Новое в законодательстве о пенсиях работающим пенсионерам появилось с 2016 года в связи с проблемной экономической ситуацией в стране. Рассмотрим, что это за изменения и каковы их последствия.

Новое в законе о пенсиях с 2016 года

Сложная экономическая ситуация, сложившаяся в России в 2015 году, привела к необходимости максимального снижения расходования бюджетных средств. Одним из путей, направленных на такое снижение, стало сокращение средств на выплату пенсий в 2016 году.

Это сокращение выразилось в следующих шагах (закон «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» от 29.12.2015 № 385-ФЗ):

  • Отменена индексация пенсий работающим пенсионерам.
  • Индексация пенсии для лиц, не имеющих иных источников дохода (неработающих пенсионеров, получающих страховую или социальную пенсию) сохранена, но с меньшим коэффициентом, чем изначально предусматривалось законодательством (до уровня инфляции).
  • Анонсирована вторая индексация по итогам 1-го полугодия 2016 года, но с отсылкой к реально складывающимся возможностям экономики (т. е. ее может и не быть).

Изменения в пенсионном законодательстве для работающих пенсионеров

На первый взгляд, в результате принятых мер наибольшие потери понесли работающие пенсионеры. Хотя с учетом небольшой величины коэффициента индексации (4%), увеличившей пенсию для большинства рядовых пенсионеров на сумму порядка 350-360 руб., работающий пенсионер, получающий зарплату, к своей пенсии добавляет очевидно большую сумму.

Кроме того, законом РФ от 29.12.2015 № 385-ФЗ никак не затронут вопрос о перерасчете пенсий работающим по итогам года. То есть, продолжая работать, пенсионер сохраняет право на увеличение количества пенсионных баллов и, соответственно, на ежегодное увеличение суммы пенсии.

Тем не менее, сохраняя справедливость подхода к расчету пенсионных выплат, закон РФ от 29.12.2015 № 385-ФЗ предусмотрел обязательность проведения всех этапов индексации, замороженных для работающих пенсионеров, на момент прекращения ими работы. С целью своевременного информирования ПФР о таком прекращении для работодателей с 01.04.2016 введен новый вид отчетности о составе работников, которая должна представляться в ПФР ежемесячно.

Подробнее о составе данных, вносимых в новый отчет, читайте в статье .

Действия пенсионера при увольнении

Данные о продолжающих работать пенсионерах на начало 2016 года в ПФР имелись только по состоянию на 30.09.2015. Соответственно, информация о таких лицах на 01.01.2016 в полном объеме попала туда к 20 февраля. Поскольку решение о непроведении индексации начало действовать с 01.01.2016, а новый отчет будет представлять данные с апреля 2016 года, период с 01.10.2015 по 31.03.2016 для проведения (или, наоборот, для непроведения) индексации оказался переходным.

Пенсионеры, уволившиеся в этот период и оставшиеся с единственным источником существования в виде пенсии, для своевременного индексирования могут самостоятельно не позднее 31.05.2016 обратиться в ПФР с заявлением об этом. К заявлению надо приложить копии подтверждающих факт увольнения документов.

Подробнее об этом читайте в статье .

Аналогичное заявление и в те же сроки рекомендуется подать в ПФР тем пенсионерам, которые в переходный период начали работать после отдыха, поскольку со дня начала работы они теряют право на индексацию (п. 2 ст. 3 закона РФ от 29.12.2015 № 385-ФЗ).

Итоги

Нововведения 2016 года для работающих пенсионеров, выразившиеся в отмене индексации пенсий для них, связаны со сложной экономической ситуацией в стране и носят временный характер. При прекращении работы все необходимые индексации будут произведены.

В 2016 году будет проведена пенсионная реформа, на основании которой вводятся новые правила при расчете пенсионного обеспечения. Любые реформы волнуют основную часть жителей России, а вот пенсионная реформа затронет практически все население, поэтому на нее следует обратить пристальное внимание.

Давайте разберемся, что нас ожидает и каких моментов стоит опасаться.

Что принесла пенсионная реформа в 2014-2016?

Еще в самом конце 2013 года президент России подписал закон, который утвердил специальную систему гарантированных пенсионных накоплений, но данный закон является лишь малой частью из целого пакета инициатив правительства по вопросам пенсионной реформы. Углубляясь в закон, становится понятно, что в Российской Федерации формируется двухуровневая система гарантирования прав застрахованных граждан.

Другими словами, система состоит из двух составляющих:

  1. Обязательное пенсионное обеспечение.
  2. Общенациональный гарантированный фонд.

Перед вторым стоит задача по объединению тех, кто принимает непосредственное участие в системе обязательного пенсионного обеспечения. Как же будет происходить формирование фонда? Будут задействованы следующие источники: различные негосударственные пенсионные фонды и взносы государственного Пенсионного фонда. Контроль над всеми взносами и решение вопросов выплат гарантийного возмещения будет осуществлять Агентство по страхованию вкладов.

