Слово «совесть» этимологически выводится от того же корня, что слово «ведать» – «совместное ведение». Под совестью мы подразумеваем некого внутреннего собеседника – «со-ведника» – с которым неизбежно приходится «обсуждать» наши поступки, оценивая их. С точки зрения психологии совесть относится к сфере высших чувств – т.е. чувств собственно человеческих, не присущих никаким другим живым существам. Иными словами, совесть – это одно из трех свойств, которые делают человека человеком.

Нередко совесть называют «голосом Бога в человеке». Такое истолкование представляется не совсем верным, правильное было бы называть ее «голосом системы ценностей». Совесть сверяет наши реальные мысли и дела c идеальным образом «того, что должно быть». Если Бог входит в систему ценностей конкретного человека – его совесть действительно может быть «голосом Бога», но так бывает не всегда. Чьи-то ценности, с которыми сверяется совесть, могут даже шокировать нас – например, вполне можно представить себе фанатика-террориста, который будет испытывать угрызения совести, оставив жизнь человеку, который – в соответствии с его убеждениями – заслуживал смерти.

Одно из самых близких к совести чувств – стыд, но самое опасное явление – подмена совести стыдом. В этом случае получается то, о чем говорит грибоедовская героиня: «Грех не беда – молва нехороша». Область действия стыда – внешний мир («что обо мне подумают»), с совестью же приходится иметь дело независимо от того, узнает кто-то о нашем поступке или нет, и потому с совестью намного сложнее «договгориться», чем избежать стыда.

Совесть – одно из самых мучительных чувств. Быть может, поэтому многим кажется, что лучше было бы ее не иметь. Она представляется некой силой, сдерживающей развитие человечества – такой подход был характерен, например, для гитлеровской «философии»: фашисты любили сравнивать совесть с аппендиксом – бесполезным отростком, который может стать причиной опасной болезни, и чем раньше человек от него избавится, тем лучше… Впрочем, в отношении аппендикса медики в конце концов пришли к выводу, что он выполняет в организме полезную функцию – но все ли согласны с этим в отношении совести?

Совесть, безусловно, способна серьезно осложнить жизнь. Это она не позволит сказать – «Ничего личного, бизнес» – и хладнокровно оставить без средств к существованию друга, вместе с которым создавали дело с нуля. Это она не позволит выйти замуж за жениха лучшей подруги… Впрочем, подобные «досадные» действия можно наблюдать не только на уровне конкретных человеческих судеб. Ведь именно совесть «возражает» в первую очередь против опытов над человеческими эмбрионами, клонирования человека и прочих «прогрессивных» шагов. С другой стороны, когда-то чья-то совесть могла возражать против вскрытия трупов – а сегодня ни один врач не сможет выучиться без этого…

Да, совесть может выступать как сдерживающий фактор прогресса – но куда может завернуть этот самый прогресс, если ничто не будет сдерживать, «проверяя на человеческое начало»? И ответ на вопрос, нужна ли совесть в современном мире, в действительности очень прост: вот вы – тоже часть современного мира. Так спросите себя, хотите ли вы жить среди бессовестных людей? Или все же нуждаетесь в некой силе, которая будет защищать вас от себялюбия окружающих… и их от вашего себялюбия тоже.


Вначале предлагаю почитать высказывания знаменитых людей о совести. А затем попробуем разобраться.

Итак, с одной стороны:

Я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью. Адольф Гитлер

Есть степень заядлой лживости, которую называют "чистой совестью". Ф.Ницше

Испытывал ли я когда-нибудь угрызения совести? Память моя хранит на этот счет молчание. Ф.Ницше

Совесть — официальное название трусости. О.Уайльд

У человека с чистой совестью, вероятно, слабая память. М.Паньоль

Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью. Л.Толстой

Совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у монархиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить. К.Маркс

Иные, только потеряв совесть, находят то, что им надо. С.Лузан

Хочешь быстро взобраться на Вершину - оставь свою совесть у подножья горы. Нейах

И с другой стороны (как мне видится):

Совесть — это правильный суд доброго человека. Аристотель

Самое главное украшение — чистая совесть. Цицерон

Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды. Цицерон

Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен. Овидий

Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни. М.Аврелий

Хуже рабства, угрызения совести. Публий Сир

Чистую совесть иметь — не знать за собой прегрешений. Гораций

Чистая совесть есть постоянный праздник. Сенека

Лучше краска на лице, чем пятно на сердце. Сервантес

Совесть — это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают. Г.Гегель

Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла. Д.Дидро

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае. А.Суворов.

Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы. Альберт Эйнштейн

Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь. А.Шопенгауэр

Угрызения совести есть единственная добродетель, остающаяся у преступников. Вольтер

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. А.Пушкин

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких. П.Гольбах

Могущественные силы, разрушающие города и уничтожающие государства, остаются все же беспомощными против одного человека, если у него достаточно воли и душевной неустрашимости, чтобы победители миллионов не могли подчинить себе одного — свободную совесть. С.Цвейг

Наша совесть — судья непогрешимый, пока мы не убили ее. О.Бальзак

Ничто так не беспокоит людей, как нечистая совесть. Э.Роттердамский

Самое приятное свойство совести то, что она всегда на твоей стороне. Она не потревожит тебя, пока тебе хорошо. Р.Орбен

Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть. Б.Франклин

Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове "должен". Ч.Дарвин

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. И.Кант

Совесть — есть закон законов. А.Ламартин

Всегда есть причина, если Вас мучает совесть. Радуйтесь, ибо это лучшее из мучений, т.к. совесть жива, и Вы обязательно найдете причину и справитесь с Божьей помощью! В.Борисов

Итак, что ж такое совесть? Много людей высказывают свое мнение. А что вкратце, какова суть?

Совесть — это способность человека самостоятельно осознавать свои нравственные обязанности и осуществлять нравственный самоконтроль. Требовать от себя выполнения нравственных обязанностей и оценивать совершаемые собою поступки. Проявляется совесть в понимании нравственности совершаемых действий, а также в виде эмоциональных переживаний ("угрызений совести"). Существует связь понятия совесть и стыд, сознание.

Об истоках совести ведутся бесконечные споры. Основными, являются две версии.

Первая, более молодая версия истоков совести.

Действия человека, приносящие вред окружающим, а также связанные с ними эгоистические действия вызывают в обществе осуждение. А действия, основанные на самоотдаче, бескорыстии, приносящие пользу, наоборот, вызывают одобрение. И потому со временем, связь самоотдачи, бескорыстия (альтруизма) и одобрения фиксируется и передается по наследству. Реальное отношение к вреду и пользе забывается, и эгоизм осуждается уже сам по себе, а альтруизм, наоборот, одобряется. Различие оценки эгоизма и альтруизма передают детям (поучениями и наказаниями). Со временем люди считают, что связь установлена не ими, а существовала тысячелетиями и другой не может быть никогда.

То есть, совесть — длительная привычка. Привычка одобрять в других альтруизм и осуждать эгоизм. И эта привычка непроизвольно переносится человеком на свои действия.

Вторая, более распространенная и древняя версия истоков совести.

Совесть — это свойство человека, данное ему Природой, Творцом, Богом, а не производное от иных элементов. Да, совесть может развиваться или деградировать (в зависимости от исторических условий, времени, явлений культуры), но совесть — это одно из главных свойств человеческого духа! Совесть — нравственный закон априори, всеобщий и необходимый. Закон понятия о высшем благе, как цели и объекте разума. Совесть есть голос Божий. В совести человека заключается сила, стоящая выше человека.

Для первой версии нравственность (и совесть) является изменчивой и относительной, для второй версии принципы нравственности и совесть являются абсолютными. По второй версии совесть — высшая воля. Это показатель Добра. А Добро, это веление Бога. И это веление у человека врожденное.

Считается, совесть тесно связана с чувством стыда. Дети уже с детского садика имеют стыд (далее на них действуют, и воспитание, и примеры окружающих, в результате, отличие стыдливостью увеличивается). А по наблюдениям путешественников, есть немало племен с низким уровнем развития, но с высокой нравственностью, стыдливостью, правдивостью, добротой. Это значит, что связь между уровнем стыдливости, нравственности и развитой культурой, бытом, законами очень слаба.

Каббала.

Совесть — это стыд перед людьми и собою за эгоизм. Отрыв от Творца, Бога — это корень всех страданий в мире, поэтому совесть — самое тягостное переживание человека.

Православие.

Совесть есть один из чудеснейших даров Божиих, полученных нами от Него.

Совесть — чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла.

Это чувство яснее отличает добро от зла, нежели ум.

Совесть — естественный закон.

Умертвить совесть — невозможно. Она будет сопровождать человека до страшного суда Христова: там обличит ослушника своего.

Совесть — соперник человека, сопротивляющийся всякому противозаконному начинанию нашему. Не делай насилия сопернику — совести! Иначе лишишься духовной свободы: грех пленит тебя, и свяжет.

Свидетель верный — непорочная совесть: она избавит душу, внимающую советам ее, от согрешений до наступления смерти и от вечных мук по смерти.

Из бесед со схиархимандритом Илием —

"Совесть — это функция души нашей, и она, конечно, много говорит человеку.
Когда человек поступает по нравственным законам, которые от Бога, то совесть одобряет. Напротив, когда человек нарушает Закон Божий, поступает против Закона, естественно, совесть обличает его. Но у человека есть еще воля. Волей человек иногда преступает этот голос совести и поступает против нее.

Совесть дана нам от Бога. Она у человека врожденная, как и разум. Человеку дается интеллект, дается воля и дается совесть.

У каждого крещеного человека есть Ангел-хранитель. Он наставляет в святости. Ангел-хранитель старается к человеку достаточно приблизиться, внушить ему добрые дела, добрые поступки, поведение. Если человек не слышит Ангела, то его состояние души таково...

