Владыка Мудрости ) - в зороастрийской традиции высшее божество . Добрый Творец, Добрый Отец . Бог света, мудрости и правды. Бог Совершенной Доброты , исключающей зло. Человеколюбив. Учит о жизни в добре, благорасположенности к служению. Лик его прекрасен: запечатляется в природе и во внутренних. Его рисуют в виде белого быка с огненными крыльями и изумительно добрыми глазами. Добрый Отец, как бы ни сложились обстоятельства, никогда не отрекается от своих детей. Напротив, в трудных обстоятельствах еще более верен им.

Ахура Мазда семиипостасен, и каждая ипостась-эманация порождает других богов. Ахура Мазда эманирует в шести добрых качествах-ипостасях, после чего достигается полнота. Но важно подражать и умножаться в подобрении, не останавливаясь на достигнутом, как бы высоко ни ценили ваши достижения окружающие. Важно понимать: лестница подобрения нескончаема. И даже для божеств на разных иерархических ступенях существует лестница подобрения.

Божество чистейшего света в зороастризме

Блистательным выражением полярности доброго божества и его земного искаженного аналога явился зороастризм - религия, возникшая в VI-V в. до Р. Х. Пророк Зороастр учил об Ахура Мазде («Источник благ», непорочное Божество Всевышнего) и Ангра Майнью или Аримане («Примагничивающий зло»).

Зороастру в 30-летнем возрасте открылись бессмертные святые Амеша Спента и наставили пытливого харизматического мужа в тайнах высшего знания:

«Существует Божество чистейшего света, непричастное к злу. Его имя Ахура Мазда (трижды венчанный Царь неба и земли, Источник всяческих благ, небесное Божество непорочного зачатия). На земле ему противостоит князь мира Ариман, окруженный зодиакальной примагничивающей машиной ».

Ученик Зороастра избирает стезю добра и отрекается от зла (что само по себе составляет подвиг помазанника в настоящем веке с его доминантой зла и греха). Для вхождения в сокровищницу небесной доброты Зороастр вводит принципы, подобные восьмеричному кодексу Будды : благие мысли, благие слова, благие дела…

В зороастризме речь идет не о покаянии , а о свободном выборе в сторону света и круглосуточной борьбе с Ариманом, хитрейшим хитрых змеем , проникающим во внутренняя человека, считывающим родовые программы. Но царь Ахура Мазда знает ключи победы над сатаной и дает их избранным.

От свободного выбора каждой души зависят судьбы мира и торжество истины и добра над злом.

Бел-Бог vs. Черенбох

Второе отличие двух богов - добра и зла − в том, что Ахура Мазда признает только правду . Противоположной точки зрения придерживается Ахриман. Для него добродетели - ложь , гипноз, порча, похоть, перевертывание. Ложь рассматривается как добро, правда - как порок.

Тезис об актуальности Ахура Мазды безупречен. Поскольку вера в Доброго Отца практически вытеснена смешанными образцами, образ светлейшего Ормузда, постижение его языка, благословение от его светлых учеников и наставников составляет важнейшее в революции, предлагаемой сегодня катаризмом-XXI.

Литература

  • «„Апостол“ Пётр, или Симон Кифа, агент синедриона» // В кн.: Блаженный Иоанн . Аутентичные лики истории. М.: «Мир Софии», 2008
  • Блаженный Иоанн . Время Белой церкви. Теогаммы богомилизма, том VI. М.: «Мир Софии», 2016

Зороастр учил, что вернейшую охрану от дэвов даёт человеку чистота мыслей, слов и дел; ставил обязанностями человека трудолюбивую жизнь, воздержание от пороков, особенно от лжи, душевное благочестие, добродетель. О грехах он говорил, что они должны искупаться раскаянием. Зороастрийские жрецы истолковали понятие о чистоте в смысле внешней чистоты, и придумали множество заповедей для её сохранения, множество обрядов для восстановления её, если она чем-нибудь нарушена. Эти чрезвычайно точные и подробные правила очищения, и такие же подробные правила относительно жертвоприношений, молитв, богослужебных обрядов превратили религию служения свету в раболепное исполнение мелочных постановлений, в подавляющую формалистику, исказили нравственное учение Зороастра. Он хотел возбуждать к усердному возделыванию земли, к заботе об укреплении нравственных сил, к энергичному труду и к развитию душевного благородства. Зороастрийские жрецы заменили это казуистической системой правил о том, какими делами покаяния и какими обрядами очищаются разные прегрешения, состоящие главным образом в прикосновении к нечистым предметам. Нечистым было в особенности все мертвое, потому что Ормуздом создано живое, а не мертвое. Авеста дает подробнейшие правила предосторожностей и очищений от осквернения, когда в доме кто-нибудь умер и когда хоронят труп. Приверженцы зороастризма не погребали трупы в земле и не сжигали. Их относили на особенные места, приготовленный для того, и оставляли там на съедение собакам и птицам. Иранцы заботливо остерегались, подходить к этим местам.

