Согласно нормативным актам, регулирующим порядок исполнительного производства у нас в стране, службы судебных приставов наделены полномочиями по реализации имущества, которое было конфисковано или арестовано согласно решению суда.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Порядок организации продажи и непосредственной реализации имущества проводится на основании строго определенного законом порядка, регламентированного Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и нормативными актами нашего государства.

От ареста имущества сегодня никто не застрахован. Практически каждый из нас берет кредит в банке, а некоторые могут попасть в поле зрения судебных инстанций по иску, алиментным обязательствам или любому другому поводу. Довольно легко представить ситуацию, что вы берете кредит в банке, через некоторое время теряете работу и не можете выплачивать суммы по кредитным обязательствам. Именно тогда спустя непродолжительное время к вам могут прийти судебные приставы и описать имеющееся у вас имущество, а в дальнейшем, если вы не изыщите суммы для погашения задолженности, по истечению 10 дней его выставят на продажу. Давайте более детально разберем сложившуюся ситуацию.

Как происходит процедура?

Решение о том, что имущество определенного лица подлежит аресту, принимается судебным приставом на основании решения суда.

Арест применяется в следующих случаях:

  1. исполнение решения суда;
  2. исполнение определения судьи об аресте определенного имущества должника, которое находится у других лиц;
  3. выполнение требования сохранности имущества, которое в дальнейшем может обеспечить исполнение судебного решения.

Производя процедуру ареста, приставом должен быть составлен акт описи имущества, подлежащего аресту. Обычно это стандартный бланк, где указаны основные графы для заполнения, куда нужно вписать необходимую информацию. Когда опись составлена, ее необходимо подписать всем участникам действия: понятым, лицу, на имущество которого накладывается арест, и самому судебному приставу. Если в процедуре участвует специалист, то он также должен удостоверить документ своей подписью.

Если кто-то отказывается подписать составленный документ, то об этом делается отметка в бланке, которая заверяется остальными участниками.

Копии постановления об аресте и акта описи должны быть переданы сторонам исполнительного производства и иным лицам, что заинтересованы в исходе дела.

В дальнейшем может быть реализовано на торгах или с аукциона.

Подготовка и торги арестованного имущества

Если кто-то задолжал вам деньги, то лучшим способом ускорить их возвращение является подача иска в суд. Если должник самостоятельно не возвращает долги, то за него это сделают судебные приставы, которые могут не только затребовать погашение, но и арестовать его имущество и счета в банке.

На сегодняшний день есть исключение для наложения ареста: его нельзя применить тогда, когда сумма долга не достигла даже 3 000 рублей.

Реализация же всего, что подлежало аресту, возможна при общей сумме долга в 30 000 рублей и более.

Этапы

Свое имущество должник вправе продать самостоятельно, а за вырученные деньги погасить долговые обязательства.

Если он этого не делает, то процедура проводится в принудительном порядке с обязательным прохождением следующих этапов:

  1. Непосредственное наложение ареста на имущество, где составляется список арестованного имущества. Аресту подлежит то имущество, которое принадлежит должнику на правах собственности. Если речь идет об организациях, то конфискации подлежит имущество, что не участвует в производстве, вся готовая продукция, а также движимое и недвижимое имущество собственника фирмы.
  2. Направление уведомления в ФНС о том, что имущество подлежит реализации (должно быть отправлено в течение 3 дней с момента непосредственного ареста).
  3. Направление иска в Арбитражный суд о том, что должник признается (если ЮЛ).
  4. Специально уполномоченный на то орган выставляет имущество на публичные торги, определив минимальную стоимость.

Для реализации этого этапа необходимо направить в эти органы следующие документы:

  • исполнительный документ;
  • опись арестованного имущества;
  • документы, подтверждающие факт владения недвижимостью и определяющие основные его характеристики.

Сама процедура торгов должна полностью соответствовать требования ГК РФ и проводиться в полном соответствии с данным нормативным актом (448 статья ГК РФ).

Стоимость имущества обычно определяется судом, но с учетом некоторых нюансов:

  • если речь идет об имуществе, конфискованном по договору ипотеки, то согласно 54 статье ФЗ «Об ипотеке» минимальной ценой признается стоимость, указанная в договоре;
  • если имел место быть иной договор, то минимальной признается рыночная стоимость. С нее и будут начинаться торги;
  • если суд не вправе или не по каким-то причинам не может решить вопрос о стоимости, то необходимо провести независимую оценку.

Определение начальной стоимости конфиската и арестованного имущества

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации соответствующие отделы ФССП должны определить стоимость имущества, но при этом обязаны руководствоваться теми данными, что значатся в исполнительном листе.

Оценка имущества – это сугубо дело экспертных организаций, которые могут быть как частной, так и государственной формы собственности.

Оцениваться должен любой вид имущества, стоимость которого очевидно будет большей, чем 30 000 рублей.

Кроме этого обязательно оцениваются:

  • предметы антиквариата;
  • недвижимость;
  • валюта и ценные бумаги;
  • право на имущество;
  • драгоценные камни, металлы и изделия из них.

Возможности

Прежде чем провести непосредственную реализацию имущества следует решить ряд организационных вопросов:

  1. Росимущество должен получить уведомление от соответствующего пристава о том, что есть некая собственность, которая подлежит реализации.
  2. В течение 5 дней после получения данного письма Росимущество решает вопрос о том, каким образом будет происходить реализация: самостоятельно или через организации, занимающиеся вопросами реализации арестованного и конфискованного имущества.
  3. Обязательное размещение информации о торгах либо же аукционе в СМИ. Также информацию можно посмотреть, посетив официальный сайт Росимущества или ФСП.
  4. Соблюдение сроков реализации – 2 месяца с момента выставления на продажу.

Реализация имущества считается полностью завершенной только тогда, когда все вырученные от продажи средства зачислены на счет службы судебных приставов.

Отличие торгов от аукциона

По своей сути эти мероприятия идентичны друг другу, но есть некоторые особенности и различия:

  • цель проведения: при аукционе товар продается по максимально выгодной цене, в то время как на торгах принимаются наиболее выгодные условия договора с необязательно самой высокой предложенной суммой;
  • предметы продажи: с аукциона продаются только предметы материального мира, в то время как на торгах можно купить работы, услуги или товары;
  • процесс проведения: во время торгов лицо (организация), выставившее товар на продажу получает все предложение в установленный срок и из общей массы выбирает то, что ему больше нравится, в то время как на аукционе победителем становится тот, кто предлагает максимальную цену;
  • аукцион проводится в довольно короткие сроки, а иногда и мгновенно, в то время как торги могут быть затянутыми.

Аукцион

Аукцион проводится с целью реализации арестованного или конфискованного имущества органами местного управления.

Каждый отдельный аукцион требует создания специальной комиссии как минимум из 5 человек (обязательными участниками должны стать кандидаты местного самоуправления, представители налоговых структур, а также независимые эксперты). Окончательный состав комиссии должен быть утвержден налоговой структурой.

Результаты аукциона принимаются на открытом голосовании при помощи подсчета голосов по принципу большинства.

Если вы задаетесь вопросом о том, как участвовать в этом мероприятии, то достаточно подать заявку, оформить необходимые документы и внести сумму задатка. Допускает участников к аукциону сама комиссия. Если кандидат не проходит, то его задаток должен быть возвращен.

К участию в аукционе допускаются как юридические, так и физические лица.

Если покупателя нет в течение одного месяца, то приставы должны пересмотреть стоимость товара и снизить его цену минимум на 50%. Если же в течение следующего месяца опять никто не приобретает имущество, то оно должно быть предложено изыскателю.

