Цель: создание художественного образа Георгия Победоносца.

Тип: информативно-деятельный.

Вид: творческая деятельность с репродуктивными элементами.

Задачи:

  • Познакомить с высоким духовно – нравственным подвигом Георгия Победоносца.
  • Развить творческие способности обучающихся на базе пройденного материала и сформированных навыков свободного использования выразительных графических средств.
  • Расширить кругозор обучающихся.

Оборудование.

  • Для педагога: компьютер, экран – презентация к занятию.
  • Для обучающихся: Бумага, простой карандаш, гелиевая ручка, фломастеры.

Структура урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Тема нашего урока, впрочем, вы сейчас сами попробуете определить, о ком пойдет речь.
Рассмотрите, пожалуйста, внимательно десятикопеечную монету. Кто изображен на оборотной стороне монеты (Рис. 1)? Где еще вы могли видеть это изображение? (На гербе России.) (Рис. 2)
– Да. Разговор у нас пойдет о Святом Великомученике Георгии Победоносце (Рис. 3)

2. Изложение нового материала

– Что же совершил Георгий Победоносец и почему народ хранит о нем память?
Послушайте историю.
Случилось это, когда в Риме правил император Диоклетиан. Он был врагом христиан, мучил и казнил тех, кто верил во Христа Спасителя и жил по его заветам. В войске императора служил христианин Георгий. Он не мог равнодушно смотреть на страдания людей.
Мужественный воин пришел к правителю сказал: «Зачем ты казнишь тех, кто исповедует истинную веру?».
Император велел заточить Георгия в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Он надеялся, что юноша не вынесет мучений и отречется от Христа. Но когда святого вновь привели к царю, он воскликнул: «Скорее ты устанешь мучить меня, чем Я отрекусь от своей веры!»
На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счёл его мёртвым,но вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились.
Затем его бросили в яму, где была негашеная известь, но и это не повредило святому. Через день ему перебили кости на руках и ногах, но на утро они опять стали целыми. Его заставили бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри.
Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором.
Его избили плетьми так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцелённым.
Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа.
В конце концов, император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году
Чудесам святого великомученика . Чудо Георгия о змие.
После своей кончины Георгий часто являлся людям. Помогал преодолевать беды и несчастья, а воинам побеждать в битвах. Поэтому его стали называть – Георгий Победоносец.
В стране Финикии, среди гор, раскинулось красивое озеро. На берегу его жил страшный, огромный змей. Своим ядом он сеял болезни и губил людей. Жители страны не знали, что делать как спастись, и решили каждый день приносить чудовищу в жертву юношу или девушку, чтобы пощадил он других людей. Дошла очередь и до царской дочери. В глубокой печали она стояла на берегу и ожидала смерти. Вдруг появился святой Георгий на коне с копьем в руке.
– Не бойся, – молвил он, – во имя господа моего Иисуса Христа я спасу тебя от гибели. И, осенив себя крестом, он вонзил в змея копье и умертвил чудовище. Пораженные этим чудом, многие жители города уверовали во Христа.

– Этот сюжет, имеет глубинную христианскую символику. Образ змия-дракона приобретает значение или всех злых сил, образ святого Георгия – это воин-христианин, защитник правой веры и борец со злом, образ царевны – символ церкви христовой.

3. Закрепление

– В чем же тут его победа, почему его называют Георгий Победоносец?
Великомученика Георгия называют Победоносцем за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, особенно воинам.

4. Практическая работа

– Я предлагаю вам сделать рисунки на эту тему.

Примерные варианты композиции.

  • Портрет Георгия Победоносца.
  • Изображения святого Георгия в полный рост.
  • Георгий, сражающийся со змием.
  • Мучения и пытки святого Георгия
  • Чудеса, совершенные Георгием Победоносцем.

Пояснения сопровождаются показом разных икон с изображением Георгия Победоносца.

1 часть практической работы – линейный рисунок

Обратить внимание на композиционный строй картины, выделение главного и второстепенного, равновесия или движения в рисунке, особенности одежды римского воина, изображения признаков святости.

2 часть практической работы – текстурное заполнение поверхностей

На доске висят примерные варианты текстуры (Рис. 4 и 5), но надо вспомнить раннее использованные и придумать новые варианты.

При текстурном заполнении поверхностей обратить внимание на сочетание светлых и темных пятен.

5. Подведение итогов

Делается выставка картин, где в ходе обсуждения отмечаются достоинства каждой картины и в дальнейшем идет отбор самых удачных рисунков, для участия во Всероссийском конкурсе рисунков. «Святые заступники Руси»

ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС

«СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ РУСИ»

Косилова Наталья Александровна

Белгородская область

Борисовский район, с. Грузское

МОУ «Грузсчанская СОШ»,

8 класс


Мирошник Наталья Александровна

Учитель православной культуры МОУ «Грузсчанская СОШ»,

- 2010 -

Весна сорок пятого года – особое, незабываемое время! Моему поколению она напоминает о себе песнями, лучше которых вряд ли когда- нибудь сложат: «Майскими короткими ночами, отгремев, закончились бои», «Едут, едут по Берлину наши казаки», «Одержим победу, к тебе я приеду на горячем боевом коне», «День Победы порохом пропах, это праздник с сединою на висках»…

Начавшись в день всех святых, в Российской земле просиявших, война завершилась нашей победой в день памяти святого Георгия Победоносца: именно шестого мая немцы прекратили сопротивление и началась подготовка к официальному подписанию безоговорочной капитуляции.

Кому из нас неизвестен образ светлого всадника, поражающего копьем дракона, - ведь это герб Москвы, эмблема Российского государства. Но не все знают, когда появился у нас этот национальный символ. Это произошло в XIY веке, когда началось возвышение Москвы и собирание ею вокруг себя русских княжеств, - процесс судьбоносный, создавший в результате раскинувшуюся на одной шестой части суши Великую Россию. Первый шаг в этом направлении сделал преподобный князь Даниил, присоединив к Москве Переславль-Залесский. Еще энергичнее продолжали его дело сыновья святого князя – сначала Юрий Данилович, а после его смерти младший брат Иван Данилович, по прозвищу Калита. Благодаря территориальным приобретениям отца, Юрий получил право на титул Великого князя, который с этого времени удерживался за московскими правителями до тех пор, пока Иван Грозный не стал именоваться Царем. Вот этот-то Великий Князь Юрий и начертал на московском гербе своего небесного покровителя великомученика Георгия.

