Конкурс № 2 «Умелые ручки» (Изготовление игры, игрушки совместно с детьми)

Стихи и загадки об игрушках (Разучивание стихов, загадок с детьми, можно совместно сочинять)

В группе оформить с детьми приглашения для родителей

Оформить плакаты «игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Выставка книг, журналов на тему «Игровая деятельность»

Магнитофонная запись с вопросами:

Вы любите играть?

В какие игры играете дома?

У вас есть любимые игрушки? Какие? Как вы играете с ними?

Играют ли с вами взрослые? Кто?

Как бережёте игрушки?

Ход собрания.

(Звучит песня «Куда уходит детство» муз. А.Зацепина, сл. Л. Дерб

1. Вступление.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»

А. С. Макаренко

Давайте сегодня поговорим об игре.

2. Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?»

прослушивание магнитофонной записи

вопросы родителям: Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребёнка?

Обобщение воспитателем:

Если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.

В младшем возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослым. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Потому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям.

3. Работа с памятками

Задание: подчеркните те пункты, которые вами уже выполнены

Обобщение воспитателем «Что такое хорошая игрушка?»

Прежде всего это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка. Чем разнообразнее игрушки. Тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие.

Прежде, чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, как он с ней будет играть. Если 90% игры приходится на долю ребёнка и только 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка. Прекрасной игрушкой для малыша может стать пустая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблём, и крепостью, и ракетой. Такая игрушка стимулирует и фантазию и воображение. Её можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки – иллюминаторы, разрисовать. Игрушки-самоделки имеют большое воспитательное значение.

4. Рассказы родителей из опыта семейного воспитания

«Игры семей в семье»

«Досуг в семье»

5. Игра-задание

Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.

Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

Рассказываю о своих играх в детстве

Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком

Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры

Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду

Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки

Часто дарю ребёнку игру, игрушку

Обобщение:

Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.

6. Экскурсия в игротеку

Воспитатель рассказывает о любимых играх и игрушках детей, отвечает на вопросы родителей

7. Решение родительского собрания

принимать активное участие в играх детей

принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке

организовать семейные экскурсии по интересам детей

принимать активное участие в жизни детского сада


Родительское собрание в средней группе на тему «Игра – не забава»

Воспитатель: Беляева А.В.

Цель:

    Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка.

    Заинтересовать проблемой целесообразного подбора игрушек.

    Приобщить к игре ребёнка в условиях семьи.

    Выслушать суждения родителей по данной проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.

Форма проведения: дискуссия.

Ход собрания

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.

Игра – это основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте. У ребенка есть потребность в игре и ее нужно удовлетворить, потому что, играя ребенок учится и познаёт жизнь. Для ребенка – это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни.

Вопросы родителям:

    В чем по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?

    Как вы думаете, обучается ли ребенок во время игры?

Воспитатель:

В игре ребенок обучается:

    Эмоционально вживаться в сложный социальный мир взрослых людей.

    Переживать жизненные ситуации других людей, как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.

    Осознавать свое реальное место среди других людей.

    Уважать себя и верить в себя. Игра – это арена детских успехов и достижений.

    Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.

    Свободно выражать свои чувства.

Ситуация для анализа:

На участке детский гомон. Новенький мальчик лет 5 с любопытством рассматривает играющую детвору: одну подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.

Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? – обращается к ребенку воспитатель. Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:

Не-ее… я их сейчас расстреляю! – он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.

За что же ты их хочешь расстрелять? – снова обращается к мальчику педагог.

А так, ни за что… Я разбойник! Сейчас совершу на них налёт! – в голосе недружелюбные нотки.

Ему бы только стрелять, да в войну играть, - жалуется вечером мать воспитателю.

Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, - замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет, самодельный щит, лежащий в хозяйственной сумке матери.

Да, конечно, - соглашается мать, - он требует, приходится покупать, боевой растет, даже слишком.

А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да игрушки бы ему другие, например …

А зачем? – недоумевает женщина, - пусть играет во что хочет. Хоть в соловья-разбойника! Какое это имеет значение!

Вопросы родителям:

    Какое значение, по-вашему, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?

    В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?

Воспитатель:

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать, у него формируется начало коллективизма.

Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, выполняет действия, которые ему ещё недоступны в реальной жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить хорошее настроение. В игре развивается воображение, ребенок часто использует предметы – заместители. Например, палочкой может делать укол, из желтого одуванчика приготовить «яичницу», сеялку использовать вместо руля и т.д. помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервав ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины «едут в гараж».

Ребенку для игры необходимо время и игровое пространство – это уголок. Столик с любимыми игрушками, правильно, подобранный игровой материал.

Игры у ребенка обычно возникают под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием.

Ситуация для анализа:

Однажды Слава предложил детям, играющим в семью:

Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.

Ира возразила: - Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.

И пить вино – это плохо, - добавляет Наташа.

Вопросы родителям:

    Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?

