Закупочную деятельность госкомпаний, корпораций, монополий и прочих государственных организаций регулируют два федеральных закона: законы 44 и 223. В чем же заключаются отличия для заказчиков и поставщиков, как регламентируют торги 44 и 223 законы?

Кроме того, согласно данному закону, у заказчиков отсутствует возможность изменять или расторгать контракты.

Регистрация на портале :
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.


Заказчики 44-ФЗ и 223-ФЗ

Согласно закону о контрактной системе, заказчиками могут быть:

В тексте 223-ФЗ указана иная, более подробная классификация заказчиков, а именно:

  • организации, доля участия государства в которых не превышает 50%;
  • организации, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (например, в сфере водоснабжения, энергетики и прочих);
  • компании, являющиеся субъектами естественных монополий (например, нефтегазовые компании, РЖД и прочие) ;
  • бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда, полученных грантов, и иных внебюджетных средств.

Используйте фразу «или эквивалент» только с товарным знаком. Например, заказчик планировал отремонтировать помещение и в техзадание вписал: «грунтовка "Тифенгрунд" или эквивалент». Если поставите фразу рядом с продукцией или технологией, у которых нет товарного знака, ФАС посчитает, что вы нарушили закон. Каких еще ошибок избегать, когда составляете техзадание, читайте в рекомендации:

Участники 44-ФЗ и 223-ФЗ

По данному пункту различий между этими двумя законами нет: в обоих случаях участником (иначе - поставщиком) могут быть как физические, так и юридические лица.

Участники в приоритете

223-ФЗ отдаёт приоритет малому и среднему бизнесу, а также товарам отечественного производства. Согласно постановлению от 1 июля 2015 года, годовой объем закупок у данных поставщиков должен составлять не менее 18% от совокупного годового объема контрактов.

Виды закупочных процедур

Как различаются торги по 44 и 223 законам?

44-ФЗ называет 10 возможных вариантов процедуры выбора победителя: проведение открытых и закрытых конкурсов , конкурсов с ограничением в участии, многоэтапных конкурсов, проведение запросов ценовых котировок и предложений, а также аукционов в закрытой форме и электронных.

Важно, что случаи закупок у единственного поставщика ограничены.

223 закон не ограничивает заказчиков в выборе площадок, предоставляя более 150 платформ. При этом, платформы могут иметь как платный, так и бесплатный доступ и различные условия участия.

Отчетность по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Согласно обоим законам, на сайте госзакупок zakupki.gov.ru заказчиком должна быть размещена следующая отчетность:

  • 44-ФЗ: об исполнении контрактов, об объеме закупок у организаций малого бизнеса и социальных государственных учреждений и, при необходимости, отчеты с обоснованием закупок у единственного поставщика;
  • 223-ФЗ: об общей стоимости заключенных договоров (в том числе, при работе с единственным поставщиком), договоры по закупкам, данные которых содержат государственную тайну, а также договоры с субъектами малого и среднего бизнеса.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Поскольку 223-ФЗ носит менее строгий характер, гарантии выполнения контракта устанавливаются по усмотрению заказчика.

По 44-ФЗ заказчик обязан требовать от организации-победителя финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены. Сумма обеспечения может быть установлена в размере от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта .

Возможность обжалования действий заказчика

При работе по 44-ФЗ и 223-ФЗ возможно проведение процедуры обжалования. И в том, и в другом случае, жалоба подается в территориальное отделение ФАС. Различие исключительно в сроках подачи: по закону 44 жалоба публикуется на сайте госзакупок в течение 2 рабочих дней ; 5 дней дается на рассмотрение и вынесение решения.

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»



Не для всех сфера закупок проста и понятна. До сих пор многие уверены, что победить в аукционе или запросе котировок нельзя, правильно заполнить документацию сложно, а разобраться в законодательстве невозможно.

