Потери государств от коррупции оценить сложно. Эксперты оценивают их от 15 до 40% ежегодно, это общемировые цифры, основанные на частных случаях и расследованиях. Российские цифры неоднозначны. Администрация президента заявляет о потерях в 1 трлн рублей ежегодно, Генпрокуратура – 20 млрд. Расхождения колоссальны, правды не знает никто.

Запланированные мероприятия по борьбе с коррупцией

С 2010 года в России ведется систематизированная борьба с коррупцией, каждые два года утверждается новый план. И 1 апреля 2016 года В.В. Путин подписал указ «О национальном плане противодействии коррупции на 2016-2017 годы». В нем описан список мероприятий, направленных на снижение потерь бюджета и развитие экономики за счет прозрачности государственных расходов. Пункты плана предусматривают:

  • Внесение изменений в механизмы по предотвращению конфликта интересов в деятельности государственных служащих на уровне правительства РФ и региональных правительств.
  • Усиление активности МВД по предотвращению хищений при реализации важных внутренних и международных проектов. Особое внимание уделить при реализации программы капитального ремонта.
  • Проведение региональных и международных конференций по обсуждению проблемы и поисков выхода.
  • Привлечение граждан к антикоррупционной деятельности путем проведения социальных агитационных мероприятий.

Принятый национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы рассчитан на вовлечение в борьбу всех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной, и дальнейшее расширение участия граждан.

Ситуация с коррупцией. Поиски правды

На бумаге выглядит красиво. А что происходит на самом деле? Кризисные явления в экономике 2015 года привели к недопустимости разрастания расходов и поискам новых точек роста. Тенденция говорит о доминировании компаний федерального масштаба и стагнации небольших и локальных фирм. Не последнюю роль в этом играет коррупционная составляющая. Гиганты типа Газпрома, Роснефти, Сбербанка и прочих решают вопросы за счет административного ресурса, локальные производители и учреждения к властным верхушкам не допущены. Они вынуждены «изыскивать пути» для решения проблем. В результате такой конкуренции лакомые куски рынка достаются монополистам. Заинтересованы ли они в борьбе с коррупцией?

В результате даже во властной верхушке нет единого мнения по поводу коррупции, хотя на словах все голосуют за «чистые руки», но фактически кто-то получает прибыль от преступной деятельности и не хочет рубить сук, на котором сидит.

Администрация президента — главный борец с преступностью

На данный момент идеологом очищения от взяточничества выступает Администрация президента и ее глава Сергей Иванов. Именно он является главой комитета по противодействию коррупции. Сергей Борисович отмечает, что есть успехи, в частности:

  • чиновники при поступлении на службу обязаны сообщать о своем имуществе;
  • некоторым категориям бюрократов запрещено иметь активы за рубежом;
  • введен категорический запрет на занятие чиновниками коммерческой деятельности.

В то же время Иванов признает, что в борьбе с «откатами» успехи более чем скромные. 37 тысяч человек работают на данный момент в подразделениях по борьбе с коррупцией, проводятся сотни тысяч проверок. Однако результаты их работы сложно назвать успешными.

Ярким примером эффективной борьбы с коррупцией являются вооруженные силы. Обострение международной обстановки вынуждает руководство страны обращать пристальное внимание на состояние дел в армии. Так, Главное военное следственное управление Следственного комитета заявляет об увеличении за один год зарегистрированных фактов взяточничества на 60%. Государство может решать проблемы, если их острота угрожает безопасности страны.


Статистика

По оценке фонда «Индем», в 90-е годы потери от коррупции составляли больше, чем затраты на науку, искусство, здравоохранение и культуру, вместе взятые. Так что спорить о вреде взяточничества бессмысленно. Хотя есть некоторые социологи, которые уверяют, что взятка упрощает работу бизнеса. Но это как коза в огороде, съест два огурца, а еще три десятка вытопчет, мздоимец «поможет» развиться одному бизнесу и погубит десять.

За 2015 годы было выявлено 20 тысяч нарушений, общий ущерб составил 15,5 миллиарда рублей. Вернуть государству удалось всего 500 миллионов.

66% населения России считают уровень коррупции в стране «высоким», и только 20% — низким. Это данные 2014 года. В 2013 году эти цифры были еще хуже – 80% и 12%. Такие данные предоставил фонд «Общественное мнение». О чем говорят эти цифры?

С одной стороны, две трети опрошенных уверены, что эта проблема существует. Но динамика свидетельствует о значительных сдвигах. С другой стороны, опрос проводился среди простых граждан, которые в своей жизни сталкиваются с работниками ГИБДД, медиками и педагогами. Да, тут сдвиги заметны. Но это вершина айсберга, значительные капиталы из казны уходят на незаметном для граждан уровне. А эта сфера сейчас закрыта для общественного внимания.

