Традиционная религия Майя западного Гондураса, Гватемалы, Белиз и Мексики (Чьяпас и Юкатан) - это юговосточный вариант мезоамериканской религии, происходящей из векового симбиоза с испанским католицизмом. Однако, как самостоятельное явление традиционная религия майя, включая свои до-испанские варианты, уже существует более двух тысяч лет.

До возникновения христианства, она была распространена на территории множества королевств с различными местными традициями. В настоящее время она существует и взаимодействует с панмайяйским синкретизмом, который является пересмотром традиций движения майя и христианства в его различных вариантах.

О традиционной религии Майя часто говорят как о costumbre, то есть для неё характерны привычные религиозные действия, основанные на обычаях, что отличает её от ортодоксальных римских католических ритуалов. В большой степени религия Майя представляет набор ритуальных практик, поэтому Юкатанских сельских священников называют просто jmen, "практик". Среди основных концепций, связанных с ритуалами Майя, выделяют следующие.

В процессе ритуальной топографии Майя, различным элементам ландшафта, таким как горы, ущелья и пещеры, назначает отдельных предков и божеств. Так, например, город Цоциль в Синакантане окружён семью "купальнями" живущих в горах предков. Один из этих священных источников служит жильём для служанок и стирального персонала предков. Как и в до-Испанском прошлом, важные ритуалы проводятся возле или внутри таких мест, а в Юкатане также вокруг карстовых впадин.

Этот ритуал связан не только с географическим расположением храмов и усыпальниц, но и с проекцией календарных моделей на ландшафт. Основными календарями, управляющими ритуалами, был божественный цикл из 260 дней, важный для отдельных ритуалов, год из восемнадцати месяцев (Хааб) и ежемесячные общие гуляния, которые совместно со значительными празднованиями Нового года, приписывал Диего де Ланда Юкатанскому королевству Мани. Неизвестно, насколько этот цикл фестивалей разделяли другие Юкатанские королевства, и был ли он характерен для более ранних королевств Майя.

Жертвоприношения. Пожертвования служат для установления и возобновления отношений (контрактов, пактов и соглашений) с другим миром, а набор, количество, подготовка и порядок жертвуемых предметов (среди которых особый маисовый хлеб, напитки, медовый ликёр, цветы и сигары) подчиняются строжайшим правилам. Например, в до-Испанский новогодний ритуал жертвовался напиток, изготовленный из ровно 415 зёрен кукурузы, а по другому поводу следовало сжигать ровно 49 зёрен маиса, смешанного с копалом. Хорошо известным примером ритуальной трапезы является Юкатанская «Месса на кукурузном поле» (misa milpera), празднуемая в честь божеств дождя. В частности, Лакандонский ритуал был целиком посвящён "кормлению" божеств.

Жертвы могли принимать различные формы. В современных ритуалах жертвования существует общий акцент на окроплении кровью, особенно кровью индеек. В до-Испанском прошлом, жертва обычно состояла из небольших животных, таких как перепёлки и индейки, мяса оленей и рыбы, но в исключительных случаях (таких как восхождение на трон, серьёзная болезнь правителя, королевские похороны или засуха) также включали людей.

Проведение жертвоприношений было повсеместным, но ритуальная антропофагия (каннибализм) была исключительно редкой. Характерной чертой древних ритуалов Майя (хотя и не исключительной) были сеансы «кровопускания» , проводимые высшими правящими чинами и членами королевских семей, в течение которых мочки ушей, языки и мужские половые органы разрезались небольшими острыми ножами, кровь капала на полосы бумаги, которые впоследствии сжигались.

Духовенство. По традиции у Майя существуют свои религиозные лица, часто имеющие иерархическую организацию и обязанные молиться и приносить жертвы от имени поколений, местных групп или целого сообщества. Во многих местах они работают в католических братствах и так называемых гражданских религиозных иерархиях, организациях, которые играли существенную роль в сохранении до-Испанских религиозных традиций. Деятельность многих священников, а в особенности целителей, демонстрирует черты, схожие с шаманизмом.

Верхний эшелон духовенства состоял из хранителей знаний, в том числе исторических и генеалогических. Около 1500 года нашей эры духовенство было организовано иерархически от высшего священника, жившего при дворе, до деревенских священников, а священные книги были распределены вдоль этих линий. Священники выполняли множество задач, от выполнения жизненно важных ритуалов до прорицания, и занимали специальные должности, например священник-катун, оракул, астролог и священник, приносящий в жертву людей. На всех уровнях, духовенству было доступно только для знати.

