Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Лирика, как литературный род

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Деление поэзии на три основных рода является в теории литературы традиционным. Эпос, лирика и драма представляются основными формами всякого поэтического творчества. При этом под эпосом разумеется поэзия, объективно повествующая о фактах и явлениях; под драмой -- произведения, требующие сценического исполнения, но прежде всего характеризующиеся тем, что каждое действующее лицо, выражая свои убеждения, чувства, стремясь к своим целям, сочетается с другими действующими лицами в некоторое объективное целое.

Лирика -- это поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств.

Предмет ом изображения в лирике - являются впечатления, переживания, размышления автора об огромном, разнообразном, таинственном мире. Чувства передаются поэтом не как нечто застывшее - они развиваются, изменяются, переходят одно в другое. В лирике сюжет практически отсутствует или слабо выражен, но есть конфликт и композиция, а художественные детали служат для раскрытия внутреннего мира лирического героя, его мыслей, чувств, желаний. Поэтому изображенный мир в лирике обладает большой степенью условности.

Главный объект художественного познания в лирике - это характер самого "носителя речи", прежде всего его внутренний мир, его эмоции. В отличие от эпического произведения, при чтении которого возможно сопоставить разные точки зрения на происходящее, в лирике мы верим автору, принимая его ощущения, чувства как единственно возможные в описываемой им ситуации.

Герой стихотворного поэтического произведения называется лирическим. Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, с его мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но оказывается (едва ли не в большинстве случаев) от него неотличимым. Лирика в основном ее "массиве" автопсихологична.

Внутренний мир лирического героя создается особыми художественными средствами: стихотворной организацией речи, размером стиха и построением отдельных предложений, музыкальным ритмом, расширением лексического значения слов за счет необычного языкового окружения, новых связей. Лирический герой выражает не только личные переживания поэта, но и, как всякий образ, содержит в себе обобщение.

Сюжета, как он понимается в эпосе (развитие событий) в лирике, по сути, нет. Иногда говорят о лирическом сюжете, имея в виду развитие чувств героя стихотворения. Очень часто внешние явления, побудившие поэта взяться за перо, бывают незначительными, но они вызывают в нем множество чувств, мыслей, ассоциаций, которые и становятся предметом изображения. Так в стихотворении И.А.Бунина "Отчего ты печально, вечернее небо..." герой находится на берегу моря и наблюдает, как "закат угасает". Вечернее небо и море - безмолвные собеседники героя. Он думает о мире как едином целом, о быстротечности времени, хрупкости человеческой жизни:

Отчего ты печально, вечернее небо?

Оттого ли, что жаль мне земли,

Что туманно синеет безбрежное море,

И скрывается солнце вдали?

Отчего ты прекрасно, вечернее небо?

Оттого ль, что далеко земля,

Что с прощальною грустью закат угасает

На косых парусах корабля

И шумят тихим шумом вечерние волны

И баюкают песней своей

Одинокое сердце и грустные думы

В беспредельном просторе морей?

В лирике описывается состояние человека и окружающий его мир через призму души лирического героя.

1. Особенности лирики

Непосредственность и прямота самовыражения - одно из важнейших свойств лирики. "Он (лирический поэт), - писал Гегель, - может внутри себя самого искать побуждения к творчеству и содержания, останавливаясь на внутренних ситуациях, состояний, переживаниях и страстях своего сердца и духа. Здесь сам человек в его субъективной внутренней жизни становится художественным произведением, тогда как эпическому поэту служат содержанием отличный от него герой, его подвиги и случающиеся с ним происшествия". Подобные мысли высказывались и впоследствии. Лирик, утверждал немецкий поэт И. Бехер, это человек, выражающий самого себя. Он сам - "герой" своей лирики.

В лирическом творчестве "объект" и "субъект" художественного изображения близки друг другу и в большинстве случаев как бы сливаются: тем и другим является внутренний мир автора. Познание жизни здесь выступает, прежде всего, как самопознание. В этом одна из причин особого обаяния лирики. Читатель вступает с поэтом в тесный душевный контакт, который невозможен при восприятии эпических или драматических произведений.

Самовыражение в лирике заметно отличается от выражения человеком своих мыслей в повседневности. Лирический поэт воплощает в стихах далеко не все пережитое. В сферу его творчества попадают наиболее значительные эмоции. Лирика не просто воспроизводит чувства поэта, но в значительной мере их активизирует, облагораживает, создает заново. Лирическое переживание поэтому обретает особую интенсивность и насыщенность. Эмоции, запечатленные в лирике, обладают необычной емкостью. Они оказываются близкими и созвучными безгранично широкому кругу людей.

Многие лирические произведения представляют собой прямое излияние души: поэт размышляет о собственных чувствах, как бы погружая читателя в свой внутренний мир. Это - лирика чувства ("На холмах Грузии лежит ночная мгла..." А.С.Пушкина, "Вчера еще в глаза глядел..." М. Цветаевой, "Не жалею, не зову, не плачу..." С.Есенина). Лирические высказывания могут быть рассуждениями на общие проблемы. Это - лирика мысли, обсуждающая какие-то проблемы бытия - социальные, политические, философские, нравственные, эстетические, художественные. Особенно большое значение она обрела в девятнадцатом веке. "Лирический поэт нашего времени, - писал Белинский, - более... спрашивает и исследует, нежели безотчетно восклицает... Мысль - вот предмет его вдохновения"

Существуют также описательные и повествовательные формы лирического творчества. Описательная лирика воссоздает окружающие людей вещи, природу черты внешности человека, его внутренний облик. Повествовательные стихотворения - это, как правило, лаконичные рассказы о каких-то фактах, событиях.

