08:32 pm - Приказ МВД РФ №870 дсп (часть 1)
Текст приказа, на основе которого в декабре 2004 года сотрудники милиции избивали жителей башкирского города Благовещенск.

Приказ МВД РФ №870 дсп
"О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах"

Приказ МВД РФ от 10 сентября 2002 г. № 870 дсп
Наставление по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах:

I. Общие положения

I.II. Система управления
I.III. Мероприятия по обеспечению сбора и приведению в степени готовности сил и средств для действий при чрезвычайных обстоятельствах


I.VI. Особенности создания группировки сил и средств и ее применения по задачам при чрезвычайных обстоятельствах
I.VII. Расчет на перевозку сил и средств различными видами транспорта
I.VIII. Обеспечение действий сил и средств при чрезвычайных обстоятельствах
I.IX. Организация взаимодействия
I.X. Меры безопасности

II. Планирование действий органов внутренних дел и применения внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах
II.I. Основные требования к планированию
II.II.Структура и содержание плана действий при чрезвычайных обстоятельствах

III. Подготовка сил и средств к действиям при чрезвычайных обстоятельствах

IV. Оценочные показатели готовности органов внутренних дел (образовательных учреждений МВД России) к действиям при чрезвычайных обстоятельствах

Наставление по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах

I. Общие положения

1. Наставление по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах [Далее - "Наставление"] определяет порядок и содержание подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России [Далее - "внутренние войска"] к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций).

2. Правовой основой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск при выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты, а также настоящее Наставление.

3. Для целей настоящего Наставления применяются следующие основные термины и определения:

3.1. События, произошедшие в социальной, техногенной сферах и природной среде, процессы и явления, существенно влияющие на жизнедеятельность людей, общества и государства и требующие принятия специальных мер по защите среды обитания, жизни, здоровья, прав и свобод граждан, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения и по восстановлению нормальной работы различных объектов жизнеобеспечения определяются как чрезвычайные обстоятельства [Далее - "ЧО"].

3.2. Чрезвычайная ситуация [Далее - "ЧС"] - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [Федеральный закон № 68 ФЗ от 21 12.94г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (Собрание законодательства Российской Федерации. 1994, № 35, ст. 2348)].

3.3. Чрезвычайное положение [Федеральный конституционный закон № 3-ФКЗ от 30.05.2001 г. «О чрезвычайном положении»,Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 23, ст.2277.] - это вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

3.4. Объект, определенный планами и иными руководящими документами, вышестоящими руководителями, имеющий значение для обеспечения государственного управления и местного самоуправления, жизнедеятельности людей и работы организаций считается важным объектом.

3.5. Обстановка, сложившаяся в результате возникновения чрезвычайных обстоятельств, введения чрезвычайного положения, при проникновении или действиях на обслуживаемой территории диверсионно-разведывательных и террористических групп, угрозы применения или применение ими оружия массового поражения, характеризующаяся повышенной степенью опасности для жизни людей, деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, работы организаций, сохранности материальных ценностей определяется как особые условия.

3.6. Для обеспечения межотраслевого управления силами и средствами органов внутренних дел, образовательных учреждений, соединений (воинских частей) внутренних войск при выполнении задач в особых условиях создается оперативный штаб [ Далее - «ОШ»].

3.7. Для обеспечения оперативного управления, создаваемый для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения создается объединенный оперативный штаб [Далее - «ООШ»].

3.8. Сосредоточенные на определенной территории для выполнения конкретной задачи при чрезвычайных обстоятельствах органы управления, подразделения (части подразделений) органов внутренних дел со штатным вооружением, специальными средствами и техникой (средствами усиления), воинские части (подразделения) внутренних войск, подразделения взаимодействующих органов, сформированные в группы по предназначению (оперативно-служебного и служебно-боевого применения), объединяются в группировку сил и средств.

4. Заблаговременная подготовка органов внутренних дел и внутренних войск проводится с целью обеспечения высокой оперативно-служебной и служебно-боевой готовности органов внутренних дел и внутренних войск к выполнению задач при возникновении ЧО.
Эта цель достигается:

планированием действий органов внутренних дел и внутренних войск к выполнению задач при возникновении ЧО (План действий органов внутренних дел при ЧО [Далее - «План»]);
подготовкой (обучением) личного состава и слаживанием элементов группировки сил и средств, а также органов управления к выполнению задач и функций при возникновении ЧО;
осуществлением проверки готовности сил и средств к действиям при ЧО в ходе проведения инспектирования, контрольных проверок, комплексных и целевых (самостоятельных) выездов в:
МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России, образовательных учреждениях профессионального образования МВД России, округах, соединениях, военных образовательных учреждениях профессионального образования внутренних войск МВД России - не реже одного раза в год;
горрайлинорганах внутренних дел, воинских частях внутренних войск МВД России - не реже одного раза в полугодие; подразделениях горрайлинорганов внутренних дел, в войсковых нарядах воинских частей внутренних войск МВД России - ежемесячно.

I.I. Задачи органов внутренних дел и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах

5. Задачи органов внутренних дел и внутренних войск при ЧО в соответствии с законодательством Российской Федерации состоят в следующем:

участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований;
ликвидация банд;
освобождение заложников;
участие в предупреждении и пресечении (подавлении) вооруженного мятежа;
пресечение массовых беспорядков;
участие в пресечении захвата важных объектов;
участие в пресечении массовых беспорядков в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы;
участие в пресечении террористических акций на объектах, обслуживаемых органами внутренних дел;
участие в освобождении заложников в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
розыск и задержание вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров);
пресечение блокирования транспортных коммуникаций;
участие в предупреждении и пресечении угона транспортных средств;
участие в ликвидации последствий ЧС техногенного и природного (экологического) характера;
оказание содействия органам и войскам ФПС России в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации;
пресечение захвата собственных объектов органа внутренних дел (внутренних войск);

6. В целях эффективного и целесообразного использования сил и средств, привлекаемых для выполнения задач при ЧО, территория (в границах административного деления), обслуживаемая органом внутренних дел, по решению его руководителя, может условно разбиваться на оперативные зоны (направления), в которых назначается старший оперативный начальник.

7. Руководители ГУ МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации при выполнении задач при ЧО являются старшими оперативными начальниками для соединений, воинских частей, подразделений внутренних войск, дислоцированных (передислоцированных) на обслуживаемой территории.
Задачи, к которым привлекаются внутренние войска, устанавливаются решением руководителей органов внутренних дел (ОШ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации) [С учетом основной задачи, выполняемой соединением, воинской частью и подразделением по своему предназначению.] по согласованию со штабами округов [Либо других объединений внутренних войск.] внутренних войск.
Совместные действия органов внутренних дел и внутренних войск по выполняемым задачам согласуются на этапе планирования и уточняются в процессе повседневной оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, а также на учениях (других учебных мероприятиях).