Каждый народ на протяжении своей истории возвышает в собственном сознании ту или иную мелодию, тот или иной памятник архитектуры, какое-нибудь животное или птицу, растение или реку. Некоторые из них становились официальными символами народа, государства. В богатой такими символами истории России одним из самых почитаемых стал образ святого Георгия. Иконы и памятники прикладного искусства, гербы и награды не только доносят до нашего времени представление об облике святого Георгия, но и являются яркими свидетельствами его популярности. К сожалению, у большинства сегодняшней молодежи представление о святом Георгии очень расплывчатое, почти как о каком-то сказочном герое!

Нет, святой великомученик был обыкновенным, земным человеком. Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии.

Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси. Почему его именуют еще Победоносцем? Не только из-за того, что уже много лет спустя после своей кончины он явился, чтобы избавить свой родной Бейрут от чудовища, пожиравшего людей (чудо святого Георгия о змие учит нас тому, что прежде всего надо бороться с тем злом, с той нечестью, которая внутри нас, в наших душах. Только очищаясь духовно, мы можем помочь ближним).

Более значительную победу он одержал раньше, решительно отказавшись подчиниться требованию императора Диолетиана поклониться языческим идолам. И когда император подвергал его пыткам, непреклонный Георгий сказал: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда его вновь предали жесточайшим пыткам: привязывали к колесу с железными остриями, бросали в ров с негашеной известью, обували в железные сапоги с раскаленными гвоздями, но вера великомученика была непоколебима, и во время истязаний он, призывая имя Господа, совершал чудеса и исцеления. Вообще-то твердых христиан, не пожелавших изменить своей вере и за это казненных, за 260 лет гонений было немало, счет их шел на тысячи, но случай с Георгием Победоносцем был особенный.

Во-первых, он был выдающимся военачальником, покрывшим себя славой в многочисленных сражениях, и любимцем императора, который хотел видеть с его стороны такую же любовь или, по крайней мере, уважение и послушание. Личный момент подогревал эмоции кесаря, буквально бесившегося от бессилия.

Во-вторых, этот святой обладал высоким авторитетом не только в войске, но и в народе, поэтому Диоклетиан справедливо полагал, что его упрямство может стать заразительным примером. Никогда еще со времен Нерона не устраивалось столь громкого публичного процесса, так что дело приобретало принципиальный характер.

В-третьих, тут необходимо учитывать историческую ситуацию. Святой Георгий, так и не уступив императору, был замучен в 303 году, а уже через десять лет Константин Великий издал знаменитый Миланский Эдикт, не только позволивший открыто исповедовать христианство, но фактически сделавший эту религию привилегированной и даже государственной.

Совсем чуть-чуть не дожил великомученик Георгий до торжества света над тьмой, истины над ложью, но своей героической стойкостью, несомненно, приблизил это торжество, почему и стал олицетворением Победы.

Он помог в XIY веке своему тезоименитому князю Юрию Даниловичу, и помог в XX веке тоже тезоименитому маршалу Георгию Жукову. Кто может сказать, сколько раз на протяжении страшного четырехлетнего побоища незримый всадник поражал своим копьем наступающих немцев, когда силы оборонявшихся русских были уже на исходе…

Не за эти ли ратные усилия Господь порадовал святого воина тем, что преподнес в день его праздника окончательную победу?

Святые заступники Руси… Сколько их, молившихся за людей, берущих на себя людские грехи, жертвовавших собой, идущих на плаху ради веры, справедливости. За это и почитаются они нами, людьми. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, Белгородский Святитель Иоасаф, Преподобный Серафим Вырицкий, Святитель Ермоген, Преподобный Серафим Соровский, Святая Ксения Петербургская, Святитель Григорий Богослов, смиренный воин Святой великомученик Георгий Победоносец. Всех не перечесть.
И пусть мужество и твёрдость Победоносца Георгия вдохновят нас в духовном совершенствовании и помогут достичь его в меру своих возможных сил. Ибо сравнивая нашу современную жизнь с жизнью святых угодников Божьих, и в первую очередь Георгия Победоносца, можно видеть, как в нашем поколении ослабла вера и любовь к Господу. Мы сегодня находимся, как мне кажется, в духовном расслаблении. Но образ Георгия Победоносца, его чудеса вдохновляют молодое поколение.

Открылся доступ к мощам. Нескончаемым потоком сюда шли люди разных возрастов: и преклонного, и среднего, и молодые, и много детишек. Наш храм был озарен яркими паникадилами, свечами. Всегда этот святой дом привлекает своей необычайной красотой, а в этот день – особенно. Благодарные жители принесли цветы, прикладывались к святым мощам святого Георгия, к иконам, ставили свечи, обращались за молитвенной помощью в укреплении телесного и духовного здоровья, в р
ешении житейских проблем.


М
не в храме очень понравилось, осталось много незабываемых впечатлений от посещения храма, от встречи со святым Георгием Победоносцем. У него я просила всем членам нашей семьи крепкого здоровья.

Мы, молодое поколение, будем стремиться к тому, чтобы знать свои истоки, свою историю, красоту культуры нашей Белгородской области и передать ее другим, ведь мы являемся истинными носителями народной культуры. Мы живем в святом Белогорье, и должны сделать все, чтобы наша малая родина была сильной и могучей.

Цель : узнать больше о русских святых.

Задачи : - понять, чем эти люди заслужили возведение в сан;

За что помнят и почитают их до сих пор;

Привлечение внимания подрастающего поколения к истории Русской Православной Церкви, ее духовным ценностям и подвижникам.

Воспитывать духовную культуру.

Используемый материал :

Презентация;

Иллюстрации;

Организационный момент: просмотр иллюстраций, знакомство с темой мероприятия.

Ход мероприятия

В: - Здравствуйте ребята. Есть такая пословица: «Не стоит земля без праведника». Праведник – это человек, который живет правильной жизнью, не имеет грехов. Есть такие праведники и на Русской земле. Наши святые заступники – так называют их в народе. Православная церковь свято хранит их память, собирает свидетельства очевидцев, составляет жизнеописания святых подвижников. А ещё их называли святыми. Давайте выясним кто же такие святые.

