Старинные русские праздники являются нашим культурным достоянием. Их можно назвать душой народа. Красная горка хранит историю времени и культуры. Необходимо знать традиции этого праздника, так как он служил не только развлечению, но и учил духовному самовыражению. Восстановить утраченные обычаи сегодня сложно, но мы, взрослые, можем рассказать своим детям об их нравственной сущности.

Важно донести до детей смысл старинных игр, обычаев, поговорок, связанных с праздником. Существовали совершенно другие нравы, ценности, отношения, правила поведения и общения в будни и праздники… Приобщая детей к народной культуре, мы воспитываем уважение к традициям, обрядам, фольклору.

Красную горку отмечают в первое воскресенье сразу после . Слово «красный» во многих славянских языках имело значение «красивый». Красной называли Весну-красну. Известно, что весной первыми просыхают возвышенные участки и пригорки. Такие места обычно выбирали для сельских гуляний. Отсюда и возникло название «Красная горка». «Красную горку» восточные славяне называли Фоминым воскресеньем, первым днем недели, следующей за пасхальной. Этот старинный праздник сохранился до сегодняшнего дня. У праздника интересная история, необычные традиции и обычаи.

Это нужно знать

Фомина неделя начинается на Красную горку и заканчивается в субботу.

Согласно православию, Фомино воскресенье посвящается воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения.

В русском народном быту Красная горка была больше связана не с христианской, а с древней языческой традицией празднования начала весны.

В языческие времена на лесных холмах ставили деревянных идолов славянских богов, перед которыми зажигали большие костры в честь Даждьбога, молились, совершались жертвоприношения, а жрецы вершили праведный суд – «полюдье». На этих красивых горках жрецы благословляли молодых славян на брак.


На Руси с приходом христианства на красных горках стали строить храмы и церкви. Существовал обычай: молодые люди выходили на смотрины в самый первый день Фоминой недели. Заневестившиеся девушки шли по улице, показывая себя и свои наряды женихам. Тут же и шел свадебный сговор (рукобитье).

Молодежь играла в хороводную игру «А мы просо сеяли». В этой игре парни требовали отдать девушку в качестве невесты. Молодые люди не пропускали игр и хороводов на Красную горку. Считалось дурной приметой сидеть в этот праздник дома. Молодежь выходила веселиться, так как избегание веселья грозило девушкам выйти замуж за никудышного жениха или остаться старой девой, а парню – жениться на рябой уродине или остаться холостым.

Люди верили в то, что выбор невесты или жениха, сделанный в этот день, будет удачным. Об этом дне в народе сохранилась поговорка:

«Сочтемся весной на бревнах, на Красной веселой горке, сочтемся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся».

На Красную горку парень обливал водой девушку, которая ему нравилась, после чего сватовство должно было быть обязательным. Отсюда и пошла народная примета: дождь в день свадьбы к благополучию и богатству.

В 19 веке Красная горка широко праздновалась по всей Руси. В этот день проводились обряды встречи весны (Кликание весны), ярмарки невест. Это было и началом девичьих хороводов. Одним из распространенных обычаев был обычай красить яйца и катать их с какого-нибудь бугорка. Играющие спускали по очереди яйца с деревянных лоточков с бортиками. Выигрывал тот, чье яйцо скатывалось дальше других.

Забавы с яйцами были любимым развлечением детей и взрослых. Начинались эти игры с первого дня Пасхи и шли до Фомина воскресенья.

Известна старинная игра, в которую любили играть дети, девушки и женщины. В кучках опилок прятали несколько яиц. Игрок должен был с первой попытки угадать, в какой кучке спрятано яйцо. Победитель получал яйцо в собственность.

В Рязанской области Красную горку считали девичьим праздником. Ранним утром девочки-подростки собирались у реки, разжигали костер и жарили яичницу на сковороде. Такая совместная трапеза проходила в виде девичьего обряда, который означал вступление девочек в девичью возрастную группу, переход к периоду молодежных гуляний.