Если зороастриец осквернился, то чистоту свою он может восстановить только раскаянием и перенесением наказания по уставу благого закона. «Благой закон, – говорится в Вендидаде, – отъемлет все грехи, совершаемые человеком: обман, убийство, погребение мертвых, непростительные дела, множество высоко нагромоздившихся грехов; он отъемлет все дурные мысли, слова и дела чистого человека, как сильный быстрый ветер с правой стороны очищает небо; благой закон совершенно отсекает всякое наказание». Покаяние и очищение состоят у приверженцев зороастризма главным образом в молитвах и заклинаниях, произносимых по определенным временам дня с точным соблюдением предписанных для этого обрядов, и в омовениях мочой коровы или быка и водой. Самое могущественное очищение, снимающее с зороастрийца все скверны, «девятиночное очищение », –чрезвычайно многосложный обряд, который может совершаться только чистым, хорошо знающим закон человеком и имеет силу только в том случае, если этот очиститель грешника получит такое вознаграждение, какого сам хочет. Эти и другие такие же заповеди и обычаи наложили на жизнь зороастрийцев цепи, отнимавшие у него всякую свободу движений, наполнявшие его сердце тоскливым опасением оскверниться. Для каждой поры дня, для каждого дела, каждого шага, для каждого житейского случая были установлены молитвы и обряды, правила освящения. Вся жизнь была подведена под иго служения тягостной зороастрийской формалистике.

Жертвоприношения в зороастризме

О жертвоприношениях у зороастрийцев Геродот рассказывает следующие подробности (I, 131). «У персов нет обычая строить храмы и алтари; они даже считают глупыми тех, кто делает это потому что не думают, как эллины, что боги имеют человеческий вид. Когда они хотят принести жертву, то не воздвигают алтаря, не зажигают огня и не возливают вина; нет у них при жертвоприношениях ни свирелей, ни венков, ни поджаренного ячменя. Когда перс хочет принести жертву, он ведет жертвенное животное на чистое место, молится богу, обыкновенно оплетает тиару миртовыми ветвями. Приносящий жертву не может просить милости у бога себе одному, он должен также молиться за всех персов и за царя. Разрезав жертвенное животное на части и сварив мясо, он устилает землю самою нежною травою обыкновенно клевером, и кладет на эту подстилку все мясо. Когда он сделал это, подходит маг и начинает петь гимн о рождении богов, – так называется у них заклинание. Без мага персы не могут совершать жертвоприношений. После того принесший жертву берет мясо и поступает с ним, как хочет».

У Страбона находим следующие подробности о зороастрийских жертвоприношениях: «У персов есть замечательные здания, называющаяся пиретиями; посредине пиретия стоит алтарь, на котором много пепла, и маги поддерживают на нем вечный огонь. Днём они входят в это здание и молятся с час времени, держа перед огнем связку палок; на головах у них войлочные тиары, спускающиеся по обеим щекам и закрывающие губы и подбородок. – Жертвы приносят они на чистом месте, помолившись и положив венок на животное, приносимое в жертву. Маг, совершив жертву, раздает мясо; каждый берет свой кусок и уходит, не оставляя богам ничего, потому что богу нужна только душа жертвы; но по словам некоторых, они бросают в огонь кусок сальниковой перепонки. Когда они приносят жертву воде, они идут к пруду, реке или ручью, роют яму и режут жертву над нею, принимая предосторожности, чтобы кровь не падала в воду и не осквернила ее. Потом кладут куски мяса на миртовые или лавровые ветви, зажигают костер тоненькими палочками и поют заклинания, возливая масло, смешанное с молоком и медом, но не в огонь и не в воду, а на землю. Заклинания поют они длинные, и при этом держат в руке пучок сухих миртовых палочек».

История священных книг зороастризма

До нас дошли следующие предания о судьбах священных книг зороастризма. Денкард, зороастрийское сочинение, которое парсы считают написанным во времена Сасанидов , говорит, что царь Висташпа повелел собрать все книги, написанные на языке магов, чтобы вера поклонников Ахурамазды имела твердую опору. Книга Арда-Вираф Наме, которая считается написанной тоже еще во времена Сасанидов, говорит, что религия, полученная от бога благочестивым Зороастром, сохранялась триста лет в чистоте. Но после того Ахриман возбудил Искандера Руми (Александра Македонского), и он завоевал и опустошил Иран и убил иранского царя. Он сжег Авесту, которая была написана на коровьих кожах золотыми буквами и хранилась в Персеполе, убил многих зороастрийских жрецов и судей, бывших опорами веры, внес в иранский народ раздор, вражду и смятение. Иранцы не имели теперь ни царя, ни наставника и верховного жреца, знающего религию. Они исполнились сомнений... и у них возникли разные религии. И были у них разные веры, до того времени, когда родился святой Адербат Магресфант, на грудь которого лили расплавленный металл.