Удивительно мало известно о классическом духовенстве Майя, хотя можно предположить, что древние аскетичные рисунки, изображающие чтение и написание книг, обесславливание и инаугурацию королей, наблюдение за жертвоприношением, скорее всего, представляют придворное духовенство.

Очищение. Мероприятия очищения, такие как пост, сексуальное воздержание и (особенно в до. Испанском прошлом) исповедь в основном предваряют крупные ритуальные события. В Юкатане 16 -го века очищение (изгнание злых духов) часто являлось начальной фазой ритуала. Ритуалы кровопускания также могли иметь функцию очищения. Вообще очищение требовалось перед входом в зоны обитания божеств. В современном Юкатане, например, принято пить стоячую воду из углубления в камне при первой же возможности после входа в лес. Вода затем выплёвывается на землю, что означает, что человек стал "непорочным" (suhuuy), и получил право делать свои человеческие дела в священном лесу.

Молитвы Майя практически неизменно сопровождают процессы пожертвования и жертвоприношения. Часто они принимают вид длительных литаний, в которых особо выделяются имена персонифицированных дней, святых, элементов ландшафта связанных с историческими или мифическими событиями и гор. Эти молитвы, с их гипнотическим ритмом, часто имеют структуру двустишья, которая также характерна для текстов классического периода. Некоторые общины Майя в северо-западных горных районах Гватемалы имеют особую группу "молитвотворцев".

Паломничества. Через паломничества религия Майя превосходит пределы своей общины. Сегодня паломничества часто включают взаимные посещения деревенских святых (представленных своими статуями), а также визиты дальних святилищ, например паломничество Q’eqchi" в тринадцати священных горах. Около 1500 года, Чишен Итза привлекали паломников из всех близлежащих королевств, другие паломники посещали местные святыни, такие как Икс Шель и другие богини островов восточного побережья Юкатана.

Календарь майя, связанный с сетью жертвенных святынь, является основой ритуальной жизни. Среди горных майя, календарные ритуалы всей общины связаны со сменой 365 -дневных лет, и с так называемыми "носителями лет", то есть четырьмя именованными днями, которые могут служить началом нового года. Эти "носители" встречались на горе (одной из четырёх), которая считалась их троном, и которой поклонялись каждый повторный день всего года.

Календарь также включает пятидневный граничный период в конце года. В Юкатане 16 го века, устанавливали и поклонялись соломенной марионетке, называемой "дедом" (mam), которую в конце периода выбрасывали. В этот же интервал, устанавливались статуи нового бога-покровителя года, а старые убирались. Ежегодно изменяя маршруты процессии, календарная модель четырёх "носителей лет" (дней нового года) проецировалась на четыре четверти города.

Трудовые группы. За 18 месяцев проходили фестивали, посвящённые определённым божествам, в основном празднуемые трудовыми группами (в частности охотниками и рыбаками, пчеловодами, выращивателями какао, целителями и воинами). Они также включали памятный фестиваль героя Кукулкана, который считался основателем Юкатанского царства.

Жизненный цикл. Ритуалы, связанные с жизненным циклом (ритуалы течения) обозначают различные стадии жизни. Ланда детально описывает один из этих ритуалов, после которого юноши и девушки могут жениться (caput sihil, второе рождение). Майя Юкатана продолжают ритуал, который отмечает конец периода жизни ребёнка, когда он лежит в колыбели или его носит мать. Он выполняется в примерно трёхмесячном возрасте. Ребёнку предлагают вещи, соответствующие его полу: мальчикам инструменты, девочкам ткани или нити. Если ребёнок хватает их, это считается предсказанием. Конечно, всем детям предлагают карандаши и бумагу.

Здоровье. Современные целительные ритуалы сосредоточены на поиске и возвращении потерянных душ или частиц душ, которые могли быть заточены какой-нибудь высшей силой. Основной сборник древних Юкатанских ритуалов исцеления - это так называемый "Ритуал Бакабов". В этих текстах, мир с четырьмя деревьями и четырьмя носителями земли и неба (Бакабами), расположенными по углам, предстаёт театром шаманских сеансов исцеления, в течение которых «четыре Бакаба» часто помогают целителю в его борьбе с болезнетворными агентами. Среди этих ритуальных текстов не представлена чёрная магия. Большая часть характерных черт шаманского исцеления из "Ритуала Бакабов" до сих пор присуща современным целительным ритуалам.