I.II. Система управления

8. Система управления силами и средствами при ЧО включает в себя органы управления, пункты управления, средства управления (средства связи, системы автоматизированного управления, электронную организационную технику).
Органом управления при резком осложнении оперативной обстановки и кризисных ситуациях являются дежурная часть и ОШ.
Дежурная часть до сбора состава ОШ самостоятельно принимает необходимые решения, отдает соответствующие распоряжения нарядам с последующим докладом начальнику органа внутренних дел в соответствии с Наставлением по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации [Приказ МВД России от 26.02.2002 г. №174дсп. зарегистрирован в Минюсте России 13.05.2002 г. №3425].
Во внутренних войсках органами управления являются главный штаб внутренних войск, штабы объединений, соединений и воинских частей.
При введении ЧП организация и управление действиями привлекаемых сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск осуществляется ОШ органа внутренних дел, который подчиняется коменданту территории, на которой введено ЧП.
Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим ЧП. в составе комендатуры территории, на которой введено ЧП, указом Президента Российской Федерации может быть создан ООШ из представителей органов, обеспечивающих режим ЧП ООШ руководит комендант территории, на которой введено ЧП.

9. ОШ создаются в МВД России, ГУ МВД России по федеральным округам, в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, горрайорганах внутренних дел, а также УВДТ и УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России.
Организационная структура, персональный состав и должностные обязанности членов ОШ определяются начальником соответствующего органа внутренних дел и объявляются его приказом. Для обеспечения работы при ОШ может создаваться рабочий аппарат (группа).
ОШ возглавляет руководитель органа внутренних дел, а заместителями назначаются его штатные заместители, командир соединения (воинской части, подразделения) внутренних войск, дислоцированного на территории обслуживания. Исходя из оперативной обстановки и масштабов ЧО руководитель ОШ может делегировать свои полномочия одному из своих заместителей. В случае привлечения в установленном порядке к действиям при ЧО воинских частей (подразделений) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, их командиры (руководители) по согласованию с соответствующими командирами (руководителями) назначаются заместителями руководителя ОШ.
Членами ОШ по взаимной договоренности могут назначаться руководители отраслевых подразделений органов внутренних дел, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, силы и средства которых привлекаются к действиям при выполнении задач на территории обслуживания.
Последовательность действий руководителя ОШ, его заместителей и членов определяется исходя из общих положений работы с учетом особенностей возникновения ЧО, местных условий и конкретных задач, решаемых при ЧО.
При получении данных о резком осложнении оперативной обстановки ОШ должен:

обеспечить сбор и уточнение информации;
оценить и спрогнозировать возможный ход развития ситуации;
отдать предварительные распоряжения на приведение сил и средств к действиям;
организовать управление группами оперативного построения;
обеспечить взаимодействие с вышестоящим ОШ, а также с иными привлекаемыми органами исполнительной власти при привлечении их сил и средств;
информировать руководство соответствующих органов внутренних дел о складывающейся обстановке,
подготовить предложения и расчеты для принятия решения;
оформить решения руководителя ОШ, довести их до личного состава и обеспечить контроль за их реализацией;
организовать перегруппировку сил и средств, их оперативно-служебное, служебно-боевое применение;
подготовить донесение в вышестоящий ОШ (орган внутренних дел).
В ходе выполнения оперативно-служебных (служебно-боевых) задач, возникших в связи с резким осложнением оперативной обстановки, ОШ должен:
обеспечить непрерывное управление, устойчивую и своевременную связь с подчиненными подразделениями и взаимодействующими органами;
осуществлять сбор сведений об обстановке, анализировать поступающую информацию и готовить предложения по использованию (перегруппировке) сил и средств;
принимать меры к обеспечению подчиненных подразделений необходимыми материально-техническими средствами;
готовить донесения о ходе и результатах выполнения задач;
доводить принимаемые решения до личного состава и контролировать их выполнение;
поддерживать взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
информировать взаимодействующие органы об изменении обстановки и необходимости проведения дополнительных совместных мероприятий.

Непосредственную подготовку ОШ к работе организует его руководитель.

10. Для работы ОШ и управления подразделениями в различных условиях разворачиваются пункты управления - центр оперативного управления [Далее - «ЦОУ». В горрайлгаюрганах внутренних дел пункт оперативного управления (ПОУ). Во внутренних войсках непосредственное управление привлекаемыми силами и средствами при ЧО осуществляется в соответствии с имеющейся системой управления.], запасный пункт управления либо дублирующий и вспомогательные пункты управления [Далее соответственно - «ЗПУ, ДПУ, ВПУ».]. Основным пунктом управления при выполнении задач при ЧО является ЦОУ. ЦОУ разворачивается непосредственно в здании органа внутренних дел, как правило, вблизи помещений дежурной части. Предназначенное для ЦОУ помещение заблаговременно готовится и оборудуется всем необходимым (автоматизированными рабочими местами, различными средствами связи, оргтехникой, местами организации жизнедеятельности). При выходе из строя ЦОУ перебазируется на ЗПУ либо при необходимости на ДПУ (сформированного на базе одного из подчиненных органов, подразделений)
Для управления группировкой сил и средств непосредственно на местности, выполнения отдельных задач и руководства специальными операциями выделяются ВПУ. На ВПУ ОШ может переместиться в полном составе либо из его состава для этих целей выделяются группы управления ОШ [Далее - «ГУОШ»]. Все пункты управления должны иметь возможность выполнять управленческие функции в полном объеме.

11. Для обеспечения управления силами и средствами при ЧО создается совместная (объединенная) система связи, в которой взаимоувязываются действующая система связи МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России и внутренних войск, территориальная система связи Вооруженных Сил Российской Федерации [Далее - «ТСС ВС»], сеть правительственной связи, сети связи ФСБ России и ФПС России.
Система связи выполняет задачи по обеспечению обмена всеми видами информации в системе управления подразделениями органов внутренних дел, внутренних войск и включает:

узлы связи;
коммутационные центры;
средства радио- и спутниковой связи; линии связи различного назначения, соединяющие их между собой и с узлами связи взаимодействующих систем связи;
сеть фельдъегерско-почтовой связи;
систему технического обеспечения связи и автоматизированную систему управления [Далее - «АСУ»];
резерв сил и средств связи.