Если же участник только один, то с ним вступают в переговоры по установлению стоимости. Когда соглашение будет достигнуто, данные передаются в налоговый орган и организатору торгов.

Всю информацию об имуществе, которое подлежит реализации, можно узнать на официальном сайте Федерального агентства по управлению госимуществом (http://rosim.ru/activities/sales/confiscat).

Росимущество проводит торги арестованного имущества

Как уже указывалось выше, торги должны проводиться в полном соответствии с требованиями законодательства, в частности 448 статьи ГК РФ.

Первым делом следует опубликовать уведомление о том, где и когда будут проводиться торги, а также какое имущество выставляется на продажу и место его нахождения. Данная информация должна быть обнародована не позднее, чем за 30 дней до дня, на который назначены торги.

Лица, желающие принять участие в открытых торгах, должны оповестить о своем желании организатора и внести задаток в сумме, составляющей 5% от общей начальной стоимости. Если торги не состоялись или лицу отказано в участии, то задаток ему должен быть возвращен, равно как и тому, кто не выиграл торги.

Для поддержания порядка во время мероприятия на торгах, как и на аукционе, местные органы управления ограничивают круг участников.

Выигравшим считается то лицо, которое предложило наиболее выгодные условия продажи. После этого организатор мероприятия и выигравшее лицо или организация должны подписать протокол торгов. Если участник отказывается подписывать этот документ, то к нему могут быть применены санкции, предусмотренные ГК РФ.

Выигравший должен в течение 5 дней после окончания мероприятия зачислить на счет организатора всю сумму за имущество. Если лицо не выполняет этого требования, то оно лишается своего задатка, а торги считаются не состоявшимися.

После полной оплаты покупки между организатором и лицом, купившим имущество, заключается договор купли-продажи и право собственности переходит к новому владельцу.

За счет вырученных от торгов средств происходит погашение долговых обязательств бывшего владельца реализованного имущества.

Излишек полученных от продажи средств должен быть возвращен бывшему собственнику проданных вещей.

Торги являются неотъемлемой частью реализации арестованного, конфискованного или заложенного имущества должника. Если вы хотите принять участие в них, то достаточно всего лишь подать заявку и внести залог. Если же вы – должник, то вам остается только ждать продажи вашего имущества и погашения ваших долговых обязательств. Только так вы сможете забыть о своих долгах и начать новую жизнь.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Исполнительное производство при взыскании задолженности может включать в себя проведение ареста имущества с целью его последующей реализации для погашения имеющихся долгов. При этом подобный порядок действий строго регламентирован российским законодательством и включает в себя обязательное соблюдение установленной процедуры, иначе он может быть оспорен в судебном порядке.

Оглавление:

Правовое регулирование ареста и реализации имущества


Основным законодательным актом, который применяется для правового обоснования ареста имущества в момент ведения исполнительного производства, является ст. 87 ФЗ №229 от 28.12.2016.
Данный закон предусматривает определенные права и обязанности должника перед законом, а также ограничения деятельности приставов-исполнителей, равно как и приведение их допустимых полномочий.

Помимо этого, другими статьями вышеозначенного Федерального Закона регламентируется весь порядок действий при аресте имущества, а также описание возможных действий должников, взыскателей или приставов-исполнителей.

Важный факт

Ст. 87 ФЗ №229 касается исключительно реализации имущества, которое уже находится под арестом в рамках исполнительного производства. Тем не менее другие статьи данного закона могут предусматривать ограничения на наложение имущественного ареста в отношении определенных категорий лиц и ситуаций, таким образом предоставляя возможные обоснования для отмены реализации арестованного имущества по причине несоответствия законодательству самого факта ареста.

Порядок реализации арестованного имущества

В первую очередь, порядок реализации имущества, которое было арестовано в ходе исполнительного производства, зависит от его стоимости и вида такового имущества. Так, законодательство предусматривает обособленный режим продажи следующих материальных предметов:

  • Недвижимости;
  • Ценных бумаг;
  • Имущественных прав;
  • Залогового имущества;
  • Предметов, обладающих исторической или творческой ценностью;
  • Других вещей, оценочной стоимостью свыше 500 тыс. рублей.

Для вышеозначенного имущества применяется реализация исключительно в порядке проведения открытых торгов по формату аукциона. Таким образом, окончательная стоимость такового имущества, за исключением всех затрат на непосредственное проведение торгов, будет включена в компенсацию задолженности. Соответственно, аукционная стоимость может оказаться как выше, так и ниже цены, установленной при независимой оценке, что необходимо учитывать в случае его реализации.

Для имущества, стоимость которого ниже 30 тыс. рублей, представитель исполнительной службы обязан предоставить должнику возможность самостоятельной реализации, если относительно стоимости имущества между должником, взыскателем и исполнительной службой отсутствуют разногласия. При этом должник несмотря на арест такового имущества получает права его использования и продажи. В то же самое время, повреждение такового имущества с целью снижения стоимости или трата полученных от его продажи средств являются незаконными.

Реализация конфискованного и арестованного имущества проводится исключительно при помощи специализированных организаций в рамках ведения исполнительного производства. Передача имущества организации, не имеющей прав на проведение таковой реализации, может служить основанием для отмены его ареста и возврата должнику.

При невозможности реализации имущества или при отсутствии покупателей, таковое имущество может быть в целостном виде передано взыскателю, а при его отказе принять имущество, оно оставляется за должником, в то время как арест и долговые обязательства окончательно снимаются.

Сроки реализации имущества при аресте

Законодательно установлены фиксированные сроки, в течение которых после конфискации имущества проводятся действия по его реализации. Нарушение таковых сроков является нарушением личных имущественных прав должника и ведёт к отмене ареста и возмещению стоимости имущества, если оно было реализовано в нарушение прав и свобод лица, имеющего задолженность.

Сроки продажи регламентированы положениями ст. 87 вышеупомянутого ФЗ, а общий порядок их исчисления выглядит следующим образом:


Нарушение установленного порядка ареста и продажи арестованного имущества может повлечь отмену ареста, выплату должнику компенсаций морального ущерба, если таковой будет причинен, а также погашение имеющихся долгов по причине отсутствия таковой инициативы у взыскателей с закрытием исполнительного производства.

Арестованное судебными приставами имущество продается с торгов, чтобы полностью или частично погасить долг заемщика перед банком. О том, как происходят торги арестованного имущества и в чём их особенности, я расскажу в этой статье.

Что может быть арестовано и продано через торги?

На аукцион выставляется имущество лиц, по факту долга которых судебными приставами было открыто исполнительное производство.

В момент, когда задолженность и проценты по ней превышают определенный допустимый порог, кредитор вправе обратиться в суд для ее взыскания. Если средств на счетах не хватает, суд может наложить арест на любое принадлежащее должнику имущество.

Это нужно для того, чтобы собственник не смог:

  • продать имущество с выгодой для себя;
  • заложить его, взяв новый кредит;
  • подарить или переоформить его на других лиц с целью сохранить его.

О том, что подпадает под понятие «конфискат» и чем он отличается от арестованного имущества, я написал в статье:

Весь процесс реализации арестованного имущества регулируется федеральным законом № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ним после решения суда об аресте у должника есть 5 рабочих дней, чтобы возместить долг. В противном случае его имущество будет арестовано и поступит на торги.

Порядок реализации арестованного имущества

После решения суда контроль над всем арестованным имуществом переходит к федеральному агентству “Росимущество”, то есть, фактически, переходит в собственность государства.

