Новый Основной Закон, получивший название Конституция «развитого социализма», принят в Советском Союзе 7 октября. По иронии истории, завершение разработки и введение его в действие пришлись на время, когда «развитой социализм» утратил способности к дальнейшему поступательному развитию. Работа над проектом закона заняла долгие годы: первый, который должен был заменить Конституцию 1936 г., готовился и обсуждался вскоре после окончания Великой Отечественной войны . Однако до принятия новой Конституции дело тогда не дошло. Новые комиссии по ее разработке создавались на XIX и XX съездах партии. На XXII съезде КПСС и 1961 г. принята ее Программа и тогда же руководство партии и страны в очередной раз решило разработать новую Конституцию, которая, как подчеркивал Н.С. Хрущев , «должна быть приведена в соответствие с Программой партии и законодательно закрепить новые формы общественного и государственного устройства нашей страны, соответствующие периоду развернутого строительства коммунистического общества».
В апреле 1962-го Верховный Совет СССР утвердил состав Конституционной комиссии во главе с Хрущевым. В своей работе она исходила из того, что новая Конституция должна обозначить основные черты «периода развернутого коммунистического строительства», показал преимущества нового общественного строя. Одним из ключевых положений нового Основного Закона должен был стать вывод о «перерастании государства диктатуры пролетариата в общенародное государство» и преобразование в этой связи Советов депутатов трудящихся в Советы народных депутатов.
Главным направлением развития политической системы было наши но «развертывание общенародной демократии, выражающееся в невиданном росте активности и самодеятельности масс в управлении юсударством и народным хозяйством, в передаче некоторых функции государственных органов общественным организациям, в усилении общественных начал в деятельности государственных органов». И повременно предлагалось конституционно закрепить положение о руководящей и направляющей роли КПСС в советском обществе. Выдвигались даже предложения записать в Основном Законе, что высшая власть в стране принадлежит коммунистической партии, а фактическое руководство политической и хозяйственной деятельностью в республиках - Центральным Комитетам компартий и первым их секретарем. Высказывались пожелания отразить специальным положением Конституции, что в СССР «идет консолидация различных национальностей в единую коммунистическую нацию», и на этом основании снять графу о национальности из паспортов.
С отставкой Хрущева и ревизией курса на непосредственное строительство коммунизма направление дальнейшей работы над проектом Конституции, естественно, изменилось. Угроза существованию традиционных наций со стороны грядущей «коммунистической нации» (и беспокойство в национальных республиках на этот счет) была снята записью в резолюции XXIII съезда КПСС, из которой следовало, что советский народ как новая общность многонационален.
Работа над проектом Конституции завершалась в соответствии с указаниями XXV съезда партии (февраль 1976), когда либеральные и технократические тенденции в руководстве страной были прерваны, окончательно возобладала доктрина партийности, формировался жесткий внешнеполитический курс, опиравшийся на развитие военно-промышленного комплекса, ярко выражены персонализация власти и укрепление позиций партийно-государственной бюрократии. Одновременно пропагандировались тезисы об упрочении ведущей роли рабочего класса, о возрастании социальной однородности общества, расширении прав и свобод граждан (следствие подписания Хельсинкского заключительного акта 1975), растущем демократизме, об участии почти каждого взрослого человека в управлении делами своего государства. Все эти противоречия находили отражение и в новом проекте Конституции, авторы которого были вынуждены подчас соединять несоединимое.
Окончательный проект Конституции подготовлен в мае 1977 г. Тогда же он был одобрен пленумом ЦК и вынесен на обсуждение общественности. На октябрь была назначена сессия Верховного Совета для окончательного рассмотрения исправленного и дополненного проекта. 7 октября на внеочередной, седьмой сессии Верховного Совета СССР 9-го созыва Конституция была принята. В ней подчеркивалась преемственность идей и принципов с предшествующими ей Конституциями 1918, 1924 и 1936 гг.
Конституция состояла из преамбулы и девяти разделов: 1. Основы общественного строя и политики; 2. Государство и личность; 3. Национально-государственное устройство; 4. Советы народных депутатов и порядок их избрания; 5. Высшие органы власти и управления; 6. Основы построения органов государственной власти и управления союзных республик; 7. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; 8. Герб, флаг, гимн и столица; 9. Действие Конституции и порядок ее применения.