Святые - мифические или исторические лица, которым в различных религиях (христианстве, исламе) приписываются благочестие, праведность, богоугодность, посредничество между богом и людьми. Почитание святых узаконили поместные соборы 4 века - Гангрский и Лаодикейский. Вероучение о почитании святых развивали церковные писатели 4 века (Ефрем Сирин, Василий Кесарийский, Григорий Нисский и другие). Церковь вела борьбу с противниками культа святых - павликианами, богомилами, альбигайцами, гуситами и др. Седьмой Вселенский собор (787 г.) объявил анафиму всем отказывающимся от почитания святых. Церковь установила для каждого святого день его памяти.

Святых, почитаемых на Руси, было великое множество. Но среди этого множества были особо любимые и чтимые народом - в их числе те, о ком рассказал Ветхий и Новый Завет, и те, кто прославился после распространения христианства, и те, кто «просиял в русской земле». Рассмотрим некоторых из тех святых, на заступничество которых особенно крепко уповал народ: Серафим Саровский, Николая Чудотворца, Святая Татьяна.

- Начну я свой рассказсо святого Николая Чудотворца.(слайд 3)

Никола́й Чудотворец ; Николай Угодник ; Святи́тель Никола́й (греч. Άγιος Νικόλαος - святой Николай; ок. 270, Ликия - ок. 345) - святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей.

19 декабря - день святителя Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых в православном мире святых. В народе этот праздник называют также днем Николы Угодника, Николы Зимнего.

Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству . Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование. Из-за того, что его биография спуталась с биографией Николая Пинарского , несколько веков существовало ошибочное мнение, что родителями Николая Мир Ликийского были Феофан (Епифаний) и Нонна. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Николай Патарский , поставил его во чтеца , а затем возвел Николая в сан священника , сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве .

Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.

Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником.

Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.

Святитель Николай, живший в III-IV веках, прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Святитель Николай считался «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником». Христиане верят, что и сегодня он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям.

За свою земную жизнь он совершил такое множество добрых дел во славу Божию, что их не перечислить, но среди них есть одно, которое относится к числу добродетелей и к тому, что служило основанием их совершения, что двигало святителя на подвиг, - его вера, удивительная, сильная, ревностная.

По словам святого Андрея Критского, святитель Николай являлся к людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь и спасал их от смерти: “Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для у Нее миром благоуханным!”
До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры. При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали и продолжают по сей день источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения. Святая Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 6 декабря и 9 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

В : -Следующий святой –это Серафим Саровский.(слайд4)

Серафи́м Саро́вский (в миру Про́хор Исидо́рович Мошни́н , в некоторых источниках - Машнин ; 19 (30) июля 1754 (или 1759), Курск - 2 (14) января 1833, Саровский монастырь) - иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Один из наиболее почитаемых православных святых.

Родился в 1754 году в Курске , в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии. Очень рано потерял отца. В возрасте 7 лет упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского , но остался невредим. В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во время болезни он увидел во сне Богородицу , пообещавшую его исцелить. Сон оказался правдивым: во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы , и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел.

В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру , где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг - Саровскую пустынь . В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии . В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродиаконы , в 1793 году рукоположен в иеромонаха . В 1794 году , имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги (Евангелия , святоотеческого писания), ежедневно подолгу молился. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник.

Ряд фактов жития преп. Серафима весьма примечателен. Однажды на протяжении трех с половиной лет аскет питался только травой снытью . Позднее тысячу дней и тысячу ночей Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого о. Серафима этот медведь постоянно приходил к нему, но известно что кормил Старец и других животных). Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся , несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келии разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.

В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года . После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I . Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя! », в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе! ». Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители . В 1831 году святой сподобился видения Богородицы (двенадцатый раз в своей жизни) в окружении Иоанна Крестителя , Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время коленопреклоненной молитвы.

В: –Следующая святая о которой я хотела бы вам рассказать,это Святая Татиана

Святая мученица Татиа́на Ри́мская (лат. Tatiana , греч. Ἁγία Τατιανὴ ἡ Μάρτυς; в современном русском языке - Татьяна ) - раннехристианская мученица, пострадавшая в Риме III века при императоре Александре Севере. Почитается православной и католической церквями. В России считается покровительницей Московского государственного университета и вообще студентов.

Как гласит житие святой, Татиана родилась в Риме в богатой и знатной семье (отец трижды был консулом ). Её родители были христианами и воспитывали свою дочь в благочестии. Достигнув совершеннолетия , Татиана решила не выходить замуж, а принять обет целомудрия . Димитрий Ростовский сообщает, что за свою добродетельную жизнь она была поставлена диакониссой .

Во время гонений на христиан при императоре Александре Севере (царствовал с 222 по 235 годы ) Татиана была схвачена и приведена в храм Аполлона , где её пытались заставить поклониться статуе этого языческого бога. По преданию, Татиана вознесла молитву Иисусу Христу , и произошедшее землетрясение разрушило статую Аполлона и обрушило часть храма, под которой погибло много людей. Житие Татианы рассказывает об этом со множеством художественных деталей: «Диавол, обитавший в идоле, с громким криком и рыданием бежал от того места, причём все слышали вопль его и видели тень, пронесшуюся по воздуху ».

После этого Татиану подвергли пыткам, но, как гласит предание, следы мучений исчезали с её тела. Во время пыток по молитве святой мучителям явились четыре ангела и голос с небес , обращённый к Татиане. Эти чудеса заставили мучителей уверовать во Христа. Житие Татианы повествует, что после обращения её мучители сами были казнены. Среди чудес, произошедших во время мучений святой, Димитрий Ростовский описывает разрушение храма богини Дианы и усмирение льва , которому Татиана была брошена на съедение . Судьи, решив, что Татиана занимается волхвованием с помощью своих волос, остригли их и заперли её на два дня в храме Зевса . На третий день жрецы, придя в храм, чтобы принести жертву Зевсу, обнаружили его статую разбитой, а Татиану живой. После этого ей был вынесен смертный приговор и она вместе со своим отцом была усечена мечом . Мученическая смерть Татианы произошла 12 января 226 года .По новому стилю это день соответствует 25 января – день памяти святой мученицы Татьяны.

