Проект «Зимовье зверей »
(средний дошкольный возраст)
Составил: воспитатель первой категории Митрофановой Н.З.
ДС№186 «Вазовец»
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Г.о.Тольятти, 2014г
Актуальность:Начинать работу по формированию экологического мировоззрения необходимо уже в дошкольном возрасте. Он является сензитивным для восприятия знаний об окружающем природе. Ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм. Он узнаёт, что у всего живого, в том числе и у человека, естьопределённые потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма.
У ребёнка необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь ко всему живому, окружающему нас, вырабатывать осознанное отношение к природе. Всего этого можно добиться при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с природой.
Обоснование (проблемы) недостаточная осведомленность родителей по вопросам формирования экологического мировоззрения у детей.
Цель: формировать экологическое мировоззрение как важнейшее условие формирования первичных представлений о планете Земля как общем доме людей,об особенностях её природы.
Задачи:
1.Формировать осознанное и бережное отношение к природе.
2.Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни животных.
3.Продолжать знакомить с дикими животными и их повадками.
4.Развивать интерес к миру природы и поощрять стремление детей отражать свои впечатления в рисовании, лепке, аппликации; делиться своими впечатлениями, полученными из разных источников (просмотр телепередач, экскурсии, путешествия и др.).

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Сроки проведения: 1 неделя
Разделы программы из «Детства в отрочества»
Интеграция ОО: « Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Познание», «Речевое », «Художественно-эстетическое».
Ожидаемый результат: создание благоприятной развивающей среды, способствующей формированию экологических знаний у детей и взрослых. Воспитание и развитие личности; благоприятное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств. Проявляют активность в получении информации, задают вопросы познавательного содержания. Инициируют общение и совместно со сверстниками и взрослыми деятельность. Проявляют устойчивый интерес к процессу чтения. Испытывают гордость за собственные и родителей достижения и успехи.
Ресурсы: дети и родители
I этап – подготовительный
- создание творческой группы.
- определить уровень знаний детей в области укреплении и сохранении здоровья детей через наблюдение, беседы.
-разработать содержание проекта.
-изучить методическую литературу.
-мониторинг детей.
II этап – реализация проекта
- выполнение плана работы по всем видам деятельности.
- совместная образовательная работа с детьми, родителями.
- подбор литературы.
Дети:

Чтение художественной литературы А. Барто «Думают ли звери » , Б.Житков «Голоса», В. Бианки « Сказки малышам », С. Прокофьева «Машины сказки » «Сказка о невоспитанном мишке », В.Сутеев «Кто сказал мяу?», В. Степанов «Календарь природы», С. Михалков «Сказки», «Смотрит в зеркало зима», М. Горький «Воробьишко», И Пивоварова «День защитников природы», русская народная сказка «Рукавичка», «Теремок», «Зимовье зверей», венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка».
- беседы «Удивительный мир диких зверей», «Звери нашего края».а
- для заучивания наизусть З. Александрова «Белочка», В. Берестов «Мишка, мишка, лежебока».
- составление описательных загадок о диких животных.
- свободное общение «Почему зайца называют косым?», «Почему лису называют хитрой плутовкой?», «Че6м волк отличается от собаки?».
- игры сюжетно-ролевые «Зоопарк », « Мамы и малыши », «Цирк », «Зоолечебница».
- д/и «Земля и её жители », « Где живёт вода », « Природные явления »,
« Следы», «Чей малыш? », «Кто где живёт?», «Кто чем питается» и т.д.
- п/и « У медведя во бору», «Медведь и пчёлы?», « Совушка», «Хитрая лиса» и т.д.
- панно «Лес», «Дикие животные».
- рассказ воспитателя «Как звери готовятся к зиме?», «Что такое Красная книга?», «»Трус ли заяц?», «Зачем зайцу такие длинные уши?», «Какого цвета мех у лис?».
- составление описательного рассказа о жителях леса с использованием алгоритмов.
- просмотр видеороликов о жизни животных леса зимой.
- игры на подражание действиям животных « Кто как кричит » , «Кто как двигается» .
- оформление книжного уголка, работа с энциклопедией животных.
- рассматривание сюжетных картин о жизни зверей зимой.
- работа с «Путаницами».
- знакомство с фотоальбомом «Живые Жигули»(фотографии животных, обитающих в окрестностях города Тольятти и в Национальном парке Самарская Лука).
Родители:
- библиотека для родителей «Здоровый образ жизни братьев наших меньших» подборка тематической литературы.
- акция « Поможем братьям нашим меньшим».
- оформление тематических газет по теме «Прогулка в зимний лес», «Поможем братьям нашим меньшим», «Птичья столовая», «Что я видел в зоопарке».
- игры на развитие мелкой моторики рук «Составь изображение животных из счётных палочек», игра «Волшебные кубики», «Палочки Кюизенера» (по образцу), настольная игра «Геометрик».
- консультации «Роль познавательной литературы в экологическом воспитании детей » и т.д..- выставки детского творчества «Лесные жители » (работа в технике оригами, рисование, лепка).
- составление фотоальбома « Мы ходили в зоопарк ».
- составление наглядного пособия – сопровождения к игре «Прогулка в лес», «Следы».