Именно поэтому создал новый информационный раздел, посвященный закупкам и всему, что с ними связано. Там можно узнать, в чем достоинства и недостатки запроса котировок, и какие преимущества есть у СМП, прочитать о видах ЭЦП и узнать, как расшифровываются все эти сокращения.

Для Вашего удобства Информационный раздел разбит на отдельные блоки и будет полезен как новичку, так и опытному бизнесмену. Он поможет объяснить на примерах, как подаются и пишутся жалобы в ФАС. На что стоит обращать внимания при изучении документации и как расторгнуть или изменить контракт.


Убедитесь сами, что писать жалобы просто, и вы сможете сделать это сами или что быть субъектом малого предпринимательства выгодно. Тратьте меньше времени на поиск и изучение информации. Решайте возникающие вопросы и проблемы в сфере закупок вместе с Synapse.

Этот информационный раздел создан специально для вас и в дальнейшем будут появляться все новые блоки и новая информация, не забывайте следить за обновлениями. Также уже предоставляет услуги по поиску закупок. Как и прежде все услуги и информация предоставляются бесплатно и без регистрации.



223-ФЗ

Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям - попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары - оплачены.

Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное Положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.

44- ФЗ
Заказчики
223-ФЗ

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения

  • государственные компании с долей участия государства выше 50%,
  • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
  • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.
44- ФЗ
Способы закупок
223-ФЗ
  • открытые конкурсы
  • многоэтапные конкурсы
  • закрытые формы конкурсов
  • электронные аукционы
  • аукционы в закрытой форме
  • запросы предложений
  • запросы ценовых котировок
  • закупка у единственного поставщика
  • открытые конкурсы
  • конкурсы с ограничением участия
  • многоэтапные конкурсы
  • закрытые формы конкурсов
  • закрытые конкурсы с ограничением участия
  • электронные аукционы
  • аукционы в закрытой форме
  • запросы предложений
  • запросы ценовых котировок
223-ФЗ

Регистрация бесплатна.

Больше 150 ЭТП.

Нет ограничений по выбору площадки.
На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.

44- ФЗ
Сроки подачи заявки
223-ФЗ
Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта - все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать. Сроки прописывает заказчик в своем положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку.
223-ФЗ

Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:

  • отчет об исполнении контракта,
  • по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupli.gov.ru отчеты об общей стоимости:

  • заключенных договоров,
  • договоров, заключенных с единственным поставщиком,
  • заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну,
  • заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
223-ФЗ

Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансового обеспечения контракта, независимо от его цены.

Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:

Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком и внесена им в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru .


Антикризисное постановление правительства № 199 от 06.03.2015 дает возможность заказчикам самостоятельно решать, требовать или нет обеспечение на протяжении 2015 года.
Остается на усмотрение заказчиков.
44- ФЗ
Возможность изменения, расторжения контракта
223-ФЗ

Законом такая возможность не допускается, но постановление правительства от N 198 от 6 марта 2015 г. позволяет изменить существенные условия контракта: цены, сроки, объемы. Эта мера - антикризисная и действует только до конца 2015 года.

Заказчик может изменить договор: цены, сроки, объемы товаров, работ, услуг. В каких случаях возможны изменения, поставщик узнает из положения о закупке заказчика.

223-ФЗ

Заявление подается в письменном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.

Жалобы на заказчиков по 223-ФЗ также рассматриваются ФАС. В этом случае, выясните сроки подачи жалобы из положения о закупке заказчика. Комиссия по рассмотрению жалобы также будет руководствоваться этим положением и Гражданским Кодексом. Чтобы просчитать риски, лучше заранее посмотреть жалобы на конкретного заказчика в реестре жалоб на официальном сайте

Семь основных преимуществ 223-ФЗ по сравнению с 44-ФЗ

(для заказчика)

1 Список товаров, работ, услуг, которые можно закупать у единственного поставщика, заказчик формирует самостоятельно.

При этом заказчик не обязан использовать правила одноименности.

В этот список можно включить, например, срочные непредвиденные закупки.

