Долгое время понятие «воздействие» неправомерно отождествлялось с манипулированием. Этот термин объявили символом авторитарной технократической педагогики, обозначающим насилие над ребенком, пренебрежение его «самостью» – самосознанием, самовыражением, самоутверждением, саморазвитием и т. п. В связи с этим стереотипом особенно непривлекательным кажется данный термин в контексте гуманитарной педагогики. Между тем, «воздействие» – одна из сторон взаимодействия. Исследователи (В. Ю. Питюков,
Н. Е. Щуркова и др.) специально подчеркивают, что основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ребенка на позицию субъекта. Для этого педагогу, кроме общепедагогических знаний и умений, необходимо владеть техническим и технологическим инструментарием, позволяющим ему выстраивать и осуществлять воздействие при взаимодействии с ребенком и осуществлении помощи в его саморазвитии. Сам момент воздействия при этом не является признаком авторитаризма и технократизма, если педагогическое воздействие находится в области моральных норм, духовных ценностей и нравственных смыслов человека.

Важность воздействия как начального этапа взаимодействия обусловлена социально, психологически и педагогически. В современном обществе психологическая напряженность человека так велика, что прикосновение воспитателя должно быть весьма тонким, искусным. Иначе говоря, требуется умение организовать воздействие таким образом, чтобы его конечным результатом стало межличностное взаимодействие.

В качестве инструмента педагогического воздействия и влияния
Н. Е. Щуркова выбирает «нежное прикосновение к душе ребенка», исключающее прямое вмешательство в его внутренний мир и делающее акцент на помощи ребенку в его духовном становлении. Для этого предлагается выявлять и использовать воспитательный потенциал таких факторов, как природа, музыка, танец, литература, апелляция к разуму и эмоциям ребенка, различные формы речевого воздействия, оснащение ребенка необходимым жизненным опытом, формы воспитательной работы, в которых осуществляется проживание ценностных отношений.

Основные формы прямого педагогического воздействия: регулирование и коррекция , которые отражают динамику системного управления образовательным процессом. Основанием для регулирования и коррекции образовательного процесса является контроль. Регулирование – процесс поддержания функционирования (поддержание постоянства, внесение изменений) системы в заданном режиме. Коррекция – процесс внесения изменений, исправлений в различные компоненты и этапы развития системы, обеспечивающий достижение требуемых результатов. Эти процессы осуществляются тремя путями:


1) реагирование на ожидаемые изменения ситуации;

2) реагирование на наступившие изменения в ситуации;

3) реагирование на ошибки.

Воздействие эффективно лишь в том случае, когда его реализация осуществляется технологично. В соответствии с возрастными особенностями учащихся Л. М. Митина представила воздействие учителя на уровне приемов и «идеальных» моделей поведения.

В младшем школьном возрасте на первом месте оказывается регламентация поведения школьников. Воздействие учителя осуществляется путем его включения в сферу жизнедеятельности школьника. Фактором включения на этом этапе является монологический авторитет учителя. Учитель выступает для ученика младших классов как образец в новой для него позиции школьника. На данном этапе диалогическое по содержанию общение учитель осуществляет в форме прямых (указание, повеление, запрещение) и косвенных (совет) субъективных требований, а также системы объективных требований (нормы и правила).

Механизм их реализации – внушение с элементами разъяснения, убеждения, просьбы. При этом учитель дифференцирует учеников по степени внушаемости. Стоит помнить, что дети с более высоким уровнем познавательной активности менее внушаемы. Ученики младших классов – активные участники взаимодействия «учитель – ученик», они идентифицируют себя с учителем и подражают ему. Среди широких социальных мотивов в системе мотивации учения первое место в начальных классах занимают долг перед учителем, стремление выполнить его требования. Но эта система нарушается, если учитель ведет себя неграмотно.