Заострим внимание на одном неприятном моменте касаемо пенсионной реформы 2014-2015 года. Правительство постановило «заморозить» сроком на год накопительную часть пенсии с целью ее перевода в распределительную систему. Практически это выглядит следующим образом: у большей части российских граждан в Пенсионном фонде «лежала» накопительная часть пенсии, на которую начислялись проценты, а с 2014 года эта практика перестала существовать.

Перед людьми встал выбор: перевести свои деньги в негосударственный пенсионный фонд (который можно выбрать на свое усмотрение) или оставить накопления в Пенсионном фонде. Граждане, которые заблаговременно решили вопрос с накопительной частью, в прежнем режиме «пополняют» собственные пенсионные накопления. А вот те, кто ничего не предпринимал, «передали со своего молчаливого согласия» свою накопительную часть в распределительную составляющую, входящую в систему обязательного пенсионного страхования, но по этому поводу переживать, все-таки не стоит. В 2016 году прежняя система вернется на старые «рельсы». При этом правительство заверяет, что граждане, которые не обеспокоились о накопительной части пенсии, ничего не потеряют – рубль в страховой части пенсии является более «дорогим», чем в накопительной части.

Неужели работающие пенсионеры лишатся пенсии?

Начиная с 1998 года, не было никакой законодательной базы, устанавливающей ограничения в получении пенсионного обеспечения для тех пенсионеров, которые продолжают трудиться. Но правительство посчитало, что эти «послабления» приводят к неэффективному расходованию бюджетных средств.

С 2015 года правительство приняло решение ввести определенные ограничения для работающих граждан, получающих пенсию.

  1. Когда у пенсионера, который работает, не происходит формирование накопительной части будущей пенсии, то при перерасчете он сможет получить максимальное количество балов не более 3.
  2. В случае формирования накопительной части пенсии, при перерасчете количество баллов будет составлять не более 1, 875. (если брать перерасчет на рубли, то сумма составит 120, 19 руб.).

Что представляют собой пенсионные баллы?

Работающим гражданам, кому пенсия будет начислена в 2014 году, а также для всех пенсионеров, будет осуществляться конвертация в баллы, а вот уменьшение размера пенсии не произойдет. Для осуществления данной процедуры в Пенсионный фонд приезжать не нужно – она осуществится автоматически, без заявлений.

Так же тем пенсионерам, которые работают, в беззаявительном порядке будет проводиться ежегодный перерасчет пенсии с учетом страховых взносов – эта процедура остается без изменений. Итак, пенсионная реформа 2015 года не окажет влияния на получение пенсии работающими гражданами-пенсионерами, но их затронут некоторые ограничения, касательно начисления баллов.

Важные нюансы пенсионной реформы 2015 года

Как известно, закон 400-ФЗ «О страховых пенсиях» был принят в 2013 году, но процесс его вступления в силу будет постепенным, а точнее основная часть начнет действовать с начала 2015 года, а все остальные законодательные распоряжения – с 1 января 2016 года.

Существует одна особенность грядущих перемен: теперь задачей пенсионной реформы 2015 года является стимулирование граждан РФ выходить на пенсию как можно позднее, и вы знаете, что пенсионный возраст для мужчин составляет 60 лет, а для работающих женщин – 55 лет. Но вот в чем скрыт «государственный стимул»: например, когда мужчина захочет выйти на пенсию на 5 или 7 лет позже установленного возраста (возьмем 65 лет), то сумма его пенсии будет выше на целых 85% от размера пенсии, которую бы ему начислили в 60 лет.

Само понятие «трудовая пенсия» постепенно «стирается» и остается в прошлом, и сегодня словосочетание «страховая пенсия» более актуально, причем начисление будет происходить в баллах, а не в привычных рублях. Каждый год с учетом инфляции будет устанавливаться пенсионный балл.

Новый закон принес следующие изменения: страховой стаж будет увеличиваться в соответствии с выходом гражданина на пенсию. Например, в случае выхода на пенсию в 2015 году, ваш стаж должен быть не меньше шести лет. Но после 2025 года – уже не меньше пятнадцати лет.

Кроме накопительных баллов, от государства будут производиться различные надбавки, но их сумма является одинаковой, и она не будет зависеть от стажа или баллов.

Помимо этого, можно отметить дополнительное новшество, которое сложно назвать положительным. Для матерей в страховой стаж теперь включается период по уходу за ребенком только до полутора лет, а в итоговом значении – не больше 4, 5 лет.

Возможные негативные аспекты пенсионной реформы 2016

На первый взгляд кажется, что разработанная методика дальнейшего пенсионного развития в России не имеет изъянов, но при более детальном изучении не все так «красиво». Отметим, что для получения пенсии по возрасту, индивидуальный пенсионный коэффициент должен быть равен 30 баллам, но следует уточнить, как этот показатель будет «зарабатываться» гражданами.

