• образовательная: формирование понимания учащимися кризиса феодально-крепостнической системы, убеждения в исторической необходимости падения крепостного права в России и смены отживавшего феодального строя более прогрессивным – капиталистическим;
  • развивающая: развивать умения учащихся классифицировать, анализировать источники, рассуждать, отвечать на проблемные вопросы;
  • воспитательная: продолжать развивать умения работать в группах.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные понятия: “промышленный переворот”, “капитализм”, “феодально-крепостническая система”.

Оборудование: мультимедийный проектор, схемы на доске, исторические источники.

Ход урока

1. Оргмомент

а) приветственное слово учителя, эмоциональный настрой на урок.

2. Изучение новой темы.

1. Противоречия хозяйственного развития.

Вступительное слово учителя.

Ребята, мы продолжаем изучать историю России XIX века. А начну я урок с чтения отрывка из известного вам стихотворения, написанного Н. А. Некрасовым. А ваша задача, определить, какой период истории России описывает автор.

Совершенно верно. Это поэма называется “Железная дорога”. К какому периоду развития России относится строительство первой железной дороги? Итак, тема нашего урока, которую вы определили сами, “Социально-экономическое развитие России в 20-50-е годы”. Запишите тему урока в тетрадь. И сегодня на уроке мы определим особенности развития России данного периода.

На протяжении всего урока мы будем работать с понятиями “капиталистический строй” и “феодально-крепостнический строй”. Давайте вспомним:

Какой строй мы называем капиталистическим? Каковы его характерные черты?

Чем капитализм отличается от феодализма, почему он является более прогрессивным строем?

Объяснение учителя.

Особенностью социально-экономического развития России данного периода является одновременное существование двух экономических укладов: господствующего феодально-крепостнического и активно развивавшегося капиталистического. Сам факт развития капитализма в России свидетельствовал о кризисе феодально-крепостнической системы. Давайте рассмотрим основные черты кризиса феодально-крепостнической системы. Обратите внимание на доску. Историки определяют 3 черты.

Сейчас мы будем работать в группах. Каждой группе предлагаются карточки. Необходимо выбрать характеристики одной из предложенных черт.

После выполнения задания в группах, представители каждой выполняют эту работу у доски.

Проверка задания.

Должна получиться следующая схема.

Совершенно верно.

Итак, ребята, чем же характеризуется кризис феодально-крепостнической системы?

Вывод: феодально-крепостническая система переживала кризис. Это проявилось в разорении многих помещичьих хозяйств, крепостных мануфактур. Кроме этого, крепостнические порядки мешали развитию капитализма в России, т. к. не хватало наемных рабочих, низкие доходы помещичьих и крестьянских хозяйств – затрудняли развитие рынка сбыта товаров. Запишите в тетрадь первую особенность развития России в данный период.

Учитель: Однако эти явления вовсе не означали экономического упадка или развала экономики страны. Наоборот, 30-50-ые годы были временем развития и промышленности, и сельского хозяйства. В это время в России начинается промышленный переворот. Это вторая особенность социально-экономического развития России. Учащиеся записывают ее в тетрадь.

2. Начало промышленного переворота.

Беседа с классом.

Ребята, вспомните, какой процесс называют промышленным переворотом?

Промышленный переворот – это процесс перехода от мануфактурной промышленности к фабрично-заводскому производству, т. е. замена ручного труда машинным.

Учитель: А сейчас на конкретных примерах рассмотрим особенности развития промышленного переворота.

В ходе нашей работы вы заполняете в тетрадях таблицу.

Сейчас мы продолжим работу в группах. Вы будете работать с историческими источниками.

1 группа будет рассматривать развитие промышленности.

2 группа будет заниматься тем вопросом, с которого мы начали наш урок - с возникновения железных дорог.

3 группа будет анализировать источники, связанные с развитием сельского хозяйства.

3. Развитие промышленности.

Проверка выполненных заданий учащихся сопровождается комментариями учителя.

Учитель: К концу царствования Николая I в России значительно увеличилась численность промышленных предприятий.

Итак, первая группа, мы предоставляем вам слово. Ребята, вы не забывайте записывать черты в таблицу.

Задание: проанализируйте фрагмент первого и второго документов и ответьте на вопрос “Как с годами изменяется число фабрик и численность фабрично-заводских рабочих”, сделайте соответствующий вывод. .

Годы Число всех фабрик Рабочих
1804 2423 95 202
1814 3731 169 530
1825 5261 210 567
1832 5656 272 490
1842 6930 455 827
1850 9843 517 679
1855 14. 367 Более 800 000

(Семенов А. В. Изучение исторических сведений о российской внешней торговле и промышленности с половины 17 столетия по 1858 год. – Спб, Ч. 3).

