генерал-лейтенант заместитель начальника Центрального финансового управления МО CCCR участник Великой Отечественной войны, получил два ранения, в том числе одно тяжёлое. В 1 965 г. окончил Военный факультет при МФИ. Прошёл путь от первичных должностей финансовой службы до начальника финансовой службы СКВО, начальника Управления труда и заработной платы ВС СССР, заместителя начальника ЦФУ МО СССР. Награждён орденами Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, медалями.

После шестимесячного обучения на Ярославских курсах усовершенствования офицерского состава интендантской службы и присвоения воинского звания «младший лейтенант интендантской службы», до июня 1958 г. я проходил военную службу на воинских должностях военного финансиста с воинским званием «младший лейтенант-майор». В этот период дважды пытался поступить в высшее военное учебное заведение - в Академию тыла и транспорта и на Военный финансово экономический факультет при Московском финансовом институте.

Но попытки не увенчались успехом ввиду наличия в моих лёгких металлических осколков - результат тяжёлого ранения на войне. Я понял, что пути получения желаемого высшего военного образования для меня непреодолимы и смирился с этим, продолжая военную службу в должности старшего офицера отделения денежного довольствия финансового отдела Северо-Кавказского военного округа. Но случилось непредвиденное. Начальник финансового отдела округа полковник Федор Филиппович Ищенко вызвал меня на беседу и начал ее с партийных вопросов, что меня не удивило, поскольку я три года исполнял обязанности секретаря партийной организации отдела. Затем он сообщил, что собирается увольняться из Вооружённых Сил, не видя для себя дальнейшей служебной перспективы, и, выразив сожаление о том, что я не имею высшего военного образования, попросил меня рассказать о том, что не позволило мне продолжить учёбу.

Я подробно доложил, и о моих желаниях, и о неудачах в этом деле. Он рассказал, что в отдел поступили разнарядки на три места для сдачи вступительных экзаменов на факультет - два на очное отделение и одно - на заочное. Последнее он предложил занять мне. Я ответил, что осколки остаются на прежнем

месте и комиссия вновь преградит мне путь к поступлению. Тогда Фёдор Филиппович посоветовал мне поступить вольнослушателем в 10-й класс, чтобы лучше подготовиться к экзаменам. И я решил испытать судьбу. Во второй половине учебного года меня даже зачислили на постоянное обучение в 10-й класс и, сдав госэкзамены, я получил второй аттестат зрелости с хорошими оценками. Представившись начальнику заочного отделения факультета полковнику С.А. Гламазде о прибытии для сдачи вступительных экзаменов на факультет, услышал от него: «Очень хорошо. Вы назначаетесь старшиной курса заочного отделения». Затем он вручил мне списки слушателей, прибывающих для поступления и сдачи экзаменов, дал инструктаж и приказал действовать. Выйдя в коридор, я стал просматривать списки. Сердце дрогнуло.

Против моей фамилии жирным фломастером было написано «ОТКАЗАТЬ». Вернулся к полковнику и с содроганием спросил: что бы это значило? Он возмущённо высказался в адрес секретаря отделения за то, что та не убрала зачёркнутое слово. Оказалось, мой возраст уже не подходил для приёма на факультет. И лишь с разрешения начальника ЦФУ генерал-полковника В.Н. Дутова, как старшего по возрасту и сроку службы и участника боевых действий, я был допущен к вступительным экзаменам. Сдав их с оценками «4» и «5», я был зачислен слушателем первого курса Военного факультета при МФИ, на заочное отделение. Впереди были пять лет напряжённой учебной подготовки.

Заочный курс обучения сформировался из достойных , желавших шире познать область военных финансов и экономики. Профессорско-преподавательский состав факультета приложил большие усилия к привитию слушателям профессиональных знаний, а также к повышению культурного уровня .

Следует признать, что у некоторых слушателей не по всем предметам обучения были высокие знания по той причине, что они плохо усваивали их. Приведу один пример. Старший лейтенант Николай Таран профессиональные финансовые дисциплины знал достойно, но немецкий язык давался ему с трудом. В недалёком будущем предстояли государственные экзамены, а знания по этому предмету ему не давались. Трижды сдавал он экзамен и всё безуспешно. Пришлось выручать друга не стандартным способом.

Я попросил у Николая зачётную книжку, разыскал в институте преподавательницу немецкого языка и с трудом упросил её взять грех на душу - поставить в зачётной книжке Тарана оценку «3». Она долго возмущалась, но всё же поставила в зачётку Тарана тройку.

На этот поступок я пошёл, поскольку справедливо считал, что в ближайшее время, после окончания факультета, глубокие знания немецкого языка Николаю не понадобятся.

Случались и другие учебные проделки, но они не влияли отрицательно на учёбу слушателей. Как известно, учебный предмет «философия» требует глубокого мышления, особенно при написании зачётных контрольных тем.

Я и мой друг Николай Рязаев поняли это, когда писали одну из зачётных работ. Убывая из г. Ростова-на-Дону в командировку, я упаковал с собой приличную связку различной литературы по философии, а также работы препо-давателей и студентов.

Через месяц позвонил домой и жена прочитала мне отзыв: «Тов. Тишин! Вы взяли работу профессора…, добросовестно переписали её и потому работа не зачтена». Через неделю вернувшись домой, я написал новую работу, которой и отчитался. Подобное случилось и с Николаем Рязаевым. Приехав затем в институт на экзаменационную сессию, я увидел преподавателя полковника А.С. Айзиковича, который сказал мне: «Тов. Тишин! Как же Вы умудрились переписать лекцию профессора… и представить её как личную контрольную работу?». Я ответил: «Тов. полковник! Даю слово офицера, что лекцию упомянутого Вами профессора я в глаза не видел и даже ничего не слышал о нём. При написании контрольной работы я пользовался брошюрой, словарём по философии и частично работой студента экономической кафедры Ростовского финансового института. Никогда не мог подумать, чтобы профессор был плагиатором студента и автора брошюры».