Зачастую на человека влияют темные силы. Когда человек не слышит Ангела-хранителя, здесь подступает злая сила, нас неизбежно окружают бесы. Но чем человек ближе к Богу, чище морально, тем злые духи дальше. Они не могут, если человек честно живет, молится. Но когда человек теряет связь с Богом, теряет молитву, то дьявол внушает ему всякие злые мысли, злые намерения и поступки".

Проф. Иван Ильин —

"Среди современной интеллигенции царит не высказываемое, но молчаливо подразумевающееся и все более укореняющееся воззрение, будто "умному" человеку, собственно говоря, решительно нечего делать с совестью; у него много других дел поважнее; ему надо приспособиться к сложным законам общественности, хозяйственности и политики для того, чтобы научиться комбинировать эти законы в свою собственную пользу и на этом построить свое благополучие; жизнь становится все сложнее и труднее, борьба за существование требует все большего внимания и напряжения…; при чем здесь "совесть"? что она может дать, кроме новых и притом бесплодных осложнений и забот? пускай над ней возятся люди "сентиментальные", "глупые" и не приспособленные к реальной жизни, а им, "умным", — не до того...

Совесть есть живая и цельная воля к совершенному, поэтому там, где отмирает эта воля, качественность становится безразличной для человека и начинает уходить из жизни; все начинает делаться "недобросовестно", все снижается, обесценивается, становится никому не нужным: от научного исследования до фабричного продукта, от преподавания в школе до ухода за скотом, от канцелярии чиновника до уборки улиц.

Совесть есть первый и глубочайший источник чувства ответственности, поэтому там, где это чувство угасает, воцаряется всеобщее безразличие к результату труда и творчества; что же могут создать безответственный судья, политик, врач, офицер, инженер, кондуктор и пахарь?..

Может быть, искра христианской совести возродится только в окончательно сгустившихся сумерках безбожия, и распада...

И чем скорее и глубже человечество постигнет природу переживаемого им духовного кризиса, чем яснее оно поймет, что без совести на земле невозможна ни культура, ни жизнь, тем более бед и страданий будет предотвращено...

Проявляется совесть в человеческой душе часто неожиданно, но захватывающе. Не произносится никаких слов, никаких повелений. В сознании нет ни суждений, ни формул. В бессловесной тишине совесть овладевает нашим сердцем и нашей волею. Ее появление можно сравнить с подземным толчком, в котором выступает всегда присутствующая, но сокровенная сила. А слова и мысли просыпаются в нас лишь позже, при попытке описать и объяснить совершившийся поступок. В тот миг, когда совесть овладевает нашей душой, у нас нередко бывает ощущение, будто в нас что-то проснулось или восстало — какая-то особая сила, которая, по-видимому, долго дремала и вдруг очнулась и властно развернулась…".

Считаю совесть врожденным чувством. Она не эволюционирует с возрастом и не изменяется после вхождения человека в различные общества. Однако отношения в среде обитания человека влияют на разум и позволяют ему манипулировать совестью, заглушать её голос. Но совесть и при этом напоминает о себе своими угрызениями. Совесть является, чуть ли не единственным измерением верности решений человека.

В нашем современном мире ради денег, материальных ценностей, славы, власти (список явно не от Бога) большинство людей ежедневно заглушают внутренний голос совести. Уничтожают инструмент оценки Добра и Зла. Тем самым все более удаляются от Света и приближаются к Тьме. Оставляя тяжелейшее наследие не только себе в ином мире, но и своим детям, внукам.

Введение……………………………………………………………………………….…..3

1 Понятие совести………………………………………………………………….………5

2.1 Функции совести……………………………………………………………………9

3 Функционирование совести………………………………………………………..….12

Заключение……………………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………………14

Введение

Совесть представляет собой способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания. При этом человек осознает и переживает по поводу невыполненного долга, недостойного поведения, оценку которому «выставляет» сам, чувствует себя виноватым.

Совесть – это внутренний контролер человека.

Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека.

Моральные ценности всегда провозглашаются в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг.

Если человек спокоен при невыполнении долга, безнравственен, его называют «бессовестным» – им не усвоены, не приняты душой важнейшие моральные ориентиры. Бессовестного человека сдерживает только внешний контроль, иначе он будет приносить вред окружающим. Такие люди проявляет свою безбрежную зловредность: крадут, лгут, издеваются над другими без зазрения совести.

Психологи выявили: в семьях, где существует жесткий внешний контроль и жестокие наказания, больше шансов вырастить бессовестного человека. Он будет идти к своей цели, пренебрегая всеми моральными устоями, не обращая внимания на страдания окружающих. В то же время семьи, где превалируют доверительные отношения, воспитывают совестливых детей, у которых высок уровень внутреннего самоконтроля и моральной рефлексии.

Люди, вырастающие в атмосфере внимания и ласки, глубоко усваивают моральные нормы и идеалы, они сочувствуют окружающим, воспринимают их страдания как свои и стремятся не делать зла.

1 Понятие совести

Совесть является нравственным сознанием человека, способностью различать добро и зло, побуждающая человека делать осознанный выбор в пользу добра.

Совесть предполагает осознание личностью своего долга и ответственности перед собой и другими людьми. В сложной обстановке совесть заставляет человека вести себя так, чтобы не заслужить упрека со стороны близких людей, всего народа.