Книга Денкард говорит, что уцелевшие отрывки Авесты были собраны еще при парфянских Аршакидах . Затем сасанидский царь Артакшатр (Ардашир ) призвал в свою столицу гербада Тосара, принесшего священные книги зороастризма, которые были прежде того рассеяны. Царь повелел, чтоб они были законом веры. Сын его, Шапур I (238 – 269 по Р. X.) повелел собрать и снова присоединить к Авесте медицинские, астрономические и другие книги, которые были рассеяны по Хиндустану, Руму (Малой Азии) и другим странам. Наконец, при Шапуре II (308 – 380) Адербат Магресфант очистил от прибавок изречения Зороастра и перенумеровал нашки (главы) священных книг.

Зороастрийские боги Ахурамазда (справа) и Митра (слева) вручают знаки царской власти сасанидскому шаху Шапуру II. Рельеф IV века по Р. Х. в Так-е-Бостане

Из этих легенд ясно, что:

1) Зороастр дал священный закон при царе Густаспе (Висташпе). Одно время полагали, что этот Густасп – Гистасп, отец Дария I , и потому думали, что Зороастр жил в середине VI века до Р. X.; это по-видимому подтверждалось другими свидетельствами; а если так, то Зороастр был современником Будды . Кое-кто даже полагал, что в буддизме находятся учения Зороастра. Но исследователи XIX столетия (Шпигель и другие) пришли к выводу, что Висташпа Авесты не Гистасп, отец Дария, а бактрийский царь, живший гораздо раньше, тот Густасп, которым кончается первый цикл иранских преданий, пересказываемых в первых отделах Шахнаме Фирдоуси , и поэтому Зороастр, подобно этому Густаспу или Висташпе, должен быть относим к доисторическому времени. Но это вовсе не значит, что книги, приписываемые ему, принадлежат времени, очень древнему. Они – сборники, мало-помалу составленные зороастрийскими жрецами, одни раньше, другие позже.

2) Предания говорят, что зороастрийские книги были сожжены Александром, что он убивал верующих и подавлял религию. По другим рассказам, он велел перевести на греческий язык книги об астрономии и медицине, а все другие сжечь, и потом эти сожженные книги были восстановлены по памяти (как книги китайские). Эти сказания неправдоподобны; во-первых, они совершенно противоречат политике Александра, старавшегося приобретать расположение азиатов, а не оскорблять их; во-вторых, известия греческих и римских писателей ясно показывают, что священные книги персов продолжали существовать при Селевкидах и парфянах . Но военные бури, разразившиеся над Персией после смерти Александра, и в продолжение многих столетий разрушавшие все в Иране, были, по всей вероятности, очень вредны для зороастризма и его священных книг. Еще гибельнее для этих верований и книг было влияние греческой образованности, которую распространяли повсюду в Иране основанные во всех его областях греческие города. Религия Зороастра была, вероятно, вытеснена более высокой греческой культурой и некоторые из священных книг её утратились в это время. Они тем легче могли погибнуть, что язык, на котором они написаны, был уже непонятен народу. Вероятно, это и послужило поводом к возникновению предания о том, что зороастрийские священные книги были сожжены Александром.

3) Предания говорят, что зороастрийская религия была восстановлена и вновь сделана господствующей в Иране при сасанидских царях Ардашире и Шапуре. Это известие подтверждается историей. Основанием власти низвергшей парфян в III веке нашей эры династии Сасанидов было восстановление староперсидских учреждений и, в частности, национальной религии. В своей борьбе с греко-римским миром, грозившим совершенно поглотить Иран, Сасаниды опирались на то, что они – восстановители староперсидских законов, обычаев и верований. Они называли себя именами староперсидских царей и божеств; восстановили старинное устройство войска, созвали многочисленный собор зороастрийских магов, велели разыскивать священные книги, которые уцелели где-нибудь, учредили сан великого мага для заведывания духовенством, получившим иерархическое устройство.