Мы с Николаем определили следующую тактику сдачи госэкзамена по философии. Набрали много вопросов, пошли к Айзиковичу на консультацию и завели с ним приличный спор. На экзамены мы с Николаем пошли вместе. Взяв билеты, сели за парты друг за другом писать ответы. Ко мне подошёл Айзикович,взял у меня экзаменационный билет, черновой набросок ответов по нему, зачётную книжку и сказал: «Можете быть свободными», а через некоторое время вынес зачётку и вручил её мне. Открыв её, я увидел оценку «5». Так же он поступил и с Николаем. Вот таким образом мы разделались с зачётом по философии.

Обучение слушателей в полевых условиях сыграло большую роль в освоении нами боевых навыков.

С достоинством, высокой ответственностью и профессионализмом выпускники факультета, в том числе окончившие его в недалёком прошлом, участвовали в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в боевых действиях в Афганистане, в чехословацких и в других боевых событиях. Мне также приходилось выполнять сложные и ответственные задания руководства командования Министерства обороны.

Родился в селе Курмыш Горьковской области. Отец, лейтенант, погиб на фронте в феврале 1943 года в Курской области. После 4-го класса в 1944 году зачислен воспитанником в ГСВУ. Участник Парада Победы в Москве.

В 1950-1952 годы - курсант Тамбовского военно-финансового училища. Шесть лет служил в Румынии (зав. делопроизводством-казначей танкоремонтной базы, начальник финансового довольствия дивизионной автомобильной школы). В составе 33-й гвардейской механизированной дивизии в 1956 году участвовал в боевых действиях советских войск в Венгрии. С 1958 по 1962 год - слушатель Военного факультета при Московском финансовом институте. С 1962 по 1969 год - инспектор-ревизор, затем заместитель начальника финансового отдела 10-й отдельной армии ПВО (г. Архангельск). С 1969 по 1984 год служил в центральном аппарате Министерства обороны СССР на должностях старшего офицера, старшего офицера- инспектора, начальника группы, заместителя начальника отдела сводного финансового планирования и финансирования армии и флота Центрального финансового управления Министерства обороны СССР. С 1984 по 1987 год - начальник финансовой службы Северной группы войск. Одновременно - член советско-польской смешанной комиссии по урегулированию вопросов и претензий, связанных с пребыванием советских войск на территории Польши, а также - член партийной комиссии Политуправления группы войск. С 1987 по 1988 год - начальник управления сводного финансового планирования армии и флота Центрального финансового управления МО СССР. С 1 ноября 1988 года уволен в запас в звании полковника. Продолжает работать главным специалистом валютно-экономического отдела Главного управления военного бюджета финансирования Министерства обороны Российской Федерации (бывшее - ЦФУ МО СССР). За время службы в Советской Армии награжден орденом Красной Звезды, 19 советскими и иностранными медалями.

20 сентября Военному финансово-экономическому университету исполнилось бы 70 лет. К сожалению, его уже нет. Он попал под беспощадные реформы, накрывшие Вооруженные Силы в 2000-е. А ведь опыт подготовки военных финансистов был накоплен уникальный. Он не утратил значения в наши дни, как, впрочем, актуальна и полная ярких страниц рождения и жизни этого учебного заведения.


После Великой Отечественной остро встала задача подготовки финансово-экономических кадров для Вооруженных Сил, особенно руководящего состава. По предложению начальника Финуправления военного ведомства генерала Якова Хотенко при поддержке руководства Минфина 20 сентября 1947 года заместитель министра ВС СССР Маршал Советского Союза Александр Василевский и министр высшего образования Сергей Кафтанов подписали совместный приказ об организации Военного факультета при Московском финансовом институте.

Первопроходцы

В июле 1948-го начальником факультета назначили опытного финансиста генерал-майора Сергея Спиридонова. Участник Гражданской и Великой Отечественной, он стал первым из плеяды руководителей-фронтовиков, вложивших военный опыт в организацию учебного процесса.

В штат факультета вошли управление, четыре курса слушателей, три кафедры и подразделения обслуживания. В 1949-м добавились курсы усовершенствования офицерского состава, а в 1950-м – специальное отделение по подготовке военнослужащих иностранных армий и адъюнктура. К 1960 году сложилась стройная система обучения военных финансистов.

В период с 1955 по 1963-й ученые кафедр издали ряд монографий, выпустили шесть сборников научных записок. В этих трудах нашли отражение вопросы теории и практики финансов ВС СССР, денежного обеспечения войск. В развитие науки о финансах Вооруженных Сил значительный вклад внесли Б. Ривкин, Н. Верба, Б. Кин, Н. Грицынин, И. Лахметкин, В. Подыряка, Б. Савченко, В. Щербак, Ю. Чернов, В. Тиванов, Г. Королев и другие.

В январе 1963 года при кафедре финансов ВС образованы две научно-исследовательские лаборатории – «Автоматизации» и «Проблем финансовой службы». Их деятельность способствовала усилению режима экономии в использовании государственных средств в армии и на флоте, повышению качества финконтроля, борьбе с утратами материальных ценностей и денежных средств.

Характерной особенностью развития факультета в 1963–1972 годах стало повышение уровня военно-экономической подготовки слушателей. Введены новые дисциплины, разработаны курсы по изучению экономики, организации и планированию промпроизводства и капстроительства в МО СССР, анализа хозяйственной деятельности предприятий и строительных организаций.

В 1967 году на факультете приступили к подготовке офицеров руководящего состава в системе полевых учреждений Госбанка СССР для обеспечения финансирования новых видов Вооруженных Сил, прежде всего РВСН.