III этап- заключительный (итог)
Дети:
- самостоятельное выполнение правил кгн.
Родители:
- анкетирование родителей по итогам проекта
- презентация пособий «Следы». «Зимовье зверей».

АНО ДО « Планета детства «Дада»
ДС № 186 « Вазовец»
г.о. Тольятти
Проект « Зимовье зверей »
(средний дошкольный возраст)

Составил:
воспитатель первой
категории Митрофановой Н.З.

эльвира кувакина
Конспект НОД «Знакомство с русской народной сказкой «Зимовье зверей» в средней группе

Знакомство с русской народной сказкой «Зимовье зверей »

Цель :

Приобщение детей к миру художественной литературы. Знакомство через сказку с нравственными понятиями : дружба, взаимопомощь.

Задачи :

Продолжить формировать навыки рассматривания книги;

Подвести к пониманию образного содержания пословиц;

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки .

продолжать формировать обобщённые понятия- дикие и домашние животные.

Материал : большая иллюстрация зимнего леса с избушкой, плоскостные фигуры сказочных животных , геометрические фигуры, карточки с изображением бревна, щепы, крыши, мха, кирпича; музыка, сказка «Зимовье зверей » .

Ход занятия:

Создание интереса

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в зимний лес. Как вы думаете, кто там может встретиться? Какие это животные? (ответы детей) .

«Через лево повернулись,

В зимний лес мы окунулись».

Звучит музыка.

На доске открывается большая иллюстрация заснеженного леса.

Вот мы и в зимнем лесу. Только ни кого невидно.

Что это виднеется между ёлок?

Воспитатель обращает внимание детей на заснеженную избушку.

Вы знаете, кто там живёт?

А поможет нам это узнать сказка .

Подготовка к восприятию

Воспитатель показывает детскую книгу.

Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю. Васнецов.

Какие животные изображены на обложке? Дикие они или домашние?

Могут ли домашние животные жить в лесу?

Послушайте, что произошло в лесу с домашними животными. (Воспитатель читает сказку , выставляя на иллюстрацию силуэты животных).

Выявление уровня восприятия

Как бы вы назвали эту сказку (ответы детей) .

- Сказка называется «Зимовье зверей » . Что значит «зимовье » ? (домик для зимы, место, где можно перезимовать , пережить зиму).

С чего все началось?

Давайте обозначим животных геометрическими фигурами. (Перед детьми воспитатель выкладывает геометрические фигуры разного цвета и размера). Какая фигура будет изображать быка? барана? кота? петуха?

Для чего звери решили стоить зимовье ? Как они его строили? Кто что делал? (Дети повторяют слова из текста и приставляют к геометрическим фигурам изображение бревна, щепы, кирпича, мха, крыши).

Рассмотрим иллюстрацию как они зимовали .

Что случилось однажды? Что зверям помогло спастись ? (волк испугался) . Обрадовались звери , что все благополучно закончилось. Особенно гордо ходил петушок, давайте его изобразим.

Физкультминутка «Красавец-петушок»

Ах, красавец-петушок,

На макушке гребешок,

Под клювом бородка,

Очень гордая походка.

Лапы кверху поднимает.

Важно головой кивает.

Раньше всех петух встает,

Громко на заре поет :

Ку-ка-ре-ку!