В некоторых стихотворениях прямое излияние души, рассуждение, описание и повествование составляют нерасторжимое единство. Особенно это характерно для поэзии двадцатого века, начиная с Блока.

Речь лирического произведения экспрессивна. Это проявляется и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и в иносказаниях и в фонетико-ритмическом построении текста. На первый план в лирике выдвигаются "семантико-фонетические эффекты" в их неразрывной связи с ритмикой, как правило, напряженно-динамичной. При этом лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму, тогда как эпос и драма обращаются преимущественно к прозе. Лирика в прозе встречается нечасто.

Речевая экспрессия в лирическом роде поэзии нередко доводится как бы до максимального предела. Такого количества смелых и неожиданных иносказаний, такого гибкого и насыщенного соединения интонаций и ритмов, таких проникновенных и впечатляющих звуковых повторов и подобий, к которым охотно прибегают поэты-лирики, не знают ни "обычная" речь, ни высказывания героев в эпосе и драме, ни повествовательная проза, ни даже стихотворный эпос.

Важнейший элемент композиции лирического произведения - его концовка - то есть разряжение нараставшего эмоционального напряжения, вывод из размышления, обобщение частного случая.

В понятие стиховой композиции входит много компонентов. Это стихотворный размер, длина стиха, наличие или отсутствие стихотворного переноса, строфика, рифма, способы рифмовки. Это интонационно-ритмическая организация речи, специфический стиховой синтаксис (повторы, рефрены, анафоры и др.), звуковая инструментовка стиха.

Строгая интонационно - ритмическая упорядоченность лирических произведений свидетельствует об их родстве с музыкой. Первоначально лирика и музыка были неразрывно связаны: лирические произведения пелись, словесный текст сопровождался мелодией.

2. История возникновения лирики

Лирика - один из древнейших литературных жанров, возникший в Древней Греции много веков назад. Термин происходит от греческого слова "лирикос", что значит "исполняемый на лире" или "поющий под лиру". Греки называли этим словом вовсе не стихи, а песни, которые пели под лиру.

Появление произведений лирического жанра относят к VII-VI вв. до н.э. и обуславливают, прежде всего, значительными переменами, произошедшими в жизни большинства греческих общин. В связи с идеологической борьбой обострились противоречия между коллективом и личностью. Именно они привели к появлению такого жанра, который предоставлял возможность самовыражению личности. Такую возможность древнегреческим авторам дала лирика.

Греческую лирику принято делить на три жанра: элегию, ямб и мелику (песенную лирику). Не все эти жанры исполнялись под звуки лиры: для элегии и ямбов музыкальное сопровождение было не обязательно; иногда ямбы сопровождались звуками флейты, а мелические произведения могли исполняться под звуки, как лиры, так и флейты.

В основе лирики лежит преимущественно культовая и обрядовая фольклорная песня. За каждым видом лирики, как и за всяким жанром греческой поэзии, был закреплен определенный стихотворный размер; только мелические поэты могли пользоваться различными размерами даже внутри одного стиха.

Элегия - это, как правило, стихотворение наставительного содержания, не имевшее в Греции обязательного скорбного характера. Элегия может содержать в себе просто размышление на самые разнообразные темы: военные, политические и любовные элегии. Как и все другие виды лирики Древней Греции, элегии большинства поэтов того времени сохранились в незначительных фрагментах. Более или менее связанные отрывки дошли до нас от таких поэтов, как Тиртей (военная элегия), Мимнерм (любовная элегия), Солон (политическая элегия). Любовь в творчестве большинства древнегреческих лириков изображается как чувство легковесное, не предполагающее ни глубокой привязанности к своему объекту, ни уважения к нему, в нем преобладает чувственность.

Второй лирический жанр , ямбы, коренным образом отличается от элегии, носившей преимущественно наставительный характер, содержащей патриотический призыв или иного рода размышление автора. Ямбы - это такие стихи, в которых автор кого-то дразнит, обвиняет, бранит. Ямбография - один из древнейших видов древнегреческой поэзии, связанный с культом богини плодородия Деметры. Для праздников плодородия был характерен разгул, перебранка, сквернословие, пение насмешливых, обличительных песен.

Главной особенностью третьего лирического жанра , мелики, является ее связь с музыкальным сопровождением, которая просматривалась ярче, чем в элегии и ямбах. Но постепенно мелика утратила органическую связь с музыкой и стала чисто литературным жанром. Ее главное отличие от ямбов и элегии, где чередовались стихи или двустишия одного размера, заключается в том, что мелические стихотворения были построены в основном на чередовании строф сложных и разнообразных по размерам. Мелическую поэзию в Древней Греции принято делить на сольную (монодическую) и хоровую. Хоровая мелика имела особенно тесную связь с культом. Она служила какому-либо коллективу, общине, городу в торжественных случаях, поэтому отличалась пышным приподнятым стилем. К хоровой лирике относятся гимны богам, энкомии (гимны в честь определенного лица), эпиникии - песни, прославляющие победителей спортивных состязаний. Своего расцвета достигла хоровая лирика в Спарте, где вся жизнь человека была посвящена выполнению патриотического долга. Гордой суровой морали спартанцев служил поэт Пиндар (VI-V вв. до н.э.).

Лирика, появившаяся много тысячелетий назад, пережила века, прошла все эпохи и продолжает жить и развиваться. Несомненно, форма ее неоднократно менялась и будет меняться. Но, о чем бы ни писали поэты, содержание оставалось и останется неизменным. В этом роде литературы всегда будет хорошо слышен голос автора, передающего в своих произведениях чувства и мысли.