Подростковый возраст характеризуется появлением нового уровня самосознания, условно названного психологами «чувством взрослости». Выражается оно в стремлении быть и считаться взрослым. По сравнению с младшим школьным возрастом это совершенно новая позиция по отношению к себе и окружающему миру. Если ранее представления ребенка о себе подстраивались под представление взрослых о нем, и отношения строились на основе «морали подчинения», то теперь прежний тип отношений становится неприемлемым. Он не соответствует новому представлению подростка об уровне собственной взрослости. Поэтому в подростковом возрасте более эффективны такие приемы воздействия учителя, как информирование и стимулирование . Особое место в системе взаимоотношений подростка начинает занимать сверстник как более или менее равный партнер по общению. Подросток не мыслит себя вне общения, которое для него возможно главным образом в кругу сверстников.

В связи с развитием у подростков саморегуляции действенность прямой регламентации падает. Фактором включения становится авторитет личности учителя, если он выступает для подростка «значимым Другим» и входит в его систему референтной зависимости. Диалогическое по содержанию общение с учеником становится диалогическим по форме на основании применения учителем убеждения как основного приема воздействия . Мотив приобретения знаний, долг перед учителем отходят на второй план, так как главной особенностью подростка становится его ориентация на утверждение своей позиции среди окружающих – взрослых и товарищей. Протест и неподчинение – вот те средства, какими подросток хочет добиться равного со взрослым положения. Если по отношению к подростку учитель продолжает применять в основном регламентирующие приемы воздействия, это приводит к возникновению смыслового барьера, психологической защиты у подростков. Частое применение убеждения в младшем школьном возрасте может привести к пустому морализированию.

В старшем школьном возрасте несколько смягчаются те противоречия, которые свойственны подростковому возрасту. В большинстве случаев устанавливаются ровные отношения с окружающими, взаимопонимание с учителями и родителями. Первостепенное значение приобретает фактическое осознание своей действительной жизненной позиции, своих возможностей и вместе с тем неосуществленных помыслов и стремлений. Данный возраст характеризуется нетерпимостью к назиданиям и нравоучениям, поэтому в работе со старшеклассниками учителю необходимо сочетать информирование с инструктированием , которое выступает уже не как прямое требование, а как санкционирование . Старшеклассники внутренне принимают систему педагогических санкций, если они не обижают и не оскорбляют их человеческого достоинства, как в нижеописанном случае.

Внутренняя требовательность, самовнушение старшеклассника базируются на процессах самовоспитания личности. Для учителя и ученика общение выступает как диалогичное и по форме, и по содержанию. Учет ценностно-смысловых позиций в педагогическом процессе обеспечивает соблюдение требования незаметного воспитательного воздействия. Многое зависит от творческих усилий учителя, его умений управлять своим эмоциональным состоянием. В конечном счете, все это позволяет педагогу добиваться желаемых результатов, решать собственные педагогические задачи, придерживаясь при этом гуманитарной стратегии. Учителю полезно быть всегда готовым к решению трудных задач, особенно если они возникают неожиданно и могут «выбить человека из колеи».

Знание возрастных, индивидуальных особенностей школьников и механизмов взаимодействия с ними позволяет педагогу осуществлять регулирование и коррекцию педагогического процесса без фрустрации (переживания, связанного с неудачей).

Воздействия учителя в рамках игры имеют ряд особенностей, связанных с соревновательным характером. Коррекция и регулирование деятельности, поведения и общения учащихся должны соответствовать одной из важнейших особенностей воспитательного процесса – постоянной занятости внимания человека и чередования эмоций.

Так, при организации игры педагог должен соблюдать следующие правила:

– наиболее сильным игровым группам, состав которых отличается от всех остальных участников, выдается минимальный ресурс, т. е. они стартуют в заведомо худших условиях;

– строго установленный регламент и учет времени, с тем чтобы его хватило для полного анализа рассматриваемой проблемы и для заключения;

– чем сильнее участник или игровая группа, тем выше уровень ответственности;

– неукоснительное соблюдение трех принципов – гласности, сравнимости результатов и создания одинаковых условий для участников.

Наполнение деятельности школьников целесообразным содержанием не с помощью сухих дидактических приемов, а посредством создания эмоционально окрашенной атмосферы общей заинтересованности и активности обеспечивает действенность педагогических воздействий в образовательном процессе.

