История любви Петра и Февронии. День семьи, любви и верности. День влюбленных

8 июля православные христиане отмечают "День влюбленных". В роли покровителей любви и верности Русская Православная Церковь почитает святых Петра и Февронию. Покровительствуют новобрачным и особенно молодым семьям православные святые Петр и Феврония. Романтическая история любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской "Повести о Петре и Февронии". Согласно "Повести", супруги княжили на Муроме в конце 12 - начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.


Сказание о Петре и Февронии рассказывает о том, что в Муроме жил князь Павел со своей женой, к которой начал прилетать змей-оборотень. Княгиня узнала, что змею суждено умереть от руки младшего брата князя - Петра. Петр убивает его мечом, но кровь дракона, брызнувшая на него, вызывает тяжелую болезнь - руки и лицо князя покрываются язвами.

Петр велел везти себя в Рязанскую землю, славящуюся лекарями. Там, зайдя в одну горницу, он увидел девицу - сидит она за ткацким станком, а перед ней прыгает заяц. Феврония поразила князя Петра своей мудростью, разгадывая самые трудные загадки. Она же соглашается излечить князя при условии, что он возьмет ее в жены.

Измученный князь согласен на все. Однако, вылечившись, князь отказывается выполнить свое обещание, после чего опять покрывается язвами. Феврония помогла ему еще раз и стала княгиней. Постепенно князь понимает, что Феврония - его единственная любовь.

И когда муромские бояре потребовали от князя бросить простую деревенскую девицу или отказаться от княжества, он, не задумываясь, уезжает со своей любимой женой в далекую деревню. Однако возникшие между боярами несогласия и распри вынуждают их просить Петра и Февронию возвратиться домой. Сила любви Петра и Февронии победила коварство и ненависть.

Удивительна история смерти этой супружеской пары: умирая, князь Петр посылает к жене сказать, чтобы она была готова умереть вместе с ним. Феврония, занятая вышивкой, втыкает иглу в работу, аккуратно складывает ее, ложится и умирает вместе со своим мужем... Они остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом.

Петр и Феврония умерли в один и тот же час. Примерно через 300 лет после кончины, в 16 веке, Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Православный "День влюбленных" отмечается не столь романтично, как это делают католики 14 февраля в день святого Валентина. В день святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах.

Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквях. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди возрастом постарше просят о семейном согласии.

Молитва благоверному князю Петру, в иночестве Давиду, и княгине Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромским чудотворцам

В России до 1917 года праздник в честь святых Петра и Февронии Муромских, олицетворяющих в русской культуре супружескую любовь и верность и издревле считавшихся на Руси покровителями семьи и брака, отмечался очень широко. В этот день было принято посещать храмы, где молодые люди в своих молитвах просили о любви, а люди постарше - о семейном согласии. День Петра и Февронии считался счастливым для заключения брака.

Более пяти столетий в России живёт легенда о Петре и Февронии, история о необоримой любви, она признана русской православной церковью как пример преданного супружества, а сами супруги были причислены к лику святых. Особенно их почитают 8 июля, когда, как говорится в повести, они оба скончались в тот же самый день и час (по летописям - в апреле 1228 года). Рака с мощами супружеской четы хранится под сводами Троицкого собора города Мурома, что лежит на реке Оке, километрах в трёхстах на юго-восток от Москвы.

О Петре и Февронии муромских
А. М. Ремизов (1877-1957)

В начале 13 века в городе Муроме правил благоверный князь Павел. Он был добрым и справедливым правителем, но случилась в его семье одна беда: дьявольский змей стал по ночам летать к его жене и склонять её к бесчестию, и у неё не было сил противостоять ему. Змей имел обыкновение принимать облик Павла. Это повторялось много раз, и однажды жена рассказала обо всём своему супругу. Князь стал искать способ, как ему справиться со змеем, но ничего не мог придумать. Тогда он сказал жене, чтобы она подольстилась к змею и выпытала у него, от чего тот может умереть. Когда змей прилетел к ней снова, она постаралась сделать так, чтобы он открыл ей свою тайну. Он сказал: "Смерть моя - от Петрова плеча, Агрикова меча" (Агрик - богатырь из древнерусского эпоса). Жена передала эти слова своему мужу, и он стал раздумывать, что бы это значило. Павел решил открыться своему младшему брату Петру и рассказал ему о словах змея. Однажды, когда Пётр в одиночестве молился в церкви, ему явился отрок и показал место в алтарной стене, где хранился Агриков меч. Пётр взял этот меч и вскоре убил змея, но на него попала змеиная ядовитая кровь, от чего он весь покрылся струпьями.