    Почему, по вашему мнению, она сложилась?

Воспитатель:

Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: «Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым». Если не удалось переключить игру, то надо её прекратить, объяснив ребенку, почему не следует её продолжать.

Вопросы родителям:

    Нужно ли руководить играми детей?

    Как обучить ребенка умению играть?

Воспитатель:

Ребенок 4-5летнего возраста нуждается в совместной игре со взрослыми. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу ребенка нельзя. Играйте с ним на равных. Важно направлять игру детей, не разрушая её самодеятельный и творческий характер. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнера по игре вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают. Совместная игра со взрослыми способствует более успешному умственному развитию ребенка, воспитанию доверительных отношений.

Вопрос:

Как приобрести новую игрушку?

Воспитатель:

Прежде, чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, как он с ней будет играть. Игрушка для ребенка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества.

Черепашки-Ниндзя, Роботы-трансформеры, Бэтман, Человек-паук – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребёнка. Любое, проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, заботливо, милосердно, то у него некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведёт само себя в той или иной ситуации, часто по отношению к более слабым – животным или маленьким детям. Игрушка программирует поведение ребенка.

Вопрос:

Почему детям нравятся мягкие игрушки?

Воспитатель:

Самое главное назначение мягкой игрушки – дарить малышу нежность. Эта её особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собака способны «вылечить» ребенка от страхов и даже от ночного энуреза.

Вопрос:

Что делать, если дети не убирают игрушки?

Воспитатель:

Иногда, если ребенок отказывается что-то делать, можно прибегнуть к маленьким хитростям:

а) «Ну-ка, - говорит мама, - кто быстрее наведет порядок: ты или я? Ты уберёшь свои игрушки, а я вымою посуду!»

б) «Хитрый глаз»

предложить поиграть детям в игру и стать волшебниками, сложить ладошки, закрыть глаза и сказать: «У меня есть хитрый глаз, он всегда видит игрушки, которые лежат не на месте»! Желательно, чтобы в этой игре приняли участие и взрослые.

Дорогие родители! Не жалейте своего свободного времени на игры с детьми. Игра с вами для ребенка в тысячу раз интереснее и полезней любой игрушки, она доставляет ребенку много положительных эмоций, душевный подъём. Не лишайте его этой радости, помните, что вы сами были детьми.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Мы очень рады видеть вас у нас в гостях и мы с ребятами приготовили для вас небольшое выступление.

Стихотворение: (Даниил Е. и Катя Б.)

Друзей не покупают, друзей не продают

Друзей находят люди,

А также создают.

И только у нас, в магазине игрушек,

Огромнейший выбор друзей и подружек.

Воспитатель:

Я предлагаю родителям отгадать, что же мы сейчас купим в магазине игрушек:

Загадка:

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок,

А он сорвался с поводка

И улетел под облака. (воздушный шарик ).

Воспитатель:

Посмотрите сценку, как однажды две подружки играли с шаром.

Сценка: (Вика, Женя и Маша.)

Шар надутый две подружки,

Отнимали друг у дружки –

Весь перецарапали!

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели – нет игрушки,

Сели и заплакали…

А наши дети редко ссорятся из-за игрушек, они уже большие и умеют делиться своими игрушками с друзьями.

Стихотворение: (Маша К.)

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней,

И вот одна игрушка

Приглянулась ей –

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки,

Любимая была,

Но все же я подружке

Игрушку отдала.

Воспитатель: Угадайте следующую загадку.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке

И всего - одна игрушка. (Матрешка )

Воспитатель:

А как порой бывает сложно в игре договориться, кто же будет главным.

Сценка «Паровоз» (Вова, Матвей, Даниил, Женя)

Мы играли в паровоз,

Разругались все до слез,

Я сказал: «Я самый старший!

Значит, я и паровоз!»

«А зато – воскликнул Ромка,-

Я пыхтеть умею громко!»

Задирает Миша нос:

«Кто сильней – тот паровоз!»

А Марина чуть не плачет:

«Раз я девочка, то, значит,

Что по Мишиным законам

Буду я всю жизнь вагоном?!»

Мы играли в паровоз,

Разругались все до слез.

Оказался очень сложным,

Вроде бы простой вопрос.

Загадка:

Кто не ест душистый мед,

И в берлоге не живет?

Не умеет он реветь.

Это – плюшевый …. (медведь )

Танец «Мишка на прогулке»

И, конечно, все наши ребята любят играть игрушками, умеют бережно к ним относиться и знают место для каждой игрушки.

Стихотворение «Мои игрушки» (Дима К., Настя Б.)

Хороши у нас игрушки:

Куклы, мишки и хлопушки,

С ними весело играть,

Но не надо забывать:

Игрушки – не люди,

Но все понимают

И очень не любят,

Когда их ломают.

Пусть игрушки дружат с нами,

Обижать мы их не станем,

Поиграем и потом

Все на место уберем.