Консультация для руководителей образовательных учреждений

Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: регулирование и коррекция процесса управления, дни диагностик регулирования и коррекции, рационализации процессов управления.

Краткая аннотация контента консультации.

Консультация для руководителей по вопросу регулирования и коррекции процессовуправления ОУ.

Запрос на консультирование: Как регулировать и корректировать процессыуправления ОУ?

Консультативный текст.

Регулирование и коррекция выступают необходимой функцией управления. Благодаря им поддерживается упорядоченность системы управления образованием, устраняются факторы дезорганизации.

Регулирование определяется нами как вид деятельности на основе внесения корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.

Эффективность процесса управления можно повысить том случае, когда каждая функция в системе управленческого цикла начнет функционировать, т.е. начнет взаимодействовать с остальными видами управленческой деятельности. Например, работа по проведению эксперта: ОУ превращается в функцию short term loan agreement template лишь в том случае, если данные экспертизы (или контроля) послужат основой для функции педагогического анализа, а через нее и для функции регулирования и коррекции, осуществление которой свою очередь должно привести к улучшению результат (экспертизы или контроля) управлением в целом.
Для процесса управления образованием в целом характерным является противоречие между ее статикой динамикой. Чтобы перевести систему образования в качественно новое состояние, необходимо определенное время сохранять ее относительную стабильность.

Нельзя давать возможность внутренним и внешним дезорганизующим воздействиям изменить систему так, чтобы она утратила свои основные системные признаки. Но в то же время перевод системы образования в новое состояние требует изменения, дальнейшего развития эта признаков в сторону их совершенствования.
Переход системы управления образованием в новое состояние осуществляется на основе прогрессивных тенденций, учета современных задач. Примером такого продвижения будет развитие на базе обычных общеобразовательных школ различных профильных школ с углубленным изучением отдельных предметов школ-лицеев, школ-гимназий, комплексов «школа-вуз» и других со специальными учебными планами и программами.
В управленческом цикле изначальным является противоречие между функциями организации и регулирование. Функция организации в определенной степени отражает целенаправленное функционирование системы образования в конкретных условиях. Задача функции регулирования коррекции состоит acquired loans в том, чтобы поддерживать тот или иной уровень организации системы в данной ситуации. Но как только ситуация изменяется, функция регулирования нарушает стабильность организационной структуры, привод ее в соответствие с новыми условиями.

Для современного процесса управления образованием в определенной степени характерным является противоречие между тем, что субъект управления в состоянии теоретически осмыслить требования к обновлению своей управленческой деятельности, и тем, что в большинстве ситуаций он не знает, как этого добиться на практике.

В этом случае - большое поле деятельности для организации регулирования и коррекции. Личностно-ориентированный подход в этих процессах играет особую роль. Коррекция невозможна без установления причин, вызывающих отклонения в ожидаемых, проектируемых результатах. Признаками таких отклонений могут быть необоснованно составленные планы и ошибки в них, слабость прогнозов, отсутствие нужной и своевременной информации, ошибки 15000 loan calculator в принятых решениях, плохое исполнение, недостатки в контроле и оценке конечных результатов.

Эффективность организационного регулирования измеряется прежде всего тем, насколько рационально удается с его помощью организовать процессы, подлежащие управлению.
Организационное регулирование в системе образования основывается на принципах социального управления и правовых нормах государства.

Так, организационная структура (управляющей и управляемой подсистем) оптимально регулирует внешние и внутренние стороны управления системе организации деятельности ОУ. Такая структура содержит число, виды и назначения органов управления, число ступеней управления и направления подчиненности в управленческой структуре. Она является основой для распределения сфер деятельности (распределения задач).
Распределение сфер деятельности, исходя из целей, включает разделение управления на комплексы специфических подцелей для каждой из подсистем управления на любом уровне, подлежащих выполнению в каждом случае определенным звеном.

Распределение сфер деятельности в системе управления должно дополняться распределением функций, ориентированных на рабочие места с учетом личностно-ориентированного подхода к организации деятельности.
В функциональном плане точно определяется содержание и объем должностных полномочий. Это отражается в документе (приказе), имеющем правовое действие. В целях повышения эффективности деятельности органов управления, совершенствования отношений в условиях ее обновления разрабатывается Положение об Органе управления образованием.

