УРОК – ИГРА «ГОРОД БЕЗ КОРРУПЦИИ»

(Номинация – внеклассное мероприятие)

Гостищева Тамара Александровна

учитель биологии и классный руководитель

МБОУ СОШ № 16 п. Тульского

Текнеджян Анжелика Артюшевна

педагог – библиотекарь

2015г.

Данное внеклассное мероприятие можно проводить в рамках классных часов, библиотечных уроков для учащихся 9 - 11 классов.

В начале занятия учащиеся сами формулируют цель. Опыт показывает, что люди добиваются большего, если они сами формируют цель. Форма проведения занятия игра, с использованием разных методических приёмов в течение всего занятия ("Мозговой штурм", "Источник информации", "Домино", "Эстафета", "Кластер", "Синквейн", "Поединок", "Активный концерт", "Интеллектуальная мишень"). Приведённые ниже методические приёмы мотивируют учащихся, вызывают интерес к рассматриваемой теме и формируют способы и пути решения проблемы, а так же способствуют социализации личности, что соответствует требованиям ФГОС.

Внеклассное мероприятие.

Урок – игра «Город без коррупции».

Оборудование: раздаточный материал, содержащий статьи ФЗ "О противодействии коррупции" (в электронном виде), Этимологический словарь, толковый словарь, презентация Microsoft Power Point, мишень, кружки красного и зелёного цвета, разноцветные домики из бумаги, видео отрывки фильма "Ты мне я тебе" (режиссёр Александр Серый)

    Этап. Организационный момент .

Войдя в класс, каждый ученик получает красный или зелёный кружок и в соответствии с цветом кружка учащиеся делятся на команды.

Добрый день уважаемые ребята, учителя. Мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре.

Правила игры в команде:

Выбрать капитана;

В обсуждении принимают участие все;

Высказать своё мнение и выступить перед всеми должен каждый участник команды;

Уметь выслушать каждого;

уважать мнение других.

2 Этап. Мотивация.

Приём – «Проблемная ситуация».

Мероприятие начинается с просмотра видео отрывков фильма «Ты мне я тебе».

Учитель: Как вы думаете, какой теме посвящено наше занятие?

Не случайно был выбран данный отрывок для обсуждения с учащимися, так рассматриваемый случай связан с явлением коррупции.

В ходе дискуссии, обсуждая отрывок, каждый участник высказывает своё мнение и учащимися формулируется тема занятия.

Учитель пишет на доске тему: Город без коррупции (Слайд 1.)

3 Этап. Определение цели.

Учитель предлагает учащимся прочитать цитату Томаса Гоббса (Слайд 2):

"Коррупция "есть корень, из которого
вытекает во все времена и при всяких
соблазнах презрение ко всем законам".
Томас Гоббс

и на основании рассмотренного отрывка из фильма и цитаты обсудить в группах и сформулировать цель занятия.

Вопросы:

В чем заключается важность данной темы? В чем заключается важность данной темы для вас лично? Какой результат вы должны получить в конце работы?

Цель:

1.Сформировать представление о том, что такое коррупция, ознакомиться с причинами возникновения коррупции. Как молодежь может помочь в борьбе с коррупцией. Формирование собственного мнения и позиции по отношению к этому вопросу.

2.Развить способности высказывать свое мнение и аргументировать его.

3. Воспитать чувство ответственности перед своим государством. Основная задача - сформировать четкую гражданскую позицию, основывающуюся на противостоянии коррупции.

4 Этап. Усвоение новых знаний и способов действий.

Игра (этап вызова).

Вступительное слово учителя: Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.

Рассмотрим отдельные возможные случаи коррупции и обсудим меры по нейтрализации или минимизации проявлений коррупции. Сегодня работа организована в группах в форме игры «Город без коррупции».

Учитель: Чтобы создать город без коррупции, мы должны понимать смысл понятия «коррупция».

Предлагаем вам игру

    «Снежный ком» Приём "Мозговой штурм"

Слепим «снежный ком» о понятии «коррупция».

Каждой команде даются листы бумаги, для написания слов.

Задание каждой команде: Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция» (Слайд 3)?

(взятка, подкуп, обман, мошенничество и т.д.) (Слайд 4).

Учащиеся пишут слова на отдельных листах бумаги.

Затем зачитывают слова, делают из них большой ком и символично выбрасывают.

    Работа со словарём. Приём "Источник информации

Командам раздаются этимологические словари и толковые словари русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.

Задание: Найти в словаре понятия «коррупция», «коррумпировать» и зачитать их.

Этимологический словарь:

Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

Толковый словарь:

Коррупция - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.

Коррумпированный - проникнутый коррупцией.

Учитель:

Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

    О чем гласит народная мудрость… Приём "Домино"

Командам предлагают четыре незаконченные пословицы и поговорки. Их окончания написаны на других листах. Учащимся необходимо подобрать правильное окончание к этим фразам. Объясните смысл пословиц и поговорок?

Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взятничество.

Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе.

Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

Видит око, да зуб не мед – безрезультативность действий борьбы с коррупцией (Слайд 5).

Учитель: Историческая справка.

Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. В древнеиндийском трактате по искусству управления государством подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. Здесь перечислено 40 способов хищения казенного имущества и делается вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников.

Физкультминутка

Приём "Эстафета".

Ученики по цепочке встают и садятся в едином ритме так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Затем поднимают руки. Делают вращательные движения руками.

    Кластер.

Приём "Кластер".

Учитель: Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции (Слайд 6)?

