Нехватку воды через четверть века будут испытывать уже две трети землян

В условиях обострения дефицита энергоресурсов в тени временно оказалась ситуация с пресной водой. Между тем именно в этой сфере стоит ожидать катастрофических последствий и ожесточенных конфликтов. К сожалению, назревшая проблема еще не стала приоритетным объектом внимания специалистов в сфере обороны и безопасности, в то время как от определения подходов к ее решению в прямом смысле слова зависит будущее человечества. И России.

ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Организм человека почти на две трети состоит из воды, поэтому ежедневно он должен выпивать ее около 2 литров. И хотя более 70% земной поверхности покрыты водой, лишь 2,5% ее пригодны для питья. К тому же пресная вода распределена весьма неравномерно. Если где-то ее изобилие воспринимается как нечто само собой разумеющееся, то в ряде регионов ситуация иная: в конце 2006 г. 80 стран, на территории которых проживает 40% населения планеты, заявили о том, что испытывают дефицит воды. На каждого жителя Земли в среднем приходится 7,5 тыс. кубометров воды, но распределены они весьма неравномерно: в Европе – 4,7, а в Азии – всего 3,4. Расход воды – в расчете на одного человека – существенно различается даже в развитых странах, между Европой и США – в разы. ООН оценивает дефицит пресной воды в 230 млрд. кубометров в год, к 2025 г. он увеличится до 1,3-2,0 трлн. По другим расчетам, нехватку воды через четверть века будут испытывать уже две трети землян.

Нельзя сказать, что мировое сообщество не реагирует на складывающуюся ситуацию. Так, секретариат ООН по водным ресурсам был создан еще в 1978 г., а 2003 г. был объявлен Международным годом пресной воды, период же с 2005 по 2015 гг. провозглашен «Десятилетием воды». В течение «Международного десятилетия питьевой воды и санитарии» в 80-е годы XX в. удалось повысить снабжение питьевой водой населения городов на 2%. На сей раз численность людей, живущих в условиях дефицита воды, планируется сократить вдвое.

Однако ситуация на планете ухудшается. Ежегодно около 6 млн. гектаров земли превращаются в пустыню. Из-за неудовлетворительных гигиенических условий, вызванных дефицитом воды, ежедневно в мире умирает около 6 тыс. человек. На более чем 20% территории суши антропогенная активность вышла за пределы емкости естественных экосистем, которые начинают служить лишь для обеспечения потребностей человека и уже не обладают свойствами естественных объектов.

Ухудшается и качество воды. Каждый год из грунтовых вод человеком отбирается 160 млрд. кубометров, и до 95% жидких промышленных отходов сливается в водоемы абсолютно бесконтрольно. Кислотные дожди во многих странах давно не редкость. Если же загрязнения примут необратимый характер, то вода может перейти в разряд невоспроизводимых ресурсов.

В этих условиях установление контроля над запасами воды все чаще становится причиной международных конфликтов, тем более, если соседи исторически враждовали и одна страна в состоянии ограничить водоток. В схватку за воду вступают и группировки экстремистского и криминального толка, особенно там, где власть коррумпирована или присутствуют признаки аномии государства.

Несмотря на то, что конфликтный потенциал налицо, весь спектр проблем в сфере национальной и международной безопасности, так или иначе связанных с водой, гораздо шире, поэтому и рассматривать их следует в комплексе.


По мнению многих авторитетных экспертов и аналитиков войны из-за воды могут стать реальностью XXI века.

ГИДРООРУЖИЕ

Наиболее очевидно роль воды – и как средства поддержания жизнеспособности, и как средства разрушения – проявляется в военных конфликтах. Азбучная истина: лишение противника водоснабжения гарантирует победу над ним. Для этого устраивают плотины и перегораживают реки, засыпают и травят колодцы и т.д. В пустынной местности источники воды оказываются в фокусе борьбы. Такой эпизод Великой Отечественной войны ярко описал писатель-фронтовик Владимир Богомолов: «Ему вспомнились бои двухлетней давности – летом сорок второго, в районе Котельниково, под Сталинградом. Его рота – девятнадцать человек! – обороняла колодец. Обыкновенный колодец. Там, в степи, колодцы – редкость, и за источники воды шла ожесточенная, смертельная борьба». Неудивительно, что уже в наши дни при обострении отношений с Южной Осетией Грузия сразу же ограничивала подачу воды в Цхинвал.

По понятным причинам гидротехнические сооружения могут захватываться или целенаправленно разрушаться. Как известно, в 1945 г., чтобы воспрепятствовать продвижению советских войск в Берлине через метро, Гитлер приказал затопить его водами Шпрее. Войска США и Великобритании, проводя в 2003 г. операцию в Ираке, опасались применения С. Хусейном «гидрооружия» (спуска воды из водохранилищ). В наши дни подразделения армии Узбекистана приобретают опыт проведения учений на гидротехнических объектах.

Организуя борьбу с терроризмом, развитым, а потому уязвимым обществам приходится считаться с вероятностью разрушений гидротехнических сооружений, что грозит катастрофическими последствиями. Для самих же террористических структур поражение подобных объектов предоставляет необходимые возможности для асимметричного противоборства. Еще несколько десятилетий назад немецкий социолог и юрист Карл Шмитт так описывал возможный сценарий: «Я могу себе представить, что здесь в Зауэрланде… подлинный партизан в спецодежде детского врача отправится за ближайшую гору и оттуда разрушит все плотины, перегораживающие поймы рек Зауэрланда и ближайшей местности, – эффект будет таков, что вся Рурская область превратится в болото». Следует вспомнить и то, как в ноябре 2006 г. отечественные спецслужбы предотвратили намерения экстремистов совершить серию взрывов на гидротехнических сооружениях юга России. «В случае проведения на одном из них диверсионно-террористической акции могут возникнуть катастрофические последствия, в том числе парализация жизнедеятельности целого района, большие человеческие жертвы, серьезные экономические потери», – признал тогда Николай Патрушев, возглавлявший ФСБ России.


Военная сила остается главным способом решения как политических, так и экономических противоречий.

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ

Практика показывает, что вода способна выступить и мощным инструментом реализации национальных интересов. Весьма характерным примером прагматичного и рационального использования своих гидроресурсов и природно-географического положения является Турция. Страна имеет опыт продажи значительных объемов питьевой воды, однако интерес представляет не столько коммерческая сторона проблемы, сколько гибкое использование Анкарой «водных» рычагов воздействия на своих соседей.

Максимальные выгоды извлекаются из того обстоятельства, что на турецкой территории находятся верховья Тигра и Евфрата, где в самое ближайшее время планируется воздвигнуть 22 плотины, 19 гидроэлектростанций и водохранилищ. Вследствие малого количества осадков страны, находящиеся в бассейне этих рек, вынуждены прибегать к искусственному орошению сельскохозяйственных земель. Если намеченные Турцией планы будут реализованы, то объем воды, спускающейся в расположенные ниже по течению Сирию и Ирак, значительно сократится. Турция же получает возможность дозированно выделять воду своим соседям, объем которой напрямую зависит от их «поведения» и сговорчивости. Кстати, в 1990-1991 гг., накануне войны в Персидском заливе, Турция – по договоренности с Сирией – уже прибегала к оказанию давления на режим Хусейна посредством ограничения отпускаемой воды.

Вода в качестве инструмента давления используется Турцией и по отношению к самой Сирии. В 1987 г. два государства подписали соглашение, регулирующее вопросы водоснабжения. Условием Анкары стало требование к Дамаску отказаться от поддержки Курдской рабочей партии. Характерно, что гидросооружения создаются Турцией как раз на территории проживания курдов, борющихся за создание собственного государства.

БОРЬБА ЗА ВОДУ УЖЕ НАЧАЛАСЬ

По всей видимости, самые первые войны в человечества происходили из-за дефицита живительной влаги: еще за две с половиной тысячи лет до Рождества Христова в Месопотамии велась острая борьба за право пользования водами Тигра и Евфрата. В современных же условиях резко возрастает вероятность войн собственно за воду как витальный ресурс.

От жажды в мире страдают миллионы людей.

Ситуация такова, что около 50% суши снабжается водой из речных бассейнов, принадлежащих двум или более государствам. Соседи порой с готовностью обвиняют друг друга в создании дефицита или же демонстрируют готовность к применению военной силы. Так, в конце 70-х гг. прошлого века Египет пригрозил Эфиопии бомбардировкой строящихся в верховьях Нила дамб, которые сооружались при поддержке США.

В настоящее время многие авторитетные эксперты и политики сходятся во мнении, что после эпохи борьбы с терроризмом в ближайшие десятилетия последуют вооруженные конфликты за ресурсы, и вода станет одним из главных объектов противоборства. При этом наиболее активно тревогу выражают представители экспертного сообщества и политики на Западе, в то время как компетентная позиция российской стороны по данной проблеме пока не прозвучала.