Победив самого змея, Пётр не мог победить причинённую им болезнь, и никто не мог исцелить его. (Возможно, в реальности князь заболел чем-то вроде проказы). И вот один юноша сказал ему, что в селе Ласково, что недалеко от Рязани находится, живёт мудрая дева, которая умеет лечить всякие трудные болезни. Пётр вместе с приближёнными из последних сил отправился в Ласково. Дева, которую звали Февронией, согласилась вылечить князя, но поставила такое условие, что лечение будет иметь силу, если князь женится на ней. (Она сразу поняла будущее: только с нею князь будет здоров и телом и душой). Князь согласился, и дева приготовила мазь, сказав, чтобы князь намазал ею всё своё тело, кроме одного струпа. Наутро князь поправился, обрадовался и засобирался в обратный путь, не придав значения своему обещанию, данному простой девушке, дочери бортника (сборщика мёда). Подарки его она не приняла. Пётр вернулся в Муром, но вскоре почувствовал, что болезнь возвращается к нему. Пришлось ему снова отправиться в Ласково, на поклон к Февронии, и она опять вылечила его, а он с ней обвенчался.

Жизнь Петра и Февронии Муромских – история вечной любви, верности и жертвенности. При царе Иване Грозном супруги были причислены к лику святых за благочестивость и образцовое соблюдение супружеских обетов. Их мощи являются главной святыней Мурома, к которой стекается множество паломников. Среди них и простые люди, и русские цари.

Их волшебная история любви увидела свет в 1547 году, будучи рассказанной иноком Еразмом и затем записанной в «Повесть о Петре и Февронии». Это произведение является одним из выдающихся образцов литературы XVI века. В сюжете переплетаются любимые темы народного творчества: сказание о мудрой деве (как в сказках о Василисе Премудрой) и история о подлом змее.

Петр

Петр был братом Муромского князя Павла . Однажды в семье случилось горе. К жене Павла стал ходить на свидания демон в обличие мужа. Женщина долго страдала от наваждения, и рассказала всё супругу. Павел должен был защитить свою семью, но змея не так-то просто убить. Для этого оказался нужен Агриков меч.

Князь поделился горем с братом, и тот стал искать оружие. За помощью он отправился в церковь и обратился с молитвой к Богу. Спустя некоторое время , перед ним появился мальчик и указал, что так необходимый Петру меч лежит в стене прямо у алтаря. Обрадованный Пётр забрал оружие и сначала рассказал всё Павлу, а потом отправился к его супруге. Каково же было его удивление, когда он увидел брата в покоях снохи. Так как князь не мог быть в двух местах одновременно, Пётр пронзил мечом дьявольского посланника. Враг принял своё настоящее обличие и умер, но его ядовитая кровь попала на тело победителя, покрыв его язвами и струпьями. Ни один врач был не в силах помочь.

Феврония

Феврония была дочерью пчеловода . Необычайно красивая, умная и добрая, она с детства обладала целительной силой и прозорливостью, изучала травы, ладила с животными.

Когда Петру во сне пришло видение, что ему может помочь дочь бортника, тот уже смирился со своей бедой. Но слуги искали для него врача по всему свету. Один из мальчиков оказался в Рязанском селе Ласково. Что-то привлекло его в крестьянском доме, и он зашёл в горницу, будучи никем не встреченным. Там он увидел девушку, которая не ожидала его прихода и расстроилась, что в доме нет ушей и очей. Она подразумевала собаку, которая предупредила бы о госте лаем, и ребёнка, рассказавшего бы, кто к ним идёт. Но отрок её не понял и задал вопрос о том, где домочадцы. Ответ последовал ещё более витиеватый. Дескать, родители ушли плакать взаймы, а брат отправился заглянуть в глаза смерти.

Гость, отчаявшись её понять, попросил объяснений. Оказалось, что отец с матерью ушли на похороны, чтобы потом и к ним пришли на могилу, а брат отправился лазить по опасно высоким деревьям за мёдом. Юноша был впечатлён речью хозяйки . Разговорившись, он узнал, что её зовут Февронией, и рассказал ей о княжеской болезни. Внимательно выслушав рассказ, девушка сказала, что сможет помочь.