Погода. Влияние на погоду в отрицательном или положительном смысле включает такие ритуалы как "запечатывание мороза" сразу перед сезоном посева, и (обычно секретные) ритуалы призывателей дождя на всей территории Майя. Остальные ритуалы божеств дождя имели более публичный характер.

Сельское хозяйство. Сельскохозяйственные ритуалы вращаются вокруг посева и сбора маиса. В частности ритуалы Юкатанских Майя описаны очень подробно. Для восточного Юкатана установлена целая номенклатура ритуальных последовательностей, включая различные ритуалы, защищающие область (или объект или человека) от злого воздействия (loh), благодарения (uhanlikol, обед маисового поля), и заклинания божеств дождя (ch’a cháak).

Территория. Территориальные претензии социальных групп различного размера выражались в ритуалах, например связанных с колодцами, землями предков и установлением границ всей общины. Ключевым элементом этих ритуалов часто были кресты, или даже "крестовые святыни", а молитвы возносились божествам дождя и земли. В более ранние периоды, такие святыни могли быть соединены с центральным крестом, или центральным мировым деревом, которое олицетворялось королём.

Война. В повестях Майя война включает превращение воинов в животных и использование колдунами чёрной магии. В до-Испанский период, военные ритуалы концентрировались на военных лидерах и оружии. Юкатанский ритуал вождя войны (nakom) был связан с богом войны пумой и включал пятидневное нахождение военного лидера в храме, «где они окуривали его как идола» . В классических военных ритуалах выделялись богиягуары Майя, в частности божество, связанное с огнём (и покровитель числа семь), чьё лицо обычно украшало боевой щит короля.

Религиозное творчество. В недавних религиозных произведениях есть существенное разнообразие, которое покрывает как стереотипные, морализующие истории о встречах с духами гор и сверхъестественными "Владыками", так и мифы. В частности в рассказах о сотворении земли и происхождении полезных растений, часто заметен след переработки католических тем.

Среди наиболее известных мифов выделяют мифы об открытии Маисовой горы богами Молнии, битве Солнца и его Старших Братьев, и свадьба Солнца и Луны. Ранний колониальный кичеанский миф, описанный в Пополь-Вух, не дошёл до нас, однако его фрагменты узнаются в недавних повестях. Имя одного из его героев, Шбаланке, на рубеже 20 -го века известно в Альта Верапазе. Ранняя мифология может быть найдена в Пополь-Вух и в некоторых книгах Чилам Балам.

Вопреки прогрессу в расшифровке иероглифов, наиболее важными источниками классической мифологии всё ещё являются изображения на посуде (так называемый "керамический кодекс") и монументальной иконографии.

Этика. Трудно сравнивать этические системы политеистических религий, как Майя, с мировыми монотеистическими религиями. Однако, идея "сделок" между божествами и людьми распространена в обоих. Выполнение ритуальных требований таких "сделок" должна приводить к гармонии. Архаическая практика человеческих жертв должна рассматриваться в первую очередь в этом контексте.

Cлайд 1

Cлайд 2

Ма йя - цивилизация в Центральной Америке, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре и математической и астрономической системам. Начала формироваться в предклассическую эру (2000 до н. э.- 250 н. э.), большинство её городов достигло пика своего развития в классический период (250 н. э. - 900 н. э.). Продолжала своё существование до прибытия конкистадоров.

Cлайд 3

Территория, которую занимала цивилизация майя. Красным выделена граница культуры майя, чёрным - территория Месоамериканской цивилизации

Cлайд 4

Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Пирамиды Майя Культура майя основана на знании законов смены времен года и движения планет. Опираясь на эти знания, они определяли местоположение для своих религиозных центров, которые порой превращались в настоящие обсерватории, состоявшие из нескольких пирамид, связанных переходами. В доколумбовой Америке майя, несомненно, были самыми искусными архитекторами и каменщиками. Они освоили две основных техники строительного искусства: строительство сводов, позволявших создавать потолки очень большой площади, и использование цемента, позволявшее возводить прочные стены даже из некрупных камней. Начиная с IX века майя преодолели господство тольтеков, но продолжали возводить огромные сооружения, вроде храма-пирамиды Чичен-Ица.

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Руины города Майя Тикаль спрятались глубоко в джунглях Гватемалы. Над покровом джунглей возвышаются несколько храмов и дворцов города. Камни города с замысловатой резьбой на них подвержены влиянию погоды. Огромная площадь города покрыта мхом и поглощена джунглями. Единственные жители этого места - дикие животные и птицы.