АСУ и электронно-вычислительная техника [Далее - «ЭВТ».] должны использоваться для автоматизации процессов передачи информации, сигналов управления и оповещения, сбора, обработки и выдачи на рабочие места состава оперативного штаба данных обстановки, а также для проведения оперативно-тактических расчетов. АСУ включает в себя стационарные и подвижные информационно-вычислительные центры и пункты, локальные вычислительные сети, автоматизированные рабочие места.
Скрытость мероприятий обеспечивается путем использования установленных позывных, переговорных таблиц, кодированных карт. При этом использование открытых каналов связи при выполнении стоящих задач допускается только для передачи сигналов оповещения, сообщений о происшествиях, а также управление подразделениями (силами) без раскрытия замысла действий.
Радиоданные, позывные узлов связи пунктов управления и должностных лиц органов внутренних дел, ключевые документы и другие данные по связи, как правило, разрабатываются заблаговременно и рассылаются в подчиненные органы внутренних дел. В ходе планирования связи в перечисленные документы могут вноситься уточнения.

12. В целях управления элементами группировки сил и средств составляется схема управления и связи, где отображаются пункты управления, между которыми организуется связь, виды связи на информационных направлениях и какими средствами связи они обеспечиваются.

II.II. Мероприятия по обеспечению сбора и приведению в степени готовности сил и средств

13. Мероприятиями по обеспечению сбора и приведению в степени готовности органов управления и групп оперативного построения для действий при ЧО являются:
установление сигналов оповещения для сбора личного состава, привлекаемого к действиям при ЧО;
создание системы оповещения привлекаемого для этих целей личного состава;
организация и проведение мероприятий по приведению сил и средств в степени готовности.

14. Сигналы оповещения, установленные настоящим Наставлением (приложение № 1), являются едиными для органов внутренних дел, образовательных учреждений МВД России, объединений, соединений, воинских частей и военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск МВД России [Далее - «военно-учебные заведения внутренних войск».]. Сигналы оповещения уточняются МВД России.

15. Система оповещения реализуется через план оповещения и сбора личного состава органа внутренних дел (образовательного учреждения МВД России), который является приложением к Плану.
Оповещение осуществляют дежурные части органов внутренних дел и дежурные службы внутренних войск.
Корректировка плана оповещения и сбора осуществляется при изменении организационно-штатной структуры, при изменении списочной численности личного состава и движении сотрудников, а также по мере увеличения технических возможностей систем связи и оповещения органов внутренних дел.

16. Для сокращения сроков приведения в готовность сил и средств, устанавливаются степени готовности № 2 и № 1, которые, если не установлено иное, вводятся последовательно.

17. При приведении в степень готовности № 2: проводится оповещение и сбор личного состава, который переводится на казарменное положение; боевая и специальная техника, транспортные средства выводятся на место построения (в зимнее время остаются на стоянках, в хранилищах до посадки личного состава); средства связи и автоматизации управления готовятся к работе; боеприпасы, подвижные запасы материальных средств, специальные и технические средства грузятся на транспортные средства; боеприпасы на руки не выдаются; задачи не ставятся.
Время приведения личного состава в степень готовности № 2 составляет для:

органов внутренних дел - 1 час 30 минут;
соединений (воинских частей) внутренних войск - 1 час 30 минут, для подразделений первой очереди - 30 минут, для подразделений второй очереди (выделяемых для совместных действий с органами внутренних дел по планам) -1 час 30 минут, для дежурных подразделений воинских частей по охране важных государственных объектов - 10 -15 минут.

В случае привлечения к перевозке личного состава и материальных средств автотранспорта сторонних организаций время приведения личного состава в готовность № 2 может быть увеличено на время, необходимое для прибытия этого автотранспорта в места сбора.

18. При введении в степень готовности № 1 осуществляется экипировка личного состава, выдача ему оружия и боеприпасов, производится посадка личного состава на транспорт, ставятся задачи группам. Боеприпасы выдаются на руки или грузятся на транспортные средства в штатной укупорке.

19. Степень готовности № 1 может вводиться, минуя степень готовности № 2. В органах внутренних дел, соединениях (воинских частях) внутренних войск срок приведения в степень готовности № 1 из степени готовности № 2 составляет 30 минут, минуя степень готовности № 2 - 1 час 30 минут. Во внутренних войсках для подразделений первой очереди и дежурных подразделений воинских частей по охране важных государственных объектов срок приведения в степень готовности № 1 из степени готовности № 2 составляет 5 минут, минуя степень готовности № 2 - 30 минут и 10-15 минут соответственно.
Время перехода личного состава к действиям после выполнения мер по приведению в степень готовности № 1 (с получением приказа) осуществляется немедленно.

20. Приводить в степени готовности № 2 и № 1 имеют право:

Министр внутренних дел Российской Федерации [Далее - «Министр».] - силы и средства на всей территории Российской Федерации, в одном или нескольких федеральных округах;
начальники ГУ МВД России по федеральным округам (по поручению Министра) - на всей территории федерального округа, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, подразделения УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России в пределах федерального округа;
министр внутренних дел, начальники (лица, выполняющие их обязанности) ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России (с последующим немедленным докладом Министру) - МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, подразделения УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России;
главнокомандующий внутренними войсками МВД России объединения, соединения (части), а по поручению Министра - все внутренние войска;
командующий войсками объединения - соединения (воинские части);
министр внутренних дел, начальник (лицо, выполняющее его обязанности) ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации - горрайорганы внутренних дел;
министр внутренних дел, начальник (лицо, выполняющее его обязанности) ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации (в условиях, не терпящих отлагательства, с последующим немедленным докладом Министру) - образовательные учреждения МВД России, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, резервы (сводные отряды) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

I.IV. Силы и средства, привлекаемые к действиям при чрезвычайных обстоятельствах

21. К действиям при ЧО привлекаются органы внутренних дел, подразделения милиции общественной безопасности и криминальной милиции, соединения и воинские части внутренних войск, образовательные учреждения МВД России.

22. Расчет сил, привлекаемых к действиям при ЧО, осуществляется исходя из следующих норм:

органы внутренних дел в пункте постоянной дислокации - до 60 % , за пределами пунктов постоянной дислокации - до 50 % списочной численности личного состава;
образовательные учреждения МВД России с двухлетним сроком обучения - 40 %, с трех - пятилетним сроком обучения - 50 % списочной численности личного состава;
численность личного состава, количество вооружения и техники для выполнения задач соединениями, воинскими частями, военно-учебными заведениями внутренних войск [Задачи при чрезвычайных обстоятельствах, как правило, выполняют в полном составе.] определяются их штабами совместно со штабами органов внутренних дел исходя из оперативной обстановки;
из органов и подразделений УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО, ГУВО СОБ МВД России при возникновении ЧО вне объектов транспорта и охраняемых объектов (зоны ответственности) в оперативный штаб территориального органа внутренних дел выделяются оперативные группы для координации действий.