3. Характеристика лирических жанров

Жанр - понятие достаточно широкое, в художественном творчестве любой автор мыслит жанровыми категориями. В известном смысле жанр - рама, в которую вмещается жизненный опыт автора. Но рама диктует при этом не только объем текста, но способ его организации.

Согласно античной классификации лирику можно разделить на: сонет, отрывок, сатиру, эпиграмму и эпитафию, дифирамб (симпатия к одному лицу), послание (обращение к лицу в форме письма).

Сонет - одна из поэтических форм эпохи Возрождения. Драматургический жанр, в котором его структура и композиция объединены по смыслу, как борьба противоположностей. Сонет, излюбленный жанр Уильяма Шекспира, имеет каноническую форму стихотворения, состоящую из 14 строк. В свою очередь сонет делится на итальянский и английский. Итальянский сонет состоит из двух катренов (четверостишье, связанное с представлениями о составных частях мира: земля, вода, воздух, огонь) и двух трехстиший. Английский же сонет состоит из трех катренов и одного двустишья. Таким образом, структура и является основным отличием между английским и итальянским сонетом.

Отрывок представляет собой фрагмент произведения или же намеренно незавершенное стихотворение философского содержания.

Сатира, как жанр, представляет собой лиро-эпическое произведение, призванное высмеять какое-либо явление действительности, либо общественные пороки, по сути своей это злая критика общественной жизни.

Эпиграмма - короткое сатирическое произведение. Особенно популярным этот жанр был среди современников Пушкина, когда злая эпиграмма служила оружием мести автору-сопернику, позже эпиграмму возродил Маяковский.

Эпитафия представляет собой надгробную надпись, посвященную усопшему, часто эпитафия пишется в стихотворной форме.

Это деление сохранялось долго, но примерно в середине 19 века и позднее стали появляться лирические жанры большой формы, например, лирическая поэма (Уитмен "Листья травы", Блок "Соловьиный сад"). Они сменили короткую лирическую песню - элегию (Жуковский, Лермонтов, Беранже). Такие жанры роднятся с жанром баллады ("Людмила" и "Светлана" В.Жуковского, "Рыцарь на час" Н.Некрасова). Некоторые лирические жанры вследствие их музыкального оформления называют романсами.

Баллада -- жанр лирической поэзии, к которому относят произведения с повествовательным компонентом. Развилась из народных плясовых песен любовного содержания, распространённых у южно-романских народов, первоначально в Провансе, а затем в Италии. Приблизительно с XII века балладой называлось небольшое лирическое стихотворение, состоявшее из трёх или четырёх строф, чаще же восьми, десяти или двенадцати строф, перемежающихся с припевом (рефреном), и обыкновенно имевшее содержанием любовную жалобу. Первоначально такое произведение пелось для сопровождения танцев.

В Италии между многими другими баллады сочиняли также Петрарка и Данте. Этой формой небольшого эпического стихотворения любили пользоваться провансальские трубадуры. При Карле V баллады вошли в употребление и в северной Франции. При Карле VI сочинением баллад прославились Ален Шартье и герцог Карл Орлеанский

Лиро-эпический жанр литературно-художественного произведения сочетает признаки эпоса и лирики: сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического "я". Связь двух начал может выступать как единство темы (революция -- тема эпического повествования в "Хорошо!" В. В. Маяковского), как психологическая мотивировка (лирический комментарий в "За далью -- даль" А. Т. Твардовского), как элемент художественной концепции (лирическая тема в "Евгении Онегине" А. С. Пушкина вносит веяние духовной свободы во внутреннюю атмосферу романа, где герои -- "невольники" чести, страсти, судьбы). Композиционно это соединение часто оформляется в виде лирических отступлений. Расцвет лиро-эпического жанра происходит в литературе сентиментализма и романтизма, когда возрастает интерес к личности рассказчика и ниспровергаются жанрово-родовые каноны. Наиболее характерным для лиро-эпического жанра в 19--20 вв. является жанр поэмы.

Поэма - это произведение в стихах ("Руслан и Людмила" А.С. Пушкина, "Мцыри" М.Ю. Лермонтова, "Василий Теркин" А.Т. Твардовского), которое занимает промежуточное положение между эпосом и лирикой. В лиро-эпической поэме событийный сюжет, нередко разворачивающийся в странствиях, выступает как результат авторского переживания. Поэмой называют также древнюю и средневековую эпопею, безымянную и авторскую. Известно много жанровых разновидностей поэмы: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в том числе ирони-комическая, поэма с романтическим сюжетом, лирико-драматическая. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась поэма на всенародно-историческую или всемирно-историческую (религиозную) тему ("Энеида" Вергилия, "Божественная комедия" Данте, "Потерянный рай" Дж. Мильтона и др.). Одновременно весьма влиятельной в истории жанра ветвью была поэма с романическими особенностями сюжета, связанная в той или иной степени с традицией средневекового, преимущественно рыцарского, романа. Постепенно в поэме выдвигается на первый план личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются элементы лирико-драматические, открывается и осваивается фольклорная традиция -- особенности, характерные уже для предромантических поэм ("Фауст" И. В. Гёте, поэмы В. Скотта). Расцвет жанра происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию поэмы. "Вершинные" в эволюции жанра романтической поэма произведения приобретают социально-философский или символико-философский характер ("Медный всадник" А. С. Пушкина, "Демон" М. Ю. Лермонтова, "Германия, зимняя сказка" Г. Гейне). Во 2-й половине XIX в. очевиден спад жанра, что не исключает появления отдельных выдающихся произведений ("Песнь о Гайавате" Г. Лонгфелло). В поэмах Н. А. Некрасова ("Мороз Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо") проявляются жанровые тенденции, характерные для развития поэмы в реалистической литературе (синтез нравоописательного и героического начал). В поэме XX в. душевные переживания соотносятся с великими историческими потрясениями, проникаются ими как бы изнутри ("Облако в штанах" В. В. Маяковского, "Двенадцать" А. А. Блока, "Первое свидание" А. Белого).