Для определения стоимости оно подвергается независимой оценке. Это обеспечивает выгодную для потенциального покупателя цену имущества, так как в нее не закладывается чья-либо выгода от продажи.

Всё, что стоит дороже 30 000₽, подвергается оценке с привлечением экспертов.Стоимость формируется из:

  • средней рыночной стоимости такого вида имущества со сходными характеристиками;
  • оценки состояния объектов и необходимости ремонта.

Так как попасть на торги арестованного имущества в качестве участника может практически любой заинтересованный человек, это делает такой способ покупки наиболее выгодным. Стоимость такого имущества всегда ниже рыночной, хотя состояние квартиры или автомобиля может быть очень хорошим.

После оценки все лоты поступают в ведение организатора торгов, который занимается их реализацией. Он должен провести их в срок не превышающий 2 месяца с момента передачи ему имущества. Реализация происходит посредством комиссионной продажи, аукциона или публичных торгов.

Объявление о торгах размещается на официальном сайте ФССП, на федеральных ресурсах по аукционам и торгам и в СМИ. Сам аукцион проходит на специальных площадках в электронной форме.

По истечении отведенного срока торги могут и не состояться. Это произойдет, если:

  • подадут заявки меньше двух претендентов;
  • на торги явится только один участник или вообще не явится никто;
  • никто из претендентов не повысит начальную цену;
  • победитель торгов не перечислит разницу между авансом и полной стоимостью выкупаемого имущества в течение 5 дней.

Через 10-30 дней торги будут проведены повторно. При этом стоимость лота будет снижена на 15%. Исключением является случай, когда причина несостоявшихся торгов - неуплата победителем стоимости лота. В этом случае она останется прежней.

Если и во время повторного аукциона имущество не будет продано, у кредитора появляется право оставить его себе, оплатив 75% его стоимости от первой определенной оценщиками цены. Если взыскатель отказывается от этого права, оно передается другим кредиторам. Если отказались все, невыкупленное имущество возвращается должнику.

Эта особенность делает аукционы арестованного имущества менее выгодными.

К примеру, на торгах по банкротству во время третьего этапа стоимость снижается постоянно. Это дает возможность не только купить имущество по действительно выгодной цене, но и дождаться еще большего ее снижения.

Арестованное имущество, напротив, падает в цене лишь один раз.

Новички в сфере торгов по банкротству опасаются того, что лоты, выставленные по слишком привлекательным ценам, принесут покупателю больше забот, чем выгоды.

Проблема в том, что без опыта и подготовки они не знают, как отличить действительно выгодное предложение от «кота в мешке». Среди прочего, по этой причине интересные лоты остаются без особого к ним интереса, хотя могут приносить до 300% прибыли при правильном подходе.

На эту тему моя команда проводит бесплатный мастер-класс, где мы рассказываем о том, как покупать квартиры, машины и другие объекты по цене до 90% ниже средней розничной стоимости и при этом не приобретать лишних проблем.

Интересно?

Как участвовать в торгах арестованного имущества?

Информация обо всех проводимых торгах арестованного имущества должна размещаться на официальном сайте торгов. Кроме того, объявления регулярно публикаются в газетах и в других печатных и электронных СМИ.

Государство строго следит за исполнением этого пункта законодательства, чтобы вся процедура продажи лотов с торгов оставалась прозрачной и исключала возможность подтасовки результатов.

Стать участником аукциона может любой желающий, кроме:

  • бывшего собственника имущества и его близких;
  • сотрудников ФССП и аффилированных с ними лиц;
  • экспертов, занятых в оценке, и их помощников;
  • сотрудников компании-организатора торгов.

Заявку можно подать лично, по почте или в электронном виде. Для участия в торгах через интернет нужно обзавестись электронной подписью, чтобы заверять документы удаленно.

О том, что представляет из себя ЭЦП и как её оформить, я написал в статье:

Процесс торгов арестованного имущества можно разделить на следующие условные этапы:

  • объявление о торгах;
  • регистрация участников;
  • проведение самих торгов;
  • подведение итогов.

Одновременно с подачей заявки каждый участник вносит задаток за лот. В конце торгов эта сумма возвращается всем проигравшим. Поэтому прежде, чем подавать заявку, нужно убедиться в наличии необходимой суммы.

Как заработать на торгах арестованного имущества?

Если вы хотите узнать, как проходит реализация арестованного имущества, чтобы заработать на этом, то вам необходимо глубже вникнуть в тему. Здесь будет недостаточно пару раз прочитать закон «Об исполнительном производстве».

Для успешного старта в деле заработка на торгах, будь то реализация арестованного имущества или торги по банкротству, нужны такие навыки, как:

  • юридическая подкованность: будет нелишним прочесть основные правовые акты и разобраться в этой сфере;
  • аналитические способности: работа аукционного брокера основана на поиске и анализе ликвидных лотов для выгодной перепродажи;
  • активность и готовность общаться, чтобы находить контакт с организатором торгов и договариваться с покупателями;

Как я уже говорил, торги по банкротству в этом смысле - наиболее выгодный вариант, поскольку там цена на лот может упасть даже до смешных 100₽.

Конечно, такое бывает редко, однако даже в моей личной практике есть такие случаи, а наша команда не раз наблюдала за стремительным снижением цен, анализируя лоты для инвесторов.

В этом видео я простыми словами рассказываю о том, почему тема торгов по банкротству как способ заработка будет актуальна еще долго, а также о самых выгодных стратегиях работы:

3 причины начать зарабатывать

На бесплатном мастер-классе мы с моей командой приводим примеры выгодных сделок и рассказываем о секретной методике, которая позволяет находить неприметные высоколиквидные лоты со скидками до 90% даже с минимальным опытом в теме торгов. Регистрируйтесь на эту онлайн-встречу, оставив свои данные в форме на странице:

Интересно?

Кликни по кнопке и запишись на бесплатный мастер-класс, чтобы узнать о 5 шагах Формулы Доктора Ватсона, как скупать автомобили, квартиры и дома на торгах по банкротству со скидкой 50 – 90%!

  • ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
  • Правовой статус федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов
    • Место ФССП России в системе федеральных органов исполнительной власти
    • Полномочия Министерства юстиции РФ по организации деятельности ФССП России
    • Задачи ФССП России
    • Организация деятельности ФССП России
    • Порядок планирования и организации работы ФССП России
    • Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности судебных приставов
  • Взаимодействие федеральной службы судебных приставов с иными органами государственной власти
    • Взаимодействие ФССП России с судами
    • Взаимодействие с органами, осуществляющими реализацию арестованного имущества
    • Организация взаимодействия ФССП России с органами государственной власти по вопросам исполнительного производства и реализации полномочий по межведомственной координации деятельности
    • Взаимодействие ФССП России с органами, осуществляющими государственную регистрацию
    • Взаимодействие с органами внутренних дел
    • Взаимодействие с Казначейством России
    • Осуществление прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов
    • Взаимодействие с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах и их аппаратами
  • ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
  • Судебный пристав как государственный гражданский служащий
    • Законодательство о государственной гражданской службе
    • Принципы гражданской службы
    • Должности гражданской службы в ФССП России
    • Требования, запреты и ограничения, связанные с гражданской службой
    • Права и обязанности гражданского служащего
    • Дополнительное профессиональное образование судебного пристава
  • Меры профилактики типовых коррупционных проявлений на государственной гражданской службе в ФССП России
    • Предотвращение конфликта интересов
    • Предупреждение государственного служащего о недопустимости осуществления действий, которые могут способствовать возникновению или развитию конфликта интересов
    • Служебная проверка в отношении гражданского служащего
    • Исключение необоснованного вмешательства в деятельность государственных служащих в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений
  • Судебный пристав как должностное лицо ФССП России
    • Требования, предъявляемые к претенденту на должность судебного пристава
    • Основные права и обязанности судебного пристава-исполнителя
    • Полномочия главного судебного пристава РФ
    • Полномочия главного судебного пристава субъекта РФ
    • Полномочия старшего судебного пристава
    • Организация взаимодействия судебного пристава-исполнителя с судебными приставами по ОУПДС в процессе совершения исполнительных действий
    • Организация работы в отделе судебных приставов
  • ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
  • Развитие принудительного исполнения актов юрисдикционных органов в России
    • Догосударственный этап принудительного исполнения
    • Государственное принудительное исполнение в X в. и его развитие до конца XV в.
    • Принудительное исполнение в централизованном государстве (с конца XV до конца XVII в.)
    • Принудительное исполнение в России с начала XVIII до первой четверти XIX в.
    • Принудительное исполнение в России с первой четверти XIX в. до 1917 г.
    • Советский и постсоветский периоды развития принудительного исполнения
    • Современный этап принудительного исполнения с 1997 г. по настоящее время
  • Правовая природа, принципы и система исполнительного производства
    • Правовая природа исполнительного производства
    • Принципы исполнительного производства
    • Система исполнительного производства
  • Субъекты исполнительного производства
    • Понятие и виды субъектов исполнительного производства
    • Отводы в исполнительном производстве
    • Лица, исполняющие требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц
    • Стороны исполнительного производства
    • Лица, содействующие исполнению
  • Исполнительные документы
    • Общая характеристика исполнительных документов
    • Исполнительный лист
    • Судебный приказ
    • Соглашение об уплате алиментов
    • Удостоверение комиссии по трудовым спорам
    • Акты органов, осуществляющих контрольные функции
    • Акты по делам об административных правонарушениях
    • Постановление судебного пристава
    • Исполнительная надпись нотариуса
  • Сроки и извещения в исполнительном производстве
    • Сроки, установленные законодательством об исполнительном производстве
    • Сроки, устанавливаемые судебным приставом-исполнителем
    • Порядок исчисления сроков в исполнительном производстве
    • Извещения и вызовы в исполнительном производстве
  • Психологические аспекты исполнительного производства
    • Психология профессиональной коммуникации судебных приставов
    • Конфликты в общении
    • Психология убеждения
    • Психология кризиса
  • СТАДИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
  • Общая характеристика стадий исполнительного производства
    • Понятие стадии исполнительного производства
    • Виды стадий исполнительного производства
  • Возбуждение исполнительного производства
    • Содержание стадии возбуждения исполнительного производства
    • Срок передачи исполнительного документа судебному приставу-исполнителю
    • Действия судебного пристава-исполнителя при решении вопроса о возбуждении исполнительного производства
    • Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
    • Ходатайство взыскателя о применении мер обеспечения исполнения
  • Подготовка судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению исполнительного документа
    • Содержание действий при подготовке к принудительному исполнению
    • Извещение должника о возбуждении исполнительного производства
    • Установление должнику срока для добровольного исполнения, контроль исполнения и соблюдения установленного срока
    • Разъяснение судебного акта и (или) порядка его исполнения
    • Предоставление должнику отсрочки или рассрочки исполнения, изменение порядка и способа исполнения судебного акта
    • Отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения
    • Выявление места нахождения должника, а также его имущества (розыск должника, розыск имущества должника)
      • Выявление (розыск) имущества должника - физического лица
      • Выявление (розыск) должника-организации и (или) имущества должника-организации
      • Практика обращения взыскания на имущество должника, права на которое оформлены на других лиц
    • Обеспечение исполнения исполнительного документа
      • Хранение и охрана арестованного имущества
      • Временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации
    • Приостановление исполнительного производства
  • Принудительное исполнение требований исполнительного документа
    • Соотношение понятий «исполнительные действия» и «меры принудительного исполнения»
    • Формы (процедуры) принудительного исполнения
    • Обращение взыскания на имущество должника
    • Оценка имущества должника
    • Реализация имущества должника
  • Распределение взысканных сумм и удовлетворение требований взыскателей
  • Завершение исполнительного производства
  • ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ВЗЫСКАТЕЛЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
    • Юридическая ответственность в исполнительном производстве
    • Перспективы применения процедуры медиации в исполнительном производстве
  • Исполнительский сбор
    • Понятие и признаки исполнительского сбора
    • Правовая сущность исполнительского сбора
    • Порядок взыскания исполнительского сбора
    • Основания возврата должнику исполнительского сбора
    • Особенности взыскания исполнительского сбора
    • Взыскание исполнительского сбора с солидарных должников
    • Возбуждение отдельного исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора
  • Расходы по совершению исполнительных действий
  • Оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в судебном порядке
    • Специфика оспаривания действий (бездействия) ФССП России и ее должностных лиц в судебном порядке
    • Судебный порядок оспаривания постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов
  • Жалобы, поданные вышестоящему лицу службы судебных приставов
    • Жалобы и обращения как способ внесудебного урегулирования споров
    • Сроки и порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов
  • Освобождение имущества от ареста (исключение из описи)
  • Иски о возмещении вреда, причиненного службой судебных приставов
  • ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • Особенности обращения взыскания на имущество должника - физического лица
    • Условия обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника - физического лица
    • Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника
    • Обращение взыскания на долю должника в праве общей собственности
    • Исполнение исполнительных документов о взыскании алиментов
    • История развития алиментного законодательства в России
    • Основания для взыскания алиментов
    • Предъявление на принудительное исполнение исполнительного документа о взыскании алиментов
    • Особенности предъявления на принудительное исполнение нескольких исполнительных документов о взыскании алиментов
    • Порядок взыскания алиментов
    • Сбор информации о должнике и определение размера алиментов
    • Розыск должника по алиментам
    • Особенности привлечения должников, не исполняющих требования исполнительных документов о взыскании алиментов, к административной и уголовной ответственности
    • Порядок направления документов о взыскании алиментов на территорию иностранного государства
    • Зачет и обратное взыскание алиментов
    • Прекращение алиментных обязательств
  • Особенности исполнения требований, основанных на приговоре суда
    • Взыскание штрафа как вида уголовного наказания
    • Исполнение требований о конфискации имущества
  • Исполнение требований исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера
    • Общая характеристика исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера
    • Исполнение требований по жилищным спорам
    • Исполнение требований по трудовым спорам
    • Исполнение требований по брачно-семейным спорам
    • Исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в судебных постановлениях по делам об административных правонарушениях
    • Исполнение требований по спорам о защите личных неимущественных прав
  • Обращение взыскания на имущество должника - организации
    • Особенности обращения взыскания на имущество должника - организации
    • Особенности обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных организациях
    • Имущество, на которое не может быть обращено взыскание
    • Особенности принудительного исполнения после возбуждения дела о банкротстве
    • Действия судебного пристава-исполнителя по приостановлению исполнительного производства при получении определения о введении в отношении должника наблюдения (финансового оздоровления, внешнего управления)
    • Ревизия исполнительных производств, возбужденных в отношении должника на момент вынесения определения о введении наблюдения
    • Особенности совершения исполнительных действий в период со дня введения наблюдения и до открытия конкурсного производства
    • Действия судебного пристава-исполнителя после открытия в отношении должника конкурсного производства
    • Особенности исполнения при банкротстве индивидуального предпринимателя
    • Действия с исполнительными документами после завершения процедур банкротства
  • Особенности исполнения судебных актов о взыскании денежных средств публичных образований и учреждений
    • Общая характеристика обращения взыскания на средства бюджета бюджетной системы РФ
    • Порядок исполнения судебных актов о взыскании денежных средств бюджета бюджетной системы РФ
    • Имплементация положений Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конституция РФ по вопросам исполнения решений по искам к казне Российской Федерации
  • Особенности исполнения судебных актов, вынесенных в результате нарушения разумных сроков судопроизводства и исполнения судебных актов
    • Разумные сроки судопроизводства и исполнения судебных актов
    • Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
    • Порядок подачи заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок и особенности его рассмотрения
  • Принудительное исполнение актов юрисдикционных органов, осложненное иностранным элементом
    • Особенности исполнения решений иностранных судов на территории РФ
    • Международно-правовое регулирование признания и исполнения иностранных судебных решений
    • Особенности исполнения решений иностранных арбитражей на территории РФ
    • Гармонизация принудительного исполнения иностранных судебных (арбитражных) решений
    • Исполнение процессуальных актов судебного пристава-исполнителя за пределами территории РФ
    • Исполнение актов несудебных органов за пределами территории РФ
  • ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ИМУЩЕСТВА
  • Общая характеристика имущества как объекта взыскания
  • Обращение взыскания на денежные средства
  • Обращение взыскания на ценные бумаги
    • Общие положения при обращении взыскания на ценные бумаги
    • Поиск ценных бумаг должника
    • Арест ценных бумаг
    • Ограничение права пользования ценными бумагами
    • Изъятие и хранение ценных бумаг
    • Исполнение по ценной бумаге
    • Уведомление субъектов обращения взыскания на ценные бумаги
    • Реализация ценных бумаг
    • Обращение взыскания на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации
    • Обращение взыскания на постройки
    • Обращение взыскания на объекты незавершенного строительства
    • Обращение взыскания на земельный участок
  • Обращение взыскания на заложенное имущество
    • Общие положения о реализации заложенного имущества
    • Обращение взыскания на движимое заложенное имущество по решению суда
    • Обращение взыскания на заложенное имущество в случае его отчуждения должником
    • Обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество
    • Обращение взыскания на заложенное имущество по исполнительному документу, взыскателем по которому выступает не залогодержатель
  • Обращение взыскания на автотранспортные средства
    • Обращение взыскания на дебиторскую задолженность
    • Обращение взыскания на денежные средства должника-абонента, находящиеся на его лицевом счете
  • Обращение взыскания на право аренды имущества
  • Обращение взыскания на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
    • Виды исключительных прав, на которые может быть обращено взыскание
    • Выявление результатов интеллектуальной деятельности
    • Наложение ареста на результаты интеллектуальной деятельности
    • Регистрация результатов интеллектуальной деятельности
    • Ограничение при наложении ареста на результаты интеллектуальной деятельности
    • Изъятие и хранение документов, подтверждающих право собственности должника на результаты интеллектуальной деятельности
    • Оценка результатов интеллектуальной деятельности
    • Очередность обращения взыскания на результаты интеллектуальной деятельности
    • Обращение взыскания на права по лицензионному договору
  • Обращение взыскания на имущество, принадлежащее должнику на праве общей собственности
    • Обращение взыскания на доли участников в уставных (складочных) капиталах юридических лиц
    • Особенности обращения взыскания на долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью
  • ДОЗНАНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
    • Преступления, отнесенные к подследственности федеральной службы судебных приставов
    • Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования
    • Неуважение к суду
    • Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса
    • Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации
    • Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта
    • Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей
    • Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности
  • Производство дознания органами федеральной службы судебных приставов
  • Производство по делам об административных правонарушениях в сфере исполнительного производства
    • Особенности административной ответственности за нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве
    • Возбуждение дела и составление протокола об административном правонарушении
    • Права и обязанности участников производства по делу об административном правонарушении
    • Рассмотрение дела и составление постановления или определения по делу об административном правонарушении