Для обеспечения режима ЧП в установленном нормативно-правовыми актами Российской Федерации по введению ЧП порядке используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также исключительных случаях на основании указа Президента Российской Федерации привлекаются Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы

I.V. Расчеты сил и средств для выполнения задач при чрезвычайных обстоятельствах

23. Расчеты сил и средств производятся с целью создания оптимальной группировки, необходимой для выполнения задач при ЧО.

24. Для выполнения оперативно-розыскных мероприятий и ведения разведки могут создаваться оперативная группа, оперативно-поисковая группа войсковой, воздушной и радиотехнической разведки. Для выполнения предупредительных мероприятий могут создаваться группы ведения переговоров, оцепления, организации дорожного движения, патрулирования, эвакуации, ликвидации угрозы взрыва, охраны, маневренная группа. Для силовых действий могут создаваться группы блокирования, разграждения, специальных средств, захвата, штурмовая группа, групп рассредоточения, изъятия, окружения, прикрытия и огневой поддержки, артиллерийская группа и группа конвоирования. Для осуществления следственных действий создаются группа документирования, следственная группа, группа обеспечения фильтрационного пункта, группы прикрытия и охраны.
При необходимости могут создаваться группы тушения пожаров, проведения неотложных аварийно-спасательных работ, медицинского, тылового (материально-технического), технического обеспечения, взаимодействия со средствами массовой информации.

25. В целях оперативного реагирования на возможные резкие осложнения оперативной обстановки и на случай непредсказуемости развития ситуации (прорыва через рубежи оцепления и блокирования больших групп, резкого увеличения размаха массовых беспорядков и увеличения активности действий участников массовых беспорядков, замедления движения групп блокирования и рассредоточения) создаются (выделяются) тактические, оперативные, региональные (окружные) резервы. Численность резерва определяется в зависимости от наличия сил и средств, которые могут быть высвобождены для этих целей.

26. При передислокации (совершении марша) сил и средств в район выполнения задач в целях организованного выдвижения и своевременного прибытия, а также при расположении на месте может создаваться комендантская служба и организовываться охранение. Их численность определяется на основании соответствующих документов.

27. Одновременно с расчетом численности групп производится расчет средств, необходимых для каждой группы. Расчет производится с учетом характера действий групп, обстановки, в которой им предстоит действовать, и наличия этих средств.
После проведения расчетов определяется от каких служб (подразделений) будут выделяться личный состав и необходимые средства. При этом учитывается предназначение служб (подразделений), уровень их подготовки и наличие необходимых средств (вооружения, специальных средств, автотранспорта, средств связи).

28. При недостатке сил и средств установленным порядком могут привлекаться силы и средства (резервы) по расчетам и решению старшего оперативного начальника (командира).

29. Принципиальные схемы действий группировки сил и средств при ЧО изготавливаются (разрабатываются) на листах бумаги (как правило, формата А- 4 в выбранном масштабе), схемах, планах, картах. На них определяются и наносятся районы сосредоточения, маршруты выдвижения, рубежи развертывания, исходное положение элементов группировки, направления действий, ближайшая и последующая задачи групп, создаваемых для силовых действий, места расположения пунктов управления, резервов, вероятные варианты действий преступников (противника), места проникновения (выхода) на охраняемый (потенциально опасный) объект и деблокирования.

24 мая 2005 г. председатель Комитета "За гражданские права" Андрей Бабушкин и эксперт Института прав человека Лев Левинсон обнародовали подготовленное ими экспертное заключение по "Наставлению по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах" (Утверждено Приказом МВД России от 10 сентября 2002 г. № 870 ДСП).

В заключении сделаны выводы о том, что "Наставление" грубо нарушает российское и международное законодательство, и рекомендовано потребовать от Генеральной прокуратуры опротестовать Приказ № 870 ДСП через суд и привлечь к уголовной ответственности должностное лицо, издавшее этот приказ (то есть Бориса Грызлова, который возглавлял МВД в сентябре 2002 г.).

Публикуем экспертное заключение А. Бабушкина и Л. Левинсона.

Заключение на Наставление по планированию и подготовке сил средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах

Приказом МВД России от 10 сентября 2002 года № 870 ДСП утверждено Наставление по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайны обстоятельствах.

Допуская широкий и выходящий за рамки законности перечень "специальных мер" при возникновении чрезвычайных обстоятельств, Наставление содержит необоснованно широкое определение "чрезвычайных обстоятельств", провоцирующее произвольное отнесение к таковым фактически любых преступных посягательств и нарушений общественного порядка.

Чрезвычайными обстоятельствами, согласно пункту 2.1 Наставления, предлагается считать, в частности, "события, происшедшие в социальной: среде, процессы и явления, существенно влияющие на жизнедеятельность людей, общества и государства и требующие принятия специальных мер по защите среды обитания, жизни, здоровья, прав и свобод граждан, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения". Такое определение, не содержащее четких и строгих критериев, относит принятие решения о возникновении чрезвычайных обстоятельств к исключительному усмотрению правоприменителя.

Законодательство, регулирующее деятельность милиции, не содержит понятия "чрезвычайные обстоятельства". Данное понятие используется в Федеральном законе "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" и Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе", при этом его правовой смысл раскрывается только в последнем из названных законов. Согласно статье 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", к чрезвычайным обстоятельствам относятся "ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации". В свою очередь, под чрезвычайной ситуацией, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", понимается "обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей".

Таким образом, относить к чрезвычайным обстоятельствам "события в социальной среде", "процессы и явления, существенно влияющие на жизнедеятельность людей" и применять в случае возникновения таких событий, процессов и явлений "специальные меры" нет никаких правовых оснований.

Комплекс "специальных мер", перечисленных в Наставлении, предполагает существенное ограничение прав граждан, применение силы, специальных средств и оружия. При отсутствии определенных указаний на обстоятельства, дающие основания для таких действий, их нельзя считать законными.

В статье 5 Закона РФ "О милиции" закреплено, что "всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом". Согласно статье 7 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" "всякое ограничение прав и свобод человека и гражданина военнослужащими внутренних войск при исполнении ими служебных обязанностей допустимо лишь на основании и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации".