Рост численности фабрично-заводских рабочих

Годы Вольнонаемных Посессионных
в тыс. в % в тыс. в %
1767 17,8 39,2 21,9 48,1
1799 33,8 41,1 33,5 41,0
1804 45,6 47,9 30,2 31,7
1815 95,4 55,2 29,7 17,2
1825 114,5 54,4 29,4 14,0
1860 493,7 87,3 11,9 2,1

(Очерки экономической истории России первой половины 19 века. Сб. статей / Под. ред. М. К. Рожковой. М. , 1959 г)

Вывод: исходя из данных таблиц видно, что по сравнению с 1804 годом количество фабрик и заводов возросло в 6 раз, причем резкий скачок произошел в период с 1832 по 1942 и 1842 по 1855 гг. Следовательно, увеличивается численность рабочих, занятых на производстве. Изменяется соотношение вольнонаемных и посессионных рабочих. Резко увеличивается численность вольнонаемных рабочих в период с 1825 года, и в это же время сокращается количество посессионных.

Учитель: С середины 30-х гг. началось железнодорожное строительство. Почему возник вопрос о строительстве железных дорог? Работа с источником.

Почему возник вопрос о железных дорогах?

Не случайно управляющий Санкт-Петербургской конторой Павел Данилович Данилов так живо заинтересовался затеей Черепановых. Иные времена наступили на белом свете! В минувшем XVIII веке Россия по выплавке чугуна занимала первое место в мире. Но сейчас, в 19 столетии, произошли огромные изменения. Англия значительно опередила нашу страну. Меркла слава знаменитого демидовского железа с клеймом “Старый соболь”. Что же случилось за эти годы? Урал ведь не оскудел рудами, леса для пожога угля – необозримый океан, и не перевелись на далеком Каменном Поясе золотые руки, умеющие плавить чугун!. . А между тем техническая отсталость и каторжные условия крепостного труда губительно отразились на развитии уральской промышленности. Кроме того, первобытные топкие грунтовые дороги стали большой помехой в торговле. Из-за дороговизны и медленности перевозок на все хозяйственные предметы неимоверно выросли цены. На Урале пуд железа стоил на заводе 89 копеек, а поставленный в Нижний Новгород на Макарьевскую ярмарку, продавался по рублю две копейки…Вот почему на западе нашего государства крестьянские савраски редко подковывались: не под силу было обедневшему русскому мужику приобрести дорогостоившую подкову. Колеса у телег не обтягивались железными шинами, оси ставились деревянные. Еще разительнее росли цены на хлеб. В Саратове рожь стоила около рубля, а в Прибалтике цена ее поднималась выше четырех рублей.

Доставка продуктов баржами по водному пути тоже не обеспечивала потребности страны. Перевозки товаров в столицу по Волге тянулись две навигации. Обычно караваны барок отстаивались в Рыбинске или Твери, а весной следовали дальше. Купцам это было невыгодно: ждущий полгода новой навигации груз лежал мертвым капиталом.

… В газетах и журналах запестрели статьи о паровых перевозках. Противниками железных дорог выступали министры, помещики и даже главноуправляющий путями сообщения Толь. Он заявлял, что “в России быстрая и срочная доставка по большей части не нужна”.

Многое из того, что происходило, демидовский управитель Данилов не понимал. Но одно ему было ясно: постройка железных дорог потребует огромного количества железа. А где его брать, как не на Урале? На то и существуют демидовские заводы, чтобы поставлять железо! Поэтому Данилов так охотно одобрил планы Черепановых.

Федоров Е. Черепановы // Федоров Е. Избранное.

Л. , 1958. Т. 1.

Вопросы: Как вы оцениваете необходимость строительства в России железных дорог? Кто, по-вашему, мог быть противником их строительства?

Проверка задания.

Учитель: 10 октября 1837 года состоялось официальное открытие Царскосельской железной дороги. Поезд на паровой тяге прошел расстояние от Петербурга до Царского Села за 35 минут. Первое время на паровой тяге поезда ходили лишь по праздникам, а в остальные дни – на конной. С 4 апреля 1838 года движение до Царского Села стало исключительно паровым. На дороге работали шесть паровозов, купленных за границей. Каждый из них имел свое название: "Проворный", "Стрела", "Богатырь", "Слон", "Орел", "Лев". 22 мая 1838 года открылось движение на железнодорожной ветке Петербург-Павловск. А в 1851 году была открыта Николаевская железная дорога, соединившая Петербург с Москвой. Однако по-прежнему отдаленные районы страны с центром связывали водные пути.

И все же, начало промышленного переворота еще не смогло привести к преодолению технико-экономического отставания России от ряда стран Западной Европы, возникшего в конце XVIII – начале XX века.

4. Сельское хозяйство.

Крестьянский, или иначе аграрный, вопрос – это главный, всегда животрепещущий вопрос российской действительности. При Николае I земля в основной своей массе по-прежнему не является собственностью крестьян, работающих на ней. Известный русский историк В. О. Ключевский в одной из статей приводит данные VIII ревизии, произведенной в 1836 году. Согласно этим данным население России составляло около 52 млн. чел. Сельское население по-прежнему преобладало численностью над остальными, а именно в составе его считалось до 25 млн. крепостных крестьян, принадлежавших или дворянам, или некоторым благотворительным или учебным заведениям, или частным фабрикам и заводам; крестьян государственных с удельными (дворцовыми) считалось 17 млн. чел.

На все остальные классы, следовательно, приходилось миллионов 9 – 10.