Знакомство

К тому времени как нашли Февронию, Петр уже так сильно болел, что не мог самостоятельно подняться. Когда его отвезли к девушке, тот обещал щедрое вознаграждение за лечение, но ей нужна была особая награда. Феврония обещала помочь, только если он возьмёт её замуж. Молодой человек не собирался этого делать , но пообещал ради шанса на исцеление. Тогда она дунула на хлебную закваску и велела после бани смазать ей все раны кроме одной.

Князь согласился, но решил подшутить над девушкой, велев ей соткать для него платок и сорочку из маленькой связки льна, пока он будет мыться. Феврония в ответ передала через слугу щепку с просьбой сделать из неё станок, чтобы она могла выполнить поручение. Пётр ответил, что это невозможно. На это она сказала, что и его просьба была такой же. Князь был приятно удивлён её сообразительностью.

Исцеление

Князь последовал совету Февронии и как только сделал всё, что она велела, его кожа очистилась, а боль прошла.

Но Феврония неслучайно велела оставить одну язву нетронутой. Она знала, что Пётр задумал обман и лечила его тело, стараясь исцелить и душу. Баня символизировала обряд крещения, а лечение должно было избавить князя не только от проказы, но и от гордыни. Ведь князь хотя и был благодарен за чудесное выздоровление, но отказался жениться на простолюдинке, решив, что богатых даров будет достаточно для девушки. Феврония такую благодарность не приняла, а вернувшийся домой Пётр снова стал покрываться струпьями, размножающимися от оставленной язвы.

Петру ничего не оставалось как вернуться к целительнице. Он боялся её злобы и обиды , но их не было, она лишь просила, чтобы обещанное было выполнено. Пётр искренне сказал, что на этот раз не обманет. Феврония повторила лечение, и князь снова стал здоровым. В Муром он вернулся уже с будущей княгиней, Февронией, которую впоследствии очень полюбил, как и она его.

Когда пришло время Павлу уйти к Богу в 1203 году, Пётр возглавил Муром. Он был хорошим правителем , но жителям не понравился его выбор супруги. Бояре клеветали на Февронию, а когда это не помогло, подняли бунт. Желая немедленно избавиться от простолюдинки, они велели ей забрать всё, что ей хочется, лишь бы она поскорее убралась. Выбор княгини порадовал бояр, метивших на престол, ведь всё, что ей оказалось нужно – это был Пётр.

Верность

Такое положение дел не рассердило Муромского князя, ведь он не мог расстаться с женой и предать любовь. Он добровольно оставил все богатства и власть, отправившись с любимой куда глаза глядят.

Так они попали на корабль , где помимо них была ещё супружеская пара. Молодой человек засмотрелся на Февронию, и та снова показала свою мудрость. Она попросила мужчину зачерпнуть два ковша речной воды по обеим сторонам от корабля и попробовать их. Тот не нашёл разницы во вкусе и спросил для чего была такая просьба. Девушка объяснила, что женское естество также одинаково как эта вода, тем самым заставив несостоявшегося любовника раскаяться.

Когда путешествие закончилось, Пётр отчаялся, и супруга никак не могла его утешить. Тогда она решила показать ему чудо. Увидев пару сломанных деревьев, она благословила их, а к утру они превратились в здоровые.

Не прошло и дня, как из Мурома пришли добрые вести. Бояре очень просили супругов вернуться к княжению, поскольку сами только проливали кровь и не могли разделить власть. Пётр и Феврония приняли просьбу.

Дальнейшая жизнь Петра и Февронии

25-летнее правление Петра и Февронии было долгим и счастливым . Они творили добро, помогали нуждающимся, дарили любовь и заботу всем жителям. Их правление не омрачала ни жажда денег, ни ссоры да раздоры. Люди за это их очень любили и уважали. Незадолго до смерти супруги приняли монашество с именами Давид и Ефросинья.

Нет достоверной информации о том , были ли дети от их любви. Согласно летописям у Давида и Ефросиньи было три ребёнка: Святослав, Юрий и Евдокия. Также у них был внук Олег, но все они погибли ещё до родителей. Так или иначе, но всех Муромских жителей можно считать их духовными чадами.

Смерть

Супруги так любили друг друга, что не представляли себе жизни в одиночестве и молили Бога дать им умереть в один день. Подданным было наказано похоронить обоих в одном гробу.

