Постановление Правительства от 16.09.2016 № 925 с 2017 года вводит новое правило в закупки по Закону 223-ФЗ. Государство решило активно поддерживать российских поставщиков и предоставило им преференции при участии в закупках. Как действует новое правило, рассмотрим в статье.

С 1 января 2017 года российские поставщики, исполнители и подрядчики, которые участвуют в закупках по Закону № 223-ФЗ, находятся в более выгодных условиях по сравнению со своими иностранными конкурентами. Их товарам, работам и услугам установлен приоритет в размере 15% от цены договора.

Как действует приоритет?

Если проводится конкурс, запрос котировок, запрос предложений , а также обязательно есть заявки с указанием в качестве страны происхождения РФ и не РФ:

  • цена заявки РФ оценивается по цене «предложение - 15%»;
  • если победил участник — РФ, то договор заключается по предложенной цене (без «-15%»).

Если проводится аукцион и одновременно есть заявки со страной происхождения РФ и не РФ:

  • если победил участник — не РФ, то договор заключается по цене «предложение - 15%».

Никаких ограничений в отношении перечня товаров, работ, услуг, при закупках которых устанавливается приоритет, постановление № 925 не содержит.

Приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, осуществляемых любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.

Постановлением предусматривается, что для подтверждения российского происхождения предлагаемых товаров участнику закупки не потребуется представлять каких-либо документов, достаточно будет указать этот факт в заявке на участие в закупке.

Пример 1.

В одной заявке импортный товар предлагается за 1000 рублей.

В другой заявке российский товар предлагается за ту же сумму, 1000 рублей.

При рассмотрении заявок заказчик руководствуется тем, что должен дать преференцию российскому товару в 15%, и считать, как будто бы цена российского товара 1000 рублей — 15%, т.е. 850 рублей. Таким образом победителем будет признана заявка с российским товаром, т.к. его цена с учетом преференции будет дешевле на 150 рублей (850 против 1000). Однако договор будет заключен по цене, предложенной в заявке, т.е. 1000 рублей.

Пример 2.

В одной заявке импортный товар — 1000 рублей.

В другой заявке российский товар — 1150 рублей.

И опять же действует схема предоставлении преференции российскому товару в 15%. Цена российского товара будет 1150 рублей — 15%, т.е. 977,5 рублей. Победителем будет признана заявка с российским товаром, т.к. его цена с учетом преференции будет дешевле на 22,5 рублей (977,5 против 1000). Но договор будет заключен по цене, предложенной в заявке, т.е. по 1150 рублей.

В итоге заказчик обязан будет приобрести товар дороже на 150 рублей только по той причине, что он является российским. Да, это поддержка российского производителя, но поддержка, вынужденная и навязанная государством, т.к. заказчики по 223-ФЗ часто осуществляют закупки за счет собственного бюджета, а не за деньги государства.

Когда приоритет российским ТРУ не предоставляется

Случаи, в которых приоритет не предоставляется:

  • конкурентная процедура не состоялась, поэтому закупка проводится у единственного поставщика;
  • все заявки на участие в закупке — с предложениями о поставке российских товаров, работ и услуг;
  • все заявки на участие в закупке — с предложениями о поставке иностранных товаров, работ и услуг;
  • заявка участника конкурса содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских — меньше 50% стоимости всего предложенного им;
  • заявка участника аукциона содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских — больше 50% стоимости всего предложенного им.

Какие изменения необходимо внести заказчикам в документацию

В Требованиях к содержанию, форме, оформлению, составу заявки:

  • требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;
  • положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

В Извещение:

  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

В Положении и в документации:

  • условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
  • условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;
  • указание на то, что оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

В раздел документации про заключение договора:

  • положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившемся от заключения договора.

В раздел документации про заключение договора и в проект договора:

  • условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 № 925, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случаев, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

Все изменения в Положение о закупке заказчики должны были внести до 1 января 2017 года. А начиная с этой даты должны применять национальный режим при рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок, при заключении и исполнении договоров.