Продолжение беседы, разъяснение пословицы

Есть такая пословица «У страза глаза велики» . Как вы ее понимаете? (страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным). О ком можно так сказать ? (о волке) . Послушайте еще раз об этом.

Кто изобразит, как кричал баран? Как он блеял страшным голосом? (петух, кот, бык, свинья) . Дети изображают.

Итог занятия :

С какой русской народной сказкой мы познакомились ?

Воспитатель объясняет детям, что животные спаслись от волков потому, что были вместе, не ссорились, а помогали друг другу.

А вам хотелось бы продолжить знакомство с этой сказкой ?

Каким героем из этой сказки вы хотели бы быть ?

Вот какую интересную сказку мы сегодня услышали , а сейчас пора возвращаться в группу .

«Вот направо повернёмся,

Снова в группу мы вернёмся ».

Мы снова в нашей группе .

Вечером поиграем в эту сказку и нарисуем зимовье . Я приготовила вам трафареты домиков, а вы дорисуете детали (трубу, окна, дверь) и украсите избушку.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Зимовье лесных зверей» во второй младшей группе Конспект НОД на тему «Зимовье лесных зверей» во второй младшей группе Цель: - воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты,.

Конспект НОД по ознакомлению с русской народной сказкой «У страха глаза велики» с пересказом (вторая младшая группа) Конспект НОД по ознакомлению с русской народной сказкой «У страха глаза велики» с пересказом. Возраст: Вторая младшая группа Тема: Ознакомление.

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста по русской народной сказке «Зимовье зверей» Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад 1 компенсирующего вида Калининского района города Санкт – Петербурга.

Конспект НОД во второй младшей группе «Знакомство с русской народной сказкой «Гуси-лебеди» Тема: «Знакомство с русской народной сказкой «Гуси-лебеди». Цель: знакомство детей с волшебными сказками на примере русской народной сказки.

Конспект по математике в средней группе «Зимовье зверей» Тема: «Зимовье зверей» Программное содержание: «Количество и счёт». Формировать представление о порядковом счёте (о его цели, правилах);.

НОД по развитию речи «Зимовье зверей средней полосы России» в подготовительной к школе группе Цель: Развитие связной речи детей. Цель достигается через ряд задач: 1)развитие связной речи детей, речевого слуха, творческого восприятия;.

Презентация «Как зимуют звери». Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей» Воспитатель ГБДОУ № 36 Калининского района Санкт-Петербурга Ускова Татьяна Владимировна Презентация: «Как зимуют звери?» Рассказывание.

ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ

Цель: Учить детей пересказывать сказку близко к тексту. Развивать умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание, следить за развитием сюжета; формировать эмоциональное восприятие сказки и интерес к ней; умение отвечать на вопросы по его содержанию; учить выполнять игровые действия, соответствующие тексту сказки, развивать память, внимание, мышление. Воспитывать умение соблюдать при чтении мимику, не мешать друг другу, слушать текст до конца. Материал: Ящик с песком, игрушки-животные (бык, баран, свинья, кот, петух, волки) разрезная картина, сундук волшебный.

Ход занятия

Воспитатель: Дети сегодня к нам в группу пришло очень много гостей. Им очень интересно посмотреть, чем мы с вами занимаемся, как играем. Дети: Ответы детей Воспитатель: А чем мы будем заниматься? (Стук в дверь. В группу входит Буратино, в руках у него портфель). Воспитатель: Здравствуй, Буратино! А как это ты к нам попал? Буратино: Папа Карло с Джузеппе отправили меня в школу, я шел по лесу, рассматривал все, так и опоздал, но я рад, что опоздал, потому что я не выучил уроки. Воспитатель: Буратино разве можно прогуливать школу, тем более не учить уроки? Буратино: Ну и что! Для меня все можно. Да мне одному не очень, то и хочется. Воспитатель: Давай мы с детьми поможем выучить тебе уроки. Буратино: А вы сможете? Дети: да Воспитатель: Ну, что дети поможем Буратино? Дети: Ответы детей. Воспитатель: Ну, показывай, что у тебя в портфеле. (Буратино достает из портфеля иллюстрации сказок. Дети называют каждую сказку и немного рассказывают содержание). Буратино: Ох, какие вы молодцы, так быстро все угадали. А вот еще знаете, у меня есть кое-что для вас. Вы это точно не знаете. Воспитатель: Наши дети, Буратино, все умеют, ну доставай, что там у тебя. (Детям раздают части разрезной картинки. Далее идет коллективная работа. Звучит спокойная мелодия. Сложив картинку, дети называют сказку «Зимовье»). Воспитатель: Молодцы дети! Видишь Буратино, наши дети все умеют. А сейчас ты проходи на стульчик посмотри и послушай, как мы с мы с детьми будем рассказывать твою любимую сказку. (Воспитатель обращает внимание детей на их правое плечо, где наклеены геометрические фигуры разного цвета. На ковре лежат аналогичные геометрические фигуры большого размера). Воспитатель: Кто на ковре правильно найдет такую же геометрическую фигуру, узнает свое место. (Дети выполняют).