Задание: В течение 3-х минут учащиеся пишут на цветных кружочках, которые получили в начале занятия причины коррупции и размещают их на доске в форме виноградной грозди вокруг фразы «ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ». Чья команда напишет больше причин, та команда зарабатывает большее количество баллов.

Причины коррупции (кластер):

Примерная схема-кластер

(Слайд 7)

Низкая заработная плата государственных служащих

Незнание законов

Желание легкой наживы

Частая сменяемость лиц на различных должностях

Нестабильность в стране

Коррупция как привычка

Низкий уровень жизни населения

Слабая развитость государственных институтов

Безработица

5. Литературная разминка.

Приём "Источник информации" - использование отрывков из художественной литературы.

Проблема взяточничества не нова для России. Над ней размышляют мастера слова ни одно столетие. Проведем литературную разминку. Определите автора и название произведения.

О чем идет речь в отрывке? (растрате, злоупотреблении должностными полномочиями, хищении госбюджета)

    Подай, Фелица! наставленье: Как пышно и правдиво жить, Как укрощать страстей волненье И счастливым на свете быть? Меня твой голос возбуждает, ; Но им последовать я слаб. Мятясь житейской суетою, Сегодня властвую собою, А завтра прихотям я раб. (Г.Р.Державин, «Фелица»)

    Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве… (А.С.Грибоедов, «Горе от ума»)

    В то время образовалось сильное общество контрабандистов

обдуманно-правильным образом; на миллионы сулило выгод дерзкое предприятие.

Он давно уже имел сведение о нем и даже отказал подосланным подкупить, сказавши сухо: "Еще не время".

Получив же в свое распоряжение все, в ту же минуту дал знать обществу, сказавши: "Теперь пора". Расчет был слишком верен. Тут в один год он мог получить то, чего не выиграл бы в двадцать лет самой ревностной службы.

(Н.В.Гоголь «Мёртвые души»)

    «… Да, если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую пять лет тому назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что она начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась!»

(Н.В. Гоголь «Ревизор»)

6. Ситуации.

Приём "Поединок"

Каждой команде в электронном варианте предлагается ФЗ «О противодействии коррупции» (электронное приложение).

Задание: Рассмотреть ситуации и указать, ссылаясь на статьи ФЗ "О противодействии коррупции", в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.

В каждой команде назначают дуэлянтов, остальные ученики выполняют роль секундантов. Соперники от каждой команды сходятся по очереди в интеллектуальном поединке. Один ученик высказывает свою точку зрени, а его соперник, произносит контраргумент. При этом учитывается умение вести спор, корректность, аргументированность.

Ситуации:

1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.

2. Бухгалтер Петрова А. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.

4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.

6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

7. Памятка.

Задание: Составить памятки «Противодействие коррупции», в ней отразить понятие коррупция в форме синквейна и виды ответственности.

Приём "Синквейн".

Учащимся предлагается написать сикнвейн по теме «Коррупция»

по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом) (Слайд 8).

Существует пять видов ответственности: уголовная , административная , гражданско-правовая , дисциплинарная и материальная .

К коррупционным преступлениям относятся:

злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ),

дача взятки (ст. 291 УК РФ)

получение взятки (ст. 290 УК РФ)

злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ)

коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)

5 Этап. Заключение.

Подведение итогов и награждение команд.

Учитель: Выскажите своё мнение «Что могу сделать я?»

На доске написана фраза «Город без коррупции».

На фоне музыкального произведения - Моцарт. Концерт для скрипки и оркестра № 7 D - dur , учащиеся пишут на листочках (в форме домиков) высказывания, читают их и крепят на доске, создавая город (приём "Активный концерт" - информацию, которую надо усвоить, читают в слух в сопровождении экспрессивной музыки).

Примерные высказывания:

    не давать и не брать взятки;

    стараться добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности;

    предавать гласности случаи коррупции.

Мы также можем:

    изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции;

    писать об известных случаях коррупции в местную газету;

    принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией;

    изучать данное явление;

    Знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.

Учитель: Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Рефлексия . Приём "Интеллектуальный тир".

Учащиеся в соответствующем поле мишени прикрепляют цветной магнит.


Активно участвовал (а) Было интересно

Было понятно Узнал (а) новое

Учитель: Считаю, сегодняшнее мероприятие затронуло очень серьезную проблему, есть над чем поразмыслить и рассуждать. На этом наше мероприятие закончено (Слайд 9, 10).

Литература:

    Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции".

    Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.

    Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок/ В.И. Садкина. - Ростов н/Д: Феникс, 2014г.

    Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.

    Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.

    Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. – М., 2000.

    Антикоррупционная политика в современной России / Под ред.

А.В. Малько. Саратов: Изд-во СГАП, 2006.

    Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и

системное решение. Центр «Стратегия». СПб, 2004.

    Гражданское образование: содержание и активные методы

обучения / под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. М., 2005.

    Словарь - справочник «Антикоррупционная политика»,

Издательство «Проспект», М., 2006.

Интернет-ресурсы:

http :// law . edu . ru - юридическая Россия Федеральный правовой портал

Правовая игра для подростков «ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН» по вопросам антикоррупционного поведения в рамках проведения межведомственной акции «Полиция и дети».

Цели проведения: разъяснение сущности, причин и последствий коррупции; антикор­рупционная пропаганда; формирование активной гражданской позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий правовой игры для подростков « ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН»

по вопросам антикоррупционного поведения

(в рамках проведения межведомственной акции «Полиция и дети»)

Цели:

Разъяснять старшеклассникам сущность, причины, масштаб и последствия коррупции; проводить антикоррупционную пропаганду;

Формировать навыки работы в группе, обучать умениям выражать и отстаивать свою точку зрения.