В январе 2014 года вступил в силу Федеральный Закон №44, касающийся контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд. Данный закон определил новые правила регулирования взаимоотношений заказчиков и поставщиков, при этом все договоры, заключенные до принятия закона №44, сохранили свою силу.

Закон №44-ФЗ регулирует следующие виды сделок:

  • планирование муниципальных и государственных закупок, предметом которых могут выступать товары, работы или услуги;
  • порядок определения поставщиков (исполнителей);
  • процедуру заключения контрактов по итогам проведенных закупок;
  • порядок контроля выполнения договорных условий;
  • порядок контроля соблюдения действующего законодательства в сфере осуществления закупок.

Кроме этого, закон закрепил определенные преференции, согласно которым отдельным участникам закупок может отдаваться предпочтение при заключении договоров.

К таким участникам относятся поставщики, предлагающие для обеспечения государственных заказов товары российского производства или товары, производящиеся в странах ЕАЭС.

Это могут быть как физические, так и юридические лица.

Кроме того, законом предусмотрены преференции для следующих участников процедур:

  • для организаций и предприятий уголовно-исполнительной системы – УИС (перечень таких организаций утвержден правительственным постановлением №89);
  • для организаций инвалидов, в которых не менее 80% участников – люди с ограниченными физическими возможностями или их представители;
  • для некоммерческих объединений, подпадающих под действие закона «О некоммерческих организациях», основателями которых не являются органы власти;
  • для малых предприятий, подпадающих под действие закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».

Согласно статьям 28-30 44-го закона, любая преференция означает, что среди всех равных предложений, сделанных участниками конкурсов или аукционов, победителей нужно выбирать из числа тех, которые подпадают под данные законодательные нормы.

Порядок предоставления преференций

Кроме самого Закона №44-ФЗ, предоставление льгот осуществляется в соответствии с определенными нормативными документами.

В частности:

  • с правительственным постановлением №649, содержащим перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобретать у УИС;
  • с правительственным постановлением №341, содержащим перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобретать у организаций инвалидов;
  • с приказом МЭР РФ №155, устанавливающим условия допуска товаров из-за границы;
  • с правительственным постановлением №925 о приоритете товаров отечественного производства.

Каждая преференция имеет свой механизм исполнения:


  • для организаций УИС и организаций инвалидов, победивших в торгах, предоставляется возможность увеличения цены закупки на 15% (но при этом сумма не должна быть выше начальной стоимости);
  • размещение закупок у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций должно производиться в объеме не менее 15% от всех закупок, которые выставляются на торги. Суммы закупок не должны превышать 20 миллионов рублей (ранее максимальный порог составлял 15 миллионов).

Для того, чтобы воспользоваться преференциями, участники закупок, которые предлагают товары отечественного производства, должны предоставлять информацию, подтверждающую преобладание таких товаров в заявке (более 50%). Если местные и зарубежные производители предлагают равные заявки, преимущество будет отдано первым из них.

Как воспользоваться льготами

Инициаторы закупок должны размещать в своих объявлениях сведения о преференциях и перечне документов, которые нужны для использования льгот, а также формы, по которым их следует подавать.

Использование льгот невозможно в тех случаях, в которых контракты заключаются с единственным поставщиком.

Участники закупок должны включать в свои заявки следующую документацию:

  • организации УИС должны предоставлять справки о предоставлении преимущества в закупках (составляются в свободной форме);
  • организации инвалидов должны подавать заявления об их соответствии нормам части 2 статьи 29 ФЗ №44;
  • представители малого бизнеса и НКО должны включать в перечень документов декларации о принадлежности к соответствующей категории.

Заказчики не должны требовать дополнительные справки и документы, не предусмотренные законом. Достаточно просто подтвердить свой статус. Участники, не имеющие права на льготы, не должны подавать ложную информацию и пытаться получить неположенные им преференции. Подобные действия грозят убытками и внесением сведений о предприятиях в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, Федеральный Закон №44 предоставил новые возможности для субъектов хозяйствования, нуждающихся в государственной поддержке. В свою очередь, на заказчиков документ возложил дополнительные обязанности.