Святая Татьяна, как мученица первых веков христианства, почитается и в Православной, и в Католической церквях, однако широко её почитание распространилось только среди восточных христиан. На западе имя Татьяна считается русским и употребляется только в некоторых, по большей части славянских, странах.(слайд 5)

В: Открыто людям Божье Слово.

Окончен путь земной Святого.

И Преподобный в вечной жизни

О нашей молится Отчизне.

Угодника нетленно тело –

Живет его святое дело.

Он всем нам показал дорогу,

Которая приводит к Богу.

Мы познакомились с вами с некоторыми святыми Руси, какое впечатление произвело на вас мой рассказ? (ответы детей). Всех этих святых объединяет одно - это вера, за неё они и пострадали. Очень хорошо, что мы с вами живём в такое время, когда вера не преследуется. Я надеюсь что вы тоже будете обращаться к этим святым при, этом не забывая молиться. Желаю вам добра, мира и божьей благодати.

ОГКОУ Новодольский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Остров детства»

Разработала:

воспитатель

Объявления о детских конкурсах, олимпиадах, фестивалях слышать приходится часто. Другой вопрос, что родителей (которые слышат эти объявления) условно можно разделить на две группы: тех, кто ляжет костьми, чтобы их чадо стало участником (увы, таких немного), и тех, кто останется равнодушным, махнет рукой: мол, нам что, больше всех надо? Понятен вопрос: а, собственно, что все эти конкурсы меняют в нашей жизни? И зачем тратить силы, нервы, время, когда проще, как обычно, оставить ребенка у телевизора с мультиками (и не скучно, и вроде занят)? Рассказ организатора всероссийского конкурса «Святые заступники Руси» Алины Бариновой оказался неожиданным.

Малолитражка на Тверской

Каждый день она объезжала четыре почтовых отделения в районе Тверской. Поначалу сотрудники почты воспринимали ее как человека, как минимум, странного, ведь миниатюрный городской автомобиль приходилось заполнять бандеролями, письмами и посылками до отказа, так что Алина сидела за рулем, сильно пригнувшись. Потом привыкли.

Возвращаясь на подворье Саввино-Сторожевского монастыря вместе с двумя помощниками, она разгружала привезенное, в буквальном смысле заваливая помещение сверху донизу. Прямо на пол выкладывались тысячи рисунков, стопками складывались написанные кривыми детскими почерками сочинения. А потом приходили заслуженные художники (Георгий Юдин, Василий Нестеренко, супруги Филипп и Зинаида Суровы), писатели (Владимир Крупин, Константин Ковалев-Случесвкий), священники (протоиерей Артемий Владимиров)и плакали... на полном серьезе. Работа кипела, из разных углов то и дело доносилось: «О, Господи, ну как выбрать-то? Они все такие хорошие».

Так в 2007 году начинался конкурс «Святые заступники Руси». Прошло три года, и теперь тексты сочинений дети сами выкладывают на сайте конкурса, туда же присылают снимки работ, которые потом просматривает жюри. Сильно расширилось число членов оргкомитета, жюри, экспертов - их около тридцати человек. «Раз звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно», - писал поэт. Раз конкурс развивается, значит, есть ради и во имя чего.

Вообще, все начиналось более чем спонтанно, - рассказывает Алина Баринова - организатор, вдохновитель конкурса. - Саввино-Сторожевский монастырь готовился к 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского. Фигуры, может, и негромкой, и даже скромной, но очень важной для отечественной истории.

Если бы вы побывали в воскресный день в обители, первое, с чем бы там столкнулись - это с детьми. Веселые, смешливые, они снуют туда-сюда, бегают, играют, молятся в храме. Их очень много. По воскресеньям детей во всех церквях много, но такого, как в монастыре - я нигде не видела. Здесь же еще есть и приют для мальчиков. Вот мы и задумались, как бы деток к празднику нашему привлечь. Причем сразу захотелось привлечь в том числе и детей невоцерковленных. А так как торжества проходили при поддержке Патриарха, Госдумы и администрации Московской области, то быстро удалось собраться, разработать идеи, а главное, успеть сделать рассылку по регионам и епархиям. Отклик был колоссальный. Так мы же и постарались, объявили, что все участники, которые пришлют рисунки с сюжетами из жизни преподобного Саввы Сторожевского или напишут творческое сочинение на эту тему, получат грамоты, а лучшие работы войдут не в брошюрку с фотографиями улыбающихся, в цветах и подарках детей, а станут иллюстрацией к книге жития святого. Главное, что мы ставили своей целью - научить детей вкладываться во что-то серьезное и важное.

Савва Сторожевский. Савин Иван, 8 лет, Московская обл.

Да что я могу знать?

Как это часто бывает, почти сразу же после объявления результатов конкурса и публикации книги начались проблемы. Звонили рассерженные родители, дети которых неделями плакали, не получив по какой-то причине грамоты участников, писали недовольные учителя, которые поначалу восприняли конкурс как обязаловку, спущенную сверху. Так, одна учительница писала: «Да что же это такое, напридумывают конкурсов, а мне что делать прикажете? Как можно написать сочинение на тему “Нет наркотикам”. А? Я вас спрашиваю? Или вот, тоже удумали “Открытое сердце. Елизавета Федоровна”. Да откуда я про нее знать-то вообще могу?»

Конечно, было тяжело, в первую очередь технически,- вспоминает Алина. - В первый год было напечатано более шести тысяч грамот, каждую из которых мы с моими помощниками подписывали от руки. Иногда подводила почта, иногда сами родители, невнимательно заполнявшие письма с обратным адресом: то дом забудут указать, то квартиру. Приходилось звонить, выяснять подробности, утешать детей.

Не лови птиц, лови людей. Савин Константин, 4 года, Московская обл.