Когда он почувствовал близкую кончину, он отправил гонца за женой. В это время Ефросинья занималась рукоделием для храма и попросила времени на то, чтобы закончить вышивание. Гонец был отправлен во второй и третий раз, пока супруге не пришлось бросить работу и передать мужу известие о том, что она не оставит его. Последние минуты перед смертью супруги провели в молитве и отошли в мир иной одновременно. Произошло это в 1228 году.

После жизни

Когда супруги были обнаружены мёртвыми , люди ослушались просьбы похоронить их вместе. Было решено, что раз они приняли монашеский постриг, то Петра, как законного князя похоронят в Муроме, а могила Февронии должна была находиться в монастыре за городом. Оставив гроб на двоих, который был подготовлен заранее, они сделали для каждого отдельный, и для отпевания почившие находились в разных церквях.

Каково же было удивление народа, когда тела мёртвых не были найдены утром там, где их оставили. Они оказались в своём общем гробе. Люди удивились, но вновь предприняли попытку разлучить супругов. Однако утром чудо любви повторилось. После этого воля князей была исполнена , и они похоронены в едином гробе.

  • песнь о битве Зигурда со змеем Фафнаром и союзе героя с вещей девой;
  • сага о Рагнаре и Ладброке;
  • повесть о Тристане и Изольде.

Исторические личности

Еразм, который в мирской жизни носил имя Ермолая Прегрешного, был биографом. В том, что его повесть была основана на реальных событиях, сомневаться не приходится. Но о тех, кто известен как Пётр и Феврония , доподлинно неизвестно. Ими могли оказаться следующие люди .

Память

Могила находилась у храма Богородицы. При советской власти были перенесены в музей, а Собор разрушен. Святыня вернулась Церкви в 1989 году. Сейчас частица мощей вместе с иконой находится в Московском храме Вознесения. Там еженедельно совершаются богослужения, посвящённые этим святым. Часть была похищена в 2012 году. Ещё часть находится в Муромском монастыре. Туда не иссякает поток паломников , которые просят выздоровления и семейного благополучия у Петра и Февронии. Легенда об их жизни до сих пор живёт, хотя прошло уже столько лет.

День Петра и Февронии

  • По старому стилю праздник отмечался 25 июня.
  • Сейчас, по новому стилю, день их памяти отмечается 8 июля. Именно тогда их мощи были перенесены в Рождественский Собор, а умерли святые супруги в апреле. Для славян 8 июля начинались покосы и купание. До него в воду без оглядки заходить было нельзя. Считалось, что на берегу обитают русалки. Святых тогда уже почитали, и из-за совпадения двух праздников, день называли Февронией Русальницой.
  • 19 сентября также считается их праздником в память о перенесении мощей в 1992 году. Этот праздник предназначен для тех, кто хотел бы сочетаться браком в день этих святых, поскольку 8 июля приходится на Петровский , в этот день совершались только помолвки.

Памятники

После утверждения народного праздника в честь святых, им ставят памятники, как напоминание о примере идеальных супружеских отношений. Их часто посещают брачующиеся. Открытие памятников обычно приходится на 8 июля. Такого большого количества скульптур не посвящено больше никому из православных святых.

Отношение к истории

В 2008 году по инициативе Муромских жителей при содействии Светланы Медведевой день памяти святых стал официальным народным праздником. Этот праздник является русской альтернативой Дню всех влюблённых 14 февраля. Символом служит ромашка – такой простой, солнечный и всеми любимый цветок. Также 8 июля является Днём города Мурома.

Несмотря на это, некоторые считают историю лицемерной и основанной на шантаже. Но если читать её внимательно, то можно увидеть, что свёл пути святых Господь. Феврония была провидицей и знала, что жизнь с Петром суждена ей Богом. И действительно, святые прожили благочестивую жизнь, помогли многим людям, искренне любили и поддерживали друг друга. Это то, что должно быть основой любой счастливой и крепкой семьи.

С 2008 года в России отмечается День семьи, любви и верности, ставший официальной альтернативой европейскому Дню святого Валентина. Петр и Феврония, день памяти которых, 8 июля (25 июня) и стал датой празднества, считаются православными покровителями брака и семьи. Что мы знаем о них?

Имели ли святые реально существующие исторические прототипы и как создавался основной источник, из которого мы можем черпать информацию о героях сегодняшнего праздника - «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?

С текстом Повести можно ознакомиться

Библиографическое описание: Библиотека литературы Древней Руси /РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. - СПб.: Наука, 2000. - Т. 9: Конец XIV - первая половина XVI века.

«Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Ефросинии» - так звучит полное название одного из самых известных произведений древнерусской книжности. Его популярность определяется многими факторами, в числе которых близкая к народной тематика, живой и необычный для агиографического жанра литературный язык и бесспорный талант автора, который позволил создать столь гармоничное произведение.

Автор «Повести о Петре и февронии Муромских» Ермолай-Еразм

Автором Повести о Петре и Февронии является известный публицист эпохи Ивана Грозного - Ермолай-Еразм, автор таких работ как «Книга о Троице», «Благохотящим царем правительница», «Слово о разсуждении любви и правде и по побеждении вражде и лжи».

Вопрос о причастности Ермолая Еразма к произведению вызывал большие споры в советской историографии. Часть исследователей относит время создания произведения к XV веку, но, в таком случае, вопрос об авторстве Ермолая отпадает. Данной точки зрения придерживается М.О. Скрипиль, аргументируя свою позицию тем, что в Повести отражается русская действительность второй половины XV века, а «автор ее не москвич, а житель одного из переферийных культурных и политических центров (вернее всего - Мурома)». Другая группа исследователей, в том числе А.А. Зимин, известнейший советский исследователь русского средневековья и источниковед, придерживается мнения, что Повесть все же следует отнести к середине XVI века в ее первой редакции, и к 60-ым годам второй, а автором ее был Ермолай Еразм.

О жизни Ермолая- Еразма, или, как его еще называли - Ермолая Прегрешного, нам известно преимущественно из его сочинений. По трудам можно выяснить, где в то или иное время публицист находился и чем занимался. В 40-ые годы XVI века проживал в Пскове, к началу 60-ых уже в Москве.

Расцвет писательской деятельности Ермолая-Еразма падает на середину века, именно в это время им был написан трактат, отправленный царю. Он известен под названием «Благохотящим царем правительница и землемерие», в этом труде Ермолай выступает на позициях гуманности, которая также прослеживается и в других его произведениях, даже в «Повести о Петре и Февронии».

Как на публициста, на него обратили внимание в 1546 году, что следовало за его знакомством с придворным книгочеем Ивана Грозного Киром Софронием. В скором времени он переезжает в Москву и получает должность протопопа дворцового (Спаса на Бору в Московском Кремле) собора. Ермолай-Еразм был привлечен к деятельности группы книжников, которая была создана митрополитом Макарием. Ее задачей было создание житий в связи с подготовкой канонизации русских святых на соборах 1547 и 1549 годов.

Св.Петр и Феврония Муромские

По поручению Макария, Ермолаем - Еразмом было написано как минимум 3 произведения, в их числе: Повесть о Петре и Февронии и Повесть о епископе Василии.

Где-то в начале 60-ых, в списках некоторых его произведений уже встречается «Ермолай, во иноцех Еразм», что свидетельствует о его постриге в монахи. Постепенно его имя забывалось, а произведения переписывались уже как анонимные.

История создания повести о Петре и Февронии и путь источника

XVI век - это эпоха назревающих перемен, когда начинается поворот от культуры церковной, каковой она была вот уже на протяжении 6 веков, к литературе мирской. В это время активно развиваются повествовательный стиль в произведениях, иллюстративность, интерес к жизненным перипетиям, изображение характеров. С другой стороны, это период, когда Церковь особенно сильно настаивала на соблюдении канонов, боролась с ересью в любых ее проявлениях, с обмирщением в литературе.

В данном контексте происходит широкое распространение житий и хроник, создаются «Великие Минеи Четьи» (ВЧМ), что приводит к необходимости установить правила для новых форм произведений. Повесть о Петре и Февронии написана Еромолаем Еразмом по заказу митрополита Макария для включения в ВЧМ как житие о муромских святых, но... включено не было, и на то были весьма веские основания. При этом митрополит разрешил переписать данное произведение отдельно, сохранив за Повестью право быть отнесенной к жанру агиографии (жития). В результате, данное решение и привело к созданию множества списков и широкому их распространению среди народа.

Повесть создана в 40-ые годы XVI века, но сама легенда о героях и начало их почитания относятся куда к более раннему периоду, как и церковная служба Петру и Февронии.

Повесть была написана как житие, в преддверии канонизации муромских чудотворцев на соборе 1547 года. Наряду с основной задачей - прославлением, Повесть имеет второе значение - преподнести читателю иносказательный смысл, поведать о силе любви и веры в Божественный промысел. И сведения для «агиографического подтекста» своего произведения Ермолай Еразм черпал из текста церковной службы и устных преданий.