(В соответствии с 44-ФЗ закупки до 100 000 руб. не должны превышать 5% от годового объема закупок.)

2 Можно закупать лекарственные средства по их торговому наименованию, а не по МНН.

3 Не обязательно писать слова “или эквивалент” и устанавливать параметры эквивалентности.

Заказчик вправе указать конкретный товарный знак, и отклонить заявки, в которых предложен другой товар (с учетом ограничений, установленных антимонопольным законодательством).

4 Заказчик вправе разработать свои способы закупок с уникальным порядком проведения.

Например, вместо конкурса с длительным периодом приема заявок возможно проводить запрос предложений с коротким периодом приема заявок. Любой способ закупки можно проводить в электронной форме. Также можно использовать собственные критерии оценки без ограничений по предельному весу того или иного критерия. Например, установить значимость критерия цена всего 10%, если максимально важна квалификация поставщика.

5 Удобное планирование закупок – план закупок составляется сроком на 1 год (по общему правилу), может быть изменен в любой момент и по любой причине. Отсутствует обязанность обосновывать начальную (максимальную) цену договора.

6 Можно вносить изменения в проект договора уже после выбора победителя, и в уже заключенный договор: продлить сроки, увеличить объем, изменить порядок оплаты и пр.

7 По результатам несостоявшейся закупки заказчик не обязан проводить процедуру повторно, не обязан согласовывать ее с контролирующими органами, не обязан привлекать экспертов, можно просто заключить договор с единственным поставщиком.

Различия в обеспечении контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует закупочную деятельность государственных и бюджетных учреждений. ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» регулирует закупочную деятельность компаний, находящихся на самофинансировании, к которым могут относиться:

  • Государственные корпорации, субъекты естественных монополий, ГУПы, ЖКХ;
  • Организации с долей государственного участия свыше 50%;
  • Отдельные автономные учреждения;
  • Государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в области газо-, тепло-, водо- и электроснабжения, очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов.

С 1 января 2014 года бюджетные организации в дополнение к ФЗ-44 могут производить закупки по ФЗ-233 при соблюдении определенных условий.

Преимущества ФЗ-223 в сравнении с ФЗ-44

Изначально предполагалось, что ФЗ-223 смогут использовать коммерческие компании, находящиеся в сфере интересов государства, либо занимающиеся регулируемыми видами деятельности. В настоящее время ст.15 ФЗ-44 действительно дает возможность бюджетным и автономным компаниям выводить часть закупок под закон ФЗ-223, согласно которому закупки могут быть произведены за счет грантов или доходов от осуществляемой коммерческой деятельности. Рассмотрим, какие преимущества имеет ФЗ-223 в сравнении с ФЗ-44.

ФЗ-44 накладывает довольно серьезные ограничения к осуществлению закупок, включая суммы и объемы закупок, наличие таких обязательных условий, как обоснование начальной стоимости контракта, подробное указание функциональных характеристик услуг или товаров.

Куда более мягким является ФЗ-223. Так, согласно данному законодательству не обязательно обосновывать начальную стоимость контракта, а сам план закупок может изменяться в любое время и по любым причинам. Еще одним преимуществом ФЗ-223 является возможность изменений в уже заключенный контракт, в частности изменение срока, объемов и стоимости.

Обеспечение контрактов по ФЗ-223 и ФЗ-44

Вы можете самостоятельно изучить тексты ФЗ-44 о контрактной системе и ФЗ-223 о закупках товаров. Если Вам необходима помощь по обеспечения контрактов по ФЗ-223 и ФЗ-44, воспользуйтесь сервисом bg-partners.ru, заполнив представленную заявку.

Чем выгоднее руководствоваться бюджетным, автономным учреждениям и муниципальным унитарным предприятиям при закупках

ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКУПКАХ И ЗАКОН № 44-ФЗ

В бюджетном учреждении утверждено положение о закупках в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Обязательно ли принимать положение о закупках во исполнение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ?