Главной новацией была преамбула, в которой констатировалось построение «развитого социализма» и создание «общенародного государства». Таким образом, «отмирание государства» отодвигалось на неопределенный срок, а приоритетной становилась задача всесторон¬него укрепления законности и правопорядка. В качестве высшей цели государства называлось построение «бесклассового коммунистического общества». Основой экономической системы Союза ССР признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы - Советы, социальной основой - союз рабочих, крестьян и интеллигенции. В тексте Конституции появились новые разделы: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, статусе народного депутата. Новая глава (не имевшая аналогов в предыдущих советских Конституциях) трактовала вопросы внешней политики. Подчеркивалось, что она направлена на обеспечение благоприятных международных условий «для построения коммунизма в СССР»; на «укрепление позиций мирового социализма; поддержку борьбы народов за национальное освобождение и социальный прогресс». Закреплялся принцип социалистического интернационализма в отношениях СССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. На практике эти положения порой вступали в противоречие с обязательствами соблюдения принципа суверенного равенства и прав народов распоряжаться своей судьбой, оправдывали внешнеполитическую экспансию социалистического государства.
Впервые в Основном Законе отражен действительный механизм власти в СССР. Коммунистическая партия называлась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» (знаменитая шестая статья). Это узаконение реальной роли партии привело к монопольному контролю партийных организаций за деятельностью предприятий и учреждений. Оно резко повышало значение партийного аппарата по всей властной вертикали, превращало членство в партии и практически обязательное условие для любой служебной карьеры.
На развитие «подлинной демократии» были ориентированы гарантируемые Конституцией новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права - на обжалование действий должностных лиц; судебную защиту от посягательства на честь и достоинство; критику действий госудаственных и общественных организаций. Впервые в Конституции укреплялись права на охрану здоровья, жилище; пользование достижениями культуры; на свободу творчества. Однако реализация этих прав, так же как и свобод слова, печати, собраний, упиралась во множество действовавших законов и нормативных актов, как и прежде, оставаясь зачастую неосуществимой.
Согласно Конституции, все Советы народных депутатов: Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы - составляли единую систему органов государственной власти. Высшим органом государственной власти являлся двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Он правомочен был решать важнейшие государственные вопросы: принятие, изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР. Конституция также закрепила усилившуюся экономическую и политическую роль союзного центра за счет соответствующих прав республик. К концу 70-х годов СССР насчитывал почти 90 центральных министерств и ведомств (в 1924 их было 10, в 1936 - 20).
Новый Основной Закон сохранял положения Конституции 1936 г, о национально-государственном устройстве. Многочисленные предложения, направленные на устранение иерархии национальной государственности (и народов) внутри Союза ССР путем возвращения к традиционному, дореволюционному территориальному принципу административного деления страны, выравнивания статуса республик, перевода отдельных республик из автономных в союзные, в расчет не были приняты. В то же время само определение Союза ССР как «единого союзного многонационального государства» (ст. 69) свидетельствовало о стремлении усилить федеральные нейтралистские начала. В противоречии с этим находилось закрепленное Конституцией за каждой союзной республикой «право свободного выхода из СССР» (ст. 71), подчеркивание ее суверенности (ст. 75, 80).
Конституция различала среди советских народов «нации и народности», но не давала никаких критериев для такого различения. Это было причиной глухого недовольства среди народов, относимых ко «второму сорту». Конституционные положения, относящиеся к сфере и регулированию национальных отношений, оставались во многом противоречивыми и мало способствовали реальному упрочению государственного единства «новой исторической общности» и сплочению народов страны «в целях совместного строительства коммунизма» (ст. 69).
Таким образом, Конституция СССР 1977 г. окончательно оформила консервативный курс брежневской внутренней и внешней политики, узаконила жесткий идеологический контроль партии над обществом, законсервировала взрывоопасные противоречия в национальном вопросе.
Изменения в государственно-политическом руководстве в последние годы правления Брежнева . Следствием отказа от экономических методов управления стала централизация и бюрократизация, быстрое разбухание управленческого аппарата. К 1985 г. общая численность управленцев в стране приблизилась к 18 млн человек: на каждых 6-7 работающих приходился один руководитель. Наиболее значительный бюрократический слой (11,5 млн) составлял низовой аппарат предприятий и организаций. На содержание бюрократических структур ежегодно расходовалось до 10% госбюджета; расширялась система льгот и привилегий для сотрудников аппарата всех уровней. Подчеркивание неуклонного возрастания роли КПСС сопровождалось постоянным численным ростом партии, которая к середине 80-х годов достигла 19 млн человек. Соответственно расширялся и партийный аппарат.
назад

