10) Потопление Фараона и спасение пророка Мусы (мир ему) и его народа.

11) Вознесение Исы (мир ему) на небеса

12) Назначение Великого суда на день Ашура.

Эти события привёл имам ас-Суюты (да смилуется над ним Аллах) в своих книгах. Каждый пункт имеет очень большое значение для верующего человека, в связи с чем мусульмане всего мира празднуют этот день, совершая благие деяния в знак благодарности Аллаху .

Происхождение названия дня Ашура

Одни учёные пишут, что название Ашура происходит от названия числительного «десят ь» – «ашара», т.к. он приходится на десятый день месяца Мухаррам. Некоторые учёные утверждают, день Ашура назвали так потому, что Аллах наделил общину Мухаммада ﷺ десятью видами почестей:

9) Пятничным днём, и этот день господин всех дней.

10) Днём Ашура, соблюдение поста в этот день стирает грехи целого года.

В каждом из перечисленных дней и месяцев Аллах создал величие и почёт общине Мухаммада ﷺ за любое благое деяние в особом размере, увеличивая воздаяние по сравнению с обычными днями или месяцами.

Лучшее действе в день Ашура

Если сам человек не в состоянии соблюдать пост в этот день, то пусть совершит любое другое благо, хоть накормит на разговении того, кто постился в этот день, и это очень ценно.

من وسَّع على عياله يوم عاشوراء وسَّع الله عليه سائر سنته

Смысл: «Тот, кто щедр(материально) к своей семье в день Ашура, тому Аллах сделает обильным (в пропитании) и другие годы » (аль-Хайсами, ат-Табарани, хадис слабый). Суфьян ас-Саври (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы проверили этот хадис и нашли его действующим » т.е., то, что говорится в этом хадисе об обещании обильности пропитания, исполнилось.

Особенным деянием, которым Пророки и Посланники возвеличивали день Ашура, является соблюдение ими поста в этот день, как пришло нам в достоверных приданиях, это самое желательное и для нас, потому как является невидимым для глаз людей поклонением.

В предании сказано:

عَنْ عُبَيْدِ اللَّهِ بْنِ أَبِى يَزِيدَ أَنَّهُ سَمِعَ ابْنَ عَبَّاسٍ يَقُولُ: مَا رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم يَتَحَرَّى صِيَامَ يَوْمٍ يَلْتَمِسُ فَضْلَهُ عَلَى غَيْرِهِ إِلاَّ هَذَا الْيَوْمَ يَوْمَ عَاشُورَاءَ وَشَهْرَ رَمَضَانَ

От УбайдуЛлаха, сына Абу Язида передано, что он сказал: «Я слышал, как Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Я не видел Посланника Аллаха более усердствующим в соблюдении поста, как в день Ашура и месяц Рамадан ”» (имам Муслим).

«Я слышал, как Ибн Аббас говорил, когда постился Посланник Аллаха : “Этот день (Ашура), который возвеличивают иудеи и христиане?!” Пророк ﷺ ответил: “Когда наступит следующий год, то я буду поститься девятый день тоже (вместе с Ашура) ”» (имам Муслим).

Да поможет Аллах нам в благом!

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Мухаррам является одним из высокочтимых священных месяцев для мусульман. Самым ценным днём месяца Мухаррам является день ‘Ашура. Ашура – от слова «ашара», что означает «десять». На 10 мухаррама приходится сотворение Всевышним Аллахом Небес, Земли, Арша, Аль-Курси (Престола), ангелов, Адама, мир ему, переселение Адама в Рай и принятие от него покаяния после грехопадения; множество счастливых случаев, связанных с пророками. Так, в этот день Аллах даровал Нуху, мир ему, и его последователям, находившимся вместе с пророком на ковчеге, спасение от гибели; также в день Ашура Аллах даровал пророку Мусе, мир ему, и сынам Исраиля спасение от Фараона, после чего Муса, мир ему, стал соблюдать пост 10 числа месяца Мухаррама.