Когда говорят о свободе совести, имеют в виду право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В понятии совесть отражается тесная связь этики и психологии.

Совесть - черта духовного облика личности, выражающая ее способность к внутренней оценке с позиций добра и зла своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей.

Слабое развитие совести у того человека, который, отдавая себе отчет в том, что причинил кому-то материальный или моральный ущерб, не порицает себя за это, не испытывает стыда, недовольства собой и стремления поправить дело.

Совесть проявляет себя через глубокие негативные переживания, самоупреки, укоры, через тревожность и озабоченность человека моральностью и гуманностью своего поведения.

Совесть – это наш внутренний голос, который то обвиняет нас изнутри и гнетёт, то дарует чувство радости и удовлетворения за содеянное. Это наш внутренний контролёр и судья, неподкупный и беспристрастный. Мы не можем убедить себя, что поступили хорошо и правильно, когда совесть обличает нас в том, что мы поступили плохо.

Можно сказать, что совесть – это некая субстанция, способная взывать к нашим чувствам и эмоциям, воле и разуму, побуждая нас поступать в соответствии с тем, что мы считаем добрым и правильным.

Совесть - это ответственность человека перед самим собой, но собой как носителем высших, универсальных ценностей.

Если совесть указывает на соответствие или несоответствие поступка долгу, то, стало быть, «поступок по совести» - это поступок из чувства долга, это поступок, которого требует совесть. Совесть же настаивает на исполнении долга.

Совесть является личным сознанием и личным переживанием человека относительно правильности, достоинства и честности всего того, что им когда-то совершено.

Реальность совести, как постоянно действующего личного нравственного сознания, представляется вполне очевидной. Это та реальность, с которой все люди встречаются внутри себя и в общении между собой.

Высший моральный долг человека состоит в том, чтобы содействовать благу других людей и совершенствоваться, в частности в исполнении долга. Совершенствование - потенциально бесконечно. Предположение индивида о том, что он достиг совершенства, свидетельствует о его несовершенстве.

Другой взгляд состоит в том, что признавать свою совесть чистой возможно и нужно. Чистая совесть - это сознание того, что ты в общих чертах справляешься со своими моральными обязанностями, что за тобой нет существенных нарушений долга и крупных отступлений от нравственных ориентиров.

Ощущение чистой совести дает человеку уравновешенность, спокойствие, способность оптимистично и бодро смотреть в будущее. Если у морального индивида возникнут реальные основания для сомнений в правильности того или иного своего поступка, индикатор-совесть моментально заработает.

Как понятие и как реальность совесть является предметом не только теоретического исследования, но находит отражение в сфере народной мудрости и в описаниях художественной литературы. Философы, богословы и религиозные писатели заявляют в той или иной форме о главенстве совести в нравственной жизни.

Всемирно известные описания совести в ее художественной интерпретации заключают в себе чрезвычайную этическую ценность. Они убеждают в том, что всякий человек, блуждающий в иллюзиях нравственной вседозволенности во имя достижения эгоистических и честолюбивых целей, неизбежно наталкивается на совесть, как на невидимую подводную скалу, о которую разбивается "железная логика” всех его построений. В то же время он обретает в совести ту реальную и твердую почву, утверждаясь на которой он становится способным осуществить нравственное воссоздание своей личности.

Совесть относится к наиболее глубоким и ярким явлениям человеческого нравственного опыта. Она представляет собой ту замечательную способность души, с помощью которой в каждой отдельной личности преломляется общечеловеческое нравственное сознание с его аксиомами естественного нравственного закона. Поэтому именно личная совесть, а не что другое, что находится во власти самого человека, должна явиться связующим звеном двух важнейших экзистенциальных реальностей: нравственного порядка в душе и нравственного порядка во всем окружающем мире.

Совесть также как и любовь, ответственность, свобода и другие феномены человеческого существования не являются предметом специального изучения в программах школьных курсов. Понимание этих человеческих проявлений основывается на жизненном опыте людей.

Совесть - чувство ответственности за конкретно понятый долг, это внутренний самоотчет за выполнение совершенно определенных моральных обязанностей, которые далеко не всегда совпадают с обязанностями абстрактного морального субъекта и могут далеко от них уклоняться.

Человек может считать своим долгом совершение кровной мести и мучиться упреками совести за то, что не мог ее совершить. Или некто обязан докладывать начальству о благонадежности окружающих, и его мучает совесть, что он пожалел своего соседа и скрыл от властей его критические разговоры. В подобных случаях всегда встают вопросы: является ли истинным то добро, перед которым мы держим отчет? И здесь совесть неизбежно вновь возвращается к разуму, без которого человек не может совершить верный выбор в сложной ситуации.

2.1 Функции совести

Главная функция совести - самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой.

В нравственной жизни человека совесть сохраняет свое главенствующее положение и выполняет свои специфические функции.

Основными функциями совести являются:

· законодательная

· судебная

· исполнительная

В этих трех функциях совести проявляются ее авторитет, достоинство и свобода.