Еще в 1995 г. вице-президент Международного банка реконструкции и развития И. Серагельдин выразил уверенность в том, что войны следующего столетия будут вестись не за нефть, а за воду. Бывший министр обороны Великобритании Д. Рейд предрекал наступление эпохи «водных войн». На саммите об изменении климата в 2006 г. он предупреждал, что конфликтность политических отношений будет расти по мере превращения водных бассейнов в пустыни, таяния ледников, отравления водоемов. Истощение источников водных ресурсов превращается в угрозу глобальной безопасности, и британская армия должна быть готова к участию в разрешении возникающих конфликтов. Рейд не одинок в таких прогнозах. Фактически в то же время М. Алльо-Мари, занимавшая пост главы оборонного ведомства Франции, заявила: «Завтрашние войны – это войны за воду, энергию и, возможно, за еду». Ее слова заслуживают особого внимания на фоне продовольственного кризиса на планете. Ректор Университета ООН Г. ван Гинкель также указывал, что «международные и гражданские войны из-за воды угрожают стать основным элементом политической жизни XXI века».

В исследовательских учреждениях США склонны увязывать проблемы воды, от которой зависит стабильность во многих странах – экспортерах нефти, с энергетической безопасностью, и, традиционно, с возможностью продвижения в мире американских ценностей. В докладе Центра морских исследований, направленном в апреле 2007 г. президенту США, было отмечено, что сокращение водных ресурсов представляет «серьезную угрозу» национальной безопасности. Группа отставных адмиралов и генералов предупредила, что в будущем США будут втянуты в жестокие войны за воду. Близкие к вашингтонской администрации экспертные структуры не менее категоричны в выводах: «Водный вопрос критичен для национальной безопасности США и является интегральной составляющей в поддержке американских ценностей в гуманитарном и демократическом развитии».

Не дожидаясь неизбежного обострения ситуации в глобальном масштабе, в Вашингтоне готовятся единолично распоряжаться близлежащими водоемами, до сих пор находившимися в совместном пользовании с соседями. В 2006 г. правительство США объявило о намерении применять в береговой охране Великих озер, которые загрязняются угрожающими темпами, а уровень воды неуклонно падает из-за огромного роста вокруг них населения и промышленности, патрули на судах, вооруженных пулеметами. Для тренировок вдоль берегов создали 34 стрельбища, были проведены многочисленные учения, в каждом из которых в сторону озер были выпущены тысячи боевых патронов.


США приступили к усиленному варианту патрулирования акватории Великих озер.

ПОТЕНЦИАЛ КОНФЛИКТА БЛИЗ РОССИИ

Следует констатировать, что конфликтный потенциал наращивается в непосредственной близости от России. В Центральной Азии трения по поводу водных ресурсов происходили и во времена СССР, однако тогда мы жили в едином государстве, и ситуацию удавалось сдерживать. Сегодня же положение стремительно ухудшается: ожидается, что через 15-20 лет водные ресурсы региона сократятся как минимум на треть.

Во-первых, в регионе остро ощущается изменение климата. В Ферганской долине уже в течение ряда лет стоит засуха, воды Сырдарьи не доходят до Арала, едва достигая середины территории Узбекистана. Западные же области этой страны практически полностью обезвожены.

Во-вторых, усиливается антропогенная нагрузка на экосистему. Регион отличается высокими темпами роста населения, и нехватка продовольствия делает невозможным сокращение посевных площадей. Полив же их до сих пор производится архаичным способом, по арыкам, в итоге на выращивание урожая тратится в несколько раз больше влаги, чем при применении современных технологий. Печальные результаты происходящего можно увидеть на примере Аральского моря, площадь которого за полвека многократно сократилась из-за «холодной войны» стран региона за воды Амударьи и Сырдарьи. А ведь недавно полноводное и богатое рыбой море было четвертым по величине озером мира.

В-третьих, не урегулированы межгосударственные отношения по поводу использования водных ресурсов. Наиболее острые противоречия возникают по поводу режима работы Токтогульского водохранилища, находящегося в Киргизии и содержащего примерно 40% всех запасов пресной воды региона. Самой республике достаточно десятой части всего годового стока, однако она уже несколько лет из-за недостатка средств вынуждена отапливаться электричеством, вырабатываемым на собственных гидроэлектростанциях. В итоге зимой воды сбрасывается больше, чем требуется Узбекистану и Казахстану, летом же, когда потребность в воде намного выше, сброс ограничен.

Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан заключили рамочное соглашение по использованию гидроресурсов Нарын-Сырдарьинского бассейна рек, предусматривающее ежегодное подписание четырехсторонних документов с последующим подписанием двусторонних соглашений. Однако в течение ряда лет Ташкент уклоняется от подписания. Между тем узбекская армия уже проводила учения войск на гидротехнических сооружениях.

Руководители стран региона на форумах различного уровня (в рамках ШОС, ОДКБ, СНГ) обмениваются упреками и апеллируют к России. Н. Назарбаев выразил ряд претензий к Китаю. Астана испытывает серьезные опасения относительно ряда «водных» проектов Пекина. Президента Казахстана можно понять, если учесть, что его страна занимает последнее место в СНГ по обеспеченности водой.

Руководство же КНР нацелилось на ускоренное освоение Западного Китая, где завершается строительство канала, по которому часть вод из верховьев Иртыша будет перебрасываться на предприятия Карамайского нефтяного бассейна и для орошения сельхозугодий. Планируется и увеличение забора воды в верхнем течении трансграничной реки Или, которая обеспечивает 80% притока воды в озеро Балхаш. Увеличение объема забора воды из Или в Китае с 3,5 куб. км в год до 5 вызовет обмеление и засоление Балхаша. Иртыш же является крупнейшим притоком Оби, одной из главных рек России, и питает озеро Зайсан в Казахстане. Реализация планов Пекина значительно сократит поступление воды в ряд областей Казахстана, под угрозой водного голода окажутся города Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар, канал Иртыш–Караганда, а уровень Иртыша в районе российского Омска может понизиться на 60 см.

В самом Китае дефицит качественной воды ощущается почти повсеместно, 70% ее нельзя употреблять даже в технических целях. Загрязнение рек самыми опасными отходами стало обычным явлением, очистные сооружения на предприятиях практически отсутствуют. Пекин обычно скрывает масштабы аварий и катастроф, что затрудняет оценку их последствий и принятие соответствующих мер соседями. В Россию из Китая приходят пыльные бури, желтые дожди. Вдоль пограничной Сунгари стоят сотни промышленных предприятий, не имеющих экологосберегающих сооружений. Для ликвидации последствий загрязнений Россия уже использовала и воинские формирования.

Не составит труда оценить, какой интерес в условиях все обостряющегося ресурсного голода испытывает бурно развивающийся Китай к своему северному соседу, особенно, если учесть, что на огромном пространстве от Байкала до Тихого океана, столь богатом природными ресурсами, в России проживает всего около 10 млн. человек. Очевидно, что такой дисбаланс не может сохраняться бесконечно долго сам по себе.

В этих условиях настораживает, что Китай официально придерживается доктрины увеличения своего «жизненного пространства». Там считают, что особенностью развития современного мира является стремление большинства стран к установлению для своих жизненных пространств новых стратегических границ, адекватных их реальной мощи. Поэтому, полагают в Пекине, стратегические границы жизненного пространства «сильных» держав выходят далеко за рамки государственных границ, а реальная сфера влияния «слабых» государств не соответствует их возможностям, что в итоге может привести к утрате контроля над территориями. В соответствии с такими установками госграница считается незыблемой и не подлежит пересмотру, стратегическая же граница распространяется далеко за пределы собственно территории современной КНР. Пространство за пределами страны в Пекине считают необходимым и возможным осваивать, не допуская формального нарушения границ. В пределах стратегических границ допускается использование военной силы для защиты своих интересов. При этом руководство КНР требует поставить военную стратегию на службу экономическим и политическим интересам государства с учетом прогноза развития страны до 2050 г.

И здесь правомерен вопрос: не будет ли Китаем Россия рассматриваться как «слабое» государство?

Народно-освободительная армия Китая (НОАК) - вооружённые силы КНР, крупнейшая по численности армия в мире (2 250 000 человек на действительной службе). Основана 1 августа 1927 года в результате Наньчанского восстания как коммунистическая «Красная армия», под руководством Мао Цзэдуна во время гражданской войны в Китае (1930-е) организовывала крупные рейды (Великий поход китайских коммунистов), после провоглашения КНР в 1949 - регулярная армия этого государства.

ПРЕТЕНЗИИ НА ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ

В мире формируются подходы к решению проблемы дефицита пресной воды в глобальном масштабе, затрагивающие Россию. Так, М. Барлоу, автор книги «Голубой договор» (Blue Covenant), выделяет три основные причины водного кризиса: истощающиеся источники пресной воды, несправедливый доступ к водным источникам и корпоративный контроль над водными запасами. Все это, по мнению автора, составляет «главную современную угрозу планете и нашему выживанию». Поэтому предлагается начать с глобального договора – «завета», который должен включать в себя три обязательства. Первое, о сохранении воды, – требующее от людей и государств защищать и сохранять мировые водные ресурсы. Второе, о водной справедливости, – между мировым Севером, который имеет воду и ресурсы, и мировым Югом, который этого лишен. Третье обязательство, о водной демократии, – между всеми правительствами, которые должны признать, что право на воду является фундаментальным всеобщим правом людей. В том числе правительства должны признать, что граждане других стран также имеют право на воду.

То, что Барлоу предлагает безоговорочно обеспечить абстрактным «всем» беспрепятственный доступ к воде любого государства, мягко говоря, смущает. Ведь ответ на вопрос, у кого воды достаточно, и кому она так нужна, не является секретом полишинеля, компенсация же владельцам воды не предусматривается.