Поклонение

В День Ашура читают молитвы и Священный Коран, раздают садака , радуют детей и близких, совершают другие богоугодные дела. Желательно соблюдать трехдневный пост в день Ашура, а также в предыдущий и последующий дни – 9, 10 и 11-го мухаррама . От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Лучший пост после Рамадана, пост в месяц Аллаха Мухаррам, а лучшая молитва после предписанных, молитва, совершаемая ночью!» (Муслим)

Достоверные хадисы о дне Ашура

Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Тот, кто щедр (материально) к своей семье в день Ашура, тому Аллах сделает обильным (в пропитании) и другие годы» (аль-Хайсами, ат-Табарани, хадис слабый). Суфьян ас-Саври (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы проверили этот хадис и нашли его действующим» т.е., то, что говорится в этом хадисе об обещании обильности пропитания, исполнилось.

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я не видел Посланника Аллаха более усердствующим в соблюдении поста, как в день Ашура и месяц Рамадан» (Муслим)

Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В джахилии (доисламская эпоха) курайшиты соблюдали пост в день Ашура, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение, тоже соблюдал пост в этот день в Мекке. Когда Пророк, мир ему и благословение, совершил хиджру (переселение) в Медину, он повелевал всем поститься в этот день и сам постился до тех пор, пока не было предписано поститься в месяце Рамадан, тогда Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: “Кто хочет, поститесь в Ашура, а кто не хочет, может и не поститься”» (Аль-Бухари). Из этого хадиса следует, что в этот день очень желательно соблюдать пост, однако не является предписанием для общины. Что касается поста курайшитов в доисламский период, то ученые пишут в толковании, что, возможно, иудеи подсказали это действие курайшитам, так как иудеи являются ахль аль-Китаб (людьми Писания), а курайшиты были многобожниками.

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передал: «Поистине, когда Посланник Аллах, мир ему и благословение, прибыл в Медину, он нашел иудеев постящимися, и они сказали (когда их спросили): “Это великий день, в котором спасся Муса, мир ему, и Его народ от Фараона, поэтому Муса, мир ему, соблюдал пост и мы постимся в знак благодарности Господу”. Тогда Пророк, мир ему и благословение, изрек: «Мы (мусульмане) более достойны поститься из почтения к пророку Мусе, мир ему, в знак благодарности Аллаху”,– и повелел соблюдать пост в этот день» (Муслим)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, избегал сходства с людьми Писания (христианами и иудеями), поэтому он сказал: «Если я доживу до следующего года, то непременно повелю, чтобы соблюдали пост до (девятый день) или после (одиннадцатый) дня Ашура (то есть, совместно с днем Ашура соблюдать один из дней до или после)».

Если человек будет соблюдать только пост в день Ашура без других дней (до или после), то этого тоже будет достаточно.

Намерение (ният) на пост в день Ашура: «Я намереваюсь завтра соблюдать суннат (желательный) пост в день Ашура ради Аллаха». Если у человека есть пропущенные обязательные посты, то он может совместить в намерении и пропущенный пост, сказав: «Я намереваюсь завтра возместить пропущенный обязательный пост ради (во имя) Аллаха», и тогда он, иншаАллах, с соблюдением этого поста не только отдаст свой долг, но и получит воздаяние за желательный пост в этот день.

Примечание от редакции сайт: В этом году (2019), день Ашура наступает 9-го сентября (понедельник). Это значит, что поститься желательно 8-го и 9-го сентября, или 9-го и 10-го сентября.

Хотя весь месяц Мухаррам является священным месяцем, однако 10-ый день данного месяца — самый священный из всех его дней. Этот день называется Ашура. Как передает сподвижник Ибн Аббас (радиаллаху анху), Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) при переселении в Медину обнаружил, что мединские иудеи постились 10-го мухаррама. Они говорили, что это день, когда Пророк Муса (алейхиссалям) и его последователи пересекли чудесным образом Красное море, а фараон был потоплен в его водах. Услышав это от иудеев, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Мы ближе связаны с Мусой (алейхиссалям), чем вы», - и предписал мусульманам постится в день Ашура. (Абу Дауд)