План противодействия коррупции на 2016-2017 годы во многом направлен на борьбу с преступностью на низших эшелонах. Так, в Госдуму внесен законопроект о засекречивании информации о владельцах дорогой недвижимости, самолетов и яхт, что минимизирует возможность гражданского общества контролировать благосостояние толстосумов. Происходит разделение страны по социальному признаку, богатым можно все, а остальным – все остальное. А для того, чтобы происходили изменения на более высоком уровне, требуется системный подход и политическая воля руководства страны.

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев дал поручения по реализации Национального плана противодействия коррупции на 2016–2017 годы, утверждённого Указом Президента №147. Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов и при Правительстве РФ в рамках реализации Нацплана будут принимать активное участие в организации мероприятий по профилактике и предотвращению коррупционных проявлений среди государственных служащих - от антикоррупционного просвещения госслужащих, повышения их персональной ответственности и унификации антикоррупционных стандартов для сотрудников компаний с госучастием до контроля реализации мер по предотвращению конфликта интересов и разработки соответствующих методрекомендаций. Уже к 15 мая министерства и ведомства должны внести изменения в свои ведомственные антикоррупционные планы, направленные на достижение конкретных результатов борьбы с коррупционными правонарушениями. Обеспечить это также поручено Минтруду и министру РФ Михаилу Абызову.

В прошлые годы зачастую качество реализации мероприятий Национального антикоррупционного плана оставляло желать лучшего, также много было замечаний и к ведомственным планам противодействия коррупции - именно их исполнение является главным инструментом выполнения Нацплана. Многие из них были формальными и не учитывали отраслевую специфику. Во избежание повтора подобной практики важно повысить личное участие и персональную ответственность самих руководителей министерств и ведомств за выполнение всех пунктов этого основополагающего документа», - отметил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Национальный план противодействия коррупции на 2016–2017 годы был утверждён Президентом РФ Владимиром Путиным 1 апреля. В документе нашли отражение многие Экспертного совета при Правительстве РФ.

Так, Минтруду и Михаилу Абызову совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ поручено до 1 октября текущего года, а затем и в 2017 году провести повышение квалификации федеральных госслужащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции. Образовательная программа будет состоять из двух уровней: базового и повышенного, обучение должны будут проходить не менее 1000 человек в год. С предложением организовать обязательное обучение руководителей федеральных органов исполнительной власти и госкорпораций антикоррупционной деятельности ранее выступал Экспертный совет при Правительстве. Эксперты, в частности, предлагали введение обязательного обучения подготовке внутриведомственных актов в сфере противодействия коррупции.

Кроме того, Минтруд и Михаил Абызов совместно с Экспертным советом при Правительстве должны будут с участием экспертного и научного сообщества, а также институтов гражданского общества подготовить предложения по совершенствованию этических основ государственной и муниципальной службы. Речь идёт о контроле соблюдения чиновниками запретов и требований, которые установлены антикоррупционным законодательством, в том числе относительно получения подарков.

В рамках исполнения Нацплана будет также рассмотрен вопрос унификации антикоррупционных стандартов для работников госкорпораций, внебюджетных фондов и других организаций, созданных для выполнения государственных задач. Этим займутся Минтруд, Минюст, Минэкономразвития, ФАС и министр Михаил Абызов совместно с Генпрокуратурой. Кроме того, планируется ввести отдельные антикоррупционные стандарты для работников дочерних хозяйственных обществ госкорпораций и распространить антикоррупционные запреты и ограничения на работников структур, осуществляющих закупки по 44-ФЗ.

Большое внимание в Национальном плане противодействия коррупции уделяется мероприятиям по предотвращению конфликта интересов. Включить в документ соответствующие меры ранее предлагал Экспертный совет при Правительстве. Одним из ответственных за эту работу Премьер-министр назначил Михаила Абызова. Так, ему поручено обеспечить рассмотрение вопросов, касающихся предотвращения или урегулирования конфликта интересов госслужащими, на заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти или других совещательных органов при руководстве ФОИВ. Информацию об итогах этой работы необходимо будет предоставить в Минтруд до 1 сентября 2017 года. Уже сейчас по поручению министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова отчёты ведомств о реализации ведомственных антикоррупционных планов должны рассматриваться на заседаниях при ФОИВ.

В рамках работы по урегулированию конфликта интересов ряду ведомств, в том числе Михаилу Абызову, совместно с Генпрокуратурой поручено подготовить методические рекомендации по рассмотрению типовых ситуаций, связанных с таким конфликтом, а также по привлечению к юридической ответственности за отказ урегулировать такой конфликт. Кроме того, будут разработаны методрекомендации по соблюдению антикоррупционных ограничений для лиц, уволившихся с госслужбы, при заключении трудовых и гражданско-правовых договоров. Эту работу Дмитрий Медведев поручил завершить до 15 мая 2017 года, а до 1 августа 2016 года - разработать предложения по расширению мер, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

К реализации Нацплана будет привлекаться не только экспертное, но и бизнес-сообщество. Минэкономразвития и Михаилу Абызову поручено обеспечить эффективное функционирование рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов госвласти. Эта рабочая группа создана при президиуме Совета при Президенте по противодействию коррупции. Особое внимание при этом премьер поручил уделить вопросам реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса.