По отношению к прозаическим произведениям лиро-эпического жанра чаще употребляется термин "лирическая проза", она широко представлена современными автобиографическими произведениями, эссе, очерками, путевыми дневниками (А. Сент-Экзюпери, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский).

Лиро-драматический жанр - жанр смешанной формы, сочетающий в себе особенности изображения действительности, присущие лирике и драме. Например: А.П. Чехов "Вишневый сад".

Заключение

Лирика ближе к природе, чем какой-либо иной род поэзии. В. Гюго полагал, что литература начиналась с лирики и выражала восторг перед мирозданием в гимнах, одах, а ранее всего в псалмах. В защиту приоритета лирики говорят и новейшие открытия древних памятников.

Лирическое начало проявилось не только в поэзии, но и в прозе. Следует обратить внимание на постоянное использование в процитированных текстах слов "поэт", "поэзия" там, где на современный лад следовало бы сказать "автор", "литература". Пушкин восклицал: "А местами, какая поэзия!" - по поводу "Вечеров на хуторе близ Диканьки". А то, что Гоголь назовет поэмою "Мертвые души" - с формальной точки зрения - прозаический роман. Все это, при внимательном рассмотрении, не противоречит теории трех литературных родов. Надо только уметь творчески ее применять. Соотношение эпического, лирического и драматического начал в творчестве конкретного писателя и в художественных исканиях, присущих той или иной эпохе, тому или иному поколению, - интереснейший предмет, исследуя который, можно познать не только историю и перспективы, но, пожалуй, и саму суть словесного искусства.

Л. Я. Гинзбург в монографии о лирике как роде литературы предприняла попытку охарактеризовать специфику лирического способа мышления. В своем труде исследовательница указала, что лирика является "самым субъективным родом литературы", что "она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей". Здесь же Гинзбург отметила: "По самой своей сути лирика - разговор о значительном, высоком, прекрасном (иногда в противоречивом, ироническом преломлении), своего рода экспозиция идеалов и жизненных ценностей человека".

Своеобразие лирики как рода художественной литературы заключается в том, что она представляет собой очень общую, абстрактную содержательность,-- между тем как целостный смысл произведения неповторим и конкретен. Но без постижения этой общей содержательности формы (например, содержания "лирики вообще"; лирического стихотворения определенной эпохи-- а лирика каждой эпохи имеет свою формальную определенность -- вообще; лирики данной группы поэтов вообще; наконец, данного поэта вообще) мы не сможем схватить и конкретное содержание данного, неповторимого произведения. Без знаний родовых, видовых и специфических особенностей лирики нет возможности грамотно изучать лирику в школе. Восприятие произведения, прежде всего, начинается с усвоения типа произведения, его жанра, стиля, размера, и лишь затем открывается путь к постижению конкретного, непостижимого смысла лирического произведения. Незнание особенностей лирики как рода художественной словесности может привести к неправильному подходу и изучению произведения, к неправильной интерпретации смысла, вложенного поэтом в произведение.

Список литературы

лирика элегия ямб мелика

1. Гинзбург Л.Я. "О лирике" М.: "Интрада", 1997 г.;

2. Есин А. Б., Ладыгин М. Б. "Справочник школьника. Литература" М.: Издательский дом "Дрофа", 1997 г.;

3. Поспелов Г. Н., Николаев П. А. и др. " Введение в литературоведение" М.: Высшая школа, 1993 г.;

4. Томашевский Б. В."Теория литературы. Поэтика" М.: Аспект-Пресс,1996 г.;

5. Хализев В.Е. " Теория литературы" М.: Высшая школа, 1999 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Словарные пласты в лирике Бродского. Основные способы изображения Бродским лирического героя. Фрагментарность изображения (синекдоха, метонимия). Пространство и время в интерпретации Бродского. "Лексическая дерзость" как определяющая черта поэтики.

    реферат , добавлен 24.11.2010

    Новаторство и традиции русской поэзии начала ХХ века, основательная трансформация традиционных жанров оды, романса, элегии и развитие нетрадиционных жанров: фрагмент, миниатюра, лирическая новелла. Особенности творчества Есенина, Блока, Маяковского.

    презентация , добавлен 15.09.2014

    Особенности развития жанра элегии - лирического стихотворения, проникнутого грустными настроениями. Художественные принципы поэта-романтика Баратынского Е.А. Особенности поэтики Баратынского на примере анализа элегии "Разуверение". Значение творчества.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Общее описание различных взглядов на развитие натурфилософии в русской поэзии. Литературный анализ категории "поэтической вселенной" в лирике А.Ю. Шадринова. Особенности построения пространственно-временной модели природного мира в творчестве автора.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2017

    Лирический герой и авторская позиция в литературоведении, особенности их разграничения. Эпос и лирика: сопоставление принципов. Приемы воплощения и способы выражения авторской позиции. Специфика лирического героя и автора в поэзии Пушкина и Некрасова.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2012

    Грустные размышления лирического героя над таинственной и удивительно живописной стихией воды в элегии В.А. Жуковского "Море". Изменение и развитие образа моря на протяжении стихотворении. Смысловые части элегии "Море" и обращение к пейзажной лирике.