Также передается в ряде достоверных хадисов, что в начале пост в день Ашура был обязательным для мусульман. Позднее пост в Рамадан был сделан обязательным, а пост в день Ашура — добровольным. Саййидина Аиша (радиаллаху анха) сказала:

«Когда Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) переехал в Медину, он постился в день Ашура и предписал людям поститься в это день. Но когда пост в Рамадан был сделан обязательным, обязанность поста стала ограничена Рамаданом, а обязательность поста в день Ашура была отменена. Тому, кто пожелает, следует поститься в этот день, а кто желает иначе, может оставить пост». (Сунан Абу Дауд)

Однако Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постился в день Ашура даже после того, как пост в Рамадан был сделан обязательным. Передается Абдуллой ибн Муса (радиаллаху анху), что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) предпочитал пост в день Ашура постам в другие дни и предпочитал пост в месяц Рамадан посту в день Ашура. (Бухари и Муслим)

Одним словом, на основе ряда достоверных хадисов является установленным, что пост в день Ашура — Сунна Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и соблюдением данного поста человек заслуживает большую награду.

Согласно другому хадису, более желательным является, чтобы пост в день Ашура дополнялся постом в предыдущий или следующий за ним день. Это означает, что следует поститься два дня: 9-го и 10-го мухаррама или же 10-го и 11-го мухаррама. Причиной дополнительного поста, как упомянуто Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи уа саллям), является то, что иудеи постились только в день Ашура, а Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) хотел выделить мусульманский способ поста по сравнению с иудейским. Поэтому он посоветовал мусульманам добавить еще один день поста к посту в день Ашура.

Некоторые хадисы указывают на еще одну особенность дня Ашура. Согласно данным хадисам, в это день следует быть щедрее к своей семье, предоставляя им больше еды, чем в другие дни.

Согласно науке хадисов, данные хадисы не являются очень достоверными, однако некоторые ученые — такие, как Байхакы и Ибн Хиббан — приняли их как заслуживающие доверия.

То, о чем говорится выше, - это все то, что поддерживается достоверными источниками о дне Ашура.

5 913

Примечание : Данный материал является переводом пятничной проповеди шейха Сулеймана Рухайли на тему достоинства месяца мухаррам и дня Ашура, произнесенной им в Кувейте в пятницу 6 мухаррама 1438 г.х. (7 октября 2016 г.г.). Следует отметить, что была переведена только сама тема пятничной проповеди без традиционного вступления и мольбы в конце хутбы.

Затронутые темы в проповеди:

Поистине, Пречистый Аллах создал все творения и избрал из них, что пожелал:

﴿وَرَبُّكَ يَخْلُقُ مَا يَشَاءُ وَيَخْتَارُ﴾

«Твой Господь создает, что пожелает и избирает [что пожелает]» (Коран, 28:68).

  • Так, Он создал всех ангелов и избрал из них Джибриля (мир ему);
  • Он создал человечество и избрал из них посланников, а из посланников избрал ули аль-азм (непоколебимых волей). А из непоколебимых волей избрал Мухаммада ﷺ, и он является господином всех потомков Адама;
  • После пророков Аллах избрал из всех людей сподвижников пророка Мухаммада ﷺ. Как сказал Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах): «Аллах посмотрел на сердца рабов и выявил, что сердце Мухаммада лучше всех других и избрал его для Себя. Он послал его с миссией на Землю. Затем Аллах посмотрел на сердца и выявил, что лучшие сердца (после сердца Мухаммада) — это сердца его сподвижников, и Он избрал их в качестве помощников для Своего пророка, которые боролись за Его религию”;
  • Он избрал среди сподвижников четверых:

1) Абу Бакра Правдивейшего (да будет доволен им Аллах), которого Пророк ﷺ очень сильно любил и даже сказал о нём в конце своей жизни: “Если бы я выбирал кого-либо в качестве избранного друга (хал и́ ля), то мой выбор непременно бы пал на Абу Бакра” ;

2) Затем Аллах избрал повелителя верующих Умара Различающего (да будет доволен им Аллах), из качеств которого, что шайтан, когда видел его идущим по широкой тропе, то сразу выбирал другую [чтобы не пересекаться с Умаром на одном пути];

3) Избрал повелителя верующих Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах), которого стеснялись ангелы и Пророк ﷺ;

4) Избрал повелителя верующих Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), за которого свидетельствовал Пророк ﷺ, что он любит Аллаха и Его посланника, и что Аллах и Его посланник ﷺ любят его.

