Раздел - I - КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

Раздел - II - КИТАЙ В III ВЕКЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ — II ВЕКЕ НАШЕЙ ЭРЫ

Раздел - III -Культура древнего Китая

Раздел - IV - Искусство Древнего Китая кратко

Раздел - V - Религия Древнего Китая кратко

Древний Китай — одна из величественнейших цивилизаций Древнего мира . Происхождение древнего Китая похоже на происхождение Шумера, Древней Индии, и Древнего Египта . Величественная река Хуанхэ постоянно приносит с гор частички плодоносных почв — лесса.

В долине Желтой реки(Хуанхэ) зародилась древняя цивилизация. Первое царство появилось во втором тысячелетии до нашей эры и называлось Инь или Шан.

Современные археологи проводили раскопки, в результате чего им удалось раскопать столицу данного царства Великий Город Шан и гробницы некоторых шанских царей —их звали ваны. Хоронили Вана в достаточно глубоком (до 10 метров) котловане, в который была проведена вела лесенка. В могилу клали золотые украшения, украшения из нефрита, яшмы, а так же устанавливали огромные бронзовые сосуды. В обязанности ванна входило следующее: управлять государством, исполнение особых религиозных обрядов а так же верховный суд.

Ван считался священной и неприкосновенной личность. В тысяча сто двадцать втором году до нашей эры племя под названием Чжоу во главе с У-ваном нанесло большое поражение шанцам, установив тем самым свое господство, а большая часть жителей государства Шан-Инь было обращено в рабство. В восьмом веке до нашей эры под ударами кочевников распалось государство Чжоу; теперь, на главную роль выдвигаются то одни, то другие царства, из которых самым крупным государством было царство под названием Цзинь (седьмой - пятый века до нашей эры). После распада государства Цзинь начался тяжелый период Чжаньго (в переводе как «Сражающиеся царства»), когда древний Китай был поделен на два десятка мелких княжеств которые постоянно враждовали между собой, а так же практически не подчинялась чжоускому вану.

6-5 в.до.н.э — время когда в древнего Китае начинают появляться первые философские учения. В шестом столетии до нашей эры в Китае жил великий мудрец, его звали Конфуций, он был очень почитаемый среди китайцев, как в то время, так и во все последующие столетия. Учение Конфуция об уважении к старшим, о «благородном человеке», о важности образования, о скромности, и т.д стали в последствии важным эталоном взаимоотношений в Китае между людьми — как в семье, так и в самой стране.

В 221г.до н. э. правитель Цинь Ин Чжэн стал объединять огромные территории в единственную империю и взял титул Цинь Шихуанди, что означает «Первый император династии Цинь». Этот
правитель достаточно жестоко уничтожал всякое сопротивление, используя самые ужасные виды экзекуции. Если человек не соблюдал закон, то в этом случае наказанию подвергалась и вся семья этого человека: его членов семьи попросту превращали в рабов заставляя их работать на тяжелых строительных работах.

Когда Цинь Шихуанди установил свою собственную власть в империи, он начал войну с кочевниками-гуннами, которые часто нападали с северной стороны на его границы. Свою победу он решил навсегда закрепить, построив мощную пограничную стену, которая получила название Великая Китайская стен. После падения династии Цинь к власти приходит Лю Бан. Он уменьшил налогообложение и отменил некоторые наиболее жестокие законы, которые были введенные в Древнем Китае императором Цинь Шихуанди. Лю Бан, которому наследовали затем одиннадцать его потомков, стал основателем династии Хань. В эпоху Ханьской династии сложились основные черты Древнекитайского государства. В Древнем Китае были заложены основы китайской цивилизации и ее культуры — искусства, литературы, науки. В двести двадцатом году династия Хань пршла в упадок, а на все ее территории сформировалось несколько независимых друг от друга государств. Это событие считается концом античного периода в китайской истории.

Природные условия Древнего Китая кратко

Древние китайцы населяли Северо-Китайскую равнину, находящуюся на крайнем востоке Азии, С запада на восток равнину пересекала Хуанхэ (Желтая река), несшая много плодородного ила. Оседая, ил заполнял русло и заставлял реку менять его. Хуанхэ затопляла поля, смывая селения. Народ прозвал ее «горем Китая». Упорным трудом, вырубая леса, осушая болота, укрепляя берега рек, древние китайцы превратили свою родину в страну развитого земледелия. Долина реки Янцзы (Голубая река), расположенная южнее Хуанхэ, была завоевана китайцами позднее, Реки, в особенности Янцзы со своими многочисленными притоками, служили в древности важнейшими путями сообщения.

Занятия населения.

В середине второго тысячелетия до н. э, область Хуанхэ и ее притоков населяли многочисленные племена охотников и рыболовов. Одному из этих племен, племени инь, удалось подчинить своих соседей. В последнее время учеными- археологами раскопаны десятки поселений иньцев. Обнаружены многие тысячи надписей на костях животных и черепашьих щитках. Это позволяет изучить быт и занятия древнейшего населения Китая.

Основным занятием древних китайцев, осевших в долине Хуанхэ, было земледелие. Этому благоприятствовали мягкий, умеренный климат, плодородная почва и обилие влаги.

На полях произрастали просо, пшеница, ячмень, рис. В течение года убиралось два урожая: в первую половину года снимали урожай проса, а во вторую — пшеницы. Землю обрабатывали деревянной сохой, деревянными мотыгами, каменными серпами.

Скотоводство, рыболовство, охоте приобрели подсобное значение, Кроме крупного рогатого скота и лошадей, древние китайцы разводили овец, коз, свиней, Молочные продукты китайцами в древности в пишу не употреблялись.

Первоначально земледельцы сами изготавливали простейшие сельскохозяйственные орудия, глиняную посуду, ткани. Со временем ремесло превращается в особую, самостоятельную отрасль производства. Раньше всего выделилось ремесло литейщика, требовавшее особого умения и навыков. Бронзолитейщики Плавили И ковали металл и делали из негооружие и различную утварь. Гончары стали выделывать красивую и прочную посуду, пользуясь гончарным кругом и печью. С древнейших времен китайцы умели изготавливать тонкие
шелковые ткани. Мастерство это держалось в тайне.

С развитием земледелия и ремесла возникает и развивается торговля. Торговля велась не только с непосредственными соседями, но и с народами на берегах Тихого океана. Роль денег вначале выполняли драгоценные раковины. Добывать их было трудно. Поэтому стали мастерить искусственные раковины из драгоценного камня и из кости. Затем начали отливать из бронзы слитки в форме раковин и других предметов. Так в Китае появились металлические деньги.

Древнейшие рабовладельческие государства.

Во втором тысячелетии до н. э. у китайцев возникает рабство. Главный источник его — войны с соседями, в особенности с северными кочевыми племенами. Рабов получали также в виде дани с покоренных племен.

Труд рабов начал применяться в хозяйстве. В этот период рабы еще находились в коллективной собственности общины. Рабов не только заставляли работать до изнеможения, но и приносили в жертву богам. Археологи раскопали погребения с захоронениями сотен людей, погибших насильственной смертью. Это были принесенные в жертву рабы.

Наряду с погребениями, содержащими богатые вещи, а также " принесенных в жертву рабов, раскопаны могилы, в которых нет никаких вещей. Это говорит о том, что в обществе появились богатые и бедные, рабы и рабовладельцы.

Чтобы держать в повиновении рабов и бедняков, рабовладельческая знать создает государство. Во главе древнейшего Китайского государства становится военный вождь — ван. Его опорой были знать и многочисленные чиновники. Они взимали с населения непосильные подати. За службу ван раздаривал приближенным землю и рабов. Это вело к развитию крупного землевладения.

В XII в. до н. э. племя чжоу, жившее к западу от государства Шань-Инь, подчиняет себе иньцев. Образовалось государство Чжоу. Помимо этого, в Китае появилось много других рабовладельческих государств.

