Другой разновидностью феодальной собственности на землю было вотчинное землевладение

В Уложении 1649 г. вотчинам, как и поместьям, отведена самостоятельная, XVII глава. Но и в данном случае правовые нормы, относящиеся к вотчинам, не исчерпываются только XVII главой и в той или иной мере представлены в ряде других глав Уложения

Итак, в 15 главах 159 статей имеют отношение к вотчинам. Число статей, которые относятся к поместьям, незначительно преобладает (175:159). При дальнейшей корректировке этих цифр можно отметить, во-первых, что около 100 статей, т. е. более половипы каждого из указанных чисел, содержат нормы, общие для поместий и вотчпн; во-вторых, в Уложении нетрудно насчитать еще несколько десятков * статей, в которых объектом правовой защиты служат те или иные хозяйственные комплексы-нивы, лесные угодья, тони, бортп и т. п.,- в равной Луместьям" и птоге получаем, что число статей, ибщих для обоих видов землевладения, значительно превосходит число специфичных для каждого из них.

В этом факте находят отражение два обстоятельства: то, что развивающееся поземельное феодальное право брало под защиту собственность на землю в целом, и то, что ко времени Уложения значительно продвинулся процесс слияния поместий и вотчин. Одним из важных исходных моментов этого процесса было установление в середине XVI в. обязательности военной службы с вотчин. Тем не менее вплоть до Уложения 1649 г. основным предметом правотворчества законодателя было поместье, а не вотчина. Например, из 14 статей Уложения о вотчинах и поместьях 1636 г. только 4 относятся к вотчинам.

Сравнение этих данных с теми, что приведены выше относительно Уложения 1649 г., показывает, в какой мере выравнивалось и сливалось законодательство о поместьях и вотчинах. В сфере самого землевладения имел место процесс постепенного вытеснения поместья вотчиной. Исследователи К. А. Неволин, Ю. В. Готье, Е. Д. Сташевский, Н. Огановский, А. А. Преображенский и другие показали неуклонный рост в XVII в. вотчинного землевладения и соответственно сокращение землевладения поместного. Применительно к разным уездам за различные годы указанными авторами установлено примерно одно и то же соотношение площадей поместий и вотчин-в первой половине XVII в. 6:4, во второй 4: б. Таким образом, особенности развития поземельного законодательства отражали объективные процессы, происходившие в сфере землевладения.

В отличие от поместья, которое при всей своей эволюции в направлении слияния с вотчиной оставалось на каяодом этапе своего развития единым и однородным, вотчина уже в XVI в. распадалась на отдельные разновидности, владельцы которых и их наследшши обладали различным объемом прав.

Уложение 1649 г. знает три основных вида вотчин: родовые, выслуженные и купленные . Встречается и смешанный тип. К родовым вотчинам относились вотчипы, передававшиеся из рода в род (отчина, дедина, прадедина). По происхождению они делились на исконные родовые, купленные у родичей п купленные у чужеземцев.

Выслуженная вотчина была вознаграждением за службу, введенным в практику со второй половины XVI в. Вознаграждением могло быть и поместье, но вотчина была более высоким служебным отличием землевладельца.

Наконец, купленные вотчины также различались по происхождению: 1) вотчины, купленные у других землевладельцев, 2) купленные у казны из порозжих земель, 3) купленные из поместий, в том числе из собственных по государеву указу, 4) вотчины, полученные чужеродцами по духовному завещанию.


Развитие вотчинного землевладения в XI-XII в.в.