  • Он избрал среди женщин четверых: Марьям, дочь Имрана, Асию, жену Фараона, мать верующих Аишу и Фáтыму, дочь Мухаммада. Пророк ﷺ сказал:

    «Многие мужчины достигли совершенства, а среди женщин достигли совершенства только четыре: Марьям, дочь Имрана, Асия, жена Фараона, а преимущество Аиши над другими женщинами подобно преимуществу сарида над остальной пищей».

    Пророк ﷺ сказал Фáтыме: «Разве ты не довольна тем, что являешься госпожой женщин в Раю?» ;

  • Аллах избрал из молодёжи Хасана и Хусайна [внуки Пророка ﷺ от его дочери Фáтымы]. Они являются господами молодёжи в Раю;
  • Аллах создал места и избрал из них мечети (места поклонений), а из мечетей избрал три: Заповедную мечеть, Мечеть Пророка и Отдаленную мечеть (Акса);
  • Аллах сотворил времена [дни, недели, месяцы и года] и избрал среди дней недели джуму (пятницу), которая является венцом всех дней. Среди дней года избрал десять первых дней зуль-хиджы. Из ночей года избрал последние десять ночей рамадана. А из месяцев Аллах избрал четыре, которые называются заповедными месяцами.

﴿إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِندَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَٰلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنفُسَكُمْ﴾

«Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Книге Аллаха в тот день, когда Он сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них — заповедные. Такова истинная религия, и поэтому не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Коран, 9:36).

Пророк ﷺ разъяснил какие именно четыре заповедных месяца, сказав:

«В году двенадцать месяцев, из которых четыре — заповедные. Три месяца следуют друг за другом: зуль-када, зуль-хиджа и мухаррам. А [четвертый, отдельно от них] месяц раджаб племени мудар, который выпадает между месяцами джумада и шабан» .

Арабы [до прихода пророка Мухаммада ﷺ] считали эти четыре месяца заповедными. Однако в джахилии (доисламский период политеизма) они проводили недобросовестные манипуляции с этими месяцами. То передвигали их вперед, то назад, то меняли их ротацию [в угоду своим личным интересам]. Такая махинация с заповедными месяцами именуется [в Коране] «наси» (отсрочивание).

Эти месяцы были сделаны заповедными для обеспечения дорожной безопасности к Заповедному дому Аллаха [Мечети Каабы]. Месяц зуль-када стал заповедным, чтобы люди могли [заблаговременно] отправиться на хадж [не боясь, что начнётся война на их родине или что на них самих нападут в пути]. Зуль-хиджа стала заповедной, чтобы в ней безопасно прошли обряды самого хаджа. Мухаррам стал заповедным, чтобы люди спокойно вернулись на свои родины после завершения хаджа. А месяц раджаб [который отделён от остальных трёх месяцев] стал заповедным, дабы люди могли совершить в нём умру (малый хадж) и посетить Дом Аллаха [мечеть Каабы].

Как мы упомянули, арабы жульничали с этими месяцами. Однако, время вернулось на свое место, и месяцы правильно встали на свои законные места именно в тот год, когда Пророк ﷺ совершил хадж. С тех пор все месяцы остались упорядоченными, как и положено [и уже больше никто не смел играть с их отсрочиванием] по милости Аллаха. Пророк ﷺ сказал в прощальном хадже:

“Поистине, время вернулось на свое изначальное место и в свой вид, в котором оно было, когда Аллах создал небеса и землю”.

Месяц, в котором вы сейчас находитесь – это и есть месяц мухаррам,

который является одним из четырёх заповедных месяцев.