На этот вопрос отвечает эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ Наталия Павлова.

Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 той же статьи.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, при наличии правового акта (положения о закупках), утвержденного органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (п. 6 ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), и размещенного до начала года в Единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять закупки в соответствующем году с соблюдением требований Закона № 223-ФЗ и положения о закупках в случаях и за счет средств, поименованных в ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, по общему правилу бюджетные учреждения должны осуществлять закупки товаров, работ, услуг за счет любых средств в соответствии с Законом № 44-ФЗ. И только в случае принятия в установленном порядке положения о закупках и в определенных законом случаях (ч. 2, 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ) бюджетное учреждение вправе руководствоваться при осуществлении закупок требованиями Закона № 223-ФЗ и положением о закупках. При этом Законом № 44-ФЗ принятие положения о закупках или иного аналогичного акта во исполнение данного закона не предусмотрено.

МОЖЕТ ЛИ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЗАКУПКИ ТОЛЬКО ПО ЗАКОНУ № ФЗ-44?

Муниципальное автономное образовательное учреждение в установленные сроки разместило Положение об осуществлении закупок по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ, но до настоящего времени осуществляет закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Может ли автономное учреждение это делать?

Каким образом на законных основаниях автономному учреждению осуществлять закупки только по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ?

На этот вопрос отвечает эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Ефимова.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2, ст. 8 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» автономное учреждение, утвердившее положение о закупке, должно руководствоваться им при осуществлении закупок. Применять напрямую Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупок автономное учреждение может лишь в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 15 указанного Закона.

Осуществление автономным учреждением закупок в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, в ситуации, когда такие закупки должны осуществляться в соответствии с Законом № 223-ФЗ и положением о закупке, может явиться основанием для административной ответственности автономного учреждения и его должностных лиц по ст. 7.32.3 КоАП РФ, а также участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке либо в антимонопольный орган действия (бездействие) учреждения как заказчика при закупке товаров, работ, услуг (ч. 9 и 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Вместе с тем Закон № 223-ФЗ не дает закрытого перечня способов закупки, не определяет условия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, порядка и условий их применения. Он называет только некоторые из возможных способов закупки, прежде всего конкурсы и аукционы, тут же оговаривая, однако, что в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ), среди которых упоминается и закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (п. 2 ч. 19 ст. 4 этого Закона). Именно положение о закупке регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, см. также письмо Минэкономразвития России от 02.09.2011 № Д28-317). Право заказчика закрепить в положении тот или иной способ закупки и условия применения этого способа не поставлены Законом о закупках в зависимость от каких-либо иных обстоятельств.

Соответственно, автономное учреждение вправе указать в своем положении о закупках, что оно руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Исходя из ч. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, соответствующие изменения в положение о закупке могут быть внесены в любой момент при условии размещения их в Единой информационной системе (до ее ввода в эксплуатацию - на официальном сайте, ч. 10 ст. 8 Закона № 223-ФЗ) в течение 15 дней со дня утверждения.

При этом следует учитывать, что и в таком случае автономное учреждение считается осуществляющим закупки по Закону № 223-ФЗ, поэтому его требования, в том числе требования об информационном обеспечении закупки, будут распространяться на автономное учреждение, в частности, размещение плана закупки, информации о закупке должно производиться автономным учреждением по правилам ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

ЗАКАЗ АУДИТА УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Муниципальное унитарное предприятие получило приказ комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города, осуществляющего функции и полномочия собственника имущества, в котором говорится о необходимости размещения предприятием заказа на оказание услуг по проведению аудита в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее - Закон № 44-ФЗ). Однако, согласно письму Минэкономразвития РФ от 04.04.2011 № Д06-1874, государственные и муниципальные унитарные предприятия не являются государственными и муниципальными заказчиками, проведение аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных и муниципальных унитарных предприятий не вызвано государственными и муниципальными нуждами. По мнению предприятия, оно не имеет права размещать заказ на оказание услуг по проведению аудита в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ.