В случае если ваш доход , то ваш трудовой стаж должен быть не менее 20 лет. В этом случае пострадают те, кто любым способом скрывает свои доходы или получает заработную плату «в конверте». А теперь проясним почему. Баллы, или пенсионный коэффициент, который каждый работающий гражданин должен «наработать», является показателем годовой трудовой деятельности. Иными словами – это соотношение выплачиваемых работодателем отчислений в Пенсионный фонд, которые удерживаются из зарплаты сотрудника и максимальной зарплаты, с которой по законодательству работодатель может перечислять взносы.

Систематизируем основные минусы пенсионной реформы:

  • Отсутствует система перерасчета пенсии для пенсионеров, продолжающих работать.
  • Стаж для начисления пенсии значительно увеличился: с 5 до 15 лет.
  • Сложнейшая формула для расчета пенсии, практически непонятная даже на начальных этапах простому обывателю.

Занимательно, что пенсия каким-то «случайным» образом тесно связана с датой вашего рождения и сроком выхода на пенсионный отдых. Например, у вас с сотрудником одинаковый стаж работы, заработная плата и пр., но пенсионное обеспечение будет начислено различное.

Для того чтобы иметь представление о количестве заработанных баллов на вашем пенсионном счете, вам следует зайти на портал государственных услуг или посетить отделение пенсионного фонда , где сотрудники дадут вам необходимую информацию. Если вас интересует денежная сумма пенсии, требуется сумму баллов умножить на пенсионный коэффициент, равный 1.

Что станет с накопительной частью пенсии?

Сразу заострим внимание, что накопительная часть пенсии остается в полном объеме, и с ней ничего не произойдет. Сначала была следующая картина: 12% - страховая часть, а на накопительную часть приходилось 6%.

Но сегодня ситуация стала несколько иной. Пенсионный фонд от лица государства еще в конце 2013 года проводил разъяснительные мероприятия с гражданами. Чтобы накопительная часть пенсии не аккумулировалась в страховую, гражданам следовало выбрать негосударственный пенсионный фонд и перевести в него эту сумму. Об этом моменте неоднократно предупреждалось, но, опираясь на фактические данные опросов, менее 50% работающего населения осуществили данную процедуру, а все остальные не предпринимали никаких действий.

Итак, если вы к 1 января 2014 года были сознательным гражданином и перевели накопительную часть пенсии в негосударственный ПФ, то принадлежащие вам 6% так и останутся вашими, а если вы были в группе «молчунов», то эта часть «ушла» в страховую часть. Когда гражданин выбирает НПФ, то он должны знать, что имеет право раз в год заменить НПФ, только в том случае, если результаты его деятельности не устраивают.

Возникает серьезный вопрос: что произойдет с пенсионными средствами в случае, если НПФ будет объявлен банкротом? Переживать не нужно – средства сохранятся, так как они застрахованы.

Аналитики сделали заявление, что тем гражданам, которые получают «белую» зарплату, оптимальным решение будет переводить накопительную часть пенсии в НПФ, а тем работникам, которые получают вознаграждение за труд в конвертах, ничего делать не нужно.


Давайте подведем итоги. Суть пенсионной реформы на сегодняшний день состоит в том, что для получения достойной пенсии работать придется долго и с высокими пенсионными отчислениями. Но вопрос стоит еще и в том, чтобы выбрать предприятие, где работодатель честно выплачивает налоги и выдает «белую» зарплату, а не наличные в конвертах.

Пенсионная реформа будет проводиться еще долгое время, но уже сейчас можно сделать важные и не столь утешительные для многих выводы - к трудовому стажу работы требования стали в разы жестче!

На протяжении последних нескольких лет пенсионное законодательство претерпело значительные изменения.

Это связано с растущим экономическим кризисом в РФ. Однако ряд недавних нововведений призван стабилизировать ситуацию с пенсионным обеспечением.

Мы рассмотрим последние изменения в законе о пенсиях, что позволит заинтересованным лицам разобраться в его новых нюансах.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно !

Основные положения

ФЗ № 173-ФЗ о пенсиях был принят 17.12.01 года. В согласии с ФЗ от 28.12.13 года № 400-ФЗ этот законодательный акт перестал иметь юридическую силу с 1.01.15 года, кроме положений, регламентирующих начисление трудовых пенсий.

Данный закон регулирует порядок выплаты пенсионных начислений работникам, которые достигли определенного возраста и имеют предусмотренный законодательством трудовой стаж. Также, законом определяются разновидности пенсионных начислений и лица, которым они могут выплачиваться.

Главный критерий - это то, что данное госпособие имеет прямую связь с трудовой деятельностью.

Помимо ключевых определений и видов пенсионных выплат, законом регламентируется следующее :

  • условия предоставления;
  • размер данных соцвыплат;
  • порядок начисления госпособия;
  • способ доставки пенсии;
  • расчет отчислений.

По сути этим нормативным актом устанавливаются законодательные основы пенсионного обеспечения. Помимо всего прочего данный закон регулирует особенности начисления госпособия сотрудникам, условия работы которых являются более тяжелыми или имеют другие особенности.

Понятие трудовой пенсии и при каких условиях она выплачивается

Трудовая пенсия - это ежемесячное госпособие , которое начисляют для компенсации застрахованным гражданам зарплаты или соцвыплат, утраченных ими из-за нетрудоспособности, появившейся при наступлении или .