Пунктом 36 указанного Наставления предусмотрены "действия по ликвидации бандитов в месте сбора банды", для чего создаются оперативная, специальная оперативная, оперативно- поисковая и иные группы. При этом действия "по ликвидации бандитов" рассматриваются в рамках пункта 36, который предусматривает "ликвидацию банд: по двум вариантам: задержание бандитов в местах их проживания и в месте сбора нахождения) банды". Таким образом из указанного пункта наставления вытекает, что могут "планироваться действия по ликвидации бандитов" после "задержания бандитов в местах их сбора".

Пунктом 24 данного Наставления предусмотрено, что для осуществления следственных действий при чрезвычайных обстоятельствах может создаваться группа обеспечения фильтрационного пункта.

Пунктом 33, 34, 36, 40 наставления предусмотрено, что при проведении спец.операции по пресечению захвата судов водного транспорта, пресечению захвата и угона подвижного состава, ликвидации бандитов в месте сбора банды, выполнении задач по предупреждению и пресечению блокировки транспортных коммуникаций создаются фильтрационное пункты.

В соответствие со ст. 20 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь.

Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Часть 1 статьи 6 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. предусматривает: "Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни".

Согласно статье 2 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. лишение жизни не рассматривается как совершенное в нарушение данной статьи, если является результатом применения силы, не более чем абсолютно необходимой, для защиты любого лица от незаконного насилия, для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях, в случае действий, предусмотренных законом, для подавления бунта или мятежа.

Статья 108 УК РФ подразумевает, что не наступает уголовной ответственности за убийство в состоянии необходимой обороны и при задержании преступника, если не было превышено мер, необходимых для его задержания.

Закон РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (с последующими изменениями), статья 24 Федерального закона "Об оружии" от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ, статьи 25, 28 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ (с последующими изменениями)устанавливают исчерпывающий перечень случаев, когда работники этих органов могут действовать с угрозой для жизни людей.

Таким образом, если субъектами указанных действий выступают сотрудники милиции, находящиеся при исполнении должностных обязанностей, то эти действия могут быть совершены ими только при условии соблюдения предписаний ст. 15 Закона РФ "О милиции". Указанная статья устанавливает девять исчерпывающих и не подлежащих расширительному толкованию оснований для применения огнестрельного оружия, в том числе:

1) для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;

2) для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;

5) для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;

6) для пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.

Между тем понятие "ликвидации бандитов в месте сбора банды"

предусматривает убийство с применением огнестрельного оружия лиц, которых сотрудники милиции считают бандитами, вне зависимости от наличия оснований, предусмотренных ч.1 ст. 15 Закона РФ "О милиции". При этом:

Отсутствуют критерии, на основании которых можно было бы установить, что лица, находящиеся "в месте сбора банды", являются членами банды;

Неясно, кто и каким образом признает "ликвидируемых лиц" членами банды;

Отсутствуют основания, на основании которых можно считать, что "ликвидируемые лица", подпадают под критерии, установленные ч. 1 ст. 15 ФЗ "О милиции";

Действия по "ликвидации членов банды", предписываемые сотрудникам милиции, могут влечь большую общественную опасность, нежели действия ликвидируемой банды, так как объектом посягательства банды является имущество и здоровье граждан и имущество организаций, а объектом посягательства сотрудников внутренних органов и внутренних войск МВД РФ является в данном случае жизнь граждан.

Резолюцией Экономического и Социального Совета ООН 1989/65 от 24 мая 1989 г. "Эффективное предупреждение и расследование внезаконных, произвольных и суммарных казней" приняты Принципы эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней, в соответствие с п.1 которых Правительства в законодательном порядке устанавливают запрет на все незаконные, произвольные и суммарные казни и обеспечивают, чтобы любые такие казни признавались преступлениями в соответствии с их уголовным законодательством и чтобы за их совершение предусматривались надлежащие меры наказания, учитывающие серьезность таких преступлений. Исключительные обстоятельства, в том числе состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любые другие чрезвычайные ситуации в государствах, не могут служить основанием для таких казней. Такие казни не производятся ни при каких обстоятельствах, включая, в частности, ситуации, связанные с внутренним вооруженным конфликтом, чрезмерным или незаконным применением силы государственным должностным лицом или иным лицом, действующим в официальном качестве, или лицом, действующим по подстрекательству или при явном или молчаливом согласии такого лица, и ситуации, когда смерть наступает во время содержания под стражей. Этот запрет имеет преимущественную силу перед постановлениями, издаваемыми исполнительной властью.

Однако п. 36 рассматриваемого Наставления вводится разрешение на применение внезаконных, произвольных и суммарных казней через понятие "действий по ликвидации бандитов в месте сбора банды" и предусматривает распределение обязанностей и ресурсы, направленные на совершение указанного преступления.

В соответствие со ст. 22 Конституции РФ, каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Основания для задержания лица на 48 часов до судебного решения предусмотрены Уголовно- процессуальным кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Статья 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. предусматривает, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в случаях и в порядке, установленном законом:

a. законное содержание лица под стражей после его осуждения компетентным судом;

b. законный арест или задержание лица за невыполнение законного решения суда или с целью обеспечения выполнения любого обязательства, предписанного законом;

c. законный арест или задержание лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным судебным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;

d. задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задержание, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;

e. законное задержание лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;

f. законный арест или задержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче. Каждое лицо, подвергнутое аресту или задержанию в соответствии с положениями подпункта "c" пункта 1 настоящей статьи, незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять судебные функции, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Каждый, кто лишен свободы путем ареста или задержания, имеет право на разбирательство, в ходе которого суд безотлагательно решает вопрос о законности его задержания и выносит постановление о его освобождении, если задержание незаконно. Каждый, кто стал жертвой ареста или задержания в нарушение положений настоящей статьи, имеет право на компенсацию.

Между тем, создание фильтрационных пунктов и помещение в такой пункт задержанных лиц не соответствует требованиям, установленным ст. 5 Европейской Конвенции, в том числе п."с" ст. 5, так как доставление лица в фильтрационный пункт, насильственное удержание и содержание в нем не может быть признано законным, в связи с отсутствием в федеральном законодательстве понятия "фильтрационный пункт". Создание таких пунктов вступает в противоречие, как с требованием ст. 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", согласно которой местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности, так и со ст. 11 Закона "О милиции", содержащей исчерпывающий перечень случаев, когда сотрудники милиции вправе доставлять и задерживать граждан. Никаких фильтрационных пунктов и насильственного удержания в них граждан указанные нормы закона не предусматривают.

Фактически указанным Наставлением предусмотрена возможность создания органами внутренних дел в условиях чрезвычайных обстоятельств собственной, не основанной на законе, действующей на основе принципов и норм, не предусмотренных законом, не подлежащей прокурорскому надзору и общественному контролю системы мест принудительного содержания.