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Календари майя Фрагмент стелы (Стела 1 в Ла Мохара), показывающая три колонки глифов II века н. э. Левая колонка содержит дату календаря долгого счета 8.5.16.9.9, или 156 год н. э. Две другие колонки содержат глифы эпиольмекской письменности. Дрезденский кодекс.

Cлайд 16

В IX веке произошла какая-то странная, страшная и загадочная катастрофа. После чего всякое строительство прекратилось и люди ушли с обжитых мест, а джунгли поглотили своей растительностью все города майя. К приходу конкистадоров от великих майя остались лишь небольшие разрозненные племена.

Cлайд 17

Что же случилось с империей майя, когда, по мнению некоторых ученых, в течение всего ста лет погибло не менее одного миллиона человек? По одной версии это связано с большой засухой, а также с сильными землетрясениями и даже эпидемиями малярии и лихорадки. По другой версии, которая одно время была достаточно популярной, всё это приписывалось социальным потрясениям- восстанию, массовым беспорядкам, революции. Третья версия учёных связана с периодами изменения солнечной активности, влияние которой на подъём и упадок цивилизаций было открыто американскими учёными в 90-х гг. XX века. Дело в том, что процесс образования пятен на солнца меняется через каждые 3744 года и очередной спад солнечной активности будет 23 декабря 2012 года, дата, которую индейцы считают окончанием современной пятой эпохи жизни вселенной. Исследованиями было установлено, что упадок индейской цивилизации происходил во время пика наименьшей солнечной активности. Это отразилось на гормональную активность женщин и на их плодовитость, в следствии чего численность населения майя стала резко сокращаться, а детская смертность достигла небывалых размеров за всю историю цивилизации.

Cлайд 18

Источники. http://mesoamerica.narod.ru/ http://mesoamerica.narod.ru/mayafall.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%EB%E5%ED%E4%E0%F0%FC_%EC%E0%E9%FF

Слайд 2

Ма́йя - цивилизация в Центральной Америке, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре и математической и астрономической системам. Начала формироваться в предклассическую эру (2000 до н. э.- 250 н. э.), большинство её городов достигло пика своего развития в классический период (250 н. э. - 900 н. э.). Продолжала своё существование до прибытия конкистадоров.

Слайд 3

Территория, которую занимала цивилизация майя. Красным выделена граница культуры майя, чёрным - территория Месоамериканской цивилизации

Слайд 4

Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Пирамиды Майя Культура майя основана на знании законов смены времен года и движения планет. Опираясь на эти знания, они определяли местоположение для своих религиозных центров, которые порой превращались в настоящие обсерватории, состоявшие из нескольких пирамид, связанных переходами. В доколумбовой Америке майя, несомненно, были самыми искусными архитекторами и каменщиками. Они освоили две основных техники строительного искусства: строительство сводов, позволявших создавать потолки очень большой площади, и использование цемента, позволявшее возводить прочные стены даже из некрупных камней. Начиная с IX века майя преодолели господство тольтеков, но продолжали возводить огромные сооружения, вроде храма-пирамиды Чичен-Ица.

Слайд 8

Чичен-Ица-самый крупный археологический центр культуры майя.

Слайд 9

Слайд 10

Величественные руины городов майя затеряны в джунглях.

Слайд 11

Руины города Майя Тикаль спрятались глубоко в джунглях Гватемалы. Над покровом джунглей возвышаются несколько храмов и дворцов города. Камни города с замысловатой резьбой на них подвержены влиянию погоды. Огромная площадь города покрыта мхом и поглощена джунглями. Единственные жители этого места - дикие животные и птицы.

Слайд 12

Храм воинов

Слайд 13

Рельеф храма в Яшчилане (культура майя; Мексика). Стела «D» в Киригуа.

Слайд 14

Фигурный сосуд из Каминальгую Терракота. Сосуд с росписью

Слайд 15

Календари майя Фрагмент стелы (Стела 1 в Ла Мохара), показывающая три колонки глифов II века н. э. Левая колонка содержит дату календаря долгого счета 8.5.16.9.9, или 156 год н. э. Две другие колонки содержат глифы эпиольмекской письменности. Дрезденский кодекс.

Слайд 16

В IX веке произошла какая-то странная, страшная и загадочная катастрофа. После чего всякое строительство прекратилось и люди ушли с обжитых мест, а джунгли поглотили своей растительностью все города майя. К приходу конкистадоров от великих майя остались лишь небольшие разрозненные племена.