Целью работы о рационализации управленческой деятельностью является повышение качества управления, более эффективное использование специалистов образования, вскрытие имеющихся резервов.
Решению вопросов рационализации процессов управления способствуют проводимые в ОУ дни диагностик регулирования и коррекции.

Задача - оперативная диагностика, выработка мер по регулированию процессов поддержания системы управления ОУ на заданном уровне или переводу ее на более высокий.

Методика проведения дня ДРК по проблеме «Здоровье учеников в режиме дня ОУ»
Цель: выявить состояние и уровень здоровья учеников в режиме дня.

Задачи:

  1. Определить самочувствие учеников.
  2. Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на самочувствие и здоровье учеников.
  3. Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на самочувствие и здоровье учеников.

Объект исследования: система УВП в ОУ.

Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие повышению уровня самочувствия и здоровья детей в режиме дня ОУ.

Рабочая гипотеза: Если в ОУ создаются санитарно-гигиенические нормы, проводится системная физкультурно-оздоровительная работа с родителями по соблюдению единства требований к режиму дня, регулярный профилактический осмотр медицинскими работниками, ведется пропаганда здорового образа жизни, организуется рациональное питание, то все это улучшает самочувствие и здоровье учащихся.

Методы исследования:
наблюдение (микроисследование № 1);
анкетирование (микроисследование № 2),
хронометрирование (микроисследование № 3).

Программа проведения дня ДРК

  1. Инструктаж участников: а) учащихся класса; б) учителей-предметников, классных руководителей, медицинского персонала, заместителя директора по УВП.
  2. Примерное распределение online payday lenders bad credit функциональных обязанностей: заместитель директора по УВП отвечает за организацию исследований и обработку материалов; классные руководители - за проведение анкетирования среди учащихся и родителей; школьный врач - за объективность медицинских показателей; заместитель по АХЧ и школьный врач - за анализ санитарно-гигиенического состояния школы; вся информация обрабатывается экспертным советом, назначенным директором школы.
  3. Примерные сроки проведения дня ДРК: с 8.00 до 17.00.
  4. Анализ материалов и выявление тенденций.
  5. Принятие управленческих решений по результатам работы экспертной комиссии.
  6. Заседание педсовета или педконсилиума.

Микроисследование № 1.

Проведение наблюдений

  1. Анализ классного журнала: а) общее число отсутствующих; б) из них по болезни,
  2. Анализ документации школьного врача: а) вид заболевания (ОРЗ, грипп травмы и др.), число учащихся; б) освобождение по болезни от физкультуры: на длительный срок или временно.
  3. Анализ санитарно-гигиенического состояния школы: а) спортивный зал; б) столовая; в) классная комната; г) рекреация. Учитываются: качество уборки, освещенность, тепловой и воздушный режим, подбор мебели.

Оценка в баллах: 3 - оптимальный уровень; 2 - допустимый; 1 - низкий.

Микроисследование № 2.

Анкета 1. «Мое здоровье»

Цель: выявить отношение школьников к своему здоровью, понимание ими важности физического совершенствования.

Поставь соответствующий балл рядом с позицией, с которой ты согласен: 3 - да, 2 - частично, 1 - нет.

  1. Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни, по другим причинам?
    а) из-за простудных заболеваний; б) из-за отсутствия закалки; в) по другим причинам.
  2. Делаешь ли утром физическую зарядку?
  3. Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры?
  4. Занимаешься на уроке физкультуры?
    а) с полной отдачей; б) без желания; в) лишь бы не ругали.
  5. Занимаешься ли ты спортом длительно?
    а) в школьной секции; б) в спортивной школе.
  6. Оцени степень усталости на уроках сегодня: а) на математике; б) на физкультуре; в) на истории; г) на химии; д) на физике.
  7. Были ли физические паузы на ваших уроках?

Микроисследование № 2.

Анкета 2. Для родителей

Цель: изучить мнение родителей о влиянии школьного режима дня на здоровье ребенка.