О рабы Аллаха, остерегайтесь совершать несправедливость [грехи] в этот месяц. Остерегайтесь ширка (политеизма, многобожия). Поистине, ширк — великая несправедливость. Также остерегайтесь несправедливости в отношении друг друга. Не поступайте несправедливо ни с близкими, ни с чужими.

«Поистине, Аллах запретил Себе несправедливость и сделал её запретной меж вами. Поэтому не поступайте несправедливо между собой!» [хадис]

Остерегайтесь несправедливости по отношению к себе, таких как неисполнение обязанностей перед Аллахом или нарушение Его запретов.

Поистине, несправедливость запретна для всех людей, во всех делах и во все времена. Однако в заповедные месяцы несправедливость еще запретнее, сквернее и греховнее.

О рабы Аллаха! Бойтесь Аллаха, придерживайтесь справедливости и больше поститесь в этом вашем месяце. Поистине, дни мухаррама являются лучшими для дополнительного поста. Пророк ﷺ сказал:

“Месяц Аллаха мухаррам является лучшим для поста после рамадана”.

О рабы Аллаха, в этом хадисе указание на то, что дополнительный пост в мухарраме лучше, чем в любые другие дни года.

Некоторые ученые считали, что держать пост весь месяц – от начала и до конца – в мухарраме является желательным, потому что все его дни лучшие для поста.

Другие ученые считали, что лучше разговляться в некоторые дни мухаррама, пускай даже один день. Так как, судя по религиозной практике Пророка ﷺ, очевидно, что он никогда не постился полный месяц, кроме рамадана. А что касается хадисов о месяце шабан [в которых сообщается, что Пророк ﷺ постился весь шабан], то в этом есть разногласие среди ученых.

О рабы Аллаха! Мнение, что нам желательно побольше поститься в мухарраме, ближе к истине. Однако, нам также желательно не поститься в нём малое количество дней [т.е. не держать пост полный месяц].

О рабы Аллаха! Благодарите Аллаха за то, что Он наделил вас здоровьем, благоденствием и силой, а также позволил вам дожить до этих уникальных дней. Так насладитесь приближением к Аллаху через пост! Поистине, награда за пост велика у Аллаха, и никто не знает размер этой награды, кроме самого Аллаха. Пророк ﷺ сказал:

“Награда за каждое благодеяние сына Адама увеличивается от десяти до семисот раз, но Всевышний Аллах сказал: «Кроме поста, потому что он соблюдает его для Меня, и Я буду вознаграждать за него. Он отказывается от своих страстных желаний и от еды ради Меня”.

Когда сказал Абу Умама (да будет доволен им Аллах) посланнику Аллаха ﷺ “Укажи мне на благо, которое я перениму от тебя” или же сказал “Укажи мне на дело, через которое я стану ближе к Аллаху” , Пророк ﷺ ответил ему:

“Тебе следует держать пост. Поистине, нет ничего подобного посту [из благих дел]!

О Аллах, Господь миров! Наставь нас и облегчи путь ко всему благому!

О верующие! Знайте, что крайне желательно (истихбаб муаккад) поститься в день Ашура. Ашура является десятым (áшир, العاشر) днём месяца Аллаха мухаррам. Курайшиты постились в день Ашура в джахилии (доисламском периоде политеизма), и Пророк ﷺ, будучи еще в Мекке, тоже держал пост в этот день. Затем, когда Пророк ﷺ прибыл в Медину, он увидел, что иудеи тоже соблюдают пост в этот день. Тогда Пророк ﷺ спросил их, почему они постятся в этот день, на что они ответили: “Это великий день. В этот день Аллах спас Мусу (Моисея) и его народ, а также потопил Фараона и его народ [армию]. Затем Муса постился в этот день из благодарности Аллаху, и мы тоже постимся” . Тогда Пророк ﷺ сказал:

“Мы [мусульмане] ближе к Мусе и больше имеем прав на него, чем вы” .