Для оценки перспектив России следует учитывать, что положение нашей страны уникально. Достаточно сказать, что 23,6 тыс. куб. км воды Байкала – это не только более 80% российских запасов пресной воды, но и более 20% – мировых. В целом же наша страна располагает третью мировых запасов и находится по этому показателю на втором месте, уступая лишь Бразилии. Однако Россию отличает более выгодное географическое положение и близость к странам, испытывающим дефицит воды.

Трудно сказать, какой изначальный замысел имели организаторы 5-го Всемирного водного форума, проведенного в марте 2009 г. в Стамбуле, но его тема («Устранение границ, разделяющих воду»), с учетом сказанного выше, звучит весьма неоднозначно. Думается, что эпоха всеобщей любви, благоденствия, равных возможностей, полного умиротворения и воцарения гуманизма наступит не скоро. Реалии же таковы, что в международных отношениях по-прежнему господствуют прагматизм и политические субъекты отстаивают национальные интересы (обычно – за счет других), а дефицит природных ресурсов усиливается со всеми вытекающими последствиями.

В любом случае Россия быстро приближается к той точке, когда придется делать выбор. Хотелось бы, чтобы он был не спонтанным, а сознательным и подготовленным, с просчитанными последствиями и сценариями.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Для начала следует навести порядок внутри страны. Ведь в России до сих пор немало городов и населенных пунктов, где вода подается на несколько часов в сутки. Руководство государства обращает особое внимание на низкое качество воды, из-за чего участились случаи массовых отравлений, вспышки инфекционных заболеваний. Без качественной питьевой воды не приходится говорить и об улучшении демографической ситуации, здоровья и продолжительности жизни россиян. Страна занимает седьмое место в мировом рейтинге чистоты воды, что скорее объясняется ее огромными общими запасами. Самые грязные регионы – Урал, Западная Сибирь, Амур. На заседании Совета безопасности России 30 декабря 2007 г. тогдашний глава государства констатировал, что в некоторых регионах от 35 до 60% питьевой воды не удовлетворяет санитарным нормам. В. Путин тогда отметил, что обострилось «трансграничное загрязнение территории… в бассейнах рек Амур и Иртыш», по сути, прямо указав на Китай. Д. Медведев в своем выступлении сообщил, что порядка 40% поверхностных и 17% подземных источников питьевого водоснабжения в стране не отвечают санитарным нормам. На заседании был определен ряд мер по улучшению ситуации.

Существенные результаты достигнуты в экономии воды. Так, среднестатистический москвич сегодня расходует 280 литров в сутки, несколько лет назад он потреблял на 100 литров больше. Как сообщил министр природных ресурсов и экологии России Ю. Трутнев 20 марта 2009 г. в Стамбуле, за последние 5 лет в стране удалось почти вдвое снизить использование воды на единицу валового внутреннего продукта.

Чистая питьевая вода становится бесценным ресурсом в мире, задыхающемся от загрязнений и опасных отходов.

Очевидно, что назрела необходимость в комплексной, целостной, концептуально оформленной водной политике (гидрополитике) России, которая связала бы воедино как внутренние, так и внешние аспекты. Целями такой политики следует определить: бережное отношение и защиту имеющихся ресурсов; открытие новых водных ресурсов; рациональное использование воды; воздержание от загрязнения воды; удовлетворение текущих потребностей в воде с учетом необходимости их удовлетворения в будущем. В сложившейся обстановке необходимо внимательно рассмотреть перспективы создания альянса государств, богатых гидроресурсами, с целью координации усилий в вопросах распоряжения имеющимися ресурсами.

Кроме того, следует смотреть правде в глаза и признать, что Россия, будучи столь щедро наделенной водными ресурсами, окажется в эпицентре разворачивающейся борьбы. В неизбежности вовлечения в борьбу за водные ресурсы сомневаться практически не приходится, и, скорее всего, вопрос состоит лишь во времени. В этих условиях требуется внятная официальная позиция, посылающая четкие сигналы нашим зарубежным партнерам. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. в качестве возможных источников угроз национальной безопасности выделено «усиление конкуренции в борьбе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы».

Видимо, следует заблаговременно учитывать и возрастание вероятности силовых сценариев борьбы за воду, а значит, надо обозначить решимость применить в крайнем случае военную силу. Нужно предусмотреть комплекс мер по защите водных ресурсов России от террористических атак и от других посягательств. Поскольку водная система страны относится к числу критических инфраструктур, то существует необходимость создания системы сбора и обработки информации, разработки научно обоснованных методов, позволяющих своевременно вскрывать потенциальные угрозы.

Антитеррористическая составляющая водной политики может быть пояснена на примере Москвы. Город в силу своего статуса и символического значения, других факторов и без того представляет собой привлекательный объект для террористов. Между тем водой из столичного водопровода пользуются в общей сложности 14 млн. человек, т.е. примерно 10% населения страны. При этом, сам мегаполис и его окрестности занимают лишь 0,3% территории России. Высокая концентрация населения резко повышает вероятность совершения террористических актов на гидросооружениях Москвы.

Кстати, министр обороны США Р. Гейтс вполне обоснованно отнес угрозу отравления питьевой воды к числу наибольших угроз для внутренней безопасности своей страны. Характерно, что в США после событий 11 сентября для защиты водоводов и запасов питьевой воды от террористических атак созданное в 2002 г. Министерство внутренней безопасности стало ответственным за безопасность водной инфраструктуры, в его составе был образован специальный отдел. На соответствующие нужды незамедлительно было выделено более $500 млн., в последующие годы эта сумма только увеличилась.

Поскольку вода имеет конкретную – и все возрастающую стоимость, нельзя исключать из виду и коммерческую составляющую проблемы распоряжения гидроресурсами. Пресная вода является ресурсом, ограничивающим социально-экономическое развитие целого ряда государств, в том числе сопредельных с Россией, что делает ее достаточно востребованным товаром. В развитых странах Европы цена кубометра воды приблизилась к 3 евро. Неудивительно, что в 2008 г. на встрече министров и губернаторов с фракцией «Единая Россия» Б. Грызлов предложил превратить воду в третью по доходности статью экспорта после нефти и газа. Нельзя не упомянуть и периодически реанимируемую идею переброски части стока сибирских рек в Центральную Азию с целью продажи воды. Последовательно поддерживает эту идею в течение многих лет мэр Москвы Ю. Лужков, направивший еще в 2002 г. соответствующую аналитическую записку на имя президента В. Путина. Подробно история вопроса и аргументы приведены в его книге «Вода и мир». Кстати, вернуться к обсуждению отвергнутого когда-то проекта призывал на саммите СНГ в Санкт-Петербурге в мае 2007 г. президент Казахстана. Отметим, что заявления Н. Назарбаева и его коллег на международных форумах свидетельствуют о серьезности ситуации и содержат намек на то, что конфликты, связанные с водными ресурсами, способны выйти за его пределы.

В решении проблемы дефицита воды Россия может участвовать и иными способами. Так, предприятия ее оборонной промышленности располагают перспективными наработками в сфере создания уникальных опреснительных установок, которые позволяют получать дистиллированную воду из морской в промышленных объемах. По оценкам экспертов, мировая потребность в таких установках уже сегодня составляет $5-7 млрд. в год.

В целом же, несмотря на всю остроту ситуации, представляется, что при взвешенном и разумном подходе к использованию имеющихся водных ресурсов Россия сможет отстоять свои национальные интересы и даже извлечь ощутимые дивиденды.

Без пищи человек может прожить несколько десятков дней, а без воды быстро погибает. Потеря организмом всего 4% жидкости вызывает тошноту, головокружение и усталость. Кровь густеет и перестает доносить кислород до умирающих органов. Точка невозврата, когда человека уже нельзя спасти, наступает, когда организм обезвожен на треть.
___
Много букв.

Если закончится нефть – жизнь будет чрезвычайно трудной, если вода – жизни не будет вообще.

Когда наступают мировые кризисы, они бьют по ценам, по биржам. Экономики стран снижают потребление той же нефти и стали. Пока кризис не кончится, целые народы затягивают пояса. Снизить количество потребления воды человеком невозможно.

Пресная вода уже становится главным стратегическим ресурсом.

Сегодня существуют предположения, что если и начнется третья мировая война, то воевать мы будем не за нефть и рынки ее сбыта, а за воду.

Лишь несколько стран открыто признает, что воюет за воду. Вся история еврейско-сирийского противостояния в чистом виде – война за воду. Интерес представляют Голанские высоты – 50% всей минеральной воды региона. Каждый третий глоток израильтянина добыт здесь в подземных источниках. Этот источник живительной влаги стоит того, чтобы за него воевали: и Сирия, и Израиль до последней капли воды. Они и воевали.

С 1964 года на Голанских высотах между Израилем и Сирией разворачивались настоящие танковые сражения, выигрывая которые израильтяне, чем до сих пор гордятся, уничтожали всю технику на территории Сирии.

В 1967 году в ходе шестидневной войны Израиль окончательно разбомбил дамбу, которую хотели построить сирийцы, захватил Голанские высоты, западный берег реки Иордан и сектор Газа, а также расширил доступ к рекам Ярмук и Иордан, чем укрепил свой контроль над пресноводными ресурсами трех крупнейших источников.

Израильтяне обещали превратить пустыню в цветущий сад – и превратили. В результате даже Сирия и не мечтает о таких оазисах – достаточно взглянуть на границу двух территорий.