Вторая половина 70-х гг. стала временем принятия очередной Конституции СССР, так как считалось, что для исправления положения достаточно обновить некоторые теоретические установки. Она должна была сменить старую сталинскую 1936 г., а также в известной степени проваленную окончательно Программу КПСС, принятую в 61 г. На 22 съезде КПСС. В основном новом законе сохранялось положение о всемирно-историческом повороте человечества от капитализма к социализму.

Определяя социальную природу государства, новая Конституция утверждала: «В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни Признаками «развитого социализма» она называла «общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась нова историческая общность людей – советский народ». Целью Советского государства провозглашалось «построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление».

Конституция не изменила политическую организацию общества. Как и раньше, Верховный Совет СССР объявлялся высшим органом гос. власти Советского Союза. Теоретически Верховный Совет олицетворял представительную власть и был законодательным органом. Он избирался сроком на 4 года путем всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет. Депутаты дважды в год собирались на сессии Верховного Совета. Остальное время они должны были работать на своей прежней работе.

Верховный Совет СССР был наделен правом высшего контроля за деятельностью гос. аппарата. На Верховный Совет СССР Конституция возлагала избрание Президиума Верховного Совета СССР, образование Правительства СССР, избрание Верховного суда СССР, назначение ген. Прокурора СССР. Верховный совет СССР мог назначить следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу. Он состоял из 2-х двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей.

Верховный Совет избирал Президиум, который работал между сессиями и обладал широкими полномочиями, фактически сопоставимыми с правами самого Верховного Совета.

Формально исполнительная власть была представлена системой министерств и ведомств, возглавляемых Советом Министров СССР. Это был высший исполнительно-распорядительный орган СССР. Число союзных министерств и госкомитетов постоянно увеличивалось и достигло более 80. Новые возникали в результате деления старых промышленных министерств.

Судебная власть оставалась в значительной зависимости от исполнительной. Министерство юстиции СССР, восстановленное в 70 г. Должно было руководить адвокатурой; в составе Минюста были управления общих судов, военных трибуналов. Высшим судебным органом был Верховный суд СССР. На него возлагался надзор за судебной деятельностью, он обладал правами суда первой инстанции и надзора дел в кассационном порядке. Высший надзор за соблюдением законов Конституция возлагала на Прокуратуру СССР.

Таким образом, Конституция констатировала построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства, в области национальных отношений декларировалось слияние всех наций и народностей Советского Союза в новую историческую общность «советский народ». В качестве цели развития государства объявлялось построение коммунизма. Основой экономической системы государства декларировалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы – Советы. В конституции за КПСС закреплялась руководящая и направляющая роль советского общества. Были закреплены новые формы непосредственной демократии – всенародное обсуждение и референдум, а также новые гражданские права, такие, как право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство. Конституция подчеркивала значение личности, декларировала уважение и охрану ее прав и свобод.