В Пензенской губернии организовывалась игра-хоровод, символизирующая переход недавно вышедших замуж девушек в круг замужних женщин. Девушки и женщины становились друг против друга в два ряда и начинали играть в хороводную игру «А мы просо сеяли…». Первая линия, спев куплет, делала шаг к другой линии, а потом отходила на место. В песне говорилось о том, что одни посеяли просо, а другие угрожают его вытоптать конями и им предлагались разные подарки, чтобы они отказались топтать поле, но они соглашались отступить только за выкуп девушки. Девушки пели:

«У нас в полку убыло.
У нас в полку убыло.
Ой, диди-ладу, убыло!
Ой, диди-ладу, убыло!
Женщины им отвечали:
«У нас в полку прибыло.
У нас в полку прибыло.
Ой, диди-ладу, прибыло!
Ой, диди-ладу, прибыло!

Наши предки понимали, что без праздников жизнь немыслима. Праздник Красная горка был необходим как потребность встретиться, потребность быть вместе, потребность в положительных эмоциях и семейных отношениях.

Уважаемый читатель! Что вам известно об истории празднования «Красной горки»?

Красная горка – это особый праздник, сочетающий в себе православные традиции и отголоски языческих ритуалов. Во времена наших предков, он был связан с полноправным вступлением весны во власть и началом периода сватовства. В этот день славили бога Ярила, проводились веселые гуляния, в которых обязательно должны были участвовать все молодые люди.

Православная Церковь дала празднику Красная горка новый смысл, связав его с христианскими событиями. Празднуется данное событие в первое воскресенье , поэтому его дата каждый год меняется. Красная горка 2017 выпадает на 23 апреля.

Этот праздник в народе имеет и другие названия: Фомино воскресение и Антипасха. Первое из них напрямую связано с библейскими событиями. Так, согласно Евангелию, апостол Фома не поверил в то, что Иисус Христос воскрес, поэтому Спаситель явился к нему на восьмой день после своего воскрешения.

В названии Антипасха частица «анти» используется в значении «вместо». Данный праздник является дополнением к Пасхе, поскольку это первый день после длительного поста, когда можно проводить венчание. Именно на этот праздник припадает наибольшее количество свадеб.

Традиции празднования Красной горки

Красная горка издревле была праздником прихода весны и тепла. Особенно сильно его ожидала молодежь. В этот день проводились массовые гуляния, игры, хороводы, сватовство, песнопения. Для молодых людей считалось плохой приметой сидеть в данный праздник дома, поскольку поговаривали, что те, кто не вышел на гуляния в Красную горку, не смогут найти себе пару.

В этот день также проводились обряды, призванные отгородить село от невзгод и привлечь счастье и хороший урожай. Так, еще затемно все женщины собирались на краю поселения, впрягались в плуг и делали борозду вокруг всего села, читая при этом молитвы. Если при замыкании круга образовывался крест – то это считалось хорошей приметой. Глубокая борозда символизировала защиту поселения от болезней, засухи, неурожая и других напастей. В этом обряде участвовали только женщины, а мужчин к нему не подпускали.

После проведения обряда начинались гуляния, в которых активное участие принимали девушки и юноши со всего села. Молодые девчата старались привлечь к себе внимание – они вплетали в косы яркие ленты, надевали красочные платки и лучшие одежды. Возглавляла веселье девушка, которую называли Лада, она знала все песни, начинала игры и направляла хороводы.

В этот праздник все молодые люди старались с наилучшей стороны показать свои умения и таланты. Девушки пели и танцевали, а парни демонстрировали свою ловкость и силу в небольших состязаниях.

На Красную горку также проводили обряд на счастье – с небольших пригорков люди скатывали раскрашенные яйца. Считалось, что если яйцо скатится ровно и не разобьется, то его владельца ожидает счастье и удача.