Слайд 17

Что же случилось с империей майя, когда, по мнению некоторых ученых, в течение всего ста лет погибло не менее одного миллиона человек? По одной версии это связано с большой засухой, а также с сильными землетрясениями и даже эпидемиями малярии и лихорадки. По другой версии, которая одно время была достаточно популярной, всё это приписывалось социальным потрясениям- восстанию, массовым беспорядкам, революции. Третья версия учёных связана с периодами изменения солнечной активности, влияние которой на подъём и упадок цивилизаций было открыто американскими учёными в 90-х гг. XX века. Дело в том, что процесс образования пятен на солнца меняется через каждые 3744 года и очередной спад солнечной активности будет 23 декабря 2012 года, дата, которую индейцы считают окончанием современной пятой эпохи жизни вселенной. Исследованиями было установлено, что упадок индейской цивилизации происходил во время пика наименьшей солнечной активности. Это отразилось на гормональную активность женщин и на их плодовитость, в следствии чего численность населения майя стала резко сокращаться, а детская смертность достигла небывалых размеров за всю историю цивилизации.

Слайд 18

Источники. http://mesoamerica.narod.ru/ http://mesoamerica.narod.ru/mayafall.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%EB%E5%ED%E4%E0%F0%FC_%EC%E0%E9%FF

Посмотреть все слайды

Гуслева Анна, Шершнева Дарья 9-в класс ГБОУ 180 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Творческая работа в виде презентации была выполнена уч-ся в качестве опережающего задания в разделе "Projects" unit 10 учебного пособия "Rising Star" и позволила остальным уч-ся класса легко справиться с пониманием текста страноведческого характера.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Maya civilization.

The Maya were an Indian people who lived in Yucatan in southern Mexico before 1000 BC. Their civilization encompassed(охватывала) his influence Yucatan peninsula, the territory of the modern states, such as Guatemala, Belize, part of Honduras, El Salvador and some states in Mexico.

While Europe was still in the Dark Ages, the Maya had already developed mathematics, writing and astronomy. The “zero” in math was invented by the Maya. The Mayan calendar was more accurate than the one we use today.

The Maya were very creative in sculpture and painting. Their temples and palaces have been compared with those of ancient Greece. The ceramics which have been found at many sites in Mexico prove how skilful they were.

Sacrifices were part of religious activity in the culture of the Maya, they included slaughtering animals or cupping of the community during the rituals conducted under the direction of the priests.

Sacrifice - a feature of almost all pre-modern societies at a certain stage of their development and in general for similar reasons: to appease the gods and to fulfill the commitments are felt to them.

The Maya’s life.

Seven million descendants of the Mayan civilization still survive today. Today’s art is still produced using ancient techniques and is now becoming famous all over the world.

If you want to know about Maya more, you can see the film “APOCALYPTO” (18 +)

Thank you for your attention. Made by: Gusleva Anna Shershneva Dasha 9 ”V”

1 слайд

Военное дело Междоусобицы и войны Майя часто воевали друг с другом. Некоторые историки даже видят в этом главную причину упадка классической культуры майя. Войны в цивилизации древних майя велись по многим причинам, служившим политическим, экономическим или религиозным целям. Частой причиной войны служил контроль над конкурирующими городами-государствами, таким образом, войны велись с целью сместить с чужого трона конкурирующую династию, посадив на него подконтрольного правителя. В политическом смысле главной была репутация, заработанная в войне правителем-победителем. В экономическом смысле победа над противником давала выход к новым торговым путям, а также часть населения побеждённого города-государства порабощалась. Для религиозных целей победоносная война служила захватом новых людей, которые в будущем приносились на религиозных церемониях в жертву. Примечательно отметить, что войны классического периода не ставили своей задачей захват территории противника и присоединение завоёванных земель к городу-победителю. Таким образом, образования мощного единого государства майя в эпоху классического периода не произошло. Вооружение Воины майя использовали в битвах боевые дубины, духовые трубки, ножи, копья, топоры, маканы и прочее оружие. Также использовались стрелы и листья. Лист при этом скручивался в трубку, через которую в противника пускались стрелы, зачастую с заражёнными наконечниками. Шлемы использовались майя редко, однако майя использовали в бою щиты из древесины и кожи животных. На вооружении майя также были деревянные мечи со вставленными в них кремнёвыми лезвиями и приспособления, напоминающие пращу. Интересные приспособления, как правило, кожаные жгуты, которые зажимались пальцами или надевались на запястье руки. Работали они как вспомогательная катапульта, для более дальних бросков коротких копий (дротиков), с использованием этих приспособлений дальность метания увеличивалась в два раза.