    сочинение , добавлен 16.06.2010

    Творческое становление А. Ахматовой в мире поэзии. Изучение её творчества в области любовной лирики. Обзор источников вдохновения для поэтессы. Верность теме любви в творчестве Ахматовой 20-30 годов. Анализ высказываний литературных критиков о её лирике.

    реферат , добавлен 05.02.2014

    Краткая биография Валерия Перелешина. Своеобразие творчества. Особенности "эмигрантской литературы". Влияние постсимволизма на раннюю лирику Перелешина. Конфликт тела и души как отличительная особенность лирики Валерия Перелешина. Лирический герой.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2004

    Пейзаж как содержательный элемент литературного произведения, история его возникновения и типология. Эволюция творчества К. Паустовского. Литературно-эстетические взгляды К. Паустовского и особенности художественного изображения природы в его творчестве.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2012

    Жизненный и поэтический путь Н.М. Рубцова, истоки лирического характера и пейзажная лирика в его поэзии. Мир крестьянского дома, старины, церкви и русской природы - рубцовское понятие Родины. Значение темы дороги для понимания всей поэзии Н. Рубцова.

Лирика, лирическая поэзия — воспроизводит субъективное личное чувство(отношение к чему-либо) или настроение автора (ЭСБЕ). По словарю Ожегова, лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала; словарь Ефремовой отмечает характеризующие его эмоциональность, поэтическую взволнованность, задушевность. По словарю Л. П. Крысина, лирическая поэзия — это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта. В лирику входят стихотворение,романс, послание, элегия.

Начало лирики лежит в песне, в немногих словах непосредственно выражающей настроение певца.

Древнейшие дошедшие до нас произведения искусственной лирики — Псалмы царя Давида и Песнь Песней. Псалмы впоследствии легли в основу религиозной христианской лирики и были переведены на все европейские языки. Песнь Песней, приписываемую царю Соломону, можно назвать лирико-драматической поэмой; содержание её вызвало много разнообразных толкований.

Lyra - гр. Музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи.

В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. «Лирика - писал теоретик романтизма Шлегель, - всегда изображает лишь само по себе определенное состояние, например, порыв удивления, вспышку гнева, боли, радости и т.д., - некое целое, собственно не являющееся целым. Здесь необходимо единство чувства». (Шлегель «Эстетика, Философия, Критика»)

В лирике система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души.

Лирически запечатлеваемое переживание ощутимо отличается от непосредственно жизненных эмоций. Лирическая эмоция - это своего рода квинтэссенция душевного опыта человека. Гинзбург («О лирике») говорил, что лирика - «самый субъективный род литературы». Лежащее в основе лир. произведения переживание являет собой результат творческого достраивания и художественного преображения того, что испытано человеком в реальной жизни.

Лирика отнюдь не замыкается в сфере внутренней жизни людей, их психологии как таковой. Ее неизменно привлекают душевные состояния, знаменующие сосредоточенность человека на внешней ему реальности. Художественное освоение не только сознания, но и бытия. Таковы философские, пейзажные и гражданские стихотворения. Лирическое творчество, одним из источников которого являются «Псалмы», может обретать религиозный характер. (Пушкин «Пророк», Лермонтов «Молитва», Гумилев, Ахматова, Пастернак.)

Лирика тяготеет главным образом к малой форме . Хотя и существует жанр лирической поэмы, воссоздающей переживания в их симфонической многоплановости («Про это» Маяковского, «Поэма горы» и «Поэма конца» Цветаевой), в лирике преобладают небольшие по объему произведения. Принцип «как можно короче и как можно полнее» - Сильман «Заметки о лирике». Устремленные к предельной компактности, максимально «сжатые» лирические тексты подобны пословичным формулам, афоризмам.

Состояния человеческого сознания воплощаются в лирике по-разному: либо открыто и прямо, в задушевных признаниях, исповедальных монологах (Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»), либо косвенно, опосредованно, в форме изображения внешней реальности (описательная лирика, прежде всего пейзажная) или компактного рассказа о каком-нибудь событии (повествовательная лирика). Едва ли не в любом лирическом произведении присутствует медитативное начало. Медитация - взволнованное и психологически напряженное раздумье о чем-либо. Лирика несовместима с беспристрастностью и нейтральностью тона. Речь исполнена экспрессии , которая становится организующим и доминирующим началом. Она дает о себе знать и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и в иносказаниях, и в фонетико-ритмическом построении текста. Лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму.

Экспрессивность речи роднит лирическое искусство с музыкой. На ранних этапах развития искусства лирические произведения пелись, текст сопровождался мелодией. Многочисленные песни и романсы и сейчас свидетельствуют, что лирика близка музыке своей сутью.

В отличие от музыки, в лирической поэзии чувства и волевые импульсы даются в их обусловленности жизнью и в прямой направленности на конкретные явления. Например в стихотворении Пушкина «Погасло дневное светило…» мятежное, романтическое и горестное чувство поэта раскрывается через его впечатление от окружающего («угрюмый океан», «берег отдаленный, земли полуденной волшебные края») и через воспоминания о прошедшем (о глубоких ранах любви и отцветшей в бурях младости). Поэтом передаются связи сознания с бытием, иначе в словесном искусстве быть не может.

