Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности водорослей, как наиболее просто организованных представителей растительного мира;
  2. Объяснить способы размножения водорослей;
  3. Показать значение водорослей в природе и жизни человека.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование:

Таблица “Водоросли”, презентация темы (мультимедийное сопровождение) “Водоросли”, индивидуальные карточки, рисунки водорослей, рецепт салата из водорослей.

Ход урока

1. Организационный момент:

Приветствие учащихся – 1 минута, (слайд 1, 2) Приложение 1

Подготовка к опросу – 3 минуты.

2. Проверка домашнего задания:

  • Работа по индивидуальным карточкам (4 человека)
    – размеры растений – рис.30 (Приложение 3 , Приложение 4 )
    – разнообразие растений – рис 31, 32, 33 (Приложение 2 )
    – работа с классом мини– футбол (слайд 3, 4, 5)
  • Фронтальный опрос. Разминка “Термины” (1–4 человека)
    – ботаника – это…..
    – низшие растения – это…..
    – высшие растения – это…
    – таллом, или слоевище – это…
  • Индивидуальная работа с учащимся (слайд 6) . Работа у доски. Выстраивание классификации царства растений

3. Активизация знаний учащихся

Индивидуальный опрос 5 учащихся. Вопросы в конце параграфа.

– Что изучает ботаника?

– Почему растения выделили в самостоятельное царство?

– Какое значение имеют растения в природе?

– Какое значение имеют растения в жизни человека?

– Почему нужно охранять растения?

Оценивание ответов учащихся

4. Изучение нового материала (25 мин)

9Запись в тетради темы урока). Рассказ учителя (слайд 7).

Водоросли самые древние животные на Земле. Они в основном живут в воде, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других местах с повышенной влажностью.

Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения. Водоросли относятся к низшим растениям. Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Водоросли размножаются простым делением клеток или спорами.

Водоросли произошли от различных предков.

1) Одноклеточные водоросли

(Работа с учебником стр. 58–67 по 1–2 вариантам).

Обитание или распространение (слайд 8)

Зеленые водоросли обитают в соленой и пресной воде, на суше, на поверхности растений, камней или зданий, в сырых, затененных местах. Вы, очевидно, наблюдали летом “цветение” воды в лужах и прудах, а при сильном освещении и в аквариуме (слайд 9) . “Цветущая” вода имеет изумрудный оттенок. Под микроскопом в капле воды видно множество одноклеточных зеленых водорослей, которые и придают ей изумрудный оттенок (слайд 10) .

В “цветении” воды чаще всего встречается одноклеточная водоросль

Хлорелла. *Строение: оболочка, цитоплазма с ядром, а в цитоплазме зеленый хроматофор (слайд 11) .

* Размножение хлореллы (слайд 12) .

* Зеленая одноклеточная водоросль, распространенная в пресных водоемах и на влажных почвах, (слайд 13)

Хламидомонада (с греческого “простейший организм, покрытый одеждой-оболочкой” (слайд 14). Имеет грушевидную форму, движется в воде при помощи 2-х жгутиков.

* Строение (стр. 35 хламидомонада и хлорелла) снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма с ядром, красный “глазок” (светочувствительное тельце красного цвета), крупная вакуоль (заполненная клеточным соком), и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие пигменты находятся в хроматофоре, (слайд 15)

* Размножение, (слайд 16, 17)

В рабочей тетради оформить лабораторную работу № 39, стр. 18.

Динамическая пауза (движение водорослей при течении)

2) Многоклеточные водоросли

Зеленые водоросли обитают в проточных водоемах, прикрепленных к подводным камням и корягам (улотрикс). В стоячих и медленно текущих водах плавают и оседают на дно ярко-зеленые камки. Они похожи на вату и образованны скоплениями нитчатой водоросли спирогиры. Живут в морях и океанах (ульва или морской салат). В пресноводной воде обитают харовые водоросли, имеющие сложное строение (слайд 18, 19).

У многоклеточных представителей зеленых водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. У харовых водорослей имеются ризоиды (с греческого “риза” – корень и “Эйдос” – вид) бесцветные ветвистые нитевидные клетки. С помощью их прикрепляются к грунту.

Бурые водоросли. Морские растения, внешний признак желтовато-бурая окраска слоевищ. Что такое слоевище? Нитевидное, шаровидное, пластинчатое, кустообразное. К грунту прикрепляются ризоидами или основанием слоевища. У некоторых бурых водорослей появляются группы клеток, которые можно назвать тканями (слайд 20).