Согласно п. 7 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, данный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика.

Каков порядок размещения унитарным предприятием заказа на оказание услуг по проведению аудита?

На этот вопрос отвечает эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ Аркадий Серков.

Действительно, в соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» этот закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», и государственные унитарные предприятия не относятся к числу заказчиков, руководствующихся по общему правилу Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 5 - 7 ст. 3 этого Закона), и подпадают под его действие только в случаях, установленных ч. 4, 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, к которым выбор аудитора, аудиторской организации не относится.

Однако, согласно ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ, договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности указанных в этой норме лиц, в том числе государственных унитарных предприятий, заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Основой этого законодательства является именно Закон № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), который и устанавливает порядок проведения открытого конкурса (ст. 48 - 54 указанного Закона).

Безусловно, это не делает государственное унитарное предприятие заказчиком, руководствующимся Законом № 44-ФЗ. Это означает, что государственное унитарное предприятие в рассматриваемой ситуации применяет нормы Закона № 44-ФЗ не полностью, а лишь в части, устанавливающей порядок проведения открытого конкурса. Именно такие разъяснения давались п. 3 письма Минэкономразвития России от 04.04.2011 № Д06-1874 в период действия Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», когда ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ содержала указание именно на этот закон. Полагаем, что эти разъяснения остаются актуальными, поскольку Закон № 94-ФЗ был обязателен для практически того же круга заказчиков, а существо ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ от замены ссылки на другой закон не изменилось.

ПОРЯДОК ЗАКУПКИ ОБОРУДОВАНИЯ АВТОНОМНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

В целях реализации государственного задания по долгосрочной целевой программе «Комплексная модернизация системы профессионального образования на 2011 - 2015 годы» автономным образовательным учреждением закупается оборудование для научно-исследовательской лаборатории, а в рамках государственной программы «Развитие образования в Пензенской области на 2014 - 2020 годы» приобретается токарно-револьверный центр.

Каким законом должно руководствоваться учреждение при осуществлении закупок (Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ или Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ)?

Каков порядок действий при размещении заявок на электронной площадке по данным программам - их размещает уполномоченный орган или автономное учреждение?

На этот вопрос отвечает эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ Анна Кузьмина.

Прежде всего напомним, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступил в силу 1 января 2014 года. Каких-либо официальных разъяснений или правоприменительной практики по заданному вопросу, насколько нам известно, на сегодняшний день не имеется. Поэтому мы можем высказать только свое экспертное мнение по толкованию норм этого Закона.

По общему правилу автономные учреждения при осуществлении закупок обязаны в силу п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» руководствоваться именно этим законом. Исключения установлены Законом № 44-ФЗ.

Как указано в п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся, в частности, заключения гражданско-правовых договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением. Иные юридические лица заключают контракты в соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ только в случаях, перечисленных в ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

В частности, в силу ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ на автономные учреждения при осуществлении ими закупок за счет бюджетных средств, предоставленных таким учреждениям в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, распространяются положения этого закона, регулирующие отношения по планированию закупок, определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и заключению контрактов. Также в отношении таких закупок применяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит и контроль в сфере закупок.

Из п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ следует, что договоры (контракты) заключаются в соответствии или с одним из них, или с другим.

Действующее бюджетное законодательство предусматривает только один способ предоставления автономным учреждениям и унитарным предприятиям средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. С этой целью им могут предоставляться субсидии, предусмотренные ст. 78.2 БК РФ (эта статья действует с 1 января 2014 года).

Из ст. 78.2 БК РФ прямо следует, что в соответствии с данной нормой предоставляются субсидии исключительно на:

Вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности;

Приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

За счет этих субсидий не могут приобретаться (создаваться) объекты, не относящиеся к объектам недвижимости (капитального строительства).

Напомним, что помимо дополнения БК РФ ст. 78.2 в действующие Указания о порядке применения бюджетной классификации был включен вид расходов 460 «Субсидии на осуществление капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям». Соответственно, с 1 января 2014 года средства на создание, приобретение объектов недвижимости не должны перечисляться автономным учреждениям в качестве субсидий на иные цели в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (см. также разд. 7 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013, письмо Минфина России от 18.09.2012 № 02-03-11/3784).

Учитывая, что в ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ речь идет о средствах капитальных вложений, предоставленных автономным учреждениям из бюджета в соответствии с БК РФ, следовательно, этот термин должен применяться согласно терминологии, используемой БК РФ. Определения понятия «капитальных вложений» иных нормативных правовых актов, в том числе Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», применительно к ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ использоваться не должны. Также для целей применения Закона № 44-ФЗ важно не в рамках какой программы предоставляются средства, а за счет какой субсидии осуществляется оплата.

Поэтому, по нашему мнению, положения ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ должны применяться при предоставлении автономным учреждениям бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности в порядке, предусмотренном ст. 78.2 БК РФ. Соответственно, требования Закона № 44-ФЗ не распространяются ни на закупку оборудования для научно-исследовательской лаборатории, ни на закупку токарноревольверного центра. В рассматриваемом случае необходимо руководствоваться Законом № 223-ФЗ.

СПОСОБЕН ЛИ РЕЕСТР ЧИНОВНИКОВ-КОРРУПЦИОНЕРОВ СОКРАТИТЬ ИХ КОЛИЧЕСТВО

На сайте Единого портала для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения 21 января 2015 года появился проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения сведений о привлечении к ответственности за коррупционные правонарушения в информационной системе». За- кон предусматривает внесение поправок в Трудовой кодекс, в законы «О государственной гражданской службе», «О муниципальной службе», «О прокуратуре», «О Следственном комитете» и т. д.

В пояснительной записке уточняется, что в данный момент наказание в виде увольнения в связи с утратой доверия применяется в отношении ряда категорий лиц, которые занимают государственные, муниципальные должности и проч. Несмотря на то что в трудовой книжке делается отметка о взыскании, есть вероятность ее сокрытия при дальнейшем устройстве на работу. Исходя из этого, предлагается создать реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, а предварительно подготовить систему сбора информации о таких лицах.

По мнению разработчиков закона, формирование реестра и возможность доступа к нему федеральных государственных органов позволит осуществлять как оперативное информирование на предмет соблюдения претендентами требований законодательства о противодействии коррупции, так и этических норм при отборе кандидатов на замещение должностей государственной (муниципальной) службы. На основе такой информации наниматели (работодатели) смогут сформировать свое мнение о кандидатах на замещение вакантных должностей и принять правильное решение.

Законопроект разработан в отношении следующих категорий лиц:

Сотрудник таможенного органа;

Военнослужащий;

Гражданский служащий;

Муниципальный служащий;

Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность;

Лицо, занимающее должность в Центральном банке Российской Федерации;

Лицо, замещающее:

должность в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона;

отдельную должность на основании трудового договора в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральным государственным органом;

Сотрудник Следственного комитета;

Сотрудник органов внутренних дел.

Проект соответствующего постановления Правительства Российской Федерации будет подготовлен ко второму чтению законопроекта в Госдуме.

Ряд экспертов отмечают маловероятность эффективной работы данного закона и считают его принятие бессмысленным. Приводим мнение представителя Центрального штаба ОНФ, депутата Госдумы Михаила Старшинова:

Все эти меры правительства являются имитацией бурной деятельности. Если человек захочет устроиться на работу, то его примут куда угодно и без учета всевозможных реестров. Информация при принятии людей на работу является доступной. Этими вопросами занимаются кадровые службы и службы безопасности. Работодатель всегда возьмет человека к себе, если у него есть заинтересованность в этом работнике. Правительство предлагает создать еще один реестр, а на мой взгляд, лучше заниматься действительно серьезными проблемами. При этом на разработку реестра наверняка потратятся значительные бюджетные суммы.