  1. Как часто более ваш ребенок:
    а) каждый месяц; б) раз в год и реже; в) раз в четверть.
  2. Оцените значимость (важность) физической зарядки для здоровья вашего ребенка.
  3. Оцените выполнение физзарядки вашим ребенком.
  4. Оцените соблюдение им режима дня в школе.
  5. Оцените выполнение режима вашим ребенком дома.
  6. Оцените влияние уроков физкультуры на здоровье вашего ребенка.
  7. Оцените участие вашего ребенка во внеклассных спортивных занятиях.

Наблюдение врача за состоянием отдельных параметров состояния организма ребенка.
Утро Конец учебного дня
1. Пульс
2. Давление
3. Самочувствие

Примерные темы микроисследований:
- «Причины отсутствия учащихся в день ДРК»;
- «Степень усталости учащихся на различных уроках: средний балл, сумма оценок по предметам и т.д.»;
- «Состояние санитарно-гигиенического режима в помещении школы»;
- «Наблюдение врача за состоянием отдельных параметров состояния организма учащихся».

  1. Афанасьева Т.Л., Елисеева И.А., Немова Н.В. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании. М., 2000.
  2. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. М., 2005.
  3. Ерошин В.И. Школьная экономика. М., 2005.
  4. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность директора школы. М., 2007.
  5. Зверева В.И. Самоаттестация школы. М., 2009.
  6. Конаржевский Ю.И. Внутришкольный менеджмент. М., 2009.
  7. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т.М. Шамовой. М., 2002.
  8. Третьяков П.И. Практика управления современной школой. М., 2005.
  9. Управление развитием инновационных процессов в школе / Под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. М., 2005.
  10. Шамова Т.И., Тюлю Г.М., Литвиненко Э.В. Оценка управленческой деятельности руководителей школы. Вологда, 2005.
  11. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 2004.

1.6. Интернет-ресурсы:


Регулирование и коррекция выступают необходимой функцией управления. Благодаря им поддерживается упорядоченность системы управления ДОУ, устраняются факторы дезорганизации.
Регулирование определяется нами как вид деятельности на основе внесения корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрогнозированном уровне.
Эффективность процесса управления можно повысить в том случае, если каждая функция в системе управленческого цикла начнет взаимодействовать с остальными видами управленческой деятельности. Например, работа по осуществлению экспертизы ДОУ (или внутрисадовского контроля) превращается в функцию лишь в том случае, если данные экспертизы (или контроля) послужат основой для педагогического анализа, а через него и для регулирования и коррекции, которые приведут к усвоению результатов (экспертизы или внутришкольного контроля) управленческим циклом в целом.
Для процесса управления ДОУ в целом характерным является противоречие между статикой и динамикой. Чтобы перевести систему ДОУ в новое качественное состояние, необходимо определенное время сохранять его относительную стабильность.

Нельзя давать возможность внутренним и внешним дезорганизующим воздействиям изменить систему так, чтобы она утратила свои основные системные признаки.
Но в то же время перевод системы ДОУ в новое состояние требует изменения, дальнейшего развития этих признаков в сторону их совершенствования.
Переход системы ДОУ из старого состояния в новое, совершаемый субъектом управления (управляющей системой), осуществляется на основе прогрессивных тенденций, учета современных задач, стоящих перед ним. Примером такого продвижения на основе регулирования деятельности ДОУ будет развитие на базе обычных детских садов различных видов ДОУ с приоритетным направлением деятельности (интеллектуальным, художественно-эстетическим, физическим и др.), создание комплексов «Начальная школа - детский сад», центров развития ребенка, работа дошкольных учреждений по разным программам и технологиям.
В управленческом цикле изначально противоречие между функциями организации и регулирования, функция организации в определенной степени отражает целенаправленное функционирование системы ДОУ в конкретных условиях. Задача функции регулирования и коррекции состоит в том, чтобы поддерживать тот или иной уровень организации системы в данной ситуации. Но как только ситуация изменяется, функция регулирования нарушает стабильность организационной структуры, приводя ее в соответствие с новыми условиями.
Для современного процесса управления ДОУ в определенной степени характерным является противоречие между тем, что субъект управления в состоянии теоретически осмыслить требования к обновлению своей управленческой деятельности и тем, что в большинстве ситуаций он не знает, как этого добиться на практике.
В этом случае - большое поле деятельности для организации регулирования и коррекции.
Личностно-ориентированный подход в этих процессах занимает особую роль. Коррекция невозможна без установления причин, вызывающих отклонения в ожидаемых, проектируемых результатах. Признаками таких отклонений могут быть необоснованно составленные планы и ошибки в них, слабость прогнозов, отсутствие нужной и своевременной информации, ошибки в принятых решениях, плохое исполнение, недостатки в контроле и оценке конечных результатов.
Эффективность организационного регулирования измеряется прежде всего тем, насколько рационально удается с его помощью организовать процессы, подлежащие управлению.

