Политика в отношении обработки персональных данных

1. Термины и принятые сокращения

1. Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

4. Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

5. Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных, – ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.

6. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

7. Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

8. Cookie – это часть данных, автоматически располагающаяся на жестком диске компьютера при каждом посещении веб-сайта. Таким образом, cookie – это уникальный идентификатор браузера для веб-сайта. Cookie дают возможность хранить информацию на сервере и помогают легче ориентироваться в веб-пространстве, а также позволяют осуществлять анализ сайта и оценку результатов. Большинство веб-браузеров разрешают использование cookie, однако можно изменить настройки для отказа от работы с cookie или отслеживания пути их рассылки. При этом некоторые ресурсы могут работать некорректно, если работа cookie в браузере будет запрещена.

9. Веб-отметки. На определенных веб-страницах или электронных письмах Оператор может использовать распространенную в Интернете технологию «веб-отметки» (также известную как «тэги» или «точная GIF-технология»). Веб-отметки помогают анализировать эффективность веб-сайтов, например, с помощью измерения числа посетителей сайта или количества «кликов», сделанных на ключевых позициях страницы сайта.

10. Оператор – организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая и (или) осуществляющая обработку персональных данных, а также определяющая цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

11. Пользователь – пользователь сети Интернет.

12. Сайт – это веб ресурс https://lc-dv.ru, принадлежащий Обществу с ограниченной ответственностью «Правовой центр»

2. Общие положения

1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г., а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных, которые Оператор может получить от Пользователя во время использования им в сети Интернет Сайта.

2. Оператор обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

3. Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

3. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:

2. законности и справедливой основы;

3. ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;

4. недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;

5. недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

6. обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;

7. соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;

8. недопущения обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

9. обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;

10. уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Обработка персональных данных

1. Получение ПД.

1. Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.

2. Оператор должен сообщить субъекту ПД о целях, предполагаемых источниках и способах получения ПД, характере подлежащих получению ПД, перечне действий с ПД, сроке, в течение которого действует согласие, и порядке его отзыва, а также о последствиях отказа субъекта ПД дать письменное согласие на их получение.

3. Документы, содержащие ПД, создаются путем получения ПД по сети Интернет от субъекта ПД во время использования им Сайта.

2. Оператор производит обработку ПД при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);

7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

3. Оператор может обрабатывать ПД в следующих целях:

1. повышения осведомленности субъекта ПД о продуктах и услугах Оператора;

2. заключения с субъектом ПД договоров и их исполнения;

3. информирования субъекта ПД о новостях и предложениях Оператора;

4. идентификации субъекта ПД на Сайте;

5. обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов в области персональных данных.

1. Физические лица, состоящие с Оператором в гражданско-правовых отношениях;

2. Физические лица, являющиеся Пользователями Сайта;

5. ПД, обрабатываемые Оператором, - данные, полученные от Пользователей Сайта.

6. Обработка персональных данных ведется:

1. – с использованием средств автоматизации;

2. – без использования средств автоматизации.

7. Хранение ПД.

1. ПД субъектов могут быть получены, проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

2. ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

3. ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях, хранятся в разных папках.

4. Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.

5. Хранение ПД в форме, позволяющей определить субъекта ПД, осуществляется не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

8. Уничтожение ПД.

1. Уничтожение документов (носителей), содержащих ПД, производится путем сожжения, дробления (измельчения), химического разложения, превращения в бесформенную массу или порошок. Для уничтожения бумажных документов допускается применение шредера.

2. ПД на электронных носителях уничтожаются путем стирания или форматирования носителя.

3. Факт уничтожения ПД подтверждается документально актом об уничтожении носителей.

9. Передача ПД.

1. Оператор передает ПД третьим лицам в следующих случаях:
– субъект выразил свое согласие на такие действия;
– передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.

2. Перечень лиц, которым передаются ПД.

Третьи лица, которым передаются ПД:
Оператор передает ПД ООО «Правовой центр» (который находится по адресу: г. Хабаровск, 680020, ул. Гамарника, 72, офис 301) для целей, указанных в п. 4.3 настоящей политики. Оператор поручает обработку ПД ООО «Правовой центр» с согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этими лицами договора. ООО «Правовой центр» осуществляют обработку персональных данных по поручению Оператора, обязаны соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152.

5. Защита персональных данных

1. В соответствии с требованиями нормативных документов Оператором создана система защиты персональных данных (СЗПД), состоящая из подсистем правовой, организационной и технической защиты.

2. Подсистема правовой защиты представляет собой комплекс правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов, обеспечивающих создание, функционирование и совершенствование СЗПД.

3. Подсистема организационной защиты включает в себя организацию структуры управления СЗПД, разрешительной системы, защиты информации при работе с сотрудниками, партнерами и сторонними лицами.

4. Подсистема технической защиты включает в себя комплекс технических, программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту ПД.

