Когнитивный диссонанс – это состояние психологического дискомфорта, вызванное столкновением в сознании человека противоречивых знаний, верований, убеждений, представлений, поведенческих установок, относительно определенного объекта или явления. Теорию когнитивного диссонанса предложил Леон Фестингер в 1957 году. Согласно ей, состояние когнитивного диссонанса не устраивает человека, поэтому в нем возникает бессознательное желание – согласовать свою систему знаний и убеждений или, выражаясь научным языком, достичь когнитивного консонанса. В этой статье, друзья, я расскажу вам о когнитивном диссонансе обычным – понятным большинству людей языком, дабы вы имели полное и четкое представление об этом – негативном побудительном состоянии.

Для начала давайте выясним, почему состояние когнитивного диссонанса является негативным и к чему именно и почему оно нас побуждает. Возможно, уважаемые читатели, вы замечали, что ваш мозг постоянно стремится к тому, чтобы навести порядок во всем, что вы видите и слышите вокруг себя. А часто ли мы в своей жизни видим и слышим то, что не сходится с нашими собственными установками? Ну, допустим, не часто, но такое происходит периодически, согласитесь. Мы с вами иногда наблюдаем логическую непоследовательность в действиях других людей, наблюдаем события, которые по своей структуре могут не соответствовать нашему прошлому опыту и нашим представлениям о них, то есть, мы можем не понимать закономерность наблюдаемых нами событий, они могут казаться нам нелогичными. Также иногда мы можем наблюдать несоответствие когнитивных элементов культурным образцам, то есть, говоря проще, нормам. Это когда человек что-то делает не так, как надо делать – с нашей точки зрения. Положено делать так, а он делает по-другому, нарушая определенные правила. Так вот, когда вы видите подобные нестыковки, нелогичность, несоответствие – какие ощущения вы испытываете? Негативные, верно? Это ощущение дискомфорта, ощущение легкого раздражения, а в некоторых случаях – это ощущение потерянности, тревоги и даже отчаяния. Вот почему говоря о когнитивном диссонансе, мы говорим о негативном побудительном состоянии. Теперь давайте посмотрим, к чему оно нас побуждает.

А побуждает оно нас к приведению чего-либо в соответствие с установленными нормами, правилами, убеждениями, знаниями. Нам нужна четкая, ясная, правильная картина мира, в котором все происходит по понятным нам законам и соответствует нашим знаниям и убеждениям. В таком мире мы чувствуем себя комфортно и безопасно. Поэтому в состоянии диссонанса наш мозг стремиться к тому, чтобы снизить степень несоответствия между теми установками, которых мы придерживаемся. То есть, он стремится к тому, чтобы достичь когнитивного консонанса – взаимной согласованности, уравновешенности состояния элементов когнитивной системы. Это одна из гипотез Леона Фестингера. Согласно второй его гипотезе, индивид, стремясь к тому, чтобы снизить возникший у него дискомфорт, старается обходить стороной ситуации, способные этот дискомфорт усилить, например, путем избегания определенной – неудобной для него информации. Я скажу иначе – наш с вами мозг старается избегать несоответствия между тем, что он воспринимает через наши органы чувств и тем, что он знает. Говоря еще проще – наш мозг пытается достичь соответствия между внешним и внутренним миром различными способами, в том числе и за счет отсеивания определенной информации. Ниже я расскажу более подробно о том, как он это делает.

Таким образом, когда возникает несоответствие двух когниций [знаний, мнений, понятий], у человека возникает когнитивный диссонанс, и он испытывает психологический дискомфорт. И этот дискомфорт побуждает его к тому, о чем я написал выше, то есть, к попытке привести все в соответствие со своими знаниями, установками, убеждениями, правилами и нормами. И в этом есть определенный смысл. Наш мозг не случайно работает именно так. Дело в том, что согласованность наших знаний, необходима нам для понимания той реальности, в которой мы находимся. А это понимание в свою очередь, необходимо нам для выработки подходящей модели поведения в той или иной ситуации, способной возникнуть в этой реальности. Что в свою очередь, делает окружающий мир для нас более предсказуемым, а нас к нему более подготовленными, что позволяет нам чувствовать себя в большей безопасности. Потребность в безопасности – это одна из основных потребностей человека.

Мы должны иметь объяснение всему и вся, что мы наблюдаем в своей жизни. Все наблюдаемые нами явления, должны соответствовать нашей логике и быть понятными нам. Однако понять все, что есть в этом мире и тем более все со всем согласовать – невозможно. Поэтому состояния когнитивного диссонанса преследует нас постоянно. Противоречия между тем, что мы знали, знаем и узнаем в настоящее время, и тем, что происходит в действительности, будут постоянно. Будут они потому, что мы живем в мире неопределенности и непредсказуемости, и это нас пугает. А поскольку наш мозг не может чувствовать себя комфортно в состоянии неопределенности, ибо в его задачу входит – уберечь нас от всевозможных опасностей, к которым мы должны быть готовы, а значит и знать о них должны, то он все время будет пытаться предугадать, объяснить, оправдать, исследовать все наблюдаемые им, с помощью органов чувств явления. То есть, наш мозг постоянно рисует для себя полную картину мира, опираясь на имеющиеся у него данные о нем, стараясь сделать эту картину завершенной и понятной для себя, что нередко вынуждает людей с поверхностными знаниями о разных вещах ошибочно полагать, что они знают все. Но всего мы знать не можем, какими бы умными мы не были.

В жизни постоянно возникают ситуации, вызывающие диссонанс. Например, диссонанс возникает всегда, когда нам необходимо сделать выбор. Необходимость сделать выбор – погружает нас в состояние неопределенности, мы не знаем точно, к чему может нас привести то или иное наше решение, а хотим знать. Мы хотим сделать правильный выбор, хотим получить лучший результат из всех возможных результатов. Но парадокс заключается в том, что часто мы даже не имеем представления о том, что может являться для нас самым лучшим результатом. Таким образом, чем важнее для человека выбор, тем выше степень диссонанса, тем беспокойнее мы себя чувствуем. Поэтому некоторые люди любят, когда кто-нибудь другой делает выбор за них, и при этом они хотят, чтобы этот выбор оказался максимально правильным. Однако подобное перекладывание ответственности на других людей, в средне- и долгосрочной перспективе себя как правило не оправдывает.

Человек, как мы уже с вами выяснили, не любит находиться в состоянии диссонанса, поэтому он стремится полностью от него избавиться. Но если это, по тем или иным причинам, невозможно сделать, то человек стремится уменьшить его, всеми доступными ему способами. А способов этих несколько. Давайте поподробнее рассмотрим их.

Во-первых, для приведения в соответствие своих установок человек может изменить свое поведение, чтобы сделать его максимально правильным, прежде всего в своих собственных глазах. Рассмотрим простой пример – курящий человек может узнать о том, что курение вредно для здоровья. Хороший, кстати, пример, жизненный. Так вот, после того, как он это узнает, перед ним встанет выбор – бросить курить, чтобы не вредить своему здоровью, или, найти оправдание этой своей вредной привычке. Либо, он может вообще избегать этой темы, чтобы не думать о ней. Допустим, что человек не захочет изменить свое поведение, то есть, не захочет бросить курить. Тогда он может начать отрицать, что курение вредит его здоровью, опираясь на откопанную им где-то информацию, согласно которой, курение не только не вредно, но и даже полезно для здоровья человека. Или, как я уже сказал, он может избегать информации, указывающий на вред курения, чтобы чувствовать себя комфортно. В общем, какое-то решение человек все-равно примет. Ведь наше поведение, должно соответствовать нашим знаниям, нашим установкам, правилам. Мы должны быть уверены в том, что поступаем правильно. Или наши знания должны соответствовать нашему поведению. Конечно, разумнее поменять свое поведение, чтобы привести его в соответствие со здравым смыслом. Если что-то нам вредит – мы должны избегать этого, а не искать ему оправдание. Но наш мозг может обманывать сам себя, и он это часто делает. Комфорт для него важнее объективности.

Во-вторых, чтобы уменьшить диссонанс или избавиться от него, человек может изменить свои знания о чем-либо, не меняя, как мы уже выяснили выше, своего поведения. То есть, располагая не устраивающей его информацией, человек, не желающий менять свое поведение, для избавления от диссонанса, может убедить себя в обратном, чтобы таким образом избавить себя от противоречий. К примеру, тот же курильщик может изменить свои убеждения о вреде курения, с помощью найденной им информации, согласно которой – курить, как минимум, не вредно. Или вредно, но не сильно, чтобы из-за этого переживать. В жизни обычно говорят так – не можешь изменить ситуацию – меняй свое отношение к ней, чтобы чувствовать себя комфортно. И знаете что – это действительно мудрый совет. Мы слишком мало знаем об этом мире, чтобы судить о правильности или неправильности тех или иных вещей и явлений. Иной раз, нам не лишне задуматься о том, почему мы придерживаемся тех убеждений, которых мы придерживаемся, и также не лишне будет усомниться в правильности имеющихся у нас знаний. Особенно не лишне будет это сделать в тех ситуациях, когда эти знания не позволяют нам объяснить происходящее в реальной жизни. Но если говорить о примере с курением, то на мой взгляд, все же лучше придерживаться тех убеждений, которые указывают на его вред, чем искать доказательства обратному. Табачные компании найдут нужные слова для тех, кто хочет продолжать себя травить, но при этом не испытывать психологического дискомфорта из-за неправильности своего поведения. Так что в этом случае, лучше все-таки поменять свое поведение, а не изменять свои знания.

В-третьих, при необходимости, мы можем фильтровать поступающую к нам информацию, которая имеет отношение к тому или иному вопросу, проблеме, решением которого, которой, мы заниматься не хотим. То есть, курильщик может слышать только то, что он хочет услышать, и видеть то, что он хочет увидеть. Если он будет слышать о том, что курение вредно для его здоровья – он пропустит эту информацию мимо ушей. А если он услышит краем уха о пользе курения, то зацепится за эту информацию и будет ее использовать в качестве доказательства правильности своих действий. Иными словами, мы можем избирательно подходить к получаемой нами информации, отсеивая вызывающие у нас дискомфорт факты и преувеличивая значение тех фактов, которые оправдывают нашу жизненную позицию.

Таким образом, мы с вами видим явную потребность нашего мозга в том, чтобы погрузить нас в состояние определенности и безопасности, при котором все наши мысли и поступки будут иметь логическое объяснение. Поэтому, кстати, мы и не любим пересматривать свои взгляды на те или иные вещи, когда приходим к выводу о том, что они неверны. Мы пытаемся защитить свои убеждения за счет логических объяснений их закономерности и правильности, чтобы не менять кардинальным образом свою картину мира. Редкий человек может позволить себе менять свои убеждения, опираясь на объективную информацию и здравый смысл, а не на свою потребность в психологическом комфорте. Но лично я не приветствую стремление человека избежать или предотвратить появление диссонанса. Я считаю, что избегать информации, имеющей отношение к определенной проблеме человека и вступающей в противоречие с уже имеющейся у него информацией по ней – чревато негативными последствиями. Скажем, избегая информации о том, что курение вредит здоровью, человек не решит для себя эту проблему, тогда как принятие этой информации, позволит ему шире посмотреть на свою жизнь, чтобы увидеть себя в ней некурящим и одновременно таким же, а то и более счастливым, как сейчас. По моему глубокому убеждению, легкое состояние дискомфорта и даже тревоги, человеку необходимо всегда.

Мир не должен казаться нам логичным, понятным, беспроблемным, безопасным, предсказуемым, потому что он таким не является. В нем всегда что-то будет не соответствовать имеющимся у нас знаниям и убеждениям, и вряд ли нам удастся хоть когда-нибудь все узнать, понять и свести концы с концами. Мир, в котором мы живем – это вечная загадка для нашего ума, и будет лучше, если он ее будет постоянно разгадывать, чем если он все для себя раз и навсегда решит и погрузит нас в состояние небезопасного для нас комфорта. Это состояние комфорта и безопасности, основанное на определенности и согласованности наших установок – снизит наши навыки выживания.

28.10.2017

Снежана Иванова

Что означает когнитивный диссонанс? Встретившись с данным понятием, большинство людей теряются, потому что не понимают его значения.

Что означает когнитивный диссонанс? Встретившись с данным понятием, большинство людей теряются, потому что не понимают его значения. Однако оно довольно нередко встречается в нашей повседневной жизни. В большинстве случаев так часто, что мы этого и не замечаем. Рассмотрим подробнее этот вопрос.

Теория когнитивного диссонанса

Теорию когнитивного диссонанса называют теорией Фестингера. Этот ученый первым описал психологическое состояние индивида, который сталкивается с неким несоответствием своего представления о предмете или явлении. Фестингер назвал теорию когнитивного диссонанса таким состоянием, при котором рушится привычное представление о предмете. Личность остается в растерянности от того, что не знает, что делать с новой информацией, как ее применить и что следует предпринять.

Когнитивный диссонанс как явление развивается по нескольким причинам. Эти причины просты и объяснимы для того, кто задумывается над происхождением тех или иных понятий. Теория когнитивного диссонанса – тема, которая заслуживает детального рассмотрения и всестороннего изучения. Как правило, она интересует людей, близких к психологии, занимающихся личностным развитием и самосовершенствованием. Примеров из жизни можно привести достаточное количество.

Несовпадение ожиданий

Это первая и самая главная причина появления когнитивного диссонанса. Несовпадение ожиданий приводит к тому, что человек начинает выстраивать у себя в голове поиск понимания какого-то вопроса , искать соответствующее объяснение. А это не всегда можно сделать рациональным путем. Если произошедшее явление или событие не соответствует тем ожиданиям, которые возлагаются участниками действия или просто наблюдателями, то происходит когнитивный диссонанс. Это явление иначе еще называют умственным потрясением. Пример можно привести такой: на экзамене преподаватели лучшего ответа всегда ожидают от более сильного ученика. Если посредственный ученик начинает вдруг проявлять яркие незаурядные способности, а отличник при этом по какой-то неведомой причине не может связать двух слов, то аттестационная комиссия находится, мягко говоря, в сильном удивлении. Так происходит формирование когнитивного диссонанса. Его теория подразумевает присутствие некоего умственного несоответствия, разногласия в понимании сути вещей.

Разность мнений

Такое явление как разность мнений тоже может стать причиной формирования когнитивного диссонанса. Дело в том, что в ситуации спора каждый человек склонен считать себя правым. Вот почему теории оппонента часто воспринимаются как неправильные и в некоторых случаях даже как недостойные внимания. Таким образом, люди защищают свое личное пространство, сохраняют свою индивидуальность. Верность собственному мнению позволяет оставаться самим собой, не подстраиваться под партнера. Теория когнитивного диссонанса включает в себя множество примеров, которые показывают, насколько людям порой трудно примириться с наличием противоположного суждения.

Сама теория когнитивного диссонанса подразумевает некоторое несогласие с взглядами и суждениями оппонента. То есть человек намеренно или невольно начинает выступать против своего собеседника. Даже если между ними нет открытого конфликта, напряжение во взаимодействии все равно будет чувствоваться. Некоторые люди годами не высказывают друг другу тех претензий, которые носят в своем сердце. Такая позиция позволяет им открыто не конфликтовать и не выражать до последнего момента накопившегося недовольства. Конечно, такой подход нельзя назвать правильным. Скорее он помогает утратить доверие, отношения становятся сухими и формальными. Примером может служить ситуация, когда партнеры защищают свое личное пространство и при этом узнают друг о друге что-то совершенно неожиданное. Здесь когнитивный диссонанс проявлен очень четко.

Отступ от общепринятых норм

В общественном сознании нормы морали имеют большое значение. Когда кто-то пытается выступать против социальных установок, у окружающих обычно бывает шок. Просто сознание людей так устроено, что оно воспринимает только ту информацию, которую оказывается в силах осмыслить, понять и принять. Любое отступление от общепринятых норм часто воспринимается не просто в штыки, а как нечто опасное. Люди в большинстве случаев стараются избегать неизвестных понятий. Подсознательно у них срабатывает механизм внутренней психологической защиты. Примером когнитивного диссонанса в данном случае может служить восприятие гомосексуального поведения окружающими. Большинство людей просто не могут воспринимать такое явление адекватно. Если это касается их родственников, для многих то обстоятельство является поводом для стыда. Такие подробности о своих родственниках люди не решаются рассказывать в кругу коллег, опасаясь выраженного непонимания и осуждения.

Конфликт социального характера

Теория когнитивного диссонанса чрезвычайно интересна исследователям в области самосовершенствования и личностного роста. Современная психологическая наука рассматривает этот феномен с разных сторон, пытаясь понять его природу. Когнитивный диссонанс возникает из-за социальных разногласий. Социальное неравенство порождает множество непониманий и появление открытого недовольства. Стремясь заботиться о собственном благополучии, люди иногда с легкостью забывают о тех, кто находится рядом.

Когнитивный диссонанс в повседневной реальности проявляет себя определенным образом. Это явление достаточно часто встречается в нашей жизни. Если бы люди внимательнее относились даже к собственным чувствам, то смогли бы обнаружить проявления некоего несоответствия своих и чужих ожиданий. Каковы способы выражения теории когнитивного диссонанса?

Психологический дискомфорт

Данный феномен представляет собой обязательное условие для появления когнитивного диссонанса. Психологический дискомфорт появляется тогда, когда личность не имеет возможности удовлетворить свои значимые потребности. Дело в том, что человек просто не знает, как справиться с нарастающей тревогой и отчаянием. Он предпринимает какие-то попытки для того, чтобы почувствовать себя лучше, но это не всегда удается. Психологический дискомфорт становится ярким проявлением несоответствия внутреннего ожидания предпринятым усилиям. Люди чаще всего даже не пытаются анализировать, что с ними происходит на самом деле, и не понимают собственных чувств. Психологический дискомфорт часто заставляет личность искать какие-то оправдания своим поступкам, надеяться на посторонних людей. В сложных ситуациях почти каждый чувствует себя крайне неуверенно.

Чувство растерянности

Когнитивный диссонанс относится к числу таких феноменов, которые нередко начинают управлять жизнью человека. Чувство растерянности посещает человека тогда, когда он сталкивается с непонятной для себя ситуацией. Пытаясь решить ее привычным для себя способом, он часто терпит неудачу. Поэтому в состоянии растерянности так трудно бывает найти правильное решение. Выход для каждого может иметься в своей собственной стороне. Но при несоответствии ожиданий человеку свойственно теряться. В некоторых случаях утрачивается вера в собственные перспективы и возможности. Чувство растерянности во многих случаях не позволяет добиться значимых результатов. Человека начинает посещать ощущение неуверенности в себе. Перспективы и возможности видятся весьма туманными, неопределенными и даже нереальными. Если бы каждый человек научился сохранять чувство внутреннего равновесия, то смог бы почувствовать себя лучше при любых обстоятельствах. Чувство растерянности часто мешает нам ощутить прекрасные мгновения жизни, приблизиться к пониманию сущности своего бытия.

Негативные чувства

Не всякие чувства приносят человеку радость и счастье. Эмоциональная сфера представляет собой систему, которая еще до конца не изучена ведущими специалистами в области психологии. Известно, что позитивные эмоции помогают продлевать жизнь, а негативные чувства способствуют ухудшению качества жизни. Состояние человека меняется в зависимости от испытываемых им эмоций. Негативные чувства часто создают когнитивный диссонанс. Это происходит по той причине, что эмоции сильно влияют на возможность людей слышать и понимать друг друга. В жизни существует достаточно примеров того, какое большое влияние оказывают чувства на душевное состояние. Личность может полноценно развиваться только тогда, когда она не ограничена в собственных эмоциях. Отвергание и отторжение чего-либо не дает возможности приблизиться к желаемому результату. Несоответствие собственных ожиданий приводит к внутреннему конфликту, не позволяет личности почувствовать себя счастливой и самодостаточной. Чем больше человек склонен зацикливаться на собственных недостатках, тем сильнее он подвержен негативному влиянию стресса.

Таким образом, когнитивный диссонанс представляет собой такое явление, при котором личность никак не может ощущать себя целостной и самодостаточной . Чем больше удивления, негативных впечатлений мы испытываем в момент эмоционального потрясения, тем становится труднее поверить в происходящее, попытаться найти верное решение.

Когнитивный диссонанс - это выход из эмоциональной зоны комфорта, который спровоцирован состоянием внутреннего противоречия, отрицания или растерянности. Он может явиться причиной глубокой депрессии или сильнейшего стресса. Само по себе состояние диссонанса неопасно, но неумение распознать его и справиться с ним приведет к накоплению психоэмоционального напряжения, которое потребует лечения.

Психологический дискомфорт при правильном понимании и отношении является своеобразным тренажером деятельности головного мозга. Он учит мозг лояльности, концентрации и тренирует способность к быстрому усвоению и осмысливанию новой информации.

    Показать всё

    Сущность когнитивного диссонанса

    Теория когнитивного диссонанса личности основывается на убеждении, что каждый человек стремится обрести и сохранить внутреннюю гармонию. Ее также называют теорией соответствия.

    Название теории и ее постулаты были сформулированы в 1956 г. Автором является ученик Курта Левина, основоположника многих теорий в психологии, американский психолог Леон Фестингер.

    Основные положения теории простыми словами можно сформулировать так:

    1. 1. Гармоничное состояние внутреннего мира достигается за счет соответствия знаний, убеждений и морально этических ценностей (когнитивных элементов) с последовательностью действий и происходящих явлений.
    2. 2. При несоответствии между когнициями (знаниями, опытом, установками, мыслями и т. д.) человек стремится найти этому оправдание. Это способствует восстановлению гармонии его внутреннего мира.
    3. 3. Индивид, поведение которого противоречит пониманию и знаниям человека, но не вызывает у него когнитивного диссонанса в сознании, должен расцениваться как исключение. Поэтому его жизнедеятельность подлежит изучению и анализу.

    Личностный конфликт

    Когнитивный диссонанс может возникнуть по отношению к себе из-за столкновения собственных когниций. А может появиться из-за различия взглядов и жизненной позиции с окружающими. Это естественный процесс, который сопровождает человека на протяжении жизни с момента начала мыслительной деятельности и до момента ее прекращения.

    Для понимания когнитивного диссонанса, вызванного несоответствием собственных элементов когниций к собственным же поступкам, следует рассмотреть примеры из жизни.

    Пример №1

    Человеку неприятен коллега, их взгляды и мнения на рабочий процесс диаметрально противоположные. Знание правил хорошего тона диктует, что человек должен улыбаться неприятному субъекту и быть с ним вежливым. Но, так как коллега вызывает раздражение, хочется направить негатив в его адрес.

    Описанная ситуация является демонстрацией конфликта между знаниями и ощущениями человека. Сам же выбор и его оправдания выглядят так:

    1. 1. Придерживаться правил вежливого общения. При таком выборе человек оправдывает себя воспитанием и нормами, принятыми в цивилизованном обществе.
    2. 2. Выйти на открытый конфликт. Тут оправдание будет позиционироваться как умение отстоять свои интересы.

    Пример №2

    Человек получает предложение о работе, которая не соответствует его миропониманию, но за нее предлагают большое материальное вознаграждение. У него появляется выбор:

    1. 1. Выполнить работу и получить вознаграждение. Материальный фактор перевесил, но чтобы не ощущать себя корыстным, человек начинает думать, что благодарность за оказанную услугу в виде материального вознаграждения была ему необходима. Он старается убедить себя в том, что проявление корысти - лишь временное явление, спровоцированное непреодолимыми обстоятельствами.
    2. 2. Отказаться, не улучшив свое материальное положение. При таком варианте человека будет мучить мысль об упущенной выгоде. Чтобы погасить внутренний диссонанс, он постарается убедить себя в незначительности вознаграждения и собственной порядочности.

    Пример №3

    Человек, придерживающийся правильного питания, купил себе на ужин нечто вкусное, но вредное для здоровья. После употребления в пищу неподходящего на его взгляд продукта он ощущает внутреннее недовольство. Чтобы устранить душевный дискомфорт, человек может:

    1. 1. Найти причины для обоснования необходимости употребления продукта.
    2. 2. Признать, что допустил ошибку, и пообещать себе максимально исправить последствия от нее. Например, в следующий отрезок времени съесть меньше обычного, увеличить физические нагрузки или совершить любое другое действие, в результате которого восстановится внутренняя гармония.

    Диссонанс масштабного значения

    В истории есть случаи массового возникновения когнитивного состояния.

    Крещение Руси

    Христианство пришло взамен язычества. У людей забрали их привычный уклад и навязали другую веру. Когнитивный диссонанс массово возникал в душах людей.

    Князь Владимир Красно Солнышко в 988 г. принял решение о смене вере самостоятельно. Те люди, которым было приказано изменить веру, выбирали разные пути для приведения в соответствие своего внутреннего мира и новой реальности:

    1. 1. Принимали веру. Для изменения религиозных взглядов искали доказательства существования Бога в новой вере. Проводили параллели между язычеством и христианством. Убеждали себя, что князь знает, какая религия верна.
    2. 2. Делали вид, что принимают христианство. Оправдывая себя страхом перед наказаниями от князя. Таким образом люди достигали душевного компромисса. Прилюдно проповедовали христианство, а тайно проводили языческие обряды.
    3. 3. Отвергли навязываемую веру, не достигнув компромисса с собой. Такие люди пошли насмерть с убеждением, что языческое поклонение - единственно возможный вариант их веры.

    Научное открытие

    Еще один массовый когнитивный диссонанс был спровоцирован теорией о том, что земной шар вращается вокруг своей оси. Подобную теорию выдвинули Д. Бруно и Г. Галилей. Большинство их современников восприняли это предположение агрессивно. Это было когнитивным конфликтом между собственным мнением и мнением большинства.

    Г. Галилей отрекся от своей теории, мотивируя это желанием жить и продолжать быть причастным к миру науки. Д. Бруно не смог привести в соответствие свои знания и убеждения окружающих. Он не стал отрекаться от своего утверждения и искать этому оправдание, а выбрал смертную казнь.

    Когнитивный диссонанс у детей

    В детском возрасте, когда ребенок познает мир, он неизбежно сталкивается с дисбалансом между собственными ощущениями и реакцией окружающих.

    Ситуация №1

    У ребенка, увидевшего, как кого-то хвалят за раскроенную или сшитую вещь, в сознании складывается последовательность действий, необходимых для достижения похвалы. Он воспроизводит эти действия из подручных предметов. Показывая результат окружающим, ребенок уверен в их одобрении. Чаще всего реакция выглядит так:

    1. 1. Взрослые выказывают недовольство и наказывают. Ребенок, не имеющий достаточных знаний и опыта, не способен понять, почему его действия спровоцировали негативную реакцию. Чтобы этого избежать, ребенку необходимо объяснить доступными для него словами, почему он не получил ожидаемого результата.
    2. 2. Выдают ожидаемую реакцию. Благодаря этому в сознании ребенка гармония не нарушается, но формируются неправильные стереотипы поведения.

    Ситуация №2

    Ребенок, которому внушают отрицательное отношение к вранью, уличает родителей в преднамеренном искажении действительности. Для него это психологическая травма, так как знания, полученные им от родных, не соответствуют их действиям. Для избавления от внутренних несоответствий ребенок принимает решение:

    1. 1. Убеждает себя, что ему показалось. Так он устраняет диссонанс, не меняя своих убеждений.
    2. 2. Переосмысливает отношение к вранью. Родители являются эталоном поведения. Видя, как ведут себя взрослые, ребенок меняет потребность в правде на убеждение, что для достижения личных выгод разрешено прибегнуть к обману.

    Если у ребенка психика не стабильна, то он может быть не в состоянии самостоятельно справиться с возникшим несоответствием. В таком случае без квалифицированной помощи ребенок погрузится в состояние стресса, получит психологическую травму, которая в будущем выразится в комплексах.

    Заключение

    Когнитивный диссонанс - это результат восприятия или непринятия быстро изменившейся реальности.

    Если не снимается состояние внутреннего несоответствия, не удается найти компромисс между собственными когнициями и происходящим, то появляется психоэмоциональное напряжение. В результате этого развивается полная фрустрация - состояние, при котором человек испытывает только негативные эмоции, что провоцирует появление комплекса неполноценности.

Психология – увлекательная наука, которая помогает нам в жизни. Но некоторые понятия, широко распространённые в этой сфере, остаются непонятными для большинства людей. К числу таковых относится популярный термин когнитивный диссонанс. Как можно объяснить такое явление? Что такое когнитивный диссонанс простыми словами? Давайте разбираться!

Что такое когнитивный диссонанс: простое объяснение термина

В психологии под термином «когнитивный диссонанс» принято понимать определённое психическое состояние человека. Оно всегда сопровождается дискомфортом, который возникает на фоне несостыковки или несоответствия в его сознании определённых противоречивых понятий и идей.

Конечно, такое определение может показаться сложным. Но на самом деле это не так! Ведь ежедневно практически каждый из нас сталкивается с подобными проблемами. Обычно человек бессознательно входит в такое состояние. Виной тому различные факторы, которые не зависят от нас.

Учёные сформулировали специальное определение, которое раскрывает суть когнитивного диссонанса. Это особое психологическое явление. Оно сопровождается возникновением явного противоречия между парой когниций. Как же это пояснить так, чтобы было понятно каждому? На самом деле практически всем людям зачастую приходится выбирать, например, между личными принципами и установками, принятыми в обществе. В результате такого выбора возникает внутреннее разногласие. Оно вносит разлад между убеждениями и действиями человека. Именно поэтому приходится оправдывать собственные поступки. В сознании человека возникает конфликт.

Если объяснять, что такое когнитивный диссонанс в психологии простыми словами, то это особенность психологического состояния, когда человек вынужден найти оправдание той или иной ситуации, приняв её.

Происхождение термина и его научное объяснение

Также стоит познакомиться с происхождением этого слова. Термин имеет греческие корни. Понятие произошло от двух слов из латыни: «cognitio», что можно перевести как «познание», и «dissonanita», которое объясняется как отсутствие гармонии. То есть значение слова сводится к сложному в психологическом смысле состоянию, сопровождающемуся психическим дискомфортом из-за противоречий в его сознании. Они же вызваны столкновением:

  • идей;
  • убеждений;
  • реакций по отношению к определённому объекту либо явлению.

Основоположником теории когнитивного диссонанса стал американский психолог Леон Фестингер. Он разработал эту идею в 1957 году. С помощью такого психологического представления учёный пытался объяснить природу возникновения конфликтных ситуаций в сфере личностного развития, когда внутренний дискомфорт сопровождается различными объяснениями событий или поступков других людей.

При этом сам американский психолог выдвигал две гипотезы такой теории. Первая версия возникновения когнитивного диссонанса объясняется стремлением человека к тому, чтобы устранить любые противоречия и причины, которые вызвали его.

Вторая гипотеза теории когнитивного диссонанса обусловлена нейтрализацией внутреннего дискомфорта человека посредством стремления к избеганию ситуаций, которые могут вызвать столкновение идей и противоречие убеждений.

Причины возникновения когнитивного диссонанса

Какими могут быть причины возникновения этого психологического явления? Выделяется несколько факторов, которые могут привести к когнитивному диссонансу:

  • расхождение мнения общественности с мнением одного человека;
  • логическое несоответствие различных фактов;
  • определённые ситуации, произошедшие в настоящем, но не соответствующие опыту, полученному в прошлом;
  • знакомство с новыми обычаями других культур;
  • незнакомые традиции.

Что интересно, влияние когнитивного диссонанса на жизнь человека часто не воспринимается всерьёз либо недооценивается. Напрасно! Ведь такое состояние вызывает массу сложностей для человека, так как для принятия решения в сложной ситуации ему приходится отказаться от собственных знаний и принципов, чтобы поступить как-то иначе.

В результате возникает противоречивая ситуация. Под её воздействием происходит изменение установок и принципов. Именно поэтому зачастую такая жизненная ситуация становится толчком для:

  • переосмысления своих действий;
  • мыслей;
  • поступков;
  • ошибок.

Благодаря такому внутреннему диссонансу человек меняет собственные убеждения, благодаря чему внутриличностный конфликт нейтрализуется.

То есть когнитивный диссонанс – это значит несоответствие действий и мыслей человека.

Примеры когнитивного диссонанса

Чтобы лучше понять значение такого явления, стоит привести жизненный пример. Бывает, что человек неосознанно или специально нарушает определённые правила (в редких случаях совершает преступления). При этом ему очень важно найти оправдание для себя самого и для общества. В результате он начинает придумывать или искать факторы, способные смягчить его вину. Это позволяет ослабить внутренний дискомфорт.

На заметку! Нередко подобное столкновение понятий происходит не только у одного человека, а у целого коллектива.

Есть и другие примеры когнитивного диссонанса, которые понятно рисуют представление о психологическом дискомфорте человека.

Пример 1

Так, нередко в жизни возникают ситуации, связанные с катастрофами, взрывами, террористическими актами. Все они сопровождаются гибелью людей. Человек понимает, что это неправильно. Но при этом ему необходимо найти некое объяснение или оправдание такой ситуации, чтобы смириться с положением дел. Каждый ищет своё понимание. Например, некоторые объясняют это судьбой или странным стечением обстоятельств. Другие – рассуждают о несчастных случаях и т.д.

Пример 2

Вот другой пример. Жизненная ситуация складывается так, что человек получает предложение о работе, которая не соответствует его моральным ценностям и устоям. Но при этом за такой труд предлагается высокая оплата. Тут возникает состояние когнитивного диссонанса. Получается, что можно выполнить работу и получить вознаграждение за неё. Тогда материальная сторона перевешивает. Но ощущать себя меркантильным не хочется. В такой ситуации человек начинает придумывать себе оправдания. Он убеждает себя в том, что это только разовое проявление меркантильности, которое вызвано непредвиденными обстоятельствами и нуждой в деньгах.

Но в такой жизненной ситуации есть другой выбор. Например, человек может отказаться от подобной работы. Соответственно, материального вознаграждения он не получит. Казалось бы, всё сделано правильно! Но обычно человек начинает изводить себя мыслью о том, что он упустил выгоду. Снова возникает необходимость погашения внутреннего диссонанса. Как это может протекать? Обычно человек убеждает себя в том, что он порядочный, честный, некорыстный, а денежное вознаграждение – незначительное.

Пример 3

Есть и другие иллюстрации когнитивного диссонанса. Например, в коллективе появляется человек, который вам неприятен. Ваши взгляды на рабочий процесс и жизненные устои полярны. Но по правилам хорошего тона нельзя игнорировать коллегу или вступать с ним в открытый конфликт. Приходится проявлять вежливость, здороваться, улыбаться и пожимать руку. При этом такой человек вызывает массу негативных эмоций, это раздражение хочется проявить открыто.

Такая жизненная ситуация не является редкостью, она наглядно демонстрирует возникновение конфликта между ощущениями личности и её знаниями. В результате возникает выбор. Можно выйти в открытый конфликт. Обычно в такой ситуации находится оправдание такого плана: я должен отстаивать свои интересы, убеждения и моральные ценности.

Второй вариант – придерживаться принятых в обществе правил хорошего тона. Опять же здесь человек находит себе оправдание. Он убеждает себя в том, что хорошо воспитан, и именно так ведут себя люди в цивилизованном обществе.

Пример 4

Также примером возникновения когнитивного диссонанса можно назвать оправдания людей своим вредным привычкам. Кто-то ест по ночам, но находит тому объяснение – иначе он не может заснуть. Другие курят, но утверждают, что это позволяет им избавиться от стресса. Алкоголики, наркоманы и т. д. тоже в глубине душе осознают, что поступают неправильно, но у них в запасе всегда есть несколько версий, объясняющих подобное поведение.

Способы уменьшения когнитивного диссонанса

Так как противоречивые ситуации существенно ухудшают качество жизни человека, большинство из нас стремятся к уменьшению таких неприятных ощущений. Как этого можно добиться? Существует несколько методов уменьшения психологического дискомфорта:

  1. Переубеждение себя самого, когда приходится искать оправдание собственным поступкам для того, чтобы представить их правильными и рациональными.
  2. Изменение линии поведения, когда человек понимает и осознаёт, что поступает неправильно и действует в противовес своим ценностям. Тогда необходимо направить все стремления в противоположную сторону.
  3. Составление представления о ситуации. В таком случае необходимо собрать все факты и сведения о сложившейся ситуации, что позволит сформировать объективное представление о ней. На основе этого рекомендуется выстроить новую линию поведения, которая не будет вызывать сомнений.
  4. Фильтрация информации. Такой метод подразумевает уменьшение психологического дискомфорта и предполагает концентрацию внимания только на положительных сторонах. При этом весь негатив, вызванный таким состоянием, рекомендуется игнорировать.

Также стоит помнить, что состояние внутреннего дискомфорта бывает проще предотвратить, чем потом бороться с его проявлениями. Для этого рекомендуется избегать негативных мыслей и любой отрицательной информации, которая может идти вразрез с вашими личными идеями, принципами и убеждениями.

Несмотря на такое замудренное название «когнитивный диссонанс», многие люди сталкиваются с ним в повседневной жизни. Когнитивный означает мыслительный процесс, а диссонанс – разногласие между чем-то. Основоположником когнитивного диссонанса является Фестингер, который выдвигал свои теории, концепции. На примерах становится видно, что такое когнитивный диссонанс.

В жизни каждого человека возникают ситуации, когда нужно принять решение. Если человек не может быстро принять какое-то решение, зачастую это указывает на когнитивный диссонанс, то есть неспособность выбрать между двумя и даже больших количеством вариантов решения ситуации. В зависимости от того, как быстро человек выберет, чем он поступится и чему будет следовать, принятие решения займет то или иное время.

Обычно когнитивный диссонанс возникает в ситуациях, когда человек встает перед выбором: следовать собственным желаниям и побуждениям или обращать внимание на общественное мнение, нормы закона, мораль? Так, например, когнитивный диссонанс возникнет в ситуации, когда человек узнает об измене своей второй половинки. С одной стороны хочется набить всем лицо, с другой стороны нужно помнить, что подобные действия приведут к несению ответственности перед законом.

Когнитивный диссонанс проявляется в том, что человек вынужден в чем-то себя ограничивать, поскольку не всегда желаемое совпадает с возможным. К примеру, девушка хочет жить роскошно и беззаботно, отчего начинает искать себе богатого мужчину. А обществу, которое возмущается по поводу ее желаний, она начинает рассказывать различные оправдания своему поведению: «жила бедно», «желаю лучшей жизни своим детям» и т. д.

Когнитивный диссонанс – это когда человек сталкивается с различными вариантами решения одной проблемы, причем все они равнозначны и одинаково важны. И человеку приходится выбирать не между своими желаниями, а между целями и общественным мнением, эмоциональными порывами и нормами закона, то есть между «хочу» и «надо». Ярким примером такого диссонанса может выступать нежелание ребенка учиться. С одной стороны ему надо учиться, с другой – он не хочет тратить время на изучение неинтересных тем.


И поскольку не всегда человеку удается идти на поводу у общественного мнения, он вынужден искать различные оправдания. Люди ведь начнут спрашивать, почему он их не послушался! И у него должны иметься веские причины неповиновения.

То же самое происходит в ситуации, когда человек идет на поводу у общества, что противоречит его личным желаниям. К примеру, парень, вместо того чтобы наказать своего обидчика кулаками, просто разворачивается и уходит, как его учили родители. Чтобы самого себя успокоить и оправдать свой поступок, который парню может казаться слабостью, он начинает искать веские причины, мол, «так учили родители», «я проявил интеллигентность» и пр.

Когнитивный диссонанс проявляется еще и тогда, когда нужно принять важное решение, но человека одолевают сильные сомнения. Даже когда он принял решение, человек продолжает сомневаться и перебирать в своей голове другие варианты решения ситуации. К примеру, женщина решила простить мужа за его проступок, однако в последующие дни продолжает сомневаться в том, нужно было ли это делать и насколько это соответствует ее желаниям.

Что такое когнитивный диссонанс?

Когнитивный диссонанс относится сайтом психологической помощи сайт к негативным состояниям, при котором ощущает дискомфорт из-за противоречивых знаний, мировоззрений, учений, идей, ценностей, целей, поведенческих установок и верований. В противоречие вступают зачастую опыт и то, что человек должен сделать, привычки и необходимое, личное и общественное.

Когнитивный диссонанс – это конфронтация двух когниций, которые не одинаково значимы для самого человека, однако одинаково возможны при решении определенного вопроса. И человек встает перед выбором, к примеру, между удовлетворением физических желаний или моральных ценностей.

Для того чтобы преодолеть когнитивный диссонанс человек делает выбор между опытом и действиями, а затем начинает находить рациональное зерно в том, что он выбрал, чтобы объяснить себе и окружающим людям свой выбор, который может кому-то показаться неправильным. Таким образом человек достигает внутреннего баланса, сглаженности. Такую теорию выдвигает основоположник Леон Фестингер, который отмечал, что наиболее комфортным состоянием для человека является когнитивная слаженность. И если индивид выбирает что-то одно, то для достижения внутренней гармонии он начинает искать оправдания собственному выбору.

Причины когнитивного диссонанса

Когнитивный диссонанс возникает по следующим причинам:

  1. Расхождение личных убеждений с установками общества или группы, в которой человек находится.
  2. Несоответствие понятий и идей, которыми оперирует человек.
  3. Противоречие общественным нормам и этническим правилам, особенно если они не соответствуют закону или личным желаниям.
  4. Несоответствие опыта, который имеется у человека, с той информацией, которую он получает в новых условиях. Другими словами, прежний опыт не помогает в решении новой ситуации, которая похожа на предыдущую.

У каждого человека появляются знания и опыт, который он получает по мере своей жизни. Однако новые ситуации могут указывать на то, что его имеющиеся убеждения вовсе не соответствуют действительности либо не всегда срабатывают. Поскольку человек вынужден решать проблемы, он начинает выбирать лучшее из худшего. А чтобы достичь внутреннего баланса, находит различные оправдания своему выбору.


Фестингер пытался объяснить природу возникновения когнитивного диссонанса, а также пути его устранения. И здесь выделяется мотивация, которая и диктует человеку, какой выбор им будет сделан. Сильнейшая мотивация говорит человеку, от какой идеи следует отказаться ради реализации другой. А затем, чтобы сохранить равновесие в новом пути, человек должен оправдать свой поступок.

Теория когнитивного диссонанса

Когнитивный диссонанс известен с давних времен, поскольку всегда человек сталкивался с необходимостью выбирать между личными желаниями и нормами общественной жизни. Либо человек будет стараться быть хорошим гражданином, либо будет достигать успеха, который предполагает наличие эгоизма и упертости – качеств, которые не приемлемы в обществе.

Когнитивный диссонанс естественен для любого человека, который не может все знать про окружающий мир. Свойством головного мозга является запоминание, какие ситуации происходили и какие решения принимались, поступки совершались, что в итоге было получено. Если человек достигал неудачи, тогда он делает определенные выводы, мол, «так не нужно поступать, чтобы снова не попасть впросак». Однако в типичной ситуации человек поступает по-другому и снова сталкивается с неудачей, а в результате анализа выясняется, что следовало поступить так, как он сделал это в прошлой ситуации.

Когнитивный диссонанс – это необходимость находить решение одной ситуации среди множества вариантов, которые есть у человека на основе его опыта, а также которые предлагаются обществом, отдельными лицами и даже законом. Здесь человек должен выбирать порой среди вариантов, которые не соответствуют его желаниям, привычным действиям.

Поскольку когнитивный диссонанс вынуждает человека от чего-то отказаться, он находит оправдания. И здесь может быть использовано все что угодно: «Я правильно поступил, несмотря ни на что!», «Это моя жизнь. Как хочу, так и живу!», «В прошлый раз я поступил неправильно», «Я имею право на ошибку» и пр. Психологи выделяют такие способы уменьшения диссонанса:

  1. Трансформация одной когниции, то есть уверение себя в обратном.
  2. Изменение собственного поведения.
  3. Отфильтровывание информации, которая поступает.
  4. Увидеть ошибки и изменить решение, действовать согласно нему.

Способ уменьшения когнитивного диссонанса уже после принятия решения может заключаться в том, что человек начнет превозносить значимость принятого им решения и преуменьшения всех остальных вариантов, которые предлагались при устранении проблемы.

Теория когнитивного диссонанса Фестингера

Леон Фестингер выдвигал такие теории когнитивного диссонанса:

  • Индивид будет пытаться избавиться от когнитивного диссонанса, когда он будет возникать.
  • Человек будет избегать всех ситуаций, которые будут вводить его в когнитивный диссонанс.

В процессе когнитивного диссонанса, когда теряется связь между идеями или отсутствует согласованность между действиями и мыслями, участвуют интеллект и – реакция человека на те раздражители, которые присутствуют в ситуации.


Когнитивный диссонанс может проявляться в том, что человек начинает раскаиваться или сомневаться в принятом решении. Это может произойти со временем. Действие уже совершено. Результат достигнут, однако он не удовлетворяет желаниям самого человека. И со временем он начинает раскаиваться, испытывать угрызения совести, в последующем в подобных ситуациях принимая другие решения.

Примеры когнитивного диссонанса

Когнитивный диссонанс случается со многими людьми, и ситуаций возникает очень много. Примерами могут быть:

  1. Поступление отличника и двоечника. Поскольку от каждого студента требуется определенное поведение (отличник должен учиться хорошо, а двоечник – плохо), то когнитивный диссонанс наступает, когда отличник начинает учиться на двойки, а двоечник — на пятерки.
  2. Вредные привычки. Рано или поздно каждый начинает понимать, что привычки вредят здоровью. И здесь человек становится перед выбором: продолжать дальше вредить себе или избавляться от привычки.
  3. Подать ли милостынь? Если вы видите бомжа на улице, то встаете перед выбором: дать или не дать? Все зависит от ваших внутренних убеждений и общественных принципов.
  4. Стремление похудеть. С одной стороны девушка хочет похудеть. Однако с другой стороны она может испытывать острое желание съесть что-нибудь вкусненькое.

Поскольку когнитивный диссонанс возникал и будет возникать в жизни любого человека, предлагаются различные способы его избегания:

  • Смирение с ситуацией, то есть начать относиться к ней как к приемлемой.
  • Положительный настрой, то есть видеть в ситуации положительные моменты.
  • Избегание информации, которая противоречит вашим взглядам и опыту.

Итог

Человек живет в разнообразном мире, который невозможно объяснить лишь с одной стороны. Чтобы избежать когнитивного диссонанса, нужно научиться видеть все многообразие и понимать, что в ситуациях можно поступать и плохо, и эгоистично, и неправильно, что тоже нормально, если это дает положительные результаты.