Земледельцы в этих государствах жили общинами, но каждая семья получала в пользование земельный надел. Орудия труда, скот, семена также находились в частной собственности отдель

ной семьи. Родовая и племенная знать, пользуясь своим положением руководителей общины, стала захватывать лучшие земли. Свободные общинники изнемогали от малоземелья, попадали в долговую зависимость к своим богатым соседям — крупным землевладельцам.

Недовольство крестьян нашло отражение в песнях, порицающих алчность и жестокость богачей. В одной из таких песен крупные землевладельцы сравниваются с полчищем крыс, поедающих плоды человеческого труда:

«Наши крысы, наши крысы, Не грызите наше просо. Мы живем у вас три года, А забот от вас не видно... Наши крысы, наши крысы, Не грызите вы посевы. Мы живем у вас три года, А наград от вас не видно»,

В городах жили искусные ремесленники. Из глины и металлов они изготовляли красивую посуду. С середины первого тысячелетия до н. э. китайцам был известен лак. Лаком покрывали мебель и другие деревянные изделия. Сок лакового дерева был ядовит, поэтому ремесленники, делавшие красивые, нарядные вещи, рано умирали.

В первой половине первого тысячелетия до н. э. расширяются торговые связи китайцев. Развитию торговли способствовало появление первых монет из металла. Постепенно города превращаются в центры ремесла и торговли.

Северные границы Китая постоянно подвергались нападениям кочевников, которые впоследствии стали известны под названием «гунны». Китайские государства заключали между собой союзы, так как силами одного государства бороться с кочевниками было невозможно. Но эти союзы были непрочными. Часто китайские государства воевали друг с другом. Междоусобные войны разоряли хозяйство Китая и вели к еще большему усилению эксплуатации трудящихся масс.

Китай - удивительная и прекраснейшая страна, куда ежегодно приезжают миллионы туристов со всех уголков земного шара, чтобы познакомиться не только с ее достопримечательностями, но и посмотреть на быт местного народа, его культуру.

Безусловно, в каждой стране мира есть свои особенные обычаи, традиции, определенный уклад жизни. И исключением здесь не является Китай - одно из древнейших государств мира со своими богатейшими традициями и обычаями, уходящими корнями глубоко в историю. Традиции Китая являются важной составляющей и неотъемлемой частью китайской культуры в целом.

Китай - огромная многонациональная страна, и при этом каждая отдельно взятая национальность имеет свои традиции и отличительные особенности, проявляющиеся в манере питаться и одеваться, в укладе жизни, в проведении ритуалов и обрядов и многом другом.

Так, основным продуктом питания на юге страны является рис, а жители северных регионов отдают предпочтение мучным изделиям. Узбеки, казахи и уйгуры любят полакомиться шашлыком из баранины.У монголов в почете жареные курдюки, а корейцы едят холодную лапшу. Что касается манеры одеваться, то здесь также существуют свои отличия: маньчжурки носят «ципао» (женское платье с типичной китайской вышивкой и рисунками); тибетцы - «чубу» (длиннополый кафтан); уйгуры - вышитые тюбетейки; женщины национальности мяо - юбки с многочисленными сборками.


Большинство китайских традиций связано, прежде всего, с этикетом, церемониями и дарением подарков. Этикет нашел свое проявление в известных на весь мир пословицах и поговорках, таких как «Любезность не требует взаимности», «Любезность очень высоко ценится и ничего не стоит» и прочие. Следует отметить, что китайцы отличаются такими качествами, как настойчивость, трудолюбие, вежливость, радушие, гостеприимство, бережливость, патриотизм, уважение и терпение. Поэтому, отправляясь в путешествие в эту сказочную и загадочную страну, можно не только открыть для себя много нового и интересного, но и с уверенностью рассчитывать на добродушный и теплый прием местных жителей!


Однако для того, чтобы не обидеть местных жителей и не почувствовать себя чужаком в данной стране, следует помнить об определенных правилах поведения в обществе:

Основная форма приветствия с иностранными гражданами - это рукопожатие;

В качестве подарков не следует дарить ножницы, ножи и прочие режущие предметы, так как они для китайцев обозначают разрыв отношений; также не стоит дарить соломенные сандалии, цветы, часы и носовой платок, потому что данные вещи символизируют смерть;

Если вам преподнесли подарок, то правильнее его будет открыть дома, а не в момент получения;

Приезжая в Китай, нужно научиться пользоваться их традиционными приборами, так как там не принято есть вилками;

Туристам не следует носить яркую одежду, чтобы привлечь внимание, потому что она не приветствуется местными жителями. Правильнее одеть одежду более спокойных постельных тонов.


Чайная церемония

Чайная церемония в жизни китайского народа занимает особое место. Для них чаепитие означает не просто употребление данного напитка, а гораздо большее - это способ достижения внутренней гармонии и блаженства. На языке китайцев слово «чай» означает «самое мудрое из всех растений», а само действо звучит как «Гун Фу Ча» (высшее мастерство чаепития). Для того чтобы полностью раскрыть вкус и аромат чая, используются определенные способы его заваривания, а также настрой и особая атмосфера: нежная мелодичная музыка, уютная обстановка, изящная маленькая посуда.


В зависимости от времени года китайцы, как правило, пьют разные сорта чая: летом - это зеленый чай, весной -цветочный, осенью - молодой зеленый, а зимой -терпкий черный. Помимо этого китайцы выделяют несколько видов чаепития для особых обстоятельств.

  1. Чаепитие в знак уважения - означает способ выражения почтения старшим, т. е.семья в выходные дни приглашает своих старших родственников в ресторан отведать чашечку чая, тем самым проявляя к ним уважение.
  2. Чаепитие как повод для семейной встречи - подчеркивает важность семейных ценностей.
  3. Чаепитие как способ попросить прощение. Обычно в таких ситуациях извиняющийся в знак искреннего раскаяния должен сам налить чай тому человеку, у которого он хочет попросить прощение.
  4. Свадебное чаепитие - жених и невеста в знак выражения благодарности родителям подают им чай, при этом стоя на коленях.



Традиционная китайская свадьба еще с давних времен считалась весьма красивым и ярким ритуалом. И на сегодняшний день сохранились некоторые элементы этой свадебной процессии.

Пары, прежде чем выбрать дату свадьбы, ориентируются на специально составленный для этого события гороскоп. Здесь следует отметить, что нечетные дни не подходят для проведения свадьбы.

Вечером, накануне свадьбы, невеста не должна видеть своего жениха.

Несмотря на то, что на сегодняшний день многие невесты стали больше отдавать предпочтение не традиционному красному платью, а белому европейскому, в их свадебном наряде должен присутствовать хотя бы один элемент красного. В основном невесты выбирают красные туфли или перчатки, а также этот цвет присутствует в пригласительных открытках и в оформлении подарков. Ведь еще с давних времен красный цвет у китайцев символизировал любовь, благополучие, радость и счастье.

Особое место уделяется чайной церемонии, которую устраивают молодожены для своих родителей. Во время проведения церемонии жених и невеста должны проявить уважение к родителям, встав перед ними на колени.

Что касается кухни, то количество блюд на каждом свадебном столе не должно быть менее 12, и каждое из блюд должно красиво называться.


Семейные ценности

Китай принадлежит к тем типам стран, где семейный уклад и семейные ценности заложены в основе индивидуальной и социальной жизни человека. Важным принципом нравственности в китайском обществе является уважение и почитание старших: дети должны чтить своих родителей; жена должна прислушиваться к мужу, а он, в свою очередь, обязан обеспечить ей комфортное проживание и следить за продолжением рода. Однако в последнее время из-за сложившейся определенной демографической ситуации в Китае, семье разрешается иметь одного ребенка.

Китай – одна из древнейших цивилизаций мира. Историки считают, что в 221 год до н. э. можно считать датой, когда Китай превратился в огромную империю или королевство.