Задачи: рассказать об основных видах юридической ответственности, показать, в каких случаях она может наступить; научить характеризовать состав коррупционного правонарушения, различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения; формировать отрицательное отношение к коррупции.

Ход игры

Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведем правовую игру “Человек и закон”, посвященную такому опасному социальному явлению, как “Коррупция”. (Слайд 1)

Эпиграфом к нашему мероприятию могли бы стать такие изречения (Слайд 2):

«С помощью больших денег больше людей продано, чем куплено» (Фрэнсис Бэкон)

«Того, кто хоть что - нибудь стоит, довольно трудно купить» (Э.Севрус)

«Нечестно нажитое впрок не идет» (восточная мудрость)

«Где говорят деньги, там молчит совесть»

К сожалению, проблема коррупции является актуальной для нашей страны и с каждым годом она становится все более тревожной.

В России коррупция – словно яма.

С ней тщетно, как с бездорожьем, борются.

И чем настойчивей под неё копают,

Тем только больше она становится.

Масштабы распространения коррупции не сокращаются, а увеличиваются. И все мы сталкиваемся с этим явлением в нашей повседневной жизни. Потому иметь знания о данной проблеме для вас является важной и необходимой.

Сегодня мы проведем своеобразное расследование по делу о коррупции. И помогать нам будет сотрудник полиции _____________________________.

Я предлагаю у частникам игры разделится на 2 опер группы. Назовите свои группы и выберите руководителя. Д ля вас приготовлены 6 заданий, а наше жюри будет оценивать их выполнение. За низкую дисциплину в опергруппе могут быть снижены баллы.

Давайте вначале разберемся, что такое коррупция. В любом расследовании очень важно знать, как выглядит предполагаемый преступник.

Итак, ПЕРВОЕ ОПЕРАТИВНОЕ ЗАДАНИЕ в нашем расследовании – «ФОТОРОБОТ». Вам даются ватманы, на которых за 30 сек. вам нужно содать фотопортрет Коррупции и описать его. Вы можете использовать любые образы, слова, изречения. Высшая оценка – 5 баллов.

Выполняется задание.

А пока опергруппы создают фотороботы, мы обратимся к народной мудрости: п ословицы и поговорки о коррупции

Что мне законы, коли судьи знакомы.

Один закон для богатых, другой для бедных.

Дай грош - будешь хорош.

Другой судья что дышло: куда повернет, туда и вышло.

Когда золото всплывает, то правда тонет.

И умный берет, когда глупый дает.

Суд крив, коли судья лжив.

Лучше бедность, да честность, нежели прибыль, да стыд.

Как видите, проблемы коррупции существуют с давних времен и отображены в устном народном творчестве.

А сейчас настало время подвести итоги первого задания.

Команды защищают свои работы, фотороботы передаются жюри для поведения итогов.

Ведущий . Обобщим наши фотороботы одним определением: (Слайды)

«Коррупция» произошло от лат. corruptio - порча, упадок.

Коррупция – это з лоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях.

Основные ее формы - п одкуп, продажность, взяточничество среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников.

Запомните главные признаки проявления коррупции:

1. Человек, участвующий в коррупционных деяниях, является должностным лицом.

2. Человек использует свое служебное положение для осуществления незаконной связи с отдельным лицом или группами лиц.

3. Все это наносит ущерб интересам людей, общества и государства.

Ведущий. Мы с вами разобрали, что такое коррупция. У любого преступления есть мотив, то есть причины. Как вы думаете, что порождает коррупцию?

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ. «Мотив» Каждая команда называет возможный мотив коррупционного деяния по очереди, выигрывает последняя, назвавшая мотив. Оценка – 2 балла.

ОТВЕТЫ:

низкая заработная плата государственных служащих;

незнание законов;

желание легкой наживы;

частая сменяемость лиц на различных должностях;

нестабильное экономическое положение в стране;

коррупция как привычка;

низкий уровень жизни населения;

безработица;

неразвитость институтов гражданского общества.

Ведущий . Слайд. Ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 триллионов долларов. Самая коррумпированная страна - Сомали и Мьянма, а самые благополучные - Финляндия, Новая Зеландия и Дания.

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ . Анализ ситуации (3 балла) Вам предлагается проанализировать юридические ситуации и определить, можно ли усмотреть в них проявление коррупции, определить, проанализировать, кому (или чему) был причинен вред коррупционными действиями :

1. Чиновник создает искусственные незаконные преграды - отказывает предпринимателю в выдаче лицензии на какой-либо вид бизнеса.

Ответ: да, так как он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки. Эта ситуация сопряжена с дачей и принятием взятки - по-старому это называется мздоимством.

2. Судью вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение.

Ответ: да, судья связан с преступной группой, поддается давлению, фактически нарушает закон, используя свое служебное положение.

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ. Следственный эксперимент. Вам необходимо будет разыграть ситуации и выявить причины коррупции в конкретной ситуации. Вы можете придумать свою ситуацию, а можете воспользоваться готовым шаблоном. Высшая оценка – 5 баллов.

ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ. Классификация преступления.

Слайды.

  1. Принимаемые должностным лицом материальные ценности за выполнение или невыполнение действия, которое это лицо должно было совершить в силу своего служебного положения (взятка).

2. Преступление против собственности, выраженное в требовании передать чужое имущество под угрозой применения насилия или уничтожения, повреждения чужого имущества (вымогательство).

3. Приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество).