Главный зороастрийский бог Ахурамазда вручает знаки царской власти основателю династии Сасанидов, Ардаширу I. Рельеф III века по Р. Х. в Нахш-е-Рустаме

Древний «зендский» язык был уже непонятен народу. Не знало его и большинство жрецов; потому Сасаниды велели перевести священные книги на тогдашний народный язык западного Ирана, пехлевийский или гузварешский , – тот язык, на котором сделаны надписи первых времён Сасанидской династии. Этот пехлевийский перевод зороастрийских книг скоро получил каноническое значение. В нем сделано разделение текста на главы и стихи. Было написано множество богословско-филологических комментариев к нему. Очень может, что прославляемые в парсийских преданиях знатоки священного зороастрийского писания, Арда Вираф и Адербат Магресфант участвовали в этом переводе. Но смысл текста священных книг, по-видимому, подвергся в пехлевийском переводе множеству изменений, отчасти, вероятно, потому, что некоторые места подлинника были не поняты переводчиками, отчасти потому, что древний закон уже не охватывал всех общественных отношений современной жизни, и приходилось дополнять его переделками и вставками. Из богословских исследований того времени произошёл трактат, излагающий результаты ученых изысканий о космогонии и других догматах религии Зороастра – Бундехеш . Он написан на пехлевийском языке, и пользуется у парсов большим уважением.

Цари и народ очень строго держались восстановленной зороастрийской религии, цветущим периодом которой были времена первых Сасанидов. Христиане, не хотевшие принять вероучение Зороастра, подверглись кровавому преследованию; и евреи, хотя пользовались большею терпимостью, были много стесняемы в исполнении правил своей веры. Пророк Мани, сделавший попытку соединить в своём манихействе христианское учение с учением Зороастра, был предан мучительной смерти. Войны византийцев с Сасанидами ухудшали положение христиан в Персии, потому что персы предполагали в своих христианах сочувствие к единоверцам; впоследствии, они по политическому расчету покровительствовали несторианам и другим еретикам, отлученным от православной византийской церкви.

Царство Сасанидов пало с гибелью в борьбе с арабами последнего шаха династии, Йездегерда , и по Персии распространился ислам . Но пять столетий прошло прежде, чем совершенно исчезло в ней поклонение огню. Зороастризм так упорно боролся против мухаммеданского владычества, что еще и в X веке были восстания с целью восстановить престол Сасанидов и снова сделать вероучение Зороастра государственной религией. Когда древнее вероучение зороастризма было совершенно побеждено, персидские жрецы и ученые сделались наставниками своих победителей во всех науках; персидские понятия приобрели сильное влияние на развитие мухаммеданской образованности. Небольшая парсийская община держалась некоторое время в горах. Когда преследование достигло и до этого её убежища, она переселилась в Индию и, испытав там много невзгод, нашла себе наконец прочный приют на Гуджаратском полуострове. Там уцелела она доныне, и остается верна древнему учению Зороастра, заповедям и обрядам Авесты. Вендидад и некоторые другие части пехлевийского перевода Авесты, принесенные в Индию этими переселенцами, были тут в XIV веке нашей эры переведены с пехлеви на санскрит и на народное наречие.

Mazdayasna- «почитатель Мазды». Ахура Мазда является отцом Аши (праведности-истины) - закона, по которому развивается мир, покровителем праведного человека и главой всех сил добра, борющихся с «ложью» - злом и разрушением, происходящих в мире против его воли. В конечном преображении бытия (Фрашкарде) им вместе со всеми благими существами будет совершено окончательное очищение мира от сил зла.

  • Ахура (ahura-), представляет собой соответствие санскритскому asura «Властелин», эпитету многих богов в Ригведе , прежде всего Варуны . Асуры - это род индоиранских божеств, связанных с основами бытия и моралью человеческого общества, «старшие боги» в противоположность дэвам , «молодым богам». В индийской традиции в дальнейшем подвергаются демонизации как «завистники богам (дэвам)». В зороастризме наоборот проклинаются дэвы и почитаются ахуры и ахура по преимуществу - Ахура Мазда.
  • Мазда (имен. пад. mazdå) - из праиндоевропейского *mn̥s-dʰeH 1 «устанавливающий мысль», «осмысливающий», отсюда «мудрый». Индийское соответствие medhā «разум», «мудрость». Этот более оригинальный, чем «ахура», эпитет бога, описывающий его как Мудрого Творца, творца мысли, а следовательно и сознания, послужил для образования зороастрийского самоназвания mazdayasna- «почитающий Мазду», «маздеист».

Таким образом имя Ахура Мазда можно условно перевести как «Господь Мудрый», «Господь Мудрость », «Владыка мысли». В Гатах Заратуштры два имени Бога часто употребляются независимо друг от друга и в свободном порядке. Начиная со времён Младшей Авесты устанавливается, за исключением застывших молитвенных форм, порядок «Ахура Мазда», ставший источником позднейших стяжённых форм.

На протяжении всей среднеиранской и новоиранской эпохи широко употреблялись именно стяжённые формы двойного имени: пехл. ʾwhrmzd" /ohrmazd/, согд. xwrmztʾ /xormazdā/, перс. ارمز(د) ‎ /ormoz(d)/. Вместе с тем в Новое время для зороастрийской традиции характерно «восстановление» имени по авестийскому образцу: перс. اهورا مزدا ‎ [æhurɒmæzdɒ].