Если до конца X в. феодальные отношения существовали еще вперемежку со значительными остатками общинно-родового строя, то в XI - XII вв. они одерживают полную победу на всей территории древнерусского государства. В этот период происходит быстрый рост княжеского, боярского и монастырского землевладения. Киевские князья, считавшие ранее важнейшим средством обогащения военную Дружину, теперь интенсивно осваивают земли, и в летописи то и дело можно прочесть о княжьих, боярских и монастырских селах. Княжеские дружинники также не довольствовались уже прежним источником их материального обеспечения - военной добычей и данями. Эксплуатация земли и сидящего на ней сельского населения обещала им гораздо большее вознаграждение, чем рискованные военные походы. Поэтому дружинники охотно оседают на земли, передаваемые им князьями, и развертывают на них свое вотчинное хозяйство. Происходит превращение дружинника-воина в боярина-землевладельца.
Параллельно образованию боярского землевладения за счет оседавшей на землю дружины шел процесс роста местного, «земского» боярства, выраставшего из местной знати на базе разложения соседской общины.
С конца X в. на Руси появился новый феодал - церковь, которая уже в XI в. становится крупным земельным собственником.
Рост княжеского, боярского и монастырского землевладения сопровождался безжалостным расхищением общинных земель и превращением вчера еще свободных общинников-смердов в феодально-зависимых людей. Другим путем обращения общинников-смердов в зависимый люд была кабала. В жизни древнерусской общины было немало случаев, когда отдельные общинники в силу тех или иных причин разорялись, выходили из общины, превращались в изгоев и неизбежно становились жертвой кабалы феодалов. Получив от феодала ту или иную материальную помощь, такой разорившийся общинник навсегда становился феодально-зависимым человеком.
В XI-XII веках наблюдается рост княжеского и боярского вотчинного хозяйства. Вотчина - это наследственная частная земельная собственность княжеско-боярского сословия Руси. Вотчинные земли заселены крестьянскими общинами, обязанными различными повинностями в пользу собственников земли. При этом большинство крестьян - смердов - остается лично свободными. Формы мобилизации земель в руках князей и бояр отличаются многообразием: от простых захватов в ходе войн и насильственного отторжения земли у "провинившихся" общинников до присвоения "выморочных" земель свободных смердов. Например, "Русская правда" говорит о том, что если у смерда нет сыновей, то его землю наследует князь. Если у смерда есть дочери, они наследуют лишь часть земельного наследства, остальное все равно переходит к князю. Если же дочь - замужняя женщина, то она не получает ничего. Личная воля завещателя в XI веке ничего не значит. Князь пока рассматривается как всеобщий "отец", а все княжество как единый большой семейный союз, где отец - верховный собственник всей недвижимости. Другой формой приобретения земли становится добровольная отдача земли князю или боярину в обмен на защиту от притязаний других претендентов. Таким образом и возникала российская форма вассалитета. В любом случае крестьяне попадали в различные формы зависимости от землевладельца и обязаны были рентными платежами, преимущественно натуральными: собственным трудом или продуктами, частью своего урожая.
Быстро росла и земельная собственность православной церкви преимущественно за счет пожалований князей, бояр, дружинников и даже крестьян, в том числе и на "помин души". Этот процесс начался со второй половины XI века и продолжался практически в течение всего периода раздробленности.
К середине XII века князья не вполне строго, но различают "волости", в которых они выступают в качестве главы правящей феодальной иерархии земельных собственников, и земли собственные, "отчины", в которых они становятся непосредственными Землевладельцами. Этот перелом произошел при правлении суздальского князя Всеволода Большое Гнездо (1176- 1212), фактического верховного правителя Руси. До него княжества считались общим достоянием княжеского рода, а их непосредственные правители - временными владельцами по очереди. Всеволод изменил регламент владения: теперь княжество передавалось от отца к сыну как наследственное владение по личному распоряжению владельца. Это был переворот. Если раньше княжеские владения назывались волостями или наделками, что означало временное владение, то теперь - вотчинами и уделами, то есть постоянным и наследственным владением. Таким образом ликвидировалось последнее наследие родового строя - собственность княжеского рода. Теперь удел стал рассматриваться как собственность самого князя, а не его рода.