Чтение сказки «Зимовье»

Воспитатель: Ребята, а как по-другому можно назвать Зимовье? Дети: Дом, домик, домишко, изба, избушка, избенка. Воспитатель: Правильно, молодцы, много слов назвали, про зимовье мы с вами поговорили, а теперь вспомним, кто зимовье строил? (Дети называют героев сказки). Воспитатель: Ой, а у нас здесь стоит сказочный сундук. Я его сейчас открою и проверю, правильно ли вы назвали сказочных героев (находит в сундуке игрушки, по всем названным героям). Молодцы! Всех персонажей правильно назвали. А какими голосами дети разговаривают? Одинаковыми или разными? Дети: разными Воспитатель: Егор! Как бы Котофей позвал петушка строить зимовье? Каким голосом? Аня! Как бы Хавронья... Влад! Как бы бык...

Дидактическая игра

Воспитатель: Дети, мы с вами сейчас вспомнили, что наши сказочные герои говорят разными голосами, потому что все они совершенно разные: и по величине, внешнему виду, и по характеру, и по повадкам. Сейчас мы с вами назовем как можно больше интересных слов-признаков про каждого из героев сказки, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Баран, какой? Дети: Пучеглазый, рогатый, кудрявый. Воспитатель: Петух, какой? Дети: Задиристый, умный, красивый, трудолюбивый. Воспитатель: Молодцы! Наши звери очень рады, что вы про них знаете много интересных слов.

Физкультурная минутка.

Воспитатель: Дети давайте расскажем" сказку в нашем песочном ящике. (Дети с помощью воспитателя, в песочном ящике выкладывают силуэты героев сказки). Воспитатель: молодцы ребята. Вот и все герои сказки «Зимовье» в сборе. Повторное чтение сказки. Воспитатель: А сейчас Ваня нам расскажет, как начинается сказка. Оля! Расскажи, чем звери занимались в лесу? Семен! Расскажи, чем закончилась сказка? (После каждого пересказа обратиться ко всем детям). Воспитатель: Как рассказывал, Ваня? О чем забыла сказать Оля? Правильно ли Семен закончил сказку? Воспитатель: Молодцы ребятишки! Буратино! Тебе понравилась, как дети рассказали твою любимую сказку. Вот и ты не ленись, ходи в школу, учи уроки, слушай папу Карло. Буратино: Большое Вам спасибо, мне стыдно, что я был таким ленивым, не учил уроки. Я теперь буду учиться только на 4 и 5. А за это Вам угощение.

Воспитатель: Сказки любят все на свете, Любят взрослые и дети. Сказки учат нас добру и прилежному труду, Чтобы всем вокруг дружить! Молодцы дети! Мы сегодня очень много сделали вместе. Большое Вам спасибо за интересное занятие.

Ольга Тюменцева
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Чтение сказки «Зимовье зверей»

Цель: углубление интереса детей к художественной литературе.

Задачи:

1. Образовательные:

Продолжать учить слушать художественное произведение, оценивать поведение героев;

Формировать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу;

Активизировать словарный запас детей: зимовье, рубить избу, столбы тесать, щепу драть, стены конопатить;

Обогащать словарный запас детей: «У страха глаза велики».

Подвести к пониманию образного содержания пословиц;

2. Развивающие:

Развивать внимание и монологическую речь;

Развивать зрительное восприятие

3. Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к чтению художественного произведения, стремление внимательно слушать.

Материал: сундучок, книга «Зимовье зверей», магнитофон, записи музыки «Сказочная», «Волшебство», звуки паровоза, музыка зверобики, презентация к сказке.