Профессорско-преподавательский состав принимал активное участие в подготовке к внедрению в войска с 1 января 1970 года системы годового финансового планирования, а также применению обезличенного финансирования, позволившего командирам направлять денежные средства на решение первоочередных задач. Этот шаг, поддержанный Минфином, был революционным для того времени. Примечательно, что в бюджетной сфере страны к такому финансированию перешли только в ХХI веке.

Логическим завершением проводившейся перестройки учебного процесса с уклоном на экономику явилось создание в 1971 году самостоятельной кафедры военно-экономических дисциплин, первым начальником которой стал полковник А. Гришин.

Противостояние и соперничество между блоком НАТО и Варшавским договором сопровождалось разработкой, производством и принятием на вооружение все более сложных комплексов и систем. Это приводило к усилению связей экономики ВС с оборонно-промышленным комплексом, росту военных расходов. Для их оптимизации было принято решение о повышении квалификации руководящего состава военных представительств (ВП): создается кафедра экономики и организации производства оборонных отраслей промышленности, руководителем назначается полковник-инженер В. Жихарев. В первый состав были отобраны ведущие в стране специалисты, ученые, инженеры-практики, финансисты-экономисты. С октября 1974-го на кафедре приступили к обучению офицеров ВП, а в дальнейшем и заказывающих управлений, НИО, промышленных предприятий и организаций Минобороны.

В 1976 году на факультете уже готовили специалистов с высшим военным образованием. Выпускники получили возможность изучать экономический анализ театров военных действий, выбор рациональных вариантов обеспечения потребностей войск. Основные усилия направлялись на практическую сторону обучения и достижение логической связи между учебными процессами Ярославского высшего военно-финансового училища имени генерала А. В. Хрулева и военным факультетом, создание стройной системы подготовки специалистов финслужбы с высшим военным образованием.

Военно-специальная подготовка стала обеспечиваться двумя группами дисциплин: финансовых и экономических, количество которых значительно возросло. В 1979 году состоялся первый выпуск офицеров с высшим военным образованием, которые почти полностью были направлены в центральные органы ВС. А с 1981-го высшее военное образование стали получать выпускники отделения заочного обучения.
Приход в войска таких специалистов сопровождался расширением прав распорядителей кредитов всех степеней в использовании бюджетных средств. В армии и на флоте стали внедряться нормативы расходов, остатки разрешалось использовать в следующем году. Это приводило к значительной экономии бюджета Министерства обороны.

Финансовая стража

При создании Вооруженных Сил новой России и сокращении их численности появились предложения о подготовке военных финансистов в гражданских университетах, хотя такие попытки отвергла сама жизнь еще в 20-е годы прошлого века. Исходили они, как правило, от некоторых реформаторов, которым, видимо, было непонятно, что Вооруженные Силы – специфический государственный организм, предназначенный для обеспечения безопасности страны. А Военный факультет всегда готовил кадры для организации финансового обеспечения войск и сил флота не только в условиях их реальной дислокации, но и применения, а при необходимости и личного участия в боевых действиях, где использование гражданских специалистов фактически невозможно.

В эпоху «приватизации», а попросту – растаскивания государственного, в том числе армейского имущества Военный финансово-экономический факультет оказался лакомым куском для некоторых представителей новой российской элиты, которым вопросы подготовки специалистов такого профиля были чужды, их интересовали личные корыстные цели. От попыток завладения имуществом под видом различных надуманных реорганизаций сотрудники Военного факультета отбивались неоднократно.

При реформировании системы военного образования в соответствии с Указом президента РФ от 13 октября 1998 года был создан Военный финансово-экономический университет в составе Военного финансово-экономического факультета и Ярославского высшего военного финансового училища на правах филиала. Это решение имело целью создать многоуровневый учебно-научный комплекс, сформировать единый системный подход к подготовке кадров финансово-экономической службы. Такое объединение положило начало одному из самых продуктивных периодов деятельности. За короткий период произошли серьезные изменения в образовательном процессе. Внедрены новые технологии, повысилось качество научных работ, выросли квалификация и потенциал преподавательского состава, что положительно сказалось на профессиональном уровне выпускников.

Одной из основных оставалась кафедра финансов и управления банковской деятельностью в ВС. Ее представителей привлекали к проведению занятий даже в других вузах. В Академии Генерального штаба ежегодно читались лекции по проблемам оборонного бюджета. Здесь были подготовлены учебники и монографии, десятки пособий, защищено более 70 диссертаций, выполнялись различные НИР и оперативные задания.

Еще в 1977 году из кафедры финансов ВС РФ для усиления практической направленности обучения слушателей выделилась кафедра управления финансово-экономической деятельностью и контроля (организации финансовой службы и контроля), первым начальником которой назначен полковник Ю. Чернов. На ней преподавали дисциплины прикладного характера – готовили слушателей к работе руководителями финансовой службы соединений и структурных подразделений окружного и армейского звена. Под руководством финансовой инспекции ЦФУ МО РФ здесь был подготовлен первый учебник по финансовому контролю.

Уникальной в своем роде явилась и кафедра управления экономикой и учетно-аналитической деятельностью в ВС РФ (экономики Вооруженных Сил), которая, будучи сравнительно молодой, под руководством первого начальника доктора технических наук профессора Г. Жукова ярко заявила о себе. Здесь издан первый в стране учебник по военно-экономическому анализу, который сразу стал пользоваться высоким спросом как в вузах, так и в научно-исследовательских учреждениях Минобороны. Впервые появились дисциплины: военно-экономический анализ, военно-финансовая информатика. С 2000-го по решению министра обороны здесь готовят инженеров-экономистов ВП с высшим военным образованием. Ее выпускники 2002–2006 годов оказали значительное влияние на развитие промышленности и нынешнее состояние системы управления государственным оборонным заказом. До настоящего времени учебник «Цены и ценообразование», изданный кафедрой в 1985-м, является единственным в стране.