Так как всюду господствовал крепостной принцип, то и казенные крестьяне относились к дворянским исправникам или коронным чиновникам почти так же, как крепостные крестьяне к своему господину. Крепостные крестьяне продолжают оставаться предметом купли-продажи. Крестьяне боролись с этой несправедливостью, как могли.

Работа с документами.

Вопрос: О чем говорит динамика крестьянского движения в России в I-ой половине XIX века? (Волна протеста все нарастала и грозила захлестнуть всю страну).

Учитель: Николай I осознавал необходимость разрешения крестьянского вопроса для предотвращения революционного взрыва, создал более десяти секретных комитетов, которые пытались решить проблему, не затрагивая основ крепостничества.

Так 2 апреля 1842 года Николаем I был издан указ об “обязанных крестьянах”, разработанный Павлом Дмитриевичем Киселевым.

Работа с документом.

Указ об обязанных крестьянах. 1842 г.

Желая, в общих видах государственной пользы, чтобы, при заключении таковых условий, принадлежащие помещикам земли, как вотчинная собственность дворянства, охранены были от отчуждения из владения дворянских родов, мы признали за благо … предоставить тем помещикам, которые сами сего пожелают, заключать с крестьянами своими, по взаимному соглашению, договоры на таком основании, чтобы, не стесняясь постановлениями о свободных хлебопашцах, помещики сохраняли принадлежавшие им полное право вотчинной собственностью на землю, со всеми ее угодьями и богатствами…, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за условленные повинности…:

  1. повинности крестьян, в пользу помещиков, могут быть определены в договорах денежным оброком, обрабатыванием помещичьей земли или другою работою.
  2. В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому земскою полициею, под руководством уездных предводителей дворянства и под высшим наблюдением губернского правления.

Вопрос: Чьи интересы выражал этот указ? Что получали крестьяне согласно этому указу? Как вы думаете, много ли помещиков воспользовались этим указом, освобождая крестьян из крепостной неволи?

Учитель: До реформы 1861 года было освобождено лишь немногим более 27 тыс. крестьян. Но повсеместного развития использование труда вольнонаемных людей не получили. Одна из причин – нехватка свободных рабочих рук. Большинство помещиков вело свое хозяйство по старинке. Единственным средством повышения доходов они считали увеличение оброка и барщины. А это вело к разорению все новых крестьянских хозяйств, и в свою очередь вело к разорению помещичьих хозяйств.

Однако развитие товарно-денежных отношений неуклонно вело к повышению побудительных причин для развития крестьянского производства. В деревне происходит расслоение крестьянства. Наряду с бедняками, появляется слой “капиталистых” крестьян – крестьян, имевших капитал и занимающихся предпринимательством. Они занимались торговлей, вкладывали деньги в производство, занимались ростовщичеством ()предоставляли деньги в долг с взиманием с должника процентов с предоставленной суммы). Многие из богатых крестьян выкупались на свободу. Яркими примерами могут служить предпринимательские династии Морозовых, Гарелиных и др.

5. Итоги социально-экономического развития.

Учитель: Для того чтобы подвести итоги социально-экономического развития России, необходимо обратиться к таблице, которую вы самостоятельно заполняли в ходе работы на уроке. Что вы можете сказать об экономическом развитии страны? Каких черт в экономике России данного периода больше: положительных или отрицательных?

Вывод: К середине 50-ых годов промышленность России развивалась достаточно быстрыми темпами, активнее внедрялись технические новшества, развивалась торговля. Однако сельское хозяйство заметно отставало от промышленности в силу господства крепостничества. Отражением кризиса отжившей системы был всплеск стихийного протеста крестьян. Все успехи и положительные показатели в экономике страны отражали не устойчивость существующей системы, а ее упадок. Жизнь настоятельно требовала отмены крепостного права.

Домашнее задание: параграф 11, самостоятельно изучить вопросы: финансы, торговля.

Подведение итогов урока.

Рефлексия. Учащимся предлагается положить на стол учителя кружочки белого или синего цвета, характеризующие эмоциональное состояние учащихся в течение урока.

Тема сегодняшнего урока «Социально-экономическое развитие России в 20 – 50-х годах XIX века. Мы должны выяснить, как развивалась экономика России в 20 – 50-х годах XIX века, какие изменения произошли в социальной структуре русского общества. Но прежде мы перейдем к новой теме вспомним, что сам известно об социально-экономическом развитии России в начале XIX века. Для этого выполним следующее задание . Перед вами на столе лежит текст, в котором пропущены слова. Вам надо в тексте вставить пропущенные слова.

(Текст. «Российская империя была __________ страной, т. к. большую часть населения составляли ________ . В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостнчиеская система землевладения, при которой собственниками земли являлись _______ , а работали _____ крестьяне, находившиеся в полной собственности ________ . За пользование землей крестьяне несли повинность: платили____ и отрабатывали________.

В это время происходит районная специализация с/х. Появляются крестьяне_____, временно на заработки в город или на с/х работы. Отходничество было развито в _____ губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян, уходивших на заработки был _____.

В это время происходит также расслоение крестьянства. Из крестьянской среды выделяются так называемые ___ крестьяне, которые занимались предпринимательством.