История с учительницей в итоге оказалась счастливой и вылилась не только в сочинения, но и в потрясающий материал, который был позднее опубликован в журнале «Саввинское слово». Она все-таки решилась провести урок, посвященный Великой княгине. Отправила детей по библиотекам, и неделю спустя на открытом уроке между детьми рождались потрясающие споры и диалоги. Например: «И все-таки я не понимаю, зачем же было убивать такую женщину?» - говорила семиклассница, на что ее сосед по парте отвечал: «Что же тут непонятного. Если хочешь уничтожить веру, нужно сначала истребить людей».

Сейчас мы думаем над тем, как и чем награждать учителей, настоящих творческих людей, которые меняют наших детей, по-настоящему заставляя их мыслить, рассуждать, размышлять над сегодняшним днем и над историей своей страны, - продолжает Алина. - Понимаете, когда человек подходит к делу с душой, интересом - это всегда так видно, так чувствуется. Это хочется поощрять, за это нужно благодарить. Ведь именно родители и учителя определяют творческую жизнь ребенка. Именно они способны откликнуться первыми на вопрос своего чада или ученика, могут подсказать направление поиска, рассказать что-то от себя, просто прочесть. И если ребенку не повезло с учителем, особенно литературы, как же это бросается в глаза! Читая творческие сочинения, плакать приходится уже не от умиления и счастья, а от сожаления - ведь ребенок оказывается совершенно не способным создать хоть что-то самостоятельное и интересное. Он без зазрения совести переписывает известные тексты, ставя свою подпись. Когда делают это пятнадцатилетние, их можно понять - это некрасивый способ приспособиться и выжить, когда же списыванием занимается восьмилетний ребенок, остается развести руками и позвонить родителям.

Все это значит, что ребенка не научили открываться, ему не объяснили, что работу нужно делать так, чтобы за ней стояло его «Я», его душа, его переживания.


Использованные листы

География конкурса с каждым днем расширяется. И вот уже в нем участвуют не только Москва и Подмосковье, но и Кировская, Липецкая области, Дальний Восток. Можно долго рассуждать о кризисе в стране, о дефиците бюджетных средств, говорить о помощи и поддержке государством семей, доходы которых ниже прожиточного уровня. Но именно такие конкурсы выявляют факт - Россия жива людьми: инициативными, горячими, готовыми меняться, и нет смысла списывать неудачи и проколы на государство.

В одном из заключительных туров конкурса победу одержал рисунок девочки, который прислала учительница из глубинки. Жюри высоко оценило работу и попросило выслать оригинал. И тут случилось страшное. Работа оказалась испорченной, точнее, не годна для типографской обработки. Она была сделана на обороте использованного чертежного листа. Организаторы тут же бросились звонить. «Как же так, вы же знали, что работа одержала победу, ну разве можно было так с ней поступать, портить ее?» - говорили они в телефонную трубку. «Простите ради Бога, но, видите ли, - отвечали на том конце провода, - эта девочка из малоимущей семьи. Она всегда приходит на мои уроки ИЗО неподготовленная, ничего с собой не приносит. Вот я и отдаю ей оборотки. Хорошо же рисует».

Спасение царя. Крошнена Алена, 9 лет, республика Карелия.

Позже организаторы конкурса узнают, что учительница теперь на свои деньги покупает этой девчушке всё, что требуется для рисования. Более того, раз в неделю проводит бесплатный урок.
Каждый раз за рисунком ребенка, за его сочинением стоит не только удивительная судьба, как же еще может быть? За ними стоят люди, которым это ребенок важен.

Однажды в Москву на вручение призов вместе с другими победителями приехали два мальчика (подопечные детского дома для слепых). Две талантливые работы ребят были высоко оценены жюри и получили специальные призы. Каково же было удивление организаторов, когда они увидели перед собой детей, совершенно не способных передвигаться без сопровождения. Оказалось, что их зрение сохранено всего на 20%.

В конкурсе участвуют не только школы, детские дома, но и больницы, онкоцентры, куда организаторы приходят, получая приглашения от благотворительных фондов. Конечно, больным детям оказывается тяжелее всего, но это хоть как-то меняет их действительность и наполняет жизнь мгновениями счастья.


Не отдадим мать! Арест Великой княгини Елизаветы. Бехметьева Пелагея, 8 лет, Оренбургская обл.

Как появляются герои?

Преподобный Савва Сторожевский, святая Великая княгиня Елизавета Федоровна, святитель Алексий митрополит Московский и всея Руси чудотворец, теперь Святой Георгий Победоносец. Имена святых, ставших героями конкурсов, не случайны. Члены жюри собирались вместе и обсуждали, о ком именно в этом году детям важно было бы узнать и над судьбой кого стоило бы призадуматься. В год 90-летия гибели царской семьи решено было обратиться к фигуре Елизаветы Федоровны, о которой мало тогда говорили. В связи с кончиной Святейшего Патриарха Алексия II подумали, что детям стоит узнать о его небесном покровителе митрополите Алексии. В 2010 году, в 65-летнюю годовщину победы, говорить нужно о святом воине Георгии Победоносце.

Знаете, - продолжает Алина Баринова, - в воцерковленных семьях принято говорить и о смерти, и о подвиге, а в большинстве нерелигиозных семей все-таки нет. Да, когда мы начинали конкурс, то хотелось просто привлечь внимание к фигуре преподобного Саввы, мы надеялись, что дети хоть что-то запомнят, и, может быть, в будущем, в сознательной жизни всплывет часть того, что они узнают теперь. Но когда мы погрузились в конкурс, то поняли, что хотим изучать историю отечества (про которую в школе не принято говорить «православное») вместе с детьми. Ведь изучая ее, мы обнаруживаем столько примеров служения Родине, что и жизни не хватит узнать - если не научишь любить в детстве. И чем раньше ребенок столкнется с этими фигурами, тем лучше будет и для его личности, и для страны в целом.

Обучение в школе рассчитано на запоминание фактов и далеко от творчества и размышлений. Но я убеждена, что всё то, что остается в нас навсегда, всё, что глубоко вросло и проникло - приходит через искусство, эмоции, чувства, самовыражение. Мы делаем ставку именно на это. Нам хочется, чтобы творчество стало основой, правильным началом образования ребенка. И мы надеемся, что конкурс способен в этом помочь. Сейчас, может быть, вы заметили, все кидаются учить - нет, не русский язык, а английский, китайский. Только у откровенно ленивого ребенка нет репетитора по английскому. Когда спрашиваю знакомых, что читают их дети, то оказывается - захватывающую фантастику. На ночь сами выбирают, что читать, взрослые уже. Это страшно, когда люди старшего поколения не понимают: если ребенок не будет знать свои корни, то не вырастет крепкой личностью.