Меняется и мировая природа. Меняется климат и картина выпадения осадков, от которой зависит круговорот воды, от которых зависят грунтовые источники. 60% из них уже сегодня на исходе.

По данным ООН, сегодня почти половина населения Земли уже испытывает проблемы с водой. По этой причине населению земли грозит и голод, и обнищание, и болезни из-за экономического кризиса, вызванного водным дефицитом.

Если в ООН правы и 40% населения земли действительно окажется в условиях водного стресса, то трудно себе представить, что все три миллиарда человек будут делать, если им с этим стрессом придется мириться. Если у тебя есть сосед, а у него есть вода, то твоя армия – отличный антидепрессант.

Израиль – единственная страна, которая не закупает холостые патроны. Здесь даже учения проводят с боевым снаряжением.

Голаны перешли к Израилю более 50 лет назад, а старые минные поля в местах ожесточенных боев по-прежнему остались неразминированными. С 1967 года огромные территории нафаршированы минами и здесь до сих пор не ступала нога человека.

Израиль от кого угодно будет беречь захваченные водоносные районы, будь то умеренная сирийская оппозиция или Башар Асад. «Государство Израиль не должно извиняться за то, что у него есть сильная тренированная армия, способная отстоять свои интересы», – таково мнение израильских политиков и военных.

За последние 50 лет в мире зафиксировано около 500 конфликтов из-за воды. Из них более 20 были конфликтами вооруженными, но это все фасад, реальные причины военных действий никогда не назовут открыто.

Например, уничтожая Каддафи, в США заявляли, что ведут войну за демократию. Но уже после войны американские эксперты указали на возможную истинную причину убийства ливийского лидера. Однажды, в далеких 50-х, в пустыне Сахара искали нефть, но вместо нефти нашли то, что намного больше обрадует Муамара Каддафи, чем какие-либо новые нефтяные месторождения.

Под толщей песка была обнаружена гигантская водяная линза. В 80-х годах Каддафи объявляет о начале великого водяного проекта стоимостью в миллиарды долларов. С юга страны на густонаселенный север прокладывают подземную реку. Запас этой воды американцы оценили в сто миллиардов долларов. Но все это Каддафи направил на нужды народа, развитие экономики.

Колоссальные запасы пресной воды – это теперь оружие суверенитета. На церемонии открытия великой подземной реки Каддафи в присутствии десятков лидеров арабских государств заявил: «Это подарок всему третьему миру. Теперь мы с вами, имея воду, можем развивать наши экономики назло коварному капитализму. Теперь с каждой каплей воды из наших кранов будет наполняться чаша ненависти со стороны США. Угроза Ливии удвоится».

Удары союзников против Ливии были нанесены по уникальной подземной инфраструктуре – об этом свидетельствуют фонтаны, бьющие из земли. Производство сельскохозяйственной продукции сразу же упало до нуля. Ливия превратилась в нестабильный регион.

Разношерстная оппозиция, приведенная США к власти в Ливии, тут же догадалась восстановить водовод. Все оборудование для его восстановления было объявлено Штатами продукцией двойного назначения и поставлено под запрет для поставок в Ливию. Вода, рассчитанная на использование в течение 8 веков, растекается по покалеченным трубам и высыхает без всякой пользы под зноем пустыни. Самая богатая африканская страна в считанные дни превратилась в поле междоусобиц и сражения племен.

Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия

Центральноазиатский водный кризис уникален по-своему. Он связан вовсе не с дефицитом воды в регионе, ее здесь предостаточно, а с неравномерным распределением водных ресурсов между высокогорными районами и равнинными территориями. Здесь не состоятельные страны манипулируют бедными, а скорее наоборот. Богатые нефтью и газом Туркмения и Казахстан зачастую находятся в водной зависимости от бедных, но горных стран: Киргизии и Таджикистана.

Горные ледники питают реки, создают мощные водохранилища и поят целые города.

Озеро Тянь-Шань в Казахстане является режимным объектом, потому что является главным питьевым источником страны.

Когда-то, во времена СССР, в Азии все было очень просто: летом из высокогорных районов по команде из Москвы вода шла вниз на поля, а зимой накапливалась. При этом верхние республики исправно снабжались из нижних бензином, газом и углем. С распадом СССР все изменилось.

За энергоносители пришлось платить, а вот за воду бедным странам платить никто не хотел, поэтому Киргизия и Таджикистан стали возводить плотины ГЭС, дамбы и хранилища. И здесь между азиатскими странами нет консенсуса, потому что в те месяцы, когда верхние страны должны запасать воду, она нужна Казахстану, Узбекистану и Туркмении (хлопок, бахчевые, зерно). В этом весь смысл центральноазиатского конфликта.

Накал страстей по воде накаляет и межэтнические конфликты, которые всегда остро стояли в Средней Азии. Это и известные печальные события в Фергане (Узбекистан) 1989 года, захват Ошской (Киргизия) насосной станции с водозабором в 1990 году. В 2010 столкновения здесь повторились. Резню смогли остановить силами ОДКБ. Причиной конфликта стали поливные земли и их несправедливое распределение под застройку из-за коррупции. Тогда из Киргизии в Узбекистан бежали тысячи беженцев-узбеков.

Казахстан пытается решить свои проблемы без демаршей. Просто вкладывая деньги, аккуратно направляя талую воду в нужную сторону. Всю территорию Казахстана опоясывают трубы.

Афганистан, Ирак, Йемен, Индия, Пакистан

Самая притягательная для проживания территория в Афганистане – поймы рек. Песчано-каменная территория практически непригодна для жизни.

Когда весь Афганистан захватили талибы, Панджшерское ущелье и долина реки Пяндж стали единственным регионом страны, где талибан так и не смог провозгласить свою власть. Даже американцы не стали открывать здесь свои базы. Ни одному режиму в Кабуле проживающие в этой местности никогда не платят налоги. Эта территория де-факто является независимой.

Воду как условие суверенитета распознали сразу и толпы варваров, возникшие в условиях хаоса в ближневосточном регионе. В 2014 году экстремисты ИГИЛ захватили дамбу в Мосуле (крупнейшая плотина в Ираке, мощность ГЭС – 1052 мегаватта). При попытке ее отбить правительственные войска получили ультиматум о затоплении Багдада в случае начала наступления. В июне 2015 ИГИЛ закрыли все шлюзы на реке Евфрат. Уровень ниже по реке упал, водоснабжения лишились пять городов. Опасаясь бунта населения, власти пошли на уступки и сдали требуемые территории.

Во многом именно с помощью воды черное пятно расползалось по Ближнему Востоку: исламисты шли по рекам.

Возьмите в пример Йемен. Эта территория практически осталась без воды, и сегодня это самый нестабильный регион, о котором можно говорить так: цивилизация отсутствует здесь. Йемен погружен в хаос. Президент бежал, а шииты, совершившие переворот в стране, сражаются с суннитами и войсками арабской коалиции. Цивилизация, зародившаяся здесь еще в IV веке, исчезает.

Похожий конфликт назревает между Индией и Пакистаном. Вода формируется на горных склонах Индии и уже потом поступает с гор в Пакистан. Существуют опасения, что реку Инд могут перекрыть, и тогда Пакистан начнет испытывать нехватку воды. Как только в Индии стали строить дамбы, по Мумбаи прокатилась волна терактов (2008 год). Они длились около трех дней и унесли жизни около 200 мирных жителей.

Геополитики сегодня говорят о прямой зависимости успешного и динамичного развития экономики государства от наличия водных ресурсов. Это удивительно, наиболее интенсивный прирост населения происходит именно в таких нестабильных регионах, где запасы воды ограничены: Африке, странах Ближнего Востока и Индии. К 2050 году вода в этих местах закончится, и народ начнет двигаться. И тогда будет неважно, сколько военных охраняют свою территорию от вторжения мигрантов.

Миграция уже захлестнула страны Европы. Начиная с 2013 года, 140 тысяч нелегалов ежегодно осаждают берега Италии. По прогнозам, количество мигрантов может достигнуть 300 миллионов человек. Это почти население США. Мировая экономика этого вполне может и не выдержать.

Европа тоже не слишком водообеспеченный континент. Она научилась жить экономно. Там нормы потребления воды в промышленности самые низкие в мире.

2030 год по прогнозам экспертов может стать точкой невозврата, после которой обезвоженный организм Земли, даже если и начать его реанимацию, может уже не вернуться к жизни. Через 30 лет пресной воды, пригодной для питья, не останется. 2050 год называют уже часом икс. Тогда обезвоживание превратится в главную причину смерти людей.

Привыкшие к хорошей жизни европейские страны сегодня не готовы мириться ни с мигрантами, ни с ограничением в потреблении воды. Наличие воды в Северной Италии стало причиной сепаратизма внутри одной страны. В Италии набирает обороты «Лига севера», партия, выступающая за независимость Падании. Представители этой партии хотят отделить экономически и промышленно значимые регионы севера от засушливого и провинциального юга.

Озеро Комо находится в сорока километрах севернее Милана, третье озеро по величине в Италии и одно из самых глубоких в Европе. Является уникальным источником пресной воды для всего региона. На берегах расположились знаменитые античные виллы.

Еще при Муссолини на этой территории были выстроены мосты и гидросооружения. По приказу Муссолини был сооружен колоссальный, на всю страну, водовод в Апулию – провинцию, всегда страдавшую от засухи.