4. Форма вымогательства, нарочитое затягивание рассмотрения дела с целью получения взятки (Волокита)

5. Форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников. (Непотизм, кумовство)

6. Действия, с помощью которых осуществляется попытка узаконить или припрятать происхождение полученных преступным путем денег. (Отмывание денег)

7. Действие, связанное с предложением, обещанием дать или дачей взятки государственному служащему или лицу, приравниваемому к государственному служащему, за желательное законное действие или бездеятельность в ходе выполнения им полномочий или посреднику с целью достижения тех же результатов (Подкуп)

8. Хищение чужого имущества, вверенного виновному (Растрата)

Как видите, у коррупции много обличий, но все они противоречат законодательству и являются преступным деянием. А если есть преступление - есть и наказание.

Пока жюри подводит итоги нашей игры, давайте обратимся к Уголовному кодексу РФ.

НАКАЗАНИЕ.

Статья 290. Получение взятки

1. Получение должностным лицом взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества за действия (бездействие) в пользу взяткодателя - штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) - лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

3. Вышеуказанные деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации - лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

4. Вышеуказанные деяния, если они совершены:

а) группой лиц;

в) с вымогательством взятки;

г) в крупном размере (превышающие 150 тысяч рублей)

Наказываются лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей.

Статья 291. Дача взятки

1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника - штраф до 200 тысяч рублей, либо исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 3 лет.

2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) - штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 8 лет.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Вывод : Таким образом, мы с вами убедились, что очень часто в жизни бывают ситуации, когда конкретные действия могут не затрагивать непосредственно нас и наших близких, но последствия этих действий отражаются на всех членах общества!!! Прямо или косвенно коррупция влияет на каждого из нас, представляет угрозу для общества и государства. Для того чтобы эффективно бороться с коррупцией, мы с вами должны искоренять причины, порождающие ее!

КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ

Ситуация № 1: Учитель во время подведения итогов года хотел оставить на второй год одного ученика. Учитель предложил ученику, для повышения успеваемости, попросить родителей подарить классу плазменный телевизор. Родители поддержали эту идею, подарили классу телевизор и ученик был переведен в другой класс.

Ситуация № 2: Врач травмпункта отказался оказать первую медицинскую помощь пострадавшему мальчику без медицинского полиса. Врач пожаловался на низкую заработную плату и на необходимость покупки нового медицинского оборудования. После того, как родители ребенка заплатили необходимую сумму, врачебная помощь ребенку была оказана.

В России коррупция – словно яма. С ней тщетно, как с бездорожьем, борются. И чем настойчивей под неё копают, Тем только больше она становится.

Что мне законы, коли судьи знакомы. Один закон для богатых, другой для бедных. Дай грош - будешь хорош. Другой судья что дышло: куда повернет, туда и вышло. Когда золото всплывает, то правда тонет. И умный берет, когда глупый дает. Суд крив, коли судья лжив. Лучше бедность, да честность, нежели прибыль, да стыд Пословицы и поговорки

«Коррупция» от лат. corruptio - порча, упадок. Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Основные ее формы - подкуп, продажность, взяточничество среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников.

Ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 триллионов дол­ларов. Самая коррумпированная страна - Сомали и Мьянма, а самые благополучные - Финляндия, Новая Зеландия и Дания.

Статья 290. Получение взятки 1. Получение должностным лицом взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества за действия (бездействие) в пользу взяткодателя - штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) - лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 3. Вышеуказанные деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации - лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 4. Вышеуказанные деяния, если они совершены: а) группой лиц; в) с вымогательством взятки; г) в крупном размере (превышающие 150 тысяч рублей) - наказываются лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей.

Статья 291. Дача взятки 1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника - штраф до 200 тысяч рублей, либо исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 3 лет. 2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) - штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 8 лет. Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Молодость! Возьми с собой в дорогу Самую заветную мечту, За людей душевную тревогу, Сердца жар и мыслей красоту, Мудрость чувства, Стойкость в бурях жизни, Мужество во всем и до конца, Верность другу, Преданность Отчизне, Имя гражданина и борца.


Участники игры: учащиеся 10-11 классов; в игре принимает участие команда игроков, команда состоит из 6 человек. Всего 5 команд.

Подготовка к игре: команда готовит выступление по одному из предложенных для обсуждения вопросов:

1. Исторический аспект возникновения коррупции, опыт борьбы с коррупцией в разные эпохи.

2. Экономические последствия коррупции

3. Последствия коррупции для государства и органов власти

4. Последствия коррупции для личности и семьи

5. Правовая ответственность за коррупционные правонарушения

Требования к выступлению: Продолжительность выступления не более 3 минут. Выступление может сопровождаться презентацией (не более 3-4 слайдов)

Цели: -разъяснять старшеклассникам сущность, причины, масштаб и последствия коррупции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «Вместе против коррупции».

Участники игры: учащиеся 10-11 классов; в игре принимает участие команда игроков, команда состоит из 6 человек. Всего 5 команд.

Подготовка к игре: команда готовит выступление по одному из предложенных для обсуждения вопросов:

1. Исторический аспект возникновения коррупции, опыт борьбы с коррупцией в разные эпохи.

2. Экономические последствия коррупции

3. Последствия коррупции для государства и органов власти

4. Последствия коррупции для личности и семьи

5. Правовая ответственность за коррупционные правонарушения

Требования к выступлению: Продолжительность выступления не более 3 минут. Выступление может сопровождаться презентацией (не более 3-4 слайдов)

Цели: -разъяснять старшеклассникам сущность, причины, масштаб и последствия коррупции.

Ход игры.

О какой общественной проблеме идет речь?