Преференция - что это значит по 44 ФЗ и в каких случаях она применяется? Разберемся подробнее, кто может получить преимущества при проведении торгов.

Преференции и преимущества в контрактной системе: в чем разница

В широком смысле слова, преференции контрактной системы — это преимущества в отношении цены контракта, которые предоставляются следующим группам участников:

  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (далее УИС);
  • организации инвалидов;

Более подробная информация представлена в таблице.

Учреждения и предприятия УИС
(ст. 28 Закона №44-ФЗ)

Организации инвалидов
(ст. 29 Закона №44-ФЗ)
СМП и СОНКО
(ст. 30 Закона №44-ФЗ)
Суть
преференции

Если победитель — УИС, цена может быть увеличена по требованию
победителя до 15%, но не более НМЦК.

Если победитель — организация инвалидов, цена может быть увеличена по требованию победителя до 15%, но не более . Вариант 1. В закупке участвуют только
СМП и СОНКО.
Вариант 2. Устанавливается требование о
привлечении соисполнителей,
субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 5 ст. 30 Закона №44-ФЗ).
Когда заказчик
обязан
предоставить
преимущества
Закупаются товары, работа или услуги, включенные в
перечень, утвержденный
постановлением Правительства РФ
от 14.07.2014 № 649.

Закупка товаров, работ или услуг из перечня для предоставления преференции инвалидам по 44 ФЗ (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341).

При заказе любых товаров, работ или услуг в объеме не менее 15% от , рассчитанного с учетом требований ст. 30 Закона № 44-ФЗ, кроме заказа:
1) услуг по предоставлению кредитов;
2) у единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Способ закупки Все способы, кроме и . Все способы, кроме двухэтапного конкурса и закупки у
единственного поставщика.
Вариант 1. Все способы закупки, кроме
закупки у единственного поставщика
(подрядчика, исполнителя).
Вариант 2. Все способы закупки.

Преимущества отечественному проиводителю

Кроме вышеперечисленного приоритет имеют участники, которые предлагают товары, произведенные в России или в странах — участниках Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС). Механизм предоставления преимуществ в данном случае реализуется через приказ МЭР от 25.03.2014 № 155. Документ также содержит перечень продукции, на которую распространяется такое правило.

Порядок предоставления преференции (155 приказ) заключается в следующем:

  • при проведении конкурса, и участники, предложившие российский товар или товар, произведенный в ЕАЭС, получают приоритет по критерию «цена контракта». Такое предложение оценивается с применением 15% скидки. При этом контракт заключается по предложенной таким участником изначальной цене;
  • при проведении стандартным для этой процедуры путем определяется победитель. Затем, если это товар иностранного происхождения, цена предложения будет снижена на 15% и по ней будет заключен контракт. Если это российский товар или товар, произведенный в ЕАЭС, предложенная победителем госзакупки цена останется без изменений.

Обращаем внимание, что оценка заявок по ПП 925 от 16.09.2016 в рамках 223-ФЗ производится с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. При этом, в отличие от Приказа МЭР № 155, заказчик самостоятельно определяет перечень товаров, которые получат преимущества.

Налоговые преференции

Налоговые преференции — это льготы, которые предоставляются налогоплательщику, если тот выполняет необходимые условия (ст. 395 НК РФ). Например, участвует в благотворительности. Они бывают:

  • территориальные;
  • отраслевые;
  • срочные;
  • целевые;
  • интравекторные и функциональные.

Например, территориальные направлены на поддержку и развитие определенных территорий, а отраслевые — отраслей производства. Выражаются они в налоговых льготах, сниженной ставке, отсрочке по платежам или полном освобождении от уплаты налогов.

К сожалению, для сферы госзакупок налоговых льгот не предусмотрено.

6 февраля 2017 13:35:37

1. Может ли заказчик, если он закупает товары, работы и услуги, при закупке которых предоставляют преференции организациям инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, также использовать ограничение на участие для субъектов малого бизнеса и социально ориентированных организаций?