Кроме того, данное госпособие начисляется нетрудоспособным членам семьи, лишившимся зарплаты или соцвыплат . Право на их начисление определяется в согласии с условиями и нормами, утвержденными данным законом.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 7 рассматриваемого закона право на пенсионные начисления по старости имеют следующие лица:

  • мужчины (женщины), которым исполнилось 60 (55) лет;
  • минимальный (от 5 лет).


В соответствии с п. 1 ст. 8 главы 2 начисление пенсии по инвалидности полагается физлицам, которые признаны инвалидами I–III группы на основании , проведенной федеральными госучреждениями в соответствии с положениями ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ». Порядок определения факта появления инвалидности, либо смерти кормильца по причине совершения преступления или преднамеренного причинения им вреда своему здоровью (при условии, что это доказано в судебном порядке), регламентируются Правительством РФ.

Пенсионные выплаты по инвалидности начисляются без учета следующих факторов:

  • причины инвалидности (кроме случаев, указанных в п. 4 ст.8);
  • срока страхового стажа;
  • продолжения рабочей деятельности;
  • момента наступления инвалидности (до начала работы, во время нее или после увольнения).

Пункт 4 статьи 8 гласит, что при появлении инвалидности по причине совершения физлицом намеренного уголовного преступления, либо преднамеренного причинения им вреда собственному здоровью, которые доказаны в судебном порядке, а также при отсутствии какого-либо стажа работы устанавливается по инвалидности в согласии с ФЗ «О госпенсионном обеспечении в РФ».

Статья 9 регламентирует условия начисления пенсионных выплат при утере кормильца. Право на это госпособие принадлежит нетрудоспособным членам семьи, которые были на иждивении. Семья пропавшего без вести кормильца (это должно быть доказано в согласии с существующим порядком) уравнивается в правах с семьей, у которой умер кормилец.

Определение размера выплат

Величина страховой части (СЧ) госпособия по старости устанавливается в согласии со статьей 14 данного закона по формуле:

СЧ = РПК/КМ + ФБР

  • РПК - размер пенсионного капитала (ст. 29.1 ФЗ) состоянием на день оформления госпособия;
  • КМ - число месяцев (за 19 лет - 228) начисления пенсионных выплат;
  • ФБР - базовый размер (фиксированная сумма) страховой части пенсионных начислений (определяется из Справки о базовых фиксированных размерах СЧ пенсионных выплат, а также коэффициентах индексации).

Гражданам, проживающим в Заполярье и приравненных к нему территориях, ФБР увеличивается на определенный , величина которого регламентируется Правительством РФ.

Данной категории пенсионеров на новое местожительство, в другие местности Заполярья и приравненные к ним регионы, в которых функционируют другие районные множители, ФБР устанавливается с учетом величины нового районного множителя, за исключением физлиц, у которых стаж работы свыше 15 лет в территориях Заполярья и страховой стаж 25 (20) лет у мужчин (женщин).

Величина накопительной части госпособия по старости рассчитывается по формуле:

НЧ = РПН/КМ

  • НЧ - сумма накопительной части соцвыплаты;
  • РПН - величина накоплений, которые принимают в расчет в специальной части его ИЛС с момента начисления накопительной части госпособия;
  • КМ - число месяцев установленного периода соцвыплаты, который используется для расчета страховой части госпособия.

Размер пенсионных выплат по старости рассчитывается по формуле:

ПС = СЧП + НЧП

  • ПС - размер пенсионных начислений;
  • СЧП - страховая часть госпособия;
  • НЧП - накопительная часть.

Порядок назначения и сроки выплаты

Назначение, выплата и доставка пенсионных начислений осуществляются учреждением , занимающимся вопросами пенсионного обеспечения в согласии с ФЗ «О пенсионном страховании в РФ», по месту проживания гражданина, обратившегося для оформления пенсионных выплат.

Доставка выплат осуществляется по желанию гражданина госорганом, производящим пенсионное обеспечение, либо через банк, кредитные организации, отделение почты, а также другие организации, занимающиеся доставкой пенсионных начислений, путем:

  • получения в кассе организации;
  • вручения на дому;
  • зачисления на счет гражданина в банке, либо в кредитной организации.

Пенсионные выплаты назначаются со дня обращения за госпособием (кроме случаев, указанных пунктами 4 и 4.1 статьи 19 закона о пенсиях), но не ранее дня получения права на нее. Днем обращения является день приема госорганом, занимающимся пенсионным обеспечением, заявления и требуемой документации с учетом положений п. 3 ст. 18 данного закона.

Заявление о начислении пенсионных выплат рассматривается на протяжении 10 дней с момента его подачи, либо со дня предоставления дополнительной документации в согласии с п. 3 ст. 19.

В случае отказа в предоставлении пенсии госорган обязан на протяжении 5 дней после принятия решения уведомить об этом заявителя. При этом должна быть приведена причина отказа, возможности его обжалования, а также возвращена вся документация.