Ламинария, или морская капуста (север, Ледовитый океан). Цистозейра (Черное море).

Красные водоросли или багрянки – многоклеточные морские растения. Редко встречаются в пресноводных водоемах. Очень немногие одноклеточные. Размеры от нескольких сантиметров до 1 метра в длину. Кроме хлорофилла содержаться красные и синие пигменты. Багрянки разнообразны: нитевидные, цилиндрические, кораллоподобные и т.д. Их можно встретить даже на глубине 100–200 метров (слайд 21).

В каких морях обитают филлофора, порфира и др.?

Почему они разные?

? проблемный вопрос (слайд 22)

А на одном ли уровне живут водоросли? (слайд 23)

5. Беседа с учащимися для проверки усвоенных знаний

Какое значение водорослей для человека?

  1. Питаются рыбы и другие животные.
  2. Химическая промышленность – йод, калийные соли, целлюлоза, спирт и др.
  3. Удобрение и корм скоту.
  4. Агар-агар, использование в хлебопечении, кондитерской, бумажной и текстильной промышленности. Выращивают микроорганизмы.
  5. Для разнообразных блюд, (слайд 24)

Вывод: Наличие водоросли – необходимое условие для нормальной жизни водоема.

(Рецепты салатов из морской капусты), (слайд 25)

6. Закрепление материала

  • Показ рисунков различных видов водорослей. Необходимо назвать вид или род, класс…(Приложение 7 )
  • Индивидуальная работа у доски. Квалификация отдела водоросли, (углубление), (Приложение 5 , Приложение 6 )

7. Оценивание работы учащихся на уроке.

  • За работу на уроке всем ребятам раздать рецепт приготовления салата из водорослей “ Витаминный” (Приложение 8 ).

8. Объяснение домашнего задания.

На дом § 12, упр. 40, 41, 42 в рабочей тетради.

9. Рефлексия предлагается пруд, на который нужно прикрепить разного цвета водоросли по настроению и интересу к уроку. (По Люшеру).

Cлайд 1

Cлайд 2

Водоросли – низшие растения Водоросли – обширная и неоднородная группа низших растений. Водоросли – самые многочисленные и одни из самых важных для планеты фотосинтезирующих организмов. Они встречаются повсюду: в морях и океанах, в пресных водоёмах, на влажной почве и на коре деревьев.

Cлайд 3

Разнообразие водорослей Среди водорослей встречаются одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы. Клетки некоторых водорослей содержат много ядер, другие не содержат межклеточных перегородок. Клеточные оболочки состоят, как правило, из целлюлозы. Клетки (похожие на растительные) могут соединяться торцами, образуя цепочки или нити, иногда ветвистые. Проводящая система и корни отсутствуют; неподвижные формы прикрепляются ко дну разветвлёнными выростами – ризоидами.

Cлайд 4

Размеры водорослей Размеры водорослей изменяются от микроскопических (микрометры) до гигантских (десятки метров).

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Движение водорослей Многие одиночные и колониальные водоросли способны к движению. Некоторые из водорослей для передвижения используют 1 или 2 жгутика. Другие ползают, как амёбы, то сжимая, то растягивая части своего тела. Движение третьих обусловлено токами воды, создаваемыми цитоплазмой.

Cлайд 8

Питание водорослей Водоросли по способу питания являются автотрофами и содержат зелёный пигмент хлорофилл. Пигмент находится в клетке водоросли в специальной органелле ленточной или звёздчатой формы, называемой хроматофором.

Cлайд 9

Цвет водорослей Однако водоросли бывают не только зелёного цвета: среди них можно найти экземпляры бурых, красных, жёлтых и многих других тонов.

Cлайд 10

Размножение водорослей Водоросли не образуют цветков и семян; большинство из них размножаются спорами. Споры и гаметы образуются либо в обычных клетках, либо в специальных органах – гаметангиях (мужские – в антеридиях, женские в оогониях или архегониях); у некоторых из них споры и гаметы обладают жгутиками. Половые процессы самые разнообразные: это изогамия (мужская и женская гаметы одинаковы), анизогамия (обе гаметы подвижны, но различаются по размерам) либо оогамия (женская гамета неподвижна и значительно крупнее, чем мужская).