Приметы на Красную горку

Красная горка, как и многие другие праздники, связана с различными приметами, в которые и сегодня верят люди. Среди наиболее распространенных из них:

  • Примета на богатство – чтобы не знать недостатка в деньгах, на Красную горку необходимо умыться перед иконой. При этом младшим родственникам нельзя умывать старших. Лучше всего, если самый старший в семье умоет тех, кто моложе.
  • Примета на счастье – в этот день люди загадывали желание на монетку и бросали ее в колодец или водоем. Считалось, что это принесет счастье, а загаданное желание обязательно сбудется.
  • Примета на долгую жизнь и здоровье – чтобы получить долголетие и крепкое здоровье, на Красную горку было принято молиться Господу. Люди верили, что в данный праздник их молитвы слышит не только Бог, но и усопшие родственники, которые также будут помогать молящимся.

Красная горка сегодня

С приходом христианства празднование Красной горки стало больше связано с богослужениями. Так, сегодня церкви проводят торжественную литургию, по окончанию которой прихожанам раздается «антидор» — небольшие ломти просфоры, из которой извлекли мякиш для причастия.

Принимать «антидор» у священника необходимо, положив правую руку на левую ладонями вверх, образовывая крест. Священный хлеб нужно съесть еще в церкви натощак.

В свое время Церковь всеми силами старалась оттеснить языческие верования и заменить их христианскими. Это получилось не до конца, и люди все равно проводили защитные обряды, гадали на счастье и удачу, приветствовали весну и солнце. Таким образом, древние традиции тесно переплелись в единое целое с христианскими.

Празднование Красной горки сегодня, к сожалению, не так распространено, как было ранее, однако в некоторых поселениях все еще проводят народные гуляния в память о предках. Кроме того, есть поселки, где этот праздник отмечают с достаточно большим размахом, что привлекает туристов и тех, кто любит приобщаться к народным традициям.

Кроме того, современная Красная горка остается . Это первое воскресение после Пасхи, когда разрешается венчаться, поэтому именно в этот праздник многие пары решают соединить свои судьбы. Народная примета гласит, что брак, заключенный на Красную горку, будет счастливым и прочным.

Красная горка – это чудесный и веселый праздник, в котором ощущается мудрость наших предков. Он символизирует возрождение, победу жизни над смертью, весны над долгой зимой. Конечно, многие традиции утеряны во времени, однако те, что все еще сохранились, стоит беречь и возрождать.

Раньше к празднику Красная горка готовились заблаговременно. Многие пары в этот день венчались. Люди надевали свои лучшие наряды, девушки вплетали в косы ленты ярких цветов. В этот день проходили масштабные гулянья с хороводами и песнями, соревнованиями в ловкости и удали между парнями.

С наступлением темноты все замужние женщины сходились на окраину села. Они становились в плуги и с их помощью делали в земле глубокие борозды вокруг всего поселения. Считалось, что этим женщины защищают свое село от неурожая и падежа скота. Мужчин к обряду не допускали.

Еще одна традиция Красной горки – обряд на счастье, в некоторых селах его проводят и сейчас. Молодые девушки скатывали раскрашенные яйца с возвышений. Если к подножию оно прибывало целым, владелицу ждет счастье и удача весь год.

На Красную горку многие пары женятся. Этот день благоприятствует созданию крепкого, любящего союза. Но если праздник приходится на май, бракосочетание стоит отложить. Жениться в этом месяце – облечь семейную жизнь на крах. Праздничный стол в Красную горку обязательно должен быть заполнен блюдами круглой формы: омлет, блины, оладьи и т. д. Они являются символом солнца, помогают обрести жизнерадостность и энергию.



Начало новой, радостной жизни, вот что означает праздник, который отмечают через неделю после Светлой Пасхи. В народе его ещё называют Антипасхой. У праздника этого вековая история. «Красная» означает красивые люди и места, а «горка» место проведения праздничных гуляний.

  • Как принято праздновать
  • Приметы

Когда празднуют Красную горку – история

Этот светлый праздник гармонично сочетает в себе как православные, так и языческие традиции и обычаи. Праздник отличается от многих других православных тем, что его дата постоянно меняется, но запомнить её не сложно. Он выпадает на первое воскресенье после Православной Пасхи, причём всегда, так уж повелось. У этого праздника несколько названий, в простонародье его ещё называют Антипасха и Фомино воскресенье.

День, приходившийся на Красную горку, всегда считался отсчётом начала весны, когда она окончательно вступает в свои права.