С момента ввода в действие прежней Конституции 1936 г. прошло более 40 лет, и приближающийся шестидесятилетний юбилей советской власти побудил руководство СССР активизировать работу конституционной комиссии под председательством Л. И. Брежнева. Новая Конституция должна была закрепить произошедшие изменения в социальной, экономической и национальной сфере, в большей мере соответствовать нормам международного права и знаменовать собою достижения советской вла-сти за прошедшие десятилетия. 4 июня 1977 г. был опубликован проект Конституции, в обсуждении которого приняло участие в различных формах (в том числе и формально) 140 млн человек. Были внесены изменения в 118 статей из 173 и добавлена еще одна новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. текст Конституции был утвержден на внеочередной сессии ВС СССР.

В Конституции провозглашалось построение в СССР развитого социализма, складывание новой исторической общности людей - советского народа и переход от диктатуры трудящихся к общенарод-ному государству рабочих, крестьян и интеллигенции, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех. В статье 6 законодательно закреплялась роль КПСС, про-возглашенной "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической сис-темы" Далее в этой статье говорилось, что, "вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма".

Конституция утвердила в дополнение к прежним правам положения о всеобщем среднем образовании, о праве на выбор профессии и на жилье. Помимо перечисления прав, в Конституции были определены гарантии их выполнения. Так же, как и в предыдущей Конституции, провозглашались основные, демократические свободы: слова, собраний, шествий и демонстраций, совести и т. д. В Основной закон были включены десять положений Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений. Конституционно закреплялась уголовная ответственность за пропаганду войны.

Основным направлением развития политической системы советского общества в статье 9 Конституции провозглашалось "дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения". Статья 5 Конституции вводила институт референдума. Число общественных организаций в 70-е гг. значительно увеличилось, как и их роль в советском обществе. В Советах всех уровней в начале 80-х гг. работало 2 млн 270 тыс. народных депутатов. Существовало около 250 тыс. комитетов народного контроля. При всей заформализованности деятельности этих организаций это был пусть и ограниченный, но опыт местного самоуправления, уступка правящих кругов возросшей общественной активности в начале 70-х гг.

Вместе с тем провозглашение Конституции развитого социализма обозначило определенный самодостаточный застой в общественной жизни СССР. В этих условиях политические права часто являлись фикцией и не соблюдались. Политические изменения не коснулись верхов, где в этот период фиксировались многочисленные примеры коррупции. Нарицательной впоследствии стала деятельность министра внутренних дел Щелокова. За период с 1975 по 1982 г. он получил безвозмездно 80 тыс. рублей (в том числе 30 тыс. рублей на ремонт квартиры). Под видом служебных из фондов МВД производилась оплата содержания 9 квартир Щелокова, его родственников и друзей. К тому же он имел 3 личные дачи (одна из них стоимостью 200 тыс. рублей), несколько бесплатных "мерседесов-бенц", выделенных якобы для обеспечения безопасности во время Олимпиады-80, антикварные ценности на 248,8 тыс. рублей, украшавшие квартиру министра и его родственников, спецмагазин МВД исключительно для членов его семьи, а также возможность бесплатно получать живые цветы стоимостью до 15 тыс. рублей в год, якобы возлагаемые к Мавзолею Ленина и могиле Неизвестного солдата.

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1977 Г.

Глава 1. Политическая система

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы.

Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции

Статья 7. Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на 320

социально-культурные мероприятия и материальное поощрение. Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.

Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных

организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.

КРИТИКА ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ

1. Конституция — основной закон государства. Она должна не только определять экономическую и политическую систему (государственный строй), но и дать правовые основы, четко сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто объективной проверке.

Между тем большинство статей Конституции записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм.

В качестве примера можно привести ст. 5 о референдумах.

Какие «наиболее важные» вопросы государственной жизни, в каких случаях, в каком порядке должны ставиться на всенародное обсуждение (референдум)? Как проверить, соблюдается или нарушается ст. 5 Конституции?

Этот вопрос приобретает особое значение в силу того, что за все время существования советского государства, т. е. за 60 лет, не было проведено ни одного референдума. Всенародное одобрение государство получает на специально организуемых митингах, где произносятся парадные (заранее тщательно отработанные) речи и раздается торжественное «ура»!