Реализация имущества должника

В соответствии с ч. 1 ст. 87 Закона об исполнительном производстве реализация имущества должника, если иное не установлено федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно Указу Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724, Постановлению Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432 функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство но управлению государственным имуществом (Росимущество).

Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержден совместным Приказом ФССП России № 347 и Росимущества № 149 от 25 июля 2008 г.

Реализацию арестованного имущества осуществляет Росимущество и привлекаемые им физические и юридические лица, отобранные им на конкурсной основе (далее - специализированные организации).

Передача имущества на реализацию

В соответствии с ч. 6 ст. 87 Закона об исполнительном производстве о передаче имущества должника на реализацию судебный пристав-исполнитель выносит постановление. Постановление о передаче арестованного имущества на реализацию является основанием для реализации арестованного имущества.

Росимущество в течение пяти рабочих дней после даты получения уведомления о готовности к реализации арестованного имущества и постановления (заверенных копий постановления) о передаче имущества должника на реализацию (в качестве организатора реализации арестованного имущества в постановлении указывается

Росимущество) принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о реализации арестованного имущества через специализированные организации, о чем письменно извещает территориальный орган ФССП России.

Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи в течение десяти дней с момента оценки имущества должника. В случае невозможности передачи имущества в натуре передаются правоустанавливающие и подтверждающие право документы.

К акту приема-передачи в случае передачи на реализацию соответствующего вида имущества прилагаются документы, предусмотренные ч. 8-10 ст. 89 Закона об исполнительном производстве. К акту приема-передачи могут прилагаться и другие документы, характеризующие соответствующее имущество.

Имущество считается переданным со дня подписания акта приема-передачи.

Подготовка к реализации имущества

Цена, по которой специализированная организация предлагает имущество покупателям, не может быть меньше стоимости имущества, указанной в постановлении об оценке имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом об исполнительном производстве.

Кроме того, ч. 8 ст. 87 Закона об исполнительном производстве позволяет специализированной организации, которая предлагает имущество покупателям, устанавливать цену выше, чем указано в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества.

По-видимому, законодатель исходил из того, что взыскатель заинтересован в получении большей суммы. Однако фактически увеличение начальной цены продажи может сделать реализацию имущества на торгах невозможной из-за отсутствия интереса потенциальных участников к торгам, что приведет к признанию их несостоявшимися, а это в свою очередь к затягиванию исполнения исполнительного документа и невозможности взыскателя получить причитающиеся денежные средства. Поэтому полагаем такое увеличение нецелесообразным и нарушающим права сторон исполнительного производства.

Специализированная организация обязана в десятидневный сроке момента получения имущества должника по акту приема-передач и размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, - также в печатных средствах массовой информации.

В течение семи рабочих дней после опубликования извещения Росимущество (специализированные организации) письменно представляет территориальному органу ФССП России ссылку (наименование и реквизиты) на соответствующий сайт информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования и печатные издания средств массовой информации, в которых опубликовано извещение.

Формы реализации имущества: общая характеристика

Законодательство об исполнительном производстве предусматривает две формы реализации арестованного имущества: торги и комиссионная продажа.

Согласно ч. 3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве реализация арестованного имущества осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона при реализации:

  • недвижимого имущества должника;
  • ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов);
  • имущественных прав, в том числе дебиторской задолженности;
  • заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем;
  • предметов, имеющих историческую или художественную ценность;
  • вещи, стоимость которой превышает 500 тыс. руб., включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность).