Предварительная работа: Знакомство со сказкой “Зимовье зверей”, обсуждение отличительных особенностей каждого героя.

1. Стимулирование интереса (сюрпризный момент)

(дети заходят в группу под музыку «Сказочная»)

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку. Но только на чем мы туда поедем? Как нам в нее попасть? (на поезде, самолете, пароходе,автобусе, паровозе и т. д.)

А может, мы построим волшебный паровоз, который сможет нас доставить?

Под веселую музыку ребята “строят” паровоз, взяв друг друга за плечи, и едут. Остановившись, закрывают глаза и хором произносят: “Раз, два, три, в сказку попади”.

Вот мы и приехали в сказку. Но в какую? Вы знаете(«Зимовье зверей»)

А чтобы узнать, попробуйте отгадать загадки:

1. Розовая спинка, на спинке щетинка, хвост крючком, а нос пятачком?

2. Большой, рогатый, мычит, хвост метелкой?

3. Хвост с узорами, а сапоги со шпорами, рано встает, громко песни поет?

4. Мягкие лапки, на лапах царапки, ходит легко, любит молоко?

5. И в жару и в холод носит шубу он?

6. Кто зимой холодной, ходит по лесу голодный?

Молодцы, все мои загадки отгадали. Вы узнали, из какой сказки герои (ответы)

2. Подготовка к восприятию

(Звучит музыка «Волшебство»)

Ребята, вы слышите музыку? Интересно, откуда она?

Ребята, посмотрите, здесь есть волшебный сундучок. Что же в нем? (Воспитатель достает сундучок). Произносит слова:

Раз, два, три, Волшебный сундучок,

Что-нибудь нам подари!

(Воспитатель вынимает из сундука детскую книгу)

Ребята, а что это? (книга)А что же с ней нужно делать (читать)

(Дети рассаживаются полукругом.)

3. Чтение сказки «Зимовье зверей» (чтение сказки сопровождается показом иллюстраций ИКТ)

О чем рассказывается в сказке? (о том как звери строили зимовье)

Как вы поняли, что означает слово «зимовье»? (дом)

Для чего звери построили себе дом? (чтобы жить, зимовать)

Кто что делал?

(бык «столбы тесал»- выравнивал бревна;

баран «щепу драл» -мелко колол дерево на щепки;

свинья «глину месила», кирпичи клала;

кот мох носил, «стены конопатил»-затыкал щели в стенах;

петух крышу крыл.)

Что значит «рубить избу»? (строить дом)

Что случилось однажды? (пришли волки)

Как зверям удалось спастись? (звери испугали волков)

Вам понравилась сказка?

Обрадовались звери, что спаслись от волка и на радостях слали веселиться, танцевать. Ребята, давайте и мы с вами порадуемся за зверей и немного потанцуем.

4. Физкультминутка -танец (под музыку дети выполняют движения)

5. Разьяснение пословицы, продолжение беседы.

Есть такая пословица: «У страха глаза велики» как вы ее понимаете? (Страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным).

О ком можно так сказать в нашей сказке? (о волке)

Что показалось волку?

Я прочту об этом еще раз (читаем сказку еще раз отрывок о волке)

Итак, ребята, не надо бояться того, чего на самом деле нет.

Ну что ребята, в гостях у сказки мы побывали, сказку почитали, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Давайте закроем глаза и произнесем слова: “Раз, два, три, из сказки выходи”.

(Строится паровоз, на котором ребята возвращаются в группу.)

6. Итог занятия.

Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня были? (в сказке) Что делали? (читали сказку) Какую сказку читали? («Зимовье зверей)Зачем нужны книги? (чтобы узнавать много нового и интересного) Понравилось ли вам сегодня путешествовать? Тяжело ли было отвечать на вопросы? Почему?

(Воспитатель подводит итог)

Если вам понравилось, то возьмите книжку, на которой смайлик улыбается. Если не понравилось, то возьмите грустный смайлик (дети берут смайлики и объясняют свой выбор).