Носителя переживания, выраженного в лирике, часто называют лирическим героем . Этот термин введен Тыняновым. Хотя лирический герой - один из типов лирическог о субъекта .(более универсальный термин). Можно говорить о лир. Герое отдельных произведений, целых циклов и всего творчества поэта. Это весьма специфичный образ человека, принципиально отличный от образов повествователей-рассказчиков, о внутреннем мире которых мы почти ничего не знаем, и персонажей эпических и драматических произведений, которые дистанцированы от писателя. Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, с его мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но часто оказывается от него неотличимым. Лирика в основном автопсихологична.

Вместе с тем лирическое переживание не равно биографическим переживаниям поэта. Лирика не просто воспроизводит чувства поэта, она их трансформирует, обогащает, возвышает. Автор в процессе творчества нередко творит силой воображения те психологические ситуации, которых не было в реальности. Литературоведы неоднократно убеждались в том, что мотивы и темы лирических стихотворений Пушкина не всегда согласуются с фактами его личной судьбы. Лирически выражаемые переживания могут принадлежать как самому поэту, так и иным, непохожим на него лицам. Лирику, в которой выражаются переживания лиц, заметно отличающихся от автора, называют ролевой. Таковы стихотворения «Я убит подо Ржевом» Твардовского, «Нет имени тебе, мой дальний…» Блока.

Но главной все же считается автопсихологичная лирика. Читателям дороги человеческая подлинность лирического переживания, прямое присутствие в стихотворении «живой души поэта» (выражение Ходасевича).

Соотношение между лирическим героем и субъектом (поэтом) осознается литературоведами по-разному. К Аристотелю восходит представление о их слитности, нерасторжимости. Ряд ученых 20 века, в частности М.М. Бахтин усматривал в лирике сложную систему отношений между автором и героем, а также о присутствии в ней хорового начала. Тем не менее важнейшим свойством лирики по-прежнему признается субъективность. Именно полнотой выражения авторской субъективности определяется своеобразие восприятия лирики читателем, который оказывается активно вовлеченным в эмоциональную атмосферу произведения. Лирическое творчество обладает максимальной внушающей заражающей силой, - суггестивностью . Знакомясь с новеллой, романом или драмой, мы воспринимаем изображенное с определенной психологической дистанции. Мы принимаем или не разделяем умонастроения героев, одобряем или не одобряем их поступки, иронизируем или сочувствуем. Другое дело лирика. Полно понять и воспринять лирическое произведение - это значит проникнуться умонастроениями автора, ощутить и пережить их как нечто личное. С помощью сгущенных поэтических формул между автором и читателем устанавливается (выр-е Гинзбурга) «молниеносный и безошибочный контакт». Чувства поэта становятся одновременно и нашими чувствами.

Виды лирики и основные жанры см. .

Лирика - один из древнейших литературных жанров, возникший в Древней Греции много веков назад. Термин происходит от греческого слова "лирикос", что значит "исполняемый на лире" или "поющий под лиру". Греки называли этим словом вовсе не стихи, а песни, которые пели под лиру.

Появление произведений лирического жанра относят к VII-VI вв. до н.э. и обуславливают, прежде всего, значительными переменами, произошедшими в жизни большинства греческих общин. В связи с идеологической борьбой обострились противоречия между коллективом и личностью. Именно они привели к появлению такого жанра, который предоставлял возможность самовыражению личности. Такую возможность древнегреческим авторам дала лирика.

Греческую лирику принято делить на три жанра: элегию, ямб и мелику (песенную лирику). Не все эти жанры исполнялись под звуки лиры: для элегии и ямбов музыкальное сопровождение было не обязательно; иногда ямбы сопровождались звуками флейты, а мелические произведения могли исполняться под звуки, как лиры, так и флейты.

В основе лирики лежит преимущественно культовая и обрядовая фольклорная песня. За каждым видом лирики, как и за всяким жанром греческой поэзии, был закреплен определенный стихотворный размер; только мелические поэты могли пользоваться различными размерами даже внутри одного стиха.

Элегия - это, как правило, стихотворение наставительного содержания, не имевшее в Греции обязательного скорбного характера. Элегия может содержать в себе просто размышление на самые разнообразные темы: военные, политические и любовные элегии. Как и все другие виды лирики Древней Греции, элегии большинства поэтов того времени сохранились в незначительных фрагментах. Более или менее связанные отрывки дошли до нас от таких поэтов, как Тиртей (военная элегия), Мимнерм (любовная элегия), Солон (политическая элегия). Любовь в творчестве большинства древнегреческих лириков изображается как чувство легковесное, не предполагающее ни глубокой привязанности к своему объекту, ни уважения к нему, в нем преобладает чувственность.

Второй лирический жанр , ямбы, коренным образом отличается от элегии, носившей преимущественно наставительный характер, содержащей патриотический призыв или иного рода размышление автора. Ямбы - это такие стихи, в которых автор кого-то дразнит, обвиняет, бранит. Ямбография - один из древнейших видов древнегреческой поэзии, связанный с культом богини плодородия Деметры. Для праздников плодородия был характерен разгул, перебранка, сквернословие, пение насмешливых, обличительных песен.