В п. 20 Письма от 30.09.2014 г. N Д28И-1889 Министерство сделало вывод, что это допустимо: "если объектом закупки являются товары, работы, услуги из вышеуказанного перечня, то установление преимуществ организациям инвалидов наряду с ограничением в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, не противоречит Закону N 44-ФЗ".

Согласиться с данным выводом нельзя. Закупки в рамках ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (у СМП и СОНО) предполагают конкуренцию. Необоснованно нарушать принцип обеспечения конкуренции нельзя. Если совмещать преференции для организаций инвалидов и СМП (СОНО), то может быть ограничена конкуренция. Хотя формально, конечно, Министерство право: раз в законе нет запрета на подобное совмещение, оно допустимо.

2. Как правильно применять ОКПД при применении преференций?

В случае если осуществляется закупка товаров, предусмотренных Постановлением Правительства РФ, организациям УИС, организациям инвалидов предоставляются преференции.
В Постановлении Правительства РФ от 14.07.2014 г. N 649 приведен перечень таких товаров с указанием ОКПД. Однако у заказчиков возникает вопрос, надо ли устанавливать преференции для групп товаров, входящих в код ОКПД.
В Письме Минэкономразвития РФ от 31.12.2014 г. N Д28и-2901 сделан вывод, что это необходимо. Министерство указало следующее: "преференции распространяются на виды продукции, имеющие последующие элементы кода ОКПД после вида продукции девятизначного кода ОКПД, указанного в перечне, утвержденного Постановлением N 649".
Этот же вывод, но только применительно к Приказу Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 г. N 155, сделан в Письме Минэкономразвития РФ от 02.10.2015 г. N ОГ-Д28-12783.

3. Можно ли одновременно применять преференции и антидемпинговые меры?

Нет, нельзя. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 20.02.2015 г. N Д28и-410. Это означает, что если применены преференции, предусматривающие снижение цены, и при этом цена снижена более чем на 25%, то меры, предусмотренные ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, не применяются.

4. Как подтверждать страну происхождения товара?

Данный вопрос актуален при применении Приказа Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N 155, которым установлен запрет на допуск к участию в закупках отдельных товаров. В рамках этого Приказа специально не указано, каким документом подтверждается страна происхождения товара.
В Письме Минэкономразвития РФ от 27.07.2015 N ОГ-Д28-10063 сказано, что в этом случае страна происхождения может быть подтверждена любым способом. В том числе это может быть СТ-1, декларация, составленная в произвольной форме. Однако в Письме Минэкономразвития РФ от 17.09.2015 г. N Д28и-2780 сказано, что страна происхождения подтверждается сертификатом по форме СТ-1.

5. Может ли участник предоставить сертификат СТ-1, выданный третьему лицу?

Да, это возможно. В некоторых случаях требуется сертификат СТ-1 для подтверждения страны происхождения товара. Возникает вопрос, можно ли предоставить сертификат, который был выдан на имя третьего лица, не участника закупок.
В судебной практике считается, что это возможно. Так, например, в Решении АС Свердловской области от 30.04.2015 г. N А60-4073/2015 сказано следующее:
"Ссылку заявителя на Приложение N 2 к приказу ТПП РФ от 25.08.2014 N 64 суд считает несостоятельной, так как при наличии действующего акта экспертизы подача нового заявления на выдачу акта экспертизы является нецелесообразным ввиду того, что ранее выданный акт на соответствие предполагаемого к поставке товара подтверждает соответствие товара требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с чем отсутствует необходимость проведения повторной экспертизы".

6. Как осуществлять закупку, если закупаются товары, часть которых должна закупаться с преференциями для организаций инвалидов, а часть – нет?

Как известно, организациям инвалидов предоставляются преференции в отношении тех товаров, работ и услуг, которые попали в перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. N 341. Но может возникнуть случай, когда объектом закупки являются как товары из перечня, так и другие. В Письме Минэкономразвития РФ от 19.08.2014 г. N Д28и-1616 сделан вывод, что устанавливать преференции организациям инвалидов в этом случае нельзя.