В результате - красивые книги, на прекрасной бумаге, оформленные лучшими детскими работами. Раритет. Я верю, что даже через сто лет люди не перестанут любить то, что сделано с душой. Россия останется культурной страной. Я верю, что они будут хранить дедушкин альбом.

Их не обманешь

В составе экспертной группы конкурса все больше появляется молодежи: художники, дизайнеры, филологи, религиоведы. Они приходят по приглашению оргкомита из лучших вузов страны. Все они, к удивлению организаторов, оказываются людьми не только умными, образованными, деятельными, но и воцерковленными.

Вы знаете, я благодарна и этим ребятам, - говорит руководитель конкурса, - а больше всего - нашим бессменным членам жюри. Я даже представить себе не могла, что они, все такие важные (члены союза художников, заслуженные и профессора, вице-президенты всевозможных академий и союзов, постоянно находящиеся в командировках, на заседаниях, погруженные в собственные творческие работы), как дети откликнутся на просьбу участвовать (и останутся с нами), что будут приезжать, спорить, часами просматривать и вычитывать работы, переживать за дело. Каждый раз я ловлю себя на мысли: если это так, значит, все хорошо, значит, мы делаем большое и важное дело. Их же не обманешь!

Итоги Всероссийского Детского Творческого Конкурса

Закончился Всероссийский детский конкурс "Святые заступники Руси" (к 600-летию прп. Саввы Сторожевского), или "Дети - Савве". Поступило более 5000 работ со всей страны: рисунки и около 1500 сочинений. Литературное жюри - о. Артемий Владимиров и писатель, историк - отобрало 6 победителей, которых в Москве наградиk лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Большие стопки сочинений – результат труда почти 5 тысяч российских школьников, которые откликнулись на призыв участвовать во Всероссийском творческом конкурсе «Святые заступники Руси», проходящем в год 600-летия преставления преподобного Саввы Сторожевского – Звенигородского Чудотворца. Перед нами – лучшие из лучших работ: рисунки и отрывки из сочинений. Они были отобраны специальным жюри.
Никто из организаторов не ожидал столь массового и активного участия детей в таком важном событии. На конкурс поступило около 4 тысяч рисунков, а также более тысячи письменных работ, некоторые из них можно смело назвать настоящими литературными произведениями или историческими рефератами. Рисунки посылались на адрес жюри по обычной почте, а часть текстов – с помощью интернета. Некоторые сочинения написаны от руки, но многие напечатаны с помощью компьютеров. По правилам прием работ завершался 10 октября. Но жюри пришлось продлить сроки приема еще на две недели, потому что почтальоны продолжали приносить пакеты, а интернет-почта – доставлять новые сообщения. Сайт конкурса, который назвали «Дети – Савве», посещался участниками практически круглосуточно.
Каковы же итоги? Мы видим поразительный результат – почти вся Россия приняла участие в конкурсе. Многие самые отдаленные уголки нашей страны вспомнили о житии преподобного старца Земли Русской. Наиболее активными стали Москва, области – Московская и Оренбургская, Ростовская и Самарская, Тюменская и Тульская, Калужская и Костромская, Омская и Владимирская, а также Красноярский край. Откликнулись обычные и воскресные школы, детские дома и реабилитационные центры. Рисунки в большинстве присылали дети от 7 до 13 лет, а сочинения – от 9 до 16-ти. Причем девочки и мальчики приняли участие практически на равных. Вместе с работами пришло много благодарностей от родителей или учителей. А некоторые произведения, в особенности отдельные письменные сочинения, поразили членов жюри настолько, что, признаемся откровенно, нельзя было читать их без слез радости, умиления или сочувствия.
Думается, что в итоге произошло главное. Те, кто не знали о житии преподобного Саввы или других русских святых – вполне теперь могут сказать: «Я готов рассказать об этом многое». А те, кто уже что-то слышал, значительно углубили свои знания. Вот почему конкурс имеет важнейшее образовательное значение, особенно, когда мы говорим о необходимости изучения основ православной культуры в средних школах.
В общем, порадовали нас дети России, которые ярко и оригинально проявили свои таланты, потрудились в память об основателе Звенигородской Сторожевской обители. И своеобразным эпиграфом конкурса вполне могли бы стать слова одного из победителей – 8-летнего автора (из под Смоленска, откуда, вероятно, происходил и сам прп. Савва): «Надо верить в Бога, и тогда заступники святые спасут человечество от вражды. А теперь ангелочки летают и нам приносят весточки от Саввы».

, член жюри конкурса,
историк, писатель и культуролог.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

19 ноября 2007 года были подведены итоги Всероссийского Детского Творческого Конкурса «Святые заступники Руси», посвященного 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского.
Несколько слов о Конкурсе сказала Алина Баринова, его продюсер: «Рассылая по всей России информацию о Конкурсе, мы понимали, что тема непростая, и о преподобном Савве, к сожалению, пока знают немногие. По опыту предыдущих православных конкурсов мы ожидали получить около тысячи творческих работ. Каково же было наше удивление, когда Конкурс подходил к концу, работ было уже три тысячи, а бандероли все приносили и приносили. Три почтовых отделения едва справлялись с нашей корреспонденцией, и Конкурс пришлось продлить на две недели.

В итоге на Конкурс поступило три с половиной тысячи рисунков и полторы тысячи сочинений. Это неожиданный результат! Все работы, пришедшие на Конкурс, оказались серьезными, талантливыми произведениями искусства. Но по положению Конкурса победителей может быть всего пятнадцать.

Хочется сердечно поблагодарить наше жюри, которое проделало огромную работу по двум номинациям: «изобразительное искусство» и «литературное творчество».

Лучшие сочинения отбирали протоиерей Артемий Владимиров и писатель К.П. Ковалев. Победили:

1. Сучков Антон, 12 лет, г. Москва Зеленоград, ГОУ ДЮЦ «Каравелла», СОШ №1739. «Савва Сторожевский – святой заступник Руси».