В соответствии с п. 77 Наставления для подготовки сил и средств к действиям при чрезвычайных обстоятельствах проводятся "тактико-специальные (тактические) учения по окончании года. Указывается, что "все занятия, тренировки и учения, как правило, проводятся, на местности. При этом создается обстановка, максимально приближенная к реальной".

Данное требование, не содержащее запрета необоснованного ограничения прав и свобод граждан при проведении учений, создает угрозу массового нарушения их прав. В Наставлении не уточняется, насколько приближенной к реальной должна быть создаваемая при проведении учений обстановка, что не исключает недопустимого использования граждан как объектов при проведения учений.

Есть основания полагать, что в г. Благовещенске на жителях города в обстановке, максимально приближенной к реальной, как раз и проводились "тактико-специальные (тактические) учения".

Таким образом п.п. 24, 33, 34, 36, 40 Наставления по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах содержат нормы, не совместимые с Конституцией России, Международным пактом о гражданских и политических правах, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, федеральным законодательством и грубо нарушающие права, свободы и законные интересы граждан.

Статья 3 Закона РФ "О милиции" устанавливает, что "деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности". Согласно статье 3 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" деятельность внутренних войск осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Действия лица, подписавшего и опубликовавшего указанное наставление, как нормативный документ, обязательный для исполнения сотрудниками МВД РФ, содержат признаки преступления, предусмотренного частью третьей ст. 286 УК РФ, так как данное лицо совершило действие, явно выходящее за пределы его полномочий, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, причинило - как это подтверждают события в г. Благовещенске Республики Башкортостан - тяжкие последствия.

Полагали бы необходимым:

обратиться к Уполномоченному по правам человека в РФ с предложением истребовать из МВД РФ копии всех нормативных и распорядительных актов, регламентирующих "ликвидацию" участников бандформирований и иных лиц, статус и организацию работы "фильтрационных пунктов";

обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации с предложением в соответствие со статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статьей 251 ГПК РФ обратиться в суд о признании Приказа МВД России от 10 сентября 2002 года? 870 ДСП противоречащим закону;

в соответствии со статьей 141 УПК РФ обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации с заявлением о преступлении, совершенном должностным лицом - министром внутренних дел Российской Федерации.

Председатель Комитета "За гражданские права",
А.В. Бабушкин

Эксперт Института прав человека,
член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ
Л.С. Левинсон

события, которые могут возникнуть в служебно-боевой деятельности ПС РФ, явиться причиной неспровоцированного нарушения ГГ: несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, а также другие вынужденные причины. При Ч.о. вынужденное пересечение ГГ лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальные воды РФ, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, влет в воздушное пространство РФ не является нарушением правил пересечения ГГ.

  • - такие ЧС, при которых поражающие факторы и воздействия ЧС выходят за пределы РФ. Федеральные ЧС ликвидируются силами и средствами как субъектов РФ, так и федеральных органов исполнительной власти...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - совокупность взаимосвязанных мер и действий органов управления и сил, определяющих порядок противодействия авариям, катастрофам, стихийным бедствиям и их последствиям...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - Издержки или доходы, влияющие на баланс прибылей и убытков компании, которые проистекают не из ее обычной деятельности и которые, если их не раскрыть, исказят среднюю тенденцию ее прибылей...

    Словарь бизнес терминов

  • - Событие вне контроля любой из сторон, заключившей контракт, которое в том случае, если контракт содержит статью о форсмажорных обстоятельствах, оправдывает при определенных условиях невыполнение любым из...

    Словарь бизнес терминов

  • - ЗАКОНЫ - законы, принимаемые парламентом, как правило, в порядке той же процедуры, что и обычные законы, но обладающие большей юридической силой, чем иные законы, включая и саму конституцию...

    Энциклопедия юриста

  • - cм. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ...

    Энциклопедия юриста

  • - особые судебные органы, создаваемые в исключительных случаях. Иногда Ч.с. создаются и в обычных условиях...

    Энциклопедия юриста

  • - обязательные платежи физических и юридических лиц в гос-ный бюджет, устанавливаемые нормативными правовыми актами при наступлении чрезвычайных обстоятельств...

    Большой юридический словарь

  • - особые судебные органы, создаваемые в исключительных случаях. Иногда создаются и в обычных условиях. Всегда имеют террористический, карательный характер...

    Большой юридический словарь

  • Большой экономический словарь

  • - государственные расходы, предусматриваемые чрезвычайным бюджетом...

    Большой бухгалтерский словарь

  • - ...
  • - государственные доходы, предусматриваемые чрезвычайным бюджетом...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - государственные расходы, предусматриваемые чрезвычайным бюджетом...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - обязательные платежи в государственный бюджет, устанавливаемые при наступлении особых обстоятельств...

    Большая Советская энциклопедия

  • - обязательные платежи физических и юридических лиц в государственный бюджет, вводимые в связи с чрезвычайными обстоятельствами...

    Большой энциклопедический словарь

"Чрезвычайные обстоятельства" в книгах

Чрезвычайные происшествия

Из книги Удельная. Очерки истории автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Чрезвычайные происшествия Жизнь в Удельной тянулась достаточно тихо и мирно, почти не прерываясь никакими чрезвычайными событиями. Впрочем, таковые все же случались, причем нередко происходили в Удельном парке. Об одном из таких случаев сообщал в августе 1880 года

Чрезвычайные расходы

Из книги Расходы организации: бухгалтерский и налоговый учет автора Уткина Светлана Анатольевна

Чрезвычайные расходы В бухгалтерском учете чрезвычайные расходы включают в себя расходы, возникающие как последствия чрезвычайных ситуаций хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, хозяйственной деятельности, пожара, аварий, национализации имущества и т.п.) (п.

Чрезвычайные ситуации

Из книги Треннинг. Настольная книга тренера автора Торн Кей

Чрезвычайные ситуации Как само собой разумеющееся, в каждом помещении вы должны проверять алгоритмы действия в экстремальной ситуации. Необходимо осмотреть пожарные выходы, сборные пункты, приспособления для оказания первой помощи. Осознание безопасности людей - ваша

Чрезвычайные расходы

Из книги Очнись! Выжить и преуспеть в грядущем экономическом хаосе автора Чалаби Эл

Чрезвычайные расходы Во время Великой депрессии и во время сравнительно недавнего финансового кризиса в Аргентине банки были временно закрыты. Допустим, в банкоматах нет денег из-за того, что вкладчики в панике изъяли деньги со счетов. Как вы переживете этот период?