На территории Падании есть современнейшее дорогостоящее оборудование для очистки воды, а южные районы до сих пор используют старые, еще античные, акведуки.

В Италии активно бурят скважины. Это позволяет добывать чистую воду, залегающую на глубине. Однако именно это привело к снижению уровня воды в реках и озерах Италии. Считается, что вода из природных источников ушла на место выкачанной из скважин.

Граница США и Канады. Ниагара

Ниагарский водопад – это то место, где граничат США и Канада. Жители двух берегов ходят в гости друг к другу по пешеходному мосту, любят повторять, что у них общие великие озера, общие западные ценности и даже войны у них общие, потому что канадцы никогда не спорили с американцами о том, где в мире живут хорошие парни, а где плохие.

И все бы ничего, но в 2006 году правительство США организовало вооруженную охрану Великих озер. Мотивировка: пресная вода – ресурс будущего, а водный вопрос критичен для национальной безопасности США. Дружба дружбой, а водичка врозь. Берега патрулируют катера, объясняя это тем, что уровень воды в озерах падает, а это угрожает национальной безопасности США. Молчат лишь на вопрос о том, зачем на катерах установлены крупнокалиберные пулеметы. Была бы угроза национальным интересам США, а плохие парни найдутся.

От былого величия Великих озер тоже осталось немного. Уровень воды достиг исторического минимума, угрожающими темпами нарастает загрязнение. Рентабельность производств настолько низкая, что вкладываться в очистные сооружения их уже никто не заставит. Такая же ситуация в Чикаго и Милуоки, которые также стоят на берегах Великих озер и наращивают грязные стоки. Канадцев это не устраивает. По закону приграничные водоемы находятся в совместном пользовании, но США ни с того ни с сего готовят проект закона о единоличном распоряжении водами Великих озер. По чистому совпадению вдоль берегов уже созданы десятки полигонов. «Все ради мирных тренировок», – подчеркивают американцы.

Китай, река Янцзы

Сразу десять тысяч промышленных предприятий сбрасывают в нее свои отходы, но для трети населения Китая – это единственный питьевой источник. Китайцы хотят развиваться стремительными темпами и перегородили плотинами реку от истока до устья. Благодаря этому снизилась и опасность разрушительных наводнений.

Самый большой гидроузел Санься («Три ущелья») находится в Китае (а когда-то самый большой был в США – дамба Гувера). Благодаря ему китайцы научились предупреждать паводки. Тем не менее в Китае стали вводить уголовную ответственность за загрязнение воды. Сегодня чиновники в Китае отвечают либо жизнью, либо свободой. Китай очень разумен. Здесь на орошение не идет ни капли пригодной для питья воды. Правительство приказало все краны и смесители заменить на водосберегающие. Собирают каждую каплю дождя. На крышах домов специальные резервуары. Если прошел дождь – значит, начинается большая стирка. Объем сливных бачков снизили с 9 до 6 литров. А в экспериментальном микрорайоне в сливных бачках морская вода.

75% пригодной для питья воды уходит для использования на поля, где возделывают сельскохозяйственные культуры.

Вдумайтесь: чтобы вырастить килограмм яблок, надо 700 литров воды, тонну пшеницы – 1000 тонн вод, килограмм говядины – от 15 тысяч литров до 18, на производство одной пластиковой бутылки тратится 7 литров воды, на ее утилизацию – также 7 литров, на производство 1 автомобиля тратится 200-300 тонн воды, на выращивание кофейных зерен – 280 литров воды, чтобы произвести одни джинсы, требуется 7 тонн воды. При этом человек за всю свою жизнь выпивает максимум 70 тонн, или какие-то 10 пар джинсов.

Украина

Северо-Крымский канал. Был перекрыт новыми украинскими властями в 2014 году как средство борьбы с сепаратистами. Вода по нему шла из Днепра. В том году в Крыму было потеряно 120 тысяч гектаров орошаемых земель. В денежном эквиваленте ущерб оценивался в пять миллиардов рублей. ФСБ в том же 2014 году пресекла три попытки отравления крымских водохранилищ экстремистами. Крымчане готовы были платить. Но украинские власти деньги Крыма не интересуют. В результате из-за переизбытка влаги приграничные территории заболачиваются, вода в Черном море пресневеет, рыба уходит.

Можно воду из соленой превратить в пресную. Это очень дорого, да и пить такую воду недолго. Она не содержит минералов, но содержит дейтерий. Кристаллы выбрасывают назад в море, что не может не сказаться губительно на фауне. Человечество вообще должно было начать экономить воду еще в 60-х.

«Слишком долго мир обращал основное внимание на построенную человеком или искусственную систему управления водными ресурсами. Причем, делая это, мы не учитывали естественные механизмы природы, - говорится в вводной части 100-страничного доклада.»

Это да, схему круговорота воды в природе должны знать все школьники:
http://www.cheloveche.ru/feeds/%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%B7%D0%
B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5
Хотя часто встречаю мнение, что география в школьной программе не обязательна. А между прочим, Президент России - В. В. Путин - председатель попечительского совета именно Русского географического общества - с его основания в 2010 году.

«Ключом к переменам станет сельское хозяйство - крупнейший источник потребления и загрязнения воды.»

«В связи с этим генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азулай замечает, что две трети лесов и заболоченных земель в мире утрачены с начала XX века - тенденция, которую необходимо остановить.»

Эту тенденцию надо не только остановить, а переломить и повернуть вспять.

«В народе давно существуют выражения «Леса – хранители вод», «Леса – рождают реки», «Где лес – там и вода, где вода – там и жизнь» и т. п. Особенно большое внимание проблеме связи лесов и вод стали уделять в конце 19 – начале 20 столетия. В это время резко усилилось уничтожение лесов в связи с развитием промышленности, участилась повторяемость засух на юге и юго-востоке России. Одну из причин этого явления видели в уменьшении лесистости.» См. https://studfiles.net/preview/1802128/page:4/

«Обеспечение устойчивого использования ресурсов планеты имеет жизненно важное значение для достижения долгосрочного мира и процветания.»

Ресурсы планеты надо восстанавливать и потом использовать, а не стенать по их утрате. Посадка деревьев для восстановления растительного покрова Земли – это и занятость, и работа на общее здоровое будущее. Именно для этого раньше существовали Лесничества, Зеленстрои, Зелентресты и прочие полезные организации. Кроме того, на субботниках люди сажали деревья и кустарники.

Известна следующая иторическая притча:
«Генерал Луи-Жубер Лиоте - командующий французскими колониальными войсками в Марокко и Алжире в начале XX века - однажды решил пройтись пешком. Был полдень, нещадно палило африканское солнце. Изнывавший от жары генерал приказал своим подчиненным обсадить дорогу деревьями, которые давали бы тень.

Но, Ваше превосходительство, деревья вырастут только через 50 лет, - заметил один из офицеров.

Именно поэтому, - прервал его старик, - работу начать сегодня же.»
http://нацкурс.рф/post135.html

Сия поучительная «рассказка» выступает в качестве эффектного эпиграфа к долговременному плану действий по развалу СССР.

Но, может, стоит использовать долговременную стратегию не для разрушения, а по прямому назначению – для развития - просто сажать деревья, и начинать работу сегодня же. Тут и РГО – в поддержку. Ведь пресной воды действительно всё меньше, а ресурс этот – стратегический.

А насчёт Африки… Зачем же они разрушили Ливию и Подземную реку Каддафи?
См. https://www.drive2.ru/b/2050661/

Возможные мировые водные конфликты (из доклада ООН)

Бассейны более чем 260 мировых рек разделены между двумя или несколькими странами, и при отсутствии четких договоренностей или институтов изменение этих бассейнов может вызвать серьезные осложнения в межгосударственных отношениях.

За последние 50 лет отмечены 507 «водных» конфликтов, 21 раз дело доходило до военных действий. ООН обращает внимание на конкретные бассейны, которые могут стать объектами споров в ближайшие годы. Наряду с привычными «яблоками раздора» — озером Чад и реками Брахмапутра, Ганг, Замбези, Лимпопо, Меконг, Сенегал, — в докладе ООН о мировых водных конфликтах упоминаются Аракс, Иртыш, Кура, Обь.

Особо сложилась в , бедных водой. В четырех бассейнах (Арал, реки Иордан, Нил, а также Тигр и Евфрат) уже пытались делить воду, угрожая силой. Когда в 1975 году построенная в Сирии с помощью СССР дамба перекрыла Евфрат, Ирак двинул войска к границе, и лишь вмешательство ООН предотвратило войну. В 1990 году Ирак оказался на грани войны с Турцией, когда та уменьшила сток Евфрата. В 1994 году египетские войска вошли в Судан, чтобы обеспечить контроль над Нилом, из которого пьет почти весь Египет. Вскоре Египет и Судан объединились против Эфиопии, решившей увеличить забор воды из Нила. В 2002 году Израиль угрожал применить военную силу против Ливана, если тот построит плотины в верховьях Иордана.