2. Гмызина Мария, 16 лет, Ивановская обл. «Неотправленное письмо».

3. Буренков Кирилл, 8 лет, Смоленская обл., Соловьевская школа. «Сочинение-рассказ о том, как старец людей спасал».

4. Доманова Ксения, 15 лет, г. Ростов-на-Дону. «Преподобный Савва Сторожевский».

5. Ярославцева Екатерина, 12 лет, Оренбургская обл., г. Бузулук, НОУ «Иоанно-Богословская Пр. ООШ при Спасо-Преображенском Бузулукском монастыре». «Былина о Савве Сторожевском».

6. Латышева Ольга, 15лет, Брянская обл. Соч.: "Моя дорога к преподобному Савве Сторожевскому".

20 финалистов в номинации лучших сочинений
1. Мирошниченко Александр 12лет, г.Брянск, «Святые заступники Руси».
2. Игнатьева Людмила 11 лет, Брянская обл., Климовский р-н,. «Святыни вечны»
3. Анашина Анна, Романова Анна 15 лет, Москва, ГОУ СОШ №1319. «Страницы из дневника экскурсовода Саввино-Сторожевского монастыря».
4. Гаврютин Сергей 14 лет, г.Карачаев, Брянская обл. «рассказ Савва-Саввушка».
5. Литовченко Мария 14 лет, Московская обл., г.Егорьевск. «Отче наш Савва-чудотворче преславный».
6. Елисеева Анастасия 13лет, Тульская обл., Петелинская СОШ. «Великий молитвенник земли Русской».
7. Лозовский Сергей 13 лет, г.Рязань, СОШ №21. «С мыслью о храме»
8. Рысев Александр 10 лет, Владимирская обл, г. Суздаль, школа-пансион. «Звон колоколов».
9. Селиванова Анастасия 15 лет, Брянская обл., г.Новозыбков. «Каждый избрал путь свой»
10. Шошина Юлия 16 лет, Денисова Ксения 11 лет Ивановская обл, г.Шуя, ОПШ. «Сказание об охоте царя Алексея Михайловиче и о чудесном его спасении».
11. Крапивина Яна, Ирицук Дарья 14 лет, г.Омск, СОШ №41. «Святые заступники Руси».
12. Талаева Дарья 12 лет, Московская обл., Чеховский р-н.
13. Харьковец Юля 11 лет, Москва, ГОУ СОШ №802.
14. Булгин Алексей 16 лет, Саратовская обл., г.Пугачев. Детский Дом. «Святой заступник Руси- преподобный Савва Сторожевский».
15. Карпова Юлия 16 лет, Саратовская обл., г.Хвалынск. «В чем богатство души?»
16. Панькина Алена 14 лет, Саратовская обл., г. Балаково, д/д №2. «Встреча»
17. Спирина Елена 16 лет, г.Воркута, МОУ гимназия№6.
18. Морякина Алиса 14 лет, Мурманская обл., г.Мончегорск, МОУ СОШ №8. «Русские святые и спасение Руси».
19. Абрамова Надежда 10 лет, г. Кострома. «преп. Савва».
20. Спиридонова Настя 14 лет, Московская обл., г.Зарайск. МОУ СОШ №1.

10 лауреатов по номинациям среди сочинений (специальная премия за…..)
1. сочинение в публицистическом жанре.
Плужников Геннадий 15 лет, Респ. Калмыкия, Юстинский р-н, МОУ гимназия. «Святые заступники Руси».
2. сочинение в жанре эссе
Маркова Василиса 14 лет, Владимирская обл., г.Муром, воскр.шк. «Божественного света незаходимое светило»
3. сочинение пронизанное жизнелюбием и оптимизмом
Банк Мария 12 лет г.Москва.
4. сочинение в жанре очерка
Зеновкина Анастасия 11 лет, Владимирская обл., г.Суздаль, гимназия. «Святые заступники Руси»
5. сочинение в жанре рассказ
Пастухов Сергей 14лет, Брянская обл., Новозыбковский р-н, «Связующий времена».
6. сочинение, написанное одним из самых юных авторов
Василюк Леонид 9 лет, Костромская обл., Хреновская начальная общеобр.школа. «Святой заступник Руси».
7. сочинение в жанре «литературная зарисовка»
Борисова Катя 13 лет, Иваново. «Посвящение» ДЮЦ №1.
8. сочинение, насыщенное новыми материалами и фактами
Деменко Маргарита 16 лет, г.Белгород. «Святые заступники Руси».
9. сочинение в поэтическом жанре
Насонова Олеся 16 лет, Ивановская обл., г.Шуя, ОПШ. «Сказание о преп. Савве Сторожевком».
10. сочинение в жанре путевых записок (паломничество)
Шумилова Виктория 16 лет, Иваново, ул.Благова. «Записки паломника. Звенигород. Путь духовности.»



Детские рисунки оценивали: игумен Саввино-Сторожевского монастыря» Стефан (Гулинов); народный художник России В.И. Нестеренко; заслуженный художник России Г.Н. Юдин. Победителями стали:

1. Хренова Дарья, 13 лет, г. Иваново, МОУ СОШ №15. «Скит преподобного Саввы»

2. Шашкина Алина, 13 лет, Чувашия, г. Чебоксары. «Молитва коленопреклоненного святого Саввы перед иконой».

3. Драгунова Нина, 15 лет, респ. Мордовия, Лямбирский р-н, МОУ СОШ. «Преподобный Савва молится в пещере об исцелении души и тела русского народа».

4. Журавская Александра, 12 лет, г. Саратов, СГОО «Детская студия». «Преподобный Савва – заступник царской семьи».

5. Сазонов Сергей, 12 лет, Москва. ГОУ гимназия №1579. «Белые птицы над горой Маковецкой».

6. Чеботарева Мария, 8 лет, г. Кемерово, ДХШ №1. «Душевный разговор».

7. Казаков Игорь, 6 лет, г. Москва, ГОУ д/с № 878. «Храм Пресвятой Богородицы. Благовещение.»

8. Камышев Михаил, 8 лет, г. Москва.

9. Бочарникова Екатерина, 10 лет, Воронежская обл., г. Острогожск, ДХШ им. Крамского. «Явление Саввы Сторожевского».