К сожалению, проблема коррупции является актуальной для нашей страны и с каждым годом она становится все более тревожной.

В России коррупция – словно яма.

С ней тщетно, как с бездорожьем, борются.

И чем настойчивей под неё копают,

Тем только больше она становится.

И все мы сталкиваемся с этим явлением в нашей повседневной жизни. Потому иметь знания о данной проблеме для вас важны и необходимы.

Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.

"Коррупция "есть корень, из которого
вытекает во все времена и при всяких
соблазнах презрение ко всем законам"(Томас Гоббс)

  1. Работа с понятиями по теме.

проводится короткая беседа с обучающимися по вопросам, актуализирующим правовые знания. Учащиеся объясняют значение понятий.

Жюри конкурса оценивает ответы учащихся: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Каждая команда отвечает на два вопроса. В случае, если команда не может дать ответ на вопрос, ответ дает ведущий, балл не присваивается ни одной из команд. Баллы вносятся в протокол жюри (Приложение 1)

понятие

определение

коррупция

незаконное использование физическим лицом своего должностного положения

взяткодатель

лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях.

волокита

Форма вымогательства, нарочитое затягивание рассмотрения дела с целью получения взятки

взятка

это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности

злоупотребление полномочиями

это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы(организации).

фаворитизм

пристрастное выдвижение вперед любимцев, не имеющих способностей, необходимых для той или другой службы.

кумовство (непотизм)

служебное покровительство своим друзьям, родственникам в ущерб делу

растрата

противозаконное использование материальных или денежных средств лицом, которому они предоставлены в распоряжение, не по назначению, а в личных целях , приводящее к потере этих средств для первичного владельца.

мошенничество

преступление, заключающееся в хищении чужого имущества или приобретении права на чужое имущество путем обмана.

деловая коррупция

возникает при взаимодействии власти и бизнеса, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

бытовая коррупция

порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников, в неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

коррупция верховной власти

относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах; она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Как видите, у коррупции много обличий, но все они противоречат законодательству и являются преступным деянием.

  1. Аукцион «Мотив» Каждая команда называет возможный мотив коррупционного деяния по очереди, выигрывает последняя, назвавшая мотив. Оценка – 2 балла.

ОТВЕТЫ:

низкая заработная плата государственных служащих;

незнание законов;

желание легкой наживы;

частая сменяемость лиц на различных должностях;

нестабильное экономическое положение в стране;

коррупция как привычка;

низкий уровень жизни населения;

безработица;

неразвитость институтов гражданского общества.

  1. О чем гласит народная мудрость Домино.

Учащимся необходимо подобрать правильное понимание пословицы и связать его с темой коррупции

  • Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взяточничество.
  • Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе.
  • Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.
  • Видит око, да зуб неймет – безрезультативность действий борьбы с коррупцией (очень хочется получить что-то, но это остается недоступным)
  • Где говорят деньги, там молчит совесть- (человек, желая обогатиться, забывает о морали)

Жюри конкурса оценивает ответы учащихся: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Каждая команда отвечает на один вопроса. В случае, если команда не может дать ответ на вопрос, ответ дает ведущий, балл не присваивается ни одной из команд. Баллы вносятся в протокол жюри

Ведущий . Слайд. Ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 триллионов долларов. Самая коррумпированная страна - Сомали и Мьянма, а самые благополучные - Финляндия, Новая Зеландия и Дания.

  1. Актуализация знаний. Распознавание ситуаций коррупционного поведения в обществе.

Учащимся предлагается просмотреть несколько видеосюжетов и определить, содержит ли данная ситуация коррупционную составляющую.

Команды выбирают по одной ситуации (использование жеребьевки). Дают собственное определяют является ли ситуация коррупцией или нет, аргументируют свой ответ.

Жюри выставляет баллы командам: Правильный ответ – 1 балл, наличие верной аргументация – 1 балл. Баллы вносят в протокол жюри.

№ ролика

Сюжет ролика

Верная правовая трактовка ролика

Кадры из художественного фильма «Гараж»

Яв бытовая - нарушаются права потребителей, чиновники лоббируют свои экономические интересы, кумовство рупции: взятка

Кадры из фильма «Служебный роман»

Изо политическая коррупция в области административного управления, стремление сделать карьеру любым способом коррупции

Кадры из фильма «Старики разбойники» - 1

Я использование чиновниками своего положения, кумовство

Кадры из фильма «Берегись автомобиля»

Яв выраженная коррупция. Форма: бытовая коррупция, , взятка , взятка служебного положения

Кадры из фильма «Операция Ы»

Экономическая коррупция Хищение (растрата) средств с использованием служебного положения раженная коррупция. Форма: растрата и попытка сокрытия растраты

5. Анализ последствий коррупции для государства и общества. Команды представляют подготовленное домашнее задание.

Тема выступления

Важные теоретические аспекты, которые должны быть затронуты

1. Исторический аспект возникновения коррупции, опыт борьбы с коррупцией в разные эпохи.-10-а

Первые упоминания о явлениях коррупции, изменение представлений о коррупции, способы борьбы с коррупцией.

2. Экономические последствия коррупции-10-б

Характеристика разновидностей деловой коррупции, последствия коррупционных действий на уровне микроэкономики и макроэкономики

3. Последствия коррупции для государства и органов власти-10 в

Характеристика особенностей коррупции органов государственной власти; снижение авторитета государственной власти внутри страны и на международной арене

4. Последствия коррупции для личности и семьи-11-б

Характеристика бытовой коррупции. Особенности ее проявления, влияние коррупциив хозяйственно-бытовой сфере, и сфере межличностных отношений, деформация процесса социализации

5. Правовая ответственность за коррупционные правонарушения -11-а

Формы коррупции, меры уголовной ответственности за преступления в сфере коррупции; изменения в законодательстве в области противодействия коррупции.