В откровении

Главным источником, описывающим образ Ахура Мазды, являются обращённые к нему гимны Заратуштры - Гаты . Ахура Мазда открылся пророку после долгих лет настойчивых духовных исканий благодаря «Благому Помыслу» (Y 43). Заратуштра осмыслил Ахура Мазду помыслом и увидел его воочию (Y 31.8; 45.8). Пророк вопрошал, а Бог отвечал и наставлял пророка в божественной мудрости. В дальнейшем эта «встреча» (авест. haṇjamana- ) послужила основой новой религии почитания Мазды (зороастризма). В Гатах Заратуштра просит Ахура Мазду о защите, о наставлении, о даровании знаний, о благополучии в духовной и телесной жизни, о поддержке, которую «друг дал бы другу» (Y 46.2). Вместе с тем он сам приносит ему дары поклонения и полностью посвящает ему свою жизнь и тело (Y 33.14)

Сущность Ахура Мазды

Ахура Мазда - величайший из всех (Y 45.6). Благость его абсолютна (Y 28.8). Он был старше всего, но и самый юный (Y 31.8). Он возрастает вечно, но и вечно остаётся неизменным (Y 31.7). Он самый могущественный (Y 33.11). Он самый осведомлённый и знающий (Y 46.19). Он знает прошлое и будущее (Y 29.4). Он всегда следует прямым путём праведности (Y 33.5; 43.3).

Ахура Мазда пребывает в светлой Гародмане - «Доме песнопения» (Y 51.9), окружённый свитой сотворённых им благих существ - ахур , во главе с Ашей и Воху Маной (Истинным Законом и Благим Помыслом) (Y 44.9). Последние, называемые в более позднюю эпоху Амешаспандами и Язатами, в Гатах иногда называются его порождениями, то есть по сути продолжением его сущности.

В целом образ Ахура Мазда соответствует концепту «Архежреца », не только поддерживающего Закон Бытия (Ашу) посредством своей мысли и тайной силы maya-, но и наставляющий земных жрецов в знании этого закона . Праведный человек в зороастризме, приводящий мир к процветанию - прямой представитель Ахура Мазды в земном мире и исполнитель его воли (Y 31.16). Тем не менее антропоморфные описания в Гатах ограничиваются «языком его уст» (Y. 31.3) и «руками», в которых он держит дары воздаяния праведным и лживым (Y. 43.4).

С другой стороны Ахура Мазда связан со светом. В описании своего откровения Заратуштра постоянно прибегает к образам солнечного света и сияния, видимых им воочию. В Гатах огонь назван принадлежащим Ахура Мазде (Y 43.9). В дальнейшем связь Ахура Мазды со светом только укреплялась, Солнце стало прямо называться «образом» Ахура Мазды (Y 36.6). Контаминация маздеизма с солярными иранскими культами находит отражение в некоторых восточноиранских языках (хорезмийском , хотаносакском , мунджанском , ишкашимском), где рефлексы этого имени означают «Солнце».

Творец

Ахура Мазда - Творец (Dātār-) бытия (Y 50.11). Он творит своим помыслом (Y. 31.11), помыслом он сотворил светлое пространство мира (Y 31.7), дающее радость и умиротворение. Он поддерживает в мире Ашу («Истину») - закон функционирования вселенной, проявляющийся также в свете. Часто он выступает как жрец - его творение превращается в священнодействие, где он творит посредством священных мантр (Y 29.7). Его творческая сила, наполняющая бытие жизненной силой, описывается как Спента Маинью, что обычно переводится как «Святой Дух» (Y 47).

Он поддерживает землю и небо от падения, создал чередование дня и ночи, проложил дорогу светилам, дал силу ветру (Y 44). Он сотворил скот, растения и воду (Y 48.6; 51.7). Он сотворил людей: их тела и души, - и даровал им свободу воли (Y 31.11; 46.6). Он создаёт блага этого мира и дарует их человечеству (Y 33.11; 48.3).

Близость к человеку

Хотя Ахура Мазда велик, он находится в самых близких отношениях с людьми. Любой, кто на его стороне, может чувствовать себя его близким - другом, братом и отцом (Y 45.11). Он благосклонен ко всем, кто стремится к дружбе с ним (Y 44.17). Тот, кто поддерживает в мире закон Аши, становится самым желанным союзником Ахура Мазды, и Бог одаривает его благами Целостности и Бессмертия (Y 31.21, 22).