Согласно ст. 23 выплата пенсионных начислений и их доставка осуществляется за период текущего месяца .

Удержания из пенсии осуществляются на основании следующего:

  • исполнительной документации;
  • решений госорганов, производящих пенсионное обеспечение, о взыскании переплаченных сумм, связанных с нарушением п. 4 ст. 23 закона о пенсиях;
  • решения суда о взыскании из госпособия по причине злоупотреблений со стороны гражданина, если это доказано в судебном порядке.

Досрочное начисление

Пенсионные выплаты по старости начисляются ранее установленного возраста следующим категориям граждан:

Более подробный , после работы на которых полагается госпособие по старости, перечисляется в ст. 27 данного закона. Также она определяет период работы, страховой стаж и возраст с которого полагается данное госпособие для каждого вида трудовой деятельности.

Может полагаться некоторым категориям граждан независимо от трудовой деятельности, например, многодетным матерям, определенным категориям инвалидов и гражданам, которые имеют некоторые заболевания. Также ее могут получить те, кто проживали или работали определенный период времени в Заполярье.

Последние изменения и дополнения

В 2015 году в закон о пенсиях были внесены значительные изменения :

  1. Для расчета пенсионных выплат теперь применяется новая формула (приведена в данной статье).
  2. Все физлица имеют право на страховое и пенсионное гособеспечение.
  3. Предусматривается .

О накопительной части пенсии смотрите в следующем видеоматериале:

В новой модели расчета пенсий заработная плата работника будет учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной - между группами с различным уровнем дохода. Новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы.

Основные различия между старой пенсионной системой и новой
  • В новой модели расчета пенсий заработная плата работника будет учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной - между группами с различным уровнем дохода;
  • новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы;
  • новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан будут накапливаться не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;
  • новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии будет составлять 5 лет. В существующей модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели, основным показателем, который будет определять размер пенсии - будет сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия;
  • в новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее - прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.
Основные положения нового пенсионного законодательства

15 и 17 декабря 2001 года были приняты федеральные законы, направленные на реформирование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации: №-173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Суть пенсионной реформы заключается в переходе на страховые принципы: и право на трудовую пенсию, и ее размер теперь напрямую зависят от уплаты страховых взносов в ПФР за каждого конкретного человека.

Словарь пенсионной реформы

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи с их смертью.

Базовая часть трудовой пенсии - фиксированная часть, устанавливаемая в твердой сумме, выплачивается за счет средств федерального бюджета.

Страховая часть трудовой пенсии - дифференцированная часть, зависящая от результатов труда конкретного человека, в том числе и от суммы страховых взносов в ПФР за застрахованное лицо, которые отражаются на его индивидуальном лицевом счете.

Накопительная часть трудовой пенсии - часть, выплачиваемая в пределах сумм уплаченных страховых взносов, отраженных в специальной части лицевых счетов застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Досрочная трудовая пенсия по старости - вид трудовой пенсии по старости, назначаемой ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждены Правительством РФ.

Социальная пенсия - вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которая назначается при отсутствии права на трудовую пенсию либо на иной вид пенсии.

Конвертация (оценка) пенсионных прав - преобразование пенсионных прав, приобретенных застрахованным лицом по состоянию на 1 января 2002 года, в сумму расчетного пенсионного капитала, иными словами - пенсионные права в денежном выражении.

Расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством РФ, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 года, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Эти периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.

Стаж на соответствующих видах работ - суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности на определенных видах работ, круг которых определен пенсионным законодательством (подземные работы, работы в горячих цехах, работы на вредном производстве, педагогическая и медицинская деятельность и т. д.).

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии - показатель, установленный законом и используемый для определения страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составляет 19 лет (228 месяцев). Начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 мес.) и будет увеличиваться ежегодно на 6 мес. до достижения 16 лет, а затем ежегодно увеличиваться на 1 год до достижения 19 лет.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персонально целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на индивидуальном лицевом счете.

Индивидуальный лицевой счет - совокупность сведений о стаже, заработке и поступивших страховых взносах за застрахованное лицо, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица, которые используются пенсионными органами для назначения, перерасчета и корректировки пенсии.

Специальная часть индивидуального лицевого счета - раздел индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в котором учитываются сведения о поступивших за это лицо страховых взносах, направляемых на формирование накопительной части пенсии, доходе от их инвестирования и о выплатах, произведенных за счет пенсионных накоплений.

Пенсионные накопления - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий и дохода от их инвестирования.

Пенсионная книжка - документ, выдаваемый застрахованному лицу территориальным органом ПФР при передаче в негосударственный пенсионный фонд денежных средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Перерасчет размера пенсии - это действия, посредством которых на основании заявления пенсионера производятся изменения размера пенсии, установленного при ее назначении, в случаях, предусмотренных законодательством.