Повседневная жизнь


Цивилизацию древнего Китая в те времена считали самой развитой, самой продвинутой. Привычная повседневная жизнь китайцев включала гончарное мастерство, выпекание, фермерское хозяйство и позже изготовление шелка. Так же как и династии сменяли друг друга из века в век, менялись и интересы в сфере науки и философии.


Драконы


Драконы – мифологические существа древнего Китая, часто их описывают в виде огромных змеевидных пятилапых животных с когтями. Эти драконы были символом доброй силы в китайском фольклоре и искусстве. Согласно традиции дракон – это воплощение Янь (мужское начало), он также приносит дождь и воду в Китай, где вся архитектура зависит от воды. Что касается женского начала, то его символизирует китайский феникс Фэнхуан.


Язык


На древнем китайском языке говорят аж со времен династия Хань. Язык уникален благодаря своему внутреннему многообразию, хотя все разговорные варианты китайского языка тональны (использующий повышение и понижение тона для различения смысла) и аналитичны (грамматические отношения выражаются служебными словами, порядком слов, интонацией). В зависимости от классификации существует порядка 6-12 основных региональных языковых групп, среди которых мандаринский (китайский) – самый популярный, после него идут ву, мин и кантонский.


Религия


Народ древнего Китая практиковал религию, которая развивалась веками и менялась вместе с императорами и династиями. В самом раннем периоде китайской цивилизации китайцы поклонялись разным богам, включая богов разных стихий и погодных явлений, богу неба и верховному божеству Шанг-ти, стоящему над всеми остальными богами. Более того, древние китайцы верили, что после смерти их родители и прародители тоже становились богами, и им тоже надо было поклоняться. С тех пор каждая китайская семья чтит своих предков и поклоняется им.

Около 600 года до н.э. в Китае философия Даосизма приобрела большую популярность. Согласно даосизму люди не должны были жить или делать что-то против своей воли, насильно, а придерживаться компромиссов и использовать только природные силы себе в помощь. Немного позже ошеломляющую популярность получило Конфуцианство, которое вообще противоречило даосизму. Согласно конфуцианству люди должны были делать свое дело, слушаясь лидера и беспрестанно повинуясь богам. Китайцы - последователи данного учения считали, что порядок - это самый верный способ сохранить мир, если остальные будут делать все, что им говорят и должным образом, то никогда не будет вражды, и все будут радоваться жизни.

Однако два этих новых философских учения не смогли изменить религию древних китайцев, и поэтому они продолжали чтить верховные божества и поклоняться предкам, твердо веря в небесное господство.


Одежда


В древнем Китае люди, в основном, носили туники. Если женщины носили длинные туники в пол, то мужчины надевали туники чуть ниже колен. Во время зимы, когда становилось очень холодно, древние китайцы поверх туник надевали теплые кафтаны. Бедные носили конопляную одежду или одежду из китайской крапивы, в то время как богачи одевались в шелка. У большинства китайцев были длинные волосы, они верили, что такие волосы – это дар и наследие предков, поэтому с древних времен подстригать волосы считается неодобрительным.

Одежда и мода древнего Китая постоянно развивалась и менялась с годами и с династиями Китая. Например, во время правления династии Суй в 500 году н.э. император объявил, что лишь богатые люди имеют право носить цветную одежду, а бедные должны одеваться только в голубой или черный. Когда древним Китаем правила династия Сунь в 1100 году н.э. новая мода пошла на то, что было красиво – теперь красивыми считались маленькие ноги. Как только девочкам исполнялось 6 лет, их стопы обматывали повязками. Эти повязки были такими тугими, что у маленьких девочек ломались пальцы на ногах, их загибали наверх и перевязывали. Девочки терпели адскую боль на протяжении 3-4 лет, потому что лишь по прошествии такого продолжительного времени она утихала.


Изобретения


Эти четыре изобретения являются великими изобретениями древнего Китая, они торжественно воспеты в китайской культуре за их историческую ценность и значимость, а также за возможности, которые они подарили всему миру.


Компас: известный еще, как «прибор для определения направления» или «рыба, указывающая на юг». Китайцы помещали намагниченную стрелку в форме рыбы в чашу с водой, где стрелка и определяла направление.


Порох: около XII века китайский народ использовал соль азотной кислоты высочайшего качества, которая в виде гранаты могла разорвать даже железный контейнер.


Бумага: тутовник и другое лубяное волокно со старыми обрывками бумаги и отходами конопли использовали китайцы для изготовления первой бумаги.


Книгопечатание: изобретением печати с деревянных досок китайцы принесли в мир средства коммуникации, широко распространенные в наши дни.

Культура Древнего Китая берет свое начало в глубине веков. Китайские надписи, сделанные в глубокой древности помогают увидеть более четкую картину возникновения иероглифической письменности Китая, его культуры и обычаев.

Благодаря дошедшим до нашего времени источникам, в большинстве своем - произведения литературной классики древнего Китая, мы можем наблюдать процесс зарождения и дальнейшего становления религии, философии и появление первых древнейших социально-политических систем. Процесс этот наблюдается в продолжение тысячелетия.

Китайские скульпторы очень точно лепили фигуры людей и животных из обожжённой глины, камня, бронзы и дерева.

Художественная культура Древнего Китая основывалась на духовных ценностях даосизма и конфуцианства. Единение с природой, устремление к духовному совершенству, нахождение гармонии в каждом природном явлении – сформировали неповторимое эстетическое сознание. Идея гармонии человека и природы наблюдается во всем китайском искусстве, начиная с каллиграфии и кончая живописью , которая является наивысшим достижением искусства Древнего Китая, а особенно живопись на свитках.

Литература

Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI-VI вв. до н. э. Рифмованные тексты этого времени обнаруживают известное сходство с песнями, вошедшими в «Шицзин».

«Шицзин» - подлинная сокровищница древнекитайской поэзии. Этот памятник включает 305 поэтических произведений, сгруппированных по четырем разделам («Нравы царств», «Малые оды»,

«Великие оды» и «Гимны»). Лирические народные песни, вошедшие в первый раздел «Шицзина», поражают своей искренностью и задушевностью. Иные стилистические особенности у произведений, включенных во второй и третий раздел. Это в большинстве своем авторские стихотворения, основные темы которых - служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения. В четвертом разделе собраны образцы торжественных храмовых песнопений в честь предков и правителей прошлого.

Традиции «Шицзина» были унаследованы авторами поэтических произведений IV в. до н. э., дошедших до нашего времени в виде текстов на каменных тумбах, по форме напоминающих барабаны, отчего и надписи на них получили наименование «текстов на каменных барабанах».

Эпоха Чжаньго была временем стремительного взлета древнекитайской культуры. В IV в. до н. э. в царстве Чу жил и творил выдающийся поэт Цюй Юань, в произведениях которого живо отразились противоречия современного ему общества. Образная сила поэтического дара Цюй Юаня, выразительность его стиха и совершенство формы ставят этого поэта в число ярких талантов древности.

Народная поэзия питала и творчество ханьских поэтов. Произведения наиболее известного из них - Сыма Сянжу - были включены Сыма Цянем в жизнеописание этого поэта. Дошли до нас и стихотворения, приписываемые самому Сыма Цяню, хотя вопрос об их авторстве продолжает оставаться спорным.

Скульптура

Каменные скульптуры создавались для олицетворения власти и могущества китайских императоров и дворцовой знати. Они обычно устанавливались перед императорскими могилами и представляли собой некие памятники. Такой вид скульптуры зародился еще во времена "Воюющих царств". В эпоху Хань и Южной династии он получает большое развитие во времена династии Тан и Сун, формируется система создания каменных скульптур согласно рангу усопшего. Так было вплоть до последних дней династии Мин и Цин.

Каменные скульптуры в гробнице генерала Хо Цюбина представляют собой шедевры скульптурного искусства Китая раннего периода. Хо Цюбин - знаменитый генерал времен династии Хань. Его захоронили рядом с императором Уди. Могила была построена наподобие горы Циляньшань и на могиле было установлено 9 каменных скульптур, чтобы увековечить военные заслуги выдающегося генерала. Все они были изваяны из цельного камня. Центральной фигурой является фигура коня, под копытами которого лежит воин - сюнну с покорным выражением лица.