Специальный приз КБФ ФК «Уралсиб»
Пучковский Эдуард 16 лет, респ.Карелия, г.Петрозаводск. ГОУ «Специальная общеобр.школа-интернат №23.
Сиврюков Дмитрий 14 лет, респ.Карелия, г.Петрозаводск. ГОУ «Специальная общеобр.школа-интернат №23.

30 финалистов
1. Захаренко Иван 15лет, Новосибирская обл., ЦДТ «Мечта» «Благословение Сергием Саввы».
2. Григорьева Диана 16 лет, респ. Марий Эл. «Чудесное прозрение».
3. Федорова Ольга 16 лет, Смоленская обл. «Саввино-Сторожевский монастырь».
4. Кострюкова Лариса 13 лет, Саратовская обл., г.Петровск. ВШ при храме Казанской иконы Божьей Матери. «Чудесное спасение».
5. Лоторева Татьяна 14 лет, Курская обл., МОУ СОШ кружок Юный художник. «Явление преп. Саввы Сторож. принцу Евгению Богарне».
6. Крылова Диана 16 лет, Брянская обл., пос.Рогнедино. «Чудотворец Савва Сторожевский».
7. Михайленко Егор 14 лет, г.Ростов, Ярославская обл., гимназия им. Сергия Радонежского при Троице-Сергиевом Варницком монастыре. «Савва свой монастырь рукой прикрыл».
8. Астапова Настя 15 лет, г.Саратов, СГОО»Детская студия». «Сергий Радонежский и Савва Сторожевский».
9. Ильина Маша 12 лет, г.Саратов,. СГОО»Детская студия».. «Савва строит обитель»
10.Темнова Маша 9 лет, г.Химки.
11. Бушуева Анастасия 12 лет, Тюменская обл., ХМАО-Югра, г. Белоярский. «Каждодневный труд игумена Саввы».
12. Литвин Виталий 12 лет, Белгородская обл., МУК «Борисовский центр культуры и искусств». «Савва Сторожевский»
13. Остроухова Анастасия 10 лет, г.Воронеж, ДШИ №2. «Избавление от смерти».
14 . Воинов Тимофей 9 лет, Ставропольский край, г.Лермонтов, ЦТ Радуга. «Монастырь».
15. Шарафутдинова Анисия 10 лет, Калужская обл, г.Малоярославец, Общеобр.правосл.-ориент.школа.
16. Кириллова Дарья 12 лет, Москва, Центр «Юный мастер». «преп. Савва защищает царя».
17. Ропотова Ирина 9 лет, Кострома, МОУ СОШ №6. «преп. Савва Сторожевский».
18. Рогожина Ксения 15 лет, Ростовская обл.
19. Кокоткин Максим 14 лет, г. Острогожск, ДХШ им. Краскова. «молитва Саввы Сторожевского».
20. Талипова Алина 12 лет,Оренбургская обл., МОУ ДОД. «преп. Савва и преп. Сергий Радонежский перед обетным крестом».
21. Голикова Катя 11 лет, г. Красноярск, ДХШ№ 1им Сурикова.
22. Атаманова Ольга 10 лет, г. Йошкар-Ола, пос. Семеновка, гимназия Серг. Радонежского. «Исцеление больного».
23. Куплевацкий Богдан 8 лет, респ. Коми, г.Печора, МОУ ДОД. «Святой заступник земли Русской», «Дионисий».
24. Майхровская Прасковья 8 лет, Московская обл., г.Щербинка, ДК.
25. Шультесс Лиза 6 лет, Москва. ГОУ д/с № 878. «храм Рождества Богородицы зимой»
26. Мариничев Николай 8 лет, Московская обл., Реутово-1.
27. Фокина Катя 8 лет, Московская обл., г.Химки, ДШИ им А.Н.Верстовского. «Савва и лесные обитатели
спасают царя».
28. Дементьева Марина 7 лет, г.Кострома, гимназия №1. «преп. Савва игумен Сторожевский»
29. Никитина Лена 8 лет, г.Кострома, гимназия №1. «преп. Савва у монастыря»
30. Цирулев Артем 8 лет, г. Пенза. «явление преп. Саввы генералу Богарне».
31. Афанасьева Мария 7 лет, Башкортостан, г. Уфа. «Рождественская ночь в Саввинском монастыре».
32. Иванова Ксения 9 лет, г.Калининград, МЭО СОШ № 15. «жизнь преп. Саввы».
33. Якимова Катя 7 лет, г.Саратов, СГОО «детская студия» «Благословение Саввы»

Спец-номинация Коллективное творчество.
Перлова Юля 15 лет – Источник жизни
Ситдиков Александр 16 лет – Всевидящее око
Преснецова Екатерина 16 лет – Признание
Самарская обл., г.Тольятти, МУ Социальный приют для детей «Дельфин».

Струтинский Иван, Романова Саша, Дворщенко Лиза, Лукшина Маша, Емельянова Маша, Липатова Лиза, Греблева Саша, Струтинская Варя
Санкт-Петербург, ДЭЦТР "Китежград" «Житие преподобного Саввы»

Специальный приз
1. Лебедева Вика 14 лет, Пухова Оксана 16 лет, г.Самара, МУ центр «Подросток». «Преподобный Савва» - лоскутное панно.
2. Доронин Виталий 13 лет, Московская обл., Одинцовский р-н, ПО «Летний отдых» интернат № 51. «молитва» - песочная живопись.
3. Гриднева Ольга 15 лет, Краснодарский край, г. Тихорецк, МОУ СОШ №2. «Святые ворота обители преп. Саввы» - пластелин.

Жюри не смогло не отметить дополнительно некоторые работы по обеим номинациям. Это двадцать восемь сочинений и тридцать шесть рисунков.

Также на конкурс пришли два удивительных рисунка, исполненных практически слепыми детьми. Благотворительный фонд «Уралсиб» решил учредить специальные награды. Это Пучковский Эдуард, 16 лет и Сиврюков Дмитрий, 14 лет, из «Специальной общеобразовательной школы-интерната №23 республики Карелия, г. Петрозаводска.

Самое главное произошло: тысячи детей по всей России заглянули в историю своего Отечества и узнали о преподобном Савве Сторожевском…