Существенное воздействие на культурное развитие в 50- 80-е годы оказали сложные и противоречивые процессы в общественно-политической и экономической сферах. Это - период с временными оттепелями, возвратом к «указаниям» в культуре, арестами и высылками, время медленного, по­степенного, подчас мучительного, с движениями вспять воз­врата к естественному для культуры полифоническому разви­тию. Культурный процесс был тесно связан с историческим развитием страны, от которого зависели финансирование культуры, международные контакты деятелей литературы, науки и искусства, приобщение к культурной жизни широ­ких слоев населения.

Период 50-80-х годов отличался интенсивностью и динамизмом развития. По значимости общественно-политических и культурных процессов, происходивших в стране, он в свою очередь условно подразделялся на два этапа: I) 50-е - нач. 60-х гг.; 2) сер. 60-х - сер. 80-х гг.

Начавшийся после смерти Сталина процесс десталини­зации затронул и сферу культуры. «Оттепель» (по назва­нию повести И.Г. Эренбурга) дала толчок процессам обновления общества, положила начало освобождению общественного сознания от догм и идеологических стерео­типов, означала разрешение «сверху» относительного сти­левого разнообразия и многоголосья в литературе и искус­стве. Особенно значимым этот период был для молодого поколения, многие представители которого и позднее, в условиях брежневской консервативной политики, остались верны убеждениям, сформировавшимся в годы «оттепели». Однако в рассматриваемый период, как и прежде, основ­ные решения в государстве принимались при участии и руководстве партии, в соответствии с «генеральной лини­ей» ее политики.

В июне 1962 г. в Новочеркасске состоялась демонстрация трудящихся, требовавшая улучшения жизненного уровня. Демонстрация была разогнана с помощью войск. Это был конец «оттепели», ознаменовавшийся первыми открытыми, хотя и весьма малочисленными и неорганизованными проте­стами против политической системы в СССР.

1965 - 1985 гг. были двадцатилетием наиболее стабильного развития советского общества (в историю эти годы вошли как «застойные»). В этот период при советско-бюрократической системе государственного устройства были достигнуты опре­деленные успехи в экономической, социальной и культурной областях. В то же время именно в этот период начался кри­зис Советского государства и общества.

Несмотря на увеличение количества общественных органи­заций, нарастал процесс их бюрократизации. Профессио­нальные союзы, ВЛКСМ, Комитет советских женщин, Советский Красный Крест и многие другие не были, по су­ществу, общественными, они были бюджетными, ими ру­ководили партийные органы. Членство в этих организациях постепенно становилось насильственным - любой работник считался членом профсоюза. Общественные организации были поставлены под полный контроль партийных органов, что привело к потере к ним интереса со стороны общественности, и прежде всего молодежи. Политика полного конт­роля проводилась и по отношению к церкви.

В эти годы все еще давала о себе знать романтическая ориентированность на заветное «светлое будущее», возника­ла время от времени в центре общественного внимания духов­ная ценность нашей истории - русская идея. Однако суже­ние культурного пространства, большие утраты в духовной жизни общества повторялись и во многом углублялись: про­должали закрываться и уничтожаться храмы (мощный пласт / ^ национальной культуры!) и памятники, усилился запрет на знакомство массового читателя и зрителя с шедеврами отече­ственной и зарубежной культуры, в каждом крупном учреж­дении культуры существовали отделы специального хра­нения - спецхраны. Углубился духовный диктат над инако­мыслием, увеличилось количество диссидентов. Все та же классовая концепция культуры, перенесенная властью в по­литику, оставила незаживающий след на развитии духовной культуры эпохи, когда литература, живопись, музыка, архитектура и многие другие стороны жизни духовной обще­ства оценивались с позиций «социалистического реализма».

Система образования. Главным направлением в систе­ме школьного образования стало «укрепление связи школы с жизнью». В 1955/56 учебном году в средней школе были введены новые учебные планы, ориентированные на полу­чение политехнического образования. С принятием Закона «Обукреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем разви­тии системы народного образования в СССР» (1958 г.) вво­дилось всеобщее обязательное %-летнее образование (вмес­то 7-летнего). Полное среднее образование увеличивалось с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов днев­ных школ должны были совмещать учебу с работой на пред­приятии или на селе. Одновременно с аттестатом зрелос­ти школьники получали свидетельство о приобретенной специальности. Реформа 1958 г. предусматривала вместо многочисленных ремесленных и фабрично-заводских школ и училищ единую сеть ПТУ (профессионально-технических училищ) со сроками обучения от 1 до 3 лет.

В последующие годы намечаются меры по структурной перестройке системы образования. Сессией Верховного Со вета РСФСР в августе }