Священные львы у могилы императора Сяоцзин представляют образец каменных скульптур времен Южных династии. Эти два грозных льва почти в три метра высотой. Высоко подняв голову, с широко раскрытой пастью, выставив одну лапу вперед - лев являет собой олицетворение власти и могущества.

В гробнице Танского императора Ли Шимина имеется барельеф с фигурами 6 боевых коней. Они изображены в разных позах, среди них выделяется один конь известный как Цзинлуци. Скульптура изображает коня, терпеливо переносящую боль, когда у него из бока вынимают стрелу.

Во времена династии Хань на внутренних стенах и над дверями гробниц, храмов, появляются плиты и кирпичи с рельефным украшением. Это были барельефные украшения или узоры, нарисованные линиями. Их еще называли выпуклой настенной живописью. Они лучше и дольше сохранялись по сравнению с нарисованными настенными картинами. На таких плитах обычно изображались мудрые императоры, верные сановники, учтивые сыновья, отважные воины и добродетельные женщины. Например, портреты Конфуция и его 72 учеников. На плитах изображались целые легенды, рассказывающие, например, о древних правителях Яо и Шуй, о целомудренных женах, до смерти сохраняющих верность умершим мужьям. На них также можно было увидеть охотничьи сцены, пиры и разные цирковые представления и даже комнаты императорских кухонь. Эти художественные плиты представляют собой одну из ярких страниц в истории развития китайской скульптуры. Плиты изготовлялись в различных местах и поэтому весьма отличались по своему художественному стилю. Плиты провинции Шаньдун были простыми по рисунку и громоздкими, плиты провинции Хэнань-отличались мужественностью художественных образов и лаконичностью линий, провинции Сычуань-были изящными и миниатюрными, провинции Шаньси-были более простыми по орнаменту.

Каменные пещеры Китая представляли одно из направлений буддийского искусства. В древности они обычно выдалбливались в горах. Это искусство зародилось в Индии. В Китай оно проникло во период династий Вэй и Цзин и Северных и южных династий и по мере своего развития оформилось в особое направление китайского скульптурного искусства. В Китае таких каменных пещер насчитывается около 120. Среди них самыми знаменитыми являются Юньганские пещеры в провинции Шэньси, Лунмэнские пещеры в провинции Хэнань и Дунхуанские пещеры Могаоку в провинции Ганьсу. Их называют тремя сокровищами искусства каменного изваяния Китая.

Юньганские и Лунмэнские пещеры являются самыми ранними и отличаются многочисленностью изваяний и высокой художественностью произведений. В пещерах Могаоку, находящихся в районе пустыни, скульптурные изваяния в большинстве своем сделаны из глины и разукрашены разноцветными красками. В Юньганских пещерах всего 53 пещера. В них имеется более 51 тысячи статуй, самая большая из которых достигает 17 метров высоты. Эти скульптуры отличаются цельным пластическим образом, детали разработаны более четко. В произведениях раннего периода заметны следы влияния индийского искусства. Весьма примечательна 14-ти метровая статуя Будды Шэкьямуни в 20 пещере. Ее лицо божественно, наполнено нежностью и добротой.

Лунмэнские пещеры находятся в пределах провинции Хэнань у города Лоянь на берегах реки Ишуй. Эти пещеры очень глубокие. В них вырезаны более 2100 каменных ниш и киот, более ста тысяч скульптурных фигур и барельефов, несколько десятков буддийских ступ, более 3600 каменных стел и плит с разными надписями. Изваяния Будды и Бодисатвы, облаченные в ханьские одежды, отличаются стройностью фигуры и красотой лица, овеяны безмятежностью и бесстрастностью. В известном буддийском храме Фэнсянь периода Танской династии есть одна большая статуя Будды высотой в 17 метров. Черты ее лица уже полностью китайские. Веки ее полураскрыты, на плечах накинута буддийская ряса, уголки губ чуть подняты, лицо, словно полная луна. Она дышит спокойствием и бесстрастностью. Рядом две высокие 13-метровые Бодисатвы, со спокойными, улыбающимися лицами. Вся их осанка говорит, что это китайские женщины. Другие бодисатвы своими образами напоминают китайских монахов и военных.
Дуньхуанские пещеры находятся в провинции Ганьсу, в Хэсийском коридоре.

Проникновение буддизма в Китай шло имен по Шелковому пути. В 366 году в этих местах начали появляться каменные пещеры с буддийскими изваяниями. Среди них особенно выделяются пещеры Могаоку. Сегодня здесь насчитывается более 2000 цветных скульптур, созданных на буддийские сюжеты. По этим работам можно видеть постепенное освобождение скульптурных произведений из-под влияния индийской культуры и обретение ими подлинного национального китайского стиля. Скульптуры очень жизненны, они больше напоминают живых людей, чем небесные божества. Изваяны они в самых разных позах, с разными выражениями лица, удивительно живописны складки их одежды.

Цветные буддийские скульптуры династии Ляо в монастыре Сяхуаянь у города Датун представляют собой еще один шедевр буддийского искусства Китая. Монастырь был построен в 1038 году. В нем имеется три большие Будды и более ста тысяч разных бодисатв, монахов. Их тела имеют правильные пропорции, позы очень выразительны, лица одухотворенные и созерцательные. В Китае известен еще буддийский храм "Шуанлинси" в провинции Шаньси, славящийся своими цветными буддийскими изваяниями. Храм был построен раньше Сяхуаяньсы, но в годы войн, он был сильно разрушен и ныне большая сохранившаяся часть представляет собой работы династии Мин. В храме 10 павильонов, в них более 2000 скульптур и он по праву считается самым богатым по количеству буддийских изваяний в Китае.

Доисторический Китай

Керамика Яншао

Китайцы изготавливали шёлк из коконов шелковичных червей. Ткани, сотканные из него, были красивы, прочны и легки.

Росписи на стенах на бумаге и на шелке

Буддийский комплекс Майцзишань малоизвестен. Он расположен в провинции Ганьсу, на северо-западе Китая. Это поразительный архитектурный комплекс, высеченный из скалы. Майцзишань имеет 7000 буддийских скульптур и почти 1000 квадратных метров росписи.

Майцзишань находится всего в нескольких милях к югу от Великого шелкового пути. Многие монахи предпочитали остаться в этих гротах и работать там.

Одни из самых ранних письменных отчетов об этом месте встречаются в биографиях двух монахов: Танхонга и Хуангао, которые медитировали там вместе со своими учениками.

Сосуд типа гу.

В узоре бронзовых сосудов периода Шан (Инь) на фоне очень мелких, тонких линий выделяется более выпуклый орнамент, из которого резко выступают сделанные в высоком рельефе фигуры и головы животных. Расположение узора на поверхности при удивительной сложности, динамичности рисунка всегда строго симметрично и соответствует структурным особенностям сосуда. В это время уже выработались канонизированные иконографические приемы изображения определенных символов и представлений, которыми мастер пользовался при создании любого произведения искусства, подчас применяя их только в декоративных целях.

Белый керамический сосуд из Аньяна. Период Шан (Инь). 2 тыс. до н. э. Вашингтон.

Большим своеобразием отличаются белые керамические сосуды, осколки которых в большом количестве найдены близ Аньяна. Целых сосудов обнаружено немного. Для белой керамики характерен тонкий черепок, чуть желтоватый на поверхности и на изломе. Формы очень разнообразны и отличаются от бронзы большей гладкостью, округлостью и мягкостью. Белая керамика изготовлялась из каолиновой глины, покрывалась штампованным узором и обжигалась в специальных печах при температуре свыше 1000°. Узор поправлялся после обжига бронзовыми инструментами. Характер орнамента близок к бронзе, но на керамических сосудах он более плоский, менее динамичный. В нем преобладает геометрическая линейность. Белая керамика красива совершенством четкого орнамента, сочетающегося с такой же четкостью и ясностью форм сосудов.