В развитие научных основ военной экономики много труда вложили ученые университета: Р. Фармазян, А. Пожаров, Н. Абросимов, С. Ермаков, В. Жихарев, Г. Жуков, С. Викулов и др.

Университет в эти годы стал интеллектуальным центром ключевых компетенций по планированию и финансированию ГОЗ, экономике НИОКР, управлению ценообразованием продукции оборонного назначения, учету и анализу затрат, управлению интеллектуальной собственностью. Все эти важнейшие направления изучались на кафедре.

Сегодня же накопившиеся за последние десять лет проблемы в перечисленных выше областях деятельности могут представлять собой очень серьезную угрозу при реализации ГОЗ 2017–2019 годов. Но готовить профильных специалистов некому и негде.

Поучительный пример: для усиления НИР в области экономики и финансов Вооруженных Сил в университете под руководством полковника А. Батьковского работал научно-исследовательский центр военно-экономических обоснований. В нем выполнено около 50 научно-исследовательских работ, более 170 оперативных заданий, подготовлено восемь монографий и методических пособий по широкому спектру финансово-экономических проблем. Начали регулярно выпускать научный журнал «Вестник Военного финансово-экономического университета», в котором публиковались статьи по наиболее злободневным вопросам экономики и финансов.

В 2002 году построен музей, оснащенный передовыми технологиями хранения и демонстрации исторических информационных и архивных материалов. Здесь проводились плановые занятия со слушателями, экскурсии для семей военнослужащих, студентов гражданских вузов и школьников, отмечались знаменательные даты и Дни воинской славы России. Музей и труд «Военная финансово-экономическая служба России» были отмечены Государственной премией Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Жукова.

Коллектив Военного финансово-экономического факультета всегда шел в ногу со временем. Выполнял задачи финансовой службы исходя из геополитической обстановки, готовил и воспитывал преданных интересам дела офицеров. За годы работы для Министерства обороны, внутренних войск, Федеральной пограничной службы, других силовых ведомств выпущены около 7500 военных специалистов, прошли переподготовку и повышение квалификации более 10 тысяч офицеров.

Объективной оценкой работы стала его аккредитация. По итогам проведенной Министерством образования и науки в 2005 году внешней экспертизы Военный финансово-экономический университет оказался в числе лучших 10 процентов вузов России (включая гражданские) по всем основным показателям. Выпускники успешно выполняли задачи по финансовому обеспечению советских войск, временно дислоцированных в Германии, Польше, Румынии, Венгрии, Чехословакии, на Кубе, в других регионах. Многие приняли участие в боевых действиях и миротворческих операциях в Египте, Сирии, Афганистане, Чеченской Республике, Югославии, Абхазии, Приднестровье. Нередко на службе в горячих точках им приходилось вступать в вооруженные столкновения, защищая финансы, другие ценности от захвата боевиками. Выполнять наряду с профессиональными обязанностями задачи по сопровождению и охране войсковых колонн, принимать вместе с другими военнослужащими личное участие в боевых действиях, проявляя при этом мужество и героизм. За руководство финансовым обеспечением боевых операций в Дагестане и Чечне орденом «За военные заслуги» награждены генерал-лейтенант В. Заставнюк, полковники Е. Полуничев и Ю. Ефимов. Полковник Ефимов, кроме того, отмечен и орденом Мужества. За ратный труд удостоены наград участники боевых действий: А. Ульянчук, И. Семенихин, В. Кириллов, Б. Белоцерковский, О. Беленко, А. Борисов и многие другие.

Нередко выполняя задачи в горячих точках, выпускникам приходилось организовывать социальное обеспечение мирного населения, участвовать в стабилизации финансово-экономической системы регионов. Яркий пример: в 2014 году после госпереворота на Украине, организованного в Крыму экономического террора, блокады банковской и казначейской систем, лишения населения средств к существованию финансовая служба Черноморского флота смогла оперативно и по-боевому провести, без преувеличения сказать, спасательную финансово-экономическую операцию. В итоге для флота и государства сохранено более двух миллиардов рублей, находившихся на счетах Банка Украины, скрытно собраны из гарнизонов сотни миллионов гривен и конвертированы в рубли. Вместе с офицерами полевых отделений банка с материка завезено огромное количество наличных денег для Пенсионного фонда, «Почты России», кредитно-финансовых и других организаций Крыма. При невозможности выплаты денежного довольствия и заработной платы в безналичном порядке по пластиковым картам они при значительном росте численности флота своевременно выдавались наличными. Благодаря в первую очередь офицерам финансовой службы удалось довести до работоспособного состояния в кратчайшие сроки зарплатный проект через новое обслуживающее банковское учреждение. Все это в значительной мере способствовало экономической стабилизации Крыма и социальной защите его населения.

Есть кем гордиться

Среди наших выпускников – 124 генерала, 27 докторов наук и профессоров, три заслуженных деятеля науки Российской Федерации, семь лауреатов Государственной премии им. Маршала Советского Союза Жукова, 59 заслуженных экономистов РФ, 13 офицеров, награжденных знаком «За отличные успехи в работе в области высшего образования СССР», три почетных работника высшего профессионального образования страны.