Корректировка размера трудовой пенсии - уточнение размера страховой части пенсии, производимое ежегодно с 1 июля по инициативе пенсионного органа в случае выявления им расхождений между сведениями об уплаченной за конкретное застрахованное лицо сумме страховых взносов, которые были представлены работодателем в пенсионный орган для назначения (перерасчета) пенсии, и данными индивидуального (персонифицированного) учета о фактической сумме этих взносов, поступивших в ПФР.

Индексация пенсий - это увеличение размера соответствующих частей пенсий на основании постановлений Правительства РФ в целях компенсации снижения покупательной способности пенсии в связи с инфляцией и ростом цен.

Право на трудовую пенсию по старости имеют:

Мужчины в возрасте 60 лет при страховом стаже не менее 5 лет.
Женщины в возрасте 55 лет при страховом стаже не менее 5 лет.
Отдельные категории граждан имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии при условиях, предусмотренных законодательством.

Структура пенсии по старости

Пенсия определяется по формуле: П = БЧ (базовая часть) + СЧ (страховая часть) + НЧ (накопительная часть).
БЧ трудовой пенсии устанавливается в твердом размере и дифференцируется в зависимости от возраста (80 лет), от наличия инвалидности I группы, а также от наличия и количества иждивенцев. Финансируется за счет средств федерального бюджета.

Размер СЧ зависит от величины пенсионного капитала, состоящего из двух частей: расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года с учетом дальнейшей индексации и общей суммы страховых взносов, перечисленных работодателем за застрахованное лицо после 1 января 2002 года и учтенных на лицевом счете в системе персонифицированного учета. Финансируется из бюджета ПФР за счет уплаченных страховых взносов.

Размер НЧ трудовой пенсии зависит от суммы страховых взносов, уплаченных на накопительную часть пенсии и дохода от инвестирования этой части. До 2013 года практически НЧ не будет, так как на лиц, которым до выхода на пенсию осталось менее 10 лет, не производятся отчисления на накопление (за некоторыми исключениями). Фиксируется на специальной части лицевого счета.

Периоды, включаемые в общий трудовой стаж:
(учитываются при определении расчетного пенсионного капитала, а значит, и размера пенсии)

1. Периоды работы и иной общественно полезной деятельности, периоды творческой деятельности.
2. Служба в Вооруженных Силах и приравненная к ней служба.
3. Периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывании на инвалидности I или II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
4. Период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела.
5. Период получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Периоды деятельности, включаемые в страховой стаж
(учитываются при определении права на трудовую пенсию)

Виды деятельности

Условия зачета

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации

При условии уплаты страховых взносов в ПФР

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР

Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы

Если ему предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в пп. 1 или 2

Период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности

Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности

При том же условии, что и по пункту 3

Период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства

При том же условии, что и по пункту 3

При том же условии, что и по пункту 3

Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет

При том же условии, что и по пункту 3

Как оформить пенсию?

Каждый «начинающий» пенсионер должен знать, какие документы необходимо подготовить для установления пенсии. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 16/19па утвержден новый перечень документов, которые должны быть представлены для установления пенсии.

Документы, подтверждающие право на пенсию, должны быть выданы компетентными органами, содержать достоверные сведения, основания выдачи, удостоверены подписью должностного лица и печатью органа, их выдавшего.

Перечень приведенных ниже документов не является исчерпывающим. В подтверждение некоторых обстоятельств могут быть представлены другие, надлежащим образом оформленные документы. Однако во всех случаях следует иметь в виду, что право оценивать эти документы на основе полного и объективного их рассмотрения принадлежит территориальному органу Пенсионного фонда РФ.

Документы, подтверждающие возраст, личность, место жительства и гражданства

За некоторыми исключениями таким документом является паспорт конкретного лица, а для иностранных граждан и лиц без гражданства — вид на жительство для иностранца или для лица без гражданства.
Документом, удостоверяющим возраст и личность для солдат, матросов, сержантов и старшин, является военный билет.
Для несовершеннолетних лиц, не достигших 14-летнего возраста, таким документом является свидетельство о рождении.
В качестве документа, подтверждающего место пребывания гражданина РФ, принимается свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории РФ, выданное органами регистрационного учета РФ.
Документом, подтверждающим место фактического проживания гражданина, является его личное заявление.

Документы, подтверждающие страховой стаж

Основным документом, подтверждающим стаж за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, является трудовая книжка, используются также другие документы, выдаваемые организациями в установленном порядке, a зa периоды после регистрации — сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или нескольких свидетелей, знающих гражданина по совместной работе, при утрате документов и невозможности их восстановления.

Документы о среднемесячном заработке

Среднемесячный заработок за 2000-2001 гг. подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Среднемесячный наработок за любые 60 месяцев подряд в течение трудовой деятельности до 1 января 2002 года за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
Установление заработка на основании свидетельских показаний или документов, которые не содержат сведений о заработке конкретных лиц, не допускается.
В отдельных случаях допускается подтверждение заработка косвенными документами. Данный вопрос рассматривается в комиссионном порядке. Причина несохранности должна быть подтверждена документально.