Конспект НОД по экологии в средней группе. «Зимовье зверей» Цель: О. о. «Познание» Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире. Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам. Знакомить с видами диких животных, обитающих в средней полосе России (белка, заяц, медведь, еж, волк, лиса, их внешним видом и условиями их обитания. О. о. «Коммуникация» Способствовать развитию любознательности. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы. Совершенствовать интонационную выразительность речи при чтении стихотворения наизусть. О. о. «Физическая культура» Формировать правильную осанку. Закреплять и развивать умение ходить, согласовывая движения рук и ног. О. о. «Социализация» Знакомить с дидактическими играми, направленными на совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, паззлы) . О. о. «Музыка» Обогащать музыкальные впечатления. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца). Развивать навыки пения без музыкального сопровождения (с помощью воспитателя). Развивать умение инсценировать песни. Материал: Декорации лесной полянки (деревья, животные, птицы). Цветные открытки с изображением диких животных. Чудесный мешочек. Снежинки, костюмы. Ход занятия: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сложи и назови» Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня будем говорить, вы узнаете, когда сложите элементы картинок, которые лежат на столе. Я вас попрошу подойти к столу и выбрать по одному из фрагментов. А теперь посмотрите на обратную сторону. «Рубашки» у картинок разного цвета. Те ребята, у которых картинки с оранжевой «рубашкой», подойдите к столу, отмеченному оранжевым кругом, у кого с белой - к белому столу и т. д. Дети выполняют задание. Воспитатель: Кого вы видите на собранных картинках? /животных/. Назовите их. Где живут эти животные? /в лесу/. Как называются животные, которые живут в лесу? /дикие/. Ребята, сейчас хозяйничает в природе зима. Она вышла гулять на поля, степи, и в лес заглянула. Я вас приглашаю на прогулку в зимний лес. Воспитатель обращает на красоту зимнего леса, звучит музыка, читает стихотворение С. Есенина. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Принакрылася сосна. Воспитатель: Безмолвен, заворожён лес, хочется ходить, слушать, как потрескивает под ногами от мороза снег. Тихо в лесу. Спокойно. Кажется, никто не живёт здесь. Но это только кажется. Вы заметили, ребята, пока мы шли лесной тропинкой, не встретили ни одного зверька? Без них грустно в лесу. Где животные? Почему их не видно? Кто же нам поможет найти их? Появляется Старичок - Лесовичок. Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кто это? /Ответы детей/ Старичок Лесовичок, почему пусто на лесной полянке? Грустно в лесу? Старичок - Лесовичок: чтобы встретиться с лесными животными, надо отгадать загадки о них Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке летом. /Белка/ Появляется ребёнок - белка. Она рассказывает о своей жизни в лесу зимой. Белка: Я, белка, весёлый зверёк, по деревьям скок да скок. Но зимой я меняюсь, В шубку серую переодеваюсь. Меньше приходится прыгать, скакать Силы надо беречь и сохранять! Всю осень дупло утепляла, Пуха, соломки туда натаскала. К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи. Чтоб зимой не голодать. Где ж еду зимой достать? Трудно белке зимовать. Когда долгая зима, когда снежная она, когда сильные морозы, К людям я тогда спешу, помощи у них прошу. Воспитатель: Ребята, почему белочка переодевается в серую шубку? /Ответы детей/ Воспитатель уточняет: так белочка прячется от врагов, например, от хищной птицы - ястреба или зверька куницы. Зимой деревья голые, серые. Серая беличья шубка почти не заметна на их фоне. Ребёнок читает стихотворение о белке: Далеко ещё зима, Но не для потехи Тащит белка в закрома Ягоды, орехи. Знает маленький зверёк: Запасаться надо в срок. Воспитатель просит Старичка - Лесовичка загадать следующую загадку. Добродушен, деловит, Весь иголками покрыт. Слышишь топот шустрых ножек? Это наш приятель. /Ёжик/ Появляется ребёнок - ёжик. Рассказывает о жизни ёжика зимой в лесу. Ежик: Зимой я крепко сплю, Зарывшись в тёплую нору. Готовил с осени запас: Грибы, ягоды припас. Трудился, - не ленился! Меня вот разбудили, И к вам, ребята, пригласили, Чтоб о себе всё рассказал. Сюда б я медведя позвал, Но он в берлоге крепко