Методический комментарий: команды представляют домашнее задание по заданной теме (предварительно каждая команда выбирает одну тему). Продолжительность выступления – 3 минуты, выступление может сопровождаться презентацией (максимально – 4 слайда) Жюри конкурса оценивает выступление команд по следующим критериям:

Критерий

Характеристика критерия

Баллы

1 балл

Коммуникативный замысел

1 балл

Представление материала

3 балла

6. Защита плакатов, "Скажем коррупции "Нет!", иллюстрирующих методы борьбы с коррупцией.

Пока ребята оформляют плакаты, зрители смотрят социальный ролик о вреде коррупции, жюри подводит итоги игры.

Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?

Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции".
  2. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.
  3. Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок/ В.И. Садкина. - Ростов н/Д: Феникс, 2014г.
  4. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.
  5. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.
  6. Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. – М., 2000.
  7. Антикоррупционная политика в современной России / Под ред.

А.В. Малько. Саратов: Изд-во СГАП, 2006.

  1. Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и

системное решение. Центр «Стратегия». СПб, 2004.

  1. Гражданское образование: содержание и активные методы

обучения / под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. М., 2005.

  1. Словарь - справочник «Антикоррупционная политика»,

Издательство «Проспект», М., 2006.

По 1 б. за верный ответ, макс=2б

2. народная муджрость – 1б

3. Распознавание ситуаций коррупционного поведения Фильм

Правильный ответ – 1 балл, наличие верной аргументация – 1 балл.

Макс.=2б

4. Анализ последствий коррупции для государства и общества - домашнее задание

См. ниже

Макс=5 б

5. Защита плакатов"Скажем коррупции "Нет!"

Макс+5

ИТОГОВЫЕ БАЛЛЫ

Правила оценивания домашнего задания.

Критерий

Характеристика критерия

Баллы

Соответствие направлениям, указанным в таблице. Однако команды могут избрать иную трактовку вопроса не противоречащую заявленной теме

1 балл

Коммуникативный замысел

Убедительность аргументации, логика подача материала;

1 балл

Представление материала

Эмоциональность, обращенность к аудитории; свободное владение монологической речью, качество презентации, количество слайдов.

3 балла


Викторина «Мы против коррупции!»

(8-11 кл.)

ВОПРОС 1: Когда отмечается "Международный день по борьбе с коррупцией"? И с какого года отмечается этот день?
ОТВЕТ: 9 декабря. С 2004 года.

ВОПРОС 2: Какие государственные органы, классифицирующиеся по территориальному признаку, наделены полномочиями по борьбе с коррупцией?

ОТВЕТ: "Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления"

ВОПРОС 3: Назовите кратким словосочетанием или одним словом то, что сейчас будет перечислено:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандитских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

ОТВЕТ: принципы антикоррупционной политики

ВОПРОС 4: Является ли основанием для отказа в приёме гражданина на государственную службу непредставление гражданином при поступлении на государственную службу сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений?

ОТВЕТ : Является.

ВОПРОС 5: Уголовное право царской России разделило взяточничество на два вида: мздоимство и...

ОТВЕТ : Лихоимство.

ВОПРОС 6: К какой мере ответственности (наказания) должно быть привлечено лиц, занимающее государственную должность, за не предоставление декларации в налоговый орган, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния?

ОТВЕТ : Увольнение

ВОПРОС 7: В соответствии с какими НПА устанавливаются ответственные государственные должности

ОТВЕТ : Конституцией РФ, Конституционными и иными законами РФ

ВОПРОС 7: Какой царь издал Свод Законов (1832, 1842, 1857гг), в которых была глава об ответственности за взяточничество и лихоимство?

ОТВЕТ : Николай I

ВОПРОС 8: М.Е.Салтыков-Щедрин говорил «При таких законах жизнь в России без (них) ... была бы невозможна». Что имеет ввиду писатель?

ОТВЕТ : Взятки

ВОПРОС 9: Какие действия по отношению к чиновникам приняла Екатерина II, чтобы уменьшить коррупцию?

ОТВЕТ : Увеличила жалованье, которое выплачивали в срок

ВОПРОС 10: Критики царя Николая l расценили инициированную им борьбу с коррупцией как усиление самой коррупции. Кроме того, чиновники придумывали новые способы воровства, в обход мер, предпринимаемых Николаем I, о чём свидетельствует высказывание сенатора К. И. Фишера:
«Канцелярская наглость составляла исстари хроническую язву России… При Николае эта наглость стала принимать правильные формы, несмотря на строгость императора… Прежде наглость действовала посредством нарушения законов, теперь она стала чертить законы, способствующие воровству … Деморализация осталась ещё в подполье; канцелярские крысы, во тьме ночной, грызли государственную машину… Наконец вступает наглость высшего рода, где высокие сановники принимают инициативу и берут канцелярскую сволочь себе в сообщники… Николай Павлович служил России добросовестно, но ошибался в системе и был обманываем с отвратительным цинизмом».
Сам Николай I критически относился к успехам в этой области, говоря что в его окружении не воруют только он сам и... Кто, кроме Николая I, не ворует?

ОТВЕТ : Наследник

ВОПРОС 11: Противодействие коррупции может быть успешным, если будут искоренены главные её … (что должно быть выявлено?)

ОТВЕТ : Причины

ВОПРОС 12: Как назывался орган, созданный Петром I для противодействия беззаконности и с целью надзора за соблюдением правопорядка, в том числе и государственными служащими?