Возникновение поместного землевладения в XV-XVI в.в.
К концу XIV столетия в России сложились две формы земельной собственности:
1. Вотчина (европейский аналог - аллод). Земля находится в полной безусловной собственности владельца. Источник возникновения: заимка, сохранившаяся с древнейших времен; пожалование от князя; купля и мена; давность владения (не менее 15 лет). Основной субъект - боярин, князь.
2. Поместье (европейский аналог - бенефиции). Земля передается вышестоящим по иерархической лестнице феодалом в условное владение нижестоящему за службу без права отчуждения. Имущественные права ограничены. Основной субъект - помещик, дворянин.
Владелец вотчины, как показывает сам термин, мог передавать ее по наследству (от отца к сыну и т.д.), продавать и закладывать. На вотчинном праве имели земли князья, в период феодальной раздробленности бывшие главами самостоятольных политических образований, а ныне сохранявшие лишь титул как обозначение родового звания, княжата и бояре, составляющие высшую прослойку феодального общества и вместе с князьями и княжатами занимавшие ведущее место в управлении страной. Все они в качестве вассалов великого князя обязаны были вместе с ним участвовать в походах во главе своих отрядов, состоявших из дворян и "служилых людей по прибору".
Поместья предоставлялись в пожизненное владение за военную службу дворянам, составляющим так называемый двор князя или знатного боярина. Держатель поместья (помещик) не мог передавать его по наследству, продавать или закладывать. В качестве первых получателей поместий от великого князя выступали дворяне и средняя прослойка феодалов, так называемые дети боярские. Эта форма землевладения была сравнительно новой. Она широко использовалась при присоединении новых земель (Новгородской, Тверской, Псковской и Рязанской). Кроме того, помещичье землевладение занимало значительное место в центре страны, в Московском, Ярославском, Звенигородском уездах, где оно соседствовало с вотчинным и монастырским.
Рост военно-служилого войска в период объединения страны поставил задачу материального обеспечения дворянства. В условиях слабости товарно-денежных отношений средством этого обеспечения могла быть в первую очередь земля. Правительство внимательно следило, чтобы "земля из службы не выходила", т.е. дворяне владели этой землей до тех пор, пока они сами или их дети несли военную службу. Обычно поместье наследовали сыновья или близкие родственники. За исправную службу "оклад" (размер поместья) повышался, а за неисправную поместье могло быть "описано" на государя.
Поместное землевладение оказало значительное влияние на старинные формы земельной собственности, вотчинное (наследственное) землевладение также все более связывалось с военной службой. С течением времени помещики и мелкие вотчинники становились основной опорой складывающегося самодержавия.
Стимулируя развитие поместной системы, правительство в то же время старалось подчинить своему контролю владения удельных князей и бояр. Эту задачу облегчала эволюция вотчинного землевладения. Лишь немногое число князей и бояр сумели приспособиться к новым условиям жизни. Большинство же быстро беднело, они продавали или закладывали свои владения. Крупные вотчины делились на части, дробясь между многочисленными наследниками. Владельцы вотчин, не имевшие наследника, часто отдавали свои земли в монастыри на помин душ.
Монастыри пополняли свои владения как за счет присвоения черных земель, так и за счет отчуждения земель светских феодалов (с помощью вкладов, покупки, мены). По свидетельству иностранного современника Адама Климента, в 1553 г. треть населенных земель в России принадлежала духовенству. Вотчины отдельных монастырей достигали огромных размеров. Так, во владении Кирилло-Белозерского монастыря находилось около 19 тыс. десятин с 23 селами, 3 приселками и 892 деревнями.
Условное землевладение до Петра I не стало абсолютно господствующим, хотя в XV - XVI веках распространилось повсеместно. Массовый прилив в Москву служилых князей и бояр - тому доказательство. В первой половине XV века обычными стали договорные грамоты, по которым "младшие" князья лишались своих владений, если переходили на службу к другим князьям. Во второй половине XV века сложился и обычай срочности пожалований в виде поместий (от 2 до 15 лет). Но появились и наследственные поместья, если сын наследовал должность отца, например, тысяцкого. Характерно, что подобно тому, как крестьянин не имел права покидать своего боярина или дворянина, сам служилый князь, боярин или дворянин не имел права покидать службу вышестоящему князю. Если служилый феодал умирал без наследников, его имущество возвращалось великому князю.
Развитие поместной системы привело к формированию нового слоя феодалов - поместного дворянства, являвшегося той социальной силой, которая поддерживала государственную власть в её борьбе с пережитками феодальной раздробленности. Осуществляя волю помещиков, государство санкционировало усиление крепостнического гнёта и беспощадно расправлялось со всеми попытками социального протеста порабощённого крестьянства.
Развитие поместного землевладения изменило распределение земли внутри господствующего класса. Быстрое расширение площади поместного землевладения требовало наличия значительного земельного фонда. С конца XV в. дворцовых земель, из которых шло наделение дворян землёй, уже не хватало. Вопрос о земле приобретал всё большую остроту, ибо лучшие земли давно были захвачены боярами и монастырями. В этих условиях поместное землевладение неизбежно росло за счёт не только чёрной крестьянской земли, но и землевладения боярского и монастырского. Так в земельном вопросе столкнулись интересы различных групп господствующего класса.