Несмотря на то, что упоминание о референдуме содержалось и в прежней Конституции, вопрос о вторжении советских войск в Чехословакию в 1968 г. был решен не только без всенародного обсуждения или голосования, но и без извещения народа о подготовке и осуществлении этой акции.

Таких примеров декларативности, неконкретности статей Конституции можно привести десятки. Именно отсутствие характерных черт закона, правовых основ превращает этот важнейший для жизни народа документ в трескучую и хвастливую декларацию.

С этой точки зрения особых возражений заслуживает преамбула Конституции, которая никакого отношения к основному закону как к правовому документу не имеет.

2. Основным пороком Проекта является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст.ст. 1 и 2 и ст. 6.

Ст.ст. 1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

В то же время ст. 6 ядром политической системы объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решают не Советы, а КПСС (практически — высшее руководство КПСС).

По существу нового здесь ничего нет. Новое и имеющее значение состоит лишь в том, что открыто закрепляется и усиливается существующее положение, при котором именно руководящий орган КПСС решает все политические, экономические и международные вопросы (т.е. все вопросы, подлежащие компетенции государства). Даже важнейшие международные соглашения подписываются не главой государства и не правительством страны, а партийным руководителем.

Обсуждая этот вопрос, мы не можем игнорировать то обстоятельство, что на протяжении десятилетий не было ни одного случая, чтобы Верховный Совет СССР не одобрил и не придал силу закона какому-либо решению Политбюро или Пленума ЦК КПСС.

Никакая степень свободы и демократии немыслима без борьбы идей. Монопольное положение единственной в стране партии, подчинение идеологии этой партии всех сторон государственной, политической, экономической и общественной жизни может быть признано полезным или вредным для общества, но не может быть, не должно именоваться демократией.

Мы уже устали удивляться тому, что главы государств подписывают международные договора и соглашения не с главой СССР, а с партийным руководителем. Теперь удивляться уже не надо. Конституция закрепляет законодательно то положение, что основой политического строя нашей страны являются не Советы депутатов трудящихся, а КПСС.

Не затрагивая большого и самостоятельного вопроса о степени эффективности социалистической экономики, позволю себе сделать по главе 2 следующие замечания:

1. Ст. 13 Проекта декларирует свободный труд советских людей как источник роста общественного благосостояния народа.

Такая декларация не вызывает возражений сама по себе, но должна обязательно сопровождаться категорическим указанием на недопустимость всех форм принудительного труда…

2. Ст. 16 Проекта декларирует участие коллективов трудящихся и общественных организаций в управлении предприятиями и объединениями. Однако не установлено форм и способов этого участия.

Не установлено процедуры разрешения могущих иметь место конфликтов в сфере управления производством, в решении вопросов организации труда и быта и т.д.

“РУКОВОДЯЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ РОЛЬ”

РГ: Любопытно: в сталинской конституции 1936 года "партия" упоминалась всего один раз, в ряду других общественных организаций, в самом конце текста. Выходит, не так уж последователен был Леонид Ильич, коль скоро нарушил такой важный сталинский завет?

Бурлацкий: Когда готовилась брежневская конституция, в которую Александр Бовин вкатил пассаж о руководящей роли партии, я сделал ему замечание: но этого даже в сталинской конституции нет. В сталинской, говорит, нет, зато есть прямое указание Леонида Ильича. Кстати, Брежнев и меня хотел к себе помощником взять, отбился с большим трудом. То был еще один способ "успокаивать" реформаторов - давать посты, втягивать их в свой "меловой круг".

Вот когда ко мне пришло настоящее разочарование в своей деятельности: что я делаю в ЦК? для чего я здесь? Я ученый и неплохой журналист, не вписываюсь в тот политический поворот, который произошел в стране, значит, надо уходить. С этим и пришел к Андропову: прошу меня отпустить в отставку, я не аппаратный человек. Он не стал возражать, потому что и сам висел на волоске. Я ушел от него в полном расстройстве, рассчитывал все-таки на другой разговор.

Арендный блок

Конституция СССР не вносила каких-либо кардинальных изменений в существующие общественный строй, форму государственного устройства, государственный механизм. Ее принятие было вызвано скорее идеологическими и субъективными причинами, но содержались и нововведения.