Пророк ﷺ постился в этот день и обязал этим всех мусульман. Таким образом, он сделал пост в день Ашура фардом (обязательным). Пророк ﷺ брал со сподвижников договор, что они будут соблюдать пост в этот день. Однако, после того, как пост в месяц рамадан стал фардом (обязательным), Пророк ﷺ сказал своим сподвижникам:

“Сегодня день Ашура. Аллах не обязал вас постом в этот день. Кто желает, пусть постится, а кто нет, то нет. Я держу пост” .

Пророк ﷺ разъяснил, что поститься в день Ашура лучше из-за того, что он постился. И он продолжал поститься десятого мухаррама до самой смерти. Однако, на последнем году своей жизни после того, как он пропостился день Ашура, ему сказали некоторые сподвижники: “Иудеи возвеличивают этот день”, на что Пророк ﷺ ответил:

“Если я доживу до следующего года, то я непременно буду поститься девятого мухаррама” . То есть вместе с десятым мухаррама.

Также Пророк ﷺ сказал:

“Поступайте вопреки иудеям – поститесь девятого и десятого числа”.

  • Наилучшее для верующего – это поститься девятого и десятого числа;
  • Ниже по степени идёт пост десятого и одиннадцатого числа, потому что Пророк ﷺ сказал: “Поститесь Ашуру, однако отличайтесь от иудеев и поститесь еще день до или после Ашуры”;
  • Также дозволено мусульманину поститься только десятого числа [Ашуру], потому что Пророк ﷺ постился только десятого числа до самой кончины. Однако, самый предпочтительный и лучший пост – это объединять десятое число с девятым [т.е. поститься девятого и десятого мухаррама]. Если не получилось поступить так, то пусть верующий постится десятого и одиннадцатого числа;
  • Если верующий предпочитает поститься девятого, десятого и одиннадцатого числа [три дня подряд], то это хорошо, т.к. тем самым он точно постится день Ашура и плюс увеличивает количество постов в месяце мухаррам.

Что касается хадиса “Поститесь еще день до и день после” , то этот хадис не установлен от Пророка и не является достоверным.

О рабы Аллаха! Бойтесь Аллаха и оказывайте себе почёт посредством того, что узаконил для вас Аллах. Становитесь ближе к Нему посредством дополнительных поклонений, и тогда ваш Господь полюбит вас.

Автор : Д октор богословия и права, профессор Мединского исламского университета, шейх Сулейман ибн Сал и́ му-Ллах ар-Рухайли (да хранит его Аллах)

Подготовил : Магжан Тобыкты

Корректура :

9/1/1439 г.х. = 29/9/2017 г.г.

Примечания переводчика

Ули аль-азм (أولو العزم), непоколебимые волей — это титул морально стойких посланников Аллаха. Аллах сказал Мухаммаду:

﴿فَاصْبِرْ كَمَا صَبَرَ أُولُو الْعَزْمِ مِنَ الرُّسُلِ﴾


«Терпи, как терпели непоколебимые волей из числа посланников» (Коран, 46:35).

Аллах сказал в аяте «мин ар-русуль» (из числа посланников). Частица «мин» («из») в аяте указывает на то, что не все посланники удостоились звания «ули аль-азм». Согласно наиболее распространенному мнению толкователей Корана, непоколебимые волей – это пять посланников: Мухаммад, Нух, Ибрахим, Муса, Иса. Именно они выделились невероятной стойкостью среди других великих пророков и посланников и, тем самым, заслужили такое звание от Аллаха (см. “Тафсир Муяссар”, сура 46, аят 35).

Всевышний Аллах сначала упомянул всех пророков, а затем выделил именно этих пятерых:

﴿وَإِذْ أَخَذْنَا مِنَ النَّبِيِّينَ مِيثَاقَهُمْ وَمِنكَ وَمِن نُّوحٍ وَإِبْرَاهِيمَ وَمُوسَىٰ وَعِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ وَأَخَذْنَا مِنْهُم مِّيثَاقًا غَلِيظًا﴾


«Помни [о, Мухаммад!], что Мы заключили договор со всеми пророками и [в частности] с тобой, Нухом, Ибрахимом, Мусой и Исой, сыном Марьям. Мы заключили с ними строжайший договор» (Коран, 33:7). – Примеч. пер.