XVI век - это время относительной победы поместной системы. Служилые феодалы предпочитали оброк барщине. Оброк пока оставался натуральным, а не денежным. В 40-х годах в некоторых княжествах (Тверском, например) у помещиков сосредоточивалось пахотной земли больше, чем у вотчинников, в 2,5 раза. Тогда же начался перевод крестьян на денежный оброк, что свидетельствует о некотором развитии товарно-денежных отношений.
Поместная система - важнейший факт российской истории, который произвел переворот как в политическом, так и в хозяйственном устройстве.
Помещичье землевладение изменило характер вотчинного. На вотчинное землевладение был распространен принцип помещичьего землевладения, т.е. оно тоже стало условным владением.
Помещичье землевладение подорвало развитие ремесленных городов и городской промышленности. В центре, на северо-западе - существовало значительное посадское население. На юге - были города служилые. Увлекая на юг людей служилых в деревню, лишали тем самым городскую промышленность и ремесленников сбыта и спроса. Завозили также своих дворовых. У городских ремесленников исчезал целый социальный слой заказчиков.
Поместная система подготовила радикальную перемену в положении крестьян. Заселяя Дикое поле помещики привозили из центральных областей людей, живших в чужом хозяйстве (братья, племянники, захребетники, соседи и подсоседи). Они приходили с пустыми руками, нуждались в ссуде. Захребетник с неоплатной барской ссудой не мог уйти: поблизости крупных поместий не было, чтобы уйти в казаки не имел ни оружия, ни навыка.
Здесь и завязался узел крепостной неволи.