Вершитель суда

Ахура Мазда видит всё, его невозможно обмануть (Y 45.4), от него невозможно ничего скрыть (Y 31.13). Он высший суверен мироздания, и от него зависит будущее (Y 29.4). Он будет определять, кому достанется победа в битве между праведными и лживыми (Y 44.15). Именно с его проявлением в мире будет связано уничтожение зла (друдж) (Y 31.4) и наступление Фрашкарда - обновление бытия. Ахура Мазда изначально определил два типа поведения - в соответствии с моральным порядком мира или наперекор ему (Y 46.6). Человек выбирает между этими двумя путями в соответствии со своей свободной волей, но конец выбравших два разных пути будет различен (Y 48.4). И праведного, и лживого ожидает конечное вознаграждение, исходящее от Ахура Мазды (Y 43.4, 5) - спасение и всевозможные блага для первых и боль и разрушение для вторых (Y 30.11 и др).

В Младшей Авесте

В Младшей Авесте Ахура Мазда остаётся творцом и владыкой духовного и телесного миров, высшим подателем благ и называется «Святейшим духом» (авест. spəništa- mainyu- ). Более глубокое, чем в Гатах , отождествление со Спента Маинью (Святым Духом) и отсюда прямое противопоставление Ангра Маинью - «Злому Духу», непримиримому противнику всякого добра, подчёркивается пассажами Y 19, где Злой Дух появился в ответ на изначальный творческий акт Ахура Мазды, выраженный в виде молитвы Ахуна Ваирья, но был повержен словом отречения от всякого подобия со злом. Подобный акт отречения от зла предполагается и от человека. Почитатели Мазды должны признать Ахура Мазду источником всякого блага (Y 12) и воплощать его власть во всём мире (Y 35).

Ахура Мазде придаётся много хвалебных эпитетов, основными из которых являются прилагательные, связанные со светом: raēwant- и xwarənaŋuhant- - «блистательный» и «полный хварно», то есть царского сияния. Специально посвящённый Ахура Мазде Хормазд-яшт перечисляет 72 имени Ахура Мазды, включая 20 великих, перечисляемых особо.

Ахура Мазда стоит во главе Амешаспандов и Язатов, которые выступают как его творения и его свита. У некоторых Язатов или материальных творений имеется постоянный эпитет ahuraδāta- «сотворённый Ахурой» или mazdaδāta- «сотворённый Маздой».

В древнеперсидских надписях

Бог великий - Ахурамазда, который сотворил эту землю, который сотворил это небо, который сотворил человека, который сотворил счастье для человека, который сделал Дария царём. (DN, 1-6)

В древнеперсидской клинописи для имени Ахура Мазды помимо фонетической записи существовала отдельная идеограмма.

В пехлевийской литературе

См. также

Примечания

Литература

  • Windischmann, «Zoroastrische Studien» (Б., );
  • Spiegel, «Eranische Alterthumskunde» (т. II, Берл., );
  • Duncker, «Geschichte des Alterthums» (5 изд., В., );
  • Darmesteter, «Ormasd et Ahriman» (П., );
  • M. Haug, цитированная выше книга; W. Geiger, «Ost-iranische Kultur im Altertum» (Эрланген , );
  • Jackson, «The religion of Awesta», «Grundriss der irânischen Philologie» (Страсбург).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ахура Мазда" в других словарях:

    Ахура Мазда (справа) даёт Ардаширу символ королевской власти кольцо Мифология: иранская мифология … Википедия

    - (Зенд.) Олицетворенное божество, Принцип Всемирного Божественного Света парсов. От Ахура или Асура, дыхание, духовное, божественное в старейшей Риг Веде, низведенное ортодоксальными браминами в А сура, не богов, так же, как маздеяне… … Религиозные термины

    АХУРА МАЗДА - (Зенд.) Олицетворенное божество, Принцип Всемирного Божественного Света парсов. От Ахура или Асура, дыхание, духовное, божественное в старейшей Риг Веде, низведенное ортодоксальными браминами в А сура, не богов, так же, как маздеяне разжаловали … Теософский словарь

Это имя впервые появилось в 8 веке до н. э. в ассирийской надписи, и переводилось оно как «Владыка мудрости». По преданию, Ахура Мазда - это олицетворение правды, жизни и света, всезнающий и всемогущий Бог добра. Он властитель и устроитель мира, творец бытия.

Владыка мудрости сотворил тела и души людей, создал все блага мира и даровал их человечеству. Опираясь на ангелов, которые символизируют бессмертие, правду и добромыслие, он участвует в постоянной борьбе с Ангхроманью - Богом смерти и мрака.