Структура и основные приоритеты Нацплана учитывают предложения Экспертного совета, в том числе выработанные на основе анализа замечаний и недостатков, допущенных ведомствами при реализации предыдущего Нацплана. Дополнительным рычагом должны стать жёсткие сроки представления отчётов и докладов о проделанной работе, которые прописаны в президентском указе», - считает Михаил Абызов.

В части введения персональной ответственности для чиновников в рамках Нацплана Правительству поручено до 15 августа 2016 года внести предложения по совершенствованию мер дисциплинарной ответственности в отношении лиц, замещающих государственные должности. Экспертный совет выступал за введение персональной ответственности для руководителей ФОИВ и региональных госорганов за неисполнение положений ведомственных планов противодействия коррупции, а также Национального плана противодействия коррупции.

Национальный план предусматривает также проведение Правительством социологических исследований для оценки уровня коррупции в субъектах РФ и организацию научных междисциплинарных исследований законодательства о противодействии коррупции. Разработать методологию проведения исследований эффективности реализации законодательства о противодействии коррупции ранее предлагал Экспертный совет при Правительстве.

План предполагает также создание специализированного информационно-методического ресурса по вопросам реализации требований законодательства о противодействии коррупции. Ранее создание такого ресурса было рекомендовано по координации деятельности Открытого правительства.

Предложение Экспертного совета при Правительстве продолжить совершенствование законодательства об антикоррупционной экспертизе также нашло отражение в Нацплане. Так, высшим должностным лицам субъектов РФ поручено издать нормативные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.

Экспертный совет при Правительстве и министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов ранее являлись исполнителями по ряду пунктов предыдущего Национального плана противодействия коррупции на 2014–2015 годы. Так, Экспертный совет при Правительстве РФ реализацию индивидуальных антикоррупционных планов министерств и ведомств. В рамках исполнения поручения по разработке мер по недопущению конфликта интересов сотрудников государственных корпораций Экспертный совет провёл анализ мирового опыта в области декларирования, учёта и разрешения конфликта интересов и приступил к созданию типового стандарта для госкорпораций. Эксперты также проанализировали практику предоставления руководителями госкомпаний сведений о доходах, расходах и имуществе и практику размещения этих сведений на официальных сайтах компаний. Итогом стал ряд конкретных предложений по улучшению ситуации. В рамках исполнения Нацплана экспертами также были выявлены и проанализированы наиболее типичные коррупционные .

Совет экспертов, действующий при правительстве РФ, разработал план противодействия коррупции на 2016–2017 годы. Данная разработка велась по запросу министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова. Проект экспертов касается 12 поручений. Они, согласно мыслям специалистов, обязательно необходимы в Национальном плане. Михаил Абызов одобрил детали разработки и внес в Правительство. Далее последует их рассмотрение в Совете Президента страны при обсуждении вопросов, связанных с противостоянием коррупционным явлениям в стране.

Принципы действия нынешнего Нацплана

Принимаемый Национальный план по борьбе с коррупцией Президент России утверждает на срок 2 года. Действующий антикоррупционный план касался мероприятий в 2014–2015 годах. Глава государства утвердил его 11 апреля 2014 года. Основные задачи этого Национального плана заключались в следующем:

  1. Проведение мероприятий по совершенствованию организации противостояния явлениям коррупции.
  2. Широкое антикоррупционное просвещение населения.
  3. Реализация мер, имеющих отношение к антикоррупционной сфере, которые фигурируют среди законов.

В Плане зафиксировано 27 поручений для Правительства России. Еще 44 поручения относятся к другим организациям, действующим в стране. Одним из исполнителей, к которым адресованы поручения, является Михаил Абызов, занимающий пост министра РФ.

Персональная ответственность за проведение плана на местах

Национальный план противодействия коррупции на 2016–2017 годы отражает те же направления деятельности. Но помимо прежних мер в нем предусматриваются и новые. Разработчики предложили сделать руководителей из федеральных и региональных органов власти персонально ответственными за создание и воплощение планов по противостоянию коррупционным явлениям на местах. Также предусматривается их ответственность за проведение Национального плана.

Согласно настоящему Нацплану, антикоррупционные планы для ведомств создавались ими самими. Ведомства сами должны были вносить необходимые изменения, чтобы повысить результативность планов, а также контролировать проведение планируемых мер. Исполнять данные поручения обязывались:

  1. Минэкономразвития.
  2. Министр Михаил Абызов.
  3. Министерства, подчиненные Правительству вместе с советом Экспертов.