5. Основными мерами защиты ПД, используемыми Оператором, являются:

1. Назначение лица, ответственного за обработку ПД, которое осуществляет организацию обработки ПД, обучение и инструктаж, внутренний контроль за соблюдением учреждением и его работниками требований к защите ПД.

2. Определение актуальных угроз безопасности ПД при их обработке в ИСПД и разработка мер и мероприятий по защите ПД.

3. Разработка политики в отношении обработки персональных данных.

4. Установление правил доступа к ПД, обрабатываемым в ИСПД, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с ПД в ИСПД.

5. Установление индивидуальных паролей доступа сотрудников в информационную систему в соответствии с их производственными обязанностями.

6. Применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия.

7. Сертифицированное антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемыми базами.

8. Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ.

9. Обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер.

10. Восстановление ПД, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

11. Обучение работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, документам, определяющим политику Оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

12. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

6. Основные права субъекта ПД и обязанности Оператора

1. Основные права субъекта ПД.

Субъект имеет право на доступ к его персональным данным и следующим сведениям:

1. подтверждение факта обработки ПД Оператором;

2. правовые основания и цели обработки ПД;

3. цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;

4. наименование и местонахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников Оператора), которые имеют доступ к ПД или которым могут быть раскрыты ПД на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;

5. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6. порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

7. наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

8. обращение к Оператору и направление ему запросов;

9. обжалование действий или бездействия Оператора.

10. Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку ПД, направив электронное сообщение по адресу электронной почты: [email protected] , либо направив письменное уведомление по адресу: 680020, г. Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, офис 301

11. . После получения такого сообщения обработка ПД Пользователя будет прекращена, а его ПД будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена в соответствии с законодательством.

12. Обязанности Оператора.

Оператор обязан:

1. при сборе ПД предоставить информацию об обработке ПД;

2. в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;

3. при отказе субъекта в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;

5. принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты ПД от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения ПД, а также от иных неправомерных действий в отношении ПД;

6. давать ответы на запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.

7. Особенности обработки и защиты данных, собираемых с использованием сети Интернет

1. Существуют два основных способа, с помощью которых Оператор получает данные с помощью сети Интернет:

1. Предоставление ПД субъектами ПД путем заполнения форм Сайта;

2. Автоматически собираемая информация.

Оператор может собирать и обрабатывать сведения, не являющимися ПД:

3. информацию об интересах Пользователей на Сайте на основе введенных поисковых запросов пользователей Сайта о реализуемых и предлагаемых к продаже услуг, товаров с целью предоставления актуальной информации Пользователям при использовании Сайта, а также обобщения и анализа информации, о том какие разделы Сайта, услуги, товары пользуются наибольшим спросом у Пользователей Сайта;

4. обработка и хранение поисковых запросов Пользователей Сайта с целью обобщения и создания статистики об использовании разделов Сайта.

2. Оператор автоматически получает некоторые виды информации, получаемой в процессе взаимодействия Пользователей с Сайтом, переписки по электронной почте и т. п. Речь идет о технологиях и сервисах, таких как сookie, Веб-отметки, а также приложения и инструменты Пользователя.

3. При этом Веб-отметки, сookie и другие мониторинговые технологии не дают возможность автоматически получать ПД. Если Пользователь Сайта по своему усмотрению предоставляет свои ПД, например, при заполнении формы обратной связи, то только тогда запускаются процессы автоматического сбора подробной информации для удобства пользования Сайтом и/или для совершенствования взаимодействия с Пользователями.

8. Заключительные положения

1. Настоящая Политика является локальным нормативным актом Оператора.

2. Настоящая Политика является общедоступной. Общедоступность настоящей Политики обеспечивается публикацией на Сайте Оператора.

3. Настоящая Политика может быть пересмотрена в любом из следующих случаев:

1. при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных;

2. в случаях получения предписаний от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия Политики

3. по решению Оператора;

4. при изменении целей и сроков обработки ПД;

5. при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых);

6. при применении новых технологий обработки и защиты ПД (в т. ч. передачи, хранения);

7. при появлении необходимости в изменении процесса обработки ПД, связанной с деятельностью Оператора.

4. В случае неисполнения положений настоящей Политики Компания и ее работники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицами, ответственными за организацию обработки Данных Компании, а также за безопасность персональных данных.

Все граждане и юридические лица обязаны исполнять свои функции налогоплательщика. Если такой правило будет нарушено, наступает налоговая ответственность. Что это такое и какие нюансы ее возникновения?

Общие моменты

Отыщем положения в законодательных документах, которыми регулируется вопрос привлечения к налоговой ответственности.

Основные понятия

Под налоговой ответственностью понимают вид юридической ответственности. Это правовые отношения между госструктурами и нарушителем правил, которого ожидают неблагоприятные последствия при нарушении норм, прописанных в законодательстве.