Главной особенностью третьего лирического жанра , мелики, является ее связь с музыкальным сопровождением, которая просматривалась ярче, чем в элегии и ямбах. Но постепенно мелика утратила органическую связь с музыкой и стала чисто литературным жанром. Ее главное отличие от ямбов и элегии, где чередовались стихи или двустишия одного размера, заключается в том, что мелические стихотворения были построены в основном на чередовании строф сложных и разнообразных по размерам. Мелическую поэзию в Древней Греции принято делить на сольную (монодическую) и хоровую. Хоровая мелика имела особенно тесную связь с культом. Она служила какому-либо коллективу, общине, городу в торжественных случаях, поэтому отличалась пышным приподнятым стилем. К хоровой лирике относятся гимны богам, энкомии (гимны в честь определенного лица), эпиникии - песни, прославляющие победителей спортивных состязаний. Своего расцвета достигла хоровая лирика в Спарте, где вся жизнь человека была посвящена выполнению патриотического долга. Гордой суровой морали спартанцев служил поэт Пиндар (VI-V вв. до н.э.).

Лирика, появившаяся много тысячелетий назад, пережила века, прошла все эпохи и продолжает жить и развиваться. Несомненно, форма ее неоднократно менялась и будет меняться. Но, о чем бы ни писали поэты, содержание оставалось и останется неизменным. В этом роде литературы всегда будет хорошо слышен голос автора, передающего в своих произведениях чувства и мысли.

В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Если в лирическом произведении и обозначается какой-либо событийный ряд, то весьма скупо, без сколько-нибудь тщательной детализации. По Шлегелю, «Лирика всегда изображает лишь само по себе определенное состояние, например, порыв удивления, вспышку гнева, боли, радости и т.д., -некое целое собственно не являбщееся целым. Здесь необходимо единство чувства.»

1. Лирическое переживание предстает как принадлежащее говорящему. Оно не столько обозначается словами, сколько с максимальной энергией выражается. В лирике (и только в ней) система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души.

Лирическая эмоция - это своего рода сгусток, квинтэсеенция душевного опыта человека.

2. Лирическая поэзия оказывается художественным освоением не только сознания, но и бытия. Таковы философские, пейзажные и гражданские стихотворения. Лирика способна связывать выражаемые чувства с фактами быта и природы, истории и современности, с планетарной жизнью, вселенной, мирозданием. Лирическое творчество может обретать и религиозный характер.

3. Лирика в большей мере, чем другие роды литературы, тяготеет ко к запечатлению всего позитивно значимого и обладающего ценностью.

4. Лирика тяготеет главным образом к малой форме. «Как можно короче и как можно полнее».Хотя и существует жанр лирической поэмы.

Состояния человеческого сознания выражаются в лирике по-разному: либо прямо и открыто, либо по преимуществу косвенно, в форме изображения внешней реальности (описательная лирика, прежде всего пейзажная) или компактного рассказа о каком-то событии (повествовательная лирика).

Медитацией (лат. meditatio - обдумывание, размышление) называют взволнованное и психологически напряженное раздумье о чем-либо. Лирика, говоря иначе, несовместима с нейтральностью и беспристрастностью тона, широко бытующего в эпических повествованиях. Речь лирического произведения исполнена экспрессии, которая здесь становится организующим и доминирующим началом. Лирическая экспрессия дает о себе знать и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и в иносказаниях, и, главное, в фонетико-ритмическом построении текста. На первый план в лирике выдвигаются «семантико-фонетические эффекты» в их неразрывной связи с ритмикой, как правило, напряженно-динамичной. При этом лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму, тогда как эпос и драма обращаются преимущественно к прозе.

Много роднит лирику с музыкой. Однако последняя, постигая сферы человеческого сознания, недоступные другим видам искусства, вместе с тем ограничивается тем, что передает общий характер переживания. Не то в лирической поэзии. Чувства и волевые импульсы даются здесь в их обусловленности чем-то и в прямой направленности на конкретные явления.

Носителя переживания, выраженного в лирике, принято называть лирическим героем. Этот термин, введенный Ю.Н. Тыняновым в статье 1921 года «Блок», укоренен в литературоведении и критике (наряду с синонимичными ему словосочетаниями «лирическое я», «лирический субъект»). О лирическом герое как «я-сотворенном» (М.М. Пришвин) говорят, имея в виду не только отдельные стихотворения, но и их циклы, а также творчество поэта в целом. Это - весьма специфичный образ человека, принципиально отличный от образов повествователей-рассказчиков, о внутреннем мире которых мы, как правило, ничего не знаем, и персонажей эпических и драматических произведений, которые неизменно дистанцированы от писателя. Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, с его мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но оказывается (едва ли не в большинстве случаев) от него неотличимым. Лирика в основном ее «массиве» автопсихологична. Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют ролевой