Документы об установлении инвалидности, степени ограничения к трудовой деятельности

Признание лица, в том числе ребенка в возрасте до 18 лет, инвалидом, а также период инвалидности, дата и причина установления инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности определяются на основании выписки из акта освидетельствования в учреждении Государственной службы медико-социальной экспертизы.

Документы, подтверждающие право на льготное пенсионное обеспечение

Основным документом является трудовая книжка. Помимо данного документа представляются справки организаций о льготном характере работы и других необходимых условиях.

Документы, подтверждающие родственные отношения

В качестве таких документов предъявляются: свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, копия записи акта гражданского состояния, справка жилищных органов или органов местного самоуправления, справки паспортно-визовых подразделений МВД России и иные документы.
Факт нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи подтверждается справкой жилищных органов или органов местного самоуправления, справками о доходах всех членов семьи и иными документами, содержащими необходимые сведения.
Обучение лиц в возрасте старше 18 лет по очной форме в образовательных учреждениях подтверждается справками этих учреждений.

Документы об установлении фактов, имеющих юридическое значение для установления пенсии

К их числу могут относиться: свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о рождении ребенка, справки жилищных органов или органов местного самоуправления, решение суда, справка о доходах членов семьи, свидетельство о смерти, удостоверение участника войны и т.д. Необходимость этой категории документов устанавливают пенсионные органы.

Документы, подтверждающие регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования

Таким документом является страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, выданное застрахованному лицу. Свидетельство в обязательном порядке должно предъявляться лицом, обратившимся за трудовой пенсией, во время подачи заявления в территориальные органы Пенсионного фонда.

По вопросам назначения пенсии необходимо обращаться в Управление ПФР по месту жительства.

ЧТО, ЕСЛИ?..

ЕСЛИ у вас возникает право на назначение пенсии, то вы можете обратиться в пенсионные органы по месту жительства лично или через представителя.

ЕСЛИ вы являетесь гражданином РФ и не имеете подтвержденного регистрацией места жительства на территории РФ, то заявление о назначении (выплате) пенсии можете подать в Управление ПФР по месту своего пребывания.

ЕСЛИ вы являетесь гражданином РФ, но не имеете подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории РФ, то заявление о назначении (выплате) пенсии можете подать в Управление ПФР по месту своего фактического проживания.

ЕСЛИ вы приехали в Российскую Федерацию из другой страны, то вы имеете право на пенсию при условии постоянного проживания в РФ независимо от гражданства. Постоянное проживание на территории РФ подтверждается видом на жительство, то есть документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ. Вид на жительство является одновременно и документом, удостоверяющим личность. Иностранные граждане и лица без гражданства, располагающие разрешением на временное проживание в РФ, либо визой, которая имеет определенный срок действия, права на пенсионное обеспечение в РФ не имеют.

ЕСЛИ вы имеете право на получение нескольких видов пенсий, то можете выбрать одну из них, наиболее выгодную для вас. Право на получение одновременно двух пенсий имеют следующие категории граждан:
инвалиды вследствие военной травмы;
участники Великой Отечественной войны, имеющие группу инвалидности;
вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, ВОВ, войну с Японией, не вступившие в новый брак;
родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы.

ЕСЛИ ваш среднемесячный заработок за 2000 — 200! гг. составляет менее 1743 руб. 40 коп., то для оценки пенсионных прав вам следует представить справку о заработке за любые 60 месяцев подряд из всей трудовой деятельности до 1 января 2002 г.

ЕСЛИ ваш работодатель не производит уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, то эти периоды вашей трудовой деятельности не могут быть засчитаны в страховой стаж для определения права на трудовую пенсию. Это повлияет на величину пенсионного капитала при определении страховой части пенсии, что негативно отразится на размере пенсии в целом.

ЕСЛИ вы получаете трудовую пенсию по старости либо обращаетесь за ее назначением, то вы можете отказаться от получения установленной вам страховой части пенсии (полностью или в определенной части) не менее чем в течение 12 полных месяцев с целью последующего ее перерасчета.

ЕСЛИ вам назначена (пересчитана) страховая часть пенсии по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и работодатель уточнил эти данные по окончании календарного года, то с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится назначение или перерасчет трудовой пенсии, пенсионный орган имеет право осуществить корректировку страховой части вашей пенсии как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, если сумма, уплаченная работодателем по итогам года, окажется больше или меньше авансовых платежей.

ЕСЛИ после назначения (перерасчета) вам страховой части пенсии по старости либо по инвалидности прошло не менее 12 полных месяцев, в течение которых имело место выполнение оплачиваемой работы (независимо от ее продолжительности), то вы имеете право обратиться с заявлением за перерасчетом страховой части пенсии с учетом вновь поступивших страховых взносов.

ЕСЛИ вам исполнилось 80 лет, то вы имеете право обратиться с заявлением на установление базовой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере. Базовая часть трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца при достижении 80-летнего возраста не пересматривается.

ЕСЛИ у вас есть нетрудоспособные члены семьи, то вы имеете право на установление базовой части трудовой пенсии в повышенном размере в зависимости от количества нетрудоспособных членов семьи. Для этого необходимо обратиться с заявлением в УПФР по месту жительства.