Целью деятельности Советского государства , по Конституции СССР, являлось создание бесклассового самоуправляемого коммунистического общества.

Политическую основу государства составляли Советы народных депутатов (переименованные из Советов депутатов трудящихся).

Экономическую основу государства составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной и колхозно-кооперативной собственности. Подчеркивался общенародный характер государственной собственности.

Конституция СССР закрепляла роль Коммунистической партии в качестве руководящего звена политической системы.

Изменения, касающиеся высших органов государственной власти и управления СССР, касались уточнения их полномочий и более четкого определения их компетенции.

Были расширены полномочия Верховного Совета СССР, согласно Конституции СССР, он мог решать любые вопросы, входящие в компетенцию СССР.

Срок полномочий Верховного Совета СССР был увеличен до 5 лет, а местных Советов - до 2,5 лет, закреплялась их обязанность регулярно отчитываться перед избирателями.

Конституция СССР изменила порядок формирования Совета Министров СССР, разрешив участие в нем руководителей ведомств и других органов, уточнила и детализировала его полномочия.

Конституция СССР расширила систему социально-экономических и политических прав граждан (Конституция СССР впервые закрепляла право на жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами, подачу предложений в государственные органы об улучшении их деятельности, судебное обжалование действий должностных лиц).

Конституция СССР устанавливала следующую систему обязанностей граждан :

соблюдать Конституцию СССР и советские законы;

уважать правила социалистического общежития;

с достоинством нести высокое звание гражданина СССР;

добросовестно трудиться и соблюдать трудовую дисциплину;

беречь и укреплять социалистическую собственность;

оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета;

бороться с расточительством и содействовать охране общественного порядка.

На основе Конституция СССР были приняты соответствующие конституции союзных и автономных республик.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

История отечественного государства и права

Государственный строй России. Конституция РСФСР. Советская судебная система. Предпосылки гражданской войны. Новая экономическая политика (НЭП). Образование СССР. Конституция СССР. Кодекс законов о труде. Земельный кодекс РСФСР. Социальное, экономическое и политическое развитие государства. Признаки правового государства РФ.

К данному материалу относятся разделы:

Изменения в государственном строе России (февраль - октябрь 1917 г.)

Конституция РСФСР 1918 г.: разработка и принятие, структура, основные положения

Развитие советского государственного аппарата в годы гражданской войны 1918-1920 гг.

Образование СССР: причины, альтернативные проекты, формы государственного устройства

Конституция СССР 1924 г. анализ основных положений. Проблема суверенитета Союза ССР и союзных республик в Конституции

Брежневская конституция 1977 года была последним основным законом Советского Союза. Ее приняли из-за неактуального документа-предшественника, принятого еще при Сталине. На декларативном уровне это была самая демократическая советская конституция.

Основные черты

7 октября 1977 года на внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва была принята Конституция развитого социализма. Она состояла из введения (преамбулы), 9 разделов, 21 главы и 174 статей. В самом начале документа составители поместили короткий обзор 60-летнего пути советского государства. Ярлык «развитого социализма» появился из-за того, что в конституции общество СССР было названо развитым социалистическим. Согласно марксистско-ленинской трактовке, это состояние было одной из ступенек на пути к коммунизму.

Важнейшим тезисом конституции была шестая статья первого раздела. В ней закреплялось ведущее положение КПСС. Партия называлась ядром всей политической системы. Закреплялось немалое значение деятельности комсомола, профсоюзов и других общественных организаций, созданных властями. Конституция развитого социализма гласила, что основой экономики огромной страны является социалистическая собственность, которая делится на два типа - государственную и колхозно-кооперативную.

Принятие нового основного закона Советского Союза подтолкнуло власти к подготовке таких же документов для всех союзных республик. Например, в РСФСР новая конституция была принята в апреле 1978 года. Она действовала 15 дет и даже пережила сам Союз.