Иное имущество реализуется на комиссионных началах.

Торги . В соответствии с ч. 1 ст. 89 Закона об исполнительном производстве реализация имущества должника, в том числе имущественных прав, на торгах производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством РФ право проводить торги по соответствующему виду имущества (далее - организатор торгов).

Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства.

Начальная цена имущества, выставляемого на публичные торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества, а начальная продажная цена заложенного имущества, на которое обращено взыскание в судебном порядке, - ниже цены, определенной судебным актом.

Согласно ст. 90 Закона об исполнительном производстве торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации.

Порядок проведения публичных торгов устанавливается ГК РФ. Законом об исполнительном производстве, иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.

Организация и порядок проведения публичных торгов урегулированы ст. 448, 449 ГК РФ.

Должник, взыскатели и лица, имеющие права на имущество, продаваемое на публичных торгах, вправе на них присутствовать.

В публичных торгах не могут участвовать должник, организации, на которые возложена оценка и реализация имущества должника, и работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, а также члены семей соответствующих физических лиц.

В протоколе о результатах публичных торгов должны быть указаны все участники торгов, а также предложения о цене, которые они вносили.

Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения, а также размещено на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство.

Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия и торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене, указание на собственника (правообладателя) имущества.

Размещение такого извещения является законодательно установленной обязанностью организатора торгов в силу положений п. 2 ст. 448 ГК РФ. При этом, когда речь идет об открытых торгах, участие в которых может принять любое лицо, извещение (по смыслу п. 1,2 ст. 448 ГК РФ) должно быть сделано таким образом, чтобы о проведении торгов могло узнать любое заинтересованное в участии в торгах лицо. Иными словами, потенциальным участникам торгов принадлежит право на извещение о проводимых торгах.

Очевидно, что способом информирования неопределенного круга лиц является размещение необходимых сведений в средствах массовой информации.

В то же время ст. 448 ГК РФ не содержит специальных требований к изданиям, в которых может быть помещено извещение о проведении торгов, и не определяет конкретно их перечень. Однако данное обстоятельство не должно трактоваться как предоставляющее организатору торгов полную свободу усмотрения при решении вопроса о месте публикации сообщения. Согласно выработанному судами подходу ненадлежащая форма доведения информации о публичных торгах, при которой она в нарушение ст. 448 ГК РФ оказывается практически недоступной для лиц, потенциально заинтересованных в приобретении реализуемого имущества, либо не обеспечивается возможность однозначного восприятия и беспрепятственной фиксации сведений потенциальными участниками торгов (как, например, при распространении сообщения не в печатном издании, а по радио), является нарушением, достаточным для признания торгов недействительными.

Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Информационном письме от 22 декабря 2005 г. № 101 указал, что сообщение о торгах как содержащее значительную по объему, сложную для восприятия информацию требует донесения до потенциальных участников торгов посредством опубликования ее в печати (п. 4). В настоящее время требование о размещении сообщения о торгах в печатных средствах массовой информации законодательно закреплено в ч. 1 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

Однако и при опубликовании сообщения о торгах в печатном издании также могут быть нарушения. Так, например, вряд ли можно считать соблюденным требование об извещении о проведении открытых торгов в случае, если организатор торгов разместит извещение о торгах в газете, выпускаемой тиражом 2 экземпляра. Иное, несомненно, противоречило бы как сути открытых торгов, так и цели их проведения - реализации имущества на максимально выгодных для продавца условиях.

Более того, вопрос о доступности сообщения о торгах должен решаться и с учетом территории распространения того или иного издания. Так, не может считаться надлежащим извещением сообщение о торгах в издании, выпускаемом, например, в г. Владимире, при реализации на торгах права аренды здания, расположенного в г. Новосибирске.

В то же время на практике нередки случаи, когда в силу тех или иных причин продавец и не заинтересован в проведении реальных конкурентных торгов. При таких обстоятельствах организатор торгов посредством размещения сообщения в малоизвестном печатном издании, распространяемом в ином населенном пункте небольшим тиражом, может создать ситуацию реализации имущества на торгах, в которых примет участие неоправданно малое количество лиц, и по цене ниже той, которая была бы получена на торгах в условиях реальной конкуренции. Дополнительным доказательством нарушения организатором торгов порядка извещения в подобном случае могут служить данные, свидетельствующие об отсутствии самого намерения привлечь к торгам потенциальных покупателей и о незаинтересованности «участников» в победе на торгах, в частности сведения о составе участников торгов, наличии связи между ними.

Необходимость размещения сообщения о проведении открытых торгов способом, обеспечивающим доступность информации широкому кругу лиц и возможность ее однозначного восприятия, вытекает из самого понятия открытых торгов и разделяется судебной практикой.

Однако на сегодняшний день законодательно закрепленные критерии размещения информации о торгах отсутствуют, в том числе отсутствуют какие-либо специальные требования к средствам массовой информации, в которых публикуется такое сообщение.

В го же время законодательное установление четких и конкретных требований к печатному изданию (размер тиража, территория распространения и пр.) вряд ли может решить проблему. Каждый случай реализации имущества на торгах обладает своей спецификой, во многом определяемой стоимостью и характером реализуемого имущества, поэтому выработать универсальные правила публикации для всех подобных ситуаций просто невозможно.

Совершенно очевидно, что стоимость публикации объявления в печатных средствах массовой информации зависит от целого ряда факторов, в числе которых, например. тираж издания. В случае же реализации на торгах имущества, не обладающего высокой стоимостью, публикация сведений в дорогостоящих средствах массовой информации может оказаться просто экономически нецелесообразной. Аналогичная ситуация возможна и при реализации имущества, интерес к которому в силу его специфики может возникнуть лишь у некоторых категорий потенциальных покупателей, а потому публикация объявления в средствах массовой информации, распространяемом повсеместно, не будет иметь смысла 1 См.: Пристанскова Е., Тур И. Условия признания торгов недействительными при ненадлежащей форме извещения о торгах// Корпоративный юрист. 2008. № 12. С. 27. .

Таким образом, рассматривая вопрос о том, было ли извещение о торгах надлежащим, необходимо оценивать в каждом конкретном случае тираж, целевую аудиторию, территорию и способ распространения средства массовой информации и других обстоятельств, обеспечивающих доступность участия в торгах потенциальных покупателей, заинтересованных в приобретении реализуемого имущества, и массовость торгов.

После получения информации о торгах лица, желающие принять в них участие, - участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

По ряду оснований торги могут быть признаны несостоявшимися.

В соответствии со ст. 91 Закона об исполнительном производстве организатор торгов объявляет торги несостоявшимися, если:

  • заявки на участие в торгах подали менее двух лиц;
  • на торги не явились участники торгов либо явился один участник торгов;
  • из явившихся участников торгов никто не сделал надбавки к начальной цене имущества;
  • лицо, выигравшее торги, в течение пяти дней со дня проведения торгов не оплатило стоимость имущества в полном объеме.

В случае объявления торгов несостоявшимися организатор торгов не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги.

Вторичные торги объявляются и проводятся в соответствии со ст. 89 Закона об исполнительном производстве, т.е. по правилам проведения первоначальных торгов.

В случае если проведение вторичных торгов вызвано тем, что 1) заявки на участие в торгах подали менее двух лиц; 2) на торги не явились участники торгов либо явился один участник торгов; 3) из явившихся участников торгов никто не сделал надбавки к начальной цене имущества, начальная цена имущества на вторичных торгах постановлением судебного пристава-исполнителя снижается на 15%.