В целом памятники искусства периода Шан (Инь) свидетельствуют о высоком для своего времени художественном мастерстве и о сложении своеобразного орнаментального стиля, традиции которого получили дальнейшее развитие в последующий период истории Китая, носящий название Чжоу, по имени племени, завоевавшего государство Шан (Инь) в 12 в. до н.э.

Нефритовая пряжка.

Изделия из бронзы

Император Фу Си со своей женой Богиней Нюйва, древнее изображение, обнаруженное в 2005 г

Китайская философия

Трон с драконами

Декоративное искусство

Из сохранившихся книг самой древней книгой на бамбуковых планках является «Учение о срединном пути» («Ужуньюн«, 3 в.до н.э.). Это третья книга конфуцианского «Четырехкнижия».

Китайцы постоянно искали новый писчий материал, т.к. бамбуковые книги имели описанные выше недостатки. В V - IV вв. до н.э. для этих целей стали использовать ткань. В основном шелк. Но и тут были свои минусы, т.к. шелк был крайне дорогим удовольствием. Есть версия, что в 105 г. н.э. одному из придворных по имени Тоай Лунь по поручению императора удалось сделать великое открытие нового писчего материала - бумаги . Он изучил опыт предшественников и решил продолжить эксперименты. Для достижения поставленной цели Тоай Лунь провел более сотни опытов, в результате которых был найден способ получения бумаги из тутового дерева, конопляного волокна, древесной коры, ветхих тканей и изорванных рыболовных сетей. Все это натиралось на терке, помещалось в огромные котлы и заливалось водой. Полученную смесь тщательно разминали и очень долго варили на медленном огне. Далее массу черпали небольшими порциями и размазывали по специальному ситу. В результате вода стекала, а на сетке оставался влажный лист бумаги, который снимали и помещали между гладкими каменными плитами для окончательной просушки. Так родилась бумага . Это было одним из самых великих открытий человечества.

В IV в. н.э. в конце правления династии Цзынь был издан императорский указ о переходе на бумагу. Писали деревянными палочками, которые обмакивали в черный лак, приготовленный из древесного сока.

Книги Древнего Китая были очень разнообразными по своему содержанию. Например, книга «Нун Шу» (VI в., автор Чэнь Фу) являла собой трактаты по земледелию, скотоводству и шелководству, а книга «Суждения, раскрывающие сущность» представляла собой историческое повествование и хроники правящих династий. Всего до наших дней сохранилось около 40 названий трактатов: «Записки о поисках духов«, «Новые изложения рассказов, в свете ходящих» (V в., автор Лю Ицин), «Книга этикета» («Лицзи«), сборники стихов разных поэтов того времени (Цзо Сы Линьюн, Се Тяо, Юй Синя и др.), каноническая конфуцианская книга «Беседы о суждениях» в виде философских бесед учителя Конфуция со своими учениками.

В Древнем Китае были созданы специальные книгохранилища. Там книги переписывались, по ним составлялись библиографические пособия и каталоги. Уже в те далекие времена исследовательская работа книг и критика произведений изучались в специальных школах, как отдельные предметы.

По началу книги собирались во дворцах правителей. Позже стали появляться библиотеки. Есть мнение, что императорским библиотекарем был знаменитый мыслитель Лао Цзы (VI - V вв. до н.э.).

Но были и печальные моменты в истории книг Китая. Например, в годы правления император Цинь Шихуанди, объединивший Китай в 221 г. до н.э., приказал найти и сжечь все книги кроме посвященных теме династии Цинь. Исключенными из списков на уничтожение попали книги по медицине, гаданию и издания сельскохозяйственной тематики. Очень много было истреблено литературных произведений предыдущих веков. Но к счастью под страхом смерти некоторые книги были спасены и спрятаны в тайниках, вывезены в пещеры. А в 140 - 87 гг. до н.э. император У-Ди приказал разыскать утерянные книги и скомплектовать ими его императорскую библиотеку. Для работы в своей библиотеке У-Ди пригласил ученых, историков, писателей и критиков. Ими был составлен первый в истории Китая каталог.

Так же следует отметить, что в Китае после изобретения бумаги появились новые типы книг в форме свитков, ширмы или блока. В V в. н.э. книжные издания преобладали над всеми другими типами книг. Книги активно переписывались, началось их коллекционирование. Особенно хорошо эта тенденция прослеживалась в буддийских храмах. Монахи, доблестно служа, создали множество книжных тайников, которые не найдены по сей день. В 1900 г. в пещерном городе «Тысяча пещер Будды» один из таких тайников был случайно обнаружен учеными. Найденная коллекция насчитывала 25 тысяч книг V - X вв. К сожалению этот тайник был разграблен. На протяжении 9 лет книги собирались по крохам и были возвращены в Китай. Но вернулось из найденных 25 тыс. лишь 10 тыс. свитков, которые на сегодня хранятся в Пекинской государственной библиотеке. Это единственная полная коллекция книг в мире эпохи расцвета феодализма. Здесь представлены буддийские и конфуцианские канонические трактаты, календари, всевозможные карты, книги по медицине и сельскому хозяйству, сборники песен и стихов, книги по гаданию и заговорам, официальные документы и т.д. Не все из представленных книг на китайской языке. В коллекцию вошли издания на языках народов Тибета и Хорезма, на санскрите (древнеиндийский язык) и даже на древнееврейском. Одним из самых ценных изданий знаменитая «Алмазная сутра«, которая вошла в группу самых первых печатных книг (Представлена на рисунке ниже)

Самые крупные административные подразделения страны – это восемнадцать провинций, как то: Шаньдун, Бэйчжили (или Чжили), Шаньси и Шэньси на севере; Гуандун и Гуанси на юге; Чжэцзян, Фуцзянь и Цзянсу на востоке; Ганьсу, Сычуань и Юньнань; Аньхой, Цзян-си, Хунань, Хубэй, Хэнань и Гуйчжоу – центральные провинции.

Самая большая из этих провинций – Сычуань, самая маленькая – Чжэцзян. Из-за своего почти тропического расположения Гуандун – одна из наиболее плодородных. Каждая провинция подразделяется на пу, уезды или округа, а также области. Пу, столица которого – рыночный город, состоит из нескольких городков и деревень; уезд или округ, столицей которого является укрепленный город, состоит из нескольких пу. Области ее состоят из нескольких уездов, столица окружена городской стеной. Провинция состоит из нескольких областей, столица ее тоже укрепленный город. В восемнадцати провинциях собственно Китая четыре тысячи укрепленных городов, причем столица страны – Пекин (несмотря на то что это императорский город и местопребывание центрального правительства, он, пожалуй, самое грязное место из всех, где я когда-либо бывал). Следующие за столицей по значимости города, хотя и намного превосходящие ее во всех прочих отношениях, – Нанкин, Сучжоу, Ханчжоу и Кантон (Гуанчжоу). Рыночные города и деревни этой обширной империи также очень многочисленны.

Высота стен, которыми обнесены столицы каждого округа, области и провинции, составляет от тридцати до пятидесяти или шестидесяти футов {4} . Стена, окружающая Пекин, с виду самая внушительная. Однако стены китайских городов вообще нередко бывают величественными строениями. Они замечательны и своей протяженностью, и монументальностью. Ширина их позволяет проехать двум повозкам одновременно.

Культура Саньсиндуй. Подсвечники в форме мирровых деревьев, олицетворявших Дерево Духов.