Достоинство совести проявляется в ее судебной функции и заключается в том, что голос совести, обвиняющий за злые дела, всегда правдив, категоричен и неподкупен.

Свобода совести предполагает ее исполнительную функцию и проявляется в том, что ничто не может поколебать совесть, сознающую свою правоту, так же, как ничто не может связать совесть, заставить ее молчать и не карать за злые дела и беззакония.

Совесть всегда указывает на требования нравственного закона, обличает или одобряет совершенные поступки, вознаграждает или карает. Выполнение совестью ее функций не есть простой автоматический акт. Это всегда сложный динамический процесс, в котором сама совесть зависит от общих нравственных установок личности, от степени приближения личности к нравственному идеалу.

Совесть часто побуждает человека делать именно то, что ему не только невыгодно, но и неприятно. С точки зрения эволюции, совесть является – человеческой слабостью. Она нисколько не делает человека «сильнее», а наоборот, гарантирует ему полное поражение в жестокой борьбе за выживание, где выживают «сильнейшие» и более приспособленные. Кроме того, при помощи теории эволюции невозможно объяснить существование совести в человеке. Совесть побуждает разум не только усматривать в тех или иных действиях личную выгоду или просчёт, но и оценивать поступки с нравственной стороны. При помощи воздействия на разум с помощью моральных доводов. Совесть играет огромную роль в принятии решений, влияя на наш выбор. Но не стоит полагать, что воля и совесть – это одно и то же. Воля – это способность делать осознанный выбор.

Благодаря действию совести, человек знает, как правильно (с моральной точки зрения) поступить в той или иной ситуации. Тем не менее, человек может решить поступить так, как ему подсказывает его совесть, а может решить пойти против неё. Если бы совесть и воля были чем-то неделимым, то это было бы невозможно, и человек всегда бы поступал только по совести. Однако этого в жизни не происходит.

Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностям и установлениям, существующим в обществе.

Совесть способна взывать к нашим чувствам, так же, как она взывает к нашему разуму. Совесть побуждает человека делать хорошее и избегать делать злое, сопровождая хорошие поступки чувством радости и удовлетворения, а плохие поступки – чувством стыда, страхами и душевными муками, которые часто называются «угрызениями совести». Итак совесть – это некая субстанция, способная взывать к нашим чувствам и эмоциям, воле и разуму, побуждая нас поступать в соответствии с тем, что мы считаем добрым и правильным.

Величайшее нарушение долга перед самим собой - противопоставлять истине ложь. Всякая преднамеренная неправда есть ложь, потому что человек в этом случае лицемерит в отношении внутреннего преклонения перед истиной. Первым преступлением человека, о котором говорит Библия, была ложь. Человек, не поступающий по истине, теряет свое нравственное достоинство.

3 Функционирование совести

Совесть заставляет людей говорить самим себе правду и в конце концов предпринимать реальные усилия для исправления ситуации, если это, конечно, возможно.

Функционирование (деятельность) совести включает участие ума, чувства и воли.

Участие ума в функционировании совести является принципиально необходимым. Ум взвешивает и оценивает альтернативные возможности, анализирует нравственное достоинство мотивов и намерений, чтобы решить, как поступить, или чтобы обсудить уже совершенные поступки.

Совесть является не только нравственным сознанием, но и нравственным переживанием всего того, что подлежит этической оценке. Чувства умиротворения и радости чистой совести или чувства вины и тревоги нечистой совести указывают на участие эмоций в функционировании совести.

Совесть не может осуществлять своих функций без участия воли, которая помогает ей активно осудить зло и обязывает исполнять то, что ею одобрено и принято. Благодаря содействию воли, решения совести приобретают императивный характер.

Таким образом, принимая во внимание, что функционирование совести включает участие ума, чувства и воли, мы можем представлять совесть одновременно в трех измерениях: как нравственное сознание, как нравственное переживание и как волевую способность личности в ее стремлении к нравственной самоактуализации.

Функционирование совести предполагает насущную потребность личности в нравственной самооценке, потребность в нравственном оправдании сокровенных и никому не ведомых замыслов, произнесенных слов, совершенных тайных и явных дел.

Заключение

Ответим на вопрос. Нужна ли совесть современному человеку. Мое мнение, что не обходима каждому. Совесть, как мы прочитали выше это неотъемлемая часть нашей жизни, нашего внутреннего мира, бытия. Она существовала в античности и сохранилась до наших времен не случайно. Она есть в каждом из нас. В ком то всегда на виду, в ком то в глубине души. Ее не видно сразу, как голубой цвет глаз и т.д. В поступках, которых совершаем. Представим, что совести нет. С большими пакетами в общественном транспорте нам никто не уступит, не поддержит дверь. Так сказать не какой взаимно выручки у людей не появиться ведь она контролируется совестью. Совесть воспитывается на ранних стадиях развития человека как личности, она частичка добра и света в каждом человеке.

Список литературы

1 Фромм Э. Душа человека.[Текст]/Э. Фромм – учеб. Пособие – М.: Юрайт, 2009. – 402с.