Предпосылки появления

У принятия основного закона 1977 года было множество причин. Важнейшей из них можно назвать изменение всей политической системы. Конституция развитого социализма заменила так называемую сталинскую конституцию, принятую в 1936 году. За прошедшие 40 лет в стране многое изменилось. Политический режим стал заметно мягче по сравнению с эпохой террора.

Первая комиссия, обсудившая перспективы принятия нового главного документа страны, была собрана еще при Хрущеве в 1962 году. В первую очередь юристам пришлось отойти от прежней догмы о классовой борьбе. К тому времени в СССР ее уже не было. Диктатура пролетариата была установлена давно, а никакой буржуазии в Советском Союзе не было.

Отличие от прежней конституции

Новая концепция с перерывами разрабатывалась полтора десятилетия. Хрущев уже лишился власти. Проблему принятия основного документа страны у него переняло политбюро Брежнева. Прогресс советского общества за 40 лет составители конституции видели во многих его характеристиках. Во-первых, при Сталине считалось, что социалистическая экономика страны построена на ресурсах, оставшихся после ликвидации капитализма. Теперь же, в 1977 году, народное хозяйство СССР имело собственную основу, которая формировалась в течение последних десятилетий.

Когда принималась сталинская конституция, рабочий класс составлял около трети населения страны, а когда была издана Конституция развитого социализма, его численность приблизилась к двум третям. Если прежде опорой государства были пролетарии, то теперь оно стало общенациональным. В 70-е популярным был лозунг о нерушимом союзе рабочих, крестьянства и интеллигенции.

Всенародное обсуждение

В июне 1977 года, за четыре месяца до официального принятия основного закона, в СССР началось всенародное обсуждение проекта конституции. Согласно официальной статистике, в нем участвовало больше 140 миллионов человек (около 80 % взрослого населения страны). Рассмотрение проходило на собраниях в колхозах, воинских частях и на предприятиях.

Всего прошло около 1,5 сотен подобных мероприятий. Встречи инициировались в творческих организациях, профсоюзах, кооперативных объединениях, комсомоле и партийном кругу. Формально проект рассмотрели все существовавшие на тот момент советы. Таким образом, они исполняли свою функцию органов властей. Было получено 400 тысяч предложений о необходимых поправках в некоторых статьях.

Принятие документа

И вот 27 сентября состоялось заседание специальной конституционной комиссии. Был одобрен проект, включавший в себя некоторые поправки и дополнения. Уже после этого произошло принятие Конституции развитого социализма. Дата события стала важной вехой для Коммунистической партии. Было официально заявлено, что страна перешла на новый этап своего развития, и именно этому событию посвящен новый основной закон.

Последнее голосование состоялось 7 октября 1977 года, за месяц до 60-летней годовщины Октябрьской революции. Оно проходило в несколько этапов. Сначала депутаты проголосовали за преамбулу, после чего так же по-отдельности голосовали за каждый раздел. Последним был принят проект конституции в целом.

Социалистическая демократия

Какие главные перемены принесла Конституция развитого социализма? Дата ее принятия ознаменовалась фиксацией обновленной политической системы. В документе впервые для описания советского государства было использована фраза «социалистическая демократия». Если прежде считалось, что главным носителем власти является пролетарский класс, то теперь эта функция приписывалась всему советскому народу.

Органы власти получили новое название (Советы народных депутатов). Именно они стали главным инструментом народовластия в стране. Конституция СССР (развитого социализма) принята была как документ, подтверждающий их основную роль в государственном управлении жизнью общества. Все прочие органы были подотчетны и подконтрольны этим Советам. Специально для них в конституцию был включен четвертый раздел, аналога которому прежде не было. Были продлены полномочия Верховного и местных Советов (на 2 и 2,5 года соответственно). Составители основного закона подчеркивали ведущую роль этих органов в государственном, социально-культурном и хозяйственном строительстве.