Каждый из вариантов повести сохранился в большом числе списков. Наиболее устойчиво сохраняют текст повести списки вариантов так называемой Хлудовской версии (ГИМ. Хлудов. №147, XVI в.). Второй известный вариант МДА (РГБ. Собран. Фунд. библ. Московской Духовной академии №224, XVI в.), к которому восходит список с именем Еразма говорит о том, что в руки редактора этого списка попал не первоначальный текст Повести, а много раз переписанный. В результате классификации и сопоставления списков Первой редакции Повести можно считать установленным, что наиболее близкий оригиналу текст сохранился в одном из трех списков - Собрание Соловецкое № 826, собрание Погодина № 892, собрание ЦГАЛИ № 27.

Общепринятым текстом Повести оказался текст, дошедший до нас в списке собрания Погодина, а не текст из сборника Ермолая-Еразма. В Соловецкой рукописи № 287 представлен авторский текст, а в Погодинской - та копия, которая пущена в читательский оборот. Хоть авторский вариант Повести дошел до нас в очень малом количестве списков, а рукопись самого автора попала в XVI веке в Соловецкий монастырь, но их история подтверждает, что текст Повести тесно связан с именем Еразма.

Неидеальное начало брака Петра и Февронии

На самом деле, со всем вниманием обратившись к началу истории Петра и Февронии, сложно представить, что спустя несколько веков именно их союз назовут идеальным.

Муромский князь Петр убил святым мечом Змея-диавола, приходившего к жене его брата Павла. Но змей, вздох последний испуская, обрызгал героя кровью, от чего последний тяжко заболел и покрылся струпьями. Долгие поиски целителя не дают результата, пока князь не попадает к дочери древолаза — Феврнии. Вылечивает ли она его сразу, оказав честь герою, который Агриковым мечом поразил дьявола? В благодарность ли за услугу ее Петр женится на деве, обладающей даром исцеления? Нет. Вот что Феврония отвечает слуге князя, который передает его просьбу об излечении: «Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его».

Петр же не хочет брать в жены незнатную девушку, а потому пробует обмануть ее — приняв лечение, но обещания жениться не исполнив. Но Феврония, будущая святая, оказывается куда хитрее: по ее совету Петр оставил один из струпьев не помазанным целебным средством, и от него после отъезда вновь разрослась болезнь. И уж на этот раз Петр кается и, дав обещание на брак, получает исцеление.

Ермолай Еразм ни в коей мере не сомневается в святости Февронии, позже описывая чудеса, которые она в состоянии творить Божьей милостью, но этот элемент знакомства, характерный скорее для плутовской сказки про хитрую крестьянку делает Повесть произведением уникальным, и о многом заставляет задуматься.

Повесть о Петре и Февронии — вопрос о жанре

Вопрос о жанре Повести, наверное, один из самых широко обсуждаемых и интересных. Да, произведение не включено в Великие Четьи Минеи, но после канонизации Петра и Февронии в 1547 году за ней был признан агиографический характер. Первым исследователем, который отказал Повести вправе называться житием, был В.О. Ключевский. Он пишет: «Легенда о Петре… не может быть названа житием ни по литературной форме, ни по источникам, из которых почерпнуто ея содержание». Исследователь Я.С. Лурье, изучая Повесть, перенес на нее характеристики «плутовской повести», делая упор на образе Февронии как хитрой крестьянки, способной заполучить в мужья князя. Такой вывод является следствием сопоставления Повести с западноевропейской новеллой эпохи Возрождения. Существуют также трактовки Повести как средневековой литературной притчи и немалозаметный взгляд на нее как на богословско-аллегорическое житие, рассматривая союз Петра и Февронии как аллегорию христианской власти на Руси.

Исторические прототипы образов Петра и Февронии

В Повести нет никаких прямых или косвенных упоминаний, какие конкретно муромские князья имеются автором в виду. Но в работах В.О. Ключевского и Е.Е. Голубинского князь Петр отождествляется с князем, правившим в первой четверти XIII века в Муроме - с Давидом Юрьевичем.

Что касается выбранной для празднования даты, она несколько расходится с историческими свидетельствами. Праздник семьи, любви и верности отмечается 25 июня по старому стилю, т.е. 8 июля по-новому. В источнике XVII века «Книге глаголемой описание русских святых» эта дата указана как дата преставления чудотворцев. Но в сведениях касательно Давида Муромского, которые мы находим в летописи, сказано, что преставился он в апреле, да и даты отличаются на 1 год (1228-1227).