Cлайд 11

Половое и бесполое размножение водорослей Зигота развивается сразу или после некоторого периода покоя. У примитивных водорослей и споры, и гаметы даёт одна и та же особь; у более высокоразвитых функции полового и бесполого размножения выполняют разные особи – спорофиты и гаметофиты. Последние могут прорастать одновременно и в одинаковых условиях, в разных местах либо в разные сезоны. У высших водорослей происходит чередование поколений; при этом либо гаметофит прорастает на спорофите, либо наоборот. Помимо этого распространено бесполое размножение – делением надвое (одноклеточные водоросли), либо вегетативно – частями слоевища или почками.

Cлайд 12

Места обитания водорослей Водоросли – преимущественно водные существа, обитающие как в морской, так и в пресной воде. Мелкие свободноплавающие водоросли входят в состав планктона; другие прикрепляются ко дну, иногда образуя целые заросли. Большинство из них обитает на глубине до 40 м; при хорошей прозрачности воды их можно встретить и на глубине до 200 м. В стоячих водоёмах, хорошо прогреваемых солнцем, наблюдается цветение воды. Водоросли живут в почве, на деревьях и скалах. Некоторые зелёные водоросли симбиотируют с грибами, образуя лишайники.

Cлайд 13

Применение водорослей Водоросли – главный источник органики на Земле (более 80 % от общей биомассы, создающейся в год); с них начинаются практически все водные экологические цепи. Они выделяют в атмосферу более половины всего количества кислорода, освобождаемого растениями в год. Водоросли – основная пища для многих морских животных; некоторые употребляются в пищу человеком. В прибрежных районах водоросли идут на удобрения и корм скоту.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Водоросли

познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями; - познакомить со средой обитания водорослей; - раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей; - дать представление о способах размножения водорослей; - продолжить формировать знания учащихся о высших и низших растениях.

Актуализация знаний На какие подцарства делится царство растений? По каким признакам? Где обитают растения? Каково значение растений в природе? Как человек использует растения?

Зеленые водоросли

Бурые водоросли 1 - макроцистис грушевидный; 2 - нереоцистис Лютке; 3 - дурвиллея антарктическая; 4 - талассиофиллум решетчатый; 5 - агарум продырявленный

Красные водоросли

Среда обитания водорослей Водоросли живут и в пресных и в соленых водоемах, могут жить в стоячей и в проточной воде, а так же они обитают на влажной почве, коре деревьев, в аквариуме, на поверхности почвы в горшке с комнатными цветами.

Хламидомонада

Останавливается. Теряет жгутики (1). Её содержимое делится на 4 части (2). Каждая часть образует жгутики и собственную оболочку (2). Образовалось 4 клетки-споры или зооспоры, выполняющие функцию расселения. Оболочка материнской клетки разрывается, и маленькие хламидомонады выплывают в воду (3). Поплавав в воде некоторое время, клетки дорастают до размеров материнской (4) и вновь приступают к бесполому размножению (1-4). При благоприятных условиях

В материнской клетке образуются двужгутиковые гаметы (1, 2). Выходят из оболочки материнской клетки (3). Сливаются попарно с другими особями (4, 5). Образуется зигота, покрытая плотной оболочкой и зимует (6). Весной благоприятные условия дают возможность зиготе делиться. В результате чего образуются 4 хламидомонады (7). Молодые хламидомонады питаются, растут до материнских размеров (1, 8). При неблагоприятных условиях (осенью) http://biouroki.ru/content/page/711/polovoe.png

Спирогира Нитчатые водоросли до 8-10 см. Скопления нитей спирогиры образуют тину. Нити неветвящиеся, образованные одним рядом цилиндрических клеток.

Роль водорослей в природе В процессе фотосинтеза выделяют кислород, необходимый им для дыхания. Пища для многих морских животных. Приют для рыб и многих других животных. Обогащение воды кислородом в процессе фотосинтеза. Некоторые виды участвуют в почвообразовании, когда попадают на бесплодные субстраты. Некоторые виды входят в состав комплексных организмов (лишайники).

Роль водорослей в жизни и деятельности человека Являются продуктами питания для человека. Используются в качестве добавки к корму для скота. Изготовление удобрений. Использование в химической промышленности (йод, спирт, уксусная кислота). Биологическая очистка сточных вод. Получение лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище.