Сарид – это вид вкусного, питательного и полезного блюда, состоящего из хлеба и мяса (см. “Комментарии на Сахих Муслима” Хафиза ан-Науауи). – Примеч. пер.

Шейх Сулейман Рухайли произнёс эту речь в пятницу 6/1/1438 г.х. = 7/10/2016 г.г. в Кувейте – Примеч. пер.

То есть, несмотря на то, как было установлено начало месяца — Примеч. пер.

Есть особенные даты, дни и ночи в исламском календаре. Одним из таких является десятый день первого месяца в году Мухаррама – день Ашура.

О значимости этого дня сказано в преданиях. В этот день Аллах Всевышний спас Мусу и его народ от Фараона, простил Адама, ковчег Нуха достиг берега, вознесся на небо пророк Иса и простил народ пророка Юнуса. Согласно некоторым преданиям, Кыямат также произойдет в День Ашура.

Название дня Ашура происходит от арабского «ашара», что значит десять.

Особенное поклонение, которое предписано верующим в этот день помимо обычного, заключается в посте. Согласно достоверному хадису, пост в этот день стирает грехи за прошлый год.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

«Наилучшим постом после поста в месяце Рамадан, является пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам» .

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал:

«Когда пророк (мир ему), прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это – благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день». На это пророк (мир ему) сказал: «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!», после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным».

Возникает вопрос: а что если мы уже держали пост в день Арафа, за пост в который также полагается стирание грехов за предыдущий и следующий год. Какую награду мы получаем в таком случае? Во-первых, любое поклонение мусульманин совершает не из-за какой-то выгоды и награды, которую он приобретает, а исключительно из-за своей любви и благодарности Аллаху, и самая большая награда которую он получает в этом случае – это довольство Аллаха. К тому же ученые отмечают, что за пост в оба дня грехи стираются больше, прощаются ошибки, и защищают от совершения греха в будущем.

«Пост в день ‘Арафата искупает грехи двух лет, прошлого и следующего года, а пост в день ‘Ашура искупает грехи прошлого года».

Возникает второй вопрос: почему пост в день Арафат стирает грехи за два года, а пост в День Ашура стирает грехи только за год? Ученые считают, что День Арафа связан с Пророком Мухаммадом (мир ему), а день Ашура с Пророком Мусой (мир ему), поэтому значимость Арафа больше.

Пост в день Ашура является добровольным, оставление его не является грехом.

Аиша рассказывала:

«Во времена джахилийи Курайшиты постились в день ‘Ашура и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), также постился в этот день. Когда он прибыл в Медину, то не перестал поститься в этот день и велел другим соблюдать этот пост. Когда же в обязанность был вменен пост в месяце Рамадан, он перестал поститься в день Ашура. И с тех пор кто хотел, соблюдал этот пост, а кто не хотел, не делал этого».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что мусульманам предпочтительнее поститься в День Ашура и еще один день предыдущий либо который после него, дабы отличаться от иудеев.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если я доживу до следующего года, то непременно повелю, чтобы соблюдали пост до (девятый день) или после(одиннадцатый) дня Ашура (то есть, совместно с днём Ашура соблюдать один из дней до или после)» .

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Соблюдайте пост в день Ашура; однако отличайтесь от иудеев, соблюдая пост также в день до этого дня или же в день после него».

В день Ашура также следует уделить особое внимание покаянию. Просить Аллаха о прощении грехов, отказываться от них.

В этот день также следует уделить внимание проявлению щедрости, раздаче милостыни, дарению подарков, особенно своей семье и родственникам.

В хадисе сказано:

«Тот, кто щедр(материально) к своей семье в день Ашура, тому Аллах сделает обильным (в пропитании) и другие годы».

В этом году день Ашура приходится на 9 сентября. Соответственно сухур (предрассветная трапеза) приходится на 8 сентября