На Руси всегда отмечали этот день с размахом, устраивая радостные гуляния особенно среди молодёжи. Влюблённые пары старались посвататься, так как этот день считался удачным. Служители церкви были одними из первых, кто стал называть Фомино воскресенье Красной горкой.




Тому предшествовали некоторые события. По одной из легенд, Фома, это один из апостолов, просто-напросто не поверил в историю Воскрешения Иисуса Христа и тогда, спаситель явился к нему лично на восьмые сутки, чтобы развеять все его сомнения в этом.

У приставки «анти» не существует современного объяснения, это не что иное как «вместо».Иными словами Красная горка вместо Пасхи. Красная горка не относится к главным православным праздникам.

Как принято праздновать

Когда-то очень давно, к этому дню готовились заблаговременно. Молодые пары старались обвенчаться на Красную горку. Было принято одеваться в красивые одежды, а девушкам вплетать разноцветные ленты в косы.

Масштабные гулянья;
хороводы;
песни;
пляски;
соревнования в ловкости между парнями.

Всё это устраивалось в Красную горку.

На окраине села собирались все замужние женщины тогда, когда на улице темнело и они, становясь в плуги, делали глубокие борозды вокруг своего поселения, тем самым защищая село от неурожая. Мужчинам строго настрого запрещалось принимать в этом деле участие.




Была и ещё одна интересная традиция, она, кстати, соблюдается, и по сей день. Было принято скатывать с возвышений заранее покрашенные яйца. Суть заключалась в том, что яйцо должно скатиться к подножию целым, это означало, что девушку весь год ждёт счастье и удача.

В этот день многие пары сочетаются узами брака, что, впрочем, не удивительно, поскольку считается что брак, заключённый на Красную горку будет крепким. Однако и здесь есть некоторые нюансы.

Факт: если празднование Красной горки выпадает на май, бракосочетание откладывается. Считается что семейная пара, вступившая в брак в этом месяце, будет всю жизнь маяться.




Что это за праздник мы узнали. Настало время поговорить об угощениях. Что было принято подавать на стол. Касаемо сервировки стола, на Красную горку было принято накрывать богатый стол с разными вкусностями, но блюда должны были быть непременно круглой формы. Это омлет, блины, оладьи, яичница и караваи в форме солнца.

Приметы

Множество примет и суеверий связано с этим днём. Людей, конечно же, интересует больше всего чего делать нельзя, дабы не накликать беду.




1. Считается, что в этот день ни в коем случае нельзя работать, особенно если работы связанны с землей.
2. Посаженные в этот день культуры либо не будут расти, либо плохо примутся и хорошего урожая не будет.
3. Молодые девушки и парни не должны проводить вечер в одиночестве, иначе это означало, что можно на весь год остаться одиноким.
4. Семейным парам запрещалось проводить этот праздник порознь, так как если верить приметам, это грозило распадом их отношений.
5. Ссориться в этот день тоже нельзя.
6. Нельзя поминать усопших, а вот сходить в церковь можно, что бы помолиться Господу Богу, дело в том, что люди верили, что их мольбы услышат кроме Господа Бога так же и их усопшие родственники и будут всячески им помогать.
7. Нельзя так же стричь волосы, заниматься уборкой, шить и вязать.

В этот день нужно расслабляться и отдыхать, самое время навестить родственников, к которым давно ходили.

Хорошие приметы на Красную горку

Считалось, если на праздник Красная горка, проснувшись до восхода и бросив через плечо в колодец монетку загаданное при этом желание непременно сбудется. Принято было так же мыть все имеющиеся в доме иконы и воду, потом не выливать, а умыться ею. Причём начинать умывание этой водой должен самый младший в семействе, заканчивая по старшинству. Этот ритуал сулил семье богатство, но при условии, что об этом никто чужой не узнает.




Читать молитвы в семьях на Руси, было принято всегда. А на Красную горку считалось что молитва, прочтённая трижды в этот день, излечит больного от всех недугов. Ну и, конечно же, было принято облачаться в красные одежды, чтобы привлечь к себе госпожу удачу на весь год.