Правонарушитель может понести:

Налоговая ответственность – это цель, которая понуждает плательщика налога исполнять свои обязательства по перечислению налоговых сумм.

Применяется как в отношении юридического, так и физического лица. Тип и величина налоговой ответственности определяется на основании ряда законодательных документов.

По каким принципам действует?

Принципами налогового типа ответственности отражаются цели, правовая ситуация в стране, к которой должна двигаться госструктура.

Стоит учесть, что утверждение нормативными документами принципов не является безоговорочным условием. Они реализуются в зависимости от воли чиновников.

Начало ответственности по налоговым правонарушениям выводится из положений налогового и финансового характера. Такие принципы – научное достижение финансовых нормативов.

Это исходная цель, которой отражается объективная сущность, природа и назначение. Имеют место такие принципы:

Отмечается взаимосвязь и взаимозависимость всех принципов. Если не соблюдается один принцип, будет нарушено и другой. В результате будет искажаться сущность ответственности за правонарушения правовых норм об уплате налогов.

Действующая нормативная база

О налоговых правонарушениях и ответственности говорится в ст. 106 НК. В отражаются данные о нюансах налоговой ответственности. О видах налогового правонарушения говорится в , .

Об ответственности за нарушения законодательных документов о страховых взносах сказано в .

Ответственность за нарушение налогового законодательства

Налоговое правонарушение – действие или бездействие, которым нарушаются законодательные положения. Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является штраф.

Обязательство по уплате налога возникает с момента рождения лица, если оно имеет объекты, что облагаются налогом, но налоговая ответственность наступает с 16 лет.

До этого возраста за неисполнение обязательства налогоплательщика родители и иные представители человека не могут нести ответственность.

Стоит учесть такие нюансы:

  1. Никто не имеет права привлечь вас к ответственности за налоговые нарушения иным образом, чем в соответствии с нормами законодательства. Указы Президента не могут установить штрафы.
  2. Не допускается повторно привлекать за одно и то же правонарушение.
  3. Если плательщик налога привлекается к ответственности, обязательство по уплате налога не отменяется.

Что относится к преступлениям?

Налоговое преступление в Уголовном кодексе не имеет четкого определения. Но можно на основании существующих положений сказать, что таким преступлением является умышленное совершение действие, которое запрещено в УК и несет опасность для общественности.

После становления налоговой системы в РФ увеличилась частотность налоговых преступлений, из-за которых бюджет не поступает большая доля средств. Налогоплательщики уклоняются от уплаты налоговых сумм достаточно часто.

В соответствии со статистическими данными нарушения по уплате налогов связаны с:

Чаще всего нарушают налоговое законодательство фирмы всех форм собственности:

В зависимости от сферы деятельности компаний существует такая статистика:

Последствием налогового преступления является наказание (возлагается только на физлиц), налогового правонарушения – санкция, которая применяется в отношении и юрлиц, и физлиц (ст. 114 НК).

Обстоятельства, влияющие на размер

Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность за совершенные налоговые правонарушения:

  • Совершение нарушения по причине тяжелой личной ситуации.
  • Совершение нарушения по принуждению или из-за наличия материальной или другой зависимости.
  • Другие ситуации, что признаются судебным органом смягчающими.

Если с гражданина взыскано налоговую санкцию, он будет считаться таким, что подвергнут данной санкции на протяжении 12 месяцев с того дня, как решение суда иди налоговой инстанции вступает в силу.

Лицо не будет привлекаться к ответственности, если:

  • отсутствует событие налогового нарушения;
  • оно невиновно;
  • ответственность наступает с 16 лет, а значит, до наступления такого возраста лицо не будет привлекаться;
  • истек срок давности, в течение которого моно было привлечь к ответственности.

Приведем таблицу штрафов за конкретные правонарушения:

Статья налогового кодекса Нарушение Сумма в рублях
Если нарушено сроки предоставления заявления о постановке на учет в Налоговой инспекции 10 тыс.
Второй пункт той же статьи Если компания или ИП ведет деятельность без регистрации в налоговых структурах 10% от прибыли, но не меньше 40 тыс. руб.
Ст. 118 Если нарушены сроки подачи сведений о том, что открыто/закрыто счет в банковском учреждении 5 тыс.
Если не предоставлено декларацию в налоговый орган, в которого компания регистрировалась 5% — 30% от суммы, что не была перечислена, но не меньше 1 тыс.
Если не соблюден порядок подачи декларации в электронном формате в соответствии с налоговым законодательство 200
Пункт 1 ст. 120 При грубых нарушениях порядка ведения учета прибыли и затрат и объектов, что облагаются налогом (в рамках одного налогового периода, если нет признака, прописанного в пункте 2) 10 тыс.
Пункт 2. ст. 120 При совершении действий, прописанных в статье в течение больше, чем одного периода 30 тыс.
Пункт 3. ст. 120 При действии, последствием которого оказалось занижение базы налога 20% от размера не перечисленных налогов, но не меньше 40 тыс.
Пункт 1 ст. 122 Если не произведено оплату налога по причине занижения базы налога, иных неправильных перечислений, если нет признаков, отраженных в 20 % от размера не произведенного платежа
Пункт 2 ст. 122 При умышленном правонарушении в соответствии с п. 1 ст. 122 40 % от средств, что не были перечислены
При неправомерном неудержании средств налоговыми агентам 20% от средств, что должны быть удержаны
Если своевременно не подана в налоговые структуры документация, если отсутствуют признаки, описанные в ст. 119, 200 за один документ
Пункт 2 ст. 126 При не предоставлении уполномоченным органам документов, предоставление недостоверной информации, если нет признаков 10 тыс.
Если лицо не явится при рассмотрении налоговых дел в качестве свидетеля 1 тыс.
Часть 2 ст. 128 Если свидетель откажется давать показания, или будет давать ложные показания 3 тыс.
Пункт 1 ст. 129.1 Если лицо представит ложные сведения, если нет признака, прописанного в ст. 126 5 тыс.
Пункт 2 ст. 129.1 Если правонарушение совершается второй раз в одном периоде 20 тыс.

Моменты, отягчающие ответственность

Установить отягчающие обстоятельства может судебная инстанция или налоговый орган, который рассматривает дело ().

Если будут установлены отягчающие обстоятельства, назначенный штраф увеличивается в 2 раза. На сколько будет увеличено штраф, зависит от того, какая степень тяжести нарушения ().

К таким обстоятельствам стоит отнести случаи, когда лицом совершается аналогичное правонарушение (пункт 2 ст. 112 НК). Иные обстоятельства не могут считаться отягчающими.

Но власти не разъясняют, что именно следует считать «аналогичным правонарушением», поэтому термин судами толкуется по-разному.

Порядок привлечения

Лица привлекаются к налоговой ответственности по решению налоговых структур. Даже при полной уплате суммы штрафов, лицо обязуется перечислить и недоимку по налогам и пени.

Величина пени – 1/300 ставки рефинансирования ЦБ России за каждый просроченный день платежа. Пеня – это не мера ответственности за совершенные нарушения.

Именно по этой причине их начисление осуществляется без учета виновности плательщика налога. Не являются влияющими факторами на размер пени и обстоятельства смягчающего или отягчающего типа.

Пеня не платится:

  • если лицо выполняет разъяснения уполномоченного органа;
  • если нет возможности перечислить налоги своевременно по причине арестов средств или иных имущественных объектов.

Привлекаться к налоговой ответственности может:

Есть обстоятельства, которые исключает привлечение к ответственности лица, совершившего налоговое нарушение. Это:

  1. Действия, что содержат признаки налоговых нарушений, при стихийных бедствиях и чрезвычайной ситуации.
  2. Действия, которые совершает лицо, например, из-за болезни.
  3. Ситуации, когда лицо выполняло письменные разъяснения к законам в рамках компетенции.

В таких случаях не наступает налоговая ответственность. Срок давности для определения ответственности – 3 года, кроме ситуаций, прописанных в , .

Отсчет срока давности в таких случаях начинается на следующий день после того, как окончится налоговый период, в котором налоговое правонарушение совершено.

Для иного налогового правонарушения сроки давности исчисляются с момента, когда они совершены. Применяются такие меры, как штрафные санкции.

Видео: уклонение от уплаты налогов

Определяя конечные размер такого штрафа, уполномоченными структурами будет учитываться, есть ли отягчающие и смягчающие обстоятельства. Взыскание штрафов с ООО и граждан осуществляется только судом.

Представители налогового органа могут обратиться в судебную инстанцию на протяжении полугода после истечения срока выполнения требований по перечислению налоговой суммы.

Здесь есть разграничение налоговой ответственности лиц, что располагают документацией или сведениями, которые касаются деяний плательщика налогов, если не будет предоставлено налоговым структурам данные, истребованные согласно .

Штраф составит 200 рублей. за 1 документ, что не был предоставлен. Возможно также назначение штрафа в размере 5-20 тыс., если не сообщено истребованную информацию, или нарушение совершено повторно.

Вам стоит запомнить виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Так можно будет избежать необходимости платить штрафы и объясняться с работниками ФНС.

Изучите основания, признаки и вопросы правового регулирования по данной теме. Будьте внимательны при произведении налоговых платежей и не допускайте ошибок.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет полное право заниматься предпринимательской деятельностью с целью получения прибыли на условиях, которые не противоречат действующему законодательству. Там же закреплена норма, на основании которой любая прибыль облагается налогом в пользу государства. Предприниматель или...

В статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся налоговой ответственности за отгрузку товара без договора в России. Что нужно учесть при составлении договора, каковы законные основания и возможные правонарушения – об этом далее. Очень часто продажа крупных партий товара происходит без заключения договора. Обе стороны...

Какая административная ответственность возникает за налоговые правонарушения в 2020 году. Что необходимо знать об административном законодательстве. Кто является субъектом таких нарушений и как они привлекаются к ответственности. Налоговые правонарушения имеют последствия, ответственность за которые может быть...

Данная статья коснется такого понятия, как «уголовная ответственность». В каких случаях человек привлекается, что говорит об этом закон. Налогоплательщики часто задумываются о том, сколько нужно опасаться возможности привлечения к ответственности уголовного типа. СодержаниеЧто нужно знать Срок давности привлечения к...

В соответствии с п.1 ст. 114 НК РФ мерой ответственности за совершение налогового правонарушения выступает налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 НК РФ.

Налоговая санкция взыскивается за каждое налоговое правонарушение в отдельности (т.е. большая по размеру не вытесняет меньшую). Если виновным совершено несколько правонарушений, то санкции по ним суммируются. Размер штрафа определяется положениями НК РФ в твёрдой сумме или в % от определённой величины. Штраф может быть уплачен добровольно; в противном случае – взыскан в принудительном порядке только по решению суда, вступившего в законную силу. Срок исковой давности взыскания налоговой санкции в соответствии с п.1 ст.115 НК РФ не должен превышать 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Указанный срок не подлежит восстановлению (пресекательный). С 2007 года пропущенный по уважительной причине срок подачи иска может быть восстановлен судом.

За несвоевременное перечисление налогов и сборов налогоплательщик должен уплатить пени (ст. 75, 133 НК РФ).

При этом налоговое законодательство не рассматривает пеню в качестве меры ответственности, а относит её к способу обеспечения исполнения обязательства по уплате налогов.

Ст. НК РФ Вид правонарушения Размер штрафа
1. Нарушения организационного порядка
п.1 ст. 116 НК Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 5 000 руб.
п.2 ст. 116 НК Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней 10 000 руб
п.1 ст. 117 НК Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимат. без постановки на учет в налоговом органе в размере 10% от доходов, но не менее 20 000
п.2 ст. 117 НК Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней в размере 20% от доходов, но не менее 40 000
п.1 ст. 118 НК Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке 5 000 руб
п.1 ст. 119НК Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета 5%суммы налога, подлеж. уплате за кажд. полный или неполн.месяц но не более 30% и не менее 100 рублей.
п.2 ст. 119НК Непредставление налогоплательщиком в течение более 180 дней налоговой декларации в налоговый орган по месту учета 30% суммы налога, подлеж.уплате на основе декларации, и 10% за кажд. ме-сяц нач. со 181 дня.
2 Грубое нарушение налогового производства
п.п.1,2 ст.120НК Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения 5 000руб-если в од-ном налог. перио-де;15 000 руб.- если более одного пер.
п.3 ст.120НК Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов, если они повлекли занижение налоговой базы 10% от суммы не-уплаченного нало-га, но не менее 15000 рублей.
п.п.1,3 ст.122НК Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий 20% от неупла-ченной суммы 40% - за умышленные
ст.123 НК Невыполнение налоговым агентом обязанности по перечислению налога 20% от суммы, под-лежащей перечисл.
3. Налоговые нарушения со стороны банков
п. 1 ст. 132 НК Открытие банком счёта организации, предпр., нотариусу, адвокату, без предъявления этим лицом свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе (или приостановке счетов) 20 000 руб.
п. 2 ст. 132 НК Несообщение налоговому органу об открытии или закрытии счёта организации, предпр., нотариусу, адвокату 40 000 руб.
ст. 133 НК Нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налога 1/150 ставки ре-финансирования банка, не более 0,2 % за 1 д. просрочки
ст. 134 НК Неисполнение банком решения о приостановлении операции по счетам 20% от суммы пе-речисленной в оче-рёдности, но не бо-лее суммы задол-женности (нет -10 000)
п. 1 ст. 135 НК Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, сбора, пени, штрафа 1/150 ставки ре-финансирования банка, не более 0,2% за день
п. 2 ст. 135 НК Создание ситуации отсутствия денежных средств на счёте налогоплательщика, в отношении кого поручение в банке 30% от непоступившей суммы.
ст. 135.1 НК Непредставление банком справок о наличии счетов или преставление с нарушением сроков. 10 000 руб
4. Прочие налоговые нарушения
ст. 125 НК Несоблюдение порядка распоряжения имущества, на которое наложен арест 10 000 руб.
П.1 Ст. 126 НК РФ Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных законом 50 рублей за каж-дый непредстав-ленный документ
П.2 Ст. 126 НК РФ Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы 5 000 руб.
Ст. 128 НК РФ Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин; отказ свидетеля от дачи показаний, равно дача заведомо ложных 1 000 рублей неявка, уклонение от явки 3 000 руб.- отказ, ложные показание
П 1,2 Ст. 129 НК РФ Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода 500 рублей отказ, уклонение от явки 1 000 руб.- дача заведомо ложные заключения
П 1,2 Ст. 129.1. НК РФ Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений налоговому органу 1000 рублей; 5000 рублей - повторно в течение календарного года
Ст. 129.2. НК РФ . Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса, либо порядка регистрации штрафа в трехкрат-ном размере ставки налога; шестикратном размере - более одного раза

4. Административная ответственность



Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами (п.4 ст.108 НК РФ).