Вред, наносимый водорослями: Чрезмерное размножение в оросительных каналах затрудняет подачу воды. Чрезмерное размножение в рыборазводных прудах затрудняет сезонный вылов рыбы. Чрезмерное размножение водорослей в судоходных местах приводит к затруднению судоходства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель урока: Вспомнить и закрепить с учащимися размножение водорослей, их строение; закрепить понятие о фотосинтезе, о космической роли зеленых растений на планете; повторить основные биологическ...

Строение и жизнедеятельность зеленых водорослей.

изучение темы проходит не принужденно, ребята выполняют творческие задани и решают поставленные перед ними задачи...

Урок по биологии "Водоросли", 6 класс

Урок изучения нового материала. Цели урока: познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями; -познакомить со средой обитания водорослей; -раскрыть особенности строения тела однокл...

Водоросли

Одноклеточные

и многоклеточные водоросли


Водоросли - низшие растения. Общая характеристика.

По современной системе растительный мир разделен

на два подцарства: низшие и высшие растения .

К низшим растениям, которые возникли около 2 млрд лет назад, относятся наиболее просто устроенные представители растительного мира.

Характерной особенностью этой группы организмов является то, что:

  • их тело не расчленено на вегетативные органы (корень, стебель, лист) и представлено талломом, или слоевищем,
  • у них отсутствуют ткани,
  • органы полового и бесполого размножения, как правило, одноклеточные.

  • Основная масса их обитает в морях, океанах, реках, ручьях, болотах – везде, где есть вода.
  • Однако многие виды встречаются и на поверхности почвы, на скалах, в снегу, горячих источниках, соленых водоемов, где концентрация соли достигает 300 граммов на литр воды, и даже… в волосах ленивцев, обитающих во влажных лесах Южной Америки, и внутри волос белых медведей, живущих в зоопарках.
  • У белых медведей волосы внутри полые, и там поселяются хлореллы вульгарис. При массовом развитии водоросли «окрашивают» животных в зеленый цвет.
  • Однако жизнь всех этих растений связана с водой, они могут легко переносить пересыхание, промерзание, но стоит появиться достаточному количеству влаги, как поверхность предметов покрывается зеленым налетом.
  • Наземные , или, как их еще называют, воздушные водоросли, можно встретить на стволах деревьев, скалах, крышах домов, заборах. Эти водоросли обитают везде, где есть хоть малейшее постоянное увлажнение дождем, туманом, брызгами водопадов, росой. В засушливые периоды водоросли высыхают настолько, что легко крошатся. Произрастая на открытых участках, они днем сильно прогреваются на солнце, ночью охлаждаются, а зимой промерзают.
  • На ледниках, снежниках, льдах нередко поселяются холодолюбивые водоросли. В этих условиях они размножаются иногда настолько интенсивно, что окрашивают поверхность льда и снега в самые разнообразные цвета - красный, малиновый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый, бурый и даже… черный - в зависимости от преобладания тех или иных холодолюбивых водорослей.
  • Водоросли развиваются и в озерах, где соленость настолько велика, что соль выпадает из насыщенного раствора. Очень высокую соленость переносят лишь немногие водоросли.
  • Значительная часть водорослей обитает в почве . Наибольшее их число встречается на поверхности почвы и в самом верхнем ее слое, куда проникает солнечный свет. Здесь они живут за счет фотосинтеза. С глубиной их численность и видовое разнообразие резко снижаются. Наибольшая глубина, на которой были обнаружены жизнеспособные водоросли, 2 метра. Ученые считают, что туда их заносит вода или почвенные животные. В таких неблагоприятных условиях водоросли способны переходить на питание растворенными органическими веществами.

Особенности строения клетки одноклеточных водорослей

  • Клеточная оболочка, состоящая из целлюлозы и пектиновых веществ.
  • Цитоплазма у большинства водорослей расположена тонким слоем вдоль клеточной стенки и окружает большую центральную вакуоль.
  • В клетках водорослей особенно заметны хроматофоры (хлоропласты), которые в отличие от хлоропластов высших растений более разнообразны по форме, размерам, числу, строению, местоположению и набору пигментов. Они могут быть чашевидными, лентовидными, пластинчатыми, звездчатыми, дисковидными и др.
  • Веществами запаса у водорослей служат крахмал, масло, гликоген, волютин, водорастворимый полисахарид ламинарии и др.