Лирика. (от др.гр.-назв-е муз.инструмента,под к-й исполнялись стихи). Аристотель писал, «В лирике автор остается самим собой, не изменяя своего лица.» Белинский считал «Это род, где поэт является на первом месте, и мы все принимаем и воспринимаем через душу поэта.» своеобразие лирике видно в идейном содержании, композиции. В Л.на 1плане единичн.сост-е чел-ка в мыслях, эмоциях, впечатл-х. Стих-е м.б. сюжетн., но в силу ограниен.простран-ва событийн.ряд достат.скуп, п/му все худ.ср-ва и подчин-ся раскрытию цельных движ-й чел-й души. Выр-ся это носителем речи, к-ый абсолютно свободен, предельно субъективен. Л.не всегда замык-ся в пределах внутр.жизни чела, п-му сущ-т гражд.Л., пейзажная, ф-фская, онтологич.(связан. с предст-ми о прир.бытия)Л. В своей книге о психол-зме Гинзбург отмеч-т: «по своей сути Л.-разговор о значит-ом, высоком, прекрасном, своег рода экспозиц.идеалов и жизнен.ценностей чела.» Главное в Л.-это малая форма, принцип как м.короче и как м.полнее. Сущ-т даже форма одностишья. Сост-щия чел-го сознания м.выражаться по-разн: прямо открыто; в задушевн.признаниях, исповеди; размышлении. НО никогда Л.не могла быть нейтральна в своей тональности. Д-ны.присут-ть тем.н. семантико-фонетич.эфекты., т.е.выраженные в стр-ре, в фактуре стиха какие-то экспрес.эл-ты, способств-е его активному восприятию (тв-воПастернака). Носителя переж-й, выраженного в Л., принято наз-ть лирич.гер.(Тынянов). Ему синонимичны термины «лирич.я», «лирич.субъект». О лир.герое принято гов-ть не только касаясь отд.стихо-й и циклов, но всего тв-ва поэта. Лирич.герой тесно связан с автором в мироощущ-и, дух-биогр.опыте, речев.поведени. По-му Л.в осн.своем мотиве автопсихологична. Тем не менее не стоит путать лир.героя и автора: происходящее в стих-и-это одно, а в ж.-др. Достат.часто образ автора и лир.героя различны.Н,поэзия Батюшкова-больного и несчастного чел-ка и лир.героя-активного и романтич. Соотн-е лир.герой-автор сегодня рассмат-т по-разн. Одни ученые настаив-т на нерасторжении этих понятий, др-на сложных взаимоотн-х, 3-гов.об интерсубъектив-ти Л., т.е.взаимод-и большого числа сознаний. Н, Мандельш. Т.к. в Л.нет дистанции м/у автором и чит-лем, присут-т больш.эмоц.актив-ть, чем в эпосе и драме.

Особенности лирики как лит-го рода. Жанры лирики. Она отличается особенностью построенного образа. В ней происходит сила авторского «я», и объект начала. Этот объект связывается с тем, что автор выражает себя и собственные переживания и выражает общечеловеческие чувства. Главный образ в любом стихотворении - это лирический герой. Лирический герой отделен от быта поэта, от случайности, его повседневных забот. В лирике существует особое отношение и слово: точное, любящее, простая душа, многозначное, гибкое, неслучайное и звучное. Деление лирики проблема непростая. Существуют различные принципы деления – тематический (пейзажная лирика). Жанры лирики: элегия, стансы, идиллия, послание, ода, мадригал, эпиграмма, эпитафия.

Жанр лит-го произведения.

Лит-ные жанры - это группы произведений, выделяемые в рамках родов лит-ры. Каждый из них обладает определенным комплексом устойчивых свойств. Многие лит-ные жанры имеют истоки и корни в фольклоре. Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов лит-ры), упорно сопротивляются им. Прежде всего потому, что их очень много.

Бахтин говорил, что жанровая форма неразрывными узами связана с тематикой произведений и чертами миросозерцания их авторов. Подчеркивая, что жанровые свойства произведений составляют нерасторжимое единство, Бахтин вместе с тем разграничивал формальный (структурный) и собственно содержательный аспекты жанра. Он отмечал, что такие укорененные в античности жанровые наименования, как эпопея, трагедия, идиллия, характеризовавшие структуру произведений, позже, в применении к лит-ре Нового времени, «употребляются как обозначение жанровой сущности.

В том же русле - концепция лит-ых жанров Поспелова. Он разграничил жанровые формы «внешние» («замкнутое композиционно-стилистическое целое») и «внутренние» («специфически жанровое содержание» как принцип «образного мышления» и «познавательной трактовки характеров»). Характеристика жанровых групп, которая дана Поспеловым, обладает достоинством четкой системности. Вместе с тем она неполна.

лит-ра знает 2рода жанровых структур. Это, во-первых, готовые, завершенные, твердые формы (канонические жанры), неизменно равные самим себе (яркий пример такого жанрового образования - сонет, живой и ныне), и, во-вторых, жанровые формы неканонические: гибкие, открытые всяческим трансформациям, перестройкам, обновлениям, каковы, к примеру, элегии или новеллы в лит-ре Нового времени. Эти свободные жанровые формы в близкие нам эпохи соприкасаются и сосуществуют с внежанровыми образованиями, но без какого-то минимума устойчивых структурных свойств жанров не бывает.

В поэтике 20в. создана универсальная теоретическая модель жанровой структуры. 1)жанр в неразрывной связи с жизненной ситуацией, в которой он функционирует и с такими типическими моментами жизни как разного рода ритуалы. => акцентирование установки на аудиторию, определяющей объем произведения, его стилистическую тональность, устойчивую тематику и композиционную структуру. 2)в лит-ом жанре видят картину или образ мира, запечатлевшие определенное миросозерцание: либо традиционально-общее, либо индивидуально-авторское. 3) на почве теории трагедии от Аристотеля до Шиллера и Ницше формируется представление об особом аспекте структуры художественного произведения - границе между эстетической реальностью и внеэстетической действительностью, в которой находится читатель-зритель, и о специфическом пространстве-времени взаимодействия двух миров. Разработанная Бахтиным теория жанра как «трехмерного конструктивного целого» синтезирует все три традиции европейской поэтики. Выдвигая идею «двоякой ориентации жанра» - в «тематической действительности» и в действительности читателя, ученый дает соответственно два взаимосвязанных определения «типического целого художественного высказывания». В одном случае акцентирована «сложная система средств и способов понимающего овладения действительностью»; в другом - сказано, что «все разновидности драматических, лирических и эпических жанров», определяются «непосредственной ориентацией слова как факта, точнее, как исторического свершения в окружающей действительности». Оба аспекта объединяются установкой на завершение.