Под улицами китайских городов проложены трубы, в которые дождевая влага просачивается через щели между гранитными плитами. Если улица вымощена булыжником, по обеим ее сторонам устроены канавы или арыки. Но они такие узкие, что оказываются или почти, или вовсе бесполезными. Так что канавы эти превращаются в грязные лужи, откуда в летние месяцы распространяется жуткий смрад. Улицы Пекина вымощены щебнем, или же им полагается быть таковыми. Их середина значительно поднята, так что дождевая вода беспрепятственно стекает в трубы, проложенные по обе стороны улицы. Однако улицы, не выложенные щебенкой, в дождливый сезон довольно-таки грязны. Летом они покрыты таким слоем пыли, что проход по ним становится не особенно приятным. Вечером там стоит совершенно нестерпимый смрад, потому что в это время трубы открыты, а стоячую воду из них вычерпывают и разбрызгивают повсюду, чтобы прибить пыль. Улицам в китайских городах обычно дают звучные названия: улица Золотой прибыли, улицы Доброты и любви, Вечной любви, Долголетия, Сотни внуков, Тысячи внуков, улицы Приветствующих драконов, Несущегося дракона, Отдыхающего дракона, Свежих ветров, Тысячи блаженств, Тысячекратного спокойствия, Пяти удач, Десяти тысяч удач, а также улицы Девятикратного блеска, Накопленной доброты. Другие улицы называются просто по порядковым номерам – например, Первая улица, Вторая улица, Третья и так далее.

культура Луншань

культура Луншань

культура Луньшан

письменность

Чжоуская бронза

Чжоуская бронза. Кубок Цзюэ

Литература Китая

На земле Китая, отрезанного от остального мира горами, степями и пустынями Центральной Азии, зародилась одна из древнейших культур. Около V тыс. до н.э. в долинах рек Хуанхэ, Янцзы, Вэй, Ханьшуй появились поселения земледельцев, обнесенные рвами и окруженные стенами из утрамбованной глины. Здесь же сложились основные типы керамических изделий, выполненных вручную и на гончарном круге. Сосуды для древних китайцев - они называли себя шан, хуа и чжоу - имели не только практический смысл, но являлись также своеобразным сводом знаний об окружающем мире. В их росписях, где преобладали геометрические рисунки, различные по величине ромбы, круги и зигзаги, угадывались начертания солнца, гор, луны, рек, деревьев. В этих рисунках лежат истоки древней китайской пиктографии. По месту первых находок археологи назвали этот ранний этап периодом яншао (IV-III тыс. до н.э.). Однако недавно была обнаружена еще более древняя культура хуншань.

К концу III тыс. до н.э. появились сосуды луншань, выполненные в форме треножников, кубков, разнообразных кувшинов. В этот же период сформировались основные мифологические представления древних китайцев, для которых природа являлась объектом религиозного поклонения, а общение с ней превратилось в сложную эстетическую систему. Древние китайцы верили, что на небо можно взобраться по небесным лестницам, что в центре мира находится гора в форме дворца. Солнце представлялось им в виде 10 золотых воронов-детей Сихэ, живущих на дереве фусаи, а весь мир возник от двух божеств - Нюйвы и Пань-гу, которые появились на свет в процессе отделения неба от земли. Полуженщина-полузмея Нюйва считалась прародительницей мира вещей и людей, вылепленных ею из глины и лёсса.

Постепенно, по мере освоения природы, у древних китайцев сформировались представления о культурных героях: человеко-птице Фу-си, Суй-жене и др. Все культурные герои занимались изготовлением ритуальных сосудов и музыкальных инструментов. Кроме того, они являлись первопредками различных племен.

По-видимому, в районе крупных рек сложились мифы о потопе, главными героями которых были Гунь, боровшийся с водной стихией с помощью саморастущей земли, и его сын Юй, прорывший канавы и избавивший землю от нечисти.

Позже возникли представления о пяти мифических государях, владеющих пятью царствами: центром, востоком, западом, севером, югом. Каждому правителю соответствовало определенное время года, цвет, созвездие, животное, часть тела, оружие, а также один из пяти первоэлементов (огонь, вода, дерево, металл, земля).

Древние китайцы верили, что их жизнь полностью зависит от покровительства умерших предков, похороненных в подземных камерах. У входа в них стояли приземистые статуи полулюдей-полухищников, оберегавшие от злых духов. Любой из предметов, положенных в гробницу, имел магический смысл. Для жертвенных возлияний духам-покровителям использовались различные по форме и по объему сосуды, являвшиеся частью ритуального обряда. Но в то же время они отражали сложившиеся в шан-иньский период (II тыс. до н. э.) представления о грозных силах Вселенной. К концу шан-иньского периода усложняется система орнамента: на фоне разнообразных магических знаков появляются головы реальных и мифических животных и др. Ритуальные сосуды украшаются плавниками, чешуей, колючими зубьями. Узорчатые ребра разделяют их на четыре части - четыре страны света, олицетворяющие небо, горы, землю и воду.

В шан-иньский же период была разработана техника бронзового литья и появились первые города с дворцовыми комплексами (дворцы Аньяна, Эрлитоу, Паньлуна).

Большой интерес представляют письменные памятники шан-иньского периода, найденные в архиве Иньского оракула при раскопках древней столицы Иньского царства. Это гадательные надписи на костях животных, панцирях черепах, бамбуковых планках.

К концу II тыс. до н.э. государство Чжоу одержало победу над государством Шан (Инь).

Процесс перерастания племенных союзов в царство Чжоу - «золотой век» китайской истории - подробно освещен в «Чжоу ли» («Законах Чжоу »).

Начальный этап Чжоуского царства нашел отражение в разнообразных манифестах, указах, декларациях, объединенных в произведении «Хун фэнь» («Великий закон об управлении»). В различных статьях «Великого закона» излагаются основы бытия - пять элементов «стихии» материальной природы (вода, огонь, дерево, металл, земля) и основы нравственного поведения - «пять дел» (как держать себя, как говорить, как видеть, как слышать и как думать).

Жизнь людей чжоуской эпохи отражена в литературных произведениях XI-IX вв. до н.э.- «Дагао», своде исторических преданий «Шу цзине» и в книге песен «Ши цзине», в которых реальные события переплетаются с тем, что было создано исторической фантазией древних. В период Чжоу продолжалось совершенствование техники бронзового литья и городское строительство. Другим источником сведений об этой эпохе являются гао - обращения и эдикты, возникшие в XII в. до н. э., самым древним из которых был эдикт Пань-гэн. В чжоуский период было создано «Да Гао» - «Великое обращение», содержавшее призыв обуздать мятежников, который не был услышан, и в VIII в. до н. э. Западное Чжоу распалось на ряд самостоятельных государств, давших начало периоду «многоцарствия» - «Ле го».

Наиболее крупными городами-государствами «Поднебесной вселенной» - Чжуньго - были царства Ци, У, Чу, Цинь и Юэ. Каждое из царств имело своеобразную местную культуру, нашедшую отражение в летописном своде «Чунь цю» - «Весны и лета». Своеобразным комментарием к летописи является «Цзо чжуань» - погодный свод разных царств с 727 по 467 г. до н. э. О порядках, установленных в VII-VI вв. до н. э., рассказывает памятник «Гуань-цзы».

Проблемы войны и мира освещаются в памятнике конца VI в. до н. э. «Сюнь-цзы». В период Ле го появляются бронзовые орудия труда и бронзовое оружие: мечи, щиты, броня. Небольшие города стали обносить крепостными стенами. Царские резиденции состояли из трех дворов, расположенных по оси север - юг. Все строения имели форму квадрата или прямоугольника с двускатной кровлей и высоким цоколем, объединяющим весь комплекс зданий в единое целое. В северной части центрального двора находился своеобразный алтарь, на котором совершались ритуальные действия. На востоке располагался храм предков, а в западной части центрального двора, олицетворяющего центр мироздания,- алтарь бога земли. В южной части двора жили ремесленники и обслуживающий резиденцию персонал.

Конец периода Ле го отмечен открытиями в области астрономии: было зарегистрировано появление кометы Галлея и создан лунно-солнечный календарь (VII в. до н.э.).