Административная ответственность одна из форм юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершение ими административного правонарушения, в соответствии с КоАП.

Этот вид ответственности предусматривает уплату штрафа. Отдельные налоговые правонарушения наказуемы как в рамках НК РФ, так и в рамках КоАП РФ. По таким нарушениям налоговые органы вправе принять решение о штрафе, но они не могут налагать административные санкции на руководителей организаций за допущенные налоговые правонарушения, указанные в КоАП РФ. В этом случае они имеют право составить протоколы о выявленных ими нарушениях. Полномочия по наложению административных штрафов с виновных относятся к компетенции районного или мирового судьи. КоАП установлены основания для применения административной ответственности. Перечень налоговых правонарушений за которые виновные лица привлекаются к административной ответственности.

Ст. 14.5 КоАП. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а также индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин -

Штрафа: на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;

на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей;

на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей.

Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций

Осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, -

штраф на должностных лиц от 4 000 до 5 000 рублей;

на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей.

Ст. 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

П.1 срока подачи заявления о постановке на учет

Штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 рублей;

П.2 - срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе

Штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей (за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).

Ст. 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации

Статья 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации

непредставление налоговой декларации в налоговый орган по месту учета

Штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.

Ст. 15.6. Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

п.1. Непредставление в срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде,

Штраф на граждан в размере от 100 до 300 рублей;

На должностных лиц - от 300 до 500 рублей.

п. 2. Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

Штраф от 500 до 1 000 руб.

Ст. 15.7. Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику

п.1. Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе

Штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей.

п.2. Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица

Штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей.

Ст. 15.8. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)

Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд)

Штраф на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 рублей.

Ст.15.9. Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам

Осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операций по таким счетам

Штрафа на должностных лиц в размере 2 000 до 3 000 рублей.

Ст. 15.10. Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда

Неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат

Штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 рублей;

На юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей.

5. Уголовная ответственность

Уголовная ответственность – правовое последствие совершения преступления, когда к виновному применяется государственное принуждение в форме наказания. За нарушение налогового законодательства предусмотрена уголовная ответственность, если деяние содержит признаки преступления.

УК РФ предусматривает следующие виды ответственности за налоговое преступление.

Ст. 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

ч.1. уголовная ответственность наступает за указанное деяние, совершённое путём непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

В этом случае лицо наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

ч.2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере - наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 000 рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей. (старое)

С 1 января 2010 года, лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 198 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и пеней, а также сумму штрафа в соответствии с НК РФ.

Причём теперь в отношении обвиняемого не может применяться мера пресечения – заключение под стражу.

ПРИМЕЧАНИЕ (2010 ГОД) 1. Крупным размером признаётся сумма налогов (сборов), в пределах 3-х финансовых лет подряд более 600 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов. Либо превышают 1 800 000, в особо крупным размером – сумма составляющая за период в пределах 3-х финансовых лет подряд более 3 000 000, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 9 000 000 руб.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 198 освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило сумму недоимки и пеней и штрафа.

Ст.199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

ч.1 уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений. Причём это уклонение должно быть квалифицировано как совершенное в крупном размере, (Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 500 000 рублей.

Данное преступление предполагает вину в форме умысла. Субъектами преступления являются руководители (собственники) организаций, а также работники, составляющие и подписывающие документы. Наказание за данное преступление - штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ч. 2. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере - наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Особо крупный размер - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух 2,5 миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7,5 миллионов рублей.

ПРИМЕЧАНИЕ (2010 ГОД) 1. Крупным размером к ст. 199 и ст. 199.1 признаётся сумма налогов (сборов), в пределах 3-х финансовых лет подряд более 2 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышают 6 000 000, в особо крупным размером – сумма составляющая за период в пределах 3-х финансовых лет подряд более 10 000 000, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 30 000 000 руб.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 или ст. 199.1 освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило сумму недоимки и пеней и штрафа.

Ст. 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента

ч.1 уголовная ответственность наступает за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), если оно совершено в крупном размере.

Данное деяние наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ч. 2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере - наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ст. 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов

Уголовная ответственность наступает за это деяние, совершённое собственником, руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем, если оно совершено в крупном размере.