В первой половине XIX века феодально-крепостническая система вступает в ситуацию разложения, и появляются элементы капиталистической системы ______, ________ свидетельствует о разложении феодализма.

Проверим выполненное задание. (Ответы: сельскохозяйственной, крестьяне, помещики, крепостные, оброк, барщину, отходники, нечерноземных, оброк, капиталистические, отходничество, расслоение.)

Итак: феодально-крепостническая система в начале XIX века вступает в стадию разложения. Сохраняются феодальные пережитки, но появляются элементы капиталистической системы. При НиколаеI происходит дальнейший кризис феодально-крепостнической системы.

Но кризис не означал экономического упадка или развала экономики страны. Наоборот, в 30 – 50-х годах были временем постоянного поступательного развития и промышленности и с/х. Однако хозяйственные успехи были достигнуты за счет капиталистического уклада многоукладной российской экономики, при укладе других укладов.

Вопрос: вспомните, какие еще уклады, кроме капиталистического существовали в экономике России в это время. (1.Патриархальный

2.Мелко-товарный (промышленный) 3.Государственный)

Итак, мы выяснили в общем в чем проявлялся кризис крепостнической системы, и о появлении нового в экономике России. А теперь об этом поговорим поподробнее

Беседа: 1) Что такое капитализм? (-это общественно-экономический строй, основанный на частной собственности буржуазии на средствах производства и на эксплуатации наемных рабочих).

2) Когда в России зародились первые капиталисты? (В XVII веке)

Дальнейшее развитие капитализма привело к началу промышленного переворота.

3) Что такое промышленный переворот? (переход от ручного труда к труду машин, от мануфактур к фабрикам и заводам).

4) Где и когда начался промышленный переворот? (В Англии)

5) Пром. Переворот имеет 2 стороны. Какие?

(-техническую: от ручного труда к труду машин

Общественную: превращение капиталистов и наемных рабочих в основные классы капиталистического общества).

6) Кто такие рабочие? (Рабочие – это класс, лишенный среднего производства, продающий рабочую силу и эксплуатируемый буржуазией).

А кто такие капиталисты?(Капиталисты – владельцы капиталистических предприятий, эксплуатирующих труд наемных рабочих).

7) Что свидетельствует о завершении промышленного переворота?

В 30-40-х г. – начало промышленного переворота. Особенность промышленного переворота в России заключается в том, что он начался в 20-30-х г. XIX века – позже чем в Европе, сохранялись феодальные пережитки, и до 1861 г. промышленный переворот проявлялся лишь в технической стороне – переходу к машинному производству, а общая сторона – появление и рост буржуазии и пролетариата происходили преимущественно после отмены крепостного права. На Российских предприятиях довольно долго использовался труд крестьян-отходников.

Вопрос: Выгодно ли было использовать на предприятиях труд крестьян-отходников? (выгодно – не хватало свободных рабочих рук

Нет – их работа носила сезонный характер, требовались дополнительные средства, чтобы обучить работать на станках, такое положение вещей замедляло развитие промышленности, а причиной этого было крепостное право).

Промышленный переворот начался в хлопчатобумажной промышленности, где к 50-м годам паровыми двигателями приводилось в действие более 1,6 млн. веретен. В металлургии начали проявляться прокатные станки.

С середины 30-х годов началось железнодорожное строительство.

Работа с картой.

1837 г. – 1 железная дорога из Петербурга в Царское Село (не имела практического значения).

1843-1851 гг. – Петербург – Москва, Николаевская железная дорога, огромное значение.

Вопрос: почему это направление, западное, было избрано первым в строительстве железных дорог? (торговля с западом имела большое значение для России).

Работа с документом: «Описание современниками царскосельской железной дороги» - учебник, стр. 70, документ.

Вопрос: Что из приведенного описания первой железной дороги могло вызвать ужас и испуг у населения. Почему?

(быстро передвигались; дым валит из трубы;

Из чугуна и железа, чтобы не лопнули);

Но начало промышленного переворота еще не смогло привести к преодолению технико-экономического отставания России от ряда стран Западной Европы, возникшего в конце XVIII – начале XIX веков. Главное, что мешало развитию страны, были феодальные пережитки, крепостное право и помещичья собственность на землю.

Основу экономики по-прежнему составляло с/х. Ни помещики, не крестьяне уже не могли обойтись без промышленных товаров; чтобы купить что-то необходимое (одежду, обувь) нужны деньги.

Вопрос: Где помещики и крестьяне могли взять деньги? (продать свой продукт (зерно) на рынке).

Доходность большинства помещичьих имений при господстве крепостного труда и отсталости техники оставалась низкой, - Почему? (незаинтересованность в своем труде, крепостные крестьяне работали плохо);

Работа с документом с. 69 учебника

«Из работы нае6много управляющего помещичьими имениями У. Карповича о крестьянских работах в помещичьем имении. 1837 г.

Вопрос: Чем вы можете объяснить рекомендованную У. Карповичем необходимость «чаще смотреть» за работниками?

Большинство помещиков вело хозяйство по-старому. Единственным средством повышения доходов они считали увеличение барщины и оброка. А это разоряло крестьянское хозяйство, подрывало экономические основы крепостничества.