Созданный Ахура Маздой человек может выбирать . Благость Владыки абсолютна, он - величайший из всех. Он самый юный, но он и старше всего, и постоянно меняется, оставаясь при этом неизменным. Этот Бог следует путем праведности и знает прошлое и будущее. Он все видит, и его невозможно обмануть. Он держит в руках дары, предназначенные для праведных и лживых. Каждый получит по заслугам: праведные - всяческие блага, лживые - боль и разрушение. Образ Ахура Мазды неразрывно связан со светом, огнем, солнечным сиянием. Он - Творец, создавший землю, небо, скот, людей, пищу, воду. Он даровал человечеству свободу воли.

В земном мире исполнителем его воли и прямым представителем является человек праведный, приводящий наш мир к процветанию. С людьми Ахура Мазда находится в очень близких отношениях. Все, кто находится на его стороне, могут чувствовать себя его близким - отцом, братом, другом. К тому, кто с ним дружен, он благосклонен. Человек, поддерживающий закон справедливости и добра, становится союзникам Бога и приобретает блага бессмертия и мудрости. И, напротив, творящий бесчинства будет побежден. Об этом свидетельствует история ведьмы из Фраддама.

Белому колдуну лорду Пенгерсвику всегда удавалось разрушать заклятия ведьмы из Фраддама, даже не смотря на то, что она слыла в западных краях самой могущественной колдуньей. Взбешенная ведьма решила его уничтожить с помощью неизвестных до тех пор чар. В обмен на помощь, она пообещала дьяволу отдать свою душу.

Было принято решение напоить кобылу чародея, поставив у дороги кадку. Предположительно конь должен был заупрямиться и сбросить седока. После этого старуха опоила бы лорда снадобьем, и он оказался бы полностью в ее власти. У дьявола не было сомнений, что он сможет завладеть душой ведьмы, но уверенности в душе колдуна у него не было. Магия Пенгерсвика была так могущественна, что даже сам дьявол его опасался.

Ведьме быстро удалось собрать все составляющие для зелья. В темной аллее, где должен был проехать лорд, была поставлена кадка с отравленной водой. Ждать пришлось не долго. Послышался размеренный цокот копыт, и на фоне темного неба появился четкий силуэт. Когда всадник приблизился, его конь громко фыркнул, и глаза животного вспыхнули ярким огнем - черная кадка у дороги выглядела неприятно. Мужчина склонился и что-то шепнул на ухо своему коню. Тот повернулся кругом и ударил копытами. Кадка подлетела вверх, а затем, падая, больно ударила ведьму по ногам. В следующее мгновение кадка превратилась в гроб, в который свалилась колдунья.

Колдун произнес несколько гневных слов на непонятном языке, и тотчас поднялся вихрь, в центе которого оказался сам дьявол. Он схватил гроб вместе с лежащей в нем ведьмой и поднял высоко в небо. Смех Пенгерсвика и ржание коня перекрывали рев ветра. Лорд пришпорил коня и помчался домой. А ведьма до сих пор парит над морем. Старуха мутит воду, поднимает волны высотой с гору и по мере своих сил старается причинить вред людям. . Власть над колдуньей имеет только лорд Пенгерсвик. Чтобы ее успокоить, он поднимается на башню и три раза дудит в трубу.