Жизнь показала, что выпускники университета очень востребованы и после увольнения с военной службы. Они занимали и занимают достойные должности в администрации и Контрольном управлении президента, правительствах России и Москвы, Счетной палате, Министерстве экономики и финансов, других органах власти. Выпускник университета 2005 года, золотой медалист полковник запаса Д. Аристов сегодня на посту директора Федеральной службы судебных приставов. Выпускник 2002-го полковник запаса С. Емельянов – директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга. Должность первого заместителя руководителя Департамента финансов Москвы, начальника городского казначейства занимает полковник запаса Е. Меньшов. Финансово-экономическими органами Департаментов здравоохранения и образования Москвы руководят полковники запаса В. Павлов и О. Яковлев. В Контрольном управлении президента ранее проходили государственную службу офицеры С. Аверичев и Ю. Федоров. Успешно трудятся здесь сегодня военные финансисты А. Матюнин, А. Скобелев, И. Ощипков и П. Ромашкан. В Департаменте контроля за оборонными расходами Счетной палаты России, который возглавлял аудитор А. Пискунов, более 85 процентов инспекторского состава являлись выпускниками университета. Многие стали крупными руководителями в банковской системе государства. Так, начальником Дальневосточного Главного управления Банка России является С. Белов, первым заместителем начальника Главного управления Банка России по ЦФО – В. Кныш. Департамент полевых учреждений Банка России возглавляет О. Беленко. Управляющий отделением Белгород Главного управления Банка России по ЦФО – А. Беленко. Наши выпускники руководят почти всеми финансовыми органами Вооруженных Сил государств постсоветского пространства. Многие остаются верными избранному пути, продолжая трудиться в оборонных структурах государства, ОПК, возглавляя НИИ, заводы, финансовые департаменты, управления ценообразования.

С огромным уважением и гордостью мы сегодня вспоминаем начальников Военного факультета – участников Великой Отечественной войны, генералов Н. Найденова, В. Кришкевича, И. Рыжкова, В. Селиха, В. Бурса, В. Семеникова, М. Полищука, которые внесли значительный вклад в развитие и совершенствование деятельности учебного заведения, подготовку достойных кадров для финансовой службы.

Об авторитете Военного университета и военного училища свидетельствуют посещения их президентом страны, дважды – председателями правительства России и министром обороны. Такого внимания и чести не были удостоены и более элитные учебные заведения.

К большому сожалению, в 2009 и 2010 годах Военная финансово-экономическая академия в Ярославле и Военный финансово-экономический институт, повторим, были расформированы. Этот шаг многими ветеранами армии и флота, особенно выпускниками университета, расценен как антигосударственный, направленный на подрыв экономики и боевой готовности Вооруженных Сил, обороноспособности страны. Думается, нынешнее руководство двух Министерств – обороны и финансов придет к выводу о том, что без такого уникального учебного заведения эффективно решать вопросы использования бюджетных средств на оборону страны невозможно.

Всех, кому дорог Военный финансово-экономический университет (Военный финансово-экономический факультет при МФИ), поздравляю с праздником, желаю здоровья, благополучия и успехов в жизни. Убежден, что проделанной работой на благо Вооруженных Сил мы вправе гордиться.

В родах войск видов ВС Союза и отдельных родах войск .

Тыл Вооружённых сил СССР - силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР .

Начало созданию провиантских органов в русской армии положил указ Петра I от 18 февраля (1 марта по новому стилю) 1700 года, учреждающий в военном ведомстве должность генерал-провианта, на которую был назначен окольничий Семён Языков. Этим указом генерал/провианту повелевалось «…ведать все хлебные запасы на дачу ратным людям, а также сбором их и дачею, на Москве и в других городах…». Таким образом, был учреждён новый приказ, который в соответствии с титулом его начальника стал именоваться Провиантским, положено начало централизованному обеспечению войск продовольствием. В этот же день царским указом был образован «Особый приказ» (впоследствии получивший название Военного (иногда его называют ещё «Комиссариатским»), на который было возложено снабжение войск обмундированием, снаряжением и жалованием, а также оружием и лошадьми. В 1711 году по указу Петра I снабженческие органы вошли в состав действующей армии. В её полевом управлении был создан комиссариат, ведавший всеми видами снабжения. В дивизиях организация снабжения была возложена на обер-комиссаров и обер-провиантмейстеров, а в полках, соответственно, на комиссаров и провиантмейстеров. Причем полки обзаводились собственным войсковым хозяйством.

Сложившаяся в начале XVIII века структура органов управления и накопленный в ходе Северной войны опыт снабжения действующей армии были закреплены в Уставе Воинском 1716 года. Ответственность за обеспечение войск возлагалась на командующего армией (генерал-фельдмаршала), а непосредственное руководство её снабжением - на генерал-кригс-комиссара, в обязанности которого, в частности, входило снабжение войск деньгами, вещевым имуществом, провиантом, оружием и лошадьми. Медицинское обеспечение осуществляли: в армии - доктор при высших генералах, в дивизиях - доктор и штаб-лекарь, в полках - лекарь , в роте - цирюльник (фельдшер).

В последующем система тылового обеспечения Русской императорской армии совершенствовалась с учётом опыта войн. Получил развитие транспорт подвоза, разработана система эшелонирования запасов, создана единая интендантская служба. В Первую мировую войну сформировались фронтовые и армейские базы снабжения, стали функционировать фронтовые распределительные станции, обеспечивавшие приём железнодорожного транспорта из тыла страны, а также корпусные выгрузочные станции.

К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в составе тыла Вооруженных сил СССР имелись: тыловые подразделения, части и учреждения, входившие в состав воинских частей, соединений и объединений всех видов Вооруженных Сил; базы и склады с запасами материальных средств; железнодорожные, автомобильные, дорожные, ремонтные, инженерно-аэродромные, авиационно-технические, медицинские, ветеринарные и другие тыловые части и подразделения центрального подчинения. Руководство ими в специальном отношении осуществлялось по линии соответствующих главных и центральных управлений Народного комиссариата обороны. Общее руководство Главным интендантским, Санитарным, Ветеринарным управлениями и отделом материальных фондов было возложено на заместителя наркома обороны. Существовавшая структура тыла не соответствовала требованиям войны. Армейский и фронтовой тыл отсутствовали, так как его содержание в мирное время штатами не предусматривалось.