Некоторые помещики пытались вести хозяйство по-новому: выписывали заграничные машины, внедряли передовые приемы обработки земли, разводили породистый скот, удобрение. В некоторых губерниях использовали вольнонаемный труд, дававший большую отдачу. Не хватало свободных рабочих рук. Были и другие черты капитализма в развитии с/х.

Вопрос: Кто вспомнит, что это за черты (какие еще черты капитализма в с/х вам известны?). Некоторые капиталистические крестьяне выпускались на свободу за большие деньги и заводили свои фабрики. Так были основаны предпринимательские династии Морозовых,

При Николае I была проведена финансовая реформа. Назначенный Николаем I министр финансов Е. Ф. Канкрин проводил политику поощрения развития отечественной промышленности и торговли, а также экономии средств казны. Подготовленная им финансовая реформа была проведена в 1839-1843 гг. Суть реформы: были введены бумажные ассигнации, которые обеспечивались серебряным рублем. Новые бумажные деньги можно было обменять на серебряные, что значительно повысило устойчивость и доверие к новым деньгам. Вследствие этого уменьшилась инфляция (обесценивание денег), бюджет стал бездефицитным (доходы его превышали расходы). Однако вскоре вновь началось печатание бумажных денег, не обеспеченных драгоценными металлами, инфляция вновь стала увеличиваться. Сильным ударом по неокрепшей российской финансовой системе стали огромные затраты на Крымскую войну.

Вопрос: Давайте вспомним, что долгое время являлось центром торговли? ярмарки;

Какие ярмарки вам известны? (макарьевская;

Свинская; -ирбитская)

Помимо ярмарочной торговли, присущей аграрному обществу, в России во второй четверти XIX века начала развиваться постоянная (в магазинах, на ярмарках) торговля, являющаяся ярким показателем индустриального общества.

Что мешало развиваться торговле? (низкая покупательная способность населения;

Трудности со сбытом товаров в центре России)

Меняется наименование ввозимых товаров – больше машин и промышленного оборудования, сырья, меньше готовой продукции.

Сокращается вывод из России металла, льняных изделий. Увеличивался объем вывоза хлеба. Его вывоз за первую половину XIX века

Увеличился в 3,5 раза.

Вопрос: Действительно ли в России существовал избыток хлеба или хлеб вывозился в ущерб внутреннему потреблению? (Валовой сбор зерна увеличился в 1,5 раза. Экспорт хлеба в 3,5 раза.

Урожайные годы можно перечислить по пальцам. Почти каждый год та или иная местность в стране голодала).

Вопрос: Что же изменилось в социально-экономическом развитии России 20-50-х годов XIX века по сравнению с началом XIX века?

(Увеличение экспорта за счет уменьшения его

внутреннего потребления.

Магазины, рынки;

Вывоз хлеба;

Ввоз машин;

Кризис углубляется;

Промышленный переворот;

Помещ. по - кап-ки;

Постоянная торговля;

Финансовая реформа;

Железные дороги;

Давайте попытаемся дать оценку социально-экономическому развитию России 20-50-х годов XIX века в виде рисунка. Представьте себе экономику России в виде дерева. У «экономического дерева» два ствола: один широкий, другой узкий. Напишите на одном их них слово «промышленность», а на другом «с/х». Объясните, почему вы так написали?

На дереве выросли на одном и на другом столе листочки. Они символизируют отдельные черты развития с/х и промышленности.

1. Применение с/х машин (кап.);

2. Использование удобрений (кап.);

3. Натур. характер крест. хозяйств (феод.);

4. Расслоение крестьян (кап.);

5. Барщина (феод.);

6. Оброк (феод.);

7. Отходничество (кап.);

8. Примитивная с/х техника (феод.);

9. Районная специализация (кап.);

(с применением крепостного труда) (феод.);

11. Низкая урожайность в крестьянском и помещичьем хозяйствах (феод.);

12. Мануфактуры с применением наемного труда (кап.);

13. Появление российского пролетариата (кап.);

14. Производство крестьянами продукции на рынок (кап.);

15. Покупка богатыми крестьянами земли (кап.);

16. Начало промышленного переворота.

На промышленном «стволе» расставьте цифры так, чтобы на «ветке» смотрящей вверх, появились листочки кап., а вниз –

листочки феод., на с/х «стволе дерева» расставьте цифры также как и на промышленном.

Беседа: 1) О чем говорит нам рисунок, что Россия в первой половине XIX века была индустриальной или аграрной страной? (Россия была аграрной страной)

2) Почему одни «ветки дерева» направлены вверх, а другие вниз? (вверх – это черты капитализма, движение вперед в развитии;

Вниз – это черты феодализма, движение назад, оно тормозит развитие)

3) Почему аграрная ветвь толще промышленной ветви? (главной отраслью в России остается с/х)

4) Сделайте вывод об особенностях социально-экономического развития России.

4а) Почему мало в промышленном стволике?

5) Почему больше листочков, смотрящих вниз на ветви с/х?