В Калифорнии и Саудовской Аравии запасы грунтовых вод иссякнут в ближайшие годы. В прибрежных районах Израиля вода в колодцах и скважинах уже сейчас солона на вкус. В Сирии и Египте крестьяне бросают свои поля, потому что почва покрывается коркой соли и перестает плодоносить. Мир опять поделился: на тех, у кого воды еще много, и тех, у кого она уже заканчивается. Марокко, Алжир, Тунис, Судан, Йемен, Оман, Саудовская Аравия, Иордания, Сирия, Ирак — все они уже заявили о своем недовольстве положением водных дел и готовности отстаивать свое водное право с оружием в руках.

Северная Африка

Алжир, Египет, Ливия, Марокко, Судан, Тунис, территории Испании (Сеута, Мелилья, Канарские острова) и Португалии (Мадейра).

Серьезным источником конфликтов в Африке является опустынивание. Суданские кочевники, отступая перед песками Сахары, гонят скот на территорию, населенную оседлыми жителями. Земледельцы справедливо негодуют, когда их урожай вытаптывается и поедается скотом бедуинов. Но конфликт приобретает характер еще и расового и межконфессионального, ведь земледельцы в основном негры, исповедующие христианство (либо с недавних пор, либо еще со времен Эфиопской империи, где христианство было главной религией), а кочевники - арабы или арабизированные чернокожие - мусульмане. Немало среди оседлого населения и язычников - тех, кто верит в духов предков и поклоняется животным, а согласно догмам ортодоксального ислама такие язычники должны быть обращены в веру пророка или уничтожены. ООН в данном случае бессильна, поскольку не способна остановить пустыню, то есть устранить первопричину конфликта.

Прогноз на ближайшие пять-десять лет для этого региона - катастрофа: миллионы погибших, расширение очагов войны, распад ряда государств, включая Судан, усиление анархии на территории таких стран, как Сомали /Е.Сатановский, президент Института Ближнего Востока, 2008/ .

В Северной Африке, которая является частью Ближнего Востока, спокойно будет лишь до тех пор, пока у власти остаются прежние лидеры. Но в Ливии, Алжире, Египте власть в руках уже достаточно пожилых людей, с их уходом в этих странах неизбежно усилятся исламисты. Если бы это были такие исламские фундаменталисты, как в Турции, мир мог бы не опасаться угрозы исламского терроризма. Но поскольку к власти будут рваться радикалы, все может быть гораздо хуже.

На проблему растущего исламизма накладывается также проблема нехватки воды. Даже протянувшийся вдоль Нила Египет испытывает трудности с чистой питьевой водой. В Старом Каире воду нужно добывать, потому что на двухмиллионный Фустат нет ни одной водоразборной колонки. Брать же без последствий для здоровья воду из Нила, в который сливаются отходы всех мыслимых форм жизнедеятельности и производства, невозможно. Сам по себе Нил, точнее, расположенные на нем гидроузлы, - потенциальная причина военных конфликтов.

Египет зависит от стран, расположенных выше по течению, - Судана, Эфиопии - и малых стран в районе Африканских Великих озер. При президенте Насере под чрезвычайно жестким давлением заключались соглашения, по которым только египетские инженеры могли строить гидроузлы в Эфиопии и Судане. Но сегодня прежние договоренности уже не работают, а козыри - отнюдь не у египетских властей.

Среди потенциально опасных регионов особо выделяется район Нила. Экономика Египта почти полностью зависит от нильской воды, а 95% всего водотока приходит из других стран региона. На руку Египту в этом отношении играет этнический конфликт в Судане: занятым проблемой Дарфура властям этой страны не до масштабных гидротехнических проектов, а потому до поры до времени Египет может чувствовать себя в относительной безопасности.

Западная и Юго-Западная Азия

Абхазия, Азербайджан, Армения, Афганистан, Бахрейн, Грузия, Египет (только Синайский полуостров), Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кипр, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Турция, Южная Осетия

Ближний Восток : Бахрейн, Египет, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кипр, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия, Турция

Все ближневосточные страны расположены в одной из наиболее засушливых частей планеты, где возобновляемые запасы воды резко ограничены. Арабский мир занимает 9% суши и вмещает значительное по численности население, занимая 5-е место по этому показателю. Водные же ресурсы его оцениваются всего лишь в 0,7% совокупных мировых запасов, а возобновляемые водные источники не превышают 1% мирового потенциала. В результате объем воды на душу населения здесь составляет в среднем 1,5 тыс. м 3 в год при средней мировой обеспеченности ею в 13 тыс. м 3 . К тому же из-за низкой эффективности арабских ирригационных технологий в сельском хозяйстве — основном потребителе воды — из имеющегося потенциала усваивается только половина.

Арабы бьют тревогу по поводу того, что в начале нового века нехватка воды может составить 130 млрд. куб. метров, притом что совокупная потребность в ней региона, по самым скромным оценкам, достигнет 220 млрд. куб. метров. Создается ситуация, когда нарастающий дефицит воды станет серьезным ограничителем экономического роста.

Проблема воды на Ближнем Востоке быстро интернационализируется /по данным А.А.Филоника — эксперта Института изучения Израиля и Ближнего Востока/ , превращаясь в серьезный фактор международной политики в регионе и объект разногласий в отношениях арабов с соседями и между собой.

Дефицит жизненного ресурса давно инициирует противоречия между Турцией, Сирией и Ираком, между Израилем, Сирией и Иорданией, в ходе которых муссируется тема несанкционированного забора воды Израилем из ливанских рек. Вода — больной вопрос между Египтом и Суданом, а если подходить к проблеме с расширительных позиций, то в данном случае число потенциально конфликтующих сторон может быть еще больше за счет присоединения африканских государств.

Если исходить из арабских позиций, то для них проблема поддержания водного баланса становится проблемой жизнеобеспечения, приобретая приоритет в рамках национальной безопасности. Между тем вопросы эти решаются трудно. С одной стороны, рост потребления воды вызывается экономическим развитием стран, контролирующих истоки рек. С другой — международные или национальные проекты упорядочения стока рек сопряжены с расходованием гигантских средств, мобилизация которых проблематична. Например, так и остается прожектом по экономическим и политическим мотивам турецкий проект «водоводов мира», который предусматривает подачу воды в разные части арабского мира и в Израиль .

Самые серьезные проблемы в арабском мире – продовольствие (привязанность арабов к внешним источникам продовольственного снабжения) и практически тупиковая ситуация с водообеспечением – могут спровоцировать конфликты разной степени интенсивности. Причем в центре окажется вода.

В оценках состояния и перспектив израильско-палестинского конфликта фактору воды мировые СМИ уделяют относительно мало места - они предпочитают говорить о терроризме, самоопределении палестинского народа, праве Израиля на безопасное существование. Однако водная подоплека конфликта не менее существенна. Большинство водотоков, снабжающих пресной водой Израиль, берут начало на территориях, захваченных в ходе шестидневной войны 1967 года. Это горный водоносный пласт на Западном берегу реки Иордан и Тивериадское озеро (Галилейское море), которое Израиль фактически превратил в свой внутренний водоем, захватив принадлежащие Сирии Голанские высоты.

Именно поэтому все разговоры о размежевании Израиля и Палестины, а также о возвращении захваченных в 1967 году территорий заканчиваются ничем. Учитывая, что за 40 лет, прошедшие со времени шестидневной войны, население Израиля утроилось, обеспечить водой 7 млн человек, утратив контроль над источниками пресной воды, практически невозможно.

Со своей стороны, Израиль как главный конкурент арабов по воде также обеспокоен положением с водными ресурсам. Его реакция на их сокращение привела к широкому применению водосберегающих технологий.

Примеры сотрудничества: Сирия и Ливан к 2001 г. утвердили договор о совместном использовании вод Эль-Асы.

Израиль выдвигает исключительно ёмкую программу использования водных ресурсов региона на паритетных началах с Иорданией и палестинской автономией и в общем проявляет готовность идти на урегулирование ситуации вокруг Голанских высот ради создания широкой системы сотрудничества в регионе, важным аспектом которого, безусловно, является безопасность в вопросах, связанных с водой.

Ныне предлагается много проектов для бесконфликтного решения водной проблемы. Они заслуживают серьезного внимания, поскольку им нет другой альтернативы. Они не лишены слабых мест, но козырь их в том, что они создают импульс для продуктивной деятельности, превращая антагонизмы в двигатели развития.

Отсутствие воды гораздо хуже отсутствия нефти. Сегодня критическая ситуация с водой сложилась и на Ближнем Востоке, и в тропических зонах - в Юго-Восточной Азии и Африке, не говоря уже о таких расположенных в пустынях и полупустынях странах, как Пакистан. Средний объем расхода воды по миру - 1000 кубометров на человека в год , а в Пакистане - пока 1250 , но незагрязненная промышленно-бытовыми стоками вода, которую можно пить, - уже дефицит. Сегодня на планете более двух миллиардов человек испытывают нехватку воды. Из них более миллиарда живут в условиях ее жесточайшего дефицита.

Для жителей богатых стран - Катара, Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, Султаната Оман, Кувейта - власти запускают опреснительные заводы: в Омане такой завод соорудили израильтяне, а Россия сейчас предлагает построить подобный в Эмиратах. Несмотря на это, места, где существует проблема водного дефицита, - уже не отдельные точки на карте, а обширные территории, густо населенные людьми.