В ходе Великой Отечественной войны сложился хорошо организованный и технически оснащённый Тыл ВС, который успешно справлялся с большим объёмом задач по тыловому обеспечению войск (сил). С началом войны были созданы Главное управление тыла, управления тыла во фронтах и армиях. Т. о. был образован централизованный тыл. К маю 1942 введены должности начальников тыла в корпусах и дивизиях. За войну Тыл ВС принял от промышленности и обеспечил хранение и подвоз войскам (силам) свыше 10 млн т. боеприпасов, 16 млн т. горючего, ок. 40 млн т. продовольствия и фуража. Личному составу выдано свыше 70 млн комплектов обмундирования. Воинские железнодорожные перевозки превысили 19 млн вагонов, автомобильным транспортом перевезено 625 млн т., воздушным - ок. 140 млн т. материальных средств. Дорожные войска построили и восстановили ок. 100 тыс. км автомобильных дорог, железнодорожные войска и спецформирования Наркомата путей сообщения - ок. 120 тыс. км железнодорожных путей. Для нужд авиации оборудовано более 6 тысяч аэродромов. Военно-медицинская служба и лечебные учреждения Наркомата здравоохранения вернули в строй после излечения св. 72 % раненых и 91 % больных.

Состав

Управление и штаб тыла;
  • Главное управление железнодорожных войск Министерства обороны СССР (ГУЖВ МО СССР);
  • Главное автомобильное управление Министерства обороны СССР (ГЛАВТУ МО СССР) ;
  • Главное военно-медицинское управление Министерства обороны СССР (ГВМУ МО СССР);
  • Главное управление торговли Министерства обороны СССР (ГУТ МО СССР);
  • Центральное управление военных сообщений Министерства обороны СССР (ЦУП ВОСО МО СССР);
  • Центральное продовольственное управление Министерства обороны СССР (ЦПУ МО СССР);
  • Центральное вещевое управление Министерства обороны СССР (ЦВУ МО СССР);
  • Центральное управление ракетного топлива и горючего Министерства обороны СССР (ЦУРТГ МО СССР) - в/ч 25968;
  • Центральное автодорожное управление Министерства обороны СССР (ЦАДУ МО СССР) - в/ч 92407;
  • Центральное финансовое управление Министерства обороны СССР (ЦФУ МО СССР) - в/ч 01990;
  • Инженерно-аэродромная служба Министерства обороны СССР;
  • Служба пожарно-спасательной и местной обороны Министерства обороны СССР;
  • Инспекция охраны окружающей среды Министерства обороны СССР;
  • Управление сельского хозяйства.

Высшие учебные заведения

  • Академии
    1. Военная ордена Ленина академия тыла и транспорта (Ленинград)
  • Командные
    1. Московское высшее командное училище дорожных и инженерных войск (Балашиха)
  • Тыла
    1. Вольское высшее военное ордена Красной Звезды училище тыла имени Ленинского комсомола
    2. Горьковское высшее военное училище тыла имени Маршала Советского Союза И. Х. Баграмяна
  • Инженерные
    1. Ульяновское высшее военно-техническое училище имени Богдана Хмельницкого

Центральное финансовое управление МО СССР

  1. Военный финансово-экономический факультет при

Главное военно-медицинское управление МО СССР

  1. Военно-медицинская ордена Ленина, Краснознамённая академия имени С. М. Кирова (Ленинград)
  2. Военно-медицинский факультет при
  3. Военно-медицинский факультет при
  4. Военно-медицинский факультет при
  5. Военно-ветеринарный факультет при

Главное автомобильное управление МО СССР

  • Командные
    1. Самаркандское высшее военное автомобильное командное училище имени Верховного Совета Узбекской ССР
    2. Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище
  • Инженерные
    1. Челябинское высшее военное автомобильное инженерное училище имени Главного маршала бронетанковых войск П. А. Ротмистрова

Главное управление железнодорожных войск МО СССР

  1. Ленинградское высшее ордена Ленина, Краснознамённое училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе

Военные кафедры при ВУЗах

Военные кафедры при ВУЗах:

  • и так далее.

Начальники

Органы военного управления

  • Управление и Штаб тыла;
    • Главные и центральные управления.

Знаки различия и отличия

Нарукавные знаки

Нарукавные знаки спецвойскам и спецслужбам носились только категорией прапорщики , сержанты и солдаты срочной службы и сверхсрочной службы и курсантами военных ВУЗов на шинелях , на парадно-выходной, и повседневной форме одежды. На полевой, рабочей (подменной) форме одежды ношение нарукавных знаков было не предусмотрено.

Нагрудные знаки

Нагрудные знаки в Тыла ВС СССР были двух типов отличия и различия.

Воинская часть является военно-хозяйственной единицей и для обеспечения ее деятельности за ней в установленном порядке закрепляются в оперативное управление техника, вооружение, инвентарь и другие материальные средства. Кроме того, воинской части выделяются необходимые денежные средства из федерального бюджета в виде лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, позволяющие производить расчеты с личным составом, поставщиками материальных средств, работ (услуг). Помимо бюджетных средств, в воинской части обращаются средства, полученные из внебюджетных источников. Так как основным предназначением армии является вооруженная защита государства, то бюджетные средства занимают подавляющий удельный вес среди денежных средств воинской части. В 80-х годах прошлого столетия в воинских частях 85-90% денежных средств составляли средства по смете Министерства обороны (бюджетные) и только 9-15% внебюджетные средства. В настоящее время удельный вес бюджетных средств еще выше.

Каждая из групп денежных средств воинской части (бюджетные и внебюджетные средства), в свою очередь, подразделяются на многочисленные фонды денежных средств целевого назначения.