(К середине 50-х годов промышленность России развивалась достаточно быстрыми темпами, все активнее внедрялись технические новшества. С/х заметно отставало от промышленности в применении новых форм и метолов хозяйствования в силу господства крепостничества. Массовый перевод крестьян на оброк вел к значительному отгону сельского населения в город и запустению огромных пространств земли. В свою очередь, это способствовало росту помещичьей задолженности (в 1844 году дворяне заложили 54% своих хозяйств). Жизнь настоятельно требовала скорейшей отмены крепостного права, тяжелым камнем лежавшего на экономике России. Новые явления в промышленности и с/х развивались вопреки крепостному праву, которое лишь препятствовало их становлению. В то же время с крепостным правом были связаны явления, тормозившие хозяйственный прогресс страны. Падение крепостного права было неизбежно)

§11, вопросы, документы и задания к ним в конце §.

Империалистическая стадия развития капитализма и ее основные черты

На рубеже ХIХ-ХХ вв. экономическое развитие крупнейших государств мира характеризовалось целым рядом существенных изменений. Систему этих сдвигов в социально-экономическом развитии стран отечественная историческая наука называет системой империализма. Империалистическая стадия экономического развития капиталистических стран имела пять характерных черт:

В экономике определяющую роль стали играть монополистические союзы (картели, синдикаты, а позднее и тресты), каковыми в России, например, были синдикаты «Продуголь», «Продвагон» и др.;

Промышленный капитал сращивается с капиталом банковским, что обычно называют капиталом финансовым;

В отличие от вывоза товаров определяющую роль в экспорте начинает играть вывоз капитала либо путем участия монополий в развитии производства за рубежом, либо путем предоставления займов, кредитов или ссуд под высокие проценты правительствам других стран;

Крупнейшие монополии договариваются между собой о дележе рынков сбыта или сфер приложения вывозимых капиталов в международном масштабе;

Правительства крупнейших государств, вынужденные считаться с экономическим потенциалом монополий, используют политические, в том числе силовые методы распределения территорий, которые к концу XIX в. уже имели своих владельцев (55% суши - колонии, 70% населения колоний во владениях Британии, лишь 2% - в германских). Это означало, что перераспределение территорий или, как говорят, передел мира становится глобальной внешнеполитической проблемой.

В ХIХ-ХХ вв. в мире существовали не только развитые в экономическом отношении государства и страны, ставшие объектом дележа, но и такие страны, которые недавно вышли на мировую арену и оказались в роли догоняющих. Социально-экономическое развитие этих стран характеризовалось следующими чертами:

Отставание от развитых стран по объему и структуре производства;

Неравномерность, скачкообразность, догоняющий характер экономического развития;

В регулировании экономики большую роль играет госаппарат, причем этот аппарат, сам не являясь по своей природе буржуазным, проводит буржуазные, капиталистические преобразования, что нередко воспринимается как насаждение новых порядков сверху;

Сохраняется целый набор особенностей в социальной сфере: сложная, пестрая социальная структура общества с преобладанием крестьянства; отставание в сфере материального и культурного уровня; высокая степень социальной напряженности, когда заметный отпечаток на общественное сознание накладывают так называемые маргиналы, т. е. люди, оторванные волной экономического скачка от прежней жизни, но не нашедшие своего места в новых условиях, не сумевшие приспособиться к ним. Данные черты во многом были присущи социально-экономическому развитию России в конце XIX - начале XX вв.

Особенности социально-экономического развития России на рубеже Х I Х-ХХ веков

Объем и структура производства в стране характеризовались отставанием ее от крупнейших государств. Занимая по объему валового промышленного производства в мире 5-е место, Российская империя не имела еще многих промышленных производств, особенно в сфере производства средств производства. Так, более 50% промышленного производства - это пищевая и текстильная отрасли, а недостаток машин проявлялся в продолжающем существовании мануфактур, т. е. предприятий, основанных на ручном производстве. Таким образом, индустриализация страны не была завершена.

О неравномерности и скачкообразности развития российской экономики говорят такие факты, как преобладание аграрного сектора; многоукладностъ экономики, в которой переплетались патриархальное, т. е. полунатуральное хозяйство; мелкотоварное, в том числе кустарное производство; частнокапиталистическое, а затем и монополистическое производство. Многоукладность свидетельствовала о том, что рыночные отношения не охватили всю экономику России. Уровень развития отдельных регионов (Средняя Азия, например) резко отставал от уровня развития Центральных районов, Прибалтики и т. д. О неравномерном развитии экономики говорит и преобладание торговой прибыли над прибылью, получаемой от развития производственной сферы.

Правительство, в котором, несмотря на засилье в нем феодальной знати, цепляющейся за отжившие свой век порядки, большую роль играл великий реформатор, министр финансов С.Ю. Витте, пыталось ускоренными темпами развивать промышленность и, в первую очередь, железнодорожное строительство, а также связанные с ним отрасли. За 30 лет, прошедших после реформы 1861 г., протяженность железных дорог увеличилась в 30 раз. Средства для ускоренной индустриализации выкачивались из народа, причем ставка делалась на увеличение не прямых, а косвенных налогов, которые в 90-е гг. XIX в. выросли на 42,7%. Рост косвенных налогов, т. е. рост цен на товары, производство которых монополизировало государство, особенно ярко проявился в доходах от продажи спиртного. Винная монополия обеспечивала основные поступления в бюджет.