Становление и развитие крепостного права в XVI-XVIII в.в.
После освобождения России от татаро-монгольского ига и становления русской государственности возникла острая необходимость законодательно закрепить людей на земле, что и было сделано русскими государями. Бедное государство, обязанное содержать большое войско, не имея денег вследствие промышленной и торговой неразвитости, раздает военным служилым людям землю. И единственным средством удовлетворения главной потребности страны найдено прикрепление крестьян, чтобы они не уходили с земель бедных помещиков, не переманивались богатыми; чтоб служилый человек имел всегда работника на своей земле, всегда имел средство быть готовым к выступлению в поход. Во главе работающих на земле крестьян ставились землевладельцы-помещики, которые одновременно воплощали в себе несколько обязанностей, т.е. система поместная в XVII веке имела троякое значение: помещики были землевладельцы, администраторы и военные люди.
Прикреплением людей к земле решалась также и важнейшая задача по вовлечению подданных русского государства к труду. В противном случае вольные люди, праздно шатающиеся по необъятным просторам России, легко перерождались, становясь бродягами, разбойниками или ворами. Разбойничьих шаек по Руси было в тот период немало. Они занимались грабежом купцов, устраивали набеги и на мирное население.
Ряд историков считает, что крепостное право было введено Указом 1592г. или 1593г. Однако текст указа не найден. Поэтому, более обоснованно мнение большинства, что крепостное право сложилось в результате последовательного издания серии указов, ограничивших, а затем и отменивших переход крестьян.
В Судебнике 1497 - Иван III ввел Юрьев день - 26 ноября, как время крестьянских переходов и устанавливалась плата за проживание на земле феодала, «пожилое». Судебник 1550 г. Ивана IV подтвердил право перехода крестьян только в Юрьев день и увеличил размеры «пожилого», что еще более затрудняло переход.
В конце XVI в., в 1581 г., были введены «заповедные лета», годы в которые был запрещен переход крестьян даже в Юрьев день (от слова «заповедь» - запрет). Не ясно, вводились ли заповедные годы на территории всей Руси или в отдельных землях, с какой периодичностью.
К середине ХVII в., когда разруха и разорения Смуты были преодолены, Соборное уложение 1649 г. завершило процесс юридического оформления крепостного права. Соборное Уложение по своему содержанию было крепостническим и отражало победу дворянства. В этом документе провозглашалась отмена «урочных лет» и установление бессрочного сыска беглых крестьян и посадских людей. Собственностью феодала становился не только крестьянин со своей семьей, но и его имущество. Ограничения в правах крепостных крестьян, начиная с 1730-х гг., были закреплены в законах. Им запрещалось приобретать недвижимость, открывать фабрики, работать по подряду, обязываться векселями, принимать на себя обязательства без разрешения владельца, записываться в гильдии. Помещикам было разрешено применять телесные наказания и отдавать крестьян в смирительные дома. Усложнился порядок принесения жалоб на помещиков.
Безнаказанность способствовала росту преступлений среди помещиков. Показательный пример дает история помещицы Салтыковой, убившей более 30 своих крепостных крестьян, которую удалось изобличить и приговорить к смертной казни (замененной пожизненным заключением) только после того, как жалоба на нее попала в руки императрицы Екатерины II.
Только после восстания Е. И. Пугачева, в котором крепостные крестьяне приняли активное участие, правительство стало усиливать государственный контроль за их положением и предпринимать ша
и т.д.................

Вотчина – важнейшее явление, существовавшее в средневековой Западной Европе и на Руси. Так назывались земельные угодья вместе с хозяйственными постройками и другим имуществом, а также зависимыми крестьянами. Это слово имеет тот же корень, что и в словах «отец», «отчизна», что указывает нам на то, что вотчина передавалась по наследству, была имуществом семьи.

Вотчина появилась в Древней Руси, когда формировалась власть князей и бояр. Князья раздавали земли членам своих дружин и другим представителям знати. Как правило, это была награда за службу или какие-то выдающиеся заслуги. Существовала и другая категория землевладельцев – высшие церковные иерархи и монастыри.

Вотчина передавалась владельцу и его семье в полное безраздельное владение, без каких бы то ни было условий. Ее можно было передать по наследству, подарить, продать. В своей вотчине владелец был полноправным хозяином. Он не только пользовался результатами деятельности крестьян, то есть обеспечивал свое существование. В пределах владений вотчинник чинил суд, разрешал споры, и т.д.

Вотчина в Древней Руси

Институт наследственного землевладения сыграл огромную роль в становлении средневековых государств, в том числе, и Древней Руси. В те времена земля являлась главным средством производства. Тот, кто владел землей, мог оказывать влияние на все сферы жизни общества. Благодаря деятельности владетельной знати формировалось право, судопроизводство, экономика, церковные и государственные устои.

В период феодальной раздробленности основными владельцами вотчин были бояре и князья. Свободные крестьяне тоже владели землей, но только в форме общинной собственности. Постепенно ситуация в государстве менялась: Русь освободилась от монгольского завоевания, начались процессы сбора земель и централизации власти в руках московских великих князей. В такой сложной обстановке князья были вынуждены ограничивать права и вольности бояр.


На смену старой знати постепенно стали приходить дворяне – люди, которые получали свои привилегии за службу и пользовались ими только до тех пор, пока служили. Именно так появилась новая форма владения землей – поместья.