Они ежеквартально контролировали то, насколько эффективно реализуются запланированные мероприятия.

Создание и проведение запланированных антикоррупционных мер исполнительной властью на местах в период 2014–2015 года отличались небольшой результативностью. Поэтому особую важность приобретает усовершенствование планов по борьбе с коррупцией на 2016–2017 годы. У людей возникает все больше интереса к антикоррупционным мероприятиям, из-за чего нынешняя ситуация требует улучшений. Именно эту мысль высказал Михаил Абызов.

По мнению экспертов-разработчиков, большая часть планов, направленных на борьбу с коррупцией, формальны. В них отсутствуют четко сформулированные цели, нет учета своеобразия различных отраслей. Конкретики в планируемых мероприятиях тоже нет, равно как и людей, несущих ответственность за их проведение. Персональная ответственность за антикоррупционные меры улучшит качество и повысит результативность деятельности руководителей.

Согласно заявлению Кирилла Кабанова, руководящего рабочей группой по обеспечению развития антикоррупционной деятельности, до сих пор требования Нацплана многими руководителями исполнительной власти игнорировались. И это несмотря на то, что Нацплан является конкретным документом с точными указаниями. Все указанные направления деятельности требовали отчета, но это не имело результатов. Такое прохладное отношение к борьбе с коррупцией вызвано отсутствием мер, которые применяются за невыполнение распоряжений, и ответственных за реализацию лиц.

Необходимость обучения руководителей

Еще одно пожелание, которое высказали эксперты, касается обязательного обучения ответственных исполнителей и заместителей составлению актов по противодействию коррупционным явлениям на местах. С помощью этого мероприятия удастся преодолеть недочеты в составлении местных планов, которые связаны с недостатком соответствующих знаний. Изучение региональных антикоррупционных планов 2014–2015 годов показало, что большая их часть не отвечает Нацплану и его целям.


Противодействие коррупции на 2016–2017 годы подразумевает преодоление формального отношения руководителей местных ведомств по отношению к планируемой деятельности. Для этого эксперты-разработчики предлагают приравнять невыполнение Национального плана к невыполнению антикоррупционных законов. Кроме этого, специалисты предлагают проводить постоянную проверку реализации мероприятий. Выполнять эту проверку станет Управление Президента России, работающее в сфере борьбы с коррупцией. Делать это Управление может с помощью Экспертного совета.

По мнению Кирилла Кабанова, к этому процессу следует присоединять новый круг лиц. Контроль над выполнением Нацплана осуществит Генеральная прокуратура.

Предложения, касающиеся конфликта интересов

Дальнейшая работа по формированию и развитию возможностей, которые позволят избежать конфликта интересов, продолжится. Расширятся меры ответственности. По словам экспертов, следует разработать предложение о санкциях, которым будут подвергнуты должностные лица, ненадлежащим образом использующие служебное положение при конфликте интересов. Еще одной разработкой в этой области станет предложение о санкциях для руководителей ведомств, чьи подчиненные не исполняют правила для регуляции конфликтного взаимодействия. Эксперты предполагают, что это поможет определить случаи неправомерных поступков руководителей, нечестно использующих власть в собственных целях.

В юридическую систему добавят понятия «общий финансовый интерес» и «фактический получатель выгоды». Предполагается определить значение этих понятий и поместить в действующие законы необходимые изменения. Создавать и предоставлять в открытый доступ список людей, которые имеют «общий финансовый интерес», следует так же, как составляется и демонстрируется декларация доходов и информация о собственности.

В круг лиц из конфликтной зоны попадают ближайшие родственники должностной персоны. Но заинтересованными в его положении и полномочиях могут быть не только они. Нужно составить полный список таких людей, что упростит поиск. Так говорят эксперты-разработчики плана.

Новые законы для борьбы с коррупцией в рамках плана противодействия в 2017 году

В план противодействия коррупции в 2016–2017 годах включат новшества в законах уголовного и административного типа. Преступления и нарушения закона коррупционного характера обособят в отдельный класс. Продолжатся разработки, ориентированные на улучшение действующих законов. Эти разработки затронут антикоррупционную экспертизу, процесс формирования и контроль над расходом средств из бюджета, предназначенных для реализации мер по борьбе с коррупцией в органах местной власти.

Члены совета экспертов считают, что план нуждается в еще одном поручении. Оно предусматривает разработку методов, с помощью которых удастся оценить, насколько действенны антикоррупционные законы. Другие методы должны исследовать стандарты антикоррупционной политики 2016-2017 года и правила руководства в негосударственных областях.

Нацплан планирует дальнейший анализ возможных рисков возникновения явлений коррупции, чтобы обнаружить распространенные коррупционные практики и благоприятствующие им правовые нормы и процедуры.