Организационное регулирование в системе образования основывается на принципах социального управления и правовых нормах государства.
Так, организационная структура (управляющей и управляемой подсистем) оптимально регулирует внешние и внутренние стороны управления в системе организации деятельности ДОУ. Такая структура содержит число, виды и назначения органов управления, число ступеней управления и направления подчиненности в управленческой структуре. Она является основой для распределения сфер деятельности (распределения задач).
Распределение сфер деятельности, исходя из целей, включает разделение управления на комплексы специфических подцелей для каждой из подсистем управления на любом уровне, подлежащих выполнению в каждом случае определенным звеном.
Распределение сфер деятельности в системе ДОУ должно дополняться распределением функций, ориентированных на рабочие места с учетом личностно-ориентированного подхода к организации деятельности.
В функциональном плане точно определяются содержание и объем должностных полномочий. Это отражается в документе (приказе), имеющем правовое действие.
В целях повышения эффективности деятельности дошкольного учреждения, совершенствования отношений в условиях его демократизации коллективом разрабатывается устав ДОУ.
Цель работы по рационализации управленческой деятельности - повышение качества управления, более эффективное использование специалистов, вскрытие имеющихся резервов.
Решению вопросов рационализации процессов управления способствуют проводимые в ДОУ дни диагностики, регулирования и коррекции (ДРК). Их задача - оперативная диагностика, выработка мер по регулированию процессов поддержания системы управления ДОУ на заданном уровне или переводу ее на более высокий.

Еще по теме Регулирование и коррекция процессов управления ДОУ:

  1. Методика проведения дней диагностики, регулирования и коррекции (ДРК)
  2. Самоконтроль и оценка результатов эффективности управления ДОУ
  3. Часть III ПРОБЛЕМЫ ЕДИНСТВА ПРЕДМЕТА, МЕТОДА И ПРОЦЕССА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗДЕЛЫ И ГЛАВЫ МОНОГРАФИИ «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРОЦЕСС»
  4. 1. МОДЕРНИЗАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЯ - БЕЛАРУСЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Вопросы, изучаемые на семинаре

1. Понятие технологий контроля и диагностики педагогического процесса.

2. Технологии педагогической диагностики в учебном процессе.

3. Диагностика воспитанности.

4. Понятие регулирования и коррекции образовательного процесса. Саморегулирование и самокоррекция.

5. Тренинг общения.

6. Диалог «педагог – воспитанник» как технология педагогической коррекции.

Ключевые понятия : педагогическая диагностика; контроль; педагогическое регулирование, коррекция.

Теоретическая справка

Осуществление контроля и диагностики обеспечивает выявление и устранение недостатков в работе школы, оперативное реагирование на негативные тенденции в педагогическом процессе, закрепление и развитие успехов, поддержание полезных инициатив педагогов и учащихся.

Контроль и диагностика предполагают сбор и предварительную обработку (систематизацию) информации о состоянии управляемой системы, о происходящих в ней изменениях, о ходе управляемого процесса (Ю. А. Конаржевский, Т. И. Шамова, П. И. Третьяков и др.).

Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях, а, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения, об успешности обучения и неуспеваемости учащихся.

Виды контроля.