Вотчина и поместье - в чем разница

Важнейшим отличием поместий от вотчин является их условный и неличный характер. Произошло это так: московским князьям нужно было вести войны, усмирять непокорные районы и охранять свои границы. Образовалась необходимость в большом количестве служилых людей. Чтобы обеспечить служилых и их семьи, им выделяли поместья – землю с крестьянами.

Изначально дворянин владел поместьем только в период своей службы и не мог передавать его по наследству. Поместье оставалось государственной собственностью – оно давалось служилому в пользование и отчуждалось с окончанием службы.

В дальнейшем происходило два параллельных процесса. Великие князья (которые, начиная с Ивана Грозного, стали именоваться русскими царями) все более активно сокращали права бояр. На владения вотчинами накладывали ограничения, а у некоторых неугодных боярских кланов вотчины просто отбирали. Кроме того, бояр заставляли служить в обязательном порядке. Значительная часть служилых людей набиралась из боярских детей, которые отныне не могли пользоваться привилегиями своих отцов, не принося пользы стране.

Одновременно с этим поместья становились наследуемым имуществом. Так власть предержащие стимулировали дворян к преданной службе. По существу к началу 18-го столетия вотчина и поместье стали одним и тем же. Окончательно решил этот вопрос Петр Первый, издавший указ о единонаследии. Все угодья, которые прежде именовались вотчинами или поместьями, с этого момента стали называться именьями.


В истории нашего государства это имело далеко идущие последствия. Сформировался класс помещиков, владевших огромными землями и на правах наследуемой собственности. В дальнейшем дворяне получили «свободу»: их обязанность служить была отменена, а именья вместе с крестьянами остались. Система «земля в обмен на службу Отечеству» утратила силу, что и привело к последующим социальным потрясениям.

29. Поместное и вотчинное землевладение.

Основными видами землевладения были наследственная вотчина и условное поместье.

Вотчина - безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское). Вотчинное землевладение пошло от резолюции Любечского снема 1097 года: "Каждый да держит (в)отчину свою" Вотчины фактически были в свободном гражданском обороте земли.

Вотчины по субъектам делились на дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие, а по способу приобретения - на родовые (для них устанавливался особый порядок приобретения и отчуждения: эти сделки осуществлялись с согласия всего рода), выслуженные и купленные (здесь субъектом собственности выступала семья: муж и жена).

Чаще всего круг правомочий жалованного вотчинника определялся в жалованной грамоте, которая являлась и формальным подтверждением его законных прав на имущество.

С XVв. широко распространяются поместья, т.е. условные (даваемые за государственную службу) землевладения. Сам термин "поместье" впервые употреблен в Судебнике 1497.

Особым образом рассчитывался поместный оклад, определявшийся прежде всего объемом возложенных на помещика государственных обязанностей. Объектом поместного землевладения являлись не только пахотные земли, но и рыбные, охотничьи угодья, городские дворы и т.п.

Первоначально обязательным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с 15-летнего возраста. Поступивший на службу сын помещика "припускался" к пользованию землей, но при отставке отца поместье поступало к нему же на оброк вплоть до его совершеннолетия. С середины XVIв. этот порядок изменился - поместье оставалось в пользовании отставника-помещика до тех пор, пока его сыновья не достигали нужного возраста; вместе с тем, к наследованию поместья стали допускаться и родственники по боковой линии. Женщины не участвовали в наследовании поместий. Они наделялись землей только в форме пенсионных выплат, размеры которых поначалу устанавливались государством произвольно, а с XVIв. - нормировано.

Не следует отождествлять бояр и вотчинников, а также, соответственно, дворян и помещиков. В основной своей массе, действительно, бояре владели вотчинами, а дворяне - поместьями, но уже в XVв. появляются бояре-помещики, в последующем их становится все больше, и, напротив, немало дворян получают вотчины.

В XVI-XVIIвв., в период сословно-представительной монархии, происходит сближение правового режима поместья и вотчины, а в результате этого и правового положения дворянства и боярства, хотя определенные различия все еще сохраняются в Соборном Уложении 1649 (до периода петровских преобразований).