2 слайд

Архитектура Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощённая в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя - антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощрённость линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды, устремлённые вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности. Храм в Паленеке.

3 слайд

Одежда Основным одеянием мужчин была набедренная повязка (эш); она представляла собой полосу ткани шириной в ладонь, которую несколько раз обёртывали вокруг талии, затем пропускали между ног так, чтобы концы свисали спереди и сзади. Набедренные повязки именитых персон «с великой заботливостью и красотой» украшались перьями или вышивкой. На плечи набрасывали пати - накидку из прямоугольного куска ткани, также украшенную сообразно общественному положению её владельца. Знатные люди добавляли к этому наряду ещё длинную рубаху и вторую набедренную повязку, похожую на запашную юбку. Их одежды были богато декорированы и выглядели, вероятно, очень красочно, насколько можно судить по сохранившимся изображениям. Правители и военачальники иногда носили вместо накидки шкуру ягуара или закрепляли её на поясе. Одежда женщин состояла из двух основных предметов: длинного платья (куб), которое либо начиналось над грудью, оставляя плечи открытыми, либо (как, например, на Юкатане) представляло собой прямоугольный кусок материи с прорезями для рук и головы, и нижней юбки. Судя по сохранившимся изображениям, платье и юбка могли носиться как вместе, так и отдельно; в последнем случае грудь оставалась открытой (вероятно, тот или иной способ ношения определялся социальным статусом женщины или местными обычаями). Верхней одеждой, как и у мужчин, служила накидка, но более длинная. Все предметы одежды украшались многоцветными узорами. Костюм короля Майя Уйпил - традиционная женская одежда индейцев Майя

4 слайд

Искусство Искусство древних майя достигло пика своего развития во время классического периода (около 250 года - 900 года н. э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира, поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были уничтожены либо инквизицией, либо временем. Каменный рельеф подэнего периода в искусстве майя

5 слайд

6 слайд

Майя Ма йя - цивилизация Мезоамерики, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начало её формирования относят к предклассической эре (2000 г. до н. э. - 250 г. н. э.), большинство городов майя достигло пика своего развития в классический период (250-900 гг. н. э.). К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке.

7 слайд

История Ранний доклассический период (около 2000-900 годов до н. э.) На раннем доклассическом этапе развития майя появляются поселения и развивается земледелие в районах расселения. Первые отнесённые к цивилизации майя построения в Куэйо (Белиз) датированы приблизительно 2000 годом до н. э. Из этого места происходит расселение племён майя на север до Мексиканского залива. В Копане (Гондурас) охотники селятся около 1100 года до н. э. На раннем доклассическом этапе был основан город Ламанай (Белиз). Средний доклассический период (около 899-400 годов до н. э.) В среднем доклассическом периоде развития происходит дальнейшее расселение майя, развивается торговля между городами. Около 700 года до н. э. в Месоамерике появляется письменность.В искусстве майя этого периода заметно влияние ольмекской цивилизации. Поздний доклассический период (около 400 года до н. э. - 250 года н. э.) Приблизительно 400 годом датируется изображение самого раннего солнечного календаря майя, высеченного на камне. Майя принимают идею иерархического общества, управляемого королями и лицами королевской крови. Основание города Теотиуакана относится также к позднему доклассическому периоду Ранний классический период (около 250-600 годов н. э.) Самая ранняя, датируемая 292 годом н. э. стела в Тикале изображает фигуру правителя Кинич-Эб-Шока. Около 500 года Тикаль становится «сверхдержавой», жители Теотиуакана поселяются в нём, неся с собою новые обычаи, ритуалы, в том числе сопровождаемые жертвоприношениями. В 562 году разражается война между городами Калакмуль и Тикаль, в результате которой правитель Калакмуль пленяет правителя Тикаля Яш-Эб-Шока II и приносит его в жертву. Поздний классический период (около 600-900 годов н. э.) Цивилизация майя классического периода представляет собой территорию городов-государств, каждый из которых имеет своего правителя. Распространившаяся на весь Юкатан культура майя переживает эпоху своего расцвета, в этот период были основаны города Чичен-Ица (ок. 700 года), Ушмаль и Коба. Города соединяют дорогами, так называемыми сакбе.