Большие преобразования в культуре Древнего Китая связаны с периодом Чжаньго («Воюющих царств», V-III вв. до н.э.). Эпоху Чжаньго называли в Древнем Китае эпохой «соперничества ста школ ». И не случайно: это было время, когда на городских площадях, на улицах, в домах знати спорили о различных проблемах бытия, когда возникли первые философские системы - конфуцианство, даосизм, моизм и др.

Сдвиги в хозяйственной жизни, изменение представлений о мире обусловили перемены в характере образного мышления людей эпохи Чжаньго. В этот период бронзовые сосуды теряют магический смысл, используются в повседневной жизни, украшаются драгоценными камнями и металлами, расписываются сценами сражений и охоты. В рисунках появляется новый мотив - вихревые завитки облаков. Самостоятельным видом искусства становится живопись.

Дальнейшее развитие получает письменность. Культурным центром «Семи Воюющих царств» становится столица царства Ци Линьцзы. Здесь возникла Академия Цзися и «наука Цзися» («у ворот Цзи»), в которой представлены все основные течения общественной мысли V-III вв. до н. э.

В царстве Ци появляются и первые произведения индивидуального творчества, связанные с именами Цюй Юаня и Сун Юя. Цюй Юань (340-278 до н.э.) - автор поэмы «Лисао», направленной против царских сановников, и «Девяти песен», обращенных к различным божествам. Цюй Юань ввел в китайскую литературу шестистопный размер с цезурой после третьей стопы и с рифмой, падающей на четные стихи. Сун Юй (290-223 до н. э.) был автором од, воспевших любовь и женскую красоту.

Развитие китайской общественной мысли эпохи Чжаньго завершает творчество Хань Фэя. Он автор талантливого публицистического произведения «Хань Фэй цзы», в котором рассуждает о человеческом эгоизме как основном регуляторе поведения людей.

В результате реформ, проведенных главнокомандующим Шан Яном, царство Цинь превратилось в могущественную военную державу, завоевавшую в 221 г. до н. э. последнее самостоятельное царство Ци. Циньский царь Ин Чжэн отказался от древнего титула чжоуских ванов «Сын Неба», заменив его на титул хуан-ди - император, став таким образом «Первым императором Цинь» - Цинь Ши хуанди. Его правление было ознаменовано введением карательных мер, обращением в рабство всех членов семьи преступника в трех поколениях, огромными кострами, на которых сжигались неугодные книги, а также указами, запрещающими критику правительства.

Но в то же время шло грандиозное строительство храмов и дворцов, в 214 г. до н. э. началось сооружение Великой Китайской стены, возник Великий шелковый путь. Была упрощена система иероглифов, легшая в основу позднейшей китайской письменности. До наших дней дошла циньская монументальная архитектура, обнаруженная в гробнице императора Цинь Ши хуанди. Он похоронен вместе со своим братом и женой. В гробницу были опущены изображения 3 тысяч пехотинцев и всадников, выполненные в натуральную величину.

После смерти императора вспыхнули антициньские мятежи и восстания, результатом которых стало свержение династии цинь. Вождь восставших Лю Бан провозгласил себя императором, сохранив систему централизованного бюрократического управления, и положил начало новой - Ханьской династии.

Ведущей идеологией этой эпохи становится реформированное конфуцианство, определяющее все функции государственных учреждений и нормы поведения людей. Культ Конфуция существовал наряду с культом предков и с культом императора, которого китайцы наделяли сверхъестественной силой.

Расцвет художественной культуры Ханьской империи падает на годы правления императора У-ди (140-87 до н. э.). В 136 г. до н. э. была создана первая высшая школа в Китае - Тайсюэ (университет), где велось обучение по «пяти классическим книгам»: «Шуцзин», «Шицзин», «Ицзин», «Лицзи», «Чунь цю». Около 120 г. до н. э. основана «Юзфу» (Музыкальная палата). В области письменной литературы получает широкое развитие историческая проза. Это «Исторические записки» («Ши цзи») Сыма Цяня, в которых рассказывается история Китая и его ближайших соседей от древнейших времен до конца правления У-ди. В духе конфуцианства выдержана «История династии Хань», составленная Бань-Гу.

В период династии Хань высокого подъема достигает наука.

Мощь централизованной ханьской державы находит отражение в зодчестве и изобразительном искусстве.

Итак, в древний период был заложен фундамент последующей культуры Китая, что обеспечило ее жизнестойкость, интенсивность, способность переплавлять в себе все внешние воздействия.

женские одежды разных династий

Период Чжоу

Период Чжоу

императорская одежда

парадный портрет придворного

керамика Китая

Китайская живопись

Прикладное искусство

Китайская живопись

Лаковое блюдо из Чанша. Период Чжаньго. 5-3 вв. до н. э.

Западное Чжоу (1046-771 до н.э.) Это архетипическое время для китайской культуры и государственности. Та самая эпоха на которую ориентировался как на образец Конфуций. В искусстве Чжоу много от "нагуального" искусства эпохи Шан (видимо, оно во многом и создавалось пленными шанскими мастерами). Но эта первая эпоха про которою можно с уверенностью сказать, что государство и культура были именно китайскими.
(Подробнее на:

Западное Чжоу (1046-771 до н.э.) Это архетипическое время для китайской культуры и государственности. Та самая эпоха на которую ориентировался как на образец Конфуций. В искусстве Чжоу много от "нагуального" искусства эпохи Шан (видимо, оно во многом и создавалось пленными шанскими мастерами). Но эта первая эпоха про которою можно с уверенностью сказать, что государство и культура были именно китайскими.

Шкатулка

Эпоха Сражающихся царств (Чжаньго). 5-3 вв. до н.э. китайская культура достигает максимального разнообразия. множеств философских школ, конкурирущих политических систем и идеологий. Мэн-цзы, Мо-цзы, Чжуанцзы.

вешалки или ручки

происходят контакты с хунну и появляются соответствующие артефакты звериного стиля.

Хань. (Западная и Восточная). 206 до н.э. - 220 н.э. Это вторая "архетипическая эпоха", игравшая в истории Китая туже роль, что Римская империя на Западе. Если Цинь Ши-хуанди стремился истребить конфуцианство, то теперь оно становится государственной идеологий.

обратите внимание на седло носорога

  • Целью нашего проекта является изучение культуры,религии,быта Древнего Китая.

  • Задачей нашего проекта, является изучение истории и возникновения Древнего Китая, изучить религиозную жизнь людей Древнего Китая, письменность, искусство.

    История Китая начинается со времён правителя Фу Си, жившего за 30-40 веков до начала нашей эры. Согласно преданиям, именно боги вдохновили его на написание священной книги древнего Китая «Ицзин», из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян. Относительно остальной истории - в древних летописных источниках не упоминается никаких других правителей Китая, предшествующих династии Шан (1766-1122 гг. до н. э.).

    Древний Китай возник на основе неолитических культур, сложившихся в 5 - 3 тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ стал главной территорией формирования древней цивилизации Китая, в течении длительного времени развивавшейся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины 1 тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, в южном направлении, сначала в район бассейна Янзы, а затем и дальше на юг. На грани нашей эры государство Древнего Китая выходит уже далеко за пределы бассейна Хуанхэ, хотя северная граница, этнической территории древних китайцев остаётся почти неизменной.

    Древнекитайское классовое общество и государственность сформировались несколько позже, чем древние цивилизации Древней Передней Азии, но тем не менее, после своего возникновения они начинают развиваться в достаточно быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые приводят к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы.

    Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви». Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей. Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм.

    Лао-цзы (он же - Ли Эр) - философ, живший в VI в. до н. э. в Древнем Китае. Считается основателем даосизма, хотя в своем настоящем виде даосизм имеет весьма мало общего с философией самого Лао-цзы, настолько последняя подверглась различного рода дополнениям и искажениям. Лао-цзы – автор знаменитого трактата “Дао-дэ-цзин”, посвященного ключевому в философии даосозма понятия Дао. Трактат даёт простор для разнообразных интерпретаций и стал каноническим сочинением религиозного даосизма.