Образование фондов бюджетных средств в воинской части осуществляется в разрезе разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов функциональной классификации и предметных статей (подстатей) экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Среди бюджетных средств, обращающихся в воинских частях, наибольший удельный вес занимают средства на денежное довольствие военнослужащих и денежное содержание гражданского персонала. В отдельных воинских частях эти расходы составляют более 90% от общей суммы расходов по смете Министерства обороны.

Кроме того, воинским частям отпускаются денежные средства на выплату личному составу различных компенсационных выплат, на содержание, эксплуатацию и текущий ремонт вооружения, военной техники и имущества, на содержание и эксплуатацию учебных объектов боевой и физической подготовки, на оплату служебных командировок, на общехозяйственные, культурно-просветительные и другие расходы. В последние годы в воинских частях еще более возрос удельный вес расходов денежных средств, направляемых на обеспечение личного состава войск (сил), и уменьшился удельный вес расходов на боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск (сил). Это изменение объясняется, с одной стороны, повышением размеров денежного довольствия военнослужащих и денежного содержания гражданского персонала, а с другой стороны - централизацией отдельных видов расходов. Так, с переходом на казначейское исполнение бюджета квартирно-эксплуатационная часть района (гарнизона), как правило, самостоятельно производит квартирно-эксплуатационные расходы за все зачисленные к ней на довольствие воинские части. Вещевая служба военного округа взяла на себя расчеты за пошив обмундирования и банно-прачечное обслуживание войск.

Структура расходов по другим видам расходов функциональной классификации, кроме денежного довольствия военнослужащих и денежного содержания гражданского персонала, в различных воинских частях может существенно отличаться. Например, в воинских частях РВСН, ВВС, ВМФ значительные суммы денежных средств выделяются на содержание аэродромов, командных пунктов и специальных объектов. В воинских частях, при которых содержатся дошкольные образовательные учреждения, появляются расходы по целевой статье 420 «Детские дошкольные учреждения». В военно-лечебных учреждениях среди прочих расходов значительное место занимают расходы по целевой статье 470 «Больницы, клиники, госпитали, медико-санаторные части».

Внебюджетные средства до 2001 г. образовывались и использовались в соответствии с Перечнем внебюджетных средств Министерства обороны (Сборник указаний ЦФУ МО СССР 1990г. №43). При этом следует отметить, что до перехода на бухгалтерский учет более 70% внебюджетных средств составляли удержания из денежного довольствия и заработной платы (налоги, начеты, алименты и т.д.), которые при списании раздаточных ведомостей зачислялись на соответствующие виды внебюджетных средств, а затем перечислялись по принадлежности (до 1990г. эти средства назывались переходящими суммами). На этих видах внебюджетных средств (переходящих сумм) фактически велся учет расчетов с бюджетом по каждому отдельному виду платежей, учет расчетов по исполнительным документам и др. С переходом на бухгалтерский учет надобность в таком учете расчетов отпала.

В настоящее время вместо термина «внебюджетные средства» применяется «средства, получаемые за счет внебюджетных источников (СВИ)». Образование и использование СВИ производится в соответствии Классификацией средств, полученных военными учреждениями за счет внебюджетных источников (указание заместителя Министра обороны по финансово-экономической работе 2001г. №180/12/1250).

Классификация СВИ группирует СВИ в зависимости от вида источника средств, вида деятельности, имущества (работ, услуг) и конкретного вида имущества (работ, услуг) с присвоением им определенных кодов.

По экономическому содержанию СВИ подразделяются на:

средства, полученные от приносящей доход деятельности;

целевые средства и безвозмездные поступления.

По отчетам воинских частей видно, что у большинства из них, среди СВИ преобладают целевые средства. (Средства, полученные общежитиями; средства родителей на содержание детского учреждения, другие средства, полученные в разрешенных случаях от сторонних организаций, физических лиц, военных учреждений). В военно-лечебных учреждениях, а также в отдельных воинских частях тылового и технического обеспечения войск (сил) в рамках основной деятельности производится выполнение работ (оказание услуг) сторонним организациям и физическим лицам. В этих воинских частях образуются и используются значительные по объему фонды денежных средств от приносящей доход деятельности.

Таким образом, воинская часть как военно-хозяйственная единица наделена или образует сама фонды денежных средств целевого назначения. При этом естественно возникают отношения по поводу образования и использования этих различных целевых фондов денежных средств, т.е. финансовые отношения.

В зависимости от источника формирования целевых фондов денежных средств финансовые отношения, возникающие в процессе деятельности воинской части, можно подразделить на две группы:

1.Отношения по поводу формирования и использования фондов бюджетных средств.

2.Отношения по поводу формирования и использования фондовых денежных средств, полученных из внебюджетных источников.

Финансовые отношения первой группы вытекают из основной деятельности войск – вооруженная защита государства. В связи с этим государство должно выделить Министерству обороны из федерального бюджета необходимые фонды денежных средств на национальную оборону. При этом ассигнования выделяются не общей суммой, а с разбивкой по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации и предметным статьям (подстатьям) экономической классификации расходов.

С получением ассигнований в Министерстве обороны происходит дальнейшее распределение бюджетных средств между видами Вооруженных Сил, военными округами, соединениями, воинскими частями, т.е. возникают внутриведомственные финансовые отношения. Воинская часть – конечный пункт внутриведомственного распределения.

На стадии формирования фондов бюджетных средств возникают отношения между воинской частью и соответствующим распорядителем бюджетных средств и его финансово-экономическим органом по поводу выделяемых воинской части лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования на определенные цели.

На стадии использования бюджетных средств в воинской части происходит расходование целевых фондов денежных средств, поэтому возникают отношения между командиром части и его помощником по финансово-экономической работе, с одной стороны, и каждым военнослужащим, лицом гражданского персонала, с другой стороны, по поводу своевременного и правильного обеспечения последних денежным довольствием и заработной платой.