ЕСЛИ вы работали в районах Крайнего Севера, то вы имеете право на назначение досрочной трудовой пенсии при соблюдении ряда условий: мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины - 50 лет получают это право, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно. У этой категории получателей пенсии при оценке пенсионных прав при определенных условиях, предусмотренных в законе, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается за работу в северных территориях в более высоких пределах, в зависимости от размеров районных коэффициентов к заработной плате конкретного лица. В частности, отношение учитывается в следующих размерах;
не свыше 1,4 — для лиц, к заработной плате которых был установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 — для лиц, к заработной плате которых был установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 — для лиц, к заработной плате которых был установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Если к заработной плате установлены разные коэффициенты, учитывается тот, который действует в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

ЕСЛИ у вас по ряду причин отсутствует право на назначение трудовой пенсии, то вам может быть назначена социальная пенсия. Право на социальную пенсию имеют следующие категории граждан, постоянно проживающие в Российской Федерации:
инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II, I степени (то есть I, II, III группы инвалидности соответственно), в том числе дети-инвалиды;
дети в возрасте до 18 лег, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;
граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);
граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

ЕСЛИ вас в установленном порядке признали безработным, то по предложению органов службы занятости вам может быть назначена пенсия по старости досрочно. Для этого необходимо соблюдение нескольких дополнительных условий, при которых органами службы занятости может быть выдано предложение о направлении на трудовую пенсию по старости: это и увольнение в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности штата работников организации, и отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства, и наличие у безработного страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин, соответственно, и достижение определенного возраста. Пенсия может быть назначена не ранее, чем за два года до достижения пенсионного возраста.

ЕСЛИ перед вами встал вопрос о получении сумм пенсий, недополученных в связи со смертью пенсионера, то вы должны знать, что начисленные суммы трудовой пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце и оставшиеся не полученными в связи с его смертью, не включаются в состав наследства и выплачиваются определенным законодательством членам его семьи, которые проживали совместно с данным пенсионером на день его смерти. При обращении нескольких членов семьи за указанными суммами трудовой пенсии причитающиеся им суммы делятся между ними поровну. К кругу лиц относятся дети, братья, сестры, внуки, родители, супруг(а), дедушка, бабушка умершего кормильца, независимо от возраста, трудоспособности, факта обучения и т. д. Обращение за неполученными суммами пенсии должно последовать не позднее, чем до истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера. Для получения пенсии, начисленной пенсионеру и неполученной им в связи со смертью, член семьи должен представить следующие документы:
заявление о выплате начисленной и неполученной пенсионером суммы пенсии;
свидетельство о смерти пенсионера;
документ о совместном проживании с пенсионером на день смерти;
документ о родственных отношениях с умершим.
В качестве документов, подтверждающих совместное проживание члена семьи с умершим пенсионером на лень его смерти, принимаются:
выписка из паспорта (оформленная органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или в нотариальном порядке), содержащая сведения о месте жительства обратившегося по тому же адресу, что и умерший пенсионер;
копия свидетельства о регистрации по месту жительства или по месту пребывания по тому же адресу, что и умерший пенсионер, заверенная органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или удостоверенная нотариально;
справки жилищных органов или органов местного самоуправления, содержащие данные о регистрации по месту жительства или о регистрации по месту пребывания по тому же адресу, что и умерший пенсионер, с указанием оснований выдачи.
В некоторых случаях в качестве документа, подтверждающего совместное проживание, принимается решение суда.
В качестве документов, подтверждающих родственные отношения, принимаются: копия свидетельства о рождении, свидетельства о браке и паспорт обратившегося.

ПО ВСЕМ ВОПРСАМ, КАСАЮЩИМСЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕПЕЧЕНИЯ, СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ В УПРАВЛЕНИЕ ПФР ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА. ЕСЛИ ПОЛУЧЕННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ВАС НЕ УДОВЛЕТВОРИЛА, ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ В РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПФР.

О замене льгот ежемесячными денежными выплатами

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ внесены изменения в федеральные законы «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О государственной социальной помощи» в части замены натуральных льгот ежемесячными денежными выплатами.

Ежемесячная денежная выплата предоставляется отдельным категориям ветеранов, лицам, пострадавшим в результате воздействия радиации, инвалидам, а также бывшим несовершеннолетним узникам.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации размера базовой части трудовой пенсии.

В случае, если гражданин одновременно имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям (в рамках одного закона), ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

По общему правилу, если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по одному федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту, независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему федеральному закону, либо по другому федеральному или иному нормативному акту по выбору гражданина.

С 1 января по 31 декабря 2005 г. ежемесячные денежные выплаты выплачиваются без учета стоимости набора социальных услуг.

С 1 января 2006 г. ежемесячная денежная выплата с учетом стоимости набора социальных услуг будет выплачиваться тем гражданам, которые до 1 октября 2005 г. откажутся от получения социальных услуг (полностью или в определенной части).