2 Франкл В. Человек в поисках смысла.[Текст]/В. Франкл – учеб. пособие – М.:Юрайт, 2008 – 196с.

Как-то в детстве я спросил маму: «А что такое совесть?» - «Это, когда ложишься вечером спать, сынок, и не стыдно за свои поступки, а утром просыпаешься и не стыдно людям в глаза смотреть».

Совесть - ёмкое слово. СО (приставка, означающая совместность чего то: содружество, сотрудничество, согласие) - ВЕСТЬ (послание, извещение), то есть сообщение. Это наш внутренний разговор с самим собой о том, как правильно поступить. Но как и откуда берутся эти сообщения? Совесть - явление врождённое, заложенное Богом при рождении? Или же это самовоспитание? Или следствие воздействия общества?

Совесть - нравственное сознание, нравст­венное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

Но если это следствие социального воспитания и окружения, то почему у маленьких детей, двух-трёх лет, которые пока ещё не совершают сверхосознанных поступков, совесть есть, а у кого-то из них нет? Многие из вас, наверное, помнят детское стихотворение: «Крошка-сын к отцу пришёл, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Что-то ведь его толкнуло на этот вопрос? Конечно же, не желание заняться самовоспитанием.

Моя сестра, проработавшая более полувека в детском саду, рассказывает, что одни дети в этом возрасте чётко осознают, что нельзя брать чужое, делать гадости, переживают из-за каких-то своих опрометчивых поступков. Другие - спокойно их совершают. И это не воспитание родителей. Как часто у родных братьев и сестёр, которые по идее воспитываются одинаково, вроде бы должно быть единое восприятие действительности и нравственности, а на деле оно разное. (Мы говорим о совести, так что характеры и темпераменты тут ни при чём). То есть у одного ребёнка совести нет, а у его сестры или брата есть. Почему происходит такая поломка в душе, принимающей сигнал от Бога? Как много людей потеряли связь со своей душой и не способны слышать её. О таких обычно говорят: у них нет совести. Их даже называют безсовестными. И от возраста это не зависит.

Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто… едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над темной клеветою.
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда - беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрек,
И всe тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах…
И рад бежать, да некуда… ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Отрывок из трагедии
А. С. Пушкина «Борис Годунов»

А нужна ли совесть современному человеку? Чем цивилизованней становится мир, тем более циничнее и меркантильнее становятся люди. Вот и на одной из популярных радиостанций постоянно повторяют один и тот же афоризм: «У меня совесть чиста: я ей не пользуюсь». Современное свободное общество предполагает для каждого человека право выбора тех норм, которыми он будет руководствоваться. Можно часто менять свои моральные принципы, а можно и вовсе их не придерживаться, то есть выбрать путь безнравственности. Тем более, что в этом мире жить легче именно безнравственным людям: они скоро приспосабливаются к любым условиям, легко выкручиваются из трудных ситуаций, без тени сомненья добиваются личных целей, предавая, продавая других. И это при том, что родители воспитывают детей в надежде, что из них вырастут достойные, честные люди, а не подлецы.

Вот такой парадокс. И впрямь, неужели, если хочешь быть преуспевающим и богатым, ты должен забыть, что такое совесть? Или же всё-таки, живя по совести, можно быть успешным?

Совесть! Ты где? Ты с кем? Почему ты безразлична к одним и не даёшь ночью сомкнуть глаз другим? Как просто сегодня человеку закрыться от всех глухой стеной безразличия, равнодушия и созерцать происходящее, не вмешиваясь ни во что. Но ты ежедневно шепчешь на ухо: «Уступи место женщине, старику, не видишь им тяжело ехать стоя. Дай милостыню безногому инвалиду. Пожалей сироту…». Ты не даёшь заснуть ночью из-за бесконечных мыслей о том, что кого-то сегодня невольно обидел и не попросил прощения.

Совесть и свобода выбора, данная нам Господом, взаимосвязаны. Ибо человек только в том случае может упрекать себя в совершении известного поступка, если предполагает, что только от него зависело не совершать его. Совесть, как компас, по которому легко понять, туда идёшь или нет. Совесть - это ориентир, только нравственный. Доверьтесь совести и она предохранит от ошибок в будущем.

Может быть, именно от того все беды нашей жизни, что из неё ушло, вернее, было вытеснено само понятие совести. И здесь потрудились мы все. Ожог кожи четвёртой степени при охвате более 60% всего тела является смертельным. Сколько процентов «русской совести» нужно уничтожить, чтобы все мы превратились в «гадкую, трусливую, жестокую и себялюбивую мразь», о чём мечтали Шигалев и Пётр Верховенский в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Бесы»?