Данное деяние наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

В связи с принятыми решениями о проведении пенсионной реформы начиная с 1 января 2010 года единый социальный налог будет заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Налоговые правонарушения - это совершенные умышленно или по неосторожности действия либо бездействие налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, которые нарушают законодательство о налогах и сборах и порождают ответственность по НК РФ. Расскажем о понятии, функциях и признаках налоговой ответственности, ее основаниях. Поясним, в каком порядке к ней привлекают, какие обстоятельства от нее освобождают. Расскажем и о том, что может ее смягчить или, наоборот, усугубить. Также разберемся в видах ответственности, грозящей за нарушение налогового законодательства.

Что говорит НК

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение — так буквально называется раздел VI части первой НК РФ (гл. 15 - ). Первая из них регулирует общие положения об ответственности за соответствующие деяния. Налоговая ответственность НК РФ урегулирована в гл. 16 и 18, где описаны конкретные нарушения со следующими за их совершение штрафами.

Понятие, функции и признаки налоговой ответственности

Понятие налоговой ответственности звучит следующим образом: это использование компетентными органами в отношении налогоплательщиков и иных содействующих уплате обязательных платежей лиц, которые совершили фискальное правонарушение соответствующих санкций. НК использует термин «налоговая ответственность» и термин «ответственность за совершение налоговых правонарушений» в качестве равнозначных.

В данном случае выделяют две функции:

  • юридическую, с двумя аспектами — карательным и правовосстанавливающим;
  • социальную, которая выражается в общем и частном предупреждении фискальных нарушений, т. е. в побуждении лиц, участвующих в соответствующих отношениях придерживаться правил, предусмотренных надлежащими нормами.

Ее признаками являются следующие моменты:

  • государственное принуждение, как основа и конкретная форма реализации в виде санкций, определенных в финансово-правовых нормах;
  • наступление после совершения деяния, с признаками фискального правонарушения (противоправностью — нарушением актуальных норм налогового законодательства; реальностью — грозит только за фактические деяния, т. е. действия по несоблюдению запретов или бездействие по неисполнению обязанностей; вредностью — государство теряет доходы; виновностью — совершение умышленно или по неосторожности, наказуемостью — за их совершение назначают штраф);
  • применяется к организациям, физическим лицам и ИП;
  • правонарушителя ждут определенные материальные потери;
  • воплощается процессуально (в установленном порядке).

Основания налоговой ответственности

По п. 3 ст. 108 НК , основание для привлечения лица за нарушение фискального законодательства — это фактическое доказывание вступившим в силу решением налоговиков совершения данного нарушения.

Таким образом можно выделить три основания:

  • нормативное — описание конкретного нарушения в законе (скажем, ст. 129.11 НК « , ч. 1 которой гласит, что непредоставление в установленный срок налогоплательщиком документации карается взысканием штрафа в 100 000 руб.;
  • фактическое — означает реальность совершенного нарушения;
  • процессуальное — соответствующий акт ФНС или суда, который вступил в силу.

Виды ответственности за нарушение налогового законодательства

Нарушителей закона ждут следующие виды санкций:

  • налоговые — мерой налоговой ответственности является взыскание твердых или процентных (от конкретной суммы) штрафов (гл. 16, 18 НК). Другими словами, мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является соответствующая санкция, которая устанавливается и применяется как денежное взыскание, прописанное в статьях указанных глав. Размер штрафов варьируется от 200 руб. до полумиллиона, а процентных — от 0,2 до 100 %. Возможно также принудительное взыскание недоимок по обязательным платежам по ст. 46-48 НК: с организаций — бесспорно, с физлиц — через суд или проявляться как обеспечительные меры (гл. 11 НК ) (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия). О том, с какого возраста наступает налоговая ответственность, говорит п. 2 ст. 107 НК — это 16 лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, равен трем годам (с момента совершения нарушения). Иные нюансы, связанные с этим временным отрезком, прописаны в ст. 113 НК . Вопрос срока давности по взысканию штрафов регулирует ст. 115 НК ;
  • дисциплинарные (ст. 192 ТК ) по приказу работодателя возможны, скажем, для бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность;
  • административная ответственность за нарушение налогового законодательства урегулирована гл. 15 КоАП ;
  • уголовные (ст. - 199.2 УК РФ ).