3.2.7. Чрезвычайные ситуации

Из книги Руководство по закупкам автора Димитри Никола

3.2.7. Чрезвычайные ситуации Под чрезвычайными ситуациями подразумевается срочная необходимость в определенном товаре или услуге, когда на проведение конкурентных торгов нет времени. Такие ситуации возникают, например, в случае природных катастроф, когда срочно

Обстоятельства места и обстоятельства времени

Из книги Бог и человек. Парадоксы откровения автора Печорин Виктор Владимирович

Обстоятельства места и обстоятельства времени Многие очевидцы сообщают, что Бог являлся им в уединенном, пустынном месте. Например, Моисею Он явился, когда тот пас овец и привел стадо далеко в пустыню (Исх. 3:1). В пустыне же было видение небесной лестницы Иакову (Быт. 28:10–12).

Чрезвычайные меры

Из книги 1905 год. Прелюдия катастрофы автора Щербаков Алексей Юрьевич

Чрезвычайные меры Пришедший на пост премьер-министра Петр Иванович Столыпин понимал, что подобный беспредел необходимо вводить в какие-то рамки. 19 августа 1906 года он подписал указ о введении военно - полевых судов. Вообще-то указ должна была утвердить Государственная

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ РЕКОРДЫ

Из книги Чрезвычайные происшествия на советском флоте автора Черкашин Николай Андреевич

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ РЕКОРДЫ

Обстоятельства, всего лишь обстоятельства

Из книги Юрий Андропов: реформатор или разрушитель? автора Шевякин Александр Петрович

Обстоятельства, всего лишь обстоятельства Пришел 1982 год.24 сентября я был в Москве. На Красной площади хоронили Маршала И. X. Баграмяна. Центр перекрыли, заперли ГУМ, я поднялся на 2-й этаж, там, где маячил человек из «девятки», до трибуны Мавзолея было совсем близко, и тут

Чрезвычайные меры

Из книги Петр Столыпин. Революция сверху автора Щербаков Алексей Юрьевич

Чрезвычайные меры У чиновников МВД в 1905–1906 годах возникали в головах разные светлые идеи. Так, социал-дарвинист Гурко предложил ввести… институт заложников. Совсем знакомо? Большевики просто-напросто учились у предшественников.Столыпин был резко против. Он вообще

Чрезвычайные меры

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Чрезвычайные меры Исполкомом были предприняты чрезвычайные меры, трупы вывозились грузовиками, только на Пискаревское кладбище привозили по 6–7 тыс. трупов в сутки. Не хватало траншей. Экскаваторы работали круглые сутки при морозах, достигавших 30 градусов ниже нуля.

4.2.4. Чрезвычайные обстоятельства

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

4.2.4. Чрезвычайные обстоятельства Типичным примером подобных стрессов являются эмоциональные состояния больших групп людей после террористических актов. Исследования показывают, что стресс, вызванный угрозой терактов, охватывает значительную часть общества вне

Когда попадаю в стесненные обстоятельства, моя молитва становится искренней и горячей, а когда обстоятельства устраиваются то я охладеваю

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Когда попадаю в стесненные обстоятельства, моя молитва становится искренней и горячей, а когда обстоятельства устраиваются то я охладеваю священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряТо, о чем Вы пишите, есть наша общечеловеческая немощь, которую Господь

Глава 5 Чрезвычайные обстоятельства: часть 1

Из книги Подводные лодки автора ДиМеркурио Майкл

Глава 5 Чрезвычайные обстоятельства: часть 1 В этой главе Худшее, что может произойти. Чётко соблюдаем очередность. Когда везде мокро. Переживаем экстренный взрыв.Как многие успели убедиться после несчастного случая с подлодкой «Курск», подлодка является

Глава 6 Чрезвычайные обстоятельства: часть 2

Из книги Подводные лодки автора ДиМеркурио Майкл

Глава 6 Чрезвычайные обстоятельства: часть 2 В этой главе Опасность радиоактивного излучения. Не дать нейтронам просочиться наружу. Аварийная остановка реактора. Устраняем неполадки, возникшие при погружении.Радиоактивное излучение - серьёзный фактор на борту

Введение.

Анализ результатов служебно-боевой деятельности воинских частей и подразделений ВВ МВД России в ходе выполнения задачи роты в группе патрулирования при обеспечении режима карантинных мероприятий в условиях эпидемии холеры показывает, что личный состав недостаточно подготовлен к действиям. В их деятельности часто отсутствуют необходимые в этих условиях организованность, оперативность и слаженность, допускаются просчеты в расстановке и использовании сил и средств, организации управления и всестороннего обеспечения. Особенно существенные недостатки отмечаются в тактике действий группы патрулирования, подразделений и воинских частей, которые при выполнении каждой задачи имеет ряд особенностей.

Актуальность проблемы, недостаточная степень её разработанности определили постановку цели моей курсовой работы. Она состоит в выработке рекомендаций по определению действий группы патрулирования при обеспечении режима карантинных мероприятий в условиях эпидемии холеры.

Для достижения указанной цели и представлена, излагаемая мною курсовая работа.

Общее положение о Чрезвычайных обстоятельствах

В то же время Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера» урегулировал отношения в сфере обеспечения безопасности населения, защиты территорий, экономики страны, ее жизнедеятельности в условиях чрез­вычайной ситуации некриминального характера. В соответствии с этим законом под чрезвычайной ситуацией понимается «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за со­бой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятель­ности людей».

Методология научного исследования предполагает наличие классификации анализируемых объектов и явлений. В данном случае это особые условия, вы­званные чрезвычайными ситуациями. Изучение специальной литературы и нормативно-правовых документов по данному проблемному вопросу подтверждает, что особые условия целесообразно подразделить на три группы:

1) природно-биологического характера (землетрясения, наводнения, сели, песчаные и снежные бури, оледенения, эпидемии и эпизоотии);

2) техногенного характера (взрывы, аварии, катастрофы);

3) экологического характера (эпидемии и эпизоотии).

Анализ факторов, признаков и критериев, присущих чрезвычайным ситуациям, а также проведенных исследований позволяет сделать вывод: под особыми условиями необходимо понимать повышенную по степени опасности для жизни лю­дей, сохранности материальных и культурных ценностей обстановку, вызываемую явлениями природно-биологического, техногенного, экологического характера и требующую для ее нормализации от системы МВД России принятия специальных организационных, правовых мер и их материально-технического обеспечения.

С учетом изложенного целесообразно рассмотреть соотношение понятия «особые условия» с понятиями «чрезвычайные обстоятельства», «чрезвычайные происшествия» (события) и «чрезвычайные ситуации», часто используемые в тео­рии и практике внутренних войск и органов внутренних дел МВД России.