Наряду с винной монополией делу индустриализации способствовали протекционистские тарифы на ввозимые товары (33%) и снижение пошлин на экспорт, а также введение свободного обмена рубля на золото («золотой стандарт» 1897 г.).

Активная деятельность министра финансов вызвала недовольство придворных. «Сколько зла, - писали они царю, - может еще сделать человек, внесший в государственную деятельность приемы биржевого дельца и акционерного заправилы».

Социальная структура российского общества отличалась исключительной пестротой. Весьма показателен удельный вес аграрного населения: 77% россиян - крестьяне. Около 20% составляли рабочие, среди которых было немало маргиналов; всего 1% населения составляла интеллигенция, что весьма показательно для оценки культурного уровня общества. Сложность социальной структуры усугублялась этническим составом общества: проживало более 100 народов разных конфессий и разного уровня цивилизованности (чукчи, русские, евреи и т. д.). Показателем отставания России было производство товаров на душу населения, которое в несколько раз уступало такому же показателю в других странах. Вывоз же зерна из России вовсе не говорил о сытой жизни крестьянства. Известно, что продажа русской пшеницы за рубеж проходила под лозунгом «Не доедим, но вывезем».

Таким образом, модернизация экономики России была назревшей проблемой, без решения которой не могло быть и речи о том, чтобы догнать ушедшие вперед развитые страны. Но без политической модернизации решить ее не удалось. Экономическая отсталость России и рост социальной напряженности в условиях антидемократического режима и повсеместного нарушения прав человека создавали иллюзию зрелости всех предпосылок для коренного социального переворота. А это повышало авторитет революционно и радикально настроенных партий, групп, вождей.

Понятия:

- Банки - учреждения, обслуживающие денежный оборот и кредитные отношения, эмиссию (выпуск, печатание) денег, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий.

- Винная монополия - исключительное право государства (или другой организации) на выпуск, реализацию и назначение цен на вино-водочную продукцию.

- Картель - монополистическое объединение, участники которого договариваются об объемах производства, условиях сбыта продукции и найма рабочей силы, сохраняя при этом производственную и коммерческую самостоятельность.

- Конфессия - приверженность определенному вероисповеданию.

- Концерн - форма объединения предприятий, формально сохраняющих самостоятельность, но фактически подчиненных централизованному финансовому контролю и руководству.

- Маргиналы - люди, порвавшие все связи с деревней, но не нашедшие себе места в городе. Наиболее бесправная, агрессивная, подверженная разрушительной идее масса населения, на которую и делали ставку лидеры радикальных партий социалистического толка.

- Монополии (монополистические объединения) - крупные хозяйственные объединения, сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и сбыта какого-нибудь товара.

- Синдикат - простейшая форма монополистического объединения, союз капиталистов для сбыта товаров.

- Трест - одна из высших форм монополии, при которой входящие в него предприятия полностью теряют свою производственную и финансовую самостоятельность и подчиняются единому управлению.

- Финансовый капитал - капитал, образовавшийся в результате сращивания банков с предприятиями.

- Финансовая олигархия - финансовая власть немногих, наиболее богатых людей.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В ходе гражданской войны была введена особая чрезвычайная экономическая политика - военный коммунизм. Она была направлена на то, чтобы всю экономику подчинить нуждам фронта. Цель ее выстоять, выжить, победить. Суть ее: Буржуазию обложить чрезвычайным налогом. Ускорили национализацию промышленности. Ввели трудовую повинность. Руководство промышленностью было строго централизовано. Ввели продразверстку (т.е. продовольственный налог): все крестьяне должны были отдавать гос-ву излишки продовольствия. Купля продажа основных товаров была запрещена. Ввели натурализацию зарплаты. Распределение было уравнительным. Были введены бесплатные коммунальные услуги. Подобная политика вскоре вызвало недовольства, которые переходили в так называемые "кулацкие восстания", они жестоко подавлялись. Причинами их был упадок производства, продразверстка, с которой крестьяне не хотели мирится с окончанием войны.

НЭП- Новая экономическая политика - экономическая политика, проводившаяся в Советской России начиная с 1921 года. (грубо говоря НЭП - единственный период, когда Россия нормально развивалась, за все время от 17 года и до сих пор.)