Факт: на Красную горку запрещено ходить на кладбище и поминать усопших.

Откуда взялся обычай жениться на Красную горку

На самом деле всё в то время было неслучайно и имело свой смысл. Дело в том, что раньше люди жили за счёт сельского хозяйства, соответственно и все праздники подгадывали под эти работы. Свадьбы принято было отмечать ранней весной или после сбора урожая. Есть и ещё одна весомая причина, по которой молодожёны специально подгадывали свадьбу именно на Красную горку.

Дело в том, что во время великого поста любая близость была запрещена между супругами, это считалось нарушением церковных канонов, причём грубейшим. А вот после поста молодые могли сразу после венчания провести брачную ночь вместе.




Свадьбы отмечались с размахом. К дому молодых приходили девушки и парни с поздравлениями и пожеланиями всего самого наилучшего, в их честь пели венчальные песни. А родители молодых, в свою очередь угощали приглашённых сладостями и всякими вкусностями.

Молодые, по обычаю угощали певцов крашеными яйцами и выносили спиртные напитки, как правило, это была водка.

Обратите внимание: незамужней девушке поутру накормить досыта беременную корову означало скоро самой выйти замуж и забеременеть.

Как празднуется Красная горка сегодня

Сегодня этот праздник не так популярен в отличие от Пасхи, но свадьбы всё же стараются назначать именно на день Красной горки. Конечно, со временем многое изменилось, но, тем не менее, радует то, что остались ещё молодые пары, которые стремятся сыграть свадьбу именно в эту неделю. Они свято верят, что их предки ничего не придумали и готовы с радостью перенять многие из их обычаев.




Из всего вышесказанного понятно, что этот день лучше провести весело и задорно. Хотя бы потому, что это как-никак, а самое настоящее начало весны, время надежд на лучшее. В это время хочется верить что жизнь, по сути, только начинается. Готовьте вкусности и веселитесь от души, как, собственно говоря, того и требует настоящий праздник с русским размахом

В 2020 году Красная горка попадает на 26 апреля. Красная горка - это первое воскресенье после Пасхи, а так же последний день пасхальной недели.

Красная горка - это любимый в народе, весенний и первую очередь молодежный праздник. С распространением христианства он был приурочен к первому воскресенью после Пасхи - так называемому Фомину дню. Красная горка справлялась в первое воскресенье после Пасхи. Как только земля освобождалась от снега, а это в первую очередь небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гуляния молодежи, детские игры, хороводы, песни. С этого и пошло название таких горок «Красными», что значит красивыми!


О празднике Красная горка

В славянских наречиях слово “красный” употребляется в значении “красивый, цветущий, веселый, отрадный”, в отличие от черного, червонного, алого, багряного цвета. Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе. Красная горка - значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.


По народному календарю на Красную горку все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали”, или “заигрывали”, весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.

Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Считалось даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома.



Красная горка - это есть торжество любви, зарождения чувств и надежд. Раньше, на Красную горку знакомились девушки и парни, они выбирали себе суженых и в игровой, шутливой форме оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию. По традиции на Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Девушки и женщины разными способами пытались привлекать к себе внимание парней, так, кто из них вплетал в волосы цветные яркие ленты, а кто повязывал расписные платки. Все хотели выделиться из большого числа девиц. Оставаться дома и не ходить на гуляния в этот день было просто не дозволительно. Считалось, что просидевшие дома все гуляния юноша или девушка не найдут себе пару или ему достанется распоследняя невеста, а ей - никудышный жених, так как самых самых лучших "разберут" другие, и что ещё хуже – с непослушными случится несчастье. Весельем заправляла кума или девица, Лада. Она была лучшим знатоком текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала песни, помнила правила игр.

Обряды на Красную горку

В некоторых селах Владимирской области в Фомино воскресенье исполнялись особые ритуалы. После обедни где-нибудь на открытом месте улицы собирались бабы, а в некотором отдалении от них становились все молодые парочки и начинали подзывать баб к себе. В ответ на этот зов бабы начинали петь песни и медленно подходить к “новоженам”, которые давали им по куску пирога и по одному яйцу.