ОТВЕТ : Прокуратура

ВОПРОС 13: Кто был первым генерал-прокурором России?

ОТВЕТ : Павел Иванович Ягужинский

ВОПРОС 14: Какие взыскания могут быть применены к государственному служащему за коррупционные правонарушения? (за каждый правильный ответ – 1 балл)

ОТВЕТ : 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение в связи с утратой доверия.

ВОПРОС 15: Как называется взятка в словаре Сергея Ивановича Ожегова?

ОТВЕТ : Мзда

Если вы подаете пример правильного поведения, кто
осмелится продолжать вести себя неправильно»
Конфуций
«Противодействие коррупции ­ дело молодых»
Мероприятие в ходе недели борьбы против коррупции.
Участники: команды 9­11 классов школы
Цель: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения
Задачи:
1.познакомить с явлением коррупции, причинами и последствиями
2.продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией
3. воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для
формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции
Ход игры.
Актуализация.
(показ записи видеоблока Президента России – Путина В.В.).
Добрый день уважаемые участники!
Мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре: «Противодействие
коррупции ­ дело молодых»
Команды старшеклассников получат маршрутные листы и примут участие в
эстафете по станциям:
1. Историческая.
2. Эрудиты
3. Перевертыши
4. Поэтическая
5. Театральная
6. Художественная
7. Экспресс­ викторина

Победит команда, набравшая максимальное количество баллов на станциях
Капитаны команд получите маршрутные листы.
1. Историческая
1. Когда и где появилась коррупция?
2. Кто в истории России боролся с эти явлением?
3. Какой период в истории нашей страны, характеризуется относительно
низким уровнем уголовных преступлений коррупционной
направленности?
(Зарождение коррупции как негативного явления свойственно обществу,
которое находится под влиянием власти и денег. Практически коррупция
начала свое существование с возникновением государства и появлением
должностных лиц, принимающих решение от имени государства.
Как свидетельствуют исторические документы, в Египте, Римской империи.
Древнем Китае, Греции коррупция развивалась в форме казнокрадства,
взяточничества.
О мздоимстве на Руси упоминается уже в летописях XIII в. Первым, кто
попытался активно пресекать расхищение государственной казны в
Московии, был Иван Грозный, который определил взяточникам наказание -
смертную казнь.
Иногда население реагировало жестокими бунтами против лихоимства
нечестных властителей. Так, в 1648 г., во время правления Алексея
Михайловича, Тишайшего, в Москве вспыхнул народный бунт, который
закончился победой горожан. При этом часть города вместе с немалым
числом горожан сгорела. Царь был вынужден отдать на растерзание толпы
двух воров: главу Земского приказа Плещеева и главу Пушкарского приказа
Траханиотова.
Императорский период, со времени правления Петра I, представляется
наиболее характерным по распространению коррупции, так как в это время
происходит бурное развитие промышленного производства и торговых
отношений России с другими государствами, что привело к увеличению
управленческого аппарата. Для упорядочения исполнения служебных
обязанностей были введены правила несения гражданской службы, которые
закрепились в Табели о рангах. Петр I принимал жесткие меры по
искоренению казнокрадства, взяточничества, особенно в аппаратах приказов
и губерний, которые стали формироваться в России с 1709 г. Так, после

многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский
губернатор Гагарин. Несмотря на столь суровые меры, царские чиновники
продолжали использовать свое должностное положение в корыстных целях.
Император Александр I в 1801 г. принял Указ «Об изыскании причин и
искоренении лихоимства и лиходательства». Александр II, известный как
крупный реформатор, осуществивший отмену крепостного права, проведший
реформу городского управления, был вынужден в 1868 г. инициировать
через Комитет министров принятие решения, по которому «лицам, имеющим
по служебному положению прямое влияние на государственную
администрацию» (управляющие департаментами, начальники канцелярий и
т.п.), а также членам коллегиальных собраний запретить участвовать в
учреждении товариществ железных дорог.
Александр III запретил высшим чиновникам участвовать в правлении
акционерных предприятий. Комитетом министров было принято решение «О
порядке совмещения государственной службы с участием в торговых
промышленных товариществах, а равно в общественных и частных
установлениях». Однако пресечь полностью участие бюрократии в
руководящей деятельности акционерных обществ было невозможно.
В начале XX в., особенно в годы реформаторской деятельности премьер­
министра С.Ю. Витте, была активизирована борьба с коррупцией в среде
чиновничества. Витте добился изменений в Уставе о службе гражданской с
1894 г., чтобы вместо старой бюрократии из числа дворян смогли поступить
в Министерство финансов новые образованные и деловые люди из числа
недворян.
Сталинский этап советского периода характеризуется относительно низким
уровнем уголовных преступлений коррупционной направленности.
Действовавшая с 1926 по 1960 г. норма в Уголовном кодексе РСФСР за
должностные (служебные) преступления, в том числе и за взяточничество,
устанавливала уголовную ответственность лиц, занимавших должности в
государственных органах, учреждениях, на предприятиях, в организациях.
Жесткий и тотальный контроль спецслужб за поведением и деятельностью
не только служащих, но и рядовых граждан создавал атмосферу, не
совместимую с коррупцией.
Низкому уровню коррупции способствовала тогда абсолютная
экономическая зависимость должностных лиц от государства и жесткий
централизм власти. Кроме того, всеобщая секретность и преследование за
несогласие с политикой существующего режима были серьезным барьером
для коррупции.