АХУРАМАЗДА АХУРАМАЗДА

Ахура Мазда (авест.), Аурамазда (др.-перс.), Ормазд (пехл.), в иранской мифологии верховное божество зороастрийского и ахеменидского пантеонов (см. Амеша Спента ). Буквальное значение - «господь премудрый». Первоначально имя А. выступало в качестве замены запретного имени божества. Оба элемента имени употреблялись раздельно даже в поздних фрагментах «Младшей Авесты» (см. Мазда ). В ахеменидских текстах (6-5 вв. до н. э.) этот термин писался слитно, т. е. воспринимался как новое имя древнего божества. В западноиранской ономастике имя Мазда упоминается с 8 в. до н. э. «Авеста», в отличие от большинства родственных иранской мифологии индоевропейских традиций (хеттской, греческой, латинской, балто-славянской, ведийской), где верховным божеством выступал воин-громовержец (Зевс, Индра, Перун и т. д.), изображала А. жрецом, подчёркивая духовность его сущности и действий. Он творит мир усилием или посредством мысли («Ясна» 19, 1-6) и требует себе чисто духовного поклонения, молитвы перед священным огнём («Ясна» 43, 7). Из обычных форм жертвоприношения в честь А. допускалось только возлияние смеси сока хаомы с молоком («Ясна» 29, 6-7). Учение Заратуштры о функциях и поступках А. содержит новые для индоиранской традиции оттенки религиозного символизма: о личном избранничестве Заратуштры А. как посредника между небом и землёй, апокалиптические понятия о страшном суде, вершимом А. («Ясна» 47, 6 и др.), об абсолютной свободе воли А. (43, 1), о грядущей победе А. и его приверженцев над силами зла, об ответственности каждого живущего существа перед А. (30, 3-6, 44, 14 и др.). В «Ясне семи глав» образ А. более традиционен и натуралистичен. Видимым его проявлением, буквально «телом», назван огонь (Атар; 36, 6), небесные воды именуются его жёнами. «Яшт» (XVII, 16) величает А. отцом низших божеств Аши, Сраоши, Рашну. Митры и самой религии. Но во всех случаях, вплоть до сочинений пехлевийской эпохи, А. выводился идеальным прототипом жреческого сословия. Однако ахеменидские скальные надписи (6-4 вв. до н. э.) и сасанидские рельефы (3-7 вв.) трактуют его царём-миродержцем: он «всемогущ, велик, победоносен». Помимо этих двух основных трактовок, в «Авесте» сохранялись остатки архаических представлений: «Ясна» (30, 5 и 51, 30) и «Яшт» (XIII, 3) донесли раннеиндоираиский образ высшего божества как олицетворения небесной звёздной (ночной) тверди. Тот же «Яшт» (XIII, 80) приписывал А. личного гения - фраваши, что подразумевало знак его, А., сотворённости и, тем самым, вторичности. Показательно, что каноническая «Авеста» умалчивала о происхождении А. Почитатели бога времени Зервана считали Ормазда сыном этого божества и братом-двойником злого духа Ахримана (ср. Близнечные мифы ). В «Гатах» А. - отец святого духа Спента-.Майнью и духа зла Ангро-Майнью; в «Младшей Авесте» Спента-Майнью абсорбируется с А. Ахурамазда сотворил всё бытие («Ясна» 44, 4-5; поздние пехлевийские переводчики подставили отсутствующее в оригинале определение «благое»), облёк предшествовавшие духовные формы плотью, заранее предначертал все мысли, слова и деяния. Человек должен избрать благие мысли, слова и дела и тем усилить лагерь добра (30, 3-6, 31, 11) в его противоборстве с силами зла, возглавляемыми Ангро-Майнью. А. в «Гатах» стоит над этой борьбой, но в «Младшей Авесте» он лично в ней участвует, ищет сторонников среди младших божеств, обучает Заратуштру правилам жертвенных ритуалов («Яшт» XIV 50) и шаманскому искусству гадать на птичьих перьях («Яшт» XIV 35). Младоавестийский образ А. (греч. форма имени - Оромаздес) был известен Платону и Аристотелю (5-4 вв. до н. э.), что даёт хронологическую веху в истории почитания А. и с учётом ранних ассирийских и ахеменидских сведений служит одной из предпосылок для исторической реконструкции маздеизма в целом.
Лит.: Wesendonk О. G„ Zu altpersisch Auramazda, «Zeitschrift fur Indologie und Iranistik», Lpz., 1929; Hartman S., Der Name Ahura Mazdah, в кн.: Synkretismus im syrisch-persischen Kulturgebiet. Gott., 1975 (Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. Philologiech-Historische Klasse, Folge 3, № 96).
Л. А. Лелеков.


(Источник: «Мифы народов мира».)


Синонимы :

Смотреть что такое "АХУРАМАЗДА" в других словарях:

    АХУРАМАЗДА, верховный бог в зороастризме. Олицетворение доброго начала … Современная энциклопедия

    Верховный бог в зороастризме. Олицетворение доброго начала … Большой Энциклопедический словарь

    - (Ахура Мазда, Ормазд) в мифах древних иранцев верховное божество (его имя означает Господь мудрый) … Исторический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 бог (375) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Ахурамазда - АХУРАМАЗДА, верховный бог в зороастризме. Олицетворение доброго начала. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Верховный бог в зороастризме. Олицетворение доброго начала. * * * АХУРАМАЗДА АХУРАМАЗДА, верховный бог в зороастризме (см. ЗОРОАСТРИЗМ). Олицетворение доброго начала … Энциклопедический словарь

    Верховный бог в ряде древних и раннесредневековых иранских религий Передней и Ср. Азии (а также в древнеармянском пантеоне, некоторых эллинистических синкретических культах и пр.), в настоящее время у парсов (См. Парсы) и гебров (См.… … Большая советская энциклопедия

    Верховный бог в религии у зороастрийцев и маздеистов, культ к рого в древности и в раннем средневековье был распространен в Ср. Азии и Иране. В Авесте повествуется о вечной борьбе доброго бога А. со злым богом Анхра Майнью. Лит.: Струве В. В.,… … Советская историческая энциклопедия

    Верховное божество зороастризма. Творец всех противоборствующих сил. Сыновья близнецы Ахурамазды Спента Майнью (Дух святости) и Ангро Майнью (Дух зла). Посредниками между Спента Майнью и человечеством являются семь бессмертных духов Амеша Спента… … Религиозные термины

    - … Википедия