При этом умелое использование командиром своих прав по установлению должностных окладов, выдаче вознаграждений, надбавок и премий обеспечивает эффективное воздействие соответствующих фондов денежного довольствия и заработной платы на повышение профессионального мастерства, воинской и трудовой дисциплины, а в конечном счете – на повышение боевой готовности воинской части.

В ходе использования фондов денежного довольствия и оплаты труда финансовый орган воинской части осуществляет посреднические функции между государственными финансами и финансами домохозяйств военнослужащих и гражданского персонала, а также между федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов. Так, расходы федерального бюджета на выплату денежного довольствия и оплату труда одновременно являются доходами домохозяйств. Удержания налогов, начетов являются расходом домохозяйств и одновременно доходами соответствующего бюджета. Начисления страховых взносов на фонд оплаты труда представляет собой расход федерального бюджета и доход государственных внебюджетных фондов.

Использование фондов денежных средств, предназначенных на боевую подготовку, на хозяйственные нужды или на содержание вооружения, техники и военного имущества, затрагивает интересы, как всего личного состава, так и отдельных подразделений, отдельных военнослужащих и лиц гражданского персонала. Кроме того, в процессе использования этих фондов возникают отношения между воинской частью и сторонними организациями – поставщиками материальных ценностей и услуг.

Таким образом, финансовые отношения первой группы связаны с формированием и расходованием в воинских частях целевых фондов денежных средств, поступающих из федерального бюджета.

Основываясь на объективных возможностях финансов и представляя интересы всей финансовой системы страны, помощник командира части по финансово-экономической работе обязан производить анализ финансово-хозяйственной деятельности воинской части, вносить предложения по ее совершенствованию, соблюдать в ходе исполнения сметы доходов и расходов бюджетную, платежную, налоговую, кассовую и штатно-тарифную дисциплину, активно добиваться своевременного принятия решения по недостачам, растратам и хищениям, обеспечить полное взыскание с виновных лиц ущерба, причиненного государству, правильный подсчет и удержания налогов, своевременное перечисление удержанных сумм.

Финансовые отношения второй группы образуются в результате дополнительной (хозяйственной) деятельности войск. Материальными носителями этих отношений в воинских частях являются средства, полученные от использования в разрешенных случаях имущества, находящегося в государственной собственности; средства, полученные от выполнения (оказания) платных работ (услуг) на договорной основе, осуществления иной разрешенной законодательством деятельности; целевые средства и безвозмездные поступления.

Отношения этой группы затрагивают интересы всего коллектива воинской части, лиц, непосредственно участвующих в создании этих фондов, вышестоящих органов.

Так, введенная в 2001 г. практически полная централизация доходов, полученных от выполнения (оказания) платных работ (услуг), уменьшила заинтересованность воинских частей - непосредственных исполнителей работ, что привело к сокращению объемов поступлений по ряду видов работ (услуг).

В составе целевых средств в воинскую часть поступают средства на премирование работников, занятых сбором, хранением и сдачей изношенных шин, металлолома, драгоценных металлов и др. Правильное распределение и использование этих фондов материально стимулирует экономическую работу.

В процессе формирования и использования СВИ финансовый орган воинской части так же, как и в первой группе отношений, выполняет различные посреднические функции между различными звеньями финансовой системы (начисляет и перечисляет по принадлежности различные налоги, начеты, страховые взносы).

Хотя отношения второй группы связаны с формированием и использованием СВИ они в определенной степени влияют на эффективность использования бюджетных средств. Это объясняется следующим:

успешная финансово-хозяйственная деятельность подсобных предприятий, оказывающих услуги воинской части за плату, приводит к уменьшению себестоимости услуг и тем самым к экономии бюджетных средств;

увеличение собственных средств домоуправлений и общежитий сокращает сумму бюджетных дотаций на их содержание.

Рассмотренные финансовые отношения являются частью экономических (денежных) отношений, связанных с обеспечением функционирования Вооруженных Сил, то есть частью финансов Вооруженных Сил. Финансы воинской части соответствуют всем характерным признакам финансов Вооруженных Сил:

финансы воинской части являются частью военно-экономических отношений;

они связаны с распределением конечного военного продукта в стоимостной (денежной) форме;

отношения возникают в процессе формирования и использования целевых фондов денежных средств.

Таким образом, финансы воинской части представляют собой совокупность военно-экономических отношений, возникающих в процессе формирования и использования в воинской части различных фондов денежных средств, обеспечивающих ее функционирование как военно-хозяйственной единицы.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы воинской части, как и финансы Вооруженных Сил, выполняют две функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция - проявление объективно присущих финансам внутренних свойств, в процессе распределения конечного военного продукта путем образования и использования целевых фондов денежных средств. Она проявляется в процессе финансового планирования и расходования целевых фондов бюджетных средств и СВИ.

Основываясь на распределительной функции финансов, должностные лица части должны правильно определить потребность в денежных средствах, своевременно их истребовать, целесообразно расходовать.

При этом в ходе использования одних фондов в воинской части нередко образуются другие целевые фонды. Например, в процессе расходова­ния фондов денежных средств, предназначенных на денежное содержание гражданского персонала, образуются государственные внебюджетные фонды.

Контрольная функция финансов воинской части - это объективно присущее финансам свойство контроля, за формированием и рациональным использованием фондов денежных средств, в соответствии с их целевым предназначением.

Функции финансов неразрывно связаны между собой: в распределительном процессе проявляет себя и контрольная функция, в ходе финансового контроля возникают распределительные отношения (восстановление фондов денежных средств, образование доходной части бюджета в виде начетов и др.).

Возможности функций финансов используются должностными лицами во­инской части в процессе финансово-хозяйственной деятельности.