Точка зрения на исторический прототип Петра, выраженная Н.Д. Квашиным-Самариным вызвала некоторые сомнения у других исследователей, но мне она кажется весьма интересной. По его мнению, св. Петр - это муромский князь Петр, предок бояр Овцыных и Володимировых. Данный факт существования такого князя и его двух братьев подтверждается муромскими синодиками куда более позднего времени, но запись эта, скорее всего была сделана уже с Повести. Легенда о Василии Рязанском и Муромском дает новые сведения о предании, и определяет время жизни Петра и его супруги как более позднее, чем жизнь Давида Юрьевича. На основании этих данных можно сделать вывод, что время жизни исторических прототипов относится к концу XIII или началу XIV, и князья эти нам абсолютно не известны.

Христианское и языческое в истории о Петре и Февронии

Условно разделить повесть можно на 2 части - история об убийстве коварного змея-искусителя Петром, братом муромского князя Павла, и происходящие уже после свадьбы Петра и Февронии перипетии в судьбе новых муромских чудотворцев. Таким образом, в основе первой части лежат два не зависящих друг от друга фольклорных элемента: сказки о мудрых девах и сказание об огненном змее. В первой части повести (до начала лечения) можно выделить следующие этапы, которые скорее характерны для сказки, чем для жития:

  1. Испытание героя, после которого он обретает помощника или волшебный предмет
  2. Борьба героя с бедой и последующая победа
  3. Обретение. По канону сказки на этом месте должна быть невеста/богатство, но в данном случае - болезнь, и переход на следующую сюжетную линию.

Повесть наполнена символикой, причем как христианской, так и языческой. Среди первых аллегорий - чудеса, совершенные Февронией и чудодейственное обретение Агрикова меча Петром через явление ему отрока-ангела, превращение хлебных крошек в руке Февронии в фимиам благоухающий, а также превращение двух сухих палок в живые деревья. Чудо с деревами является символом возрождения жизни. Символика праздника Воздвижения составляет один из подтекстов Повести. Петр же соотнесен с Христом, который искупил первородный грех крестной смертью и победил тем самым змея-дьявола, исследователи сюжета истолковывают раны Петра как символ грехов человеческих.

Но как же быть с фольклорной языческой традицией, которая явно заложена в Повесть? Не стоит обделять вниманием и тот факт, что христианство пришло в Муром куда позднее, чем распространилось на основной территории Руси. Муромская земля находилась на противоположном конце, потому и понадобилось почти столетие. Эту подробность многие исследователи ставят краеугольным камнем своих выводов касательно заложенной в образ Февронии параллели героини с языческой богиней, ее генетическое родство с мифологическими персонажами. Ряд исследователей в целом замечали некоторые образы, которые, как считается, Ермолай Еразм сознательно вводил в произведение, дабы приблизить его к народному восприятию. К примеру, игра в вопрос-ответ, которая происходит между слугой Петра и Февронией, хлебная закваска, которой она лечит будущего мужа - завуалированная брачная символика. Заяц, скачущий вокруг Февронии — лунное животное, символ ее невинности и мудрости. Существует мнение, что основным сюжетопорождающим принципом в Повести является именно свадебная обрядность, используемая Еразмом для полного выражения собственного авторского замысла: воскрешение Петра через брак.

Ермолай Еразм, по-видимому, заинтересовался народной легендой, в которой героиней была простая крестьянская девушка, соединив же историю с деталями агиографического канона, создал яркую по форме и глубокую по содержанию повесть, которая стала одним из самых значительных произведений этого жанра в русской литературе XVI в. Подвиги, сказочный мотив, дева, хитростью заполучившая мужа, святые и влюбленные. Не в этом ли вечном соединении подлинного народного и христианского стоит искать корни русской культуры?

Ольга Давыдова

8 июля — православный праздник семьи и брака, день благоверного князя Петра и княгини Февронии Муромских, которые считаются покровителями супругов. В России в 2008 году был учрежден всероссийский праздник «День семьи, любви и верности», получивший официальный статус. Светлана Медведева предложила сделать ромашку его символом. О празднике любящих друг друга людей вспоминают все чаще. Станет ли он противовесом католического Дня Святого Валентина? Будут ли влюбленные дарить друг другу ромашки вместо валентинок?