Красная горка в северном Поволжье имела название кликушино воскресенье, так как в этот день односельчане ходили к домам молодоженов, окликали их, а те за это выносили им по яйцу и по стопочке.

В Пензенской области на Красную горку устраивалось “опахивание села”. В глухую полночь все деревенские женщины шли с песнями за околицу, где дожидались их три молодые бабы с сохой и три старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Здесь девушки расплетали косы, а бабы снимали головные платки, и начиналось шествие. Несколько баб садились на доски, положенные поверх сохи, несколько девок брались сзади за соху, чтобы ее придерживать, а остальные, взявшись за привязанные веревки, тащили соху таким образом, чтобы обвести бороздой все село и на перекрестках сделать сохой крест.

Перед процессией шли старухи с иконой и молились, чтобы село не постигли какие-либо бедствия и напасти и чтобы эти напасти останавливались за бороздой и не смели ее переступать. Парни присоединялись позже, когда женщины, сделав круг и возвратившись на прежнее место, устраивали пирушку. Она продолжалась до третьих петухов (3 часа утра), а затем все расходились по домам, так как гулять после петухов считалось грешно.



В Калужской области в это воскресенье встречали весну. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке; вокруг него собирались женщины и мужчины. После песен садились вокруг, угощали друг друга яичницами. Вечером с песнями и плясками сжигали чучело. Из хороводных игр Красной горки было известно во всей России сеяние проса. Красная горка не была фиксированным праздником одного дня. Праздник продолжался в течение нескольких дней и поэтому был настоящим событием в жизни молодых людей.

Свадьба на Красную горку

На Красную горку традиционно приходился пик свадеб, так как это первые дни, когда Церковь после длительного девятинедельного перерыва начинает совершать таинство бракосочетания. Считается, что свадьба, сыгранная именно в это время, станет залогом долгой счастливой семейной жизни.

Антипасха

«Антипасха» - греческое слово, и приставка «анти» значит не «против», а «вместо». Таким образом, «Антипасха» - праздник «вместо Пасхи», как бы возмещающий, восполняющий его.

«Красная горка» – народное название первого воскресного дня после Праздника Пасхи, который в церковном словаре носит название Антипасха. За Антипасхой следует Фомина неделя, которую, собственно, и называют Красной горкой. На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть. По евангельскому сюжету, воскресший Христос явился перед Фомой, чтобы тот мог вложить персты в его раны и своими глазами увидеть, что совершилось чудо. «И не будь неверующим, но верующим», – сказал Спаситель Фоме (Лк., 20:27). Кстати, поэтому в народе человека, что-либо подвергающего сомнению, называли «Фомой неверующим».

Антипасха отмечается всегда на восьмой день после светлого Христова Воскресения. В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому Антипасха называется «неделей обновления». Обновление воскресения Иисуса Христа связано с апостолом Фомой, поэтому в этот день Церковь вспоминает встречу апостола Фомы и воскресшего Христа.


Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» - говорил Фома о Христе. Это не значит, что он сомневался в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. Скорее это свидетельство того, насколько апостол жаждал пережить встречу с воскресшим Иисусом Христом. Сам, лично, а не со слов ближних, ощутить пасхальную радость и торжество.

Апостол Фома стал символизировать сомнение, недоверие. В народе даже бытует определение «Фома неверующий». Правильнее будет назвать его не тем человеком, который сомневается во всём, даже в самом очевидном, а тем, кто стремится убедиться в истинности или, наоборот, ложности тех или иных фактов на собственном опыте. Ведь одно дело - пользоваться свидетельствами других, даже самых близких людей, и совсем другое - знать что-то своим опытом.


Святой апостол Фома родился в галилейском городе Пансады и был рыбаком. Когда он услышал благовестие Иисуса Христа, то, оставив всё, последовал за Ним и стал одним из 12-ти апостолов. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. "Господь мой и Бог мой!" - воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). "Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким". Церковное Предание рассказывает, что святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу. Его жестоко пытали и убили, пронзив пятью копьями. Части мощей святого апостола Фомы хранятся в Индии, Венгрии и на Афоне.