    Даосизм – одна из великих мировых религий. Не смотря на то, что фундамент даосизма был заложен ещё в IV в. до н. э., как развитое религиозное направление он стал складываться лишь в начале Средних веков. Это было связано с крушением огромных империй Древнего Китая Цинь и Хань, сопровождавшимся 100-летними войнами. В тот период любой человек - из высшего сословия или из низшего, житель срединных земель или окраин - не находил опоры ни в семье, ни в общине, ни в государстве.

    Конфуций – основатель этико-политического учения "конфуцианство", был рожден в VI веке до н.э. от правителя города Чеухиен в небольшом царстве Лу на севере древнего Китая. Отец Конфуция Шу Лиан-хо имел двух жён. От первой жены у него было девять дочерей, а от второй - слабый сын, который вскоре умер. Когда Шу Лиан-хо исполнилось 70 лет, он всерьёз задумался о наследнике и решил жениться ещё раз. Его третьей женой стала прекрасная Чинг Тси, младшая из трёх дочерей семейства Йён.

    Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Созданная Конфуцием система философских взглядов, оказала огромное воздействие на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. рядом основополагающих сочинений Конфуция и затем развиты его учениками и последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.

    В 1-11вв. Из Центральной Азии и Индии в Китай проникает буддизм. Особенно интенсивно растет число сторонников этой религии в 5-7вв.: в 5в. В буддийских монастырях-3000 человек, в 6в-82700, в 7в. на севере страны в 30000монастырей около 2 млн. человек. С конца 4в. Буддизм был признан государственной религией. Но временами светская власть ощущала разрушающее влияние буддизма или необходимость пополнить казну и делала это за счет монастырей: изымались земли, сокращалось число рабов при монахах, переплавлялись бронзовые статуи Будд.

    Терракотовая армия, погребённая (210-209 год до н.э.) вместе со своим правителем Цинем Шихуанди, первым императором феодального Китая, должна была, вероятно, предоставить ему возможность удовлетворять свои властные замашки в потустороннем мире так же, как он делал это при жизни. И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором были похоронены их глиняные копии, что некоторыми специалистами расценивается как весьма прогрессивный шаг, не следует забывать, что кроме статуй воинов было закопано по различным оценкам до 70 тысяч! рабочих вместе со своими семьями, а также около трех тысяч наложниц. И эти люди, в отличие от солдат, были вполне реальными.

  • Армия глиняных воинов покоится в боевом построении в параллельных склепах в 1,5 километрах на восток от гробницы самого императора. Последняя, в свою очередь, находится в 33 км на восток от г. Ксиан (Xi’an), современного административного центра провинции Шаанкси (Shaanxi), одной из центральных провинций Китая

    Гробницы 13 минских императоров и их супруг находятся в живописной долине в 45 км к северо-востоку от Пекина. Здесь похоронены все императоры династии Мин за исключением троих. Прах первого императора находится в Нанкине, место захоронения второго неизвестно, поскольку он был насильно свержен своим дядей, восшествие на престол третьего считалось незаконным, поэтому он не был удостоен чести быть похороненным среди равных.

  • Место для императорских гробниц выбиралось очень тщательно в соответствии с канонами "фэншуй" под руководством неутомимого императора Юнлэ, по поручению которого также было начато строительство Запретного города и Храма неба. Раз в год правитель должен был появляться здесь для отправления ритуалов, связанным с поклонением духам предков.

  • На протяжении всей истории, понятие семьи объединяло китайскую нацию, сыновняя почтительности была на первом месте - показать неуважение к отцу считалось величайшим преступлением. Под влиянием конфуцианских ценностей, а также веры в то, что предки требуют постоянных знаков внимания, в противном случае, они причиняют всякие неудобства живым, культ поклонения предкам стал одной из центральных религиозных практик древнего Китая.

  • Гробницы императоров Мин служат прекрасным образчиком проявления сыновней почтительности и величия правящего дома. Многие из них начинали строительство своих усыпальниц сразу после того, как занимали трон, строительные работы зачастую прекращались лишь со смертью заказчика.

  • Для обозначения главного входа в долину в 1540 году была установлена Мемориальная арка. Сооружение в 12 метров высотой и 31 метр шириной служит свидетельством того, что императоры не жалели никаких средств для того, чтобы украсить свой последний путь.

  • Далее следуют Великие красные врата, построенные в 1426 году. На этом месте посетители должны были спешиться и идти далее своим ходом. Дойдя до Павильона стел, поддерживаемого четырьмя колоннами, можно было увидеть самую большую в Китае каменную стелу, на которой были высечены имена всех ушедших императоров. После отделки в 1435 году, она покоится на четырех мифических черепахах - символе долголетия.

    За павильоном открывается мифическая Тропа духов. По обе стороны от нее можно увидеть мифических животных и чудовищ, таких как Цилин - существо с рогами на голове и чешуйчатым телом, символизирующим мудрость или Сечжи - с головой льва и туловищем лошади, символ правосудия. Также здесь находятся статуи военных, гражданских и императорских чиновников, которые были призваны служить императору в его загробной жизни.

  • Из 13 усыпальниц две открыты для посещения: Чанлин и Динлин. При строительстве гробниц использовалась традиционная символика. Перед ними расположены квадратные участки, символизирующие Землю. На этих площадках выстроены мемориальные залы, в которых проводились ритуальные церемонии. Рядом были насыпаны курганы, олицетворяющие Небо.

  • В гробнице Динлин покоятся останки императора Ванли, тринадцатого императора Мин, который находился у власти 48 лет и умер в 1620. Две его супруги также захоронены рядом с ним. На строительстве усыпальницы было занято 600 тыс. рабочих, строительство длилось 6 лет. Раскопки гробницы проходили в 1956-1958 гг., подземные покои были обнаружены археологами по чистой случайности благодаря найденной каменной плите, оставленной рабочими. На ней был описан путь к гробнице.

  • Открытие входа в нее также было сопряжено с огромными трудностями: древние конструкторы разработали уникальный замок, который автоматически закрывал двери с внутренней стороны. Около Динлин находится выставочный зал, в котором собраны многочисленные экспонаты, относящиеся к этому захоронению. Сама подземная усыпальница теперь открыта для посещения.

  • Император Юнлэ и его супруга были захоронены в гробнице Чанлин, первой и самой большой из всех. Ее строительство длилось 28 лет и закончилось в 1427 году. Само по себе уникальное строение вмещает в себя самый большой в Китае погребальный зал. Массивные колонны, выполненные в том же стиле, что и их аналоги в Запретном городе, говорят о том, что тень императора будет вечно нависать над миром живых.

  • Парадный костюм императора

  • настенная роспись из монастыря Дуньхуан с изображением буддийского рая

  • китайская живопись Ма Линь. Благоухание весны- ясное небо после дождя.

  • Первые образцы древнего китайского письма "цзягувэнь" -- иероглифического письма на костях животных и панцирях черепах -- были обнаружены в 1899 г.

  • На 100 тыс с лишним костных фрагментах, лопатках и черепаховых щитках сохранилось примерно 4700 иероглифов. К настоящему времени удалось расшифровать почти 1800 иероглифов, которые стали бесценным материалом для изучения истории и культуры эпохи Инь, отдельных периодов истории Древнего Китая, а также эволюции китайской письменности. Гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах появились в тот же исторический период, когда и древнеегипетские иероглифы, письменность американских индейцев майя и шумерская клинопись. Однако последние три вида письменности постепенно канули в вечность, и лишь древние знаки "цзягувэнь" оказались прочными корнями китайской иероглифической письменности, которая жива и поныне.

    Уже в древнейших письменных знаках на костях животных и панцирях черепах прослеживается такая характерная черта, наследуемая всеми более поздними видами китайского письма, как расположение каждого иероглифа в пространстве воображаемого квадрата. Знаки располагаются в строке вертикально, сверху вниз, а если надпись состоит из нескольких строк, то они читаются справа налево. Такой порядок письма сохранялся в Китае на протяжении трех тысячелетий