Это идея Ленина, которая была утверждена на 10 съезде партии в 1921 году. Ленин понял, что если оставить политику военного коммунизма, о страну не успокоить и поэтому предложил заменить ее НЭПом. Он существовал с 1921 года по 1929 год. Задача НЭПа была восстановить в ограниченных рамках рыночную экономику при руководящей роли в народном хозяйстве партийно-государственного аппарата. Суть его: Продразверстку заменили продналогом (он был в два раза меньше и объявлялся заранее). Разрешили торговлю. Отменили декрет о национализации мелкой, кустарной промышленности. В городах частным лицам разрешалось открывать или брать в аренду мелкие и средние предприятия. Разрешили наемный труд. Вводили рыночные отношения (купля продажа), упразднили уравнительную оплату труда, вместо нее вводилась зарплата зависимая от квалификации рабочего и от кол-ва произведенной продукции. Появился новый класс - нэпманы. Больше всего их появилось их в торговли, т.к. в ней быстрее идет отдача. Появилось много арендных предприятий. В 1922 году была отменена карточная система. Была проведена денежная реформа. Совзнак заменили на червонец (160 тысячам). Он стал конвертируемым (1 червонец = 5,145$). Конвертируемость его достигалась гибкой налоговой системой. Налог состоял из 2 частей: основного, прогрессивного. Основной платили все, прогрессивный - те, кто имел дополнительный доход. Существовало более 12 косвенных налогов: на чай, на соль, на спички и т.д. Иностранцам разрешили брать предприятию концессии, создавать смешанные предприятия. Концессии давали возможность приобретать машины и оборудование. Было создано много кооперативных предприятий. Кооперация была в два раза эффективней гос-ва. Особенно много было коопераций в сх. Она насчитывала около 50 различных типов объединений: кредитная, свекловичная, картофельная, маслодельная и т.д. Были отменены все бесплатные услуги. У НЭПа было много недоброжелателей. По этому вопросу в партии и в стране постоянна велась дискуссия о его необходимости. Особенно были недовольны НЭПом левые коммунисты. Они говорили о гибельной мелкобуржуазной стихии, которая рождает частника-эксплуататора, и тосковали по порядкам военного коммунизма. Недовольных было много и в партии и в правительстве, т.к. им приходилось отказаться от метода приказных решений. Товарно-денежные отношения требовали гибкой профессиональной политике, знаний, опыта, которых у них не было. Они умели управлять только приказным методом. Но многое было и выгодно, т.к. они имели гарантированную зарплату, дачу, которые не зависили от эффективности работы. Недовольны НЭПом были бедные крестьяне и батраки, их устраивал военный коммунизм с его принципом - хоть не много, но всем. Итоги НЭПа: НЭП значительно поднял производительность труда, заинтересовал людей в нем. Рынок стал насыщаться промышленными и продовольственными товарами. Значительно возросла товарность хлеба, масла, сыров: они шли на продажу за рубеж. Но после смерти Ленина НЭП свернули.

Формирование однопартийного политического режима

Став правящей, большевистская партия вступила на пуп, соединения с государством. Это привело к подчинению государственных структур партии. Партийные органы стали подменять советские органы. Этот процесс шел параллельно с тенденцией превращения диктатуры пролетариата в диктатуру партии. В условиях однопартийной системы Советы превратились в придаток партии.
Теперь Ленин в центр политической системы уже ставит не Советы, а коммунистическую партию как руководящую и ведущую силу общества. Советы же оказываются лишь рычагом в руках партии для управления государством. Так возникает теоретическое обоснование монопольной власти партии, не ограниченной никакими сроками.
После окончания гражданской войны стали формироваться начала авторитарного политического режима. Между тем в 20-е гг. народное хозяйство в своей основе оставалось рыночным, подверженным колебаниям. Это вело к возникновению в партии группировок, борьба которых способна была парализовать авторитарный режим. Объективно возникало противоречие между авторитарным режимом и плюралистической экономикой.
Противоречие снималось присутствием на вершине партийно-государственной пирамиды лидера – Ленина, который служил своеобразным компенсатором отсутствия демократического механизма принятия решений, учета прав меньшинства. Положение резко изменилось после его смерти. Авторитарный режим остался без авторитарного вождя.
Однако И.В.Сталин начал целенаправленную борьбу за власть еще до смерти Ленина и уже в 1925 г. завоевал положение не только официального, но и «неформального» вождя. В конце 20-х гг. внутри партии Сталин одерживает победу над своими политическими противниками. В стране формируется тоталитарный режим, основные черты которого сложились в 30-е гг:
1. однопартийность;
2. официальная идеология;
3. исключительное право государства на руководство всеми средствами массовой информации для распространения официальной идеологии;
4. абсолютная власть верховного правителя;
5. административно-командная система экономики:
6. террор.
Каждый член общества был вовлечен в иерархическую систему идеологизированных организаций: в партию, комсомол, Советы, профсоюзы, ДОСААФ и др. Население поддерживалось в состоянии повышенной мобилизационной готовности. Это достигалось путем сменявших друг друга массовых пропагандистских кампаний, волн массового террора, показательных судебных процессов над «врагами народа».
Широкое распространение получило внеэкономическое принуждение. В 1939 г. для колхозников были введены нормы трудодней, за невыполнение которых отбирались приусадебные участки. Чтобы крестьяне не бежали из деревни, в 1940 г. на все города и поселки городского типа распространили паспортный режим и обязательную прописку паспортов. Но крестьянам их не выдавали. Рабочих и служащих стали предавать суду за три прогула в месяц (1938 г.) и опоздания на работу (1940 г). Летом 1940 г. рабочие и служащие были прикреплены к своим рабочим местам - им было запрещено самовольно менять место работы.
Таким образом, завершается процесс формирования политической системы в СССР. Он начался с лозунга «Вся власть Советам!», который подразумевал самое широкое участие трудящихся масс в управлении государством, и закончился оформлением тоталитарного режима, когда партия была поставлена в исключительное положение.