Если же проведение вторичных торгов вызвано тем, что лицо, выигравшее торги, в течение пяти дней со дня проведения торгов не оплатило стоимость имущества в полном объеме, начальная цена имущества на вторичных торгах не снижается.

В случае объявления вторичных торгов несостоявшимися судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить имущество за собой в порядке, установленном ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

В соответствии со ст. 93 Закона об исполнительном производстве торги могут быть признаны недействительными по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ. Согласно ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Реализация на комиссионных началах . Второй формой реализации арестованного имущества является его реализация на комиссионных началах.

Порядок реализации имущества на комиссионных началах регулируется гл. 30, 51 ГК РФ, а также иными законами и правовыми актами. Так, например, основания и порядок реализации непродовольственных товаров урегулированы Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569.

Имущество должника, переданное для реализации на комиссионных началах, согласно ч. 10 ст. 87 Закона об исполнительном производстве должно быть реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию.

В соответствии сост. 87 Закона об исполнительном производстве если имущество должника, за исключением переданного для реализации на торгах, не было реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снижении цены на 15%.

Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой. При наличии нескольких взыскателей одной очереди предложения направляются судебным приставом-исполнителем взыскателям в соответствии с очередностью поступления исполнительных документов в подразделение судебных приставов.

Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на 25% ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечисления) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель в течение пяти дней со дня получения указанного предложения обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.

В случае отказа взыскателя от имущества должника либо непоступления от него уведомления о решении оставить нереализованное имущество за собой имущество предлагается другим взыскателям, а при отсутствии таковых (отсутствии их решения оставить нереализованное имущество за собой) возвращается должнику.

О передаче нереализованного имущества должника взыскателю судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи.

Копии постановлений не позднее дня, следующего за днем их вынесения, направляются сторонам исполнительного производства.

Особенности реализации отдельных видов имущества

Законодательство об исполнительном производстве предусматривает особенности реализации некоторых видов имущества, а также особенности передачи на реализацию некоторых видов имущества.

Это касается прежде всего реализации недвижимого имущества, объекта незавершенного строительства, права долгосрочной аренды, дебиторской задолженности, ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, а также реализации заложенного движимого имущества.

Реализация недвижимого имущества и прав долгосрочной аренды . В соответствии с ч. 8 ст. 89 Закона об исполнительном производстве при передаче для реализации недвижимого имущества к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи прилагаются:

  • копия акта о наложении ареста на имущество должника:
  • правоустанавливающие документы и документы, характеризующие объект недвижимости;
  • копии документов, подтверждающих право на земельный участок, в случае продажи отдельно стоящего здания.

Согласно ч. 9 ст. 89 указанного Закона при передаче для реализации объекта незавершенного строительства к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи кроме документов, указанных в ч. 8 этой статьи, прилагаются:

  • копия решения об отводе земельного участка;
  • копия разрешения органа государственной власти и (или) органа местного самоуправления на строительство.

При передаче для реализации права долгосрочной аренды недвижимого имущества к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи кроме документов, указанных в ч. 8 ст. 89 Закона об исполнительном производстве, прилагаются:

  • копия договора аренды;
  • копия документа, подтверждающего согласие арендодателя на обращение взыскания на право долгосрочной аренды, либо документа, предоставляющего возможность передачи права долгосрочной аренды без согласия арендодателя.

Реализация дебиторской задолженности . Особенностью реализации дебиторской задолженности является то, что согласно ч. 4 ст. 92 Закона об исполнительном производстве в случае объявления вторичных торгов по продаже дебиторской задолженности несостоявшимися судебный пристав-исполнитель предлагает взыскателю оставить имущественные права за собой по цене на 25% ниже их начальной цены на первичных торгах, засчитав эту сумму в счет погашения взыскания. За дебитором сохраняется обязанность по погашению дебиторской задолженности (кредитором по которой становится взыскатель) в прежнем объеме.

Реализация ценных бумаг . Что касается ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, согласно ч. 3-7 ст. 89 Закона об исполнительном производстве они подлежат реализации на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг. Ценные бумаги подлежат продаже на торгах брокером или управляющим (если ценные бумаги переданы ему в управление), являющимся участником соответствующих торгов.

Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг урегулирована Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России от 9 октября 2007 г. № 07-102/пз-н.

Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг могут осуществлять только юридические лица, имеющие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли и (или) лицензию на осуществление деятельности фондовой биржи.

Как следует из ст. 3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», брокером является профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.

Установленный порядок реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, призван обеспечить большую открытость процесса исполнения, привлечь максимальное количество лиц, желающих приобрести ценные бумаги, и тем самым максимально обеспечить соблюдение прав сторон исполнительного производства.

Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу:

  • правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;
  • правила допуска к торгам ценных бумаг;
  • правила заключения и сверки сделок;
  • правила регистрации сделок;
  • порядок исполнения сделок;
  • правила, ограничивающие манипулирование ценами;
  • расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг;
  • регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции;
  • список ценных бумаг, допущенных к торгам.

О каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация;

  • дата и время заключения сделки;
  • наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки;
  • государственный регистрационный номер выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а в случае если в соответствии с настоящим Федеральным законом выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, - идентификационный номер такого выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
  • цена одной ценной бумаги;
  • количество ценных бумаг.

Торги организатора торговли на рынке ценных бумаг осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ о рынке ценных бумаг, без применения положений ст. 90-92 Закона об исполнительном производстве, т.е. без установления срока их проведения и объявления торгов несостоявшимися.

Организатор торговли должен раскрывать информацию на своем сайте в сети «Интернет». Основная страница сайта должна содержать ссылку на раздел сайта, содержащий информацию, раскрываемую организатором торговли в соответствии с Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Вся информация, которую организатор торговли обязан раскрывать в сети «Интернет», должна быть доступна в течение установленных этими нормативными правовыми актами сроков на одном сайте в сети «Интернет».

Ценные бумаги выставляются на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг по цене не ниже средневзвешенной цены этих ценных бумаг за последний час торгов предыдущего торгового дня.

Заявка на продажу ценных бумаг на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг может выставляться неоднократно в течение двух месяцев со дня получения постановления судебного пристава-исполнителя.

Если в двухмесячный срок со дня получения брокером или управляющим постановления судебного пристава-исполнителя ценные бумаги не были проданы на торгах, то судебный пристав-исполнитель предлагает взыскателю оставить ценные бумаги за собой по средневзвешенной цене этих ценных бумаг за последний час торгов последнего торгового дня, в который брокер или управляющий выставлял их на торги.

Реализация заложенного имущества . В соответствии с ч. 3 ст. 78 Закона об исполнительном производстве заложенное имущество, взыскание на которое обращается дня удовлетворения требований залогодержателя, реализуется в порядке, установленном указанным Законом, с учетом особенностей, предусмотренных Законом об ипотеке и Законом о залоге, а также другими федеральными законами, предусматривающими особенности обращения взыскания на отдельные виды заложенного имущества.

Как следует из ст. 56 Закона об ипотеке, имущество, заложенное по договору об ипотеке, на которое по решению суда обращено взыскание, реализуется путем продажи с публичных торгов, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Что касается особенностей проведения публичных торгов в ходе исполнительного производства по реализации заложенного недвижимого имущества, то согласно ст. 57 указанного Закона публичные торги по продаже заложенного имущества проводятся по месту нахождения этого имущества.

Организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за десять дней, но не ранее чем за тридцать дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта РФ, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети «Интернет» в порядке, установленном Правительством РФ. В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена.