Выдающийся русский мыслитель И.Ильин определил совесть как «дыхание высшей жизни», а святитель Феофан Затворник называл совесть «законом, Богом начертанным в сердцах людей, в освящении путей их и в руководстве во всем достодолжном». Лев Толстой утверждал, что совесть и есть высший руководитель человека на земле. И приводил для подтверждения этого слова французского мыслителя Руссо: «Совесть! Ты - божественный, бессмертный и небесный голос, ты - единственный верный руководитель невежественного и ограниченного, но разумного и свободного существа, ты - непогрешимый судья добра, ты одна делаешь человека подобным Богу! От тебя превосходство его природы и нравственность его поступков. Без тебя нет во мне ничего, возвышающего меня над животным, кроме печального преимущества путаться в заблуждениях вследствие беспорядочного рассудка и разума без руководства».

Лишь свет совести способен различить добро и зло. Сердечная устремлённость жить по совести и определяет весь процесс самосовершенствования.

Ф. М. Достоевский словами старца Зосимы говорит: «То, что вам кажется внутри себя скверным, уже одним тем, что вы это заметили в себе, очищается… Но предрекаю, что в ту даже самую минуту, когда вы будете с ужасом смотреть на то, что, несмотря на все ваши усилия, вы не только не подвинулись к цели, но даже как бы от нее удалились, - в ту самую минуту, предрекаю вам это, вы вдруг и достигнете цели и узрите ясно над собою чудодейственную силу Господа, вас все время любившего и все время таинственно руководившего».

Мудрые люди заметили, что уровень наличия совести прямо пропорционален развитию духовных качеств личности. Развиваясь в духовном плане, личность приобретает возрастающее чувство ответственности, сострадания и милосердия, внимания к другим, становится ближе к Богу. А душа, как искорка, освещает окружающих божественным светом любви.

Без любви нет жизни на земле. Значит, нет жизни без совести. Пройдёт время и вновь в уважении будут учёные и люди труда, а не шоу-звёзды. На телеэкранах появятся настоящие герои, а не бандиты и воры в законе. Главное - сохранить незримую связь с Богом - Совесть.

Совесть — внутренняя инстанция, осуществляющая нравственный самоконтроль собственных взглядов, чувств и поступков человека.

Честность, любовь, ответственность и мудрость.

По формулировке из Википедии, совесть — это потребность человека нести ответственность за свои действия. Как правило, совесть осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.

Нужна ли совесть?

Да, нужна, и нужно не убивать совесть и доказывать, что она не нужна, а учиться ей пользоваться. Совесть — мощный нравственный ориентир. Компас, например, тоже ориентир и по нему легко понять, туда ли идешь или нет.

Совесть — это ориентир, только нравственный. Как метафора: для лошадей создают специальные поля, огороженные электрическим забором. Если лошадь коснется — она получит несильный, но ощутимый удар током. Неприятно и лошадь через забор не ломится. Если же такого забора не будет, очень вероятно, что лошади окажутся например на дороге, где их собьет машина или произойдет авария. Получается, изгородь с напряжением сохраняет лошадям жизнь и делает ее безопасной. Такой же изгородью для человека становится совесть. Только как и где ее ставить — решать ему.

Как резюме — совесть в сочетании с умом — это хороший нравственный компас. Однако ж совесть без ума, или ум без совести — это компас без стрелки или без сторон света.

Как пользоваться совестью

Основной принцип — не ждите, пока совесть ударит, думайте заранее. Совесть должна работать не в прошлом, а в будущем. Что толку мучить себя за прошлое? Будущего прошлое уже не изменит. Хороша не та совесть, которая будет глодать вас за совершенные ошибки, а хороша та, которая предохранит вас от ошибок в будущем.

Как это осуществлять?

  • Не спорить с совестью. Признать свои ошибки, спокойно, с достоинством, как минимум про себя. Лучше — написать на бумаге.
  • Подумать, что вы решите, чтобы в будущем таких ошибок не было. Сформулировать четкий, понятный алгоритм действия. Чтобы было проще, представьте, что вы собираетесь рассказать своему воображаемому или реальному ребенку. Он наверняка задаст вам много самых разных вопросов — найдите ответ и на них. Если ребенок, вы думаете, вас поймет — значит вы сформулировали хорошее правило.Лучший способ дружить с совестью — это принимать четкие, осознанные решения на будущее и им следовать. Вот если вы от них будете отклоняться, то, пожалуй, и совесть может стать хорошим помощником (а кто еще так доходчиво вам об этом сообщит??).

Совесть всегда одинакова?

Совесть — врожденное

Религиозный подход

Совесть - орган восприятия Бога. Совесть есть воспоминание о том, что такое человек, к какому миру он принадлежит по своей идее, Кем он сотворен, как он сотворен и для чего сотворен. Совесть есть духовное, сверхприродное начало в человеке, и она совсем не социального происхождения . Социального происхождения скорее засорение и искажение совести.

Из самого существования совести вытекает, что совесть свободна. Совершая оценку и произнося суждения, совесть должна быть свободна от всего вне ее находящегося, внешнего для нее, т. е. она подвергается лишь действию Божьей благодати, послушна лишь воспоминанию о горнем божественном мире. Явление чистой совести — душа стоит перед Богом и свободна от влияний мира. Чистая совесть и есть не что иное, как свобода от мира. Ибо истинная свобода человеческого духа есть свобода от мира прежде, чем свобода в мире. Совесть, порабощенная миром и прельщенная миром, не есть уже орган восприятия правды, и она не судит, а судится совестью более глубокой и чистой. «Угрызения совести соизмеримы в нас не с нашими проступками, но только с оставшейся в нас добродетелью».