Улотрикс

Улотрикс -нитчатая водоросль. Он живет в ручьях, реках, в прибрежной части озер, прикрепляясь ко дну или к подводным предметам. Размножается он как бесполым (образует споры со жгутиками), так и половым путем (сливаются две одинаковые по форме гаметы).


Слоевище спирогиры состоит из неразветвленной нити. Она вместе с другими нитчатыми водорослями образует большие скопления на дне прудов, озер, заводей - тину. Название спирогиры происходит от формы ее хлоропластов. Они имеют вид спирально закрученных лент. В клетках этой водоросли в цитоплазме содержится один или несколько хлоропластов и крупное ядро.


Ульва имеет пластинчатую структуру. У основания слоевища расположена крупная клетка, которая образует выросты, служащие для прикрепления. Ульва - морская водоросль, она встречается и в Черном море. Население многих приморских стран называет ее «морским салатом» и употребляет в пищу.


род крупных водорослей из семейства ламинариевых. Тело состоит из двух частей: нижней - ствола или черешка и верхней - листообразной пластины, цельной или глубоко рассеченной, часто неправильно морщинистой.

Некоторые виды съедобны.


Какую роль водоросли играют в природе и жизни человека?

  • Удобрения
  • Корм для скота
  • В химической промышленности
  • Биологическая очистка сточных вод
  • Получение лекарственных препаратов
  • Обогащение воды кислородом
  • Пища для водных животных
  • Приют для многих организмов





Негативное влияние водорослей

  • «Цветение» воды
  • Обрастание водорослями водного транспорта ниже ватерлинии

Водоросли – обширная и неоднородная группа

низших растений.

Водоросли – самые многочисленные и одни из

самых важных для планеты фотосинтезирующих организмов.

Они встречаются повсюду: в морях и океанах, в пресных водоёмах, на влажной почве и на коре

деревьев.

Разнообразие водорослей

Среди водорослей встречаются одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы. Клетки некоторых водорослей содержат много ядер, другие не содержат межклеточных перегородок. Клеточные оболочки состоят, как правило, из целлюлозы. Клетки (похожие на растительные) могут соединяться торцами, образуя цепочки или нити, иногда ветвистые. Проводящая система и корни отсутствуют; неподвижные формы прикрепляются ко дну разветвлёнными выростами – ризоидами .

Размеры водорослей

водорослей изменяются от микроскопическ их (микрометры) до гигантских (десятки метров).

Строение одноклеточных водорослей

Строение многоклеточных водорослей

Движение водорослей

Многие одиночные и колониальные водоросли

способны к движению. Некоторые из водорослей

для передвижения используют 1 или 2 жгутика. Другие ползают, как амёбы , то сжимая, то

растягивая части своего тела. Движение третьих

обусловлено токами воды, создаваемыми цитоплазмой.

Питание водорослей

Водоросли по способу питания являются автотрофами и содержат зелёный пигмент хлорофилл .

Пигмент находится в клетке водоросли в специальной органелле ленточной или звёздчатой формы, называемой

хроматофором.

Цвет водорослей

Однако водоросли бывают не только зелёного цвета: среди них можно найти экземпляры бурых, красных, жёлтых и многих других тонов.

Размножение водорослей

Водоросли не образуют цветков и семян; большинство из них размножаются спорами.

Споры и гаметы образуются либо в обычных клетках, либо в специальных органах – гаметангиях (мужские – в антеридиях , женские в оогониях или архегониях ); у некоторых из них споры и гаметы обладают жгутиками.

Половые процессы самые разнообразные: это изогамия (мужская и женская гаметы одинаковы), анизогамия (обе гаметы подвижны, но различаются по размерам) либо оогамия (женская гамета неподвижна и значительно крупнее, чем мужская).

Половое и бесполое

размножение водорослей

Зигота развивается сразу или после некоторого периода

У примитивных водорослей и споры, и гаметы даёт одна и

та же особь; у более высокоразвитых функции полового и

бесполого размножения выполняют разные особи –

спорофиты и гаметофиты.

Последние могут прорастать одновременно и в одинаковых

условиях, в разных местах либо в разные сезоны.

У высших водорослей происходит чередование поколений;

при этом либо гаметофит прорастает на спорофите, либо

наоборот.

Помимо этого распространено бесполое размножение –

делением надвое (одноклеточные водоросли), либо

вегетативно – частями слоевища или почками.