Вопросы феодального землевладения подробно регламентировались главой XVI (о поместьях) и главой XVII (о вотчинах) Соборного Уложения 1649. Так, устанавливалось, что владельцами поместий могли быть и бояре, и дворяне; поместье передавалось сыновьям по наследству в определенном порядке; часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери; разрешалось давать поместье дочери в качестве приданого и обменивать поместье на поместье и на вотчину. Однако помещики не получили права свободной продажи земли (только по специальному царскому приказу), не могли они ее и заложить. Правда, ст.3 главы XVI Соборного Уложения 1649 допускала обмен большего поместья на меньшее и тем самым давала возможность под прикрытием этой сделки продавать поместные владения. На содержание этой и других статей Соборного Уложения 1649 воздействовали "челобитные" дворян, требовавших увеличения прав на поместные земли.

30. Соборное Уложение 1649 года.

Соборное Уложение 1649 было составлен по итогам работы Земского Собора 1648-1649, который был созван в условиях Соляного бунта в Москве 1648. Соборное Уложение 1649 представляет собой свод правовых норм, оно состоит из 25 глав, разделенных на 967 статей.

Источники Соборного Уложения 1649:

1. Судебник 1497 и Судебник 1550.

2. Царские указы, указные книги приказов, думские приговоры.

3. Решения Земского собора.

4. Стоглав 1551, священные книги.

5. Литовское и византийское (греческое) законодательство.

Соборное Уложение 1649 впервые определяет статус главы государства - самодержавного и наследного царя.

31. Уголовное право по Соборному уложению.

Кроме понятия "лихое дело" в значении "преступление", Соборное Уложение 1649 вводит такие понятия как "воровство" (соответственно, преступник назывался "вором"), "вина". Помимо этого, виной, как и сейчас, именовалось определенное отношение преступника к содеянному.

Субъектами преступлений по Соборному Уложению 1649 могли выступать отдельные физические лица и группа лиц; преступники делились на главных и второстепенных (среди физических и интеллектуальных соучастников выделялись пособники, попустители, недоносители, укрыватели).

По субъективной стороне преступления делились на умышленные, неосторожные и случайные, т.е. действовал инквизиционный принцип объективного вменения.

В объективной стороне преступления выделялись смягчающие обстоятельства (состояние опьянения, неконтролируемость (аффективность) преступных действий) и отягчающие обстоятельства (повторность, большой вред, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и др.).

Объектами преступлений могли выступать государство, церковь, семья, личность, имущество, нравственность.

В системе преступлений выделялись следующие уголовно-правовые составы:

1. Преступления против церкви: богохульство, любые оскорбления Бога и пр.

2. Государственные преступления: убийство (или покушение на убийство) царя, любое оскорбление царя, измена, заговор и пр.

3. Преступления против порядка управления.

4. Преступления против благочиния (органов правосудия и правоохранительных органов).

5. Должностные преступления: лихоимство, хищение казенных средств и пр.

6. Преступления против личности: убийство, увечье, оскорбление и пр.

7. Имущественные преступления: кража, разбой, грабеж, мошенничество и пр.

8. Преступления против нравственности.

9. Военные преступления: дезертирство, бегство с поля боя, невыполнение приказа и пр.

Основными целями наказания являлись устрашение и возмездие.

В системе наказаний выделялись следующие виды:

1. Смертная казнь: назначалась примерно по 50% всех уголовно-правовых составов, осуществлялась в формах отсечения головы, четвертования, повешения, закапыванию в землю живьем, заливания горла металлом (в последней форме смертная казнь назначалась фальшивомонетчикам).

2. Членовредительские наказания.

3. Болезненные (телесные) наказания, в частности, торговая казнь - битье кнутами на торжище.

5. Лишение чести и прав.

6. Имущественные санкции (штрафы).

7. Религиозные наказания (например, епитимья).

32. Суд и процесс по Соборному уложению.

Судебный процесс по Соборному Уложению 1649 распадается на две различные формы: "суд" (Глава X, состязательный процесс) и "розыск" ("сыск", инквизиционный процесс).