Избирательное право

В новом документе были вновь закреплены уже прежде оглашенные принципы равного, всеобщего и прямого избирательного права. Голосование оставалось тайным. Но в то же время принятие Конституции развитого социализма (дата: 7 октября 1977 года) привнесло некоторые перемены в избирательную систему. Важным моментом было снижение возрастного ценза. Теперь на выборах в Советы могли голосовать граждане 18 лет (раньше был порог в 21 год), а в Верховный совет - жители СССР 21 года (прежде только 23 лет). Так в одночасье страна получила дополнительную волну молодых избирателей.

Подчеркивалось право общественных организаций участвовать в подготовке к выборам. Все расходы на их проведение государство брало исключительно на себя. Для большинства Советов вводилось ограничение сроков депутатов, которое составляло два избирательных цикла.

Национальный вопрос

Важно, что принятие Конституции развитого социализма отразило новый подход власти к национальному вопросу. Народы СССР с самого начала возникновения этого государства, с юридической точки зрения, были равны между собой. У каждой достаточно крупной нации была своя автономная республика. Конституция развитого социализма 1977 года смотрела на их отношения несколько иначе. Документ гласил о формировании единого советского народа. Это была новая историческая общность людей. Все они, кроме совсем пожилых людей, родились уже после революции, а значит, росли и жили в одинаковых условиях.

Говоря не о равенстве наций, а об их единстве, идеология предлагала всем советским людям сплотить свои усилия в создании и усовершенствовании народного хозяйства. Принятие Конституции развитого социализма - это шаг в сторону уравнивания республик между собой. Уже в 80-е гг. чрезмерная централизация власти в Москве стала часто критиковаться среди нерусского населения, что наглядно показало существование межэтнической проблемы в СССР. Когда в республиках вслед за Москвой стали принимать собственные конституции, эти документы полностью дублировали всесоюзную версию.

Государство и личность

«Государство и личность» - это второй раздел, который включала в себя Конституция развитого социализма. Год 1977-й ознаменовался новым декларируемым отношением власти к индивиду. В конституции не раз говорилось о высоком приоритете интересов личности в государстве и обществе.

Значительно расширился круг свобод, прав и обязанностей советских граждан. Многие из них были отмечены в прошлой конституции, однако появилось и много нового. Было провозглашено право человека на жилище, охрану здоровья, пользование культурными достижениями. В СССР устанавливалась свобода технического, творческого и научного творчества. Эти декларации часто шли вразрез с действительностью. По-прежнему существовали худсоветы, цензура и т. д. Все это не мешало тому факту, что Конституция СССР (развитого социализма) на декларативном уровне была самой что ни на есть демократической.

Экономическая система

Как и закон-предшественник, новый документ затрагивал основы экономики СССР. Конституция развитого социализма была принята во время расцвета плановой системы. Пятилетки, начатые еще Сталиным, продолжались и стали главным атрибутом советского производства. В конституции подчеркивалось, что руководство всесоюзной экономикой осуществляется согласно государственному планированию. Использовались такие стимулы и рычаги, как централизованное управление, инициатива хозяйственных предприятий, себестоимость, прибыль и т. д.

Давно прошло то время, когда первые большевики грезили о государстве, в котором не будет денег и других ненавистных признаков капитализма. Часть буржуазной системы все-таки присутствовала в советской экономике, и конституция подтверждала этот факт. Допускалась индивидуальная деятельность в области ремесленных и кустарных промыслов, обслуживания и сельского хозяйства.

Основной закон подчеркивал приоритетность общественно-полезного труда. Как известно, в Советском Союзе до последних лет его существования продолжали судить за тунеядство и отсутствие работы. Повседневной нормой было проведение общественных субботников и других коллективных трудовых мероприятий.

Другие положения

Одним из важнейших принципов политической советской системы был объявлен принцип законности. Он раскрывался в 57 статье, согласно которой государственные органы были обязаны уважать личность, а также охранять свободы и права граждан.

Впервые советская конституция оговаривала принципы ведения внешней политики. Отношения с другими государствами строились на множестве документов, принятых международным сообществом. В Основном Законе 1977 года было воспроизведено немало цитат их этих источников. Например, составители повторили часть заключительного акта совещания в Хельсинки, по результатам которого были установлены новые нормы сотрудничества на европейском континенте.