Жизнь и смерть Петра и Февронии

Петр был вторым сыном князя Юрия Владимировича. Он заболел проказой, которую никто не мог вылечить. Однажды страдающему Петру приснился сон (по другим источникам, было видение), что ему может помочь только простая благочестивая девушка Феврония, которая жила в деревне Ласковой под Рязанью. Она умела лечить травами. Ее отец собирал мед диких пчел. Петр нашел Февронию, которая смогла ему помочь. Однако вскоре Петр заболел снова, так как не выполнил свое обещание жениться на Февронии. Князь возвратился к девушке и попросил простить его. После того, как Петр выздоровел, он взял Февронию в жены. Спустя некоторое время Петру, наследовавшему княжение Муромской землей , пришлось покинуть город, ведь Феврония была простолюдинкой и не пришлась ко двору боярам. Но в Муроме началась смута. Бояре обратились к князю с просьбой вернуться и править народом. Петр возвратился вместе с Февронией, после чего беспорядки прекратились, а Муромская земля получила мудрого князя. В преклонные годы супруги приняли монашеский постриг и взяли новые имена Евфросинии и Давида. Однако они оказались в разных монастырях и очень страдали друг без друга. Петр и Феврония постоянно молили Бога о том, чтобы он даровал им смерть в один день. 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года они умерли. Их положили в разные гробы, ведь эти люди были монахами. Но чудесным образом супруги оказались в одной гробнице. В 1547 году Петр и Феврония были канонизированы православной церковью.

Память о Петре и Февронии

Мощи святых покоятся в в Муроме. В него и в Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь приезжают паломники, чтобы помолиться Петру и Февронии, попросить у них совета и помощи.

В Екатеринбурге в сквере возле Храма-на-Крови, где была расстреляна семья Николая Второго, установлен памятник Петру и Февронии, святым покровителям всех влюбленных. В Подмосковном городе Клине памятник православным святым Петру и Февронии откроют 7 июля в сквере им. Афанасьева рядом с ЗАГСом. В некоторых других городах тоже есть памятники или иные места, посвященные Петру и Февронии.

О жизни святых Петра и Феронии рассказывает древнерусская «Повесть о Петре и Февронии» (сокращенное название) XVI века, написанная современником Ивана Грозного. Она была в дальнейшем многократно переписана. В дореволюционной России этот день считался праздником семьи, любви и верности. Затем о нем забыли до 2008 года, когда получил официальный статус всероссийский праздник «День семьи, любви и верности». В 2008 году был снят исторический фильм «Петр и Феврония. История вечной любви».

© А.Анашина. Блог , www.сайт

© Сайт , 2012-2019. Копирование текстов и фотографий с сайта pоdmoskоvje.cоm запрещено. Все права защищены.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143469-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143469-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

8 июля, начиная с 2008 года, во всех городах России широко отмечают День семьи, любви и верности. Многие считают его достойной альтернативой Дню влюбленных, пришедшему из-за рубежа. Действительно, в отечественном празднике больше духовной любви и преклонения перед верностью и преданностью. А все потому, что праздник тесно связан со святыми Петром и Февронией Муромскими - парой, являющейся образцом идеальных семейных отношений.

В 2015 году памятник святым благоверным Петру и Февронии открыли у стен ЗАГСа в подмосковных Химках. Бронзовый памятник высотой более 2,5 метра создал скульптор Константин Чернявский. Его открытие приурочено ко Дню семьи, любви и верности и прошло в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». Для химкинских молодожёнов стало доброй традицией возлагать цветы к скульптуре Святых Петра и Февронии в день своего бракосочетания.

История жизни святых князей Петра и Февронии - это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.

История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии». Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 — начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой — тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: «Ну как это можно — князю дочь древолаза взять себе в жены!». Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.

Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.
После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети — устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом — смысл и назначение его.

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу - умереть одновременно.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля). Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.

Их мощи находятся в г. Муроме в Троицком женском монастыре. День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.
В Москве находится чтимая икона святых князей Петра и Февронии с частицей мощей в храме Вознесения Господня на Большой Никитской («Малое Вознесение»), где каждое воскресенье в 17.00 им служится акафист.

В 2008 году при поддержке супруги российского президента Светланы Медведевой был учрежден новый праздник — День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июля – день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. Праздник этот является частью забытой традиции нашего народа. Раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви. Символом праздника стала простая и близкая каждому ромашка — как символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.