Так, «чрезвычайными обстоятельствами», согласно нормам русского языка, называют неординарные, не предусмотренные обычным ходом дел явления, со­путствующие какому-нибудь другому процессу и с ним связанные. В «Наставле­нии по организации планирования и подготовки внутренних войск МВД России к применению при чрезвычайных обстоятельствах», утвержденном приказом ГКВВ МВД России от 3.04.2003 № 143 дсп даны следующие определения:

- чрезвычайные обстоятельства - события, произошедшие в социальной, техногенной сферах и природной среде, процессы и явления, существенно влияющие на жизнедеятельность людей, общества и государства и требующие принятия специальных мер по защите среды обитания, жизни, здоровья, прав и свобод граждан, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения и по восстановлению нормальной работы различных объектов жизне­обеспечения;

- особые условия - обстановка, сложившаяся в результате возникновения 40, введения ЧП, при проникновении или действиях на территории диверсионно-разведывательных и террористических групп, угрозы применения или примене­ния ими оружия массового поражения, характеризующаяся повышенной степенью опасности для жизни людей, деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, работы организаций, сохранности материаль­ных ценностей;

- чрезвычайное происшествие трактуют как исключительно важное событие, нарушившее повседневную жизнедеятельность. По своим масштабам оно, как правило, сопровождается негативными эксцессами, наносящими большой ма­териальный и моральный ущерб обществу, отдельным гражданам и снижающим социально-политический авторитет государства. В этих случаях создается угроза жизни и здоровью больших масс людей, возникает благоприятная обстановка для активизации преступных элементов.

Задачи внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах. Мероприятия по обеспечению сбора и приведению в степени готовности сил и средств

Правовой основой деятельности внутренних войск при выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств являются Конституция Российской Феде­рации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, указы Президента Российской Федерации, постановле­ния Правительства Российской Федерации, межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты.

Так, ст. 1. Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внут­ренних дел Российской Федерации» определяет, что «Внутренние войска Мини­стерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ВВ) входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обес­печения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств».

В ст. 2 Закона указано, что на внутренние войска возлагаются следующие задачи:

Участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации (да­лее - ОВД) в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопас­ности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

Участие в территориальной обороне Российской Федерации;

Оказание содействия Пограничным войскам Российской Федерации в охране государственной границы Российской Федерации.

Иные задачи могут быть возложены на внутренние войска федеральными законами.

Выделяя в данной статье первую задачу, вполне очевидно, что, она как раз и предусматривает участие внутренних войск в предотвращении, пресечении и ликвидации обстоятельств чрезвычайного характера.

Раскрытие положений Закона производится также и в нормативных ведом­ственных актах - уставах, наставлениях, приказах. Временный устав внутренних войск в разделах по видам служебно-боевой деятельности частей и соединений различного назначения определяет для каждой категории присущие лишь им за­дачи при чрезвычайных обстоятельствах. Для нас в наибольшей степени пред­ставляют интерес задачи, возложенные на соединения и части оперативного на­значения и специальные моторизованные воинские части.

До последнего времени четкого разделения понятий чрезвычайная ситуация (ЧС), чрезвычайное обстоятельство (ЧО) и чрезвычайное положение (ЧП) в российском законодательстве не существовало. Разнообразие терминов, которыми определяются экстремальные условия жизнедеятельности населения и функционирования органов государственной власти и управления, возникающие в результате действий социального характера (конфликты высокой интенсивности, акты терроризма, массовые беспорядки и др.), природных явлений (землетрясения, наводнения, ураганы и т.п.), а также техногенных катастроф и аварий, само по себе говорит об их недостаточной упорядоченности. В законодательстве и в нормативных актах ведомственного характера наиболее распространенными терминами, помимо ЧС и ЧО, являются: «зона экологического бедствия», «чрезвычайные происшествия», «особые условия», «угроза безопасности» и пр. В международном праве используются такие понятия как «форс-мажорные обстоятельства» и «кризисная ситуация».

Перечисленные термины описывают экстремальные, кризисные ситуации с помощью разноуровневых и различных по значению признаков. Так, с созданием в 1991 году Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в Положении об этой системе было впервые употреблено словосочетание «ЧС». С выходом в 1994 году Закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» понятие ЧС было уточнено и трактовалось следующим образом: чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Такая обстановка объективно усиливает потребность в четком, жестко регламентированном поведении и действиях, в том числе – мерах со стороны ПОО, направленных на преодоление и ликвидацию возникших отрицательных последствий ЧС. Речь идет о совместных мерах, предпринимаемых прежде всего федеральными органами государственной власти – МЧС, МВД, ФСБ, Министерством обороны, Генеральной прокуратурой во взаимодействии с региональными и местными органами исполнительной власти. Если принимаемыми мерами не удается ослабить и снять кризисную ситуацию, а угроза безопасности граждан остается или продолжает нарастать, то в целях нормализации обстановки может быть введен особый правовой режим, устанавливающий особые правила поведения граждан и особые условия деятельности органов власти и управления, в т.ч. и ПОО. В ст.1 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» 2001 года сказано, что ЧП означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Сам термин «ЧП» обычно понимается в двух значениях: как «ситуация, которая возникает, складывается, изменяется» и «положение, которое может быть введено, продлено или отменено, т.е. положение-режим», т.е. не только как объективная, но и как субъективная категория. Согласно Федеральному конституционному закону «О чрезвычайном положении» как социальные конфликты, так и бедствия, вызываемые природными, техногенными и биологическими факторами (эпидемии, эпизоотии) охватываются одним термином – «угроза безопасности». Однако, как очевидно, социальные конфликты и природные катаклизмы требуют различных подходов для их локализации: в первом случае преобладают правоохранительные меры - предупреждение, предотвращение и пресечение, во втором – меры экстренной помощи и спасения. Применительно к обстоятельствам социального характера в ведомственных нормативных документах чаще применяется термин «ЧО», однако правильнее было бы использовать термин «кризисные ситуации», «управление кризисными ситуациями», что в большей мере соответствует международной практике.

Таким образом, кризисная ситуация, в отличие от ЧС, - это ситуация, создаваемая людьми (их волей и желанием, порой – преступного характера). Под кризисами или кризисными ситуациями подразумеваются ситуации, источником возникновения которых служит социальный конфликт, и которые по своему масштабу угрожают суверенитету и основам конституционного строя государства, жизни и безопасности его граждан, нормальной деятельности государственных и общественных институтов, и требуют от общества и государства принятия энергичных, экстренных, чрезвычайных организационно-правовых мер по их устранению. Отличное определение

Неполное определение ↓