Из-за нехватки чистой воды можно прогнозировать, в частности, конфликт между Йеменом и Саудовской Аравией. Йемен уже испытывает недостаток воды, а население там растет опережающими темпами по сравнению с Саудовской Аравией. Через 10–15 лет людей в Йемене будет больше, чем в Саудовской Аравии, при этом уже сегодня даже на севере, в горах, достаточного количества воды нет. Люди вынуждены покупать ее по очень высокой цене. При этом Саудовская Аравия после 1973 года, с приходом в ее бюджет сотен миллиардов нефтедолларов, стала еще и одним из экспортеров зерна, хотя климат там вовсе не способствует выращиванию там пшеницы. Просто гигантские подземные запасы пресной воды, которые существуют в этой стране, выкачиваются и расходуются на амбициозные и чудовищные энерго- и водозатратные проекты. Так что межгосударственный «водный» конфликт может возникнуть очень скоро.

Конфликты вокруг водных ресурсов - между Турцией и Сирией, Турцией и Ираком, Ираком и Ираном - необходимо разрешать, и, скорее всего, это будет делаться военным путем. Очень сложный узел проблем - в Израиле и Палестине, где водный дефицит касается обеих территорий. При этом Израиль относится к числу энергосберегающих стран, являясь единственным из государств региона - за исключением нефтедобывающих монархий Персидского залива, - где высокие технологии работают на энергосбережение. В Израиле применяется капельное орошение, существуют очень жесткие штрафы за загрязнение источников. В Палестине же отношение к водным ресурсам абсолютно варварское. В Газе, например, скважины строились бесконтрольно, и водные слои были выкачаны до такой степени, что в них пошла морская вода. После этого о пресной воде можно было забыть. Но винить себя в катастрофах такого рода не принято - виноват всегда сосед.

Вряд ли обойдется без применения силы в Турции, которая еще недавно была избыточно богата водными ресурсами. Но уже в этом году, учитывая изменения климата, наступил водный голод в Анкаре! И теперь Турции нужен свой «поворот рек», чтобы столица имела запасы воды, необходимые для ее жизнедеятельности в привычном режиме. В течение пятнадцати лет будет пройдена условная черта, после которой на Ближнем Востоке может начаться не одна, а несколько «водных войн» /Е.Сатановский, президент Института Ближнего Востока /.

Восточная Азия

Китай, Монголия, Тайвань, Япония, КНДР, Республика Корея, Дальний Восток

Проблема водопользования в верхнем течении Иртыша пока не приняла острые формы, но уже осложняет отношения между странами-соседями. Исток Иртыша расположен на территории Китая, затем река течет по территории Казахстана и России. В конце 90-х годов власти Китая объявили о планах строительства канала в верховьях Иртыша для орошения испытывающих острую нехватку воды земель в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Казахские ученые быстро подсчитали, что после отвода вод на нужды орошения к 2020 году русло Иртыша на всей территории Казахстана и вплоть до Омска, где в него впадает река Омь, может превратиться в цепь болот и стоячих озер. А это будет иметь катастрофические последствия для экономики и экологии не только Казахстана, но и российских областей Западной Сибири.

Если канал, который китайцы строят в верховьях Иртыша, заработает на полную мощность, то Иртыш практически пересохнет вплоть до Омска, где в него впадает река Омь.

Попытки решить проблему дипломатическим путем пока ни к чему не привели. Китай противится подключению России к переговорам и настаивает, что проблема должна решаться на двусторонней основе - между ним и Казахстаном.

Ведутся переговоры: продолжающееся строительство водоотводного канала на территории Китая может привести к тому, что река Аргунь на территории России полностью обмелеет.

Южная Азия

Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка

Продолжительный и не менее кровопролитный конфликт, индо-пакистанский спор вокруг Кашмира, имеет к воде непосредственное отношение. Истоки практически всех рек, протекающих по территории Пакистана, в том числе главной водной артерии, Инда, находятся в Кашмире, и многие из них - на территории, контролируемой Индией.

Уже в первый год после провозглашения независимости обоих государств, весной 1948 года, Индия продемонстрировала своему соседу действенность «водного оружия», перекрыв снабжение водой каналов, орошающих поля в пакистанской провинции Пенджаб.

В 1960 году Индия и Пакистан нашли компромисс: они заключили договор о развитии бассейна реки Инд, согласно которому в пользовании Пакистана оказывались воды трех западных рек, питающих Инд, а в пользовании Индии - трех восточных. По этому договору Индия брала на себя обязательство не нарушать водосток рек, протекающих по ее территории, но определенных в пользование Пакистана.

Новое обострение водной проблемы произошло в начале 2005 года, когда Дели объявил о планах строительства гидроузла на реке Чинаб. Пакистан усмотрел в этом нарушение договора 1960 года, а мировые СМИ заговорили о том, что «водный удар» по Пакистану может оказаться даже более эффективным, чем ядерный (к тому времени обе страны уже обзавелись ядерным оружием). В конце концов дело было передано на рассмотрение Всемирного банка, который в начале 2007 года вынес свое заключение. Суть его держится в секрете, но обе страны расценили решение банка как свою победу.

Но наступившее затишье имеет временный характер. За годы независимого существования Индии и Пакистана количество пресной воды на душу населения в Индии сократилось почти в 3 раза - с 5 тыс. кубометров до 1,8 тыс., а в Пакистане - более чем в 4 (с 5,6 тыс. кубометров до 1,2 тыс.). Показатель в 1 тыс. кубометров считается критическим. Так что новое обострение не за горами.

Центральная (Средняя) Азия

Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан

Центральная Азия (по определению Юнеско): Монголия, Западный Китай, Пенджаб, Северная Индия, Северный Пакистан, северо-восточный Иран, Афганистан, районы азиатской России южнее таёжной зоны, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан

После распада СССР и обретения независимости республиками Центральной Азии многие природные ресурсы оказались по разные стороны границ, что привело к неэффективности использования старых правил распределения гидроэнергоресурсов. Возникла парадоксальная ситуация: вода, которая в регионе – один из важнейших стратегических ресурсов, продолжает оставаться бесплатной. В результате этот вопрос стал здесь одной из главных проблем: оказывая влияние на экономическое и политическое развитие стран, водные ресурсы превратились в серьезный фактор безопасности.

Аральское море вычерпано наполовину: Международный фонд спасения Арала обсуждает проблемы на уровне глав государств: собираются президенты Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана.

В Центральной Азии появились первые признаки грядущей полномасштабной войны нового типа – за воду /Журнал «Власть», № 37 от 24.09.2007 , www.kommersant.ru /. Первые столкновения между Таджикистаном и Узбекистаном уже начались в 2007 г.

Отношения между Таджикистаном и Узбекистаном и без того оставляют желать лучшего. Хотя обе страны являются членами одних и тех же региональных организаций - ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭс, между ними действует жесткий визовый режим, транспортное сообщение крайне затруднено, а часть таджикско-узбекской границы и вовсе заминирована со стороны Узбекистана.

Нехватка воды превратилась в проблему для Узбекистана, Казахстана и Туркмении – стран, лежащих в низовьях рек Амударьи и Сырдарьи.

Таджикистан вынашивает амбициозные планы строительства целой серии ГЭС на реках Вахш и Пяндж, образующих при слиянии главную реку Центральной Азии - Амударью, и на реке Зеравшан - притоке Амударьи

Узбекистан возражает против строительства мощных гидроэнергетических сооружений в верховьях трансграничных рек региона. Ташкент полагает, что Рогунская ГЭС в Таджикистане и Камбаратинские ГЭС-1 и -2 в Киргизии после ввода в эксплуатацию негативно повлияют на водноэнергетический баланс и снизят объемы поступления воды в Узбекистан. Ташкент настаивает: прежде чем приступить к строительству больших ГЭС, необходимо заручиться согласием соседей, а также провести международную экспертизу под эгидой ООН.

Таджикистан и Киргизия, не первый год находящиеся в кризисе, не в состоянии оплачивать поставки энергоресурсов по мировым ценам и выход видят в развитии собственной гидроэнергетики. Зимой жители этих стран из-за нехватки энергии оказываются в невыносимом положении. Их президенты доказывают, что крупные ГЭС не ухудшат водоснабжение, поскольку, обладая крупными водохранилищами, обеспечат больший сброс воды в страны, лежащие внизу по течению рек, при этом еще Ташкент и Киргизия претендуют на некую компенсацию за накопление воды.

Основанием для такого требования послужил доклад Всемирного банка (ВБ) «О взаимосвязи водных и энергетических ресурсов в Центральной Азии» , в котором предлагается признать, что «стране, расположенной вверх по течению реки, необходима компенсация в денежной форме за услуги по накоплению воды, которую она обязана предоставлять, неся значительные затраты для своей экономики, а также предусмотреть в соглашениях суммы, оплачиваемые в денежной форме за услуги по накоплению воды».

Жесткое разделение стран Центральной Азии на две группы («за» и «против» строительства крупных ГЭС) ведет к региональному расколу. Попытки создать водноэнергетический консорциум провалились.

Таджикистан и Киргизия не в состоянии платить высокую цену за потребляемый узбекский газ, а Узбекистан за долги, не учитывая их положение, «давит» — отключает им поставки голубого топлива. У наиболее бедных стран региона – Таджикистана и Киргизии – в нынешнем положении лишь один выход: они должны развивать электроэнергетику, что помимо разрешения энергокризиса может еще и стать статьей наполнения бюджета. Противоречия по водному вопросу между центральноазиатскими странами уже столь глубоки, что без нейтрального посредника в виде Казахстана не обойтись.