Порядок привлечения к налоговой ответственности

Обозначенный режим состоит из четырех этапов:

  1. Выявление должностными лицами контролирующих органов (в пределах их компетенции, через соответствующие ревизии, получения объяснений налогоплательщиков, фискальных агентов и плательщиков сбора, страховых взносов, проверки учетных данных и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах, предусмотренных НК) фактов нарушения налогового законодательства.
  2. Рассмотрение материалов дела и вынесение решения. Обнаружение соответствующих нарушений благодаря проверкам (камеральной или выездной) означает, что указанный порядок будет регулировать ст. 101 НК. Она же используется, когда речь идет о нарушениях ст. , и 123 НК . Выявление соответствующих деяний иными мерами фискального контроля (вызовом налогоплательщика письменным уведомлением для дачи пояснений по уплате обязательных платежей, осмотром, инвентаризацией его имущества, вне фискальных проверок) указывает на регулирование рассматриваемого порядка уже по ст. 101.4 НК .
  3. Обжалование решений органов ФНС. Использовать при этом нужно отдельные положения гл. , 20 НК , а именно ст. 137 , частично , о праве и режиме обжалования — ст. —- порядок и срок подачи жалобы, 139.2 — ее форма и содержание, 139.3 — случаи оставления без рассмотрения, — рассмотрение жалобы.
  4. Исполнение решений налоговиков (ст. 101.3 НК ).

Освобождение от налоговой ответственности

По ст. 109 НК , нарушитель не привлекается к ответственности, когда есть минимум один из нижеперечисленных факторов:

  • отсутствует событие подобающего правонарушения;
  • лицо безвинно в его совершении;
  • нарушитель моложе 16 лет;
  • прошли сроки давности (ст. 113 НК ).

Также к ней не привлекут нарушителя, который преступил закон в попытках приобрести, применить, распорядиться имуществом и(или) проверяемыми зарубежными предприятиями плюс счетами (вкладами), отмеченными в отдельной декларации и(или) ее приложениях и (либо) информации, которая представлена по ст. 3 ФЗ от 08.06.2015 № 140 . Избежать санкций в этой ситуации поможет предоставление копии такой спецдекларации и ее приложений или данных с отметкой о приеме налоговиками.

Обстоятельствами, исключающими вину нарушителя за фискальное нарушение, по ст. 111 НК , являются:

  • стихийное бедствие, иные чрезвычайные (непреодолимые) условия, которые не нужно специально доказывать, поскольку их устанавливают через общеизвестные факты, публикации в СМИ, другим образом;
  • болезнь лица, которая не позволяет ему руководить своими действиями, подтверждается документами, относящимися к расчетному периоду, в котором состоялось нарушение;
  • исполнение нарушителем каких-либо письменных разъяснений от компетентного госоргана (указанные обстоятельства устанавливаются соответствующим документом этого органа, который касается расчетных периодов, когда произошло правонарушение, независимо от даты его издания). Тем, кто не сможет должным образом подтвердить обозначенные обстоятельства, не стоит ждать освобождения;
  • иные обстоятельства, исключающие вину, которые признаются судом или налоговиками при рассмотрении дела.

Смягчение и отягчение

Ответственность за налоговые нарушения смягчается или отягчается благодаря наличию обстоятельств, перечисленных в ст. 112 НК . Смягчают ее:

  • стечение тяжких семейных или индивидуальных обстоятельств;
  • угрозы или принуждения, а также служебная, материальная или иная зависимость;
  • тяжелое материальное положение — для физического лица;
  • иные обстоятельства, которые признаются таковыми в конкретной ситуации.

Отягчает ответственность рецидив нарушения.

Налоговая ответственность - это ответственность за нарушение налогового законодательства. Привлечение к ответственности налогоплательщика возможно по тем основаниям и в том порядке, которые предусмотрены НК РФ (п. 1 ст. 108 НК РФ) только при наличии всех признаков

К ответственности за налоговое правонарушение никого нельзя привлечь дважды (п. 2 ст. 108 НК РФ). Это значит, что одно и то же нарушение не может быть квалифицировано одновременно по нескольким статьям НК.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Субъектами налоговых правонарушений могут быть плательщики налогов, сборов, взносов - как организации, так и физические лица (ст. 107 НК РФ). В связи с этим оштрафовать юридические лицо по НК РФ можно, а вот руководителя компании или главного бухгалтера за налоговые нарушения организации - нет.

Мерой налоговой ответственности является взыскание с налогоплательщика , т. е. штрафа (п. 1,2 ст. 114 НК РФ), размер которого варьируется в зависимости от , а также от наличия умысла. Очевидно, что нарушения, совершенные по неосторожности и совершенные умышленно, караются по-разному.

Вместе с тем привлечение к ответственности за налоговое нарушение организации не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности, если для этого есть соответствующие основания (п. 4 ст. 108 НК РФ). Так, если организация не представит вовремя в ИФНС декларацию, то на нее наложат штраф в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ . И одновременно с этим к ответственности может быть привлечен руководитель организации в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ . Причем аргумент о двойной ответственности здесь не работает, поскольку компания и ее директор - это разные лица, и в данном случае каждое из них «попадает» на штраф по своему основанию.

Напомним также, что в определенных случаях налогоплательщик может быть освобожден от налоговой ответственности, если будут выявлены в совершении налогового правонарушения.

С какого возраста наступает налоговая ответственность?

Но надо сказать, что напрямую из НК это не следует.