спит, И его нельзя будить. Он с осени свой жир копил, Много ел и много пил. Нам с медведем зимой одна работа, Крепко спать и весну ждать. Воспитатель: Ребята, для чего нужны ежу иголки? / Ответы детей/ Почему медведь зимой спит? /Ответы детей/ Дети читают стихи о медведе и ёжике. Первый р-к: Серый ёжик весь в иголках, словно он не зверь, а ёлка. Хоть колюч молчун лесной -Ёжик добрый, а не злой. Второй р-к: По завалам, по оврагам Ходит он хозяйским шагом. Любит мишка сладкий мёд, Да малину с веток рвёт. Следующая загадка Старичка - Лесовичка: Косоглазый, маленький, В белой шубке, в валенках. /Заяц/ Появляется ребёнок - заяц, рассказывает о том, как трудно жить зайцам зимой в лесу. Заяц: Я, заяц. Расскажу, как живётся мне в лесу. К зиме, ребята, побелел, шубку новую одел. Под кусточком присяду, спрячусь под сосной. Не увидит, не узнает зверь меня лесной. Я хотя и не трус, но всего - всего боюсь, Очень трудно зимой бывает -Когда сильный мороз, и еды не хватает. А питаюсь я корой, ягодой замёрзшей, Что под снегом заяц найдёт - Всё ему в прок пойдёт. Вы ж зайчат не обижайте, Вы им лучше помогайте. Где еды приберегите, не пугайте, не гоните. Воспитатель: Ребята, о чём зайчик вас просит? /Ответы детей /. Какой домик у зайца? /Ответы детей /. Воспитатель уточняет: заяц не строит себе отдельную норку. Зимой днём он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью добывает еду: обгладывает кору деревьев. Ребёнок читает стихотворение о зайце: Прокатился шум лесной - Под кустом притих косой. Уши длинные прижал. Долго - долго пролежал. Старичок - Лесовичок загадывает загадку о лисе. Какой зверь опасный Ходит в шубке красной, Снег разгребает, Мышек хватает? /Лиса/. Появляется ребёнок - лиса, рассказывает о своей жизни зимой. Лиса: Я зимы не боюсь, в шубку тёплую ряжусь, Хвост красивый какой, мне он нравится самой! Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, А за тем охотиться начинаю. Ищу мышку полевую или живность какую, Хочу зайца поймать, но мне его не догнать! Об этом, наверное, мало кто знает. Но и мне зимой трудно бывает. Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем. Воспитатель спрашивает у детей, для чего лисе пушистый хвост? /Ответы детей/. Почему у лисы лапы не замерзают? /Ответы детей/. Воспитатель уточняет ответ детей: зимой на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно была ей ступать по снегу. Ходит лиса по снегу как в валенках. Ребёнок читает стихотворение о лисе: Знает лисонька - лиса: В шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей. Зверя нет в лесу хитрей. Физкультминутка. «Звериная зарядка» Мы проверили осанку И свели лопатки, Мы ходили на носках, А потом на пятках. Пойдем мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька - трусишка, И как серый волк - волчишко. Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. Старичок - Лесовичок загадывает загадку о волке, и сам рассказывает про него. Старичок Лесовичок: А ещё есть зверь лесной, он, ребята, очень злой. Вы с ним даже не встречались! Вы б его испугались. Угадайте? /ответы детей/Это волк. В одиночку он не ходит; волки стаями бродят. Серые, худые, голодные и злые. Воют сильно по ночам, даже страшно зверям! Лучше им не попадаться, надо их остерегаться. Но и волку трудно зимой. Еды не хватает и он голодает. Ребёнок читает стихотворение о волке: День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет. Ходит - бродит волк молчком, Уши серые торчком. Воспитатель благодарит животных за рассказ о своей жизни. Воспитатель: Ребята, как живётся животным зимой в лесу? /Ответы детей/ Всем животным трудно зимовать, им не хватает пищи, тепла, подстерегает опасность. Ребята, как мы должны относиться к животным, к окружающей нас природе? /Ответы детей/. Какие пословицы и поговорки вы знаете о животных и природе? /Ответы детей/. Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте! Кто природу губит, тот свой край не любит! Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить! Воспитатель предлагает детям угостить животных. Игра «Чудесный мешочек» В мешочке находятся яблоко, орехи, мёд, морковка, сыр и т. д. Дети достают угощение для зверей, угадывают, для кого оно предназначено, и угощают животных. Затем дети встают в хоровод и поют песню «У лесной опушки». Ребята прощаются с животными, Старичком - Лесовичком и покидают лесную полянк