В августе 2007 г. Таджикистан расторг соглашение с «Русалом» о строительстве Рогунской ГЭС. «Русал» не согласился с требованием Таджикистана построить насыпную плотину на проектном уровне 285 м, а затем поднять ее бетоном до 325 м. Увеличив высоту плотины Рогунской ГЭС на 40-50 м, Таджикистан получает возможность накапливать в водохранилище дополнительно порядка трех кубических километров воды, что приблизительно равно среднему стоку реки Вахш за 50 дней. А, значит, появляются дополнительные возможности для манипулирования объемами стока. Оставить же орошаемые земли ниже по течению без воды хотя бы на три дня - значит на корню погубить урожай стратегически важных для Узбекистана культур, прежде всего хлопчатника. И хотя на практике маловероятно, что Таджикистан решится на такое, возможность использовать регулируемый водосброс как инструмент шантажа безусловно сохраняется.

В советское время централизованное планирование позволяло сохранять баланс в отношениях богатых углеводородами Казахстана, Узбекистана и Туркмении с обладающими огромными запасами воды, но небогатыми полезными ископаемыми Таджикистаном и Киргизией. После распада СССР вторая группа стран оказалась в невыгодном положении: нефть и газ им пришлось покупать, а водой, поступающей с их территорий, страны, расположенные ниже по течению рек, пользовались бесплатно.

Активность таджикского президента по строительству цепи гидроузлов в верховьях рек, питающих Амударью, призвана ликвидировать этот дисбаланс. Эмомали Рахмон вынашивает грандиозные планы по превращению своей страны в ведущего экспортера электроэнергии. Он рассчитывает не только покрыть нынешний дефицит энергии в стране (в Таджикистане до сих пор нормой считаются периодические отключения электричества), но и освоить такие рынки, как Афганистан и Пакистан. Ресурсы для осуществления таких планов у таджикского руководства есть: по запасам гидроэнергоресурсов (300 млрд кВт ч в год) Таджикистан занимает восьмое место в мире, а по показателям на душу населения - первое.

Не отстает от Таджикистана и Киргизия, где находится большинство истоков другой великой реки региона - Сырдарьи. Несогласованность сброса воды из Токтогульского водохранилища уже не раз приводила к конфликтам с властями Узбекистана и Казахстана, требующими ограничить сброс в зимнее время и увеличить его летом. Доходило до того, что Ташкент грозил Бишкеку отключениями газа. Сейчас Киргизия пытается перевести отношения с соседями на рыночные рельсы - «энергоносители в обмен на воду».

В ближайшее время может усугубиться положение с обеспечением водой в низовьях Амударьи и Сырдарьи, усугубится экологическая катастрофа высыхающего Арала и станет невозможным проживание здесь десятков миллионов жителей Казахстана, Туркмении и Узбекистана.

В самом невыгодном положении находится Казахстан. С одной стороны, это наиболее динамично развивающаяся экономика региона, с другой - из всех постсоветских стран Казахстан имеет наихудший показатель по обеспечению водой в расчете на единицу площади, а подавляющее большинство рек, протекающих по его территории, берет начало либо в Китае (это река Или, впадающая в Балхаш, и Иртыш), либо в Киргизии (Сырдарья), либо в России (Урал). Практически лишены пресной воды основные нефтедобывающие области, что не позволяет в полной мере использовать их экономический потенциал.

Казахские ученые уже подсчитали, что больше всех Казахстану задолжала Россия. Расчет прост: по Иртышу, Тоболу и Ишиму в Россию в год утекает 36 кубических километров, а притекает по Уралу только 8. То есть «долг» России составляет 28 кубических километров пресной воды в год.

И в связи с этим в Казахстане, а заодно и в Узбекистане стали все чаще возвращаться к идее реанимировать старый и, казалось бы, надежно похороненный проект поворота сибирских рек . Идея вновь прозвучала в 2002 году. На этот раз предлагается построить канал длиной 2500 км от реки Обь, чуть ниже впадения в нее Иртыша, до Сырдарьи и Амударьи, чуть выше их впадения в Аральское море. Экологические последствия проекта точно просчитать невозможно, а предыдущий опыт даже менее масштабных гидропроектов в Центральной Азии (таких, как Каракумский канал) показал, что они дают лишь кратковременный эффект, а затем ведут к усугублению проблем - росту объема солончаков, истощению грунтовых вод и увеличению их солености. И тем не менее у проекта нашлись сторонники. Запад пообещал помочь с поиском необходимых для его осуществления $40 млрд (считается, что проект поможет смягчить для Западной Европы негативные последствия глобальных изменений климата в последние годы), а в России главным сторонником идеи оказался мэр Москвы Юрий Лужков. Впрочем, никаких практических действий пока никто не предпринимал.

И тем не менее бурный рост населения Центральной Азии и нужды промышленного и сельского хозяйства на фоне истощения водных ресурсов создают все условия для того, чтобы проблема воды вскоре вышла на первый план, затмив собой все другие проблемы.

«Схватки еще предстоят. Страны это бедные, и каждая капля воды на учете. А ледники тем временем тают, и это устойчивая тенденция. Не нужно забывать главную истину: кто в этом регионе командует водой, тот командует всей Ферганской долиной, да и вообще долинами» (А.Малашенко, эксперт Московского центра Карнеги).

Американский континент

США оказывают давление, чтобы завладеть водными ресурсами Канады, которая испытывает проблемы с водой.

Пример конфликта между Канадой и США в вопросе водных ресурсов: В конце 1990 годов компания Sun Belt Water Inc,. исходя из Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA, North American Free Trade Agreement) предъявила иск правительству Канады в связи с тем, что канадская провинция Британская Колумбия заморозила соглашение по поставке воды в штат Калифорния, прекратив экспорт воды. Компания также предприняла попытку транспортировать канадскую воду морским транспортом в Азию и на Ближний Восток. Реализация этих проектов была остановлена в связи с общественной реакцией против изъятия воды из экосистемы Канады и ее контролирования частными компаниями.

США и Китай начали распространять влияние на водные ресурсы, расположенные вне своей территории. Страны, богатые водными ресурсами, а также страны с ограниченными водными ресурсами скупают у бедных стран территории, на которых расположены водные источники. Такая же ситуация наблюдается и в больших городах, которые используют водные резервы небольших населенных пунктов, расположенных в их окрестностях. Можно отметить, что во всех уголках мира между богатыми и бедными начался водный конфликт, однако, основная борьба ведется за то, кто будет иметь право голоса в вопросе управления водными ресурсами.

Известнейшая американская фирма по производству газированных напитков в 2000-м году решила основать завод в поселке Плачимада, расположенном недалеко от города Палгат в индийском штате Керала. Местное руководство выдало фирме лицензию на водопользование. Однако фирма пробурила 6-7 скважин и стала откачивать миллионы литров воды. В связи с этим уровень воды в колодцах поселка снизился с 152 до 45 метров. Кроме того, фирма выбрасывала в опустошенные колодцы, расположенные на территории фирмы, производственные отходы, которые под действием дождей стали отравлять источники воды и рисовые поля.

Местное руководство в связи со стремительным сокращением уровня воды в 260-ти колодцах потребовала объяснений от фирмы, но таковых не получила, после чего отменило лицензию. В 2003 году сотрудник здравоохранения региона предупредил местных жителей, что воду в поселке Плачимада нельзя пить и употреблять в пищу. После этого женщины-жительницы поселка начали перед зданием фирмы сидячую забастовку протеста, обратившись за помощью к активистам в водном вопросе по всему миру и получили от них незамедлительную поддержку.

Заключение

В числе основных государств, испытывающих острую потребность в пресной воде, целесообразно выделить Китай, Индию, а также США.

В наибольшей степени испытывают недостаток в питьевой воде страны Африки к югу от Сахары (Тропическая/Черная Африка). Дефицит чистой и питьевой воды является одной из самых насущных проблем Африки. Только один человек из шести имеет доступ к чистой воде. В развивающихся странах 80% патологий и заболеваний в той или иной мере связано с нехваткой чистой воды.

Дефицит воды угрожает экономическому росту стран Ближнего Востока. Страны Персидского залива предполагают инвестировать US$120 млрд на водные и энергетические проекты в течение следующего десятилетия.

Азия – это самый водопотребляющий континент мира . 449 городов в Китае испытывают недостаток воды, из них 110 уже достигли критического уровня.После нескольких десятилетий бурной индустриализации крупные китайские города вошли в число наиболее неблагоприятных в экологическом отношении. Изменяется экосистема и возникают масштабные экологические проблемы.

В принятой ООН в 2000 году Декларации тысячелетия международное сообщество взяло на себя обязательство к 2015 году наполовину сократить количество людей, лишенных доступа к чистой питьевой воде, и покончить с нерациональным использованием водных ресурсов.

Но до сих пор водные кризисы, экологические риски занимают видное место в списке глобальных рисков 2014 года. Наибольшую обеспокоенность вызывают водные кризисы как результат плохого управления водными запасами и усиления конкуренции за уже скудные водные ресурсы.

В статье использованы материалы:

  • доклад ООН о мировых водных конфликтах,
  • Агентство политических новостей, 2007,
  • Журнал «Власть»,
  • Е.Сатановский, президент Института Ближнего Востока, 2008,
  • А.А.Филоник, эксперт Института изучения Израиля и Ближнего Востока.