В послесталинский период с ослаблением тотального контроля коррупция в
стране стала эволюционировать, и ко времени распада СССР увеличилась по
абсолютным показателям в шесть раз. Происходил процесс социального и
имущественного расслоения общества. Активно утверждалась
государственная, партийная, хозяйственная элита как особая социальная
группа с внутренними горизонтальными связями, корпоративными
интересами и ценностями.
Был снижен контроль правоохранительных органов, что позволило
фактически открыть неограниченный доступ не только к управлению, но и к
распоряжению государственной собственностью. Утвердилось правило,
особенно в партийных органах, согласно которому для привлечения высоких
должностных лиц к уголовной ответственности требовалось согласие той же
номенклатуры, которая всегда обеспечивала «своим» необходимую защиту.
Однако отдельные факты казнокрадства, мздоимства со стороны министров,
секретарей обкомов, других высокопоставленных лиц просачивались
наружу. В этот период зарождалась психология оправданного
разворовывания государственной собственности, которая в последующем и
реализовалась.
Само слово «коррупция» в советское время не употреблялось. Оно вошло в
употребление только в конце 1980­х голов, но использовались термины
«взяточничество», «злоупотребление служебным положением»,
«попустительство» и т.п. Таким образом, отрицалось не только само
понятие, но и явление, что способствовало расширению спектра
коррупционных проявлений и уклонению от заслуженного наказания.
коррупционной деятельности. Показательным в этом плане является отток
капиталов за границу. По некоторым данным, вывезено капиталов до 300
млрд. долл. Здесь находится часть денег из полученных кредитов
международных финансовых институтов. В 1995 г. в Государственной Думе
рассматривался проект закона об амнистии лиц, совершивших
противоправные деяния, связанные с размещением активов за рубежом,
которая нужна была в первую очередь криминальной элите для обеспечения
личной безопасности.
В 1990­е годы в орбиту криминальной деятельности в финансовой сфере
вовлекались федеральные и региональные чиновники. Появилось понятие
«региональная элита».
Ряд российских аппаратных чиновников пришли во власть не по
реформаторским соображениям и профессиональным данным, а в целях
обогащения. Это создало условия для развития коррупции в органах власти.)

2. Эрудиты
А)Используя разные словари, интернет источники найти определения
«коррупции».
В кабинете разложены словари, компьютеры
Наибольшее количество баллов получает команда, использовавшая
максимальное количество источников и огласившая большее количество
определений.
Б)Команды получают карточки с терминами и определениями, необходимо
соотнести
Коммерческий
подкуп
Коррупция
Лоббизм
незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в
коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества,
оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных
имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах
дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1
статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).
злоупотребление служебным положением, дача взятки,
получение взятки, злоупотребление полномочиями,
коммерческий подкуп либо иное незаконное использование
физическим лицом своего должностного положения
вопреки законным интересам общества и государства в
целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного
имущества или услуг имущественного характера, иных
имущественных прав для себя или для третьих лиц либо
незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу
другими физическими лицами.
(англ. lobbyism, от англ. lobby - кулуары) - давление на
парламентариев путём личного или письменного
обращения либо другим способом (организации массовых
петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны
каких-либо групп или частных лиц, цель которого -
добиться принятия или отклонения законопроекта.
Лоббирование - это институт политической системы,
представляющий собой процесс по продвижению интересов
частных лиц, корпоративных структур (а также
представляющих их профессиональных лоббистских фирм и
общественных организаций) в органах государственной
власти, с целью добиться принятия выгодного для них
политического решения.
3. Перевертыши
Задание будет состоять в том, чтобы каждой фразе, противопоставить
антоним, т.е. перевернуть её.
НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕЙ, А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ
БЕРИ И ПОМНИ.
РУКА РУКУ МОЕТ

ГДЕ ГОВОРЯТ ДЕНЬГИ, ТАМ МОЛЧИТ СОВЕСТЬ
ГДЕ НЕТ ЧУВСТВА ДОЛГА И ЛЮДСКОГО ГЛАЗА, ТАМ
ВОЗМОЖНА КОРРУПЦИЯ
НЕЧЕСТНО НАЖИТОЕ ВПРОК НЕ ИДЕТ
4.Поэтическая
Составление синквейна на тему «Коррупция» – 15 минут.
Синквейн (происходит от французского слова «cing» – пять). Это
стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом,
обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами
прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами,
обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение
автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально­
образном или философско­обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Коррупция
Нечестная, незаконная
Обогащает, злоупотребляет
Морально разлагает чиновников
ЗЛО
5.Театральная
Инсценировать отрывки из художественных произведений, в которых
высмеивается взяточничество, мошенничество, произвол, злоупотребление
служебным положением
Басня И.А.Крылова «Лисица и Сурок»
А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»
6. Художественная
Защита плакатов, критикующих разные проявления коррупции

7 Экспресс­викторина
Какой документ содержит нормативную базу по борьбе с коррупцией?
(Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273)
Какие формы коррупции вы знаете?
Каковы последствия коррупции?
Какие меры борьбы необходимы?
Команды возвращаются в актовый зал.
Итоговая беседа – Что можем сделать мы в борьбе с этим злом?:
Мнения учащихся





борьбы с коррупцией.
не давать и не брать взятки;
быть честными
предавать гласности случаи коррупции.
изучать данное явление;
знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами
Для того чтобы бороться с коррупцией в стране необходимо начать с себя!
Будет ли побеждена коррупция в нашей стране зависит и от нас!
Литература:
Конституция РФ
Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273
Барышников Е.Н. Антикоррупционное воспитание, Санкт­Петербург 2010