Гуманистический подход

Совесть — внутренний врожденный компас, это чувство, не отклонился ли я по дороге от стержневых целей, тем и мотивов своей жизни. Дрессировкой можно выработать только суррогат совести.

Совесть — приобретенное

Социальный психоанализ

Совесть — набор указаний и поведенческих программ нравственного характера, заложенных в человека в детстве.

Бытовое употребление

Совесть — это то, что бьет и гложет, когда человек нарушает свой внутренний запрет. Самоосуждение и самонаказание за то, что сделал «плохо», «зло».

И врожденное, и приобретенное

Совесть базируется на сопереживании, как механизме общественного инстинкта сохранения вида. Тормозные механизмы против причинения вреда члену стаи или популяции существует у многих животных. В человеческом обществе в силу неоднозначности понимания вреда совесть обрастает воспитанными моральными нормами.

Происхождение термина

Слово «совесть» пришло в русский язык вместе с другими словами христианской лексики из старославянского съвѣсть, а туда из греческого conscientia (συνείδησις). В самом по себе слове «совесть» нет ничего ни божественного, ни религиозного. Оно состоит из приставки «со» (означающей совместность чего-то: содружество, сотрудничество, соглядатай, соревнование, согласие, совещание) и «весть», то есть, по сути, информация о чём-то, не обязательно от Бога или Высших сил. Слово «совесть» говорит о форме осознанного соучастия в единой системе, которая называется социум.

Формирование совести

С позиций теории социального научения весьма убедительна гипотеза Фрейда о развитии совести. В период младенчества у ребенка возникает сильная зависимость от родительской любви. «Потеря любви» вызывает такую же тревогу, как другие виды наказания. Важный шаг в формировании совести состоит в том, что ребенок должен усвоить, перевести во внутренний план правила и ценности своих родителей. У совестливого человека собственные ошибки приводят к самообвинениям и чувству вины, а не только к страху внешнего осуждения и наказания.

Основоположники теории социального научения инициировали немало исследований по проблеме формирования совести и пытались переформулировать концепции Фрейда. Помимо ранее выдвинутого представления о том, что детская тревожность и стрессы объясняются родительским осуждением, они разработали идею, согласно которой в процессе интернализации (перевода ценностей во внутренний план) родительское неодобрение заменяется собственным чувством вины, и попытались найти, какие события в детстве могут помешать этому процессу.

В ряде исследований было установлено, что угроза потери любви очень действенна и непосредственно связана с формированием совести. Ситуация, когда один из родителей выражает разочарование или огорчение поведением ребенка является наказанием. Когда ребенка в наказание оставляют одного комнате, это тоже часто воспринимается как угроза потери любви.

Существует различие между физическим наказанием и наказанием, ориентированным на любовь. Физическое наказание вызывает негодование, отнюдь не способствующее формированию совести, и самым тесным образом связано с детской агрессивностью. Физическим наказаниям чаще подвергаются мальчики, и агрессивность им более свойственна, чем девочкам. Наказание, ориентированное на любовь, более распространено при воспитании девочек, и у них моральная сфера развивается быстрее, а агрессивность меньше, чем у мальчиков.

Понятие совести

Совесть — это не сумма поведенческих навыков. И не какое-то там вербальное учение. Но она и не религия, и тем более — не христианство. Скорее совесть — это внутренняя интуитивная (не формализованная) модель целостной Большой Системы (своего клана, племени, социальной группы, социума, народа, нации, человечества… и не только человечества, а как части всей Природы, Земли, Вселенной…) в которой имеется модельное представление себя самого как части этой Большой Системы. Но в таком представлении акценты смещены в сторону Большой Системы, а не себя лично, как бы взгляд на ситуацию, система ценностей и приоритетов берётся именно с позиции Системы, а не своей ничтожной личности.

Но Система — это не Бог. Бог (всевышний и всемогущий создатель всего сущего) не нуждается в защите своих интересов (он ведь, типа, всемогущ, он и сам может позаботиться о своих интересах). А, вот, обычная (не сверхъестественная, а просто естественная) Большая Система такая как Общество (социум), Народ, Страна, Человечество, Природа (живая и даже неживая) — более уязвимы и не всегда могут отстоять свои интересы самостоятельно.

Поэтому действуя ПО СОВЕСТИ (то есть, с позиции Системы) личность может поступиться своими (личными) интересами, и даже интересами некоторых подсистем Большой Системы, если того требуют интересы Большой Системы. Например, поприжать запросы какой-то (и даже своей) социальной группв, клана, народа, нации, всего человечества ради сохранения дикой природы… Это чисто теоретически, но это было бы именно по Совести.

Совесть и близкие категории

Подход «по совести» очень близок к пятой позиции восприятия: позиции Ангела. Одно ли это и то же?

Подход «по совести» отличается от подхода «по любви». Но чем конкретно?

Нет похожих записей