Лица, желающие принять участие в публичных торгах, вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые должны быть указаны в извещении о публичных торгах. Размер задатка не может превышать 5% от начальной продажной цены заложенного имущества.

Лицам, которые участвовали в публичных торгах, но не выиграли их, задаток возвращается немедленно по окончании публичных торгов. Задаток также подлежит возврату, если публичные торги не состоялись.

Присутствие на публичных торгах по продаже заложенного имущества не участвующих в них лиц может быть ограничено только органами местного самоуправления в интересах поддержания общественного порядка. На публичных торгах во всяком случае имеют право присутствовать лица, имеющие права пользования продаваемым имуществом или вещные права на это имущество, а также залогодержатели по последующим ипотекам.

Выигравшим публичные торги признается лицо, предложившее на публичных торгах наиболее высокую цену за продаваемое имущество. Это лицо и организатор публичных торгов подписывают в день их проведения протокол о результатах публичных торгов. Уклонение кого-либо из них от подписания протокола влечет последствия, предусмотренные п. 5 ст. 448 ГК РФ.

Лицо, выигравшее публичные торги, должно в течение пяти дней после их окончания внести сумму, за которую им куплено заложенное имущество (покупную цену), за вычетом ранее внесенного задатка на счет, указанный организатором публичных торгов. При невнесении этой суммы задаток не возвращается.

В течение пяти дней с момента внесения покупной цены лицом, выигравшим публичные торги, организатор публичных торгов заключает с ним договор купли- продажи. Этот договор и протокол о результатах публичных торгов являются основанием для внесения необходимых записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В случае если имущество на публичных торгах не было реализовано в связи с тем, что на публичные торги явилось менее двух покупателей, на публичных торгах не сделана надбавка против начальной продажной цены заложенного имущества, лицо, выигравшее публичные торги, не внесло покупную цену в установленный срок, организатор публичных торгов объявляет их несостоявшимися.

Публичные торги должны быть объявлены несостоявшимися не позднее чем наследующий день после того, как имело место какое-либо из указанных обстоятельств.

В течение десяти дней после объявления публичных торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество по его начальной продажной цене на публичных торгах и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные ипотекой этого имущества.

К такому соглашению применяются правила гражданского законодательства РФ о договоре купли-продажи. Ипотека в этом случае прекращается.

Если соглашение о приобретении имущества залогодержателем не состоялось, не позднее чем через месяц после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги. Начальная продажная цена заложенного имущества на повторных публичных торгах, если они вызваны тем, что на публичные торги явилось менее двух покупателей или на публичных торгах не сделана надбавка против начальной продажной цены заложенного имущества, снижается на 15%.

В случае объявления повторных публичных торгов несостоявшимися по причинам того, что на публичные торги явилось менее двух покупателей, на публичных торгах не сделана надбавка против начальной продажной цены заложенного имущества, лицо, выигравшее публичные торги, не внесло покупную цену в установленный срок, залогодержатель вправе приобрести (оставить за собой) заложенное имущество по цене не более чем на 25% ниже его начальной продажной цены на первых публичных торгах и зачесть в счет покупной иены свои требования, обеспеченные ипотекой имущества.

Если залогодержатель оставил за собой заложенное имущество, которое по своему характеру и назначению не может ему принадлежать, в том числе имущество, имеющее значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, земельный участок, он обязан в течение года произвести отчуждение данного имущества в соответствии со ст. 238 ГК РФ.

Если залогодержатель не воспользуется правом оставить предмет ипотеки за собой в течение месяца после объявления повторных публичных торгов несостоявшимися, ипотека прекращается.

Залогодержатель считается воспользовавшимся указанным правом, если в течение месяца со дня объявления повторных публичных торгов несостоявшимися направит организатору торгов или, если обращение взыскания осуществлялось в судебном порядке, организатору торгов и судебному приставу-исполнителю заявление (в письменной форме) об оставлении предмета ипотеки за собой. Протокол о признании повторных публичных торгов несостоявшимися, заявление залогодержателя об оставлении предмета ипотеки за собой и документ, подтверждающий направление заявления организатору торгов, являются достаточными основаниями для регистрации права собственности залогодержателя на предмет ипотеки.

Особенностью реализации заложенного движимого имущества является то, что согласно ст. 28.1 Закона о залоге реализация (продажа) заложенного движимого имущества, на которое обращено взыскание на основании решения суда, осуществляется путем продажи с публичных торгов, проводимых в порядке, установленном законодательством РФ об исполнительном производстве.

При реализации заложенного движимого имущества с публичных торгов на основании решения суда судебный пристав-исполнитель обязан направить не позднее чем за десять дней до даты проведения торгов залогодателю и должнику по основному обязательству извещение с указанием даты, времени и места проведения торгов.

Начальная продажная цена заложенного движимого имущества в случаях обращения взыскания на движимое имущество в судебном порядке определяется решением суда.

Заложенное движимое имущество продается лицу, предложившему на торгах наиболее высокую цену.

При реализации заложенного движимого имущества с торгов организатор торгов объявляет их несостоявшимися в случаях, если:

  • в торгах приняли участие менее чем два покупателя;
  • на торгах не осуществлено увеличение начальной продажной цены заложенного движимого имущества;
  • лицо, выигравшее торги, не внесло покупную цену в установленный срок.

Торги должны быть объявлены несостоявшимися не позднее чем на следующий день после дня, когда имело место какое-либо из указанных обстоятельств.

В течение десяти дней после объявления торгов несостоявшимися залогодержатель по соглашению с залогодателем вправе приобрести заложенное движимое имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом. К такому соглашению применяются правила о договоре купли-продажи.

Если соглашение о приобретении имущества залогодержателем не заключено, не позднее чем через месяц после даты проведения первых торгов проводятся повторные торги. Начальная продажная цена заложенного движимого имущества на повторных торгах, если их проведение вызвано тем, что в торгах приняли участие менее чем два покупателя или на торгах не осуществлено увеличение начальной продажной цены заложенного движимого имущества, снижается на 15%.

При объявлении несостоявшимися повторных торгов залогодержатель вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме до 10% ниже, чем начальная продажная цена на повторных торгах, если более высокая оценка не установлена соглашением сторон.

Если залогодержатель не воспользуется правом оставить за собой предмет залога в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися, договор о залоге прекращается. Залогодержатель считается воспользовавшимся указанным правом, если в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися направит в письменной форме организатору торгов и залогодателю или, если обращение взыскания осуществлялось в судебном порядке, организатору торгов, залогодателю и судебному приставу-исполнителю заявление об оставлении имущества за собой. Если к моменту оставления залогодержателем заложенного движимого имущества за собой ему не известно место нахождения залогодателя, уведомление передается лицу или органу, на которые законом возложены учет и (или) регистрация залогов данного вида движимого имущества, или, если федеральным законом не предусматриваются учет и (или) регистрация залогов данного вида движимого имущества, нотариусу по последнему известному залогодержателю месту нахождения или месту жительства залогодателя.

Право собственности на предмет залога, оставленный за собой залогодержателем, переходит к нему в момент передачи ему предмета залога или, если предмет залога к моменту направления залогодержателем организатору торгов заявления об оставлении заложенного движимого имущества за собой находится у залогодержателя, в момент направления указанного заявления, если законом не установлен иной момент возникновения права собственности на данный вид движимого имущества.

В случае если предметом залога являются имущественные права, данные права переходят к залогодержателю в момент направления организатору торгов заявления об оставлении имущественных прав за собой при условии, что федеральным законом не установлен иной момент перехода прав на данный вид имущества.