Суд начинался с подачи челобитной ("вчинения"). Вызов ответчика в суд осуществлялся приставом. Доказательства в суде: свидетельские показания, письменные доказательства, крестное целование, жребий.

Розыск осуществлялся по делам о государственных преступлениях ("государево слово и дело") и только в столице, а также по наиболее серьезным уголовным делам. Основанием для начала процесса являлось заявление потерпевшего (или его родственника) ("явка") или обнаружение факта преступления ("поличное"), а также донос ("язычная молва"). Среди следственных действий можно выделить "обыск" - допрос всех подозреваемых и свидетелей; "повальный обыск" - допрос всех потенциальных свидетелей, т.е. местных жителей; "очную ставку", в которой участвовали доносчик, подсудимый, свидетель. Почти обязательным атрибутом розыска являлась пытка, которая могла быть осуществлена по результатам обыска (Глава XXI).

Боярская вотчина – это средневековая разновидность русского феодального земельного владения с правами полной частной собственности. Достоянием боярина были: земля, строения и инвентарь. Землевладелец также обладал правами на зависимых крестьян.

Термин «вотчина» — как наследная собственность от отца, в X – XII веках имел три разновидности:

  1. Княжеская вотчина, она появилась в X веке, наследовалась по старшинству и не делилась.
  2. Боярская вотчина – впервые упоминается в летописях XI веком.
  3. Монастырская вотчина – возникла почти одновременно с боярской.

Боярин-вотчинник имел обширные права распорядителя своей вотчинной собственности. Он мог:

  • передать вотчину по наследству (отписать монастырю);
  • совершать со своей вотчиной операции обмена;
  • совершать куплю-продажу вотчины.

Взамен он должен был служить князю. В период XIII — XV веков боярская вотчина была доминирующей формой землевладения Руси. Вотчинное хозяйство боярина, зачастую жившего в столице, близ своего князя, представляло собой целый хозяйственный комплекс:

  1. Населенные холопами и зависимыми крестьянами деревни.
  2. Пахотные земли и сенокосные луга.
  3. Рыбные ловли.
  4. Бортные леса.
  5. Сады и огороды.
  6. Охотничьи угодья и др.

Центр вотчины занимал боярский двор с жилыми хоромами и хозяйственными службами (кладовые, амбары, погреба, медуши, поварни, скотные дворы, кузницы, гумно, ток и т.п.). Вокруг центральной усадьбы селились: огнищане, слуги и ремесленники.

Нередко, боярская вотчина состояла из нескольких владений. Они были разбросаны на большом удалении и не имели тесной экономической связи друг с другом. Во времена феодальной раздробленности вотчинники имели право творить суд и, даже выстраивать ленные отношения в своих владениях. Владетельным боярам могли подчиняться несколько дворян (детей боярских). На условиях обязательной службы они получали от господина земельные владения с крестьянами.

Но во второй половине XIV века великокняжеская власть значительно усилилась с началом процесса централизации в Северо-Восточной Руси. Государственно-политические ограничения Ивана III и Ивана IV в первую очередь коснулись княжеских вотчин. Их было запрещено продавать менять, дарить передавать в приданое. Наследовать вотчину могли только сыновья, а если таковых не было, как и завещания, то княжеская вотчина уходила в казну.

Боярские вотчины тоже ущемлялись в правах, но в основном из необходимости побуждения большего интереса к государственной и военной службе собственников. К XV веку происхождение большинства вотчин было обусловлено обязательной службой. Это сделало боярские вотчины основной формой землевладения в то время. Но тогда же государство начало широко вводить поместную систему землевладения, как противоположность боярской вотчине.

До начала XVIII века, процесс ограничения в порядке распоряжения боярскими вотчинами шел одновременно со встречным движением – расширением правовой базы для поместий. Шаг за шагом владельцы боярских вотчин обязывались отправлять служебные обязанности наравне с дворянами-помещиками. Окончательное слияние вотчины и поместья в один вид – «имение», произошло при Петре I.