1. Предварительный (вводный) контроль направлен на выявление состояния объекта изучения до начала осуществления некоторого отрезка педагогического процесса. Например, предварительный контроль может проводиться для выявления уровня сформированности определѐнных учебных умений до реализации некоторой технологии.

2. Текущий контроль – это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке. Он оперативен, гибок, разнообразен по методам, формам, средствам.

3. Тематический контроль осуществляется после крупных разделов, программы, текущего обучения. В нем учитываются и данные текущего контроля. 24

4. Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.

Все виды контроля взаимосвязаны, только применение всех видов контроля позволяют получать достоверную информацию об образовательном процессе и развитии личности ребѐнка.

Контроль выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функцию, но главная функция – диагностическая.

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, воспитателя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.

Сущность педагогической диагностики – в изучении актуального состояния (качества, характера) разнообразных элементов и параметров педагогической системы с целью оптимального решения педагогических задач.

Объектом педагогической диагностики является учебно-воспитательный процесс и его субъекты (личность, группа).

Этапы диагностической деятельности:

1) постановка диагностической задачи;

2) проведение диагностической процедуры;

3) постановка педагогического диагноза;

4) прогнозирование;

5) сообщение результатов диагностики лицам, нуждающимся в этой информации для повышения эффективности педагогического процесса (самим обследуемым, их педагогам, родителям); объѐм сообщаемой информации необходимо дозировать, а форма сообщения результатов должна быть тактичной, необидной, чтобы не нанести вреда обследуемому ребѐнку;

6) контроль воздействия на ученика (группу) диагностической информации.

Центральным технологическим звеном педагогической диагностики является процедура диагностического изучения личности с последующей постановкой педагогического диагноза .

Диагностическое изучение – процесс исследования, направленный на получение достоверного знания о состоянии (характере, качестве) какого-либо элемента педагогической системы. Если в результате научного исследования получают объективно новое знание об изучаемом объекте, то диагностическое исследование опирается на систему заранее полученных другими науками нормативных описаний изучаемого объекта и выявляет его индивидуальные особенности в пределах нормы и фиксирует отклонение от нормы.

Методы педагогической диагностики : общенаучные (наблюдение), социально-психологические (опрос, беседа, интервью, анкетирование), психодиагностические (личностные опросники, тесты, проектирование методики), педагогические (изучение школьной документации, продуктов труда).

Диагностика учебно-воспитательного процесса существует с момента появления специально организованных педагогических отношений и традиционно описывается в терминах «проверка», «контроль», «контрольная работа», «экзамен», «анализ урока» и имеет выраженную дидактическую ориентацию. Предметом изучения данного раздела педагогической диагностики являются результаты обучения, успеваемость и ее градация, исходные знания учащихся, сами дидактические процедуры.

При осуществлении контроля обученности и диагностики учебных возможностей учащихся Н. А. Сорокина рекомендует ориентироваться на следующие требования:

Индивидуальный характер контрольно-диагностической деятельности;

Систематичность, регулярность еѐ проведения;

Разнообразие форм контроля и диагностики;

Охват контролем всех сторон содержания образования;

Объективность контроля и оценивания;

Дифференцированность, учѐт специфики учебного материала и индивидуальных особенности учащихся;

Единство требований к учащимся.

Диагностика обученности (дидактическое диагностирование) проводится с целью своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью.

Она включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях, а, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения, об успешности обучения и неуспеваемости учащихся.

Контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функцию, но главная функция – диагностическая.

Важнейшими принципами диагностирования являются объективность, систематичность, гласность .

Диагностировать, контролировать, проверять, оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.

1. Предварительное выявление уровня знаний обучаемых.

2. Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы.

3. Повторная проверка. (Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочнению знаний).

4. Периодическая проверка знаний, умений учащихся по целому разделу или теме курса.

5. Итоговая проверка и учет знаний, умений, приобретенных на всех этапах дидактического процесса.

Диагностирование обучаемости направлена на выявление учебных возможностей учеников.

Важнейшими компонентами обучаемости являются:

1) потенциальные возможности обучаемого;

2) фонд действенных знаний